Картинка огэ русский язык – Описание фотографии “Природа родного края” (сборник вариантов для подготовки к устному собеседованию И.П. Цыбулько)

Содержание

ОГЭ по русскому языку. Описание фотографии: виды, композиция, план, примеры

Подготовить за минуту небольшую речь по предложенной теме — на первый взгляд, непростая задача. Но, на самом деле, научиться строить монологическое высказывание, для того чтобы успешно пройти устное собеседование по русскому языку в 9 классе, по силам каждому, если знать его структуру, характеристику типов речи и приложить немного усилий. Высказывание на первую тему предполагает описание фотографии. Рассмотрим его особенности более подробно.

Что такое описание?

Этот тип речи служит для изображения явлений (предметов). Говорящий перечисляет совершаемые ими действия в данный момент времени, но более подробно останавливается на признаках, стремясь создать в воображении слушателя образ объекта, о котором идет речь.

Передать свойства и качества помогают имена прилагательные, существительные и наречия. Часто встречаются глаголы несовершенного вида, стоящие в прошедшем и настоящем времени. Для словесного изображения предметов употребляются согласованные и несогласованные определения, назывные предложения.

Пример:

Просторная комната была наполнена ярким светом, проникавшим в нее через окна причудливой формы. Разноцветный растительный орнамент на стенах, огромная хрустальная люстра, серебряная посуда — всё здесь говорило о богатстве и хорошем вкусе хозяина.

В чём состоят основные отличия описания от повествования?

В отличие от повествования, для которого характерна динамика и последовательности изложения, описание передаёт действия или признаки, которые происходят постоянно, в одно и то же время, их можно перечислять в произвольном порядке, меняя местами текстовые фрагменты без ущерба для смысла. Таким образом, оно позволяет представить предмет или явление в определённый момент.

Композиция

Словесное изображение обязательно должно содержать:

  1. Общую информацию об объекте;
  2. Качества и свойства, которыми он обладает;
  3. Мнение автора, впечатление от предмета (явления), заключение, вывод.

Виды

В зависимости от изображаемого объекта выделяют следующие разновидности:

  • Описание человека или предмета

    Этот тип дает характеристику объекту, то есть представление о том, какой он. Говоря об определённом лице, следует указать его возраст, обратить внимание на черты лица, фигуру, позу, одежду, индивидуальные особенности и характер. Если объектом является неодушевлённый предмет, нужно более подробно остановиться на таких признаках, как размер, форма, цвет, материал.

  • Описание места

    Данный вид содержит информацию о том, что где находится. Важное значение имеют наречия места (вдалеке, справа и т.д.), а также глаголы (размещается, располагается, окружает, стоит и т.п.). При словесном изображении помещения следует упомянуть про его общий вид (пол, потолок, стены, количество света), рассказать про окна, отделку, мебель, элементы декора (вазы, часы, картины, зеркала, светильники). Если перед нами снимок населённого пункта, необходимо обратить внимание на здания, улицы, транспорт, людей. По этим пунктам плана можно описать, например, фотографию “Современный город”

    Монолог по пейзажному снимку рекомендуется начать с упоминания об общем состоянии природы (времени года и суток, погоды). Затем можно перейти к объектам, расположенным в смысловом центре, рассказать о том, что находится слева, справа и на заднем плане. Важную роль при словесном изображении окружающей среды играет небо. Оно может быть безоблачным, хмурым, бескрайним и т.д. Используя данные рекомендации, можно составить монологическое высказывание по фотографии “Природа родного края” или любому другому снимку, на котором запечатлён пейзаж.

  • Описание состояния природы или человека.

    Этот вид предполагает изображение эмоций какого-либо лица (весело, одиноко, страшно и т.д.) или того, что можно увидеть и услышать, оказавшись в описываемом месте (прозрачный воздух, тишина, смеркается и т.п.).

    На некоторых снимках, которые встречаются в сборниках для подготовки к устному собеседованию по русскому языку, есть элементы, относящиеся к каждому из перечисленных видов, как, например, на фотографии “Первоклассница”. Составляя по ней монологическое высказывание требуется рассказать о том, как выглядит девочка (поза, мимика, прическа, одежда, обувь, сумка) и место, где она находится, какие эмоции испытывает.

  • С чего начать?

    Непосредственному описанию фотографии должно предшествовать вступление. Прежде всего следует обратить внимание на название выбранной темы. В демоверсии 2019 года — это “Праздник”. Рассмотрим возможные варианты вступления на примере данного снимка. Начать монолог можно с замысла фотографии, то есть с того, с какой целью она была сделана. Построив вступление данным способом, получим следующее:

    Праздники — это события, которые приносят яркие эмоции и незабываемые впечатления. Некоторые из них происходят лишь раз в жизни. Таким торжеством является последний звонок. Сохранить память о самых интересных моментах праздника, атмосфере, царящей на мероприятии, и эмоциях, испытываемых выпускниками и учителями в этот волнительный день, помогает фотография.

    По такому принципу построено вступление по теме “Поход”.

    Другой вариант начала монолога — ваше мнение о роли и значении фотографии в жизни человека. Он является универсальным и подойдёт для описания любого снимка.

    Алгоритм работы

    Подготовка к монологу по фотографии включает следующие шаги:

    1. Определение смыслового центра снимка, где находятся главные объекты, которые помогают раскрыть замысел и обращают на себя внимание зрителя.
    2. Поиск основных предметов и лиц. Эти существительные следует выписать в первый столбик, отступив от каждого немного места.
    3. Подбор синонимов — важная часть работы. В описании предложения имеют сходную структуру, поэтому могут появиться повторы слов, а значит, есть риск допустить стилистические ошибки. Синонимы лучше занести во вторую колонку, расположив напротив соответствующих существительных.
    4. Перечисление признаков каждого предмета/лица — непосредственно описание. Их можно указать в третьем столбике.
    5. Словесное изображение действий, которые совершают люди, запечатлённые на снимке. Необходимо обратить внимание на то, что делает человек, куда направлен его взгляд.
    6. Описание пейзажа. Следует рассказать о месте, где сделана фотография (в помещении или на свежем воздухе), определить время года, обратить внимание на природу, интерьер. В монологическом высказывании необходимо упомянуть цветовые эффекты, а также яркие детали, которые вызывают интерес зрителя.
    7. Определение темы снимка.
    8. Оценка кадра. В заключении следует выразить своё отношение к фотографии, используя имена прилагательные, и эмоций, которые она вызывает.

    Важно:

  • В монологе не нужно рассказывать о том, чего нет на снимке.
  • К структуре основной части не предъявляются строгие требования. Однако высказывание обязательно должно содержать все пункты, указанные в задании, последовательно изложенные и связанные между собой. Их наличие необходимо ещё раз проверить, закончив подготовку.
  • Итак, мы рассмотрели основные вопросы, возникающие при подготовке к первой теме устного собеседования — описанию фотографии. Возможно, сначала выполнение этого задания будет занимать достаточно много времени и понадобится обратиться к словарю синонимов или эпитетов. Однако регулярная практика поможет строить монологическое высказывание быстрее и укладываться в указанные временные рамки.

    Примеры описаний можно посмотреть здесь.

    Описание фотографии “Поход” (монолог по теме из сборника И.П. Цыбулько)

    Приятное времяпрепровождение с друзьями, песни под гитару, страшные истории вечером у костра — всё это знакомо каждому, кто хотя бы раз отправлялся в поход. Безусловно, лучшие моменты весёлого приключения хочется запечатлеть на фотоаппарат, чтобы сохранить надолго в памяти.

    Перед нами снимок, сделанный летом на поляне. На переднем плане фотографии мы видим четырёх подростков, которые собрались около костра, чтобы перекусить. Слева на большом бревне, обхватив ноги рукой, вполоборота сидит мальчик с тёмно-коричневыми волосами. Его взгляд устремлён на зрителя. Приподнятое настроение передаёт открытая улыбка. На участнике похода надета серая толстовка и джинсы. В руке у мальчика ветка с хлебом, которую он держит у огня. Рядом сидит девочка с распущенными светлыми волосами в растёгнутой голубой кофте, свободных брюках и кроссовках. Она приподняла голову таким образом, что создаётся впечатление, будто взгляд направлен сверху вниз. Правая рука согнута, локоть опирается на колено, ноги широко расставлены. По позе, взгляду и выражению лица видно, что она позирует для фотографии. Рядом с девочкой скромно сидит ещё одна участница похода. У неё короткие русые волосы. На лице у девочки застыла полуулыбка. Участница похода сидит немного ссутулившись, слегка наклонившись вперед и скрестив руки. На ней надета бежевая водолазка и светлые штаны с синим узором. Обращает на себя внимание её обувь — сандалии. Рядом с группой подростков, но на отдельном небольшом бревне расположился мальчик в полосатой футболке, брюках и кроссовках. Кажется, что он младше товарищей. Мальчик серьезен и задумчив. Он, как и его товарищ, жарит хлеб на костре. Позади ребят установлена палатка, за которой находится склон, местами заросший травой.

    Рассматривая снимок, погружаешься в атмосферу тёплых летних дней, проведённых с друзьями на природе, вспоминаешь запах костра и вкус печёного картофеля.

    Полезные материалы:

    Алгоритм описания фотографии

    Слова для описания внешности человека

    Похожие примеры:

    Описание фотографии Первоклассница

    Описание фотографии Школьная библиотека

    Описание фотографии “Школьная библиотека” из сборника для подготовки к устному собеседованию И.П. Цыбулько

    Книги — хранители знаний, накопленных многими поколениями, не усвоив которые, невозможно открыть что-то новое. Сейчас большинство изданий можно найти в Интернете. Однако научные труды, как правило, выходят ограниченным тиражом, поэтому прочитать их можно только в библиотеке.

    Перед нами фотография, на которой запечатлена группа старшеклассников, совместно выполняющих исследовательскую работу. Слева на снимке находится девочка со светлыми волосами в коралловой кофте. Она сидит за столом, слушая аудиозапись и сосредоточенно глядя в книгу, на страницах которой лежит её правая рука. Рядом со школьницей расположился мальчик с тёмными волосами в белой футболке и синей клетчатой рубашке. Подперев одной рукой голову, а в другой держа ручку и провод от наушников, он внимательно изучает записи, сделанные в тетради. Около него сидит старшеклассница с тёмными, собранными в хвост волосами. На ней надета голубая майка. Девочка переписывает из книги в тетрадь информацию, на которую указывает находящаяся рядом старшеклассница в надетом поверх рубашки сером кардигане. В этот же учебник смотрит стоящий около стола мальчик в светлой футболке, синей растегнутой рубашке с подвёрнутыми рукавами и джинсах. Мимика и позы старшеклассников демонстрируют то, что они серьёзно относятся к выполнению задания и полностью погружены в работу. Фотография сделана в библиотеке. В помещении много света. На столе, за которым работают школьники, лежат тетради, учебники, планшет. На заднем плане снимка расположены высокие стеллажи с книгами, одна часть которых расставлена рядами, а другая — сложена стопками.

    Я считаю, что библиотека — лучшее место для выполнения домашнего задания, подготовки исследовательской работы и творчества. Здесь всегда можно найти необходимую литературу, нет отвлекающего шума и других вещей, которые мешают сосредоточиться.

    Полезные материалы:

    Алгоритм описания фотографии

    Слова для описания внешности человека

    Похожие примеры:

    Описание фотографии Современный город

    Описание фотографии Любимое увлечение

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 7.

    Тема 1. Опишите картину художника.

    «Зима пришла. Детство». Художник С.А. Тутунов. 1960 г.

    На картине «Зима пришла. Детство» художник С.А.Тутунов изобразил один из первых зимних дней, когда выпал снег, покрыв ещё не успевшие до конца облететь с деревьев листья и всё вокруг.

    Автор сумел передать радостное настроение, используя для этого светлые, нежные краски- от белой, светло-серой до голубой.

    Мальчик изображён прислонившимся к окну и рассматривающим то, как всё за окном изменилось, побелело. Он видимо, недавно проснулся, волосы у него всклочены, он не успел ещё переодеться- сразу подошёл посмотреть на первый снег.

    Картина имеет, я думаю, не случайно такое название . Ведь именно в детстве всё самое обычное кажется таким сказочным, необыкновенным. Автор словно хочет вместе с нами посмотреть на прекрасную природу глазами ребёнка и восхититься ею.

     

    Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в кинотеатр.

    Я люблю в свободное время ходит в кинотеатр, смотреть новые фильмы, да и мультфильмы мне тоже нравятся, они в последние годы стали такие интересные, красочные.

    Мне нравится следить за новинками кино. Конечно, большую роль в этом играет реклама. Так, я с большим интересом смотрел фильм «Легенда №17» режиссёра Николая Лебедева о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове. Я сам увлекаюсь хоккеем и  с большим  интересом читаю и смотрю всё, что связано с жизнью хоккеистов.

    На фильм я ходил со своими одноклассниками и с другом. После просмотра мы долго обсуждали увиденное.

    Большое впечатление произвела на меня игра актёров Никиты Козловского и Олега Меньшикова, которые смогли передать, как тяжело даётся победа в спорте, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать победителем. Наши хоккеисты стремились не просто к победе в матче с канадцами, они защищали свою страну, доказав миру, что мы сильнейшие.

    Я советую всем, кто не видел этот фильм, обязательно его посмотреть, чтобы понять, какими должны быть настоящие мужчины, как нужно стремиться к своей цели и побеждать.

     

    Тема 3. Согласны ли Вы с тем, что грамотным быть модно?

    Быть грамотным человеком было модно, престижно во все времена. Ведь грамотность – это признак образованности, начитанности, эрудиции, общей культуры человека. Люди, обладающие такими качествами, ценились всегда.

    Грамотный человек красиво, убедительно говорит, всегда может аргументированно доказать свою точку зрения. Он много читает, поэтому может поддержать разговор на многие темы. С ним просто интересно. Такой человек и пишет грамотно.

    Грамотность не даётся с рождения. Нужно много учиться, чтобы ею овладеть : читать, изучать правила правописания, пополнять свой словарный запас.

    Сегодня быть грамотным стало модно, ведь такие люди привлекают к себе внимание, у них больше шансов найти хороших друзей, работу. Они могут проявить себя с выгодной для них точки зрения. Красивая и грамотная устная и письменная речь- залог успеха во многих профессиях.

    Грамотные люди имеют больше шансов хорошо устроиться в жизни: получить повышение по службе, найти работу, которая им нравится, да и просто добиться поставленных целей. Нужно стремится быть грамотным!

    ОГЭ Устный экзамен. Описание фотографии

    Описание слайда:

    Словарь терминов, используемых в описании фотографии Фотография — корни слова восходят к греческому языку: phos (photos) — «свет» и grapho — «пишу». Буквально: «пишу светом». 1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, плёнках. 2. Снимок, полученный таким образом. Жанровая фотография — это остановленное мгновение жизни, какая-то сцена, история, но не постановочная, а естественная. Замысел — задуманный план действий, деятельности, намерение; заложенный в фотографию смысл, идея. Кадр — понятие, означающее в фотографии отдельный снимок в одной тематической серии. Композиция фотокадра — структура, соотношение, взаимное распределение отдельных элементов фотографического изображения, обусловленные содержанием и характером произведения и во многом определяющие его восприятие. Композиционный центр в фотографии — элемент снимка, связывающий все остальные его части в единое целое и не позволяющий этому целому развалиться на отдельные элементы; первое, что привлекает внимание зрителя. Кульминация — момент наивысшего подъёма, напряжения в развитии чего-либо. Облик — внешний вид, очертание, наружность. Панорама — это снимок, сделанный с большим углом охвата, например пейзажа или большой группы людей. Панорама рассчитывается на ее восприятие целиком и последовательно фрагмент за фрагментом. Передний план — объекты, расположенные на снимке ближе, чем главный объект съёмки. Пейзаж — это природа как таковая и природа искусственная, сотворенная человеком: городская архитектура, сельские избы, стройки. В пейзажных снимках перед зрителем предстают леса и поля, луга и горы, моря и реки, то есть природа естественная. План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план. Поза — положение, принимаемое тем, кого рисуют или фотографируют. Смысловой центр фотографии — элемент или несколько элементов снимка, делающих последний не просто набором изображённых на нем объектов, а наполняющих его определённым смысловым содержанием, отражающим замысел автора. Сюжет — система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Фигура — изображение человека или животного. Фон — задний план фотографии, способствующий выделению главных элементов композиции. Форма — внешнее очертание, наружный вид предмета. Характер — совокупность всех психических, духовных свойств человека, отражённая в деталях фотографии. Цветовая гамма — ряд цветов, преобладающих на рассматриваемом объекте или его изображении. Четкость — степень проработки деталей изображения на фотографии. Экспрессия — непосредственно наблюдаемые внешние сигналы и знаки, информирующие о внутреннем состоянии запечатлённого на фотографии.

    ОГЭ. Русский язык. Устная часть. Вариант № 11.

    Примерный ответ.

    На картине художника В.Д. Поленова изображено одно из красивейших времён года России – золотая осень.

    Автор сумел передать восхищение красотой природы родного края – её лесов, бескрайних полей, уходящих вдаль, за горизонт, тихое безмолвие реки, словно готовящейся к зимним холодам. Солнечный день, тропинка в лесу, голубая река – всё так красиво!

    Художник использовал сочные краски – жёлтые, зелёные, голубые, чтобы передать свет, радость от восприятия осеннего дня. Однако кое-где уже появились тёмные мазки. Ведь осень – это постепенное увядание природы, поэтому художнику и радостно, и грустно одновременно.

    Мне очень нравится эта картина. В ней привлекает и красота уголка осенней природы, и ширь, передающая мощь нашей страны, и ощущение тишины, спокойствия. Смотря на изображённый пейзаж, понимаешь, как же дорога нам Родина, её природа.

     

    Примерный ответ.

    Семейный альбом – это история семьи. В нашей семье есть несколько таких альбомов. В них фотографии наших бабушек и дедушек, мам и пап и наши. Несколько поколений семьи изображены на них и бережно хранятся в семейных альбомах.

    Мне дороги многие фотографии, но особенно я люблю смотреть на те, на которых мои близкие изображены совсем молодыми. Понимаешь, что у всех была своя жизнь, какие-то яркие события, радости и горести.

    По фотографиям из семейного альбома можно узнать и о ярких памятных днях в жизни членов семьи, и об истории нашей страны. Так на фронтовых фотографиях моего деда изображены редкие моменты отдыха между боями, когда молодые бойцы весело улыбаются, глядя в объектив, хотя, возможно, кто-то из них погиб в ближайшем бою. Я горд за деда, что он – участник войны, принёс победу нашей стране.

    Я продолжаю семейную традицию, бережно помещаю важные фотографии в семейный альбом, чтобы и мои дети и внуки когда-нибудь смотрели на то, каким я был молодым.

     

    Примерный ответ.

    Целеустремлённость – это одно из качеств человека, характеризующееся наличием цели, чётким пониманием того, что хочет человек, к чему стремится.

    Цели нужно ставить перед собой всегда. Они должны быть реальными, достигаемыми. Если цель буден невозможно осуществить, то появится неудовлетворённость самим собой. А ещё цели должны быть позитивными, приносить пользу и человеку, и окружающим.

    Ребёнка буквально с детства нужно приучать ставить цели и достигать их. Пусть сначала это будут очень простые, на первый взгяд, цели: убраться к празднику, помочь братишке сделать уроки, добиться пятёрки в четверти по предмету. Достигая одной цели, ребёнок будет ставить другие – и так двигаться вперёд, развиваться.

    Жить бесцельно – это значит плыть по течению жизни, не задумываясь над тем, для чего человек живёт, чего он хочет добиться. Такие люди, мне кажется, живут скучно и неинтересно, потому что не испытывают радости победы, гордости за самого себя, когда преодолевают препятствия, достигают задуманного. Целеустремлённость делает жизнь ярче, счастливее.

     

    задания 3 и 4. ОГЭ 2020

    Вариант 1

    Задание 3. Монологическое высказывание.

    Опишите фотографию. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

    Итоговое собеседование
    Задание 4. Диалог «Поход».
    1. Была ли в Вашей жизни возможность побывать в походе?
    2. Что показалось самым трудным в походе?
    3. Какие качества характера человека вырабатываются в походе?
    4. Влияет ли поход на взаимоотношения в коллективе?

      Вариант 2

      Задание 3. Монологическое высказывание.

      Опишите фотографию. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

      Итоговое собеседование
      Задание 4. Диалог «Спорт в жизни человека».
      1. У вас есть любимый вид спорта?
      2. Что дают Вам занятия спортом?
      3. Какова роль занятий физкультурой и спортом в жизни человека?

      Вариант 3

      Задание 3. Монологическое высказывание.

      Опишите фотографию. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

      Итоговое собеседование
      Задание 4. Диалог «Достопримечательности».
      1. Какими достопримечательностями может гордиться Ваш город?
      2. Что Вы знаете об истории какого-либо памятника в Вашем городе?
      3. Нужно ли заботиться о сохранении памятных мест и почему?

      О том, как готовить учеников, читайте в наших материалах:


        Вариант 4

        Задание 3. Монологическое высказывание.

        Опишите фотографию. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

        Итоговое собеседование
        Задание 4. Диалог «Подарки».
        1. Любите ли Вы дарить подарки?
        2. Как Вы выбираете подарки?
        3. Что влияет на Ваш выбор?
        4. Какому подарку Вы бы обрадовались больше всего и почему?

        Вариант 5

        Задание 3. Монологическое высказывание.

        Опишите фотографию. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

        Итоговое собеседование
        Задание 4. Диалог «Здоровое питание».
        1. Почему сегодня так остро стоит вопрос о здоровом питании?
        2. Когда, на Ваш взгляд, нужно начинать следить за своим питанием?
        3. Есть ли у Вас рецепт здорового блюда, которым Вы хотели поделиться с друзьями?

        Вариант 6

        Задание 3. Монологическое высказывание.

        Опишите фотографию. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

        Итоговое собеседование
        Задание 4. Диалог «Домашние питомцы».
        1. Есть ли в Вашей семье домашние питомцы?
        2. При каких обстоятельствах появился Ваш домашний друг?
        3. Можете ли вспомнить необычную/забавную историю, связанную с Вашим любимцем?
        4. Почему люди заводят домашних питомцев?

        Вариант 7

        Задание 3. Монологическое высказывание.

        Опишите фотографию. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

        Итоговое собеседование
        Задание 4. Диалог «Экология».
        1. Знаете ли Вы, что 2017 год объявлен в России годом экологии? Как Вы думаете, почему?
        2. Знаете ли Вы о конкретных мероприятиях экологического характера, которые проводятся в Вашем городе или в Вашей школе? Поясните подробнее.
        3. С какими мыслями о поддержании благоприятной экологической обстановки Вы бы обратились к людям?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *