Изложение материала от общего к частному это: 1.2. Основная часть методы изложения

Содержание

1.2. Основная часть методы изложения

Основная часть речи обычно рассматривалась риторикой как двухэлементная, т. е. состоящая из таких структурных компонентов, как изложение и доказательство, наглядно отражающих "объективный" и "субъективный" планы речевого произведения. Изложение отражало предметную сторону сообщения, доказательство - отношение говорящего к предмету речи.

На этапе диспозиции "изобретенные" ранее топы получают свою актуализацию в рамках двух моделей изложения: 1) модели "ad ovo" (от лат. букв. "от яйца", т. е. от основания, от первоисточника) и 2) модели "in medias res" (от лат. букв. "в середину вещей", т. е. действие в соответствии с существом дела).

Первая модель рассматривается как отражение естественного порядка следования элементов целого: события выстраиваются на линейной оси в порядке их осуществления и следования одного за другим в реальной действительности. В рамках этой модели используется исторический метод экспликации информации, т. е. изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени. Часто этот метод называют хронологическим.

Вторая модель предполагает искусственный порядок следования фактов и событий: говорящий не столько воспроизводит сами события, сколько анализирует сущность произошедшего или происходящего, моделирует событие в соответствии со своими целеустановками.

В рамках данной модели используются следующие методы изложения информации: дедуктивный, индуктивный, метод аналогии, концентрический и ступенчатый.

Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный.

Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы. Говорящий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание. Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином "витке" развертывания структуры речи.

Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему в рамках общей темы речи, оратор уже больше не возвращается к ней. При использовании стадиального метода говорящий реализует прием градации подтем сообщения. Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора.

Использование различных методов изложения материала в основной части речи позволяет сделать ее структуру оригинальной, нестандартной.

Методы изложения материала

 

Структура лекции зависит прежде всего от метода преподнесения материала лекции, избранного лектором. Кратко охарактеризуем эти методы.

1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Лектор начинает речь с частного примера, случая, а затем подводит студентов к обобщениям и выводам.

2. Дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному. В начале лекции лектор выдвигает какие –то положения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

3. Метод аналогии –сопоставление различных явлений, фактов, событий. Обычно параллель проводится с тем, что уже хорошо известно слушателям.

4. Концентрический метод –расположение материала лекции вокруг главной проблемы, излагаемой лектором. Лектор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод –последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую –либо проблему, лектор уже больше к ней не возвращается.

6. Исторический метод –изложение материала в хронологической последовательности: описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одной и той же лекции позволяет сделать структуру главной части лекции более оригинальной, нестандартной.

Лектору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и вызвать ответную реакцию. Для этого при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические –к чувствам. Самые сильные доводы используются в конце рассуждения (принцип усиления).

 

Приемы привлечения внимания аудитории

 

Чтобы привлечь внимание аудитории к лекции, используются различные приемы. Никогда, никакими словами нельзя заставить аудиторию познать мир через скуку. Назовем некоторые из этих приемов.

1. Остроумие, вкус, умение пользоваться поговорками, пословицами, цитатами, яркими примерами из художественной литературы, фразеологизмами, которые помогают немногими словами сказать многое (прокрустово ложе, собака на сене, дары данайцев, одного поля ягод, блудный сын, подсадная утка, троянский конь, сизифов труд, эзопов язык, пиррова победа и т.д.), использование тропов и фигур делают речь живой и образной (по Аристотелю «Украшение мыслей») М.В. Ломоносов –блестящий лектор, оратор, теоретик красноречия писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

2. Тайна занимательности: внимание слушателей получает толчок, когда лектор неожиданно для них прерывает начатую мысль, -и новый толчок, когда поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

3. Вопросно –ответный прием: лектор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения выясняет их и приходит к определенным выводам. При этом лекция превращается в диалог, живую беседу с аудиторией.

4. Вводить в серьезную по содержанию речь элементы юмора.

5. Демонстрация визуальных и аудитивных наглядных пособий.

6. Стилизация под речь персонажа, о котором ведется повествование.

Перечисленные приемы позволяют сделать речь нарядной, но они не должны становиться самоцелью, каждый из них следует использовать в оптимальном количестве при непременно высоком качестве исполнения.

Недостатки композиции

 

Каждому лектору следует иметь представление о возможных недостатках в композиции лекции, чтобы избежать их при подготовке.

1. Нарушение логической последовательности в изложении материала.

2. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем (рекомендуется предлагать вниманию аудитории 3-4вопроса)

Лекция не должна содержать фактов, примеров, не относящихся к обсуждаемому предмету. Речь лектора должна быть экономной и краткой. Но краткость речи, подчеркивал А.Ф. Кони, состоит не в краткости времени, в течение которого она произноситься, а в отсутствии всего лишнего.

3. Шаблонное, трафаретное построение речи, изобилие канцеляризмов.

Безусловно, универсальных правил построение лекции не существует. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед лектором, от состава слушателей.

Следует помнить, что интересные, захватывающие лекции –это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения лекции.

Каждая лекция, если она хорошо продумана, если она результат большой предварительной работы, то она отражает особенности, интересы, склонности лектора, его интеллектуальный уровень.

Дедуктивный метод, Индуктивный метод изложения

Дедуктивный (лат deductio - выведение) метод заключается в последовательном развертывании сообщения и движения текста от общего к частному. Это метод поиска того, как сначала выраженному обобщению знай идти конкретные подтверждения. Примерами применения этого метода могут быть все определения частей речи в учебнике по украинской (российской) речи: существительное называется часть речи, называет пре дуете и отвечает на вопросы кто, что, прилагательным называется и т др.. Общее положение сразу определяет направление поиска именно определенных фактов и иллюстраций и организует слушателей видеть эти факты и думать над ними так, как хочет автохоче автор.

Дедуктивный метод ведет слушателей от следствия (общего положения) к причине (она спрятана в конкретных фактах и ??процессах) и тем интригует, провоцирует слушателей на поиски этой причине: фактов, событий, о признаков, свойств, которые дают основания сделать именно такое общее положение, а не другое. Запоминается слушателям раз причина, ибо она имеет образ конкретного факта, а общее положение надо понятна ты силой мысли и заучить, запомнить, опираясь на факти.

Дедуктивный метод распространен в риторике как отвечающий за построение правильных умозаключений: задаются правила типа или класса единиц (ссылка), если факт соответствует этим правилам, он подлежит является закономерностям этого типа или класса. Общие суждения разворачиваются в долевые. В формальной логике теория дедукции построена именно на дедуктивном методді.

Дедуктивный метод широко используется в учебном процессе, особенно в старшей и высшей образовательных звеньях

Индуктивный метод изложения

. Индуктивный метод

(лат inductio - возбуждение) является обратным к дедуктивного. Он заключается в переориентации хода мысли в обратном направлении - от конкретного к общему

В античной риторике этот метод назывался предвидением оснований (petitito principii). Речь начиналась с частичного факта и слушатели должны быть заинтригованы: куда"клонит"оратор, к чему ведет. Однако вы иклад методом индукции требовал репрезентативности факта, т.е. уверенности в том, насколько конкретный случай является представительным, убедительным, чтобы из него делать общий вывод, и как часто он п овторюеться. Иначе говоря, индуктивный метод необходимо единичное было таким, которое бы вошло или перешло в общее. Например, слова пятерка, земля, книга, сон, чтение, бег отвечают на вопросы я что?,. Имеют опредмечен значение, поэтому называются существительнымками.

. Дедуктивный метод сразу требует их общими положениями интеллектуальной деятельности и от оратора, и от слушателей, а потом конкретно-чувственного восприятия и эмоционального переживания фактов. Индуктивный метод, н наоборот, начинается с конкретно-чувственного восприятия и эмоционального переживания слушателей и уже потом должен заканчиваться интеллектуальной деятельностью - умозаключения. Владеть надо обоими методами - индукция ю и дедукцией, ибо они взаимодействуют, словно проверяя друг друга и таким образом удерживают нас от ошибок в познании действительноститі.

Для слушателя индуктивный метод общения всегда легче, потому что мысль"вызревает"на конкретных фактах. Для оратора оба метода должны быть одинаковыми, потому что к встрече со слушателями он самостоятельно дол. Иненю"пройти"свой материал обоими методами, проверяя результат, и выбрать в конкретном случае индуктивный или дедуктивный метод изложения, взвесив все"за"и"против"материала, слушателей, условий. Союз ування, коммуникативной мети.

Индуктивный метод широко применяется в начальной образовательной звене, чем в средней и старшей, ибо он основывается на конкретно-чувственной основе

Способы изложения материала (исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический)

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Способ изложения материала– методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.

Исторический способ– изложение материала в хронологической последовательности. Например:

Первый свой поход на Русь начали шведы. В июле 1240 года шведские суда вошли в устье Невы.

Дружина Александра вместе с новгородским ополчением совершила стремительный переход к устью Невы. По пути к ним присоединился отряд из Ладоги.

15 июля 1240 года русское войско внезапно напало на шведский лагерь. Шведы в панике бросились бежать.

Разгром шведов не остановил датских и немецких завоевателей. Летом 1240 года они захватили русскую пограничную крепость Изборск, а затем овладели Псковом.

Зимой 1241-42 г.г. Александр Невский со своей дружиной и новгородским ополчением освободил Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся дальше на запад против главных вражеских сил.

Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли. Например:

До нас дошло сочинение Аристотеля под названием «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трех книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. Третья книга «Риторики» посвящена самой речи.

Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению.Например:

Кто художество наше любит, а мастера презирает, тот лжет. Кто действительно мастерство народное любит, любит и художника. А кто спесивится перед нашим братом, не любит искусства нашего, кто оскорбляет художника – искусство его оскорбляет.

Индуктивный способ– изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Например:

В одном конце залы – широкая лестница... и по обеим ее сторонам высокие двери с прибитыми над ними оленьими головами – они ведут в бильярдную, библиотеку, большую желтую залу и в гостиные. На втором этаже, по меньшей мере, двадцать спален. ... Наша классная помещается на втором этаже, и из нее одна дверь ведет в мою спальню, а другая в спальню девиц. Затем идут апартаменты мистера Питта – мистера Кроули, как его здесь называют, – старшего сына, и покои мистера Родона Кроули. Словом, недостатка в помещении тут нет, могу тебя уверить! Мне кажется, что в этом доме можно было бы разместить все население Рассел-сквер, да и то осталось бы место»

Концентрический способ– расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Например:

Я не принимаю эстетизма. Неделя борьбы с эстетизмом! Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев, – в эстетизме холодная кровь. Он – статичен. Он – созерцает, а не сопереживает. Он говорит: вот – я, вот – мир, который я созерцаю. Но он никогда не скажет: я – весь в этом мире, я – это мир. Эстетическое искусство – развлечение. В нем всегда встает роковой вопрос: есть ли в искусстве смысл? Эстетизм не дает ответа.

Аналогический способ (метод аналогии) – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.Например:

Открытие Галилеем четырех больших планетоподобных спутников у Юпитера позволило подкрепить гипотезу Коперника о центральном положении Солнца и движении вокруг него других планет. Он сравнил систему спутников Юпитера с Солнечной системой. В обеих системах имеется ряд общих для них признаков.

Необходимые (логические) правила

для сильной аргументации:

· Тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

· Тезис должен быть тождественным в течение всего рассуждения.

· Необходимо исключить из тезиса неявные условия, положения и следствия.

· Дать определение всем понятиям и точно указать отношения между ними.

· Сформулировать цель аргументации.

· Аргументы должны быть истинными и непротиворечивыми.

· Аргументы должны быть достаточными.

· Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса.

· Источники аргументации должны быть всем известные и достоверные.

Необходимые (психологические) правила

для сильной аргументации:

· Будьте эмоциональны.

· Не злоупотребляйте логическим давлением.

· Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам.

· Персонифицируйте свои идеи (превращайте обсуждение идеи в обсуждение людей).

· Отвлекайтесь в изложении.

· Используйте парадоксальные аргументы.

· Будьте лаконичны.

· Ссылайтесь на авторитеты.

· Используйте наглядные пособия, приводите статистические данные.

Уловки – определенные тактические приёмы, использование которых приведет к максимальному достижению эффективности речевого воздействия.

Логические ошибки – нарушения требований, предъявляемых логикой к различным элементам доказательного рассуждения.

Софизмы – преднамеренные логические отступления.

Разновидности логических ошибок:

· «Ложность оснований» – использование недостоверных фактов.

· «Предвосхищение основания» – попытка обосновать тезис суждением, которое само нуждается в доказательстве.

· «Недостаточность аргументов» – аргумент, значимый для вполне конкретных обстоятельств, выдается за аргумент, значимый во всех иных обстоятельствах.

· «Круг в доказательстве» – в качестве основания для выдвинутого тезиса принимается довод, достоверность которого зависит от истинности доказываемого тезиса.

· «Мнимое следование» – неумение вывести доказываемую мысль из приведенных в тексте аргументов, неспособность установить внутреннюю логическую связь этих аргументов и тезисного суждения.

· «Прыжок в доказательстве» – искажение логической последовательности в приведении аргументов.

· «Нарушение правил умозаключения» – использование слов, значение которых неоднозначно понимается в тезисах и аргументах, что приводит к смешению смыслового содержания понятий.

Разновидности уловок:

· Вопрос, в котором используют неопределенности ситуативных слов.

· Вопрос, предполагающий в ответ «да» или «нет».

· Вопрос, предполагающий нежелательный (выгодный для вопрошающего) ответ.

· Вопросы, для которых не найдено общепринятого решения (Логические парадоксы).

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

4 Методы изложения материала. Имидж лектора и публичного выступления

Похожие главы из других работ:

Диалектная лексика говора села Шабельское Щербиновского района Краснодарского края: тематический и структурно-типологический аспекты

1.
2 Методы сбора диалектного материала

Известно, что объективность и достоверность собранных лексических единиц напрямую зависит от методов их сбора. Современная диалектология базируется на достижениях отечественных диалектологов...

Диалектная лексика говора села Шабельское Щербиновского района Краснодарского края: тематический и структурно-типологический аспекты

1.3 Интровертный словарь говора как источник диалектного материала

Одним из источников диалектного материала послужил диалектный словарь, составленный учащимися 7-х классов COШ № 11 с. Шабельского под руководством учителя русского языка и литературы Людмилы Ивановны Петренко в 2005 г...

Культурологический подход в обучении иностранным языкам

1.6 трудности с введением страноведческого материала

Использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке. ..

Никнейм как лингвокультурологический феномен

Глава 2. Анализ языкового материала Интернет-коммуникаций

...

Опыт стилистической диагностики текстовых источников Интернета

2. Характеристика исследуемого материала: веблоги и форумы

...

Ораторское искусство. Типы ораторов

5. Основные приемы поиска материала

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры...

Особенности коннотативного значения названий частей тела в составе фразеологических единиц

1.1 Накопление фразеологического материала

В книге Л.И. Ройзензона «Русская фразеология» (1977) были определены многие типы фразеологических единиц и сделаны очерки по каждому из них. Фразеологическая литература последних лет отражает развитие намеченных направлений. ..

Осторожно, говорящая одежда

2.3 Выводы. Анализ собранного материала

По данным нашего исследования большинство учащихся в своем гардеробе имеют предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. Из 100 опрошенных только 57% учащихся знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде, также они отметили...

Понятие "жизнь" в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина

§3. Принципы классификации материала

В основании классификации языкового материала положено комплексное изучение взаимосвязей систем отдельных уровней, не дифференцирующий подход, а интегрирующее изучение. Почему именно так? С одной стороны, концепт есть «содержание понятия...

Приемы поиска материала для публичной речи

1. Основные источники поиска материала

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры. ..

Причастия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Выбор источника материала

Источником исследования послужил роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В данном тексте выбраны все случаи употребления причастий и причастных оборотов, они классифицированы по разрядам...

Публичные выступления

3.1 Основные приемы поиска материала

При подготовке к выступлению следует воспользоваться рядом рекомендаций, которые выработала риторика. Выбирать тему...

Развитие лексических навыков в обучении немецкому языку

1.2. Методическая типология лексического материала

При работе над лексикой иногда могут возникнуть трудности. И поэтому в методической литературе существуют различные подходы к решению проблемы типологии лексики, сформулирован ряд принципов классификации лексики. К числу факторов...

Формирование грамматических навыков на основе наглядностей средней ступени обучения в общеобразовательной школе

1.
2. Отбор и организация грамматического материала

Коммуникативная цель обучения грамматике в средней школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала...

Фразеология немецкого языка в лексикографическом аспекте

2.3 Углубленное совершенствование лексикографической фразеологического материала

Наряду с количественными изменениями в немецкой лексикографии последних десятилетий произошли важные качественные сдвиги. Известно, что при составлении словарей различных типов необходимо комплексное решение таких проблем, как отбор...

Способы изложения материала.

Различают следующие методы логической организации текста (способы изложения материала): дедукция, индукция, проблемное изложение, аналогия, ступенчатый, исторический, концентрический.

В элементарном смысле дедукция(лат. deductio — выведение) — это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам. К дедуктивному методу изложения материала исследователь прибегает тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы относительно этого явления. Композиционно дедуктивное рассуждение состоит из трёх этапов. На первом этапе выдвигается тезис (от греч. thesis — положение, истинность которого должна быть доказана), или гипотеза (от греч. hipothesis— основание, предположение). Второй этап — основная часть рассуждения — развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. argumentum) —логических доводов, служащих основанием доказательства: толкование тезиса, ≪доказательство от причины≫, мнения авторитетов, ≪доказательство от противного≫, факты и примеры, свидетельствующие об истинности или ложности тезиса, сравнения. Завершающий этап дедуктивного метода изложения материала — выводы и предложения. Дедуктивный метод рассуждения активно применяется в научных дискуссиях, теоретических статьях по спорным научным вопросам, на семинарах в студенческой аудитории.

Индуктивный метод(лат. inductio — наведение) — это движение мысли от частного к общему, или движение от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. В учебниках логики подчёркивается, что индуктивное умозаключение, будучи практически отображением всей производственной практики людей, зародилось в весьма давние времена. По словам Аристотеля, «индукция убедительна и проста и с точки зрения чувственного познания более выгодна и доступна». Индуктивный метод движения мысли от фактов к обобщению активизирует мышление, воспитывает исследовательский подход к окружающим явлениям. Следовательно, он является незаменимым способом научного стиля изложения. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делается на основании знания обо всех без исключения предметах и явлениях данного класса. На практике, однако, индуктивный вывод о классе предметов не может быть сделан на этом основании, так как опыт всегда незакончен, практика всегда будет опережать всякую, даже самую лучшую теорию.

Композиционно индукция представляет собой следующее: во вступлении не выдвигается тезис, гипотеза, хотя у исследователя может иметься некое предположение, не вполне ясное предчувствие открытия. Строгие условия научной логики предостерегают серьезного учёного от поспешных выводов, поэтому во вступлении определяется цель предпринятого исследования. В основной части излагаются накопленные факты, рассказывается о технологии их получения, делается анализ, сравнение и синтез полученного материала. И, наконец, на основе этого могут быть сделаны выводы, установлена закономерность, определены свойства материала, выявлены признаки того или иного процесса и т.д. Научные сообщения на конференциях, диссертационные исследования, монографии, отчёты о научно-исследовательской работе строятся по схеме индуктивного рассуждения.

Проблемное изложение предполагает активизацию мыслительной деятельности путём постановки в определённой последовательности проблемных вопросов, решая которые, можно подойти к теоретическим обобщениям, формулировке правил и закономерностей. Этот метод имеет давнюю историю и берёт своё начало с знаменитых «сократических бесед», когда с помощью искусно поставленных вопросов и ответов знаменитый мудрец приводил своих слушателей к истинному знанию. Общеметодологическая основа проблемного метода изложения материала — деятельностный подход к формированию личности человека. Согласно ему, всякое развитие человека, в том числе и интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Самостоятельное мышление обычно начинается с проблемы, вопроса или противоречия, вовлекающего человека в процесс поиска истины. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного метода рассуждения. В ходе лекции, доклада, в тексте монографии, диссертационного исследования формулируется та или иная проблема. Автор предлагает ряд возможных путей её решения, подвергая некоторые из них, оптимальные с его точки зрения, подробному анализу. Вскрывая внутренние противоречия проблемы, высказывая предположения и опровергая возможные возражения, он как бы обнажает и демонстрирует процесс решения той или иной задачи. Путь научного мышления вынуждает слушателей (читателей) следовать за логикой изложения, делает их активными участниками поиска истины: они обдумывают сообщаемые факты, рассматривают их со всех сторон, выделяют существенное и второстепенные, абстрагируют и обобщают. В этот момент проявляется одно из главных преимуществ проблемного изложения: осознание слушателем (читателем), что он идёт по пути познания истины, оказывается способным на открытие, он сопричастен исследователю. Это активизирует мыслительные и эмоциональные возможности, поднимает уровень самооценки и способствует развитию личности.

Метод аналогии в изложении восходит к логической операции «умозаключение по аналогии». Его суть можно сформулировать следующим образом: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным средством наглядного объяснения тех или иных положений, поэтому особенно важно еѐ применение в научно-учебной литературе. Изложение по методу аналогии нельзя отождествлять с простым сравнением, хотя цель у них общая: наглядно представить то или иное положение. Но сравнение строится на сходстве каких-либо предметов, явлений, а аналогия выступает как своеобразная модель какого-то, как правило, не имея непосредственной связи с ним, явления. В аналогии важна неповерхностная схожесть, а глубокое родство явлений. Метод аналогии – это изложнение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных фактов, событий, явлений).

Ступенчатый – это последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

Исторический (разновидность ступенчатого) – изложение материала в хронологической последовательности.

Концентрический – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Вывод: использование различных способов изложение материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.


Узнать еще:

Л.Д. Кудрявцев “О дедукции и индукции”

Глава II. Основные положения преподавания математики

скачать книгу     содержание книги

8. О дедукции и индукции

Положение восьмое. На первых этапах обучения надо отдавать предпочтение индуктивному методу, постепенно подготавливая и используя дедуктивный подход.

Вопрос индуктивного и дедуктивного метода изложения материала по математике, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку он связан с основами, на которых базируется преподавание любого предмета. Имеется много приверженцев как одного, так и другого метода. К сожалению, многие, отстаивая свою точку зрения, исходят только из удобства построения курса, не принимая во внимание педагогического аспекта этого вопроса, в частности, не задумываясь об облегчении усвоения этого курса студентами. В последние годы наблюдается стремление заменять по возможности индуктивный подход дедуктивным, целесообразность этого часто представляется сомнительной.

Выбор правильного пути ознакомления учащихся с новыми для них вопросами (например, выбор индуктивного или дедуктивного метода изложения), т. е. такого пути, чтобы учащиеся по возможности быстро, хорошо и активно овладели предметом, усугубляется большими трудностями в выработке единого метода преподавания в связи с разными индивидуальными способностями и индивидуальными особенностями восприятия и мышления учащихся. Это, конечно, общая проблема, возникающая в процессе обучения по любой дисциплине.

Специфика, относящаяся к обучению математике, состоит в том, что одни лучше воспринимают понятия в рафинированном виде, при кратком их описании, другие при обстоятельном всестороннем их описании, одним свойствен подход снизу от частного к общему (индуктивный), другим подход сверху от общего к частному (дедуктивный), одним конструктивный, другим аксиоматический подход, одним логически обоснованный, другим интуитивный, одним аналитический, другим геометрический и т. д. и т. п. Существенно различна и скорость усвоения информации у различных людей. Более того, именно этим качеством они в основном отличаются друг от друга как учащиеся.

Безусловно, все это невозможно учесть, и невозможно создать такой курс лекций или написать такой учебник, чтобы для каждого учащегося они имели оптимальный характер с точки зрения усвоения им изложенного там материала. Однако забывать об этих важнейших обстоятельствах при организации учебного процесса ни в коем случае нельзя. Особенно следует отметить, что семинарские занятия, где преподаватель имеет дело с сравнительно небольшой группой студентов, дают большую возможность организовать обучение с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Несмотря на указанную сложность ситуации, можно попытаться все же высказать некоторые общие принципы, которых целесообразно придерживаться при выборе метода изложения материала. Прежде всего надо стремиться к тому, чтобы основные понятия стали для учащегося естественными. Для этого они должны, как правило, появляться в уже знакомой учащемуся обстановке, не отягощенной дополнительными понятиями, на самом деле не существенными для объяснения основного понятия, а лишь дающими возможность провести изложение в более общем случае.

Например, математический анализ можно сразу излагать в метрических пространствах, причем получится большой выигрыш во времени и курс будет логически весьма стройным. Однако так большей частью не делается, поскольку к восприятию такого курса слушатель должен быть достаточно хорошо подготовлен. Вряд ли целесообразно излагать теорию пределов в метрических (или даже топологических) пространствах, когда слушатель не владеет другими примерами метрических пространств, кроме трехмерного. Формальное определение других метрических пространств, например, функциональных, не спасает дело, так как к этим пространствам надо привыкнуть, они должны стать естественными, надо почувствовать целесообразность и пользу от их введения, что при отсутствии знании, по-видимому, невозможно.

Не следует забывать и о том, что без понятия равномерной сходимости и определенного интеграла невозможно ввести важнейшие функциональные пространства. Поэтому изучение основ анализа сразу в метрических пространствах не принесет ожидаемой пользы. До понятия метрического пространства, как и до любой математической абстракции, надо естественным образом дорасти. Функция сама по себе достаточно содержательное понятие, и прежде чем превращать ее в точку функционального пространства, полезно как следует повозиться с ее свойствами. Так, предел функции одного переменного является очень важным и нужным понятием, рассмотрение его сразу, как частного случая, например, фильтра, может неоправданно затруднить учащемуся усвоение понятия предела. В то же самое время появление понятия фильтра после пределов функций и интегральных сумм совершенно естественно и закономерно.

Можно сразу ввести и понятие интеграла Лебега конструктивно, на основании теории измеримых функций или как замыкание по соответствующей норме линейного функционала над ступенчатыми функциями, равного площади соответствующей ступенчатой фигуры. Однако вряд ли целесообразно так поступать, обходя понятие интеграла Римана на отрезке, где идея интеграла столь прозрачна и ясна.

Когда излагаются понятия, обобщающие уже известные, следует обязательно отметить это обстоятельство. Говоря о производных Фреше или Гато, надо показать их связь с обычной производной. Доказывая теоремы по линейной алгебре в многомерных пространствах, очень полезно показать, что следует из них для плоскости и трехмерного пространства. Ведь нередко случается, что студент, доказав ту или иную общую теорему, не в состоянии применить ее в простейшем конкретном случае.

Индуктивные методы изложения материала, при которых происходит последовательное обобщение понятий, представляются более благоприятствующими активному усвоению материала учащимися. Именно в этом смысле и понимается предпочтение индуктивного метода перед дедуктивным. Что же касается затраченного времени, то если его считать не по числу лекционных часов, а по числу часов, затраченных учащимися на усвоение материала, то вряд ли оно окажется большим, чем при преподавании, основанном на дедуктивном методе. К сожалению, встречаются преподаватели математики, которые любят увлекаться формализмом, абстракциями, излагая при этом материал как нечто данное свыше, непонятно как придуманное кем-то. Это обычно дает большую экономию во времени при изложении материала, однако, как правило, совершенно неоправданно с точки зрения его активного усвоения.

Характер объектов, которые рассматриваются как конкретные или абстрактные, зависит от обстоятельств, обусловленных прежде всего уровнем математического образования учащихся.

Например, для студента, встречавшегося с уравнениями в частных производных только в курсе гидродинамики, изучение различных краевых задач для уравнения Лапласа и общих свойств гармонических функций будет шагом от конкретного к абстрактному. Для человека, изучающего общую теорию дифференциальных или, тем более, псевдодифференциальных операторов, уравнение Лапласа будет конкретным примером. Аналогично, в теории операторов в банаховых пространствах дифференциальные операторы в свою очередь являются лишь конкретными примерами. Однако на любом уровне при изложении новых понятий, новых общих теорий необходимо и целесообразно потратить достаточно много времени на их конкретные иллюстрации, на разбор примеров, анализ частных ситуаций. При выполнении этих условий может оправдать себя и дедуктивный метод изложения.

Как всегда, надо помнить, что всякое утверждение о методике, высказанное в категорической форме, легко довести до абсурда. Это относится и к положению о предпочтительности индуктивного метода перед дедуктивным. Иногда эту предпочтительность понимают в том смысле, что считают необходимым, прежде чем ввести какое-либо математическое понятие, подготовить естественность его введения с помощью повторения исторического пути возникновения и развития этого понятия. Большей частью это, конечно, не оправданно, и приводит к бесполезной трате времени. Современный студент психологически и по свое му образованию достаточно хорошо подготовлен к непосредственному восприятию математических понятий без анализа тех обстоятельств, которые привели к их появлению. Само собой разумеется, что сами по себе исторические экскурсы весьма полезны и с общеобразовательной и с гносеологической точки зрения, не говоря уже о том, что, оживляя изложение, они способствуют лучшему усвоению материала.

к содержанию книги

 

Вспомогательные материалы

Определение:
Термин «вспомогательные материалы» относится к информации, которую человек обеспечивает развитие и / или обоснование идеи, которая предлагается слушателю рассмотрение. Вспомогательные материалы выполняют множество функций в устной речи. презентации: чтобы прояснить точку зрения докладчика, подчеркнуть точку, сделать тему более интересной и предоставить основу, которая позволит другим поверить в точку зрения оратора.Без сопроводительных материалов устное выступление немного больше, чем строка утверждений (претензий без поддержки).


Общие указания по вспомогательным материалам 1. Пригодность - Каждая часть поддержка должна иметь прямое отношение к точка используется для поддержки.

2. Разновидность - В презентации не следует чрезмерно полагаться на один тип поддержки (например, примеры), но вместо этого следует использовать несколько различных форм поддержки.

3. Сумма - Презентация должна включать достаточную объем поддержки (достаточный для того, чтобы идеи были понятны и убедительны для аудитории).

4. Деталь - Каждая опора должна быть доведена до совершенства. что члены аудитории могут понять предмет поддержки И могут видеть, как элемент является резервной копией той точки, для поддержки которой он используется.

5. Соответствие - Каждый кусок вспомогательного материала должен соответствовать требованиям, предъявляемым публикой и случаем к материалу, который может быть положительно воспринят."Ученая" аудитория, например, будет предъявлять более высокие требования к источникам информации оратора, чем «общая» аудитория. "Графика" описание конкретной темы, в некоторых случаях полностью подходящее, может отсутствовать места в другом.

Особые рекомендации по вспомогательным материалам

Вспомогательные материалы обычно предлагаются в повторяющейся форме. В зависимости от В зависимости от формы поддержки вам следует задать себе несколько вопросов, чтобы определить, насколько эффективно вы используете такой материал:

Для примеров / описаний:

* Является ли пример / повествование репрезентативным?
* Достаточно ли подробный и яркий пример / повествование?
* Персонализирован ли пример / повествование?
* Если необходимо, цитировался ли источник в выступлении?

Для статистики:

* Является ли источник статистики надежным?
* Приводился ли в выступлении источник статистики?
* Правильно ли использовалась статистика?
* Вы округляли сложную статистику?
* Вы интерпретировали статистику (объяснили ее по-другому)?
* Вы сделали что-нибудь, чтобы подчеркнуть статистику?
* Экономно ли вы использовали статистику?

Для дачи показаний

* Имеет ли источник право сделать заявление, которое вы цитируете?
* Цитата верна?
* Приписывали ли вы показания до цитаты?
* Вы дали понять, перефразируете ли вы или цитируете напрямую?
* Если вы цитируете, является ли цитата краткой?
* Четко ли вы указали, где свидетельство начинается и заканчивается?
* Являются ли выводы источника необъективными?

Для сравнения / контрастирования

* Является ли сравнение уместным и оправданным?
* Является ли сравнение значимым - говорит ли оно вашей аудитории что-то ценное?
* Вы не перестарались с сравнением?
Как вы думаете?
У вас есть вопросы, комментарии, замечания, предложения или собственные идеи, которыми вы хотели бы поделиться? Если да, свяжитесь со мной, Рон Ст. Джон, с вашими отзывами. Я вернусь к тебе как только насколько возможно. Обязательно укажите заголовок или тему важно, поэтому я знаю, о каком материале вы говорите. Спасибо, что посетили сайты ораторов!

Ресурсы ораторов
| Страница ораторов | Речь 151 | Речь 251 | Ресурсы для публичных выступлений |
| Поддержка вашей речи | Образцы выступлений | Речевая практика | Говорящие советы |
| Речевое беспокойство | Презентации команд | Групповое общение | Интервью |
| Использование наглядных пособий | Ссылки на ESL | Анонимный отзыв | Рон Ст.Джон |
| Учебный центр | Библиотека MCC | Институт языка Мауи |
| Службы академической поддержки дистанционного образования |
| The Ho'oulu OnLine (студенческая газета) |
| Гавайский университет в Маноа |

Дизайнер страниц: Рон Сент-Джон
Copyright 2002 - Ka Leo Kumu
Последняя редакция: 16 января 2002 г.

Цели речи: общие и специальные

Прочитав эту статью, вы узнаете об общих и специальных целях речи.

Общие Цели речи

Есть три основные цели речи: информировать, убеждать и развлекать. (Эти три цели в равной степени применимы к публичному или частному общению.) Обсуждая эти речевые цели, мы должны помнить, что на самом деле мы говорим об ответах, которые мы желаем от нашей аудитории.

Любой дискурс, касающийся этой темы, должен учитывать тот очевидный факт, что все люди разные, и поэтому то, что предполагается говорящим как информационная речь, вполне может убедить или развлечь определенных членов аудитории.Давайте теперь кратко рассмотрим эти три типа речей.

и. Информационные выступления :

Целью информационного общения является повышение уровня знаний и понимания получателем предмета. Информационные выступления также могут развлечь или изменить убеждения. Оратор, чья непосредственная цель - поделиться информацией, часто использует забавные или драматические иллюстрации, чтобы развлечь свою аудиторию, тем самым удерживая ее внимание.

Более того, информация, даже если она состоит только из фактов, может привести к изменению убеждений, хотя такие результаты могут не входить в цель говорящего.

Говоря информативно, ваша главная задача - заставить аудиторию понять и запомнить информацию, которую вы представляете. Учитель, разговаривающий с классом, или менеджер универмага, объясняющий обязанности работы сотрудникам, оба вовлечены в информативную речь. То, что слушатель знает в конце выступления, является настоящим испытанием речи для информирования.

Вот некоторые примеры информативных предметов:

a. Процедура добавления новых курсов в учебную программу колледжа.

г. Как выращивать овощи в теплице.

г. Работа двигателя, не загрязняющего окружающую среду.

ii. Убедительные речи :

Основная функция убедительной речи - побудить аудиторию думать, чувствовать или действовать в манере, выбранной оратором. Вы можете захотеть, чтобы ваши слушатели отказались от старых верований или сформировали новые; или вы можете просто захотеть укрепить мнения, которых они уже придерживаются.

Продавец использует речь, чтобы убедить покупателя купить пальто.Человек, просящий о надбавке, жена пытается уговорить мужа починить кран, учитель пытается заставить класс заниматься - все они пытаются убедить кого-то что-то сделать.

Ниже приведены примеры субъектов, которым требуется убедительное лечение:

a. Выпускные экзамены в наших колледжах следует отменить.

г. Правительство Индии должно осудить действия Саддама Хусейна.

г. Студентам должно быть предоставлено время для проведения кампании от имени политических кандидатов.

iii. Развлекательные выступления :

Целью третьего основного типа речи является развлечение аудитории. Здесь слово «развлечение» используется в самом широком смысле и включает все, что вызывает приятную реакцию, будь то юмористическое или драматическое.

Такими речами докладчик хочет, чтобы присутствующие хорошо провели время. Оратор не заботится о том, чтобы он многому научился или что он изменил свое мнение в том или ином направлении.Развлечение - цель многих послеобеденных речей и любимый тип выступления комиков.

Вот некоторые предметы, которые поддаются юмористическому лечению:

a. Мой первый день в колледже.

г. Изысканная еда подается в кафетерии колледжа.

г. Как написать политическую речь.

Итак, это три основные цели речи. Если вы точно знаете, какова цель вашей речи, у вас будет руководство для вашей подготовки - напоминание о том, что каждый фрагмент материала, содержащийся в вашей презентации, должен способствовать достижению вашей цели

Конкретные Цели речи :

Общая реакция, которую вы хотите получить от своей аудитории, может быть выражена в терминах информирования, убеждения или развлечения. Но конкретная и немедленная реакция, которую вы ищете, должна быть точно сформулирована для конкретной цели. Конкретная цель описывает точный характер ответа, который вы хотите получить от своей аудитории. В нем конкретно указано, что вы хотите, чтобы ваша аудитория знала, чувствовала, верила или делала.

Хорошая конкретная цель должна соответствовать трем требованиям: она должна содержать только одну центральную идею; он должен быть ясным и лаконичным; а также. самое главное, он должен быть сформулирован с учетом желаемой реакции аудитории.

Когда ваша общая цель - информирование, вашей конкретной целью может быть:

a. Чтобы аудитория понимала важные аспекты студенческого самоуправления.

г. Чтобы аудитория поняла основные основы безопасности на лодке.

г. Чтобы аудитория поняла историю современного движения за права животных

Если ваша общая цель - убедить, вашей конкретной целью может быть:

a. Чтобы аудитория пожертвовала деньги в фонд колледжа, чтобы украсить кампус.

г. Чтобы аудитория согласилась с тем, что Индия должна вывести всех своих солдат из Кашмира.

г. Чтобы аудитория согласилась с тем, что у нас должен быть факультет женских исследований в нашем университете

Если ваша основная цель - развлекать, ваша конкретная цель может быть такой:

a. Чтобы рассмешить публику «ясные» заявления некоторых политических лидеров.

г. Чтобы зрители с удовольствием слушали о лучших способах вырваться из лап смотрителя общежития.

г. Чтобы публика получила косвенное удовольствие от моего появления на MTV-Bakra.

Возможно, вам будет полезно записать вашу конкретную цель на листе бумаги. Это даст вам постоянную цель, к которой нужно стремиться. Это позволяет вам сразу увидеть, имеет ли собранный вами материал и его организация прямое отношение к вашей конкретной цели.

Общая цель и конкретная цель речи - видео и стенограмма урока

Универсальный vs.Конкретная цель

Учащиеся в классе творческого письма лучше поймут речь профессора Джеймса, если он сначала определится с общей целью и конкретной целью своей речи. Отвечая на вопрос: «Кто прав? Бренди, Мэтью или Сиара? », Можно сказать, что все студенты были правы, или никто из них не был прав. Не разговаривая конкретно с профессором письма или профессором Джеймсом, студенты не получили очень четкого понимания общей или конкретной цели речи.

Общая цель выступления - проинформировать, убедить или развлечь аудиторию. Все выступления попадают в одну из этих трех категорий. Обычно, если от вас требуется выступить с речью перед классом, ваш инструктор скажет вам общую цель вашей речи. Вы обязаны найти конкретную цель своей речи.

Конкретная цель речи - это идея или утверждение, которые определяют направление вашей речи, выходящее за рамки общей цели.Конкретная цель ответит на один из следующих вопросов, в зависимости от вашей общей цели:

  • О чем вы информируете аудиторию?
  • Что вы пытаетесь убедить аудиторию сделать?
  • Как вы развлекаете свою аудиторию? На чем вы сосредоточены?

Большинство ваших выступлений относятся к общим целям информирования или убеждения. Даже мотивационные выступления убедительны, поскольку они созданы для того, чтобы убедить аудиторию усерднее работать, пробовать новое или никогда не сдаваться и т. Д.

Создание заявления с конкретной целью

Заявление о конкретной цели - это один из первых инструментов, которые вы можете использовать для развития своей речи. Вы разработаете формулировку своей конкретной цели после определения вашей общей цели и области вашей темы.

Например, предположим, что ваша основная цель - информировать аудиторию, а ваша тематическая область - преступность в университетском городке. Ваше заявление о конкретной цели может выглядеть так: «Информировать мою аудиторию о мерах безопасности, которые школы принимают для предотвращения преступлений на территории кампуса.'

Вы можете задать себе некоторые из следующих вопросов, чтобы помочь сформулировать свою конкретную цель:

  • Почему я здесь?
  • Что я могу сделать, чтобы повлиять на мою аудиторию?
  • Чего не знает моя аудитория?
  • Какой областью моей темы я хочу поделиться со своей аудиторией?

Убедитесь, что вы учитываете свою аудиторию при разработке заявления о конкретной цели и содержания своей речи. Вы должны подумать о характеристиках, которые составляют аудиторию.Есть большая разница, когда вы говорите о преступлениях в университетском городке группе учеников начальной школы и если вы говорите о преступлениях в университетском городке группе первокурсников колледжа. Вы можете узнать больше о том, как адаптировать свою речь к аудитории, в главе «Анализ аудитории»!

Рассмотрим другой пример. Вы знаете, что ваша основная цель - убедить. Вы выбрали тематическую область иммиграционной реформы и решили, что хотите проанализировать преимущества иммиграционной реформы.Ваше заявление о конкретной цели будет выглядеть так: «Убедить мою аудиторию в преимуществах иммиграционной реформы».

Краткое содержание урока

Профессор Джеймс сбил с толку студентов, которые пишут, своими длинными рассказами и сложными описаниями. Он мог бы извлечь выгоду в будущем, определив общую и конкретную цель своей речи, а затем создав формулировку конкретной цели для своей речи.

Общая цель выступления - проинформировать, убедить или развлечь аудиторию. Все выступления попадают в одну из этих трех категорий. Обычно, если от вас требуется выступить с речью перед классом, ваш инструктор скажет вам общую цель вашей речи.

Конкретная цель речи - это идея или утверждение, которые определяют направление вашей речи, выходящее за рамки общей цели. Конкретная цель ответит на один из следующих вопросов, в зависимости от вашей общей цели:

  • О чем вы информируете аудиторию?
  • Что вы пытаетесь убедить аудиторию сделать?
  • Как вы развлекаете свою аудиторию? На чем вы сосредоточены?

Вы захотите подумать о том, что ваша аудитория знает или не знает по вашей теме.Профессор Джеймс не принимал во внимание свою аудиторию, когда начал свои сложные описания физических понятий группе творчески пишущих студентов. Это не значит, что студенты, пишущие творчески, ничего не знают о физике, но в этом случае лучше перестраховаться и не пытаться чрезмерно усложнять вещи. После разговора со своим профессором Брэнди, Мэтью и Сиара написали заявление о конкретной цели для профессора Джеймса: «Проинформировать мою аудиторию, студентов-писателей, об основных концепциях физики, которые можно использовать в написании научной фантастики. '

Результаты обучения

По завершении этого урока вы должны уметь:

  • Объяснять общую и конкретную цель в речи
  • Напомните несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы определить общие и конкретные цели
  • Укажите, на что следует обратить внимание при подготовке выступления

Организация материала - Навыки презентации

Независимо от того, будет ли ваша презентация сделана формально, например, на работе или неформально, для клуба или, возможно, выступления шафера.Вы всегда должны стремиться к четкой и хорошо структурированной доставке. То есть вы должны точно знать, что вы хотите сказать, и в каком порядке вы хотите это сказать.

Если вы продумаете и спланируете хорошую структуру, это также поможет уменьшить нервозность, которую вы можете испытывать перед выступлением.

Ясность идей и хорошая организация должны способствовать созданию живого, логичного и убедительного сообщения, переданного уверенно и профессионально.


Организация презентационного материала может включать:


  • Blue Sky Thinking (идеи).
  • Выбор основных моментов.
  • Решаем, иллюстрировать.
  • Введение и заключение.

Blue Sky Thinking (Идеи)

Помня о своих целях (см. Нашу страницу: Подготовка презентации ), запишите все моменты, которые вы хотите высказать, независимо от порядка.

Для введения в Blue Sky Thinking, см. Наш раздел Brainstorming - часть нашего руководства по решению проблем.


Выберите основные моменты

Доклад / презентацию следует разделить на три части:

  • Введение (начало)
  • Основное содержимое (посередине)
  • Заключение (окончание)

Полезная структура будет следующей:

  • Расскажите аудитории во введении, какова ваша тема и как вы организовали презентацию (указав ключевые элементы).
  • Затем расскажите им подробности ключевых элементов и / или сообщений (расширяя и уточняя ключевые моменты более подробно и предоставляя подтверждающие доказательства).
  • Затем расскажите аудитории то, что вы им только что сказали. (суммируя ключевые моменты, снова завершая основной темой).

Сначала работайте над основным содержанием.

Из ваших заметок определитесь с самыми важными вещами, которые нужно сказать. Если у вас слишком много материала, будьте избирательны.

В качестве ориентира:

  • 3 ключевых момента достаточно для 10-15 минутной презентации.
  • Для 30-минутной презентации достаточно 6 ключевых моментов.
  • 8 ключевых моментов достаточно для 45-минутной презентации.

Расположите ключевые моменты в логическом порядке и дополните их вспомогательными материалами - обсуждение, аргументы, анализ и апелляция. Если вы надеетесь убедить людей, то рекомендуется рассмотреть потенциальные возражения в презентации, чтобы вы представили аргументированное и сбалансированное мнение.


Решите, стоит ли иллюстрировать

В большинстве разговоров используются личные анекдоты, ситуации из реальной жизни или гипотетические примеры, чтобы воплотить их в жизнь.

Если презентация короткая и неформальная, вероятно, нет необходимости использовать какие-либо наглядные пособия. Используйте наглядные иллюстрации, если что-то требует расширения, пояснения или упрощения. Иллюстрации любого типа должны быть актуальными и полностью объясненными. Помните, что разговор продлится дольше, если использовать наглядные пособия.

PowerPoint или другое программное обеспечение для презентаций часто используется для поддержки презентации, хотя следует позаботиться о том, чтобы эта технология помогала презентации и не отвлекала от основной сути вашего выступления.Не используйте наглядные пособия или PowerPoint только ради этого или для демонстрации своего технологического мастерства, нет ничего более отвлекающего, чем странная и бессмысленная анимация PowerPoint в презентации.

См. Нашу страницу: Наглядные пособия для получения дополнительной информации.

Введение и заключение

Введение должно дать предварительное представление о том, что вы собираетесь сказать, и должно привлечь внимание слушателей заявлением о цели. Дайте понять, желаете ли вы принимать вопросы по мере их возникновения во время презентации, тем самым нарушая ваш поток и рискуя быть сбитым с толку, или вызовете вопросы в конце.

Заключение должно повторять основные моменты, но на этот раз попробуйте использовать другие слова и резюмировать основную мысль и аргумент. Закончите решительно, чтобы никто не сомневался, что ваша презентация закончена. Это также время спросить аудиторию, есть ли у нее какие-либо вопросы.

Типы вспомогательных материалов | Основы публичных выступлений

Типы вспомогательных материалов, которые вы будете использовать для своей презентации, частично зависят от выбранной вами темы и аудитории, к которой вы обращаетесь.Мы уже обсуждали, насколько важно попытаться охватить как можно больше слушателей в вашей аудитории. Выбор нескольких типов опор - это один из способов гарантировать, что ваша речь будет хорошо округленной и понравится множеству разных слушателей. Давайте возьмем для примера тему покупки гибридного автомобиля. Некоторые члены вашей аудитории захотят услышать факты и статистику, когда они слушают вашу презентацию. В основном они могут быть заинтересованы в получении информации о скидках и расходе бензина.Или, возможно, им потребуется дополнительная информация о том, как на самом деле работает автомобиль или чем компоненты гибрида, такие как двигатель и мотор, отличаются от стандартного автомобиля. Но некоторые члены аудитории также захотят услышать личные примеры и анекдоты, поскольку они находят человеческую связь в презентации более интересной и интересной. Они хотят знать, по каким личным причинам покупатели автомобилей переходят на гибридные автомобили. Некоторые люди переходят на гибриды из-за экологических проблем? Предоставляя оба этих типа вспомогательного материала в одной презентации, докладчик может охватить большее количество слушателей в группе.Вот некоторые из основных типов поддержки, которые вы, возможно, захотите включить в речь.

Примеры

Пример - это элемент информации, который типичен для класса или группы и действует для представления большей группы. Вы используете примеры как средство для объяснения себя каждый день. Когда вы говорите другу, что вы перегружены, а затем упоминаете о особенно трудоемком задании, которое необходимо выполнить за два дня, вы дали своему другу пример - один конкретный элемент из списка многих вещей, которые вызывают у вас стресс. этот момент.Вы часто обнаружите, что приведение примера одинаково полезно в презентации.

Если вы скажете своей аудитории, что вы исследовали и нашли тысячи людей, которые сообщили о клинических состояниях, я могу заверить вас, что ваша аудитория не желает слышать все эти отчеты. Но если вы выберете один или два инцидента из этого исследования для использования в качестве примеров, оно предоставит им детали, которые помогут им лучше понять явление с индивидуальной точки зрения. Таким образом, оратор использует примеры, чтобы прояснить информацию и сузить фокус исследования.

Гипотетические примеры

Спикер может также использовать гипотетический пример во время презентации. Гипотетический пример позволяет говорящему использовать пример, который описывает воображаемый элемент, событие или инцидент, а не реальный. Гипотетические примеры могут быть использованы для описания ситуации, в которой большинство слушателей никогда бы не оказались. Например, если вы попросили свою аудиторию представить, что они выжили в авиакатастрофе и оказались единственными выжившими на необитаемом острове, ваша аудитория может представить себе эту ситуацию, даже если они, вероятно, никогда не оказывались в таком затруднительном положении.Гипотетические примеры также могут быть использованы для расширения воображения вашей аудитории. Вы можете начать презентацию с юмористического примера возможных реакций человека при первой встрече с существом с другой планеты. Никто из известных мне людей на самом деле не оказался в этой конкретной ситуации; Ваш пример - это просто сценарий «что, если», разработанный, чтобы донести вашу точку зрения и вызвать интерес. Как видите, примеры, как реальные, так и гипотетические, эффективно разъясняют ваши идеи и идеи вашей аудитории.Давая вашей аудитории подробный пример, вы помогаете им отточить более мелкое, более конкретное событие или ситуацию. Это может помочь сосредоточить внимание вашей аудитории и сохранить ее интерес.

7.1: Зачем нужны вспомогательные материалы

Как упоминалось в предыдущих главах, подготовка к презентации не является полностью линейным процессом. Было бы неплохо, если бы процесс походил на следование рецепту, но он повторяется взад и вперед по мере того, как вы приближаетесь к созданию чего-то, что будет эффективно представлять ваши идеи и исследования.Даже во время практики вы будете вносить небольшие изменения в свой основной план, поскольку то, как что-то выглядит на бумаге, и то, как это звучит, иногда различается. Например, длинные предложения могут выглядеть разумно на бумаге, но их трудно сказать на одном дыхании, и аудитория их трудно понять. Вы также сочтете необходимым использовать больше повторений или повторений в устной речи.

Таким образом, хотя это седьмая глава книги, в ней рассматриваются некоторые концепции, о которых мы уже думали в главах 2-6.В частности, эта глава посвящена вспомогательным материалам: что это такое, для чего они нужны и как их эффективно использовать. Но вы уже думали о том, как поддержать свои идеи, когда вы исследовали и вырабатывали центральную идею и основные положения. Вспомогательный материал также напрямую относится к Главе 9, «Вспомогательные материалы». В то время как вспомогательные средства презентации представляют собой визуальные или слуховые вспомогательные материалы, в этой главе будут рассмотрены устные вспомогательные материалы.

Эффективное использование вспомогательных материалов очень важно, потому что мы стремимся к деталям и конкретике.Допустим, вы обсуждаете с другом пойти куда-нибудь поесть. Вы предлагаете определенный ресторан, а ваш друг комментирует ресторан, о котором вы раньше не слышали или не принимаете за чистую монету, поэтому вы каким-то образом просите объяснений, разъяснений или доказательств. Если она скажет: «Их официанты действительно грубые», вы можете спросить: «Что они сделали?» Если она скажет: «У них вкусная еда», вы можете спросить, какое блюдо хорошее. Точно так же, если она скажет: «Место неприятное», вы захотите узнать, каков их рейтинг здоровья или почему она делает это заявление.Мы хотим знать конкретику, и нас не устраивает расплывчатость.

Вспомогательный материал можно рассматривать как детали, которые делают ваши идеи, аргументы, утверждения, пункты или концепции реальными и конкретными. Иногда вспомогательные материалы называют «мясом» на костях плана, но нам также нравится думать о них как о стержнях, которые вы создаете в сознании аудитории, чтобы на них повесить идеи. Еще одна полезная идея - рассматривать их как столбы или опоры для моста (рис.1). Без этих опор мост был бы просто куском бетона, который не выдержал бы, если бы по нему начали проезжать машины. Точно так же аргументы и аргументы, которые вы приводите в своей речи, могут оказаться неприемлемыми без материала, «подтверждающего» то, что вы говорите.

Рисунок 7.1

Конечно, как мы увидим в этой главе, все вспомогательные материалы не считаются одинаковыми. Некоторые лучше справляются с некоторыми функциями или с некоторыми выступлениями, чем другие. В общем, есть два основных способа подумать о роли вспомогательных материалов.Либо они

  1. прояснить, объяснить или предоставить детали (и, следовательно, понимание) для аудитории, или
  2. доказывают и подкрепляют аргументы и тем самым убеждают аудиторию. Конечно, некоторые могут делать и то, и другое.

Вы спросите, сколько вспомогательного материала достаточно? Это во многом будет определять время, которое вам разрешено или требуется для выступления. Поскольку вспомогательные материалы находятся в подпунктах вашего плана (A, B) и подпунктах (1, 2 и т. Д.), Вы можете четко видеть на схеме, сколько у вас есть, и можете пропустить один, если этого требуют временные ограничения. .Однако, работая инструкторами по публичным выступлениям, мы обнаруживаем, что студенты часто не могут иметь достаточное количество вспомогательных материалов. Мы часто комментируем выступление студента, говоря, что хотели, чтобы он отвечал больше на вопросы «что, где, кто, как, почему, когда», и добавлял больше описания, доказательств или доказательств, потому что их идеи были расплывчатыми.

Студенты часто не понимают разницу между «основной идеей» и «вспомогательной идеей». Например, в этом списке вы быстро узнаете что-то общее.

Шоколадный

Ваниль

Клубника

Масло Пекан

Конечно, это популярные вкусы мороженого. Основная идея - «Популярные вкусы мороженого», а отдельные ароматы являются вспомогательными материалами для разъяснения основной идеи; они «поддерживают» это для понимания и разъяснения. Если бы список был:

Скалистая дорога

Медовый рассол Халапеньо

Банановый сплит

Шоколадный

Лаванда лесная

вы бы определили два или три вкуса мороженого (не так популярны), но №2 и №5, похоже, не подходят для этого списка (Covington, 2013).Но вы все равно узнаете в них что-то и из списка делаете вывод, что они имеют отношение к вкусам мороженого. «Ароматизаторы мороженого» - это общая тема, а вкусы - частные.

Эти примеры были легкими. Давайте посмотрим на это. Одно из слов в этом списке - общее, а остальные - частные.

Любовь

эмоции

Печаль

Отвращение

Допуск

Эмоции - это общая категория, и список здесь показывает конкретные эмоции.Вот еще:

  • Стерилизация помогает предотвратить инфекции матки и рак груди.
  • Домашние животные, проживающие в штатах с высокими показателями стерилизации / стерилизации, живут дольше.
  • Стерилизация или стерилизация положительно сказываются на здоровье вашего питомца.
  • Стерилизация уменьшает повышенное желание бродить.
  • Стерилизованные животные мужского пола исключают возможность заболеть раком яичек и простаты.
  • Какой из них является основным (общая идея) и какие опорные пункты включают доказательства, подтверждающие основную мысль? Вы должны увидеть третий пункт («Здоровье вашего питомца положительно сказывается.. . ») Будет основным аргументом или аргументом в убедительной речи о стерилизации или стерилизации вашего питомца. Базовый план выступления может выглядеть примерно так:
  1. Стерилизация или стерилизация вашего питомца полезны для здоровья населения.
  2. Стерилизация или стерилизация вашего питомца полезны для здоровья вашего питомца.
  3. Стерилизация или стерилизация вашего питомца полезны для жизни и бюджета вашей семьи.

Конечно, каждая из четырех опорных точек в этом примере («помогает при раке матки у домашних животных» и т. Д.) нельзя просто придумывать. Выступающий должен будет сослаться на достоверные статистические данные или свидетельства ветеринаров, исследователей, организаций общественного здравоохранения и гуманных обществ или процитировать их. По этой причине вот более конкретная поддержка, которую вы бы использовали в своей речи, чтобы она была этичной и заслуживающей доверия. Обратите внимание, что выделенные курсивом разделы в этом примере Main Point используют статистику и конкретные детали для поддержки сделанных заявлений и предоставляют источники.

2. Стерилизация или стерилизация вашего питомца полезны для здоровья вашего питомца.

A. Стерилизация помогает предотвратить инфекции матки и рак груди, которые являются смертельными для примерно 50 процентов собак и 90 процентов кошек, как указано в онлайн-статье «Десять основных причин стерилизации или кастрации вашего питомца», написанной в 2015 году и опубликованной на веб-сайте Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными.

B. В статье также говорится, что домашние животные, которые живут в штатах с самыми высокими показателями стерилизации / стерилизации, также живут дольше всех.

  1. По словам Натали ДиБласио, написавшей для USA Today 7 мая 2013 года, в штате Миссисипи, штат с самым низким рейтингом по продолжительности жизни домашних животных, 44% собак не стерилизованы и не стерилизованы.
  2. Далее она говорит, что другие проблемы, влияющие на продолжительность жизни домашних животных, связаны с климатом, сердечным червем и доходом владельцев.

C. На веб-сайте Человеческого общества Америки есть статья «Почему вы должны стерилизовать / кастрировать своего питомца», опубликованная в августе 2014 года, в которой говорится, что стерилизация снижает их желание бродить, подвергаться дракам с другими животными, попаданию под машины и другие неудачи.

D. Также, согласно той же статье, стерилизованные домашние животные-самцы исключают риск заболевания раком яичек и простаты.

Поскольку все источники доступны вам через надежный Интернет и опубликованные источники, найти информацию не составит труда. Распознать подтверждающую информацию из общей идеи, которую вы пытаетесь поддержать или доказать, труднее, как и дать адекватное цитирование.

Наряду с пояснением и доказательством вспомогательные материалы, особенно повествовательные, также делают вашу речь более интересной и привлекающей внимание. Позже в этой главе мы рассмотрим различные «факторы внимания», относящиеся к вспомогательному материалу.В конечном итоге вы будете восприниматься как более заслуживающий доверия оратор, если вы предоставите разъяснения, доказательство (доказательство и логику) и интересные вспомогательные материалы

Общие сведения о порядке от общего к конкретному в композиции

Определение

В композиции порядок от общего к частному - это метод развития абзаца, эссе или речи путем перехода от общего наблюдения по теме к конкретным деталям в поддержку этой темы.

Также известный как метод дедукции организации, порядок от общего к частному используется чаще, чем метод обратного порядка, от конкретного к общему (индуктивный метод , ).

Примеры и наблюдения

  • Шаги от общего к конкретному в абзацах основного текста
    Эта стратегия эффективна в эссе о причине / следствии, сравнении / противопоставлении, классификации и аргументации. . . .
    1. Тематическое предложение должно содержать общее утверждение о предмете.
    2. Писатель должен выбрать детали, которые указывают на конкретные моменты общего утверждения.
    3. Писатель должен убедиться, что читатель понимает конкретные примеры и относится к ним. (Роберта Л. Сейност и Шэрон Тизе, Чтение и письмо в разных сферах содержания , 2-е изд. Corwin Press, 2007)
    «Совершенно очевидно, что« Прекрасная Америка »заслуживает того, чтобы стать нашим национальным гимном. популярность на школьных собраниях, на официальных государственных мероприятиях и даже в наших бальных парках.Музыка простая, достойная и, что самое главное, легко поется. Лирика прославляет нашу историю («О, прекрасна для ног паломников ...»), нашу землю («За пурпурные горные величия над плодородной равниной»), наших героев («Кого больше, чем я их страна любила») и наше будущее («Которая смотрит не по годам»). Он горд, но не воинственен, идеалистичен, но не звучит глупо ».
    (Основной абзац в« Время для гимна, которое страна может петь »[пересмотренное аргументированное эссе студента])
  • Порядок от общего к конкретному во вводных абзацах
    - Многие вводные абзацы для университетских работ начинаются с общего изложения основной идеи в тематическом предложении.Последующие предложения содержат конкретные примеры, которые подтверждают или расширяют это утверждение, а абзац заканчивается утверждением тезиса. Язык - это дорожная карта культуры. Он сообщает вам, откуда пришли его люди и куда они направляются. Изучение английского языка раскрывает драматическую историю и удивительную разносторонность. Это язык выживших, победителей и смеха.
    - Рита Мэй Браун, «Виктору принадлежит язык» (Тоби Фулвилер и Алан Хаякава, Справочник Блэра, .Prentice Hall, 2003)
    - «Работа в качестве кассира в Piggly Wiggly на полставки дала мне прекрасную возможность наблюдать за человеческим поведением. Иногда я думаю о покупателях как о белых крысах в лабораторном эксперименте, а проходах - как о спроектированном лабиринте. психологом. Большинство крыс - я имею в виду клиентов - следуют рутинной схеме, прогуливаясь вверх и вниз по проходам, проверяя мой желоб, а затем убегая через выходной люк. Но не все настолько надежны. Мои исследования выявил три различных типа ненормальных покупателей: страдающие амнезией, суперпокупатели и бездельники.. . . »
    (Введение в« Покупки у свиньи »[пересмотренное классификационное эссе студента])
  • Порядок от общего к конкретному в техническом письме
    - « От общего к конкретному или дедуктивному логическому порядку ... является наиболее распространенной логической организацией, используемой в технической коммуникации. Этот логический образец включает в себя процесс перехода от общего утверждение, посылка, принцип или закон к конкретным деталям.Технические писатели и докладчики находят эту логическую последовательность весьма полезной при организации коротких информативных бесед и презентаций, технических описаний объектов и процессов, классификационной информации и т. д.. . .
    «От общего к конкретной организации следует прямой подход. Он оставляет очень мало для воображения читателей или слушателей, потому что писатель / докладчик делает все ясно в самом начале. Обобщения помогают читателям / слушателям быстро понять детали, примеры и иллюстрации. . "
    (М. Ашраф Ризви, Эффективная техническая коммуникация . Тата Макгроу-Хилл, 2005)
    - «Теперь, когда прилив утих, вы готовы начать крабить. Бросьте свои лески за борт, но не раньше, чем вы их связали. надежно к поручню катера.Поскольку крабы чувствительны к резким движениям, лески нужно поднимать медленно, пока куриные шеи не станут видны чуть ниже поверхности воды. Если вы заметили краба, кусающего приманку, схватите его быстрым взмахом совки. Краб будет в ярости, щелкнет когтями и будет пузыриться изо рта. Бросьте краба в деревянный ящик, пока он не отомстил. По дороге домой вы должны оставить крабов в ящике для размышлений ».
    (Основной абзац в« Как поймать речных крабов »[эссе студента по анализу процессов])
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск