20 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.
Сложное предложение с придаточным изъяснительным
В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения. Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое, например:
Марийка не слышала, как позади скрипнула дверь (Михаил Бубеннов)
Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.).Содержание придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:
Марийка не слышала…
Так и напрашивается вопрос чего?
В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:
- говорить, сказать, сообщить, возразить, объявить, просить, отвечать;
- понимать, думать, предполагать, придумать, решать, задумать, размышлять;
- видеть, слышать, замечать, смотреть, чувствовать;
- радоваться, сердиться, горевать, печалиться, обидеться, расстроиться;
- надо, видно, жаль, странно, удивительно, совестно, известно, понятно, важно, хорошо.
Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.). Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:
Левин не замечал (чего?), как проходило время (Лев Толстой).
Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь (чему?), как у него всё понятно, просто и по-осеннему прозрачно (М. Горький).
Тотчас стало слышно (что?), как ветер шумит в кроне деревьев (К. Паустовский).
Я стою на склоне горы и сверху любуюсь (чем?), как кружат в синей воде морского залива множество парусников.
Минутами я совсем забывал (о чём?), куда и зачем я еду (А. Куприн).
К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:
Коту нечего было и думать о том (о чём?), чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца (К. Паустовский).
Мне достаточно было того, что я любил её (Лев Толстой).
Схематично представим это в виде записи:
…глагол + то, что (чтобы и пр.)
Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.
Примеры предложений
Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).
Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).
Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).
Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).
Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).
Я горд тем, что родился русским (В. Попов).
Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).
Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).
В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).
Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).
Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).
Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).
Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).
russkiiyazyk.ru
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
· Сегодня мы продолжим изучение видов придаточных предложений.
· Поговорим о придаточных изъяснительных.
· И выясним особенности сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными.
Мы помним, что сложноподчиненные предложения классифицируются в зависимости от вида придаточного. Бывают сложноподчиненные предложения с придаточными:
· определительными,
· изъяснительными,
· обстоятельственными.
И сегодня нас интересуют придаточные изъяснительные.
На самом деле, придаточные изъяснительные – наши старые знакомые. Ведь мы встречались с ними, когда говорили о предложениях с косвенной речью. Помните? Косвенная речь оформляется в форме сложноподчиненного предложения.
Ты сказал, что напишешь мне завтра.
Я спросил, как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался, есть ли у нас время.
Все это – сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Давайте поставим вопросы от главной части к придаточной.
Ты сказал (что?), что напишешь мне завтра.
Я спросил (о чем?), как пройти в библиотеку.
Он поинтересовался (чем?), есть ли у нас время.
Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Именно поэтому некоторые филологи называют их придаточными дополнительными.
Алексей увидел, какой пушистый снег лежит за окном.
Увидел – что? Вопрос В. п.
Мама боится, что сын простудится. Боится – чего? Вопрос Р. п.
Мальчик попросил, чтобы ему разрешили взять щенка. Попросил – о чем? Вопрос Пр. п.
Но почему же – изъяснительное? Что в главном предложении может нуждаться в пояснении?
Например, глаголы со значением речи.
Это такие глаголы, как говорить, сказать, сообщать, спрашивать, отвечать, интересоваться, объяснять и т. д.
Я спросил, где здесь аптека.
Мне рассказали, как добраться до аптеки.
Пояснить можно и глагол со значением мысли. Например, думать, понимать, осознавать, знать, рассуждать, представлять, воображать, помнить и т. д.
Я знаю, что эта задача несложная.
Но я не понимаю, как ее решить.
Поясняться также могут глаголы со значением восприятия.
То есть, такие глаголы, как слышать, видеть, ощущать и т. д.
Сначала мы услышали, что за нами кто-то идёт.
Потом мы рассмотрели, что это наша соседка.
Глаголы со значением чувств мы тоже можем пояснить.
Чувствовать, радоваться, жаловаться, огорчаться, ужасаться, опасаться
и т. д.Он жаловался, что в квартире холодно.
Она радовалась, что скоро будет теплее.
В пояснении могут нуждаться не только глаголы, но и существительные, прилагательные, слова категории состояния со значением чувств, мыслей, восприятия.
Это такие слова, как рад, жаль, уверен, счастлив, нужно, сообщение, новость, слух и т. д.
До меня донеслась новость о том, что скоро олимпиада.
Уверен, что вы достойно справитесь с испытаниями.
Итак, придаточные изъяснительные относятся к члену предложения со значением речи, мысли, чувства, восприятия.
Говорят, что здесь хорошо ловится рыба. Придаточное изъяснительное относится к глаголу со значением речи.
Жаль, что не пришлось поговорить подольше. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния со значением чувств.
Нужно, чтобы завтра же всё было готово. Придаточное изъяснительное относится к слову категории состояния.
Главные части всех наших предложений – односоставные. Поэтому такие предложения легко можно спутать с простыми предложениями, осложненными вводными словами. Подсказкой для нас послужит то, что в сложноподчиненных предложениях есть союзы или союзные слова, соединяющие главную и придаточную части.
В качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными могут выступать:
· союзы что, как, будто, как будто, чтобы, ли;
· союзные слова что, как, кто, который, где, куда, когда, сколько, почему и т. д.
Средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными очень разнообразны. Это может вызвать у нас определенные трудности.
С первой проблемой мы уже сталкивались: средства связи коварны. Одни и те же союзы и союзные слова могут употребляться в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными. В особенности это касается слов что, как, который, где, куда, когда и почему.
Поэтому ни в коем случае нельзя определять вид придаточного только по средствам связи. В первую очередь мы обращаем внимание на вопросы. И уже потом делаем вывод – какой перед нами вид придаточного предложения.
Мы хотим поехать туда (куда?), куда не ступала нога человека. Вопрос обстоятельственный, значит, придаточное обстоятельственное.
Вот и место (какое?), куда мы отправимся завтра. Это придаточное определительное.
Я спросил (о чём?), куда мы отправимся завтра. Я спросил – о чем? Это придаточное изъяснительное.
Мы поставили палатку там (где?), где есть ручей.
Палатка стояла на поляне (какой?), где протекал ручей. Придаточное определительное.
Мы не представляли (чего?), где тут можно поставить палатку. Придаточное изъяснительное.
Подсказкой может служить слово, к которому относится придаточное.
На столе стояла сумка, которая принадлежала моему другу. Придаточное относится к существительному, значит, это придаточное определительное.
Я не знал, которая из сумок принадлежит моему другу. Придаточное относится к глаголу со значением мысли. Перед нами придаточное изъяснительное.
Цветы, что распускаются весной, особенно красивы. Придаточная часть относится к существительному. Значит, это придаточное определительное.
Мы рады, что вам понравились эти цветы. Придаточное относится к краткому прилагательному со значением чувства. Значит, перед нами придаточное изъяснительное.
Второй трудностью может стать различение союзов и союзных слов.
В придаточных изъяснительных что и как могут оказаться как союзами, так и союзными словами.
Вспомним, как отличить союзы от союзных слов.
Союзные слова являются членами предложения. А союзы не являются.
Союзные слова нельзя удалить из предложения. А союзы можно.
На союзные слова падает логическое ударение. А на союзы не падает.
К союзным словам можно подставить же и именно. А к союзам нельзя.
Ученики видели, как мастер раскрашивает поделку. Союз.
Ребята поинтересовались, как этому можно научиться. Как нельзя удалить из предложения. Зато можно подставить логическое ударение или же. Перед нами союзное слово.
Мастер ответил, что нужно тренироваться долго и упорно.
Учитель спросил, что нам понравилось на выставке больше всего. На слово что падает логическое ударение. Можно подставить же или именно. Слово нельзя удалить из предложения. Это союзное слово.
Некоторые трудности также иногда возникают с союзом-частицей ли. Дело в том, что этот союз находится не в начале придаточной части. А потому его просто не видят.
Мы хотели узнать, здоровы ли вы.
Это сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Части предложения связаны союзом ли.
Не хотите ли вы заняться музыкой – вот что интересно. Это тоже сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. В качестве средства связи выступает союз ли.
Заметьте, что во втором предложении между частями ставится тире. Так иногда бывает, когда придаточная часть стоит перед главной.
Придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении обычно стоит после главного предложения, но может стоять и перед главным.
Я не знаю, почему я увлекся рисованием.
Почему я увлекся рисованием – я не знаю.
В первом предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в придаточной части. Во втором предложении подчеркивается важность информации, которая сообщается в главной части.
Что же нам требуется запомнить?
videouroki.net
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Общие понятия
1. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые выражены глаголами, требующими добавочных разъяснений, например:
- Ирина Петровна сказала (что сказала?), что завтра уезжает в Ленинград.
- Недаром говорится (что говорится?), что дело мастера боится.
- Попросим Виктора (о чём попросим?), чтобы он принёс альбом с марками.
- Мне показалось (что показалось?), будто в комнате запахло цветами.
Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемым словам союзам и что
, чтобы
, как
, будто
. Когда нужно выделить то, о чём сообщается в придаточном предложении, к поясняемому слову в главном предложении прибавляется указательное слово, например:
Докладчик горячо говорил о том, что в первую очередь надо повысить производительность труда.
II. Придаточные изъяснительные могут относиться не только к глаголам, но и к другим словам, например:
- Я рад (чему рад?), что вы успешно закончили свою работу.
- Он пришёл довольный тем (чем довольный?), что получил за сочинение отличную отметку.
- Сообщение о том (о чём?), что космический корабль благополучно приземлился, быстро облетело весь мир.
- Она дала слово, что придёт утром. (Ср.: Она заверила, что придёт утром.)
Особую группу составляют придаточные изъяснительные, которые прикрепляются не союзами, а союзными словами, например:
- Дети чувствуют (что чувствуют?), кто их любит.
- Мне очень хотелось узнать (что узнать?), что лежит в этой коробочке.
- Я всё скрывал (что скрывал?), отчего сестрица простудилась.
Примечания
1. В эту группу придаточных входят косвенные вопросы , например:
- Я спросил Серёжу, когда он придёт к нам. (Ср. с прямым вопросом: Я спросил Серёжу: „Когда ты придёшь к нам?»).
Косвенные вопросы могут присоединяться к главному союзом-частицей ли
, например:
- Я спросил Серёжу, придёт ли он к нам.
2. Придаточные изъяснительные с союзными словами кто
или что
(Счастлив, кто строит новую жизнь; Я слышал, что вы прошептали) переходят в определительные, если в главное предложение вводится указательное слово тот
, которое выступает в роли подлежащего или дополнения и поэтому имеет значение существительного:
- Счастлив mom, кто строит новую жизнь (ср.: Счастлив mom человек, который строит новую жизнь)
- Я слышал то, что вы прошептали (ср.: Я слышал то слово, которое вы прошептали).
3. Одни придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей и сходны с дополнениями, например:
- Вера сказала (что сказала?), что её бригада выполнила план.
Другие придаточные изъяснительные отвечают на вопросы именительного падежа и сходны с подлежащими, например:
- Мне кажется (что кажется?), что погода скоро изменится.
Источник: «Учебник русского языка» С. Г. Бархударов и С. Е. Крючков, 1972
uroki-russkogo-yazyka.ru
Изъяснительное придаточное предложение — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Изъясни́тельное прида́точное предложе́ние — придаточное предложение в составе сложноподчиненного предложения, отвечающее на вопросы косвенных падежей и относящееся к одному из членов главного предложения, который нуждается в дополнении или пояснении:Тот член главного предложения, к которому относится придаточное изъяснительное, имеет значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния или выражает оценку. Чаще всего это слово является глаголом (например, рассказать, подумать, узнать, огорчаться), но может быть и существительным, кратким прилагательным или словом категории состояния:Знаете ли, какой вообще недостаток находится в нашей критике? (В. Г. Белинский)
Он явился с известием, что лошади готовы. (А. С. Пушкин)
Я рад, что тебе весело.— сказал Фома.— Но очень жаль, что в твоей веселости так много зла.
(Л. Н. Андрев)
Способы присоединения придаточного изъяснительного предложения к главному:
- СОЮЗы ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО, КАК, БУДТО:
Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. (В. М. Гаршин)
- Союзные слова КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ГДЕ, КАК и др.:
И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской? (Л. Н. Толстой)
- Частица ЛИ:
Запорожцы начали толкать под руку кузнеца, думая, не с ума ли он сошел. (Н. В. Гоголь)
Стоявший у ворот сторож сказал, что надо будет подождать, когда отдадут свисток на шабаш. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
В главном предложении для выделения содержания придаточного изъяснительного может использоваться указательное слово ТО в разных падежах:
Зато в другое время — пустит он своего коня во всю прыть по только что вспаханному полю или заставит его соскочить на самое дно размытого оврага и по самой круче выскочить опять, и замирает в нем сердце от восторга, громкое гикание вырывается из уст, и знает он, знает наверное, что это под ним настоящий, несомненный Малек-Адель, ибо какая другая лошадь в состоянии сделать то, что делает эта? (И. С. Тургенев)
Придаточное изъяснительное предложение семантически значимо для главного: без придаточного главное предложения было бы структурно и семантически не завершенным.
megabook.ru
Урок русского языка в 9-м классе «Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным»
Цели урока:
- Познавательные:
- повторить опознавательные признаки СПП;
- продолжить знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
- Практические:
- совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
- учить опознавать СПП с придаточными изъяснительными среди других СПП;
- формировать умение строить СПП;
Задачи урока:
- Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном, умение строить СПП с придаточными изъяснительными.
- Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщённом виде, находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
- Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работали с текстами, взятыми из художественной литературы.
Тип урока – комбинированный.
Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.
Оборудование: карточки с дидактическим материалом; компьютер; проектор; экран.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Учитель: В качестве домашней работы вы получили задание повторить правописание Ь на конце существительных,теоретический материал о СПП с придаточными изъяснительными и карточки с индивидуальными заданиями. Приступаем к проверке.
(Учащимся были предложены три разноуровневых задания. Пока дети готовятся к ответе у доски, работаю с классом).
1) Орфографическая пятиминутка.
2) Кодированный диктант. (Приложение. Слайд 1)
- Вьющееся растение – плющ.
- Накидка от дождя – плащ.
- Кухонная утварь – нож.
- Бывает звездной – ночь.
- Доктор иначе – врач.
- Маленькое серое животное– мышь.
- Озимая культура – рожь.
- Дамское украшение – брошь.
- Слышится громкий – плач.
- С любимым там рай – шалаш.
3) Фронтальный опрос: (Приложение. Слайд 2)
– Какому члену простого предложения
соответствует придаточное изъяснительное?
– На какие вопросы отвечает придаточное
изъяснительное?
– Расскажите о способах прикрепления
придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
– Как строится косвенный вопрос?
4) После работы со слайдом 2 приступаем к проверке заданий у доски.
Задание 1. Не записывая предложений, ученик чертит его схему, определяет вид придаточных в СПП.
И стебелёк травы достоин того великого мира, в
котором он растёт. [того…], (в котором).
Кто сам на себя много берёт, тот и от других
вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
Художник видит то, чего не видят остальные.
[…то…], (чего…).
За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё,
(что…),…].
Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [
], (ли…).
Задание 2. Разберите по составу слова: памятный, переливаясь, лесистым, перебегающий.
Задание 3. Выполните фонетический разбор слова своё.
Учитель: Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений.
II. Сообщение темы и целей урока
(Приложение. Слайд 3)
– Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными, определим их место среди других придаточных предложений, сравним особенности построения данных придаточных и проведём срезовую работу, которая позволит проверить, насколько прочно вы усвоили материал.
III. Работа по теме урока. Актуализация знаний учащихся
(Приложение. Слайд 4)
Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: (С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).
Учитель: Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что.
(Приложение. Слайд 5)
(Приложение. Слайд 6)
Учителем читается задание. Учащиеся в тетради переписывают предложение. 1 работает у доски. Проверяют расставленные знаки препинания:
Жизненная мудрость заключается в том
что надо учиться радоваться всему что тебя
окружает радоваться жизни какой бы тяжёлой она
ни была. (Е. Пермитин) |
(Приложение. Слайд 7)
Жизненная мудрость заключается в том,
что надо учиться радоваться всему, что тебя
окружает, радоваться жизни, какой бы тяжёлой она
ни была. (Е. Пермитин) |
Для отработки полученных знаний предлагаю небольшую срезовую работу, которую учащиеся выполняют на заранее подготовленных карточках.
(Приложение. Слайд 8)
Срезовая работа.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.
1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)
2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)
3. Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)
4. Стыдно мне что я в Бога верил
Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)
После проведения срезовой работы предлагаю учащимся проверить себя.
(Приложение. Слайд 9)
1. Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова) 2. О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова) 3. Я по-прежнему такой же нежный (С. Есенин) 4. Стыдно мне, что я в Бога верил. (С. Есенин) |
IV. Физкультминутка
(Приложение. Слайд 10)
Начинаем бег на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох.
Вдох, выдох.
(Приложение. Слайд 11)
V. Деловая игра «Корректор»
Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы
нарушили правила. (Тот нарушил.)
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее
«о том».)
3. У костра отец спросил, что где находится
лесная избушка. (Лишнее слово «что».)
(Приложение. Слайд 12).
Проверка.
(Приложение. Слайд 13).
VI. Комплексный анализ текста
Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и
крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что
человек может так ее любить. Я впервые
почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то
новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать.
Это была потребность выразить себя, донести до
других свое видение, свои думы и ощущения,
рассказать людям о красоте нашей земли так же
вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от
безотчетного страха и радости перед чем-то
неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне
нужно взять в руки кисть.
Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки
с учебников. Ребята говорили, что у меня
получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже
хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу
стенгазету. А потом началась война… Я начисто
забыл про краски и кисти и не думал, что когда-
нибудь вспомню про них. Но песни Данияра
всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и
смотрел на мир изумленными глазами, будто видел
все впервые.
Ч. Айтматов
(Приложение. Слайд 14) – задания к тексту.
- Определите стиль и тип речи.
- Определите тему и идею текста.
- Что заставило “всполошить” душу повествователя?
- Разве может пение, музыка передавать чувства, ведь музыка – это звуки, это не слова, не краски?
- Замените слово «всполошить» синонимом.
- Найдите предложения с придаточными изъяснительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос.
- Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
- Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными?
- Предложения с какими ещё видами придаточных есть в этом тексте?
- Найдите в тексте слово с корнем с чередованием.
- Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
VII. Итоги урока
– Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
(Приложение. Слайд 15): упр.122, повторить правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
urok.1sept.ru