Качественные задачи по физике механика – Репозиторий Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва: Недопустимый идентификатор

Качественные задачи по физике. Механика.

Качественные задачи по теме «Механика» Повернуть или остановиться? Порой от знания физики может зависеть ваша жизнь. Представьте себе, что автомобиль, за рулем которого вы сидите, едет прямо на кирпичную стену, которая находится в конце  Т­ образного перекрестка. Что делать? Тормозить изо всех сил, не допуская заноса, стараясь рулить  прямо?  Поворачивать  на  полной  скорости  или   выруливать   вбок, тормозя по  мере возможности? Рассмотрим задачу последовательно. Для начала, предположим, что вы успеете вовремя, если будете тормозить, не сворачивая. Будет ли при этом поворот столь же безопасным?   Прежде   всего,   конечно,   следует   рассмотреть   идеальный   случай.   Затем   можно   учесть возможность заносов, различие в сцеплении с дорогой передних и задних колес, «усталость» тормозов. А что если торможение на прямой не спасет вас? Стоит ли тогда стараться повернуть или, может быть, смириться с трагической неизбежностью? Другой вариант    аналогичной ситуации: перед вами на дороге большой предмет. Что лучше сделать: остановиться или попытаться его объехать? Конечно, все зависит от размеров предмета. Не давайте поспешных ответов. Пусть вы и опытный водитель, но интуиция порой может   подвести, а ведь дело касается вашей жизни. Ответ:   Если   пренебречь   тем,   насколько   может   быть   опасен   для   пассажиров   удар автомобиля тем или другим бортом, и если стену объехать нельзя, то нужно двигаться прямо на   нее,   пытаясь   затормозить   как   можно   скорее.   Расчет   показывает,   что   при   идеальном состоянии тормозов и дорожного покрытия избежать столкновения со стеной, двигаясь по дуге окружности, можно только в том случае, если сила трения между колесами и дорогой будет вдвое больше, чем при торможении, когда автомобиль движется прямо.

Если   шофер   затормозит,   автомобиль   остановится,   когда   его   кинетическая   энергия израсходуется на работу против силы трения. При повороте автомобиля та же сила трения будет играть роль центростремительной силы, Заставляющей автомобиль двигаться по дуге окружности. В случае торможения  где  F  − сила трения,  х  − путь, который пройдет автомобиль после включения тормоза. mv2/2 = Fx, Отсюда  Очевидно, чтобы автомобиль не врезался в стену, должно быть х = mv2/(2F). или В случае поворота  х = mv2/(2F) ≤ S, F ≥ mv2/(2S). F = mv2/R, и, чтобы автомобиль не разбился, должно быть или R = mv2/F ≤ S F ≥ mv2/S. Для того чтобы избежать   столкновения со стенкой, при торможении нужна сила трения, вдвое меньшая, чем при повороте. Очевидно, выгоднее тормозить, чем поворачивать!    Трение и автомобильные гонки Во   время   автомобильных   гонок   результаты   оцениваются   в   первую   очередь   по   двум главным   показателям:   максимальной   скорости   автомобиля   и   времени   прохождения   им дистанции в четверть мили. Чтобы увеличить сцепление колес с дорогой, перед стартом под задние   колеса   подливают   липкую   жидкость.   Однако  увеличение   трения,   как  оказывается, влияет на время, затрачиваемое на прохождение дистанции, но мало влияет на максимальную скорость. Почему? Ответ: Вначале скорость зависит от сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Чем лучше сцепление, тем меньшее время затрачивается на прохождение начальной части дистанции,   однако в  дальнейшем   сцепление   влияет  на скорость  незначительно  (изменение скорости не превышает нескольких процентов). Максимальная скорость, которой автомобиль достигает на финише, определяется мощностью двигателя.

Автомобильные шины без протектора Если бы вам представилась возможность выбирать между нормальными и широкими  шинами без протектора, то какие бы вы предпочли с точки зрения лучшего торможения? Во время гонок серийных автомобилей на их задние колеса часто надевают широкие шины без  протектора. Почему? Ответ:   Сила   трения   между   шиной   и   дорожным   покрытием   не   зависит   от   площади контакта,   так   что   широкие   шины   без   протектора   ничем   не   лучше   узких.   Если   колеса автомобиля   пробуксовывают,   когда   он  трогается   с   места   (так  во   время   гонок  бывает   на старте),   то   широкие   шины   имеют   определенное   преимущество,   потому   что   у   них   нагрев распределяется по большей площади и, следовательно, снижается вероятность того, что шина расплавится (при плавлении шины сильно уменьшается коэффициент трения). Блокирование колес Если вам нужно быстро остановить машину, следует ли резко нажать на педаль тормоза и заблокировать   колеса?   (Опытные   водители   рекомендуют   при   торможении   на   скользкой дороге   не   выключать   сцепления,   т.   е.   не   отсоединять   колеса   от   двигателя.   Попробуйте объяснить, почему такой способ торможения безопаснее.) Ответ: Коэффициент трения скольжения меньше коэффициента трения покоя. Поэтому, когда колеса крутятся, со стороны дороги на них действует большая сила трения, чем в том случае, когда они скользят. На сухом ровном асфальте коэффициент трения покоя (колеса не   проскальзывают)   достигает  0,8,   тогда   как   при   скольжении   он   не   превышает  0,6.   Когда начинается скольжение («блокирование» колес), асфальт и шины могут расплавиться, и тогда автомобиль будет двигаться по тонкому слою жидкости. Чтобы затормозить, автомобиль с «блокированными» колесами (при прочих равных условиях) должен пройти расстояние, на 20 %  большее, чем при вращающихся колесах. Поэтому автомобиль останавливается быстрее всего,   если   к   тормозам   прикладывать   усилие,   чуть   меньшее   того,   при   котором   колеса блокируются. При скольжении колес возникает опасность бокового «заноса» автомобиля, так как при этом движение вбок может быть вызвано даже очень малой силой.

Ускорение и торможение автомобиля на повороте Почему   не   следует   резко   тормозить   на   повороте?   Предположим,   вы,   уже   совершая поворот, вдруг решили, что едете слишком быстро. Что произойдет, если вы резко нажмете на педаль тормоза? Гонщики нажимают на педаль газа, выходя из поворота, но не на повороте. Почему? Ответ: При резком торможении на повороте машина наклоняется вперед; давление на передние колеса увеличивается, а на задние − уменьшается. При этом на повороте зад машины может   занести   в   сторону.   При   ускорении   автомобиля   давление   на   его   задние   колеса возрастает, и их сцепление с дорогой улучшается. Автомобиль трогается с места Много   спорят   о   том,   как   следует   трогаться   с   места   на   скользкой   дороге.   Одни утверждают, что это нужно делать на низкой передаче, другие говорят, что на высокой. Имеет ли вообще значение, какая передача включена? Что требуется, чтобы автомобиль тронулся с места? Почему его начальная скорость должна быть малой?  Какое преимущество  имеет одна передача перед другой? Попробуйте объяснить, как зависит момент силы, действующей на колесо, от передачи, и установить, в каком случае этот момент должен быть больше, а в каком − меньше. Ответ:   Начальная   скорость   вращения   колес   должна   быть   мала,   и   момент   сил, действующих на колеса со стороны трансмиссии и двигателя, должен быть меньше момента сил   трения   покоя.   Иначе   колеса   будут   проворачиваться   −   буксовать.   Какую   передачу выбрать, зависит от опыта водителя и плавности работы сцепления. Если водитель привык «газовать», трогаясь с места, то момент сил можно уменьшить вдвое, начиная движение со второй В этом случае   передачи.  нагрузка передается от двигателя через шестерни с меньшим передаточным   числом и сила, действующая на колеса, уменьшается. Как объяснить шум, издаваемый колесами автомобилей? Ответ: Шум, издаваемый колесами автомобилей, − одна из основных проблем больших городов. Огромные средства тратятся ежегодно на борьбу с этим шумом, так как стоимость   одного   километра   звукопоглощающего   барьера,   устанавливаемого   вдоль   шоссе,   близка   к одному   миллиону   долларов.   Есть   несколько   теорий   возникновения   этого   шума. Одна   из   них   считает,   что   шум   возникает внешней     части   из­за   колебаний   деформированных   участков покрышки.

Другая     теория   связывает   появление   шума   с   отлипанием   резины   от   дороги.    романтичная гипотеза объясняет шум тем, что воздух двигается по канавкам Ну, а самая автомобильных покрышек, как по трубам органа, и поэтому поет. Какие шины используют в гонках Формула­1? Ответ: Каждый пилот гоночного болида хочет иметь хорошее    сцепление с дорогой, чтобы обеспечить быстрый старт. Но это значит, что шины его автомобиля должны хорошо прилипать к дорожному покрытию. Но такая шина всегда будет оставлять на дороге след из частичек,   прилипших   навсегда   к   дорожному   покрытию.   Другими   словами,   износ   шин   с высоким  сцеплением тоже высок. Поэтому на гонках «Формулы 1» средний ресурс шины всего около 200 км, в то время как у обычных шин он может составлять несколько десятков тысяч километров. Известно,   что   автомобильные   гонки   проходят   на   «лысой»   резине   или   на   шинах   с несколькими очень неглубокими канавками. Канавки в шинах гоночных машин  не нужны, так как они увеличивают  сцепление  с дорогой   только   тогда,   когда   она   мокрая.   А   при   мокрой   дороге   гонки   отменяются.   Для производства  шин  гоночных автомобилей  используется  специальная  липкая  резина. Поэтому сила трения этих шин на сухой дороге растет с увеличением площади контакта,   вступая, таким образом, в противоречие с классическим законом, справедливым для трения твердых и неэластичных поверхностей. Чтобы обеспечить максимальную силу трения, шины колес гоночных автомобилей делают очень широкими (до 0,38 м), что также позволяет лучше рассеивать   тепло,   выделяющееся   при   трении   о   дорожное   покрытие. Чистая  резина    прилипает  к  дороге  лучше,  чем грязная. Поэтому  перед  самым   стартом покрышки с помощью специальных устройств и процедур нагревают до  80 °С, очищая ее поверхность   и   обеспечивая   хорошее   прилипание   к   дорожному   покрытию.   Кстати,   шины гоночных   автомобилей   иногда   надувают   чистым   азотом,   так   как   влага,   содержащаяся   в

обычном воздухе, при нагревании шин испаряется и увеличивает  давление в колесах,  что создает дополнительные трудности в управлении.  Почему все шины черные? Ответ: Все изготовители шин используют один и тот же процесс − вулканизацию жидкой резины,   при   котором   одной   из   добавок   служит   угольная   пудра.   В   результате   длинные молекулы   жидкой   резины   смешиваются   между   собой,   что   превращает   ее   в   эластичный   и прочный материал. Так как частички угля черные и их относительно много (около 25 % по массе),   то   резина   становится   черной.   Чем   больше   добавлять   при   вулканизации   угольной пудры,   состоящей  практически  из  одного  углерода,  тем  более  жесткой,  прочной   и  менее прилипчивой будет резина. Брошенный на льду Допустим, ваши приятели  решили сыграть  с вами  злую шутку и бросили  вас посреди большого замерзшего пруда. Лед настолько скользкий, что вы не в состоянии ни пройти, ни даже   проползти   по   нему   к   берегу.   Как   же   вам   поступить? Теперь   предположим,   что   вас   положили   на   лед   на   спину.   Через   некоторое   время   вы почувствуете, что спина промерзла и вам нужно перевернуться. Как это сделать на таком скользком льду? Шутка   могла   бы   оказаться   еще   злее.   Например,   вас   стоя   привязали   бы   к   столбу, торчащему   где­то   посередине   льда.   Как   вам   повернуться   вокруг   столба,   если   ваши   руки   свободны? Столб слишком гладкий и скользкий, чтобы за него ухватиться, а лед еще более скользкий,   и   ногами   в  него   не  упереться.   Что   нужно   сделать,   чтобы   повернуться   вокруг столба лицом в другую сторону? Ответ:   Если   вас   не   связали,   попытайтесь   бросить   ботинок   или   что­нибудь   другое   в направлении, противоположном тому, в котором вы хотите передвинуться. Если трение о лед полностью   отсутствует,   то   полный   импульс   системы   должен   оставаться   равным   нулю,   и поэтому вы начнете скользить в нужную сторону. Автомобиль, велосипед, поезд на повороте Как вы поворачиваете на велосипеде, а точнее, как вы начинаете поворот? Мотоциклист поворачивает,   наклоняя   мотоцикл,   а   руль   при   этом   стоит   прямо.   Иначе   обстоит   дело   с велосипедом. С чем связано это различие? Для того чтобы поезд на повороте не сошел с рельсов под действием центробежной силы, полотно железной дороги делается наклонным и наружный рельс на повороте часто бывает приподнят.   Влияет   ли   этот   наклон   на   поворот   поезда   так   же,   как   наклон   при   повороте

мотоцикла?   Попробуйте   сделать   хотя   бы   грубый   расчет,   чтобы   выяснить   это.  И наконец, что вы можете сказать о повороте гоночных автомобилей?   Ответ: Момент импульса колеса мотоцикла много больше, чем велосипедных колес, и играет существенную роль. Для того чтобы повернуть мотоцикл, вы наклоняете его. Момент силы   реакции   земли,   действующей   на   переднее   колесо   мотоцикла,   заставляет   колесо прецессировать, благодаря чему мотоцикл поворачивает. Моменты импульса велосипедных колес   много   меньше,   поэтому   здесь   полагаться   на   прецессию   нельзя.   Для   того   чтобы осуществить поворот на велосипеде, нужно наклонить его и одновременно повернуть руль. Кстати, в какую сторону вы сначала поворачиваете руль − влево или вправо, − если хотите повернуть, скажем, влево? Конструкция велосипеда Почему современный велосипед делается именно таким? В прошлом существовало много различных конструкций велосипедов (рис.). Одни   имели   колеса   разного   диаметра,   у   других   педали   соединялись   прямо   с   осью переднего колеса. Отличается   ли   современный   велосипед   большей   устойчивостью   и   большим  коэффициентом   полезного   действия   (КПД)   по   сравнению   со   своими   предшественниками? Почему   вилка   переднего   колеса у   современного   велосипеда   изогнута?   Сохранит   ли велосипед устойчивость, если этой вилке придать другие формы, скажем, такие, как показано   на рис.?

Ответ: Устойчив такой велосипед, у которого точка пересечения оси вращения руля с горизонталью,   проходящей   через   центр   колеса,   при   повороте   его   опускается   в   сторону наклона велосипеда.  Из трех конструкций, изображенных на рис., последняя неустойчива, тогда как вторая − чрезмерно устойчива, и в этом случае велосипед плохо «слушается» на   оказывают   существенного   влияния   на поворотах.   Гироскопические   эффекты   не   устойчивость велосипеда, хотя вращение колес в течение некоторого времени обеспечивает устойчивость велосипеда, если его толкнуть без седока. Шины большого диаметра Будет   ли   автомобиль   двигаться   быстрее,   если   поставить   на   колеса   шины   большого диаметра? Ответ: Существует некое максимальное угловое ускорение, которое можно сообщить автомобильному  колесу.  Чем  больше диаметр  шины, тем большее  расстояние  автомобиль проходит при каждом обороте колеса и тем больше его линейное ускорение. Однако при   ограниченной мощности двигателя установка шин большего диаметра приведет к уменьшению углового ускорения, в результате линейное ускорение останется прежним. Автомобиль на льду Что нужно делать, чтобы выправить автомобиль, если его «заносит» в гололед: пытаться вырулить прямо или поворачивать руль в сторону заноса? Почему? Ответ:   Выбор   наилучшей   тактики   зависит   от   ряда   факторов,   в   первую очередь   от соотношения скорости заноса и линейной скорости центра масс автомобиля, а также от того, какие колеса сохранили сцепление с дорогой. Необходимо также четко уяснить, что важнее:   воспрепятствовать заносу или приостановить движение вперед. Допустим, к примеру, что заднюю часть автомобиля заносит вправо, что движением вдоль дороги можно пренебречь и что передние колеса сохранили сцепление с дорогой. Тогда, чтобы помешать заносу, следует поворачивать передние колеса в направлении вращения (то есть вправо) и потихоньку давать газ. По мере уменьшения заноса нужно выводить передние колеса влево, восстанавливая тем самым правильную ориентацию автомобиля на дорожном полотне. Балансировка колес Будет   ли   сбалансировано   вращающееся   колесо   автомобиля,   если   оно   балансировалось статически при помощи обычного пузырькового уровня? Можно ли добиться одновременно статического и динамического баланса колеса, прикрепляя к его ободу один балансировочный груз? А два груза?

Ответ:   Статически   сбалансированное   с   помощью   одного   груза   колесо     может   при вращении оказаться несбалансированным динамически. С другой стороны, колесо можно сбалансировать динамически и оно не будет «бить»; однако   если   это   сделать   с   помощью   одного   груза,   то   статическая   балансировка   может оказаться   нарушенной.   При   обычной   балансировке   колес   удовлетворяются   каким­либо компромиссным   вариантом.   Если   же   использовать   два   груза,   то   можно   добиться   как статического, так и динамического баланса. При   статической   балансировке   колеса   его   центр   масс   лежит   на   оси   колеса,   однако распределение   массы   колеса   может   оказаться   несимметричным   относительно   плоскости, перпендикулярной оси. При вращении такое колесо будет вести себя как диск, плоскость которого не перпендикулярна оси вращения. Такое колесо не сбалансировано динамически. Дифференциал автомобиля Когда автомобиль совершает поворот, колеса, движущиеся  по наружной дуге, должны вращаться быстрее, чем те, что движутся по внутренней дуге. Как это может происходить, если «наружные» и «внутренние» колеса (попарно − передние и задние) установлены на одной оси? Ответ. Задние колеса соединены между собой не жестко, а через    дифференциал. На повороте   дифференциал,   который   состоит   из   четырех   конических   шестерен,   позволяет «внешнему» колесу вращаться быстрее «внутреннего». Вспучивание дороги На дороге, которая первоначально была ровной, возникает ухаб, а вслед  за ним через некоторое время еще один. Кажется, он сам собой вырастает поперек дороги. И дорога − будь то грунтовая, асфальтированная или даже бетонная − становится  похожей на стиральную доску,   особенно   после   дождя,   когда   в   складках   собирается   вода.

Подобное явление наблюдается на    трамвайных и железнодорожных путях. Когда по такому деформированному участку проходит поезд, возникает страшный грохот. Недаром подобные участки называют «ревущими». Аналогичные «стиральные доски» встречаются лыжникам на лыжне. Почему возникает такая волнообразная («гофрированная») поверхность и чем определяется ее период? Можете ли  вы оценить этот период, моделируя  описанный эффект в ящике с песком  с помощью небольшого колесика? Ответ: Представьте, что на дороге имеется ухаб, при проезде через который у машин начинает колебаться «передок». В тех местах, где колебание направлено вниз, шины могут вдавливаться   в   дорогу.   Если   в   одном   и   том   же   месте   это   происходит   со   многими автомобилями, то может образоваться еще один ухаб и т. д. Трение. Как объяснить сущность трения моей бабушке, не прибегая к каким­то сложным научным построениям,   а   на   самой   простой   модели.   Обусловлено   ли   трение   неровностями сцепляющихся   поверхностей   или,   возможно,   действием   электростатических   сил?   Может быть, местное «прилипание» вызывают молекулярные силы, а может, твердая поверхность «проникает» в более мягкую и они сцепляются? Вопрос этот очень стар, незамысловат и наверняка должен иметь простой ответ. Ответ:   Прежде   трение   объясняли   неровностями   соприкасающихся     поверхностей. Современная   теория   трения   отвергает   эти   представления   и   рассматривает   адгезию («слипание»)   поверхностей   в   результате   межмолекулярных   взаимодействий   как   основную причину трения. Несмотря на это, во многих учебниках по­прежнему трение описывается как

явление,   обусловленное   только   микроскопическими   «холмиками»   и   «впадинками»   на соприкасающихся поверхностях. Зависит   ли   трение   от   площади   контакта   соприкасающихся поверхностей?   Cила   трения   скольжения   прямо   пропорциональна   весу   трущегося   предмета. Парадоксальность  закона, что сила трения не зависит от площади контакта тел, стала на     долгие И   сейчас   не   на   все   вопросы   получены   ответы,   хотя   ряд   соображений   между   предметом   оживленных годы   споров учеными.   представляется     довольно убедительным. Дело в том, что касание твердых тел    происходит не по всей поверхности, а в отдельных пятнах, или «очагах», контакта. Суммарная (фактическая) площадь таких очагов Sф обычно очень мала и составляет весьма малую часть от номинальной площади  Sн. Однако если  Sн вceгдa задана, то Sф как показывает опыт, растет с увеличением веса груза Р. Стоит теперь предположить,   что   этот   рост   прямо   пропорционален  Р,   как   парадокс   закона   Амонтона разрешается − сила трения прямо пропорциональна фактической площади контакта, которая, в свою очередь, линейно растет с ростом груза. Ставя кирпич на различные грани, мы во всех случаях   сохраняем   постоянной  Sф  которая   зависит   только   от   веса   кирпича  Р.   Отсюда   и постоянство трения. Увы!   Легко   обнаруживается,   что    Sф  растет   пропорционально  P  далеко   не   всегда. Типичный пример стальной шарик, прижимаемый к жесткой плите. Площадь кругового пятна контакта увеличивается здесь, как показывают теория и эксперимент, заметно медленнее, чем прижимающая сила, а закон Амонтона по­прежнему соблюдается! Разумеется, если шарик не катится, плоскости. Только   в   нашем   веке   стало   ясно,   что   тупик,   В   который   Зашли   ученые,   объясняется скользит   по а         слишком упрощенным подходом к явлению трения. Накопилось много фактов в пользу того, что  трение   −  результат   тонких   микроскопических  процессов,   прямо  связанных   с  атомно­ молекулярным строением вещества. В  1929 г., английский физик Д. Томлинсон выказал смелую гипотезу о том, что атомы, расположенные   на   поверхности   твердого   тела   и   первыми   воспринимающие   нагрузку   при взаимодействии с такими же атомами дрyгого тела, работают по принципу «да − нет»: каждый из   них или  держит  гpуз  q, подобно древнегреческой  кариатиде,  или   не работает  вообще. Характерная   величина   q,   названная   постоянной   Томлинсона,   определяется   особенностями строения кристаллической решетки материала. С ростом нагрузки автоматически вступают в строй новые «кариатиды», число которых оказывается cтpoгo пропорциональным нaгpузке.

Так исчезает старое представление о сплошном и огpомном, по сравнению с атомом, очaге контакта с максимальным давлением в центре. Вместо него возникает модель из множества сравнимых   с   атомом   «пятен»   контакта,   каждое   из   которых   воспринимает   одинаковую внешнюю силу. Из гипотезы Томлинсона сразу следует закон Амонтона. В итогe, парадокс этого закона разрешается   переосмыслением   на   основе   атомно­молекулярных   представлений   такого простогo и очевидноrо, казалось бы, понятия, как площадь фактического касания твердых тел. Сейчас   уже   не   существует   сомнений,   что   в   основе   трения   лежат     сложные микроскопические   явления.   Вполне   вероятно,   что   закон   Амонтона   служит   как   раз естественным пpoявлением этой тонкой природы трения. Следы на песке. Если вам приходилось, гулять по пляжу во время отлива, то, вероятно, вы заметили, что, как только нога ступает на мокрый твердый песок, он немедленно подсыхает и белеет вокруг вашего следа.  Обычно это объясняют  тем, что под тяжестью тела вода «выжимается»  из песка. Однако это не так, потому что песок не ведет себя подобно мочалке. Почему же белеет песок?   Будет   ли   песок   оставаться   белым   все   время,   пока   вы   стоите   на   месте? Мяч, наполненный песком и водой. Наполните камеру мяча песком и водой так, чтобы вода полностью   покрывала   песок,   но   не   заполняла   всю   камеру.   Теперь   завяжите   камеру   и попробуйте сжать ее. Вначале это получается легко, но, чем дальше вы сжимаете ее, тем сильнее она сопротивляется сжатию, с какой бы силой вы на нее ни давили. Чем это вызвано? Покупка мешка кукурузы. В те времена, когда кукурузное зерно продавалось не на вес, а на   объем,   некоторые   торговцы   всячески   старались   сделать   так,   чтобы   зерна   занимали возможно   больший   объем.   Мешки   кукурузы   у   таких   хитрецов   казались   полными,   хотя содержали меньше кукурузы, чем мешки такого же объема у более честных торговцев. Как вы думаете, следовало ли покупателю, столкнувшись с таким обманом, попытаться нажимать на мешок,   чтобы   уплотнить   в  нем   зерна?   Оказывается,   именно   нажимать   на   мешок  в   таком случае и не следует. Почему? Ответ: Все эти три явления в действительности одинаковы. Я рассмотрю первое из них, а остальные два предлагаю вам объяснить самостоятельно. Побеление песка на пляже впервые объяснил Рейнольде  в 1885 г. Он показал, что объем песка увеличивается,  когда на него наступают. До этого песчинки были «упакованы» самым плотным образом. Под действием деформации   сдвига,   которая   возникает   под   подошвой   ботинка,   объем,   занимаемый

песчинками,   может  лишь  увеличиться.  В  то время  как  уровень  песка  поднимается  резко, уровень воды может подняться лишь в результате капиллярных явлений, а на это требуется время. Поэтому на дне следа ноги песок некоторое время оказывается выше уровня воды − он сухой и белый. Заполнение следа на песке водой. Многие из вас, по­видимому, замечали, что в тот момент, когда вы ступаете на мокрый песок, он светлеет. Это связано с тем, что песок становится суше. Но как только вы убираете ногу, след оставленный ногой, немедленно заполняется водой. Объясните это явление. Ответ: Чтобы объяснить, что происходит с песком на берегу реки, начнем с шариков. Одинаковые шарики можно уложить на плоскости так, чтобы каждый из них касался шести других шаров. В лунки между шарами первого стоя можно положить шары второго слоя. Каждый из них будет касаться трех шаров нижнего слоя и шести соседей своего слоя и т. д. Полученное таким образом расположение шаров называется плотной упаковкой шаров. Если нарушить плотную упаковку, выведя шары одного из слоев из лунок между шарами нижнего слоя, промежутки между шарами увеличатся. Возрастет и объем всей системы. Это означает, что если на систему из плотно упакованных шаров действуют силы, приводящие к нарушению плотной упаковки, объем  системы  увеличивается  за счет увеличения промежутков между шарами. Аналогично ведет себя и любая зернистая среда. Возьмите, например, пшено (или кофе), наполните им стакан, слегка встряхивая стакан, чтобы зерна располагались, образуя наиболее плотную из возможных упаковку. Затем надавите на пшено. Давление приведет к увеличению объема,   занимаемого   зернами,   то   есть   к   нарушению   плотной   упаковки.   Часть   зерен высыплется. Если теперь слегка постучать по стакану с тем, чтобы зерна вновь «упаковались» доверху. наиболее заполненным   окажется стакан плотно,         не   Теперь вернемся к песку на берегу. Он тоже плотно упакован. При давлении на песок плотная

упаковка разрушается, и объем песка увеличивается за счет увеличения пространства между песчинками.   Вода   из   верхних   слоев   песка   уходит   вглубь,   заполняя   эти   увеличившиеся промежутки.   Песок   как   бы   «высыхает».   Когда   ногу   убирают,   плотная   упаковка восстанавливается, а вытесненная из уменьшившихся вновь промежутков вода заполняет след, оставленный ногой. Геофизическое «оружие». Китайская   Народная   Республика,   возможно,   обладает   новым   устрашающим   видом «оружия» − геофизическим. Некоторые специалисты считают, что если все население Китая (свыше 1 млрд. человек) одновременно спрыгнет с двухметровых платформ, то в земле начнет распространяться ударная волна. Прыгая снова всякий раз, как эта волна будет проходить через Китай, китайцы могут усилить ее до такой степени, что она может разрушить отдельные районы   Соединенных   Штатов,   особенно   в   Калифорнии,   нередко   и   сейчас   страдающие   от землетрясений. По какой траектории будет распространяться в земле такая волна? Как часто придется прыгать китайцам, чтобы усиливать эту волну, и насколько будет увеличиваться ее энергия при каждом таком прыжке? Сможет ли население другой страны каким­то образом защититься   от   воздействия   геофизического   «оружия»,   например   с   помощью   аналогичных прыжков (рис.). Будет ли зависеть амплитуда такой волны от того, как именно станут прыгать китайцы?   Кое­кто   утверждает,   что   прыгать   следует,   не   сгибая   ног,   так   как   прыжок   на полусогнутых   ногах   вызовет   гораздо   меньшую   волну.   Что   вы   можете   сказать   по   этому поводу? Ответ:   Первоначальные   (и   едва   ли   серьезные)   вычисления   Д.   Стоуна     показали,   что такой прыжок может привести к землетрясению мощностью  4,5 балла  по шкале Рихтера. Часть   Китая   при   этом   неминуемо   будет   разрушена.   Но   если   эту   сейсмическую   волну периодически «подкачивать», то она может произвести разрушения и в других местах. Для того чтобы попасть в резонанс, прыгать придется каждые  53 − 54 мин  − именно за такое время сейсмическая волна огибает Землю. «Обороняющейся» стране придется организовать свои   прыжки,   волны   от   которых   гасили   бы   волны,   создаваемые   прыжками   китайцев.   Но, поскольку жителей в этой стране меньше, им придется прыгать с соответственно большей высоты. Как утверждает Стоун, чтобы сообщить сейсмическим волнам наибольшую энергию, нужно прыгать, не сгибая ног в коленях. Мне это утверждение не вполне ясно, поскольку в любом   случае   энергия,   сообщаемая   волнам,   определяется   потенциальной   энергией   тела человека в поле силы тяжести.

Стоит ли ехать на желтый свет? Каждый водитель порой оказывается перед необходимостью быстро решить, остановиться или   проехать   на   желтый   свет   светофора.   Это   подсказывает   ему   интуиция,   выработанная методом проб и ошибок; однако точный расчет позволяет проанализировать такие ситуации, где   интуиция   бессильна.   При   каких   значениях   начальной   скорости   и   расстояния   до перекрестка следует остановиться (или рискнуть проехать на красный свет), если заранее известны время, в течение которого горит желтый свет, и размеры перекрестка? (Согласно «Правилам   дорожного   движения»   ускорение   автомобиля   не   должно   превышать  5,8   м/с2) Определите интервал скоростей и расстояний, при которых вы успеваете проехать вовремя. Обратите   внимание,   что   при   некоторых   значениях   этих   параметров   вы   можете   решать, проезжать или  нет. Но, возможно, что скорость или расстояние будут таковы, что вы  не успеете ни проехать, ни остановиться вовремя ? и тогда вас ждут большие неприятности. Ответ: Подъезжая к перекрестку, на котором только что загорелся желтый свет, водитель может затормозить с максимальным отрицательным ускорением, проскочить перекресток с максимальным положительным ускорением или продолжать ехать с прежней скоростью. Для примера рассмотрим следующий набор параметров: автомобиль движется со скоростью  54 км/ч (15 м/с), ширина перекрестка  10 м, желтый свет горит 2 с, а максимальное ускорение равно  −3м/с2  при торможении и  +3 м/с2  при разгоне. Определим, на каком расстоянии от перекрестка нужно находиться, чтобы выбрать какой­либо из трех вариантов прохождения перекрестка   (при   условии,   что   двигатель   немедленно   реагирует   на   нажатие   педали акселератора). Для того чтобы успеть вовремя проскочить перекресток в тот момент, когда загорается желтый сигнал, вы должны находиться от него не дальше, чем в  26 м. Чтобы вовремя остановиться, нужно быть от перекрестка не ближе чем в 37,5 м. При расстоянии в пределах 26 − 37,5 м можно выбрать любую тактику. Встречные поезда.

Скоростные   поезда   при   встрече   должны   замедлить   ход,   иначе   стекла   в   вагонах разобьются.   Почему?   В   какую   сторону   при   этом   выпадают   стекла:   внутрь   вагонов   или наружу? Может ли случиться подобное, если поезда движутся в одном направлении? Будет ли вас притягивать к поезду или отталкивать от него, если вы окажетесь слишком близко от быстро идущего поезда?  Ответ: Впереди быстро идущего поезда создается фронт высокого давления, а за ним − область низкого давления. Когда встречные поезда разъезжаются, стекла поезда могут быть выдавлены наружу, поскольку между поездами возникает область пониженного давления.

Качественные задачи по физике. DjVu, DOC

Сделала и прислала Чешева Жанна.
_____________________

Предисловие к 4-му изданию
      Настоящий сборник содержит качественные задачи по всем разделам курса физики VIII — X классов средней общеобразовательной школы.
      Задачи в сборнике скомплектованы в группы в соответствии с параграфами новых учебников для VIII и IX классов. В задачи для X класса внесены лишь некоторые изменения, соответствующие разделам новой программы. В группах задачи расположены по степени возрастания сложности. К большинству из них даны ответы, решения или указания.
      В 4-е издание включены как задачи самого автора, так и некоторые задачи, опубликованные за период 1964 — 1971 гг. в разных сборниках, журналах и методических пособиях.
      Автор выражает благодарность преподавателю кафедры физики МИФИ Р. Г. Козину и учителю физики школы № 4 г. Москвы Я Ф. Лернеру за обстоятельные рецензии, ценные советы и замечания к рукописи, а также благодарит всех товарищей, приславших свои отзывы на третье издание книги.
      Автор.

      К МЕТОДИКЕ РЕШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ
      Терминология качественных задач
      Качественные задачи по физике появились в русской методической литературе свыше 180 лет назад. Однако среди методистов-физиков нет единодушного мнения об их наименовании и определении. Предлагались самые различные названия: «практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «качественные вопросы», «проверочные вопросы» и др. Такое разнообразие наименований свидетельствует о разносторонности методических достоинств данного типа задач, поскольку каждое из названий отражает какую-нибудь одну их сторону.
      Все приведенные названия приблизительны. Термин «качественные задачи» также не вполне точен, потому что некоторые качественные характеристики явления находят свое объяснение в соответствующих количественных соотношениях. Но этот термин подчеркивает главную особенность всех задач такого типа – внимание учащегося в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Решаются такие задачи путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, графически или экспериментально. Математические вычисления при этом не применяются.
      Значение качественных задач
      Качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению знаний учащихся. Они служат также средством проверки знаний и практических навыков школьников. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие ими материала в течение урока.
      Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает их к практической деятельности.
      Качественные задачи дают возможность учителю ввести упражнения в те разделы курса физики средней школы, которые рассматриваются только с качественной стороны (например, гидродинамика, электромагнетизм, волновая оптика и др.).
      Аналитико-синтетический метод решения задач
      Обычно при изложении нового физического закона учитель пользуется индуктивным методом: устанавливает общую закономерность рассматриваемых явлений на основе многих частных случаев (в процессе демонстрации опытов в классе, проведения лабораторной работы, разбора наглядных примеров из жизни и т. п.).
      Большинство физических задач решается дедуктивным путем: применяют общие физические законы к конкретному случаю. Чтобы связать данное явление с одним или несколькими физическими законами, надо расчленить сложное явление на ряд простых, т. е. применить анализ. Для соединения в общий вывод следствий, полученных из отдельных законов, используется синтез.
      При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой, т. е. применяется единый аналитико-синтетический метод.
     
      Приемы решения качественных задач
      При решении качественных задач применяются следующие три приема: эвристический, графический и экспериментальный. Они могут сочетаться, дополняя друг друга.
      Эвристический прием состоит в постановке и разрешении ряда взаимно связанных качественных вопросов, ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах.
      Этот прием имеет ряд методических достоинств: он учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные ее условия с содержанием известных физических законов, обобщать факты, делать выводы.
      Графический прием решения применим к тем качественным задачам, условия которых формулируются с помощью различных видов иллюстраций. Использование его позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего чертежа, графика, схемы, рисунка, фотографии и т. п.
      Достоинство этого приема – наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности. Особенно велика его ценность в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса. В некоторых разделах курса физики средней школы (электромагнетизм, волновая оптика) графический прием оказывается преобладающим при решении качественных задач.
      Экспериментальный прием заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «Что произойдет?», «Как сделать?»
      В процессе экспериментального решения качественных задач школьники становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения, навыки работы с физическими приборами. При правильно поставленном опыте ответ, полученный экспериментальным путем, не вызывает сомнений. В то же время эксперимент не объясняет, почему именно так, а не иначе протекает явление. На помощь приходит словесное доказательство.
     
      В основе любого из приемов решения задачи лежит аналитико-синтетический метод. Можно указать на следующую таблицу-схему использования этого метода для решения большинства качественных задач:
      1. Ознакомление с условием задачи.
      Внимательное чтение ее текста, выяснение неизвестных терминов, названий деталей конструкции и т. п.
      Повторение текста (при устном решении), полная или сокращенная запись условия (при письменном решении).
      Выделение главного вопроса задачи (что неизвестно? Что требуется определить? Какова конечная цель решения?).
      2. Анализ содержания задачи.
      Исследование исходных данных (что дано? Что известно?).
      Выяснение физического смысла задачи (о каких явлениях, фактах, свойствах тел, состояниях системы и т. п. говорится в ней? Какая связь между ними?).
      Подробное рассмотрение графика, чертежа, схемы, рисунка и т. п., приведенных в задаче или построенных в процессе ее решения.
      Внесение дополнительных (уточняющих) условий для получения однозначного ответа.
      3. Составление плана решения.
      Построение аналитической цепи умозаключений, начинающейся с вопроса задачи и оканчивающейся либо данными ее условия, либо результатом проведенного эксперимента, либо табличными сведениями, либо формулировками законов и определений физических величин.
      4. Осуществление плана решения.
      Построение синтетической цепи умозаключений, начинающейся с формулировок соответствующих физических законов, определении физических величин, описания свойств, качеств, состояний тела и оканчивающейся ответом на вопрос задачи.
      5. Проверка ответа.
      Постановка необходимого физического эксперимента, решение этой же задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с общими принципами физики (законами сохранения энергии, массы, заряда; законами Ньютона, Ленца и др.).
     
      МЕХАНИКА
     
      КИНЕМАТИКА
     
      1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ
     
      Система отсчёта
     
      1. Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется?
      Ответ: Отсутствием системы отсчёта.
     
      2. Какие части катящегося вагона движутся и какие находятся в покое относительно дороги, стен вагона?
      Ответ: Покоятся относительно дороги только точки колёс, соприкасающиеся в данное мгновение с дорогой. Движутся относительно кузова все точки колёс (за исключением точек оси колеса).
     
      3. Мимо стоящего автомобиля проезжает колонна движущихся с одинаковой скоростью тракторов. Движется ли каждый из тракторов относительно автомобиля? Движется ли трактор относительно другого трактора? Движется ли автомобиль относительно трактора?
     
      4. Какова траектория движения точек винта самолёта по отношению к лётчику? по отношению к земле?
      Ответ: Окружность. Винтовая линия.
     
      5. Какова траектория движения кончика иглы мембраны: а) относительно пластинки при её проигрывании; б) корпуса проигрывателя; в) относительно мембраны?
      Ответ: а) пластинки игла движется по спирали; б) ящика — по дуге; в) относительно мембраны игла находится в состоянии покоя.
     
      6. Из центра горизонтально расположенного вращающегося диска по его поверхности пущен шарик. Каковы траектории шарика относительно Земли и диска?
      Ответ: Относительно Земли — спираль, относительно диска — прямая.
     
      7. Почему говорят, что Солнце восходит и заходит? Что в данном случае является телом отсчёта?
      Ответ: Система отсчёта, связанная с плоскостью горизонта.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

Значение качественных задач по теме «Механика»

В настоящее время перед учителем стоит важная задача – подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Для этого необходимо развивать познавательную активность школьников, физическое мышление, творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир. В этом помогают качественные задачи.

Качественные задачи по физике появились в русской методической литературе свыше 180 лет назад. Термин «качественные задачи» подчеркивает главную особенность всех задач такого типа – внимание учащегося в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Решаются такие задачи путем логических умозаключений, опирающихся на законах физики, графически или экспериментально. Математические вычисления при этом не применяются.

Значение качественных задач очень велико. Они способствуют углублению и закреплению знаний, служат средством проверки знаний и практических навыков школьников. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие ими материала в течение урока. Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, расширения кругозора учащихся, подготавливает их к практической деятельности.

Содержание качественных задач разнообразно : есть задачи с техническим содержанием, задачи, составленные на основе фрагментов текстов из научно- популярной и художественной литературы, содержащих описания физических явлений , и.т.д. Но приемы и методы решения одни и те же.

При решении качественных задач применяются следующие приемы: эвристический, графический и эвристический. Они моут сочетаться, дополняя друг друга.

Эвристический прием состоит в постановке и разрешении ряда взаимно связанных качественных вопросов, ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах. Этот прием имеет ряд методических достоинств: он учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные ее условия с содержанием известных физических законов, обобщать факты, делать выводы.

Графический прием решения применим к тем качественным задачам, условия которых формулируются с помощью различных видов иллюстраций. Использование этого приема позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего чертежа, графика, рисунка, фотографии и т.п. Достоинство этого приема – наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности. Особенно велика его ценность в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса. В некоторых разделах курса физики средней школы (электромагнетизм, волновая оптика) графический прием оказывается преобладающим при решении качественных задач.

Экспериментальный прием заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы : «Что произойдет ?», «Как сделать?» В процессе экспериментального решения качественных задач школьники становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения, навыки работы с физическими приборами.

При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой, то есть применяется единый аналитико – синтетический метод.

Большинство качественных задач решается по такой схеме:

  1. Знакомство с условием задачи. Внимательно прочитать задачу, чтобы понять ее физический смысл. Второе чтение текста задачи для записи условия и выделения неизвестного, то есть конечной цели решения.

  2. Анализ содержания задачи. Выяснение физического смысла задачи : о каком явлении идет речь, определение зависимости величин, рассмотрение графиков, рисунков, схем и т.д.(если такие имеются).

  3. Составление плана решения задачи. Аналитическая последовательность умозаключений, начиная с вопроса задачи и заканчивающаяся определением неизвестных данных.

  4. Осуществление плана решения. Синтетическая последовательность умозаключений, начиная с формулировок соответствующих физических величин, законов, свойств и т.д. и оканчивающаяся ответом на вопрос задачи.

  5. Проверка ответа. Сверка ответа с табличными данными этой величины (если такие имеются), либо решение этой же задачи другим

способом, сопоставление ответа с реальными данными т.д.

Примеры качественных задач с решениями.

Механика

1.Пассажир скорого поезда смотрит в окно на вагоны встречного поезда. В момент, когда последний вагон встречного поезда прошел мимо его окна, пассажир ощутил, что его движение резко замедлилось

Решение. Сложение скоростей. Относительная скорость взаимного движения поездов равна сумме скоростей движений обоих поездов относительно земли. Ясно, что эта скорость больше скорости движения одного поезда относительно неподвижных предметов.

2. Эскалатор метро движется вверх со скоростью 0,75 м/с, а) С какой скоростью и в каком направлении надо идти по эскалатору, чтобы быть все время на уровне одного из фонарей освещения туннеля ? б) С какой скоростью относительно поднимающейся лестницы надо было бы передвигаться, чтобы опускаться вниз со скоростью пассажиров, неподвижно стоящих на другой опускающейся лестнице ?

Решение. Относительность движения. а) По эскалатору метро нужно идти в сторону противоположную движения со скоростью 0,75 м/с. б) Сложение скоростей. Со скоростью 1,5м/с.

3. Для того чтобы оценить, приближается к нам гроза или нет, необходимо

измерить

1) время, соответствующее паузе между вспышкой молнии и

сопровождающими её раскатами грома

2) время между двумя вспышками молнии

3) время двух последовательных пауз между вспышками молнии и

сопровождающими их раскатами грома

4) время, соответствующее длительности раската грома

Решение. Время двух последовательных пауз между вспышками молнии и

сопровождающими их раскатами грома.

4. Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?

А. Громкость звука всегда ослабевает в конце громовых раскатов.

Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её

громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин.

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

Решение. Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин.

5. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для измерения этих величин: к каждому элементу первого столбца подберите

соответствующий элемент из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИБОРЫ

А) атмосферное давление 1.манометр

Б) температура воздуха 2.термометр

В) влажность воздуха 3. калориметр

4. барометр-анероид

5. гигрометр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Решение. А( барометр-анероид) Б(термометр) В(гигрометр)

6. Какие из приведенных зависимостей описывают равнопеременное движение ? 1) v = 3 + 2t 2) s = 3 + 2t 3) s = 3t2 4)s = 3t – t2

5) s = 2 – 3t + 4t2

Решение. 1), 3), 4), 5)

7.На весах уравновешен неполный сосуд с водой. Нарушится ли равновесие весов, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда ?

Решение. Равновесие весов нарушиться, потому что вода действует на палей с некоторой силой, направленной вертикально вверх (архимедова сила), то согласно третьему закону Ньютона палец действует на воду с такой же силой вниз.

8. Возле трех вокзалов продавали

Крупные воздушные шары,

Их торговки сами надували

Воздухом, тяжелым от жары.

Те шары летать умели только

Сверху вниз – и не наоборот.

— Какие силы действуют на шар и почему он летит только сверху вниз?

— Куда направлена равнодействующая сила?

— Запишите формулу второго закона Ньютона для данного физического явления

Решение. На шар действуют архимедова сила, направленная вертикально вверх и сила тяжести, направленная вертикально вниз.

Равнодействующая сила направлена вертикально вниз.

ФИЗИКА: Задачи на механическую работу

Задачи на механическую работу с решениями

Формулы, используемые на уроках «Задачи на механическую работу».

Название величины
Обозначение
Единица измерения
Формула
Сила
F
H
F = mg
Путь
s
м
s = A / F
Масса
m
кг
m = АТ / (gh)
Высота
h
м
h = АТ / (mg)
Работа
A
Дж
A = Fs
Работа сил тяжести
Ат
Дж
АТ = mgh

 




ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача № 1.  Шар катится по инерции по горизонтальной поверхности. а) Совершается ли при этом работа силой тяжести? б) Совершается ли в этом случае работа какой-либо другой силой?

Решение:
а) Работа силой тяжести не совершается, потому что перемещения в вертикальном направлении (то есть в направлении силы тяжести) не происходит.
б) Работа совершается силой трения, так как шар остановится под действием этой силы.


Задача № 2. Какую работу надо совершить, чтобы положить гантель весом 100 Н на стол высотой 80 см?

Задача № 3.   Какая совершается работа при равномерном перемещении ящика на 25 м, если сила трения 450 Н?


Задача № 4.  Какую работу совершает сила тяжести при падении камня массой 0,5 кг с высоты 12 м?


Задача № 5.  Определите путь, пройденный автомобилем, если при силе тяги 25 кН совершенная работа равна 50 МДж.


Задача № 6.  Определите работу, совершенную краном при равномерном подъеме тела массой 3 т на высоту 7 м.


Задача № 7.  При равномерном подъеме из шахты нагруженной углем бадьи массой 10,5 т произведена работа 6200 кДж. Какова глубина шахты?


Задача № 8.  Давление воды в цилиндре нагнетательного насоса 1200 кПа. Чему равна работа при перемещении поршня площадью 400 см2 на расстояние 50 см.

 


Теория для решения задач.

механическая работа


Конспект урока «Задачи на механическую работу с решениями».

Следующая тема: «Задачи на механическую мощность с решениями».

 

Подготовка к экзамену по физике — варианты качественных задач.

Билет № 1

1.2   Качественные задачи по теме “Законы сохранения в механике”

Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?

Решение.

  1. При подъеме увеличивается потенциальная энергия силы тяжести.
  2. По закону сохранения механической энергии такое увеличение происходит за счет кинетической энергии.
  3. Её вообще может не хватить на подъем. Поэтому велосипедист увеличивает скорость, чтобы его кинетическая энергия была максимальной.

 

 

Билет № 5

5.2   Качественные задачи по теме “Электростатика”

Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Каков знак заряда?

Решение.

  1. Шарик заряжен, так как в противном случае его бы притягивало и положительно и отрицательно заряженное тело из-за электростатической индукции.
  2. Одноименные электрические заряды отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
  3. Из условия задачи и указанного выше свойства следует, что шарик заряжен положительно.

 

 

 

Билет № 7

7.2   Качественные задачи по теме “Молекулярная физика”

Можно ли на вершине Эвереста заварить чай или сварить мясо ?

Решение.

  1.  Температура кипения зависит от внешнего давления на жидкость: чем меньше давление, тем меньше температура кипения.
  2. Эверест – самая высокая гора на Земле, где давление воздуха равно 0.4 атм.
  3. Поэтому на Эвересте температура кипения воды равна 74 градусов по Цельсию и при такой температуре невозможно заварить чай или сварить мясо.

 

 

 

Билет № 12

12.2   Качественные задачи по теме “Строение атомного ядра”

Как изменится масса системы из одного протона и одного нейтрона после слияния их в атомное ядро?

Решение.

  1.    При образовании атомного ядра энергия системы частиц уменьшается на величину энергии связи.
  2. Согласно известной формуле Эйнштейна, энергия и масса связаны прямо пропорциональной зависимостью.
  3. Поэтому при образовании атомного ядра масса указанной системы уменьшится на величину, равную дефекту масс.

 

 

 

 

Билет № 14

14.2  Качественные задачи по теме “Строение атома. Фотоэффект”

На незаряженную металлическую пластину падают рентгеновские лучи. Как изменится заряд пластины?

Решение.

  1. Рентгеновские лучи обладают значительной энергией, которая превосходит работу выхода любых металлов.
  2. Поэтому при падении их на металлическую пластину возникает внешний фотоэффект, то есть происходит вырывание электронов из металла.
  3. Так как первоначально пластина была незаряженная, то по закону сохранения электрического заряда при облучении рентгеновскими лучами пластина заряжается положительно.

 

 

 

Билет № 18

18.2  Качественные задачи по теме “Кинематика”

Какую траекторию при движении тележки описывает центр её колеса:

  1. Относительно прямолинейного отрезка пути?
  2. Относительно  точки обода колеса?
  3. Относительно корпуса тележки?

Решение.

  1. Прямая линия.
  2. Окружность с центром в точке обода колеса и радиусом, равным радиусу колеса.
  3. Неподвижен.

 

 

Билет № 19

19.2  Качественные задачи по теме “Законы термодинамики”

Как определить, какой из двух непроградуированных  термометров показывает большую

температуру?

Решение.

  1. Их следует привести в контакт.
  2. Через некоторое время на одном из них показания уменьшатся.
  3. Это и будет  термометр с большей температурой, так как по второму закону термодинамики теплопередача происходит от горячего тела к холодному.

 

 

 

Билет № 21

21.2 Качественные задачи по теме “Строение газов, жидкостей и твердых тел”

Как изменяется длина проволоки при её нагревании?

Решение.

  1. Температура является мерой средней кинетической энергии молекул.
  2. Поэтому при нагревании проволоки средняя кинетическая энергия её молекул увеличивается.
  3. Так как проволока – твердое тело, то это приводит к росту амплитуды колебаний молекул около узлов кристаллической решетки, что проявляется в увеличении длины проволоки.

 

 

Билет № 23

23.2 Качественные задачи по теме “Электрический ток”

Электрическую лампу включили в сеть последовательно с электролитической ванной, наполненной слабым раствором поваренной соли. Как изменится накал лампы, если добавить в раствор еще некоторое количество соли?

Решение.

  1. При добавлении соли сопротивление раствора уменьшается.
  2. Так как лампа и электролитическая ванна соединены последовательно, то общее сопротивление уменьшается.
  3. По закону Ома для участка цепи это приведет к увеличению силы тока в цепи, поэтому накал лампы увеличится.

 

 

 

 

Билет № 26

26.2  Качественные задачи по теме “Законы динамики”

На горизонтальном участке пути маневровый тепловоз толкнул вагон. Какие тела действуют на вагон во время и после толчка? Как будет двигаться вагон под влиянием этих тел?

Решение.

  1. Во время толчка на вагон действуют Земля, рельсы и тепловоз.
  2. После толчка на вагон действуют Земля и рельсы.
  3. По второму закону Ньютона вагон после толчка покатится, а потом через некоторое время остановится из-за трения колес о рельсы.

Качественные задачи для подготовки к олимпиаде по физике

1)   Параллельный пучок света освещает предмет. На экране имеется изображение его тени, полученное с помощью линзы. Если поместить между предметом и линзой матовое стекло непосредственно вблизи предмета, то изображение на экране сохраняется. Если матовое стекло приближать к линзе, то изображение постепенно расплывается и затем исчезает. Объясните это явление.   [решение]

2)   Пластинку из сырого картофеля толщиной примерно 10 мм протыкают стеклянной трубкой. Затем пробку, образовавшуюся в трубке, заталкивают на 10 – 15 мм внутрь. Вторую пробку формируют, протыкая картофельную пластинку другим концом трубки. Затем эту пробку начинают медленно толкать внутрь трубки. Первая пробка вначале движется медленно, а у конца трубки характер ее движения резко меняется. Объяснить наблюдаемое явление.   [решение]

3)   В цилиндрический стакан с водой вставляют непроницаемую для воды прозрачную воронку. При этом свет от лампы, находящейся под дном стакана, почти не попадает на экран, расположенный над стаканом. Когда воронку заполняют водой, свет начинает проходить через систему. Объясните явление.   [решение]

4)   В стеклянной трубке, расположенной под углом к горизонту, находится неподвижная цепочка. Если трубку медленно вращать вокруг ее оси, цепочка выскальзывает из трубки через верхний конец. Объясните наблюдаемое явление.   [решение]

5)   К одному концу упругой стальной линейки прикреплен груз, а другой конец жестко зафиксирован так, что линейка вертикальна. Отклоняя груз, вызывают его колебания. Один раз опыт проводят при верхнем положении груза, а другой — при нижнем. Объясните, почему периоды колебаний при примерно одинаковой амплитуде заметно отличаются.   [решение]

6)   Деревянный стержень подвешен на нити над сосудом с водой. При подъеме сосуда стержень погружается в воду сначала вертикально, затем наклоняется, а при дальнейшем подъеме остается горизонтальным. Объясните демонстрируемое явление.   [решение]

7)   Полиэтиленовая цилиндрическая упаковка от фотопленки выскальзывает при попытке разрезать ее ножницами, в то время как полиэтиленовая пластинка той же толщины, что и стенки коробочки, легко разрезается. Объясните демонстрируемое явление.   [решение]

8)   Концы сложенной вдвое тонкой проволоки закреплены так, что она слегка натянута. За середину этой проволоки с помощью петли прикреплена такая же, но одиночная проволока. Если достаточно сильно потянуть за вторую проволоку, то порвется сложенная вдвое первая проволока. Объясните демонстрируемое явление.   [решение]

9)   Пучок света от лазера падает на боковую грань равнобедренной прямоугольной призмы и выходит под углом 90°. Если к наклонной грани приложить сухую черную бумагу, то ничего не изменится. Однако если приложить мокрую черную бумагу, то интенсивность выходящего из призмы света резко уменьшится. Объясните демонстрируемое явление.   [решение]

10)   Последовательно с обмоткой трансформатора в цепь переменного тока включена лампочка. Если снаружи охватить трансформатор замкнутым проводником, то накал спирали лампы не меняется. Если же проводник пропустить внутрь трансформатора, то лампа горит ярче. Объясните явление.   [решение]

11)   При замыкании ключа K в цепи (рис.) сначала загорается лампочка Л2, потом лампочки Л1 и Л3, при этом лампочка Л2 гаснет. Объясните явление. Лампочки Л1 и Л3 одинаковые.   [решение]

12)   Легкий шарик располагается в верхней части стеклянной наклонной трубки, закрытой с обоих концов и заполненной водой. Однако если трубку закрутить, не меняя ее наклона, шарик смещается вниз. Объяснить результат эксперимента.   [решение]

13)   На катушку намотана нить. Прочность нити достаточна, чтобы выдержать вес катушки. Однако нить рвется, когда она удерживает катушку на наклонной плоскости (по которой катушка не проскальзывает) при некотором угле наклона. Объяснить результат эксперимента.   [решение]

14)   Пустую алюминиевую банку из-под напитка, к ключу которой прикреплен груз, наполняют холодной водой. Затем стеклянный сосуд наполняют горячей водой и опрокидывают туда банку вверх дном. Банка тонет, но через некоторое время всплывает. Объяснить результат эксперимента.   [решение]

15)   Два одинаковых груза связаны тонкой проволочкой. Грузы стоят на опорах на разной высоте. Если осторожно дернуть за проволочку вверх, оба груза поднимаются. Если же сделать более резкий рывок, проволочка рвется. Опыт показывает, что при постепенном нарастании силы рывка разрыв обычно происходит с той стороны, где привязан верхний груз. Объяснить результат эксперимента.   [решение]

16)   В стеклянную трубку с суженным концом набирают горячую воду примерно наполовину. Закрыв пальцем верхнее широкое отверстие, трубку вынимают из воды и поднимают суженный конец вверх. Из него вырывается струя воды (струя воды бьет до потолка). Объясните наблюдаемое явление.   [решение]

17)   Демонстратор держится за провод, подсоединённый к электроскопу. Демонстратор подпрыгивает. При этом стрелка электроскопа отклоняется и возвращается назад после приземления. Объясните наблюдаемое явление.   [решение]

18)   Сосуд с плоским дном установлен с небольшим наклоном, в нём холодная вода. Ставят вверх дном чашку до соприкосновения её с дном сосуда. Она остаётся на месте. Заменяют холодную воду нагретой. Поставленная таким же образом чашка начинает через некоторое время соскальзывать. Объясните явление.   [решение]

19)   Одна сторона стекла полированная, а другая матовая (исцарапанная). Если стекло прижать матовой стороной к надписи на листе бумаги, то она хорошо видна. Если стекло отодвинуть, то надписи не видно. Объясните демонстрируемое явление.   [решение]

20)   Ранней весной, шагая по скользкой дорожке, Вы внезапно поскользнулись и начинаете падать на спину. Совершенно машинально Вы взмахиваете руками, и таким образом избегаете падения (или, увы, нет). Опишите, какие движения руками наиболее оптимальны в этой ситуации, и объясните, почему они помогают восстановить равновесие.   [решение]


Вы читате материалы из пособия для подготовки к олимпиадам по физике.



ЕГЭ по физике, профильный уровень. Механика (качественная задача)

Отличная новость для всех читателей нашего блога. Теперь у нас есть рубрика «Физика», в которой репетитор TutorOnline Андрей Алексеевич будет делиться важной информацией для подготовки к экзаменам. 

Задание №28 (ЕГЭ 2018 по физике, профильный уровень)

Условие задачи:

Если кольцо диаметром 4-5 см, согнутое из проволоки, опустить в раствор мыла, то, вынув его из раствора, можно увидеть радужную пленку, затягивающую отверстие кольца. Если держать кольцо так, чтобы его плоскость была вертикальна, и рассматривать пленку в отраженном свете на темном фоне, то в верхней части пленки через некоторое время будет видно растущее темное пятно, окольцованное разноцветными полосами. Как чередуется цвет полос в направлении от темного пятна к нижней части кольца? Ответ поясните, используя физические закономерности.

Решение:

Прежде всего, вспомним, что радужная окраска пленки в кольце – это явление интерференции света. Лучи света отражаются от передней и задней поверхностей пленки и, попадая в человеческий глаз, дают такую картинку.

Что касается темного пятна на пленке, то оно появляется вследствие того, что с течением времени постепенно мыльный раствор стекает к нижнему краю кольца, и толщина пленки в этом месте становится настолько малой, что в этой области отсутствует интерференционный максимум для любых волн в диапазоне, который видит глаз.

Теперь рассмотрим изменение толщины пленки от верхней точки к нижней более подробно. Толщина пленки сверху вниз постепенно увеличивается, это происходит вследствие действия земной силы тяжести. Сначала мы наблюдаем темную область (или темное пятно). Затем толщина пленки становится достаточной для того, чтобы глаз увидел первый интерференционный максимум. Это будет интерференционный максимум для волн наименьшей длины видимого диапазона. Поэтому это будет оттенок фиолетового цвета. А затем последовательно идут все цвета спектра, т.е. – все цвета радуги. Так как с утолщением пленки при приближении к нижнему краю рамки глаз будет различать их по мере увеличения длины световой волны. Т.е. глаз увидит последовательно семь оттенков, начиная с фиолетового и заканчивая красным. Но толщина пленки может утолщаться вниз и дальше. При этом чередование цветов будет повторяться. Но будет видно наложение разных цветов друг на друга, потому что будет происходить наложение друг на друга интерференционных максимумов разных порядков для разных длин волн.

В любом случае это будет красивая картина, рисунок которой будет всегда неповторим!

 

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *