Как деепричастие выделяется на письме – Как выделяется деепричастный оборот запятыми на письме в предложении

Как выделяется деепричастный оборот? — Rus-learn.com

Как выделяется деепричастный оборот на письме?

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении обычно обособляется с двух сторон, может употребляться в начале, в середине или в конце речевой конструкции. Запятыми выделяют деепричастный оборот не зависимо от того, в какой позиции по отношению к сказуемому он находится.

Примеры: Перепрыгнув через лужу, мальчик пошел дальше. Школьники, решив задачу, сдали тетрадки. Мы обсуждали планы, гуляя по парку.

Когда деепричастный оборот не выделяется запятыми?

Существуют случаи, когда деепричастный оборот не обособляется (не выделяется запятыми):

  • Если деепричастный оборот является фразеологическим выражением.

    Примеры: Мужчины сделали работу спустя рукава. Они согласились помочь скрепя сердце.

  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим необособленным обстоятельством (выраженным наречием) и употребляется после наречия и союза и
    .

    Примеры: Он быстро и иногда глотая окончания слов рассказывал эту историю. Женщина аккуратно и придерживая рукой несла цветок.

  • Если перед деепричастным оборотом употребляется частица и.

    Примеры: Можно работать и не уставая так сильно. Можно пересказать сюжет и не вдаваясь в детали.

  • Если деепричастие имеет зависимое слово который (которая, которое, которые).

    Примеры: Учительница дала задание, сделав которое мы могли уйти раньше. Ваня задал другу вопрос, отвечая на который мальчик задумался.

  • Если деепричастие перешло в наречие.

    Примеры: Он справлялся с поставленными задачами шутя (шутя = в шутку). Автобус проехал весь путь не останавливаясь (не останавливаясь = беспрестанно).

Исключения. Если фразеологизм, в составе которого есть деепричастный оборот, является вводной конструкцией, то он выделяется запятыми. Пример: Они, 

по совести говоря, знали, что делали.

Раздел: Части речи Метки: части речи

rus-learn.com

Что такое причастие и деепричастие, как их отлечать?

Причастие – это такая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет и признаки имени прилагательного. Подобно имени прилагательному, причастие изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь в этих формах с именем существительным. Примеры. На скамье сидел молодой человек, читавший книгу. Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет признаки наречия. Деепричастие, как и наречие, служит в предложении обстоятельством, поясняющим глагол. Примеры. Мы шли разговаривая. То есть, причастие больше похоже на прилагательное, а деепричастие — на глагол

Прича&#769;стие (лат. participium, греч. &#956;&#949;&#964;&#959;&#967;&#942;) — это самостоятельная часть речи либо (в зависимости от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? , каков? , что делающий? , что делавший? , что сделавший? Глагольные признаки причастия — это категория вида, залога, а также особенная форма времени. Адъективными (связанными с именем прилагательным) признаками причастия являются категории рода, числа и падежа. Дееприча&#769;стие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Отличительные признаки причастия и деепричастия Грамматические признаки Причастие Деепричастие 1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое? Думающий, сплетенный, рассказавшая (прич. ) Что делая? Что сделав? (дееприч. ) Играя, восхищаясь 2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек (прич. ) Добавочное действие: смотрел, восхищаясь (дееприч. ) 3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе (прич. ) К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь (дееприч) 4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т. д. ( прич. ) Не изменяется (дееприч. ) 5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся ( Прич. ) Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись (дееприч. ) 6. Как образуется (суффиксы) ? ащ-ящ (смотрящий) ; ущ-ющ (тающий) ; вш, ш (строивший, несший) ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый) ; енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый) (прич. ) а, я (глядя, слыша) в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши) (дееприч) 7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль) ? Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. (прич. ) Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. ( дееприч. ) 8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи. <a href=»/» rel=»nofollow» title=»6625:##:articles/312954/»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

touch.otvet.mail.ru

Внеклассный урок — Обособление деепричастий и деепричастных оборотов на письме

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов на письме

 

Деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми, если имеют значение добавочного действия.

 

Не выделяются запятыми в следующих случаях:

Если примыкают тесно к сказуемому, составляя с ним единое целое, и являются смысловым центром высказывания.

Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом?

Это упражнение делают СТОЯ на вытянутых носках.

Одиночное деепричастие, близкое по смыслу к наречию и стоящее сразу после сказуемого

Сергей кивнул и ушёл ПОСВИСТЫВАЯ.

Деепричастия, перешедшие в наречия (стоя, сидя, молча, шутя, лёжа и др.)

Лена МОЛЧА пожала плечами. Разговаривали СИДЯ.

В оборотах начиная с…, исходя из…, смотря по…

В данном случае деепричастие стало производным предлогом и потеряло добавочное значение действия.  В предложении его можно опустить, сохранив при этом смысл предложения.

Исключение! Оборот обособляется, если носит характер уточнения и стоит в середине предложения

НАЧИНАЯ С утра идёт дождь. – С утра идёт дождь. (Дождь ничего не начинал – действия нет).

 

 

Весь день, НАЧИНАЯ С утра, идёт дождь.

Устойчивые сочетания (идиоматические обороты)

И день и ночь спешу к вам ГОЛОВУ СЛОМЯ.

Однородные по отношению к необособленному обстоятельству (чаще — наречию)

Он подошёл медленно и СТАРАЯСЬ НЕ ШУМЕТЬ.

Если в качестве зависимого слова имеется союзное слово «который» в составе придаточного предложения, то запятая ставится только перед деепричастием (деепричастным оборотом).

Где-то был брод, НЕ НАЙДЯ КОТОРЫЙ можно было утонуть.

 

 

raal100.narod.ru

Открытый урок русского языка в 7 классе по теме:»Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 7 КЛАСС

Тема урока:

«Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме».

Цели урока:

— активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;

формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

-формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество;

-воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Технологии: дифференцированного обучения, эвристического мышления,

информационно-коммуникационные технологии , здоровьесберегающие технологии, технология концентрированного обучения «Погружение».

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент. Слайд 1.

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.

Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.

II. Фронтальный опрос.  Слайд 2.

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?

III. Презентация «Деепричастный оборот». Кластер. Задания на слайдах. ВЫВОД о значении деепричастий в речи.

IV. Запись в тетрадях.

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

V. Работа с текстом. . Закрепление изученного материала.

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

  1. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

  2. Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

  3. Найти деепричастия.

– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

– А деепричастие с зависимыми словами?

– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

– Определите место деепричастного оборота в предложениях.

– Когда обособляется причастный оборот?

– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.

VI. НАБЛЮДЕНИЕ по учебнику: Правило на стр.173.

Не выделяются на письме запятыми слова

молча, сидя, лежа, шутя, нехотя, не глядя,

которые по значению сближены с наречиями.

Итак, деепричастный оборот  – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

VII. Карточка №1 Найдите и подчеркните деепричастие с зависимым словом.

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2 Образуйте от глаголов деепричастия

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Склонил

Запереть

Работать

VIII. Орфоэпический диктант

-Как говорит пословица :

«Хорошие речи приятно и слушать»

(Пословица)

-Ребята, а теперь давайте посмотрим, какими особенностями обладают деепричастия при произношении.

Задание: Образуйте от данных глаголов деепричастия и расставьте в них ударения.

Созда ть- созд ав

Зан ять- зан яв

Подн ять- подн яв

-Какую закономерность вы заметили? А теперь продолжите самостоятельно.

Начать-начав

Понять-поняв

Принять-приняв

Закупорить-закупорив

Облегчить-облегчив

Черпать-черпая (Слай6-проверка)

-Ребята, я думаю, вы будете правильно употреблять эти слова в речи, и от этого она будет ещё красивее.

IX. Работа с текстом.

-Деепричастия очень дружелюбны. Они очень часто появляются со своими слугами- зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот)

-Что мы знаем о постановке знаков препинания при причастном обороте?

К.Паустовский сказал: «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

МОРЕ

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

X. Роль деепричастий в речи.

-Деепричастия, деепричастия…. Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим стихотворением «Лодорский водопад» (Слайд9) (Учитель читает стихотворение)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

-Ребята, что помогает поэту передать дополнительное действие падающей воды? Благодаря чему мы слышим шум воды? В чём особенность расположения слов в тексте и строк? (Напоминает срывающийся с высоты и нарастающий поток воды.)

-Таким образом, для чего же нужны деепричастия в речи? (Чтобы делать её более красочной и выразительной).

2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

2) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

3) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

4) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

5. Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.

4. Цифровой диктант.(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы ,шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

XI. Редактирование предложений.

-А теперь, ребята, немножко усложним задания. В тексте, над которым вы сейчас работали, знаки препинания были расставлены. А сейчас вам нужно будет в предложениях расставить недостающие знаки препинания.

1.Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.

2.Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с ветром.

3.Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром.

ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

XII. Работа по восстановлению текста (1 ученик работает у доски)(Слайд 13)

Цель: распространить деепричастия, пользуясь словами для справок; расставить знаки препинания.

1 Свернув( с чего? куда?)_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2.Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?)___________________любовались водной поверхностью.

3.Корабль накренившись (как? куда?)_________________ не повиновался воле людей.

4.Извиваясь (как? где?)__________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.

А в это время 2 человека работают по карточкам

Карточка№1

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Встречаться) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым.

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай,подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти вперёд старших.

XIII.Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.

2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на минуту.

3.Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.

4.Просители ушли, ничего не добившись.

Слова для справок: сломя голову; не солоно хлебавши; не смыкая глаз; раскрыв рот; не помня себя; затаив дыхание; не переводя дыхание.

-Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые ? ( Нет, они не обособляются, так как деепричастие, которое входит в состав фразеологического оборота теряет свою силу как часть речи. Смысл фразеологического оборота не выводится из значения отдельных слов, которые его составляют.)

XIV. Игра «Подскажи словечко»

Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок.

1.Дружба как стекло,…. не сложишь.

2.Не …броду, не суйся в воду.

3.Не…. несчастья, счастья не увидишь.

4. …. человека, уважаешь себя.

Слова для справок: уважая, узнав, зная, разбив, посеяв.

XV. Итог урока.

Чем занимались?

Что запомнили?

Что понравилось на уроке?

А сейчас, ребята я хочу закончить наш урок таким стихотворением:

Вот закончен наш урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не спеша, не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо деепричастию.

XVI. Домашнее задание:

Правило на стр.173, упр.293.

Приложение.

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

МОРЕ

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

МОРЕ

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

МОРЕ

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

МОРЕ

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

VI. Работа с текстом. . Закрепление изученного материала.

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

  1. Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

  2. Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

  3. Найти деепричастия.

Карточка №1 Найдите и подчеркните деепричастие с зависимым словом.

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2 Образуйте от глаголов деепричастия

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Склонил

Запереть

Работать

Дополнить текст.

1 Свернув( с чего? куда?)_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2.Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?)___________________любовались водной поверхностью.

3.Корабль накренившись (как? куда?)_________________ не повиновался воле людей.

4.Извиваясь (как? где?)__________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.

Карточка№1

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Встречаться) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым.

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти вперёд старших.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Преображенская средняя школа»

Открытый урок

русского языка в 7 «А» классе по теме:

« Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме»

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Преображенская СШ»

Кравцова Ольга Ивановна

2017-2018 учебный год

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.