Как изменяется тональность повествования от экспозиции к эпилогу – Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Bilety_15_17_18

Билет №15. Композиция текста. Структурные элементы текста. Принципы разработки содержания. Типичные недостатки композиции и их исправление.

Композиция — это схема организации и структурной упорядоченности целого текста, отражающая его строение, взаимное расположение и соотношение составных частей, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Композиция текста — это способ его построения, связи его частей, фактов, образов, так чтобы текст приобрел смысловую ценность.

Композиция связана напрямую с такими свойствами текста как целостность и членимость. Композиция может присутствовать и в разговорной речи.

Рамочные элементы – это элементы и самого текста, и газетной/журнальной полосы в целом. К ним относятся:

1) Заголовки

2) Подзаголовки

3) Вступления

4) Заключения 5) Врезы – выделенные графически абзацы, резюмирующие тему.

В рекламе: 1) Слоган – основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение. 2) Эхо-фраза – ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган. 3) Рубрика – название серии материалов, которую публикуют продолжительное время. 4) Выделитель – название темы одного или нескольких материалов (а не постоянной серии), занимающее место рубрики.

Функции рамочных элементов: 1) обозначение рамок текста – выделение в потоке коммуникации

2) привлечение и удержание внимания адресата

3) информирование о теме и содержании текста

4) в рекламе – формирование положительного отношения к объекту рекламы

5) не должны противоречить друг другу ни по содержанию, ни по стилю.

6) содержат ключевые слова – не ограничены контекстом, понятны, тематически связаны, вне корпуса текста

Композиция может быть простой и сложной. Для многих жанров (типов текстов) существуют готовые стандартные формы не только выражения мысли (на уровне предложения, абзаца), но и на уровне построения текста (документы, деловые письма, авторефераты диссертаций и др. – см. жанры ОДС, жанры научной литературы). В связи с этим выделяется «нулевой уровень» композиции с присущим ему линейно-последовательным и объективно-нейтральным изложением (например, N родился в… году в селе… В детстве… В юности… и т.п.). Стремление к большей выразительности требует от автора трансформации нейтрально-линейной последовательности изложения – реальной (т.е. изменение естественного течения факта, явления) либо логической (т.е. изменение отношений элементов в системе, установленной в той или иной научной области). Трансформированные композиционные структуры широко используются не только в художественных произведениях, но во многих нехудожественных жанрах – очерках, фельетонах, научно-популярных текстах, учебниках, в судебной речи и т.д.

Более популярна трехчастная композиция, которая включает в себя такие основные части композиции, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка).

Актуализация вступления/заключения:

  1. Цитата

  2. Кольцо

  3. Обобщение суждения в начале или конце

  4. Историческая или литературная аналогия

  5. Этимологическая справка

  6. Интригующее вступление

  7. Вступление – конкретная ситуация

  8. Дубитация – постановка вопросов для определения проблемы и направления рассуждения

  9. Открытая концовка

  10. Ироничная концовка

Композиционная разработка содержания — концепции Одинцова:

  1. экстенсивная разработка содержания: основа — содержательно-логические понятия, ориентирована на рациональную составляющую восприятия – научный, ОДС, фрагментарно публицистический

  2. интенсивная разработка содержания: основа — система образов, ориентация на эмоциональную составляющую: публицистический стиль и ЯХЛ

Принципы разработки содержания

  1. Хронологический – как события развиваются во времени

  2. Пространственный – композиция отражает изменение предмета речи в пространстве

  3. Логический – композиция передает анализ и систематизацию объекта речи

  4. Сопоставительный – сравнение или противопоставление объекта

  5. Ступенчатый – движение мысли вперед, без возвращений

  6. Кольцевой

  7. Концентрический – возвращение к одной мысли (поверхностное, углубленное, обобщенное, детализированное)

Правка-сокращениепринцип оптимизации композиции и исправления ошибок

Цель – уменьшение объема текста

Составляем план и определяем назначение каждой из частей

  1. Более короткие синонимы (лексические и синтаксические)

  2. Отказ от уточнений, определений, вводных слов, вставных конструкций, тропов и фигур

Правильно сокращенный текст не потерял смысла, творческий почерк автора сохранен

Просматриваем текст на наличие «хвостов» — упоминаний ранее удаленных фактов

Типичные недостатки композиции:

  • Отход от темы, бессистемное развитие нескольких тем

  • Несоразмерность частей: непроработанность одних аспектов содержания или излишняя детализация других.

  • Нарушение последовательности изложения

  • Смысловая скважина – такой недостаток информации, который делает неясной логику связи двух соседних предложений/абзацев

  • Неудачные композиционные приемы (лирическое отступление)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  1. Архитектоника, или внешняя композиция текста, — членение его на определённые части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь.

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером).

Когезия (от лат. cohaesi— «быть связанным»), или локальная связность, — связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоимённой субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесённости грамматических форм и др. См., например:

Зимой Левицкий проводил все своё свободное время в московской квартире Данилевских, летом стал приезжать к ним на дачу в сосновых лесах по Казанской дороге.

Он перешел на пятый курс, ему было двадцать четыре года, но у Данилевских… все… звали его Жоржем и Жоржиком. (И.А.Бунин)

Когезия определяет непрерывность семантического континуума в тексте.

Когерентность (от лат. cohaerentia— «сцепление»), или глобальная связность, — связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентностиповторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и

параллелизм.

  1. Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог. (Классическая схема строения сюжета: экспозиция (фон для начала действия) – завязка (начало основного действия) – развитие действиякульминация (высшее напряжение) – развязка).

Принято выделять (вполне условно) обязательные и необязательные элементы. К обязательным относятся те, без которых классический сюжет вовсе невозможен: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. К

необязательным – те, которые в ряде произведений (или во многих) не встречаются. Сюда часто относят экспозицию (хотя не все авторы так считают), пролог, эпилог, послесловие и др.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется

кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении. Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой). [

Эпилог — повествование о судьбе героев после развязки основного действия и / или размышления автора по поводу проблематики произведения.]

Билет №17. Описание как функционально-смысловой тип речи: типология, композиционные и языковые особенности. Оптимизация описания.

Функционально-смысловые типы речи – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи. Типы речи зависят от ее назначения и смысла.

Важнейшие ФСТР — описание, повествование, рассуждение.

Иногда расширяют перечень ФСТР, добавляя к трем названным типам речи определение, характеристику как разновидность описания и сообщение как вариант повествования.

Описание

Описание – это тип речи, в котором предмет или объект речи дается как совокупность деталей и характеристик (временных или постоянных). Отличается перечислительным характером изложения и интонацией.

Цель описания: «Назначение описания, всегда состоящего из отдельных элементов – создать впечатление целого».

Объединяет равноправные составляющие объекта. Не предполагает развития событий; это констатация таких одновременно существующих характеристик объекта, которые адресат оценивает как важные для его коммуникативных целей.

Виды описаний:

  1. Объективированные описания: деловые (например, перечень примет разыскиваемого лица и т. п.) и научные (главные, отличительные признаки предмета, его свойства).

Характерны: точность, логичность приведения признаков, их объективность, существенность, достаточность (полнота)

  1. Субъективированные описания: художественные (преобладают субъективность изображения, образы, впечатления, лирический элемент). Главное здесь — дать яркое представление о предмете, при этом необязательно исчерпывающее, полное.

Характерны: выразительность, контекстуальная ценность, оригинальность

  1. Статическое описание: преобладающий вид описания. Больше по объему. Объект описания находится в покое/позиция наблюдателя не изменяется. Тормозит развитие действий (прием ретардации)  имеет ограничение на введение в тексты, требующие стремительного развития действия.

  1. Динамическое описание: встречается относительно редко. Меньше по объему. Объект в движении/меняется позиция наблюдателя. Не прерывает развитие события, т.к. включено в него и невелико по объему. Может иметь композиционную рамку. Усиливается роль глагола.

Синтаксические особенности:

статика

  1. Однотипность форм сказуемых

  2. Синтаксический параллелизм

  3. Использование номинативных предложений, в которых обозначается только наличие, бытие предметов или явлений и не выражается действие или состояние («Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер»)

  4. Безличные предложения со значением состояния — часто бывают нераспространенными и стоят в первом ряду с номинативными предложениями: в номинативных предложениях выражается бытие чего-то, а в безличных — состояние, например: («Маленькая комната на чердаке. Светло, тепло и скучно…»)

  5. Эллиптические предложения в описании природы, обстановки и т. д. («Справа от них — густая чаща из молодого пихтача, а слева — сухостойные кедры»)

  6. Активность определений, однородных членов

Морфологические особенности:

  1. основную смысловую нагрузку несут существительные, прилагательные, наречия с оценочным значением.

  2. Часто используются глаголы несовершенного вида в настоящем и прошедшем времени – дают ситуацию как бы в одной плоскости; Настоящее время – для приведения постоянных признаков объекта.

  3. Широко используются эмоционально-экспрессивные лексические и фразеологические средства: метафоричность (особенно глагольная), употребление эпитетов, обстоятельств, уточняющих сказуемое, и т. д. – в художественных описаниях

Ошибки в описании:

  1. Нарушение фактологической точности детали

  2. Отсутствие логики в отборе и приведении деталей

  3. Излишняя детализация/обобщенность

  4. Отсутствие связи с предыдущим и/или последующим ССЦ (отступление от темы)

  5. Немотивированное нарушение сложившихся описательных схем.

Билет №18. Повествование как функционально-смысловой тип речи: композиционные и языковые особенности. Оптимизация повествования.

Повествование – способ изложения, ориентированный на представление события в его динамике. Предполагает развитие события/явления во времени, часто и в пространстве. Служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий.

По своему значению, структуре и модальности повествованию с его динамичностью противопоставлено описание.

Морфологические особенности:

  1. Употребление глаголов совершенного вида, которые обозначают сменяющие друг друга события и конкретные действия (конфликт возник, владелец заправил, машина сломалась, компания взяла на себя расходы)

  2. Смена временного плана в формах глагола (прошедшее и настоящее время)

  3. Вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака;

  4. Обстоятельственные слова со значением временной последовательности: наречия времени и места, …

  5. Употребление конкретных, неотвлеченных существительных

Синтаксические особенности:

  1. Использование союзов со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.

  2. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры.

  3. Соблюдается определенный порядок слов в предложении (нарративный порядок слов): сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.

Повествование художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы.

Виды хронологического изложения в повествовании:

  1. Прямая хронология

  2. Обратная хронология

  3. Смешанная хронология (с забеганием вперед, чаще всего в зачине)

Узлы повествования – относительно законченные по времени и смыслу этапы развития события. Верное расположение узлов: предыдущий узел  следующий = отсутствие смысловых скважин = понятная логика развития событий.

Ошибки в повествовании:

  1. Недостаточность повествования: пропуск необходимых узлов  образование смысловых скважин

  2. Избыточность повествования: включение лишних узлов

  3. Хаотичность повествования – немотивированное нарушение хронологии

  4. Непропорциональность узлов: длительность повествования об определенном событии не всегда говорит о его важности

Чем плохи лишние узлы?

  1. Нарушается закон тождества

  2. Затрудняют выделение и восприятие информации

  3. Перебивают ритм повествования, делают изложение вялым

Повествование может идти:

  1. От 1го лица – интимизация, сближение с автором

  2. От 2го лица – обобщение

  3. От 3го лица – объективность, авторизация

studfile.net

Композиционное решение спектакля

Композиция — это сопоставление, соразмещение отдельных частей произведения (пьесы, сценария, спектакля). То есть композиция «отвечает» за построение произведения, принимая в этом процессе непосредственное участие.

Каждому произведению свойствен свой «порядок построения». Он определяется общепринятым, нам известным, условным делением на «основные моменты действия»: завязка (где исходное событие), кульминация (где главное событие), развязка (где происходит окончательное «разрешение» сквозного действия/сюжета).

Композиция устанавливает определенные закономерности связи между отдельными частями произведения — основными моментами действия, эпизодами, сценами и, при необходимости, внутри них. То есть, установление определенной взаимосвязи и взаимозависимости между предыдущим и последующим действиями, событиями — как и чем они влияют друг на друга — это и есть «установление закономерностей связи между отдельными частями произведения», что и должно быть основной «заботой» композиции.

В классическом варианте драматургии выделяют следующие части художественного произведения: пролог, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, эпилог.

Данный  список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут не присутствовать в повествовании, а экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.

Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).

Пролог — вступительная (начальная) часть литературно-художественного, произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.

  Функция пролога — передать события, подготавливающие основное действие.Однако пролог – это не первый эпизод повествования, насильственно от нее отрезанный.

События пролога не должны дублировать события начального эпизода, но должны порождать интригу именно в сочетании с ним. 

Экспозиция— изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей развертывание фабульного действия.

Функции экспозиции:

— определить место и время описываемых событий;

— представить действующих лиц;

— показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.

Завязка— момент, с которого начинается движение сюжета.  Завязка – первое столкновение конфликтующих сторон. 

Событие может быть глобальным или мелким, или герой в первый момент вообще  может  не оценить его важность, но по любому, событие меняет жизнь героев.  Герои начинают развиваться согласно идее произведения.

Кульминация — вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения.

Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий сюжета.

Эпилог — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении. 

М.А. Чехов определял композицию спектакля как трехчленное целое. «Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец — как созревший плод, и середину — как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала — в конец». Он утверждал, что «в хорошо построенной пьесе (или спектакле) имеются три кульминации, в соответствии с тремя основными частями. Они находятся в том же соотношении друг с другом, как и сами эти части (завязка, развитие, развязка)». Затем каждая из трех основных частей целого может быть подразделена на любое количество более мелких со своими кульминациями, вспомогательными. Кроме того, в других напряженных моментах необходимо расставить акценты, позволяющие режиссеру не отклоняться от основной идеи и одновременно осуществить свой, собственный режиссерский замысел.

Композиция — это главное, что отличает работу одного режиссера от другого. Композиция никогда не должна быть искусственно сочиненной, этакой выдуманной микросхемой. Это  — биография пространства, возникающая из актеров, из воздуха, и конкретной сцены, из взаимоотношений вокруг спектакля. Композиция  — масса воплощений в реальных обстоятельствах.

Композиция спектакля «Маша и Витя против «Диких гитар»:

Экспозиция: Волшебница начинает рассказывать, «творить» сказку.

Она знакомит зрительный зал с главными героями – Машей, которая верит в сказки и Витей, который в них не верит. У ребят возникает спор, в результате которого Маша решает доказать свою правоту – сказка существует.

Завязка: Маша и Витя узнают о похищении Снегурочки.

Дед Мороз рассказывает ребятам, что Кощей украл Снегурочку и теперь Новый год никогда не наступит. Ученики младших классов решают отправиться в сказочный лес, и во что бы то ни стало, спасти внучку Деда Мороза.

Развитие сюжета: школьники, попав в сказочный лес, встречаются с нечистой силой, справится с которой, им помогает дружба и смелость.

Узнав, что ребята идут выручать Снегурочку, нечистая сила решает их разлучить и поодиночке одолеть. Главная их задача — не дать ребятам найти Царство Кощея. Однако, на помощь Маше и Вите приходят обиженные нечистью лесные жители, которых по пути выручают ученики. В благодарность за свое спасение, «положительные герои» помогают детям найти дорогу к Кощею.

Кульминация: Освобождение Снегурочки из плена.

Маша, попав в Кощеево Царство, идет с главным злодеем на сделку – обменивает «волшебный» рецепт от зубной боли (Кощей давно «мается» зубами) на Снегурочку.

Развязка: Победа над нечистой силой.

Витя, спасая Машу из лап Кощея, вступает с ним в драку, в которой одерживает победу. Баба Яга, Леший, Дикий Кот Матвей и прочая нечисть, пускается в погоню за детьми. На помощь ребятам приходит Волшебница и зрительный зал.

Эпилог: Дети возвращаются в школу, где их ждут Дед Мороз и Снегурочка.

Спектакль завершается общим весельем – пришел Новый год.

studfile.net

Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.

Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.

Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.

Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:

  • Философским
  • Национально-историческим
  • Социально-политическим
  • Нравственно-этическим.

Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.

Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.

Сюжетная и несюжетная композиция делится на:

  • композиция сюжета
  • группировка центральных персонажей
  • расстановка второстепенных лиц
  • манера повествования (от первого/третьего лица, в эпистолярном жанре и др.)
  • речевые особенности
  • композиция несюжетных элементов

Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.

Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

Экспозиция

Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.

Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.

Завязка

Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.

Кульминация

Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.

Развязка

Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.

Эпилог

Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.

 

Лирическое отступление, упомянутое выше, — это распространенный прием, используемый автором для возможности выразить личное субъективное мнение. Этот авторский голос не всегда напрямую связан с текущими событиями в книге, но не выходит за рамки идеи и темы.

 

Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:

  • между главными героями
  • между главным героем и второстепенными персонажами
  • между героем и обществом
  • конфликт героя с самим собой

 

АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ

Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.

Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.

Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.

Автор

Образ автора, рассказчик

Создатель

Персонаж

Авторский опыт и представления о мире

Практически совпадает с автором или намеренно

отдаляется от него

 

Обладает чертами героя-рассказчика

ПЕРСОНАЖИ

В центре может быть один главный персонаж («Обломов»), в других – группа («Мертвые души»). Характер — это и индивидуальное, и типическое.

Тип – это собирательный образ согласно историческому моменту или проблематике.

Герой лирический – образ поэта, его внутренний мир виден при переживании конкретной ситуации. Лирический герой иногда имеет собственное жизнеописание, но практически всегда за ним стоит автор.

Интерьер изображает обстановку комнаты, дома, места действия. Иногда включает выразительные художественные детали для характеристики внутреннего мира или состояния.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Это совокупность художественных образов не только действующих лиц, но и детали, подтекст, символы и т.д.

Портрет помогает воображению представить действующее лицо, тем самым очеловечить его, заставить воспринимать как живого индивида. Автор дает описание физического облика (лицо, фигура, типичные жесты, одежда) и приводит психологический портрет для параллелей внешности и внутреннего мира.

Пейзаж в истории не всегда простой природный фон, но прием описания состояния персонажа, напряженности конфликта.( Эпопея Л. Толстого «Война и мир»).

«Говорящая фамилия» помогает дать развернутую характеристику персонажа одним словом. Фамилия отражает яркую черту характера или поведения. (Простаков, Вральман и т.д. в комедии Фонвизина «Недоросль»).

Ремарка, как правило, появляется в произведениях драматического плана. Ими автор поясняет действие и помогает актерам при постановке пьесы.

«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» И «ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ»

Вечное – нечто важное для всех наций с древности и до наших дней.

Вечные темы:

  • Любовь
  • Красота
  • Жизнь
  • Смерть
  • Война
  • Верность

Вечные образы – герои, ставшие нарицательными (Плюшкин, Обломов).

ПАФОС. ФАБУЛА

  • Пафос – момент наивысшей восторженности героев, пик чувств. Это вызывает отклика читателя.
  • Фабула – ряд событий, простроенный в задуманной последовательности и представляющий сюжет произведения. Фабула не всегда совпадает с сюжетом.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

  • Диалог – общение персонажей. Разговор двигает действие и характеризует героев.
  • Монолог – самостоятельная речь персонажа, выражает мысли, чувства, призыв к действиям. Разговор героя с самим собой называют внутренним монологом.
  • Сказ – жанр и тип повествования, создающий эффект живой речи, часто с простонародными выражениями и даже сниженной лексикой

bingoschool.ru

Композиция литературного произведения

Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определения композиции, одно из них таково: композиция – построение художественного произведения, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три  мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна  и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.

Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогварда, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена поебды над Волондемортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может быть предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.

Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волондемортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.

Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.

Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические

Виды композиции

ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

Прямая (линейная, последовательная) – события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.

Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.

Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.

Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

КЛАССИФИКАЦИЯ А. БЕСИНА (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):

Линейная –  события в произведении изображены в хронологической последовательности.

Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.

Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.

Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в  прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.

Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.

Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.

Источник: pishi.pro



lit-ra.info

1.3 Способы языкового воплощения системы образов

Система образов воплощается в языке с помощью лексических изобразительно-выразительных средств, в которых слово или словосочетание используются в преобразованном значении. Автор использует многочисленные приемы. Прием – это способ организации словесного материала в художественное единство. Приемы используются в построении каждого уровня литературного произведения – сюжетно-композиционного, языкового, стихового и т.п.

Структурное многообразие видов образов с известным огрублением сводится к двум первоначалам — принципу метонимии (часть или признак вместо целого) и принцип у метафоры (ассоциативное сопряжение разных объектов). Построение системы образов находит свое отражение в композиции.

Композиция делится на внешнюю (архитектурную) композицию и внутреннюю композицию.

Внешняя композиция романа реализуется в делении текста на отдельные элементы: главы, абзацы, строки.

По мнению Томашевского, роман как большая повествовательная форма обычно сводится к связыванию новелл воедино.

Типичный прием связывания новелл – это последовательное их изложение, обычно нанизываемое на одного героя и излагаемое в порядке хронологической последовательности новелл. Подобные романы строятся как биография героя или история его путешествий.

Конечная ситуация каждой новеллы является начальной для следующей новеллы; таким образом, в промежуточных новеллах отсутствует экспозиция и дается несовершенная развязка.

К роману как к большой словесной конструкции предъявляется требование интереса, и отсюда требование соответствующего выбора тематики.

Обыкновенно весь роман «держится» на этом внелитературном тематическом материале общекультурного значения. Надо сказать, что тематизм и сюжетное построение взаимно обостряют интерес произведения.

Система внедрения внелитературного материала в сюжетную схему сводится к тому, чтобы внелитературный материал был художественно мотивирован. Один из таких приемов, весьма распространенный, это – использование внелитературных тем как приема задержания, или торможения. При обширном объеме повествования события необходимо задерживать. Это, с одной стороны, позволяет словесно развернуть изложение, а с другой стороны – обостряет интерес ожидания. В самый напряженный момент врываются перебивающие мотивы, которые заставляют отойти от изложения динамики фабулы, как бы временно прервать изложение, чтобы вернуться к нему после изложения перебивающих мотивов.

Наибольшей силой выражения обладает деление на абзацы. Абзац – композиционная единица текста, в которой объединяются семантические, тематические аспекты.

Разделение на абзацы отражает смысловое членение текста. Абзац содержит относительно самостоятельные участки темы, что позволяет создавать определенный смысловой ритм. Членение на абзацы участвует в последовательности выражения мысли. Границы между абзацами становятся сферой читательских размышлений, реконструирующих художественный смысл.

Внутренняя композиция обеспечивает гармоничную взаимосвязь относительно независимых элементов произведения – повествование, описание, диалоги, внутренние монологи, отступления.

Начало конфликта, разрешение которого и есть суть повествования, описывается в завязке (knotting), событии, знаменующем начало развития действия.

Повествование – динамично, оно дает постоянный продолжительный отчет о событиях, происходящих в произведении. В то время как описание – статично, это словесное описание предметов, героев, сцен. Оно может прямым и детальным или импрессивным, дающим несколько наиболее выдающихся деталей.

Наиболее полно персонажи могут быть описаны с помощью диалогов. Они максимально приближают читателя к действию, которое тогда кажется более живым и интенсивным.

Внутренние монологи передают мысли и чувства персонажей. Самое недавнее развитие внутреннего монолога – это так называемый поток сознания, который производит на читателя впечатление незаконченного сумбурного течения идей, чувств и воспоминаний в голове персонажа.

Отступление – это введение в текст произведения материала, который не имеет непосредственного отношения к теме или действию этого произведения. Отступления могут быть лирическими, критическими, философскими, ироническими и т.д. Лирическое отступление – это высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

Для того, чтобы ввести персонажей в поток повествования, необходимо некоторое объяснение их происхождения и предыстория, описываемых событий. Вводная часть произведения называется экспозицией (exposition). В широком литературном смысле слова «экспозиция» (от лат. exposito – объяснение) – это элемент композиции произведения, предыстория событий, о которых будет рассказано, сведения необходимые автору для того, чтобы ввести читателя в создаваемый им мир. В экспозиции может быть задана и общая тональность рассказываемого. Экспозиция нередко оказывается замаскированным прологом, ее в этом случае называют прямой.

Описание физической обстановки – места и времени повествования, значительных пунктов, окружающих персонажей и события – образует фон (setting) повествования.

Предмет (subject) литературного произведения – это основной конфликт или проблема, которую писатель намерен представить в своей работе. Это – главная тема, которую иллюстрирует одно определенное повествование. Конфликт в литературе – столкновение между персонажами либо между персонажами и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания.

Лейтмотивом называют неоднократно повторяющийся элемент повествовательной структуры произведения (мотив, образ, деталь). Деталь – особо значимый, выделенный элемент художественного образа. Чувства, вызванные лейтмотивом повествования, фон, трактовка персонажей, общий эффект от всей работы создают атмосферу произведения.

Сюжет произведения – это его план и структура действия, состоящие из серии случаев или системы событий.

Эпизод – это отдельный случай, помогающий раскрыть действие в большом отрывке произведения.

Развязка (denoument) – конечное разрешение сюжетной линии. Она наступает после некоторого стечения обстоятельств климакса, решительной точки повествования, от которой зависит судьба героя и финальное действие; точки, в которой силы конфликта достигают высшей напряженности, и которая приводит повествование к его завершению. В романе развязка последовательно готовится всем ходом действия, вытекает из логики характеров и социально-бытовых обстоятельств, как их понимает автор.

Способ приведения повествования к заключению называется окончанием (ending). Неожиданный поворот сюжета, неясный до самого конца повествования – это внезапное окончание.

Центр повествования исходит от того, кто его рассказывает. Персонаж может рассказывать свою собственную историю в первом лице (повествование от первого лица). Персонаж может рассказывать историю в первом лице объективно, не входя в сознания других персонажей и не давая своих собственных комментариев (автор-наблюдатель).

Автор может рассказывать о происходящем, совершенно свободно проникая в мысли персонажей и давая собственные комментарии.

studfile.net

17. Композиция, её функции.

Композиция – это построение художественного произведения, его элементов и образов в некоторой значимой временной плоскости. Она всегда казалась чем-то неуловимым, возникающим непроизвольно. Композицию можно понимать широко – композиция сюжета, образа, поэтических средств выражения и т.д.

Функция – делать целое из отдельных частей.

18. Композиционные приемы в художественном произведении.

Три типа композиций:

  • Простая основана на соединении отдельных эпизодов вокруг одного героя, события, предмета. Разработан ещё в сказках, встречается у Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  • Усложнённая в центре событий также имеет героя, у которого возникают конфликты, завязываются отношения с другими персонажами («Герой нашего времени» Лермонтова)

  • Сложная присуща роману-эпопее («Война и мир» Толстого и «Тихий Дон» Шолохова)

Приемы:

  • Контраст, позволяющий реализовать авторский замысел («Старуха Изергиль» Горького)

  • Повествование, которое может вестись от лица автора («Человек в футляре» Чехова), от лица героя, «Народного рассказчика» («Кому на Руси жить хорошо»), от лица лирического героя

  • Отступления, вставные эпизоды, подробные описания («Отцы и дети» Тургенева)

  • Лирические отступления, в которых отображаются раздумья писателя о жизни

  • Конфликт

  • Градация (или усиление) – повторение отдельных образов

  • Контаминация – объединение приемов повтора и противопоставления, создающее особый эффект – «зеркальную композицию»

  • Монтаж — прием, при котором 2 рядом стоящих образа порождают третий

19. Композиция повествования:

Композиция повествования, как правило, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.

20. Композиция сюжета. Типология. Эстетическое значение.

Сюжет есть только в эпосе и драме. Сюжет – это содержание, развитие событий во времени и пространстве:

  • Однолинейный – один конфликт (Чехов «Хамелеон»)

  • Многолинейный – несколько конфликтов, часто связанные между собой (Шолохов «Тихий Дон»)

Тип сюжета зависит также от самого принципа развития действия, характера связи между эпизодами (и сообщениями) и от особенностей начала и конца действия, то есть наличия завязки и развязки:

  • Концентрический – есть причинно-следственная связь (Островский «Гроза»)

  • Хроникальный — Сюжет с отсутствием ярко выраженной завязки, с преобладанием временных мотивировок в развитии действия (Чехов «Ионыч»)

В сюжете прослеживаются стадии движения конфликта:

  • Пролог

  • Экспозиция (изображение жизни в период, непосредственно предшествующий завязке)

  • Завязка

  • Развитие действия

  • Кульминация

  • Развязка

  • Эпилог

Неповторимая и индивидуальная последовательность событий и поступков персонажей представляют собой результат творческой типизации характеров в их жизненной ситуации и взаимоотношениях. Сюжет служит выделению, развитию тех сторон жизни, которые для писателя наиболее существенны.

21. Композиционные уровни. Система персонажей художественного произведения.

Композиция – взаимосвязь и членение разнородных элементов – состав, определенная соотнесенность и расположение частей, то есть единиц изображаемого и художественного выразительных средств в некой значимой временной последовательности.

Композиционные уровни: сюжетно-композиционный, пространственно-временной, описательный

Главный герой в центре сюжета. Он обладает характером и прямо связан со всеми уровнями содержания

Второстепенный активно участвует в сюжете, есть собственный характер, но им уделяется меньше авторского внимания

Эпизодический – основная задача – дать толчок к действию или оттенить более важных персонажей

Система персонажей может строится1) противопоставлением

2) сопоставлением,3) по принципу «зеркал»

studfile.net

Работа над композицией текста.

Композиция в литературе — это…

 

В переводе с латыни «композиция» означает «сочинение» или «составление». Композиция – это расположение частей художественного произведения в определённом порядке. Это также совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. Именно поэтому ошибочно называть композицией просто цепочку эпизодов и сцен, которые образуют повествование.

 

Композиционные элементы

Композиционные элементы — повествование, описание, диалоги и монологи, систему образов, вставные рассказы, авторские отступления и характеристики, сюжет повествования и фабулу, пейзаж и портрет.

Повествование – это некий рассказ, включающий в себя действия. Это то, что можно пересказать и проиллюстрировать серией картинок. В этой части произведения будет много глаголов и деепричастий, чтобы передать динамику происходящего? Ключевой вопрос: что случилось?

  1. Описание – это картинка. Здесь ничего не меняется и ничего не происходит. Однако вы детально вместе с автором исследуете лицо героя или помещение, в котором он находится. Автор выступает в качестве художника, у которого вместо привычных красок – могущественное слово. Ключевой вопрос: какой?

  2. Диалог – разговор двух персонажей (или разговор с самим собой при условии, что кто-то кому-то отвечает). Через диалоги хорошо передаётся столкновение двух точек зрения. Через них же раскрывается и личность того или иного героя (существует ещё такое понятие, как речевая характеристика).

  3. Монолог – речь одного персонажа, которая не получает или не требует ответа. Классический вариант – плач Ярославны. Именно через монолог передаются мысли героя, его потаённые желания и потребности.

  4. Система образов – это все образы произведения, которые между собой взаимосвязаны и взаимодействуют. Сюда можно отнести главных героев и второстепенных, ищущих счастья и спешащих ответить на важные вопросы. Каждое произведение обладает своей уникальной системой, которую автор выстраивает в зависимости от своего замысла (целей, которые он перед собой ставит).

  5. Вставные рассказы – это то, что называется рассказом в рассказе. Например, притча, которую рассказывает Пугачёв Петру Гринёву из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Обычно вставной рассказ не только помогает узнать что-то в плане событий, но и раскрывает личность героя, помогает понять его внутренний мир. Так с помощью уже упомянутой притчи мы понимаем, почему Пугачёв выбрал отчаянный и разгульный образ жизни: лучше отведать свежей крови, нежели всю жизнь питаться мертвечиной. Вечный выбор: тлеть долго или сгореть быстро.

  6. Авторские отступления (или лирические отступления) – это те места в тексте, где автор несколько уклоняется от общего повествования и начинает поднимать глубоко личные вопросы. Например, Н.В.Гоголь вписывает в «Мёртвые души» свои известные строки о Руси и тройке, которая всё куда-то несётся. А.С.Пушкин часто увлекается в «Евгении Онегине» и тоже позволяет читателю немного перевести дух и развеяться другими мыслями. В таких отступлениях очень хорошо просматривается личность самого автора, читателю легче понять его, узнать, почувствовать. Да и потом… те же самые лирические отступления бывают не только очень красивыми, но и крайне мудрыми. Лишний повод о чём-то призадуматься.

  7. Авторская характеристика. Тут особо пояснять ничего не требуется. В качестве примера вспомним опять того же «Евгения Онегина», где автор называет Онегина своим другом, а к Татьяне Лариной выражает явную симпатию.

  8. Сюжет повествования – это цепочка событий, которые и являются содержанием художественного текста.

  9. Фабула. Это все события, обстоятельства и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета – хронологическая последовательность.

  10. Пейзаж – уникальное средство для создания воображаемого мира. Мы можем описывать вымышленные города и страны, планеты и галактики. Данный элемент композиции обычно выступает вне сюжета, однако с помощью него передаются главные мысли, создаётся соответствующая атмосфера и раскрывается определённый эпизод.

  11. Портрет – это описание не только внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Без грамотного портрета произведение будет откровенно слабым, а персонажи – картонными.

Виды композиции

Внешняя (архитектоника)

  1. К её главным составляющим относят

  2. — разделение текста на абзацы и главы,

  3. — пролог и эпилог,

  4. — различные приложения и комментарии,

  5. — посвящения и эпиграфы,

  6. — авторские отступления и вставные фрагменты

  7. — всё то, что выделяется графически и можно легко увидеть, открыв книгу.

Внутренняя композиция

(повествование предусматривает акцент на содержании произведения:

— организация речевых ситуаций,

— построение сюжета,

— система образов и отдельные образы,

— сильные текстовые позиции (лейтмотив, повторяющиеся ситуации, финал и другое),

— главные приёмы композиции.

Обратная композиция

  1. позволяет автору начать произведения с финальной сцены.

  2. Стоит заметить, что многим читателям она не нравится, так как теряется главный интригующий момент. Они считают, что ни к чему читать книгу, когда знаешь, чем она закончится. Момент, безусловно, спорный.

Кольцевая композиция

  1. Ещё называется композицией обрамления.

  2. Например, произведение заканчивается тем же описанием или той же сценой, с которой всё и началось.

  3. Как в сказке про золотую рыбку.

Зеркальная композиция

  1. Она выстроена на симметрии некоторых эпизодов или образов.

  2. Замечательный приём воплощается в поэме А.Блока «Двенадцать».

Тематическая композиция

  1. (В центре оказываются взаимоотношения центральных образов), в свою очередь, имеет три подвида. Она бывает

  2. последовательной (движение от одной мысли к последующей), может быть

основана на развитии и трансформации центрального образа, а также

— на сопоставлении двух образов, взаимодействующих между собой

(основной приём – антитеза).

 

Композиционные приёмы:

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Читатель вместе с автором погружается в прошлое героя и доходит до первопричины происходящего здесь и сейчас. Часто этот приём воплощается в рассказах — воспоминаниях.

  2. Разрыв. Лучший приём для создания интриги. Глава заканчивается какой-нибудь интригующей сценой. Мы уже замираем в предвкушении, а тут раз… И следующая глава совершенно о другом. Временное разочарование и сильный стимул читать дальше.

  3. Экспозиция. Хоть она и является частью сюжета, но может как присутствовать, так и отсутствовать. Её же наличие позволяет автору несколько предварить события и настраивать читателя на нужную волну.

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *