Как могут быть связаны части текста – Attention Required! | Cloudflare

Текст. Способы и средства связи между частями в тексте

Сегодня мы…

·                   Попытаемся выяснить, что такое текст.

·                   Поговорим о разнообразии текстов.

·                   Узнаем, что потребуется для связи частей в тексте.

А начнём мы с элементарного вопроса: с помощью чего мы общаемся? Ведь нам точно известно, что основная единица общения – это предложение.

Но когда мы учим стихи Пушкина к следующему уроку – разве мы учим именно предложения? А Лев Толстой со своими бессмертными романами – получается, что написал очень много предложений? А офисный работник – получается, что перед отпуском он подаёт начальнику несколько предложений на бумаге, чтобы получить отпуск?

Конечно, нет. А значит, есть более крупная единица общения.

Очень часто мы общаемся при помощи текстов.

Но что такое – текст?

Интуитивно мы понимаем это сразу. При слове текст кто-то представит себе недавно прочитанную книгу. А кто-то – написанное другу письмо. Или газету, оставленную на столе. Или текст с какого-нибудь сайта в Интернете.

Но самое забавное в том, что учёные так и не дали однозначного определения тексту. А всё потому, что тексты просто очень разнообразны!

Ведь тексты можно встретить повсюду!

Хочется даже спросить: а есть хоть какая-нибудь сфера жизни, которая может обойтись без текстов?

Есть. И это сфера устного, неподготовленного человеческого общения.

Можем ли мы считать текстом разговорную, неподготовленную речь? Нет.

Вообразите себе, что вы хотите задать однокласснице вопрос по поводу домашнего задания. И вот, не успели вы договорить вопрос – как она отзывается:

– Немаленький роман нам нужно прочитать, правда?

– Да, но… – пытаетесь возразить вы. И тут же следует уход от темы:

– А что тебе нравится читать? Мне больше по вкусу фэнтези.

– Мне нравятся детективы, – вежливо отвечаете вы. – Но дело в том…

– Ой, – подхватывает одноклассница. – А я вот читала такую интересную книгу…

И вот проходит пять минут, десять минут… И вы всё время перескакиваете с темы на тему, а заканчивается беседа вообще рецептом салата с креветками. А вы всего-то хотели узнать – что задали на выходные по физике…

Получается, что устная речь слишком спонтанна и непредсказуема. В ней мы постоянно перебиваем друг друга, перескакиваем с темы на тему.

К тому же, беседа может прерваться, и мы вообще не закончим мысль.

И здесь у нас появляется проблема. Ведь большую часть времени мы как раз общаемся устно. А это не лучший пример стройного текста. Именно поэтому нам нужно учиться строить нормальные тексты – чтобы и речь наша стала стройной.

Но что такое – нормальный текст и как он выглядит?

Уже понятно, что текст – это речь, которая организована определённым образом. Но каким именно образом? Как можно отличить текст и что у него должно обязательно быть?

Для начала, текст должен кто-то создавать. Так что у текста должен быть автор.

Автор может быть один. Или их может быть двое, трое, целый коллектив – как в учебниках.

Автор текста может быть нам неизвестен, однако он обязательно есть.

Текст должен быть целостным.

Если мы читаем какую-то книгу – мы должны внятно осознавать, что лежит в ее основе. Например – это книга, в которой главные герои сражаются с монголо-татарами.

То есть, у каждого текста есть тема, которая объединяет все его части по смыслу. Тема часто отображается в заголовке. Мы можем дать нашей книге заглавие – что-нибудь вроде «С мечом наголо». Однако бывают и довольно загадочные заглавия, так что заглавие не всегда связано с темой.

Ещё у текста есть композиция. Чаще всего у каждого текста есть какой-то зачин. Потом идёт развитие мысли или основные действия. Наконец, следует заключение.

Причём, каждый из этих элементов имеет свои речевые средства и свои приёмы – например, сказки часто начинаются с «жили-были».

Все части композиции, как правило, объединяются единым стержнем, то есть основной мыслью текста.

Итак, что такое текст?

Это некое целостное произведение, у которого есть начало, структура развития мысли и конец.

У текста есть автор. В тексте всё тесно взаимосвязано.

В тексте тесно связываются не только форма и содержание, но и составные элементы вообще.

Из чего состоит текст? Конечно, из предложений. Правда, предложения могут объединяться ещё и в абзацы. Иначе их ещё называют сложным синтаксическим целым. И все эти предложения должны быть связаны между собой. Чем? И как построить хороший текст?

Посмотрим на средства связи элементов в тексте. Для этого сочиним небольшой текст.

Владислав с опаской оглянулся. Он не был уверен, что поступает правильно.

Здесь мы связали первых два предложения при помощи местоимения он.

После того, как мы назвали наш предмет или признак, существительные и прилагательные в следующих предложениях часто заменяются местоимениями или местоименными наречиями.

Добавим ещё одно предложение.

Однако отступать было поздно.

И здесь мы уже привязали к тексту третье предложение при помощи союза однако.

Так что предложения в тексте часто связываются при помощи

сочинительных союзов. Например, а, и, но и так далее.

И ещё одно предложение:

Вздохнув, юноша начал спускаться в подвал.

Владислав у нас в этом предложении стал юношей. А значит, известные слова в следующих предложениях мы можем заменять не только местоимениями, но и синонимами.

Продолжаем писать наш текст.

Этот подвал как раз и привлёк его внимание во время прогулки.

Стоп. Но ведь подвал уже был в предыдущем предложении! Здесь мы для усиления выразительности применили повтор слов – мы зафиксировали на подвале внимание читателя. Для этого можно использовать и однокоренные слова. Но слишком увлекаться повторами не стоит – это может стать стилистической ошибкой.

К слову, в этом предложении у нас есть ещё и местоимения.

Добавим ещё предложение.

Во-первых, двери были заперты уж слишком крепко, а во-вторых, за дверями слышались шорохи.

Для связи явно используются вводные слова во-первых и во-вторых.

Вводными словами часто пользуются для связи предложений в тексте. Итак, с одной стороны, так что, таким образом – и другие слова и выражения могут помочь выстроить повествование правильно.

Добавим ещё одно предложение.

Дверь поддалась не сразу, с ней пришлось повозиться.

А почему мы написали предложение с красной строки? Потому что оно начинает новую подтему. До этого мы обрисовывали общую информацию, а теперь начался основной сюжет.

Добавим ещё одно предложение.

Да и спускаться было отчаянно страшно: что-то неведомое булькало и ухало во тьме. Здесь у нас есть средство связи – частица «да и».

Но неужели предложения в тексте связываются только вот такими явными средствами связи, которые можно сразу обозначить? А если их нет – предложения что, не связаны?

Нет. Ведь есть ещё смысловой уровень, организация текста.

Посмотрим на текст, который мы начали составлять. В нём встречаются названия одних и тех же предметов, мы говорим об одном герое. Владислав, подвал, двери… всё это объединяют текст. Такая связь называется предметной.

Но у нас ещё и место действия одно: возле подвала, а потом в подвале. В тексте часто действие происходит в определенной локации. Это может быть город, дом, комната и так далее. В крупных текстах локаций может быть много, но они все равно объединяют элементы текста.

То же самое и со временем. Ясно, что действия у нас происходят в одно и то же время. Единство времени может быть разным – год, утро, вечер… Обычно в тексте это может проявляться в единстве форм времени в глаголах.

Попробуем в последнем предложении поменять в двух глаголах прошедшее время на настоящее. Предложение сразу начинает выделяться, выпадать из основного текста.

Иногда это может стать особым художественным приёмом. Но обычно становится ошибкой.

Итак, при помощи чего связываются элементы в тексте?

При помощи местоимений и местоименных наречий.

При помощи синонимов.

При помощи повторов слов и однокоренных слов.

Для связи элементов текста могут использоваться союзы.

Предложения связываются при помощи вводных слов.

Красная строка тоже может выступать как средство связи.

На протяжении всего текста наблюдается предметная связь.

Элементы текста объединяются при помощи пространственной связи.

И при помощи временной связи.

videouroki.net

Как строится текст. Признаки текста. Вступление. Основная часть. Заключение

На этом уроке вы вспомните признаки текста, узнаете, как строится текст, что выделяют в основной части текста. Потренируетесь составлять текст-повествование из предложений. Попробуете рассказать историю по сюжетным картинкам художника.

Вы помните, что текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор этим текстом.

На уроке вы узнаете, как строится текст. 

 

Как строится текст

Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается.

Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».

НАЧАЛО

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина.

….

КОНЦОВКА

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Из начала сказки мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце узнаём, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Пропущена в тексте основная часть.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?»

Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!»

И взял всего гуся.

В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное.

Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел.

В основной части текста выражена главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации.

 

Определяем, где вступление, основная часть, заключение в сказке

Прочитаем все части текста и определим, где начало, где конец.

Три калача и одна баранка.

1. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

2. Одному мужику захотелось есть.

3. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Три калача и одна баранка.

Вступление.Одному мужику захотелось есть.

Основная часть.Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Заключение.Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну

interneturok.ru

Текст и его основные признаки. композиция текста. средства связи предложений в тексте


ЗАПОРОЖСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА 1-Ш ступеней №103

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по русскому языку в 6 классе

ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

КРАВЧЕНКО Г.А.

2013

Тема урока: ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Цель урока: совершенствовать умения опознавать и характеризовать признаки текста, выделять в тексте зачин, основную часть и концовку; находить средства связи предложений в тексте.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

Прежде, чем начать писать,

я задаю себе три вопроса:

что хочу написать,

как написать и

для чего написать.

М.Горький

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

Прочитав тему урока, скажите, какие цели стоят сегодня перед нами на этом уроке?

  1. Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.

  2. ТРОПИНКА

Через поляны, через душистый сосновый бор вьётся лесная тропинка.

Весной, летом и осенью мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Какая из записей является текстом?

Какие признаки текста вы знаете? (наличие темы и основной мысли, возможность заголовка, смысловая связь между предложениями, использование языковых средств).

Докажите, что вторая запись – текст.

  1. У текста есть заглавие.

  2. В заглавии указывается тема или основная мысль. Здесь тема – лесная тропинка.

  3. В тексте всегда есть начало. (О чём говорится в первом предложении?)

  4. На сколько частей можно разделить этот текст? (Здесь три части: начало, основная часть и конец текста.)

  5. Все части текста связаны между собой. Как именно? (По смыслу и структурно, то есть по строению.) В «Тропинке» предложения связаны цепным способом.

  6. Для текста характерна композиционная завершённость: конец текста как бы перекликается с заглавием или его началом.

Миниатюра заканчивается словами «любимая тропинка». Эти слова возвращают нас к заглавию и началу её. То есть произведение получает композиционную завершённость.

зачин

концовка

Основная часть

Сделаем вывод:

текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, есть заглавие, делимость на части, связность, завершённость.

2. Из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.

1. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Начался листопад. 4. Этот дождь шёл неделями. 5. Леса моросили дождём облетевшей листвы. (3, 2, 1, 5, 4.)

Какова тема данного текста?

Есть ли здесь предложение, выражающее основную мысль?

П. Работа над темой урока.

  1. Что значит писать и говорить на тему?

  2. Сделаем вывод:

Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста – это то, о чём в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии.

Развивайте умение писать и говорить на тему. Готовясь к устному или письменному высказыванию, вдумайтесь в его тему.

Каждое слово в названии темы имеет значение. Например, темы: «Осень», «Первый листопад», «Осень в лесу», «Встреча с осенью» — близкие, но разные.

Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нём помогало раскрытию данной конкретной темы.

  1. Вы знаете, ребята, что в тексте предложения связаны не только темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.

  1. Прочитайте и запишите высказывание М.Горького.

Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Какой вопрос из этого высказывания помогает вам определить тему будущего сочинения, какой – основную мысль?

  1. Прочитайте заглавия заметок. Какие из них отражают тему, а какие – основную мысль?

  1. Яркие краски осени.

  2. Осень всегда прекрасна.

  3. Мы в осенний лес идём!

  4. Какое чудо – осень!

  5. Осенние листья.

  1. Для развития мысли используются разные способы перечисление деталей, приведение примера, указание на причину, постановка вопроса и ответ на него.

  2. Вы знаете, что в тексте предложения могут быть связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью языковых средств (повторы слов, синонимы, местоимения, союзы). Упр. 35.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

1

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

2

Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

3

Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

4

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Осень наступила неожиданно. Стало холодно. На деревья пожелтели листья.

В тексте предложения могут быть связаны последовательно, как по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такая связь называется цепной. Схематически она выглядит так:

Составьте такие предложения, чтобы получился текст на тему «В лесу». (Одни учащиеся работают по учебнику упр. 36, другие с дидактическим материалом).

Я выхожу на поляну. За ней — густой старый ельник. Все деревья там обвешаны шишками. Их так много, что ветви склонились до земли.

Как связаны предложения в тексте? (с помощью местоимений и наречия).

Составьте схему связи предложений в тексте.

Как называется такой способ связи предложений? (цепной).

  1. Слово учителя. Предложения в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Такая связь предложений в тексте называется параллельная.

СХЕМА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ


1



3

4

2

Найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте. Озаглавьте текст. Составьте схему связи предложений.

  1. Ёлки густо зеленели. 2. В берёзках светились светло-золотые искорки. 3. В лесу было нарядно и тихо. 4. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листочками. (3, 1, 2, 4).

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Сочинение-миниатюра на тему « Осень и школа»

ЗАЧИН.

1. Быстро заканчивается лето.

  1. Когда я вспоминаю школу, почему-то сразу вижу осенние листья, школьную линейку и …слышу звонок.

  2. Осень – это грустная пора.

КОНЦОВКА.

  1. Осень и школа – понятия неразделимые.

Подведение итогов урока.

  1. Какие проблемы, связанные с текстом мы сегодня рассмотрели?

  2. Что значит говорить и писать на тему?

  3. Что такое основная мысль текста?

  4. Из каких частей состоит любое высказывание?

  5. Какие существуют способы развития мысли?

  6. Как называется последовательная связь предложений?

  7. О какой ещё связи предложений в тексте вы сегодня узнали

  8. Какие вопросы вы хотели бы задать мне по теме нашего урока?

Домашнее задание. Упр. 37 (устное изложение по плану)

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку.

  1. Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу. Озаглавьте её и спишите.

  1. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.

  2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Каково основное назначение текста? (передавать информацию).

Какие признаки текста вы знаете? (наличие темы и основной мысли, возможность заголовка, смысловая связь между предложениями, использование языковых средств).

Во второй записи попробуйте изменить порядок предложений; порядок слов в предложениях, затем заменить настоящее время глагола в одном предложении – прошедшим, а в другом – будущим.

  1. Что значит писать и говорить на тему?

Развивайте умение писать и говорить на тему. Готовясь к устному или письменному высказыванию, вдумайтесь в его тему.

Каждое слово в названии темы имеет значение. Например, темы: «Снег», «Первый снег», «Снег в лесу», «Снег однажды вечером» — близкие, но разные.

Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нём помогало раскрытию данной конкретной темы.

  1. Вы знаете, ребята, что в тексте предложения связаны не только темой, но и определённой идеей, основной мыслью.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.

  1. Прочитайте и запишите высказывание М.Горького.

Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Какой вопрос из этого высказывания помогает вам определить тему будущего сочинения, какой – основную мысль?

  1. Прочитайте заглавия заметок. Какие из них отражают тему, а какие – основную мысль?

  1. Конкурс юных пианистов.

  2. Спорт учит мужеству.

  3. Мы на выставку идём!

  4. Какое чудо – цирк!

  5. Спортивные соревнования.

  6. Учитель мужества – футбол.

Готовясь к устному или письменному высказыванию, продумайте, кого и в чём вы будете убеждать. Что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывание надо строить так, чтобы всё в нём было подчинено определённой мысли, идее. Какова же композиция высказывания? На какие части можно разделить любое высказывание? (вступление или зачин, основная часть и вывод).

зачин

концовка

Основная часть


Составьте такие предложения, чтобы получился текст на тему «Где живёт жар-птица». (Одни учащиеся работают по учебнику упр. 36, другие с дидактическим материалом).

Жил-был царь. У царя …. сад. В том саду …. яблоня. На яблоне … золотая клетка. В той клетке

Как связаны предложения в тексте? (с помощью повтора слов) Как называется такой способ связи предложений? (цепной).

  1. У нас в городе есть замечательный парк. Там на прудах живут лебеди. Они радуют нас своей грациозностью и изяществом.

  1. Прочитайте стихотворение. О чём этот текст?

ДОЖДЬ

По небу голубому

Проехал грохот грома.

И снова всё молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зелёным листья,

По цветникам, скамейкам,

По вёдрам и по лейкам

Пролётный дождь стучит. (С.Маршак)


64

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *