Как найти в предложении сказуемое – Типы сказуемых (таблица с примерами)

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого в предложении.

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

Образец рассуждения.

  1. Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

В лесу запели птицы.

1.Читаю предложение.

2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

3.Задаю вопрос: кто?- птицы.

4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

  1. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.

2.Задаю вопрос от подлежащего — птицы (что сделали?) запели.

3.На вопрос что сделали? — отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

Образец рассуждения.

  1. Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.

В лесу запели птицы.

1.Читаю предложение.

2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.

3.Задаю вопрос: кто?- птицы.

4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

  1. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.

1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.

2.Задаю вопрос от подлежащего — птицы (что сделали?) запели.

3.На вопрос что сделали? — отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.

infourok.ru

Что такое подлежащее и как найти его в предложении?

Предложение отличается от словосочетания наличием предикативного ядра – грамматической основы. Она состоит из главных членов: подлежащего и сказуемого. Синтаксический разбор всегда начинается с поиска одного или двух основных компонентов.

Без предикативного ядра, в котором заключён смысл высказывания, предложение существовать не может. Второстепенные члены, если таковые имеются, всегда входят в группу подлежащего или сказуемого, то есть зависят от них синтаксически.

Как же вычленить грамматическую основу предложения?

что такое подлежащее
Для этого необходимо определиться с тем, что такое подлежащее и сказуемое.

Главные члены соединяются друг с другом по схеме: субъект и его действие. В этой конструкции сказуемое может отвечать на глагольные вопросы, а также раскрывать суждение о действующем лице – подлежащем (каков предмет, что он собой представляет и так далее).

В рамках данной статьи мы подробнее остановимся только на одном из главных членов предложения. Субъектное значение подлежащего, с одной стороны, упрощает понимание, а с другой – вносит определённую путаницу. Учащиеся часто ставят мысленный знак равенства между предметностью данной синтаксической единицы и значением имени существительного. Но этот главный член может быть выражен иначе.

способы выражения подлежащегоКак мы знаем, подлежащее отвечает на вопросы: «Ккто?» или «Что?», но, тем не менее, в его роли выступают все части речи, в том числе и служебные. Ключевым моментом для понимания того, что такое подлежащее, является его значение как субъекта действия.

Основные способы выражения подлежащего:

Например:

Лунный свет (сущ.) не греет.

Серый (прил.) бежал по лесу.

Отдыхающие (прич.) прогуливались по аллее.

Они (мест.) вернутся завтра. Любой (мест.) решит эту задачу.

Один (числ.) вернулся назад.

Мы с бабушкой (словосоч.) поедем на дачу.

Стоит запомнить, что в этих случаях слово должно быть исключительно в именительном падеже. Если это не так, значит, перед нами не подлежащее, а второстепенный член предложения:

Меня (Р.п., дополн.) клонило в сон (В.п., дополн.).

В роли подлежащего может выступать инфинитив, а также неизменяемые части речи:

Любить (неопр.ф.) страну – значит быть её патриотом.

«Вчера» (нар.) уже прошло.

«Промолчав» – это деепричастие.

При этом слова теряют своё первоначальное грамматическое значение (добавочного действия, обстоятельства и т.д.) и выступают в роли субъекта. То же самое касается служебных частей речи:

«Чтобы» является союзом, а «пусть» — это частица.

Кстати, вопрос о том, что такое подлежащее, тесно связан с пунктуацией. Если главные члены предложения выражены именными частями речи (кроме прилагательного и местоимения) или инфинитивом, тогда необходимо ставить тире между подлежащим и сказуемым.

Примеры:

Помогать (неопр.ф.) другим – дело (сущ.) моей жизни.

Андреев (сущ.) – прозаик (сущ.).

Семью восемь (числ.) – сорок восемь (числ.).

Обязательно ставится тире перед словом «это», а также частицами «значит» и «вот», находящимися перед сказуемым. Но в этом правиле есть свои особенности. При наличии между главными членами отрицания «не», сравнительных союзов и несогласованных членов предложения необходимость в каком-либо знаке препинания отпадает.

тире между подлежащим и сказуемым примерыИтак, что такое подлежащее? Во-первых, оно является одним из двух компонентов грамматической основы. Во-вторых, этот главный член предложения имеет значение субъекта. В-третьих, подлежащим может быть любая часть речи или сочетание слов.

fb.ru

ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ. Как найти составное именное сказуемое. РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

 

 

 

 

 

Сказуемое – это главный член предложения, который определяет
подлежащее и отвечает на вопрос что сказано о подлежащем? (что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.)

 

Составное именное сказуемое – состоит из двух частей: глагол связка + именная часть.

Глагол — связка выражает грамматическое значение (время и наклонение).

Именная часть выражает лексическое значение.

 

Глагол – связка. Способы выражения.

  • Глагол БЫТЬ. Имейте в виду, что в настоящем времени этот глагол не употребляется, поэтому в сказуемом –
    нулевая связка.

Примеры.

Он был военным.

Он студент (нулевая связка).

  • Глагол ЯВЛЯТЬСЯ.
    Пример.

Он является  участником конференции.

  • Глаголы, обозначающие возникновение, продолжение, проявление, название и т.д. признака.

Примеры.

Он оказался ненадёжным.

Их называли «первенцами свободы».

Это считается приемлемым.

  • Глаголы, обозначающие движение, состояние, положение в пространстве.

Примеры.

Она пришла расстроенная.

Он сидел счастливый.

Они работали с удовольствием.

 

Именная часть. Способы выражения.

  • Имя существительное в именительном или творительном падеже; в косвенном падеже с предлогом или без него.

Примеры.

Она учительница.

Она была учительницей.

Он был в нерешительности.

  • Имя прилагательное – краткое, полное, в степени сравнения.

Примеры.

Она красивая.

Она прекрасна.

Ты самый добрый.

 

  • Причастием – кратким и полным.

Примеры.

Дом построен.

Стены выкрашенные.

  • Местоимением.

Пример.

Все цветы – ваши.

 

  • Числительным в именительном или творительном падеже.

Примеры.

Дважды два – четыре.

Их дом был вторым от дороги.

 

Пример.

Он всегда был настороже.

 

Словосочетанием, в котором главное слово существительное или местоимение.

Примеры.

Это было что-то необычное (что-то – местоимение).

Это парень высокого роста.

 

ВЫВОДЫ.

  • В составном именном сказуемом всегда есть именная часть (НЕ ГЛАГОЛ).
  • Сказуемое хотя и называется «составным», но может состоять из ОДНОГО слова, потому что глагол- связка нулевая. (Он художник).
  • Находя именную часть, имейте в виду, что в ней заключён основной смысл, не входят в сказуемые слова, имеющее второстепенное, добавочное значение. (Он был очень весёлым. Слово «очень» не входит в сказуемое).
  • Глагол «быть» — часть именного сказуемого только тогда, когда имеет значение «является», а НЕ «находится».

Сравните.

Он был на даче. (Простое глагольное, так он «находился»

на даче).

Он был удачливым человеком. (Входит в состав именного сказуемого, так как имеет значение «являлся». Обратите внимание на то, что слово «удачливым» тоже входит в сказуемое, т.к. здесь главный смысл не в том, что он был человеком, а в том, что именно удачливым человеком).

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Подлежащее и сказуемое: определение, пунктуация :: SYL.ru

Подлежащее и сказуемое – это те члены предложения, без которых главная синтаксическая единица несостоятельна. Помимо их определения и обозначения, в схеме существует еще одна трудность – пунктуационная. Тире между подлежащим и сказуемым зачастую пропускается, что приводит к ошибкам и снижению баллов. Рассмотрим главные члены предложения в свете синтаксиса и пунктуации.

Подлежащее

На предмет речи указывает в предложении подлежащее. Оно всегда стоит только в именительном падеже. К примеру, «На смену летним денькам приходит осенняя прохлада». Задав вопрос, о чем здесь говорится, можно легко найти подлежащее. Говорится о прохладе. Употреблено слово в форме именительного падежа, соответственно, ход мыслей верный.

подлежащее и сказуемое

Чаще всего подлежащим бывают:

  • Имена существительные в форме именительного падежа.
  • Местоимения (близки по морфологическим признакам к существительным): Все задумались о поездке после случившегося инцидента.
  • Инфинитивы: Трудиться – главное правило успешной карьеры.
  • Словосочетания: Трое братьев стояли чуть поодаль.

Сказуемое

Сказуемое представлено в русском языке более обширно. Оно указывает на то, что повествуется в предложении о предмете речи. Ошибочно полагать, что этот член обозначает исключительно действие. Оно может обозначать, каков предмет, кто и что он такое.

Например: Я завтра побеседую с директором по твоей проблеме. Предикатив «побеседую» указывает на действие.

Деревья стали серебряными от первого снега и легкого морозца. Предикатив «стали серебряными» указывает, каков предмет речи.

Тигр – зверь хоть и опасный, но исключительно милый. Предикатив «зверь» говорит, кто выполняет действие.

тире между подлежащим и сказуемым

Различают сказуемые простые и составные. Первые состоят из одного или нескольких слов и заключают в себе и лексическое, и грамматическое значение. «Я учусь в лучшем институте страны» – сказуемое «учусь» выражено глаголом настоящего времени, состоит из одного слова. «Я буду учиться в лучшем институте страны». Здесь предикатив состоит из двух слов, являющихся формой сложного будущего времени.

Составное сказуемое включает в себя два и более слов. Его главное отличие от простого в том, что каждая из частей несет в себе или лексическую, или грамматическую составляющую. «Я хотел учиться в лучшем институте страны» – здесь предикатив состоит из двух слов, одно из которых (хотел) указывает грамматические признаки: ед.ч, м.р., прош. время, а второе (учиться) стоит в форме инфинитива, однако заключает в себе смысловое содержание.

Следует отметить, что подлежащее и сказуемое – равноправные члены предложения. Между ними не существует подчинительной связи. Иными словами, словосочетанием они не являются. Однако согласованность в числе либо числе и роде все-таки присутствует.

Тире ставится когда?

Обычно подлежащее и сказуемое не разрываются знаками препинания. Однако существуют ситуации, когда без вспомогательной части в составе грамматической основы содержатся существительные, инфинитивы либо имена числительные. В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Разберем эти случаи, приведем примеры.

между подлежащим и сказуемым
  1. Подлежащее и сказуемое – имена существительные. В данном случае имеет место составное именное сказуемое без вспомогательного глагола: «Кошка – домашний питомец, прирученный много тысяч лет назад». Подлежащее – «кошка» (имя существительное), сказуемое – «питомец» (имя существительное).
  2. Главные члены предложения – инфинитивы. Здесь представлено составное глагольное сказуемое без глагола-связки: «Учиться – делать вклад в собственное будущее». Подлежащее – «учиться» (глагол в начальной форме), сказуемое – «делать» (глагол в начальной форме).
  3. Подлежащее и сказуемое – имена числительные. «Пятью десять – пятьдесят». Часть до тире – это подлежащее, «пятьдесят» – сказуемое.
  4. Грамматическая основа: существительное в качестве подлежащего и глагол-инфинитив – сказуемое. «Ваша обязанность – помогать сослуживцам». Подлежащее – «обязанность» (существительное), «помогать» – предикатив в форме инфинитива.
  5. Случай, обратный предыдущему: подлежащее – глагол-инфинитив, сказуемое – имя существительное. «Помогать сослуживцам – ваша обязанность». «Помогать» – подлежащее в форме инфинитива, «обязанность» – сказуемое, выраженное существительным.

Также тире между подлежащим и сказуемым необходимо поставить, если в составе сказуемого употребляются указательные частицы: «Доброта – это луч света в мире бездушия»; «Надежда – вот что остается после множества разочарований».

Тире не ставится

Иногда, неверно определяя подлежащее, сказуемое, тире ставят ошибочно.

подлежащее и сказуемое тиреРазберем случаи, когда этот пунктуационный знак не нужен:
  1. Если сказуемое содержит отрицание (частицу «не»). Жара не повод оставаться дома.
  2. Если наблюдаются сравнительные частицы, примыкающие к сказуемому. Лес как волшебная сказка.
  3. При подлежащем местоимении сказуемое не отделяется тире. Он талантливый врач общей практики.

www.syl.ru

Тема урока «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Развитие фонетической и орфографической зоркости.
  • Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
  • Познакомить в алгоритмом разбора предложения по членам и на практике учить находить грамматическую основу.

Учебно-методическое обеспечение: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник “Русский язык”, 2 класс, упр. 37-38, рабочая тетрадь упр. 23.

Время реализации занятия: 40 минут.

Тип урока: изучение нового материала.

Авторский медиапродукт: презентация 12 слайдов (среда PowerPoint)

Оборудование: индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

Запись в тетради: число. Классная работа.

2. Фонетическая разминка.

— Ребята, сейчас я покажу картинки, а вы назовите первый звук: сорока, воробей, аист, голубь, иволга, утка. ([ c ], [ в ], [ а ], [ г ], [ и ], [ у ]). Слайд 2.

— На какие две группы можно разделить эти звуки? (Гласные и согласные). Верно.

— А птиц? (Оседлые и перелётные).

3. Минута чистописания.

В в В в Виктор воробей В в В в Виктор воробей

— Прочти задание минуты чистописания. Какие опасные места в словах? (Заглавная буква В в слове Виктор — это имя мальчика, безударная гласная во втором слоге, в слове воробей — безударная гласная в первом и втором слоге).

4. Словарная работа.

  • Отгадайте ребусы и запишите отгадки. Слайд 3.

 

(Запись на доске и в тетради: Собака, заяц, деревня, машина, берёза.)

  • Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную в словах.

5. Повторение ранее изученного. Развитие речи.

Ребята, придумайте предложение, используя слова из минуты чистописания. (Ответы детей: Виктор увидел воробья. Мальчик Виктор кормит воробья. Виктор нарисовал воробья. Воробей прыгал возле Виктора.)

Давайте запишем предложение: Виктор кормит воробья.

Подчеркните буквы мягких согласных. (Виктор кормит воробья.)

Мы записали предложение. А что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает).

6. Сообщение темы и цели урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмом разбора предложения по членам. Будем учиться находить подлежащее и сказуемое.

Итак, предложение рассыпалось… Слайд 4.

Соберите его, ребята. (Дети составляют предложение: Осенью птицы улетают на юг.)

Запишите предложение. (Запись предложения в тетради и на доске.) Без какого слова смысл предложения понятен? (Без слова осенью, на юг) Правильно. Остаются слова — птицы улетают.

Так вот существует алгоритм, то есть шаги, которые помогают найти главные члены предложения. Слайд 5.

Давайте познакомимся с алгоритмом. Слайд 6.

О ком или о чём говорится в предложении? В предложении говориться о птицах. Кто? Птицы — это подлежащее, подчеркну одной чертой. Слайд 7.

Птицы, что делают? Улетают — это сказуемое, подчеркну двумя чертами. Слайд 8.

Главные члены предложения — птицы улетают. Или говорят грамматическая основа — птицы улетают. Слайд 9.

Все остальные члены предложения - второстепенные — осенью, на юг. Слайд 10.

7. Первичное закрепление.

Откройте учебник, с. 34 упр. 37 (устно). Рассмотрите схему. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). Что обозначает подлежащее? Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?

Прочитайте примеры.

8. Физминута.

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же-
Попрыгать-поиграть! (Ю.Мориц)

9. Закрепление нового материала.

Выполним упр. 38. (Коллективная работа: первые два предложения).

10. Самостоятельная работа.

  • Работа по вариантам:
    • 1 вариант — запишите и разберите по членам третье предложение,
    • 2 вариант — четвёртое.

11. Взаимопроверка. Слайд 11.

12. Подведём итоги.

  1. Какую важную информацию сегодня узнали на уроке?
  2. Для чего нужно уметь находить подлежащее и сказуемое? (Чтобы грамотно строить свою речь).

13. Рефлексия. Слайд 12.

  • Если всё понятно и всё получилось сегодня, нарисуй флажок красного цвета.
  • Если ошибался, но в основном всё получилось, нарисуй флажок синего цвета.
  • Если пока не всё понятно и не всё получилось, нарисуй флажок жёлтого цвета.

14. Оценивание.

15. Д/з. Изучить алгоритм “Как найти в предложении подлежащее и сказуемое” из презентации в электронном дневнике или схему в учебнике на с.34, письменно упр. 23 в тетради на печатной основе.

urok.1sept.ru

Существительные как члены предложения 🚩 второстепенное предложение 🚩 Лингвистика

Существительное в роли главных членов предложения

Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: «Наступила (что?) осень». «Ученики (кто?) подготовились к уроку». Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. «Густо пошел (что?) снег».

Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.

Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

В составном именном сказуемом именная часть также может быть выражена существительным. Например: «Она моя сестра». «Она была моей сестрой». В первом предложении существительное «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

Сказуемым может быть существительное с предлогом или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: «Он без гроша». Здесь «без гроша» — сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в родительном падеже (в значении качественной оценки). Например: «Этот юноша высокого роста». В этом предложении словосочетание «высокого роста» — сказуемое.

Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют второстепенными членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, определение и обстоятельство.

Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: «Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию». Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: «На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с бабушкой». Здесь словосочетание «дедушка с бабушкой» — дополнение.

Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: «На пороге появился сторож-старик». Существительное «старик» — приложение.

Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: «Охота (какая?) с собакой прекрасна». Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: «В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста». Здесь в роли определения выступает неделимое словосочетание «высокого роста».

Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: «Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу». «Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком». «От радости (отчего?) она захлопала в ладоши».

www.kakprosto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск