Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого в предложении.
Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.Образец рассуждения.
Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.
В лесу запели птицы.
1.Читаю предложение.
2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.
3.Задаю вопрос: кто?- птицы.
4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.
1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.
2.Задаю вопрос от подлежащего — птицы (что сделали?) запели.
3.На вопрос что сделали? — отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.
Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.Образец рассуждения.
Подлежащие – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы: кто? или что? В предложении подчеркивается одной чертой.
В лесу запели птицы.
1.Читаю предложение.
2.Нахожу о ком или о чем идет речь в предложении. Отвечаю: о птицах.
3.Задаю вопрос: кто?- птицы.
4.На вопрос кто?- отвечает подлежащее, подчеркиваю одной чертой.
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает?, что делали?, что делал? , что сделает и т.д. В предложении подчеркивается двумя чертами.
1.Нахожу то слово, которое сообщает, что говориться о подлежащем. Отвечаю: запели.
2.Задаю вопрос от подлежащего — птицы (что сделали?) запели.
3.На вопрос что сделали? — отвечает сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.
infourok.ru
Что такое подлежащее и как найти его в предложении?
Предложение отличается от словосочетания наличием предикативного ядра – грамматической основы. Она состоит из главных членов: подлежащего и сказуемого. Синтаксический разбор всегда начинается с поиска одного или двух основных компонентов.
Без предикативного ядра, в котором заключён смысл высказывания, предложение существовать не может. Второстепенные члены, если таковые имеются, всегда входят в группу подлежащего или сказуемого, то есть зависят от них синтаксически.
Как же вычленить грамматическую основу предложения?

Главные члены соединяются друг с другом по схеме: субъект и его действие. В этой конструкции сказуемое может отвечать на глагольные вопросы, а также раскрывать суждение о действующем лице – подлежащем (каков предмет, что он собой представляет и так далее).
В рамках данной статьи мы подробнее остановимся только на одном из главных членов предложения. Субъектное значение подлежащего, с одной стороны, упрощает понимание, а с другой – вносит определённую путаницу. Учащиеся часто ставят мысленный знак равенства между предметностью данной синтаксической единицы и значением имени существительного. Но этот главный член может быть выражен иначе.

Основные способы выражения подлежащего:
Например:
Лунный свет (сущ.) не греет.
Серый (прил.) бежал по лесу.
Отдыхающие (прич.) прогуливались по аллее.
Они (мест.) вернутся завтра. Любой (мест.) решит эту задачу.
Один (числ.) вернулся назад.
Мы с бабушкой (словосоч.) поедем на дачу.
Стоит запомнить, что в этих случаях слово должно быть исключительно в именительном падеже. Если это не так, значит, перед нами не подлежащее, а второстепенный член предложения:
Меня (Р.п., дополн.) клонило в сон (В.п., дополн.).
В роли подлежащего может выступать инфинитив, а также неизменяемые части речи:
Любить (неопр.ф.) страну – значит быть её патриотом.
«Вчера» (нар.) уже прошло.
«Промолчав» – это деепричастие.
При этом слова теряют своё первоначальное грамматическое значение (добавочного действия, обстоятельства и т.д.) и выступают в роли субъекта. То же самое касается служебных частей речи:
«Чтобы» является союзом, а «пусть» — это частица.
Кстати, вопрос о том, что такое подлежащее, тесно связан с пунктуацией. Если главные члены предложения выражены именными частями речи (кроме прилагательного и местоимения) или инфинитивом, тогда необходимо ставить тире между подлежащим и сказуемым.
Примеры:
Помогать (неопр.ф.) другим – дело (сущ.) моей жизни.
Андреев (сущ.) – прозаик (сущ.).
Семью восемь (числ.) – сорок восемь (числ.).
Обязательно ставится тире перед словом «это», а также частицами «значит» и «вот», находящимися перед сказуемым. Но в этом правиле есть свои особенности. При наличии между главными членами отрицания «не», сравнительных союзов и несогласованных членов предложения необходимость в каком-либо знаке препинания отпадает.

fb.ru
ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ. Как найти составное именное сказуемое. РЕКОМЕНДАЦИИ.
Сказуемое – это главный член предложения, который определяет
подлежащее и отвечает на вопрос что сказано о подлежащем? (что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.)
Составное именное сказуемое – состоит из двух частей: глагол связка + именная часть.
Глагол — связка выражает грамматическое значение (время и наклонение).
Глагол – связка. Способы выражения.
- Глагол БЫТЬ. Имейте в виду, что в настоящем времени этот глагол не употребляется, поэтому в сказуемом – нулевая связка.
Примеры.
Он был военным.
Он студент (нулевая связка).
- Глагол ЯВЛЯТЬСЯ.
Пример.
Он является участником конференции.
- Глаголы, обозначающие возникновение, продолжение, проявление, название и т.д. признака.
Примеры.
Он оказался ненадёжным.
Их называли «первенцами свободы».
Это считается приемлемым.
- Глаголы, обозначающие движение, состояние, положение в пространстве.
Примеры.
Она пришла расстроенная.
Он сидел счастливый.
Они работали с удовольствием.
Именная часть. Способы выражения.
- Имя существительное в именительном или творительном падеже; в косвенном падеже с предлогом или без него.
Примеры.
Она учительница.
Она была учительницей.
Он был в нерешительности.
- Имя прилагательное – краткое, полное, в степени сравнения.
Примеры.
Она красивая.
Она прекрасна.
Ты самый добрый.
- Причастием – кратким и полным.
Примеры.
Дом построен.
Стены выкрашенные.
- Местоимением.
Пример.
Все цветы – ваши.
- Числительным в именительном или творительном падеже.
Примеры.
Дважды два – четыре.
Их дом был вторым от дороги.
Пример.
Он всегда был настороже.
Словосочетанием, в котором главное слово существительное или местоимение.
Примеры.
Это было что-то необычное (что-то – местоимение).
Это парень высокого роста.
ВЫВОДЫ.
- В составном именном сказуемом всегда есть именная часть (НЕ ГЛАГОЛ).
- Сказуемое хотя и называется «составным», но может состоять из ОДНОГО слова, потому что глагол- связка нулевая. (Он художник).
- Находя именную часть, имейте в виду, что в ней заключён основной смысл, не входят в сказуемые слова, имеющее второстепенное, добавочное значение. (Он был очень весёлым. Слово «очень» не входит в сказуемое).
- Глагол «быть» — часть именного сказуемого только тогда, когда имеет значение «является», а НЕ «находится».
Сравните.
Он был на даче. (Простое глагольное, так он «находился» на даче).
Он
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
poznaemvmeste.ru
Подлежащее и сказуемое: определение, пунктуация :: SYL.ru
Подлежащее и сказуемое – это те члены предложения, без которых главная синтаксическая единица несостоятельна. Помимо их определения и обозначения, в схеме существует еще одна трудность – пунктуационная. Тире между подлежащим и сказуемым зачастую пропускается, что приводит к ошибкам и снижению баллов. Рассмотрим главные члены предложения в свете синтаксиса и пунктуации.
Подлежащее
На предмет речи указывает в предложении подлежащее. Оно всегда стоит только в именительном падеже. К примеру, «На смену летним денькам приходит осенняя прохлада». Задав вопрос, о чем здесь говорится, можно легко найти подлежащее. Говорится о прохладе. Употреблено слово в форме именительного падежа, соответственно, ход мыслей верный.

Чаще всего подлежащим бывают:
- Имена существительные в форме именительного падежа.
- Местоимения (близки по морфологическим признакам к существительным): Все задумались о поездке после случившегося инцидента.
- Инфинитивы: Трудиться – главное правило успешной карьеры.
- Словосочетания: Трое братьев стояли чуть поодаль.
Сказуемое
Сказуемое представлено в русском языке более обширно. Оно указывает на то, что повествуется в предложении о предмете речи. Ошибочно полагать, что этот член обозначает исключительно действие. Оно может обозначать, каков предмет, кто и что он такое.
Например: Я завтра побеседую с директором по твоей проблеме. Предикатив «побеседую» указывает на действие.
Деревья стали серебряными от первого снега и легкого морозца. Предикатив «стали серебряными» указывает, каков предмет речи.
Тигр – зверь хоть и опасный, но исключительно милый. Предикатив «зверь» говорит, кто выполняет действие.

Различают сказуемые простые и составные. Первые состоят из одного или нескольких слов и заключают в себе и лексическое, и грамматическое значение. «Я учусь в лучшем институте страны» – сказуемое «учусь» выражено глаголом настоящего времени, состоит из одного слова. «Я буду учиться в лучшем институте страны». Здесь предикатив состоит из двух слов, являющихся формой сложного будущего времени.
Составное сказуемое включает в себя два и более слов. Его главное отличие от простого в том, что каждая из частей несет в себе или лексическую, или грамматическую составляющую. «Я хотел учиться в лучшем институте страны» – здесь предикатив состоит из двух слов, одно из которых (хотел) указывает грамматические признаки: ед.ч, м.р., прош. время, а второе (учиться) стоит в форме инфинитива, однако заключает в себе смысловое содержание.
Следует отметить, что подлежащее и сказуемое – равноправные члены предложения. Между ними не существует подчинительной связи. Иными словами, словосочетанием они не являются. Однако согласованность в числе либо числе и роде все-таки присутствует.
Тире ставится когда?
Обычно подлежащее и сказуемое не разрываются знаками препинания. Однако существуют ситуации, когда без вспомогательной части в составе грамматической основы содержатся существительные, инфинитивы либо имена числительные. В таких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире. Разберем эти случаи, приведем примеры.

- Подлежащее и сказуемое – имена существительные. В данном случае имеет место составное именное сказуемое без вспомогательного глагола: «Кошка – домашний питомец, прирученный много тысяч лет назад». Подлежащее – «кошка» (имя существительное), сказуемое – «питомец» (имя существительное).
- Главные члены предложения – инфинитивы. Здесь представлено составное глагольное сказуемое без глагола-связки: «Учиться – делать вклад в собственное будущее». Подлежащее – «учиться» (глагол в начальной форме), сказуемое – «делать» (глагол в начальной форме).
- Подлежащее и сказуемое – имена числительные. «Пятью десять – пятьдесят». Часть до тире – это подлежащее, «пятьдесят» – сказуемое.
- Грамматическая основа: существительное в качестве подлежащего и глагол-инфинитив – сказуемое. «Ваша обязанность – помогать сослуживцам». Подлежащее – «обязанность» (существительное), «помогать» – предикатив в форме инфинитива.
- Случай, обратный предыдущему: подлежащее – глагол-инфинитив, сказуемое – имя существительное. «Помогать сослуживцам – ваша обязанность». «Помогать» – подлежащее в форме инфинитива, «обязанность» – сказуемое, выраженное существительным.
Также тире между подлежащим и сказуемым необходимо поставить, если в составе сказуемого употребляются указательные частицы: «Доброта – это луч света в мире бездушия»; «Надежда – вот что остается после множества разочарований».
Тире не ставится
Иногда, неверно определяя подлежащее, сказуемое, тире ставят ошибочно.

- Если сказуемое содержит отрицание (частицу «не»). Жара не повод оставаться дома.
- Если наблюдаются сравнительные частицы, примыкающие к сказуемому. Лес как волшебная сказка.
- При подлежащем местоимении сказуемое не отделяется тире. Он талантливый врач общей практики.
www.syl.ru
Тема урока «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого»
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Развитие фонетической и орфографической зоркости.
- Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
- Познакомить в алгоритмом разбора предложения по членам и на практике учить находить грамматическую основу.
Учебно-методическое обеспечение: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник “Русский язык”, 2 класс, упр. 37-38, рабочая тетрадь упр. 23.
Время реализации занятия: 40 минут.
Тип урока: изучение нового материала.
Авторский медиапродукт: презентация 12 слайдов (среда PowerPoint)
Оборудование: индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
Запись в тетради: число. Классная работа.
2. Фонетическая разминка.
— Ребята, сейчас я покажу картинки, а вы назовите первый звук: сорока, воробей, аист, голубь, иволга, утка. ([ c ], [ в ], [ а ], [ г ], [ и ], [ у ]). Слайд 2.
— На какие две группы можно разделить эти звуки? (Гласные и согласные). Верно.
— А птиц? (Оседлые и перелётные).
3. Минута чистописания.
В в В в Виктор воробей В в В в Виктор воробей
— Прочти задание минуты чистописания. Какие опасные места в словах? (Заглавная буква В в слове Виктор — это имя мальчика, безударная гласная во втором слоге, в слове воробей — безударная гласная в первом и втором слоге).
4. Словарная работа.- Отгадайте ребусы и запишите отгадки. Слайд 3.
(Запись на доске и в тетради: Собака, заяц, деревня, машина, берёза.)
- Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную в словах.
5. Повторение ранее изученного. Развитие речи.
Ребята, придумайте предложение, используя слова из минуты чистописания. (Ответы детей: Виктор увидел воробья. Мальчик Виктор кормит воробья. Виктор нарисовал воробья. Воробей прыгал возле Виктора.)
Давайте запишем предложение: Виктор кормит воробья.
Подчеркните буквы мягких согласных. (Виктор кормит воробья.)
Мы записали предложение. А что мы понимаем под предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает).
6. Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмом разбора предложения по членам. Будем учиться находить подлежащее и сказуемое.
Итак, предложение рассыпалось… Слайд 4.
Соберите его, ребята. (Дети составляют предложение: Осенью птицы улетают на юг.)
Запишите предложение. (Запись предложения в тетради и на доске.) Без какого слова смысл предложения понятен? (Без слова осенью, на юг) Правильно. Остаются слова — птицы улетают.
Так вот существует алгоритм, то есть шаги, которые помогают найти главные члены предложения. Слайд 5.
Давайте познакомимся с алгоритмом. Слайд 6.
О ком или о чём говорится в предложении? В предложении говориться о птицах. Кто? Птицы — это подлежащее, подчеркну одной чертой. Слайд 7.
Птицы, что делают? Улетают — это сказуемое, подчеркну двумя чертами. Слайд 8.
Главные члены предложения — птицы улетают. Или говорят грамматическая основа — птицы улетают. Слайд 9.
Все остальные члены предложения - второстепенные — осенью, на юг. Слайд 10.
7. Первичное закрепление.
Откройте учебник, с. 34 упр. 37 (устно). Рассмотрите схему. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). Что обозначает подлежащее? Что обозначает сказуемое? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?
Прочитайте примеры.
8. Физминута.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же-
Попрыгать-поиграть! (Ю.Мориц)
9. Закрепление нового материала.
Выполним упр. 38. (Коллективная работа: первые два предложения).
10. Самостоятельная работа.
- Работа по вариантам:
- 1 вариант — запишите и разберите по членам третье предложение,
- 2 вариант — четвёртое.
11. Взаимопроверка. Слайд 11.
12. Подведём итоги.
- Какую важную информацию сегодня узнали на уроке?
- Для чего нужно уметь находить подлежащее и сказуемое? (Чтобы грамотно строить свою речь).
13. Рефлексия. Слайд 12.
- Если всё понятно и всё получилось сегодня, нарисуй флажок красного цвета.
- Если ошибался, но в основном всё получилось, нарисуй флажок синего цвета.
- Если пока не всё понятно и не всё получилось, нарисуй флажок жёлтого цвета.
14. Оценивание.
15. Д/з. Изучить алгоритм “Как найти в предложении подлежащее и сказуемое” из презентации в электронном дневнике или схему в учебнике на с.34, письменно упр. 23 в тетради на печатной основе.
urok.1sept.ru
Существительные как члены предложения 🚩 второстепенное предложение 🚩 Лингвистика
Существительное в роли главных членов предложения
Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: «Наступила (что?) осень». «Ученики (кто?) подготовились к уроку». Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. «Густо пошел (что?) снег».
Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.
Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.
В составном именном сказуемом именная часть также может быть выражена существительным. Например: «Она моя сестра». «Она была моей сестрой». В первом предложении существительное «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».
Сказуемым может быть существительное с предлогом или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: «Он без гроша». Здесь «без гроша» — сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в родительном падеже (в значении качественной оценки). Например: «Этот юноша высокого роста». В этом предложении словосочетание «высокого роста» — сказуемое.
Второстепенные члены предложения, выраженные существительным
Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют второстепенными членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, определение и обстоятельство.
Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: «Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию». Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.
Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: «На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с бабушкой». Здесь словосочетание «дедушка с бабушкой» — дополнение.
Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: «На пороге появился сторож-старик». Существительное «старик» — приложение.
Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: «Охота (какая?) с собакой прекрасна». Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: «В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста». Здесь в роли определения выступает неделимое словосочетание «высокого роста».
Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: «Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу». «Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком». «От радости (отчего?) она захлопала в ладоши».
www.kakprosto.ru