Как написать изложение по русскому языку 6 класс – К уроку развития речи рус.яз 6 кл. памятка «Как писать изложение.»

Содержание

Изложение по русскому языку в 6 классе.Тексты для изложений

Изложение как вид работы по развитию речи

Такой вид работы с текстом, как изложение, помогает развитию многих умений и навыков. Это понимание текста, фиксирование, запоминание и передача полученной информации, построение на основе этой информации собственного связного высказывания, редактирование созданного текста, применение знаний по орфографии и пунктуации во время написания изложения. Главной задачей, конечно же, является развитие речи учащихся, когда они создают своё речевое произведение на основе образца – текста изложения. От изложения мы движемся к сочинению, творческой работе, предполагающей высказывание собственных мыслей на определённую тему.

С 2014 года в школах России введено итоговое сочинение как условие допуска к выпускным экзаменам. Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке, и развивать это умение нужно на протяжении всего школьного курса. Конечно, особая ответственность здесь лежит на учителях-словесниках, потому что именно на уроках русского языка и литературы учащиеся получают знания о самом процессе, технике написания сочинения на заданную тему. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании. Следовательно, при организации работы по развитию речи во всех классах (а не только в выпускном!) мы в первую очередь стремимся к решению основной задачи: научить ребёнка думать, размышлять над темой и передать свои размышления и мысли в форме сочинения. Изложение в этой работе является необходимым и очень важным звеном.

Особенности изложений в 6 классе

Ещё М. В. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» (первое издание «Книги о языке» М.А.Рыбниковой, в которой были намечены методические приемы работы над словом, относится к 1923 году) наметила своеобразные «тематические круги» в словарной работе, по которым нужно двигаться от класса к классу, обучая детей написанию изложений и сочинений. В 5 классе это повествование, в 6 – описание. При изучении имени прилагательного в 6 классе логично обучать детей использованию этой части речи в письменных высказываниях.

Перед сочинением-описанием картины Николая Рачкова «Девочка с ягодами», на которой девочка держит в руках чашку с хохломской росписью, даём ученикам возможность познакомиться с хохломским народным промыслом, написав изложение о Хохломе.

Объём текста для изложения в 6 классе может составлять 150-200 слов. Можно выбрать один из предложенных текстов, в которых рассказывается об истории промысла. Дополнить изложение можно описанием хохломского изделия, которое будет наглядно представлено на уроке.

Перед изложением детям предлагается составить словосочетания «существительное + прилагательное», которые можно будет использовать в описании предмета. Например: хохломская роспись, золотистый фон, чёрный и красный цвет, яркие цветы, крупные листья, сочные ягоды, деревянная посуда и т. д.

Последовательность работы над изложением

  1. Первое чтение текста, при котором ученики внимательно слушают и определяют для себя тему текста, основную информацию и её последовательность, структуру текста. Делать записи при первом чтении нежелательно. Если есть слова, значения которых непонятны, их нужно объяснить; названия, даты, собственные наименования можно записать на доске.
  2. Пауза в 5-7 минут, во время которой ученики записывают примерный план текста, фиксируют его структуру. План составляется в произвольной форме, в чистовик не записывается. Нужно порекомендовать детям делать записи через 2-3 строки, оставляя место для дополнения и уточнения материала при втором прослушивании.
  3. Второе прослушивание текста, при котором ученики делают записи опорных, ключевых слов, используя сокращения. При втором прослушивании они проверяют правильность определения структуры текста, уточняют основную информацию, о которой идёт речь в тексте.
  4. Работа по воспроизведению текста изложения. Ученики пишут текст изложения в черновике.
  5. Проверка написанного текста с точки зрения связности, последовательности, то есть с точки зрения содержания; затем – проверка правильности написания слов, постановки знаков препинания.
  6. Выполнение творческого задания: описание предмета, наглядно представленного на уроке. Оно должно быть небольшим, 3-5 предложений, с использованием рабочих материалов – словосочетаний, составленных перед уроком развития речи.
  7. Учащиеся ещё раз перечитывают и проверяют весь текст, переписывают его в чистовик.

На такую работу по развитию речи целесообразно отвести два урока, в течение которых дети успевают выполнить все задания.

Тексты для изложений

Текст №1

Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. На карте Нижегородской губернии и сегодня можно найти Новопокровское,  Кулигино, Воробьёво, Лебедево,  Хохлому –  всего более 50 сёл производили посуду с хохломской росписью. Хлеба, выросшего на здешних песчаных почвах, часто не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне исстари выделывали на продажу деревянную посуду: долбили ковши, точили блюда и чаши, резали ложки. Впрочем, это ремесло бытовало во многих регионах России, но хохломские изделия легко можно было узнать по особой золотистой росписи. Замечательно, что создавалась она без применения золота. Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем, бежавшим после церковного раскола в заволжские леса.

Близость Волги обеспечивала хороший сбыт посуды. Ремесленники свозили свою продукцию в большое торговое село Хохлома, оттуда возы и баржи отправлялись на Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, а затем расходились по всей России, попадали даже в Среднюю Азию и Персию.

Вещи ранней хохломы до нас не дошли, ведь дерево менее долговечно, чем металл или керамика. Сохранились изделия конца XVIII — начала XIX века.

(168 слов)

Текст №2

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

(179 слов)

Тексты взяты из пособия для учителя «Русская культура: этнография, декоративно-прикладное искусство», Симферополь, «Антиква», 2011г.; авторы О. А. Дьяченко и Е .А. Поворозная.

olgadyachenko.ru

Изложение 6 класс. Аудиозапись и текст. » Рустьюторс


Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
(по Ю.Дмитриеву) 
Много лет прошло с тех пор , а люди помнят эту красивую легенду. 
Провожала девица Лада из Путивля-города жениха на сечу. Горели костры, и гремел звон набатный повсюду, а Лада всё никак не могла от суженого оторваться. «Я вернусь к тебе»,- говорил ей жених. 
Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке. 
Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный в красивый цветок превратился. Цветок, о котором сложена легенда, называют огоньком. Ещё его зовут бальзамин. Как он забрёл в наши края из Африки, сейчас уже никто не помнит. 
Многим светил в ночи этот удивительный цветок-огонёк. 
Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку: 
— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри! 
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов. 
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что- то в роде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – взбежали на подъём. 
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова. 
— Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный.
(по Б. Васильеву) 
Корень — это главная, обязательная часть слова.

rustutors.ru

Подготовка к написанию сжатого изложения в 6-м классе

Цели урока:

  • повторение темы “художественные средства языка”, “стили и типы речи”,
  • обучение приёмам сжатия текста,
  • развитие умения выделять микротемы,
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, ксерокопии текста изложения

Оформление доски:

  • Юрий Яковлев.
  • Рассказ “Солнце с белыми лучами”
  • Сжатое изложение.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

(На уроке будем готовиться к изложению; написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не искажая смысла)

– А название рассказа о чём вам говорит? Какое средство выразительности использует автор?

Почему? (слайд 2)

(Речь пойдёт о ромашке; метафора – скрытое сравнение; так интереснее, загадочнее)

2. Сообщение ученика о писателе

(слайд 1):

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с  белыми лучами”.

3. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

4. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? (В будущем)

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок,  удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого,   например, страшно весело)

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому  предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

Чтение первого абзаца (слайд 3), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (Странный цветок) слайд 4

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац? Что сделаем с диалогом? Как быть с повторами?

д) Запишите свой вариант первого абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 4.

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Чтение второго абзаца (слайд 5), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (отец изучает незнакомца) слайд 6

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац?

д) Запишите свой вариант второго абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 6

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал   незнакомое растение, даже измерил и   сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Чтение третьего абзаца (слайд 7), выделение ключевых слов, определение микротемы.

Далее с абзацем работаем по плану, указанному выше.

а) О чём идёт речь?

(Для всех это растение – загадка: никто не узнаёт его)

б) Озаглавьте абзац.

(Таинственный новосёл) слайд 8

в) Далее по плану

Вариант сжатия абзаца (слайд 8):

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Чтение четвёртого абзаца (слайд 9), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

в) Перечитайте пятый абзац (слайд 10), можно ли объединить эти два абзаца? (Конечно, говорится об одном)

г) Озаглавьте. (Ромашка из бабушкиного детства) слайд 11

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

Вариант сжатия четвёртого и пятого абзацев (слайд 11):

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек  было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое  солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и  их становилось всё меньше.

Чтение шестого абзаца (слайд 12), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Чем важна эта часть? (В ней – основная мысль, идея всего текста)

– Какие слова повторяются дважды и почему? (Не уберегли, люди виновны в том, что исчезла ромашка, так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного  отношения к природе)

б) Как озаглавим? (“Мы виноваты перед вами, дети: не уберегли родной  цветок ”)

Вариант сжатия шестого абзаца (слайд 13):

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.

– Сумели ли мы сохранить тему и основную мысль текста?

– Какова она?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные  используются, чтобы избежать повторов, ярче и  выразительнее выразить мысль)

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

Литература:

  • Сборник  текстов для  изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Приложение

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,

– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: “Срывали просто так”.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.  (399 слова)

Вариант сжатого изложения

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.  (151 слово)

Презентация

urok.1sept.ru

Памятка по написанию изложения в 6 классе в форме ОГЭ

Памятка 1.

Микротема- это общая мысль, объединяющая несколько предложений текста

Три основных способа сжатия текста.

Выделяют три основных способа сжатия текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщ. значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

Памятка 1.

Микротема- это общая мысль, объединяющая несколько предложений текста

Три основных способа сжатия текста.

Выделяют три основных способа сжатия текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение:

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщ. значением.

3. Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

infourok.ru

Как научить ребенка писать изложение правильно

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В этой статье я расскажу, как научить вашего ребенка писать изложения. Вы узнаете, как и когда нужно приступать к развитию данных навыков, какому плану следовать, что нужно предпринять задолго до школы и какие ошибки могут быть допущены.

Изложение и его типы

Девочка сидит за партой и увлеченно пишет в тетради

Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.

Различают такие виды:

  • творческое – ребенок проявляет фантазию и придумывает концовку;
  • сжатое – пересказываются все основные детали, упоминаются ключевые слова;
  • выборочное – передается основная суть услышанного произведения или пересказывается материал по заданному направлению;
  • подробное – максимальная приближенность к услышанному тексту, пересказ с учетом всех деталей.

Работы оцениваются с учетом следующих моментов:

  • соблюдение последовательности в пересказе;
  • отсутствие видимых искажений;
  • стилистическое, а также грамматическое оформление;
  • отсутствие или наличие орфографических ошибок.

Готовим заранее

Мама читает детям сказки

Родители должны понимать, что для того, чтобы ребенок, учась в 3 классе, смог с легкостью освоить такой вид работы, как изложение, необходимо преждевременно начать с ним заниматься.

Для этого вам необходимо делать следущее:

  • почаще читать сказки, а потом вместе с малышом пытаться воспроизвести их и оценить поведение главных героев;
  • рассматривать различные картинки, расспрашивать ребенка о его впечатлениях и мнении;
  • если малыш в своих рассказах что-то упускает, дополнять его;
  • спустя пару дней спрашивать об услышанном или увиденном.

Детей в возрасте, приближенном к школьному, которые уже умеют читать, можно попросить самостоятельно прочесть сказку из книги, а потом ее пересказать.

Таким образом, вы тренируете память малыша и, по сути, готовите его к школьным изложениям, а также и к сочинениям.

План обучения

Мальчик пересказывает маме услышанный материал

Данный алгоритм действий подойдет детям, которые ходят во 2 класс и старше.

  1. Выберите интересный текст, с учетом предпочтений вашего ребенка.
  2. Подберите правильную обстановку, обязательно, чтобы малыш был в хорошем настроении.
  3. Прочтите ребенку подобранный материал. Не забывайте хорошо выговаривать слова.
  4. Разъясните своему сыну или дочери, что во время того, как вы читаете ему произведение, необходимо записывать ключевые слова, а именно те, по которым он потом сможет построить свой пересказ.
  5. Оцените, как ребенок справился с заданием. Объясните, что было сделано неправильно, в чем его ошибки. Дополните недостающие словосочетания.
  6. Составляйте план написания работы.
  7. Пусть попробует устно воспроизвести услышанное. При необходимости, мама может помочь.
  8. Предложите малышу написать изложение по подготовленному плану.
  9. Оцените результаты ребенка, но за промахи не ругайте его, объясните, в чем его ошибки.

Вероятные трудности, способы их решения

Девочка задумалась над тем, что дальше писать

  1. Подробный тип изложения нуждается во внимательности ко всем мелочам. У ребенка могут возникнуть трудности с их запоминанием. Для этого необходимо тренировать память и логику. Важно, чтобы ученик осознавал связь между причинами и последствием. Большую ценность имеет предоставление педагогами сложных и непонятных слов с их разъяснением.
  2. На первый взгляд, написать краткое изложение не составляет особого труда. Однако, данное мнение обманчиво. Дело в том, что малышу необходимо из услышанного выбрать, что важное, главное, а что второстепенное. Это необходимо, чтобы изложение материала получилось целостным. Ваша задача тренироваться дома на несложных текстах.
  3. Больше всего деткам нравится творческий вид изложения. Тут главную роль играет воображение и фантазия ребенка. Однако, далеко не всем детям это по силам. Для того, чтобы малышу со временем было легко писать такие виды работ, читайте ему начало каких-то сказок и предлагайте самостоятельно придумать концовку. Наверняка, у ребенка это будет получаться.

Моему сыну всегда легко давались изложения. Наверное, это во многом, благодаря тому, что у него хорошо развита фантазия и отличная память. Когда Никита был совсем маленьким, после прочитанной мною сказки, мог с легкостью, практически дословно пересказывать услышанное.

Ошибки родителей

За столом сидит мальчик и девочка. Их ругает папа. Перед детьми открытые тетрадки

К сожалению, некоторые родители по своей неопытности допускают ошибки в процессе обучения своих детей.

  1. Оказание сильного давления на ребенка, выражение своей агрессией из-за его не сообразительности.
  2. Требования дословного пересказа услышанного текста.
  3. Выбор материала для тренировок без учета личных интересов ребенка и его возраста.
  4. Отсутствие знаний, как обучать. Требование от сына или дочери самостоятельного овладения данным видом работы.

Советы

Мама с дочкой весело беседуют

Если ваш ребенок уже ходит в 4 класс, то, скорее всего, он уже научился справляться с написанием изложений. Однако, далеко не все дети также успешны, что уже говорить о ребятах помладше. Предоставляю вашему вниманию ценные советы, которые помогут ребенку овладеть навыком написания изложений любого вида.

  1. Чтоб научиться пересказывать материал, обращайте внимание ребенка на события прошедшего дня. Вы можете просить его сосредоточиться на каком-то конкретном случае и описать его в деталях.
  2. Для тренировок подбирайте краткие тексты.
  3. Если вы занялись вопросом обучения написания краткого изложения, объясняйте своему чаду, что является важной информацией в тексте, а что второстепенный.
  4. Разъясните ребенку, что в его работе должны присутствовать самые значимые детали, подтверждающие основную идею услышанного текста, имелось начало услышанного материала, можно было выявить кульминацию и конец. Важно присутствие описаний главных героев, деталей окружения. Изложение ребенка должно полностью раскрывать основную мысль, также тему услышанного текста.
  5. Тренируйтесь с малышом выявлять главную идею услышанного произведения.
  6. Тренируйтесь выписывать самые значимые слова, помогающие в дальнейшем легко воспроизвести услышанный материал.
  7. Также важно, чтобы ваш сын или дочка могли проводить самопроверку. Позволяйте им перечитывать свою работу и исправлять допущенные ошибки.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты.

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать изложение. Главное своевременно приложить усилия к его подготовке. Помните, что лучше это делать заранее, ведь своими действиями вы сможете значительно облегчить жизнь младшего школьника.

zdorovyemalisha.ru

Урок развития речи по русскому языку. Сжатое изложение. (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Сжатое изложение по тексту «Кукушка»

Цель урока: развивать письменную и устную речь учащихся.

Задачи:

  1. рассказать о сжатом изложении; обучить приемам написания сжатого изложения;

  2. развивать устную и письменную речь учащихся; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

  3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к жизни ее обитателей.

Оборудование:  распечатанные на каждого ученика тексты изложения.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы урока.

Постановка целей и задач.

Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

Написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст,  не искажая смысла.

– А о чём вам говорит название рассказа?

Чтение текста учителем.

Анализ текста:

  • Расскажите, каких из перечисленных птиц вы знаете. Опишите их.

  • В каких местах размещают птицы свои гнезда?

  • Заботится ли кукушка о своем птенце?

  • Посмотрите, пожалуйста, как оформлены мысли кукушки. Это прямая речь.

Работа над сжатием текста.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого).

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему).

Чтение по абзацам и выявление микротем.

1,2. Кукушка наблюдала, как обустраивали свои гнезда.

  1. Они спешили свить гнезда до появления птенцов.

  2. Кукушка не умела заботиться о птенцах и высматривала гнездо, куда можно подбросить свое яйцо.

  3. Она следила за птицами из-за густой листвы. Птицы не замечали ее.

  4. Гнезда трясогузки, конька и пеночки на земле кукушке не подходили, так как их могли раздавить коровы.

  5. Гнезда соловья и славки в кустах тоже не годились из-за угрозы со стороны сойки.

8,9. Тут кукушка увидела гнездо мухоловки-пеструшки в дупле старой липы и решила туда подкинуть свое яйцо.

  1. Пока пеструшка помогала отгонять сойку, кукушка осторожно опустила яйцо в дупло.

  2. Кукушка была рада, что нашла надежное место для своего птенца.

Составление плана.

План

  1. Хлопоты птиц.

  2. Кукушкина забота;

  1. гнезда на земле;

  2. гнезда в кустах;

  3. гнездо в дупле старой липы.

  1. Надежное место.

Опорные слова (написаны на доске): Трясогузка, конек, пеночка, соловей, славка, сойка, мухоловка-пеструшка.

Пересказ текста по плану одним или двумя учениками.

Написание сжатого изложения.

Приступаем к написанию сжатого изложения.

Итоги урока. Сдача работ.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к рассказу.

Кукушка

Кукушка сидела на березе среди рощи.

Вокруг нее то и дело мелькали крылья. Птицы хлопотливо сновали между деревьями, высматривая уютные уголки, таскали пёрышки, мох, траву.

Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Птицы заботились о них. Они спешили – вили, строили, лепили.

А у кукушки была своя забота. Она ведь не умеет ни гнезда вить, ни птенцов воспитывать. Она сидела и думала: «Вот посижу здесь и погляжу на птиц. Кто лучше всех себе гнездо выстроит, той и подкину своё яйцо».

И кукушка следила за птицами, спрятавшись в густой листве. Птицы не замечали её.

Трясогузка, конек и пеночка выстроили себе гнезда на земле. Они так хорошо спрятали их в траве, что даже в двух шагах нельзя было заметить гнёзда. Кукушка подумала: «Эти гнёзда ловко спрятаны! Да вдруг придёт корова, нечаянно наступит на гнездо и раздавит моего птенца? Не подкину своего яйца ни трясогузке, ни коньку, ни пеночке». И стала высматривать новые гнёзда.

Соловей и славка свили гнёзда в кустах. Кукушке понравились их гнёзда. Да тут прилетела вороватая сойка с голубыми перьями на крыльях. Все птицы кинулись к ней, старались прогнать её от своих гнёзд.

Кукушка подумала: «Сойка всякое гнездо разыщет, даже гнездо соловья и славки. И утащит моего птенчика. Куда же мне подбросить своё яйцо?»

Тут на глаза кукушке попалась маленькая мухоловка-пеструшка. Она вылетела из дупла старой липы и полетела помогать птицам прогонять сойку.

«Вот отличное гнездо для птенца! – подумала кукушка. – В дупле его корова не раздавит и сойка не достанет. Подкину своё яйцо пеструшке!»

Пока пеструшка гонялась за сойкой, кукушка слетела с березы и снесла яйцо прямо на землю. Потом схватила его в клюв, подлетела к липе. Просунула голову в дупло и осторожно опустила яйцо в пеструшкино гнездо.

Кукушка была очень рада, что пристроила своего птенца в надежное место.

(293 слова)

infourok.ru

Как написать изложение по русскому языку? Как написать сжатое изложение?

В принципе, о том, как написать изложение, весьма подробно рассказывают ученикам в школе, на уроках, перед тем как дать такое задание. Но не всем бывает понятно объяснение с первого раза. Так что следует рассказать обо всех принципах написания сжатого изложения во всех подробностях.

как написать изложение

Суть работы

Начать стоит с определения. Изложение – это, по сути, письменный пересказ определенного текста своими словами. Сейчас это уже называется рерайтом (и многим школьникам, к сожалению, ближе именно это слово). Оно бывает повествовательным, описательным и рассудительным. В принципе, классификация здесь такая же, как и в случае с сочинением. И основная суть работы – передать смысл текста, пусть и в сокращенном варианте. Наоборот, сжатые тексты очень ценятся. Но главное, чтобы суть изначального произведения не изменилась. И именно это у многих вызывает сложность. Из-за такой проблемы многие и задумываются: а как написать изложение? 9 класс, 11-й или 7-й — где бы ни учился школьник, у него может возникнуть данный вопрос. К сожалению, немалое количество школьников страдает невнимательностью и плохой памятью. Они могут не уловить каких-то важных деталей, наличие которых в тексте необходимо. Или, что ещё хуже, не понять смысл произведения в принципе. Но это всё не страшно: с каждой проблемой можно справиться, и написание изложения перестанет казаться чем-то сложным.

как написать сжатое изложение

Как написать изложение повествовательного характера?

Этот тип работы называется еще сюжетным изложением. И он считается наиболее простым. Потому что в качестве базы для изложения используется текст, в котором рассказывается о каких-то событиях, о городах, странах или о жизни определенной личности. Может, об отдельном роде деятельности. Например, в качестве диктуемого текста преподаватель имеет право выбрать рассказ о профессии инженера. Или историю Москвы, Севастополя, Мюнхена, Рима, да вообще любого города.

Итак, первое, что нужно усвоить любому школьнику, – во время прослушивания текста надо быть максимально сосредоточенным. И пока педагог зачитывает произведение, ученик должен определить его характер. Текст может быть как чисто информативным, так и художественным. Соответственно, заданному стилю и нужно будет следовать при написании своего пересказа.

Второе – надо запоминать события. Что произошло, где, при каких обстоятельствах, почему – на все это в тексте есть ответы. И нужно во время прослушивания, в уме, подставлять эти вопросы под зачитываемое произведение. Так намного проще усваивается текст. К тому же так получается выстроить у себя в голове последовательность, цепочку, которой и будет следовать ученик во время написания пересказа.

как написать изложение по русскому языку

Типичные ошибки

Многие школьники, задумываясь о том, как написать изложение, на самом деле размышляют немного о другом. Если быть точнее, о том, как бы не допустить ошибку. И правильно. Потому что ошибки допускают многие.

Одна из наиболее распространенных заключается в следующем: ученик цепляется за единственный запомнившийся факт из озвученного текста и пытается, как говорится, раздуть из этого свой пересказ. И пока он сосредоточенно пишет, всё остальное запомнившееся медленно растворяется в памяти. Лучше делать так: сделать наброски в виде плана, в которых будут основные ключевые слова или фразы, по которым потом ученик спокойно восстановит весь текст.

Еще одна ошибка – многие, набрасывая план, стараются сразу придать тексту художественности, вписывая красивые речевые обороты, цитаты и т. д. Это можно отложить на потом – лучше в это время выписать имена действующих героев, даты, точные названия мест действий и другие важные нюансы. Это будет более практично.

Описание

Теперь – пара слов о том, как написать изложение описательного характера. Большинству данный тип работы кажется наиболее сложным. И в принципе, можно понять почему. Потому что в тексте описательного характера кроется огромное количество деталей. Если ученикам предстоит пересказать портретное эссе, то им нужно запомнить практически все: цвет глаз главного героя, их прищур, оттенок волос, а также какие они – кудрявые, прямые или, может, слегка вьющиеся? Родинка на правой щеке, шрам, добавляющий оригинальности и загадочности, горделивая осанка, задумчивый взгляд – именно такими оборотами любят “сыпать” авторы подобных текстов. И всё это предстоит пересказать в своем изложении ученику.

И как написать изложение по русскому языку такого характера? Многие советуют по ходу прочтения текста представлять у себя в уме портрет (пейзаж, обстановку, смотря что будет в центре сюжета), а потом описывать это в пересказе. Своеобразная визуализация, можно сказать.

Кстати, иногда ученика может выручить его же эрудиция. К примеру, если в тексте речь шла про коллекцию книг, марок или про какой-либо город, об истории которого он неплохо осведомлен, а память подвела, то можно просто вставить несколько предложений, выбрав информацию из копилки собственных знаний.

как хорошо написать изложение

Рассуждение

Последний тип, о котором стоит рассказать. Как хорошо написать изложение-рассуждение? В принципе, просто. Главное — соблюдать несколько простых правил. Во-первых, надо уметь думать. Слушая текст, надо задавать по ходу его озвучивания вопросы себе самому. Почему это происходит? Где? Что может произойти? По каким причинам? Каково будет следствие? Вопросов может быть неограниченное количество. Тем более лучше, если их будет больше. Ученик сам себя сильнее заинтересует и настроится искать ответы на заданные себе же вопросы.

Еще желательно успевать по ходу прослушивания выделять в самом тексте определенные компоненты рассуждения. И обязательно уточнить основную мысль, которую хотел передать автор. Даже если в процессе написания ученик забудет часть деталей, но будет помнить главную суть, завершить изложение получится. Ведь, как говорится, главное — начать и закончить, а в остальном можно и импровизировать.

А еще стоит постараться запомнить несколько аргументов, которые привел сам автор текста. Потом ученик либо впишет их в свой пересказ, либо они станут основой для его рассуждений. Вот что нужно обязательно запомнить школьнику, если он задумывается о том, как хорошо написать изложение.

как написать изложение 9 класс

Краткость – сестра таланта

И это верное утверждение. Потому что не у всех получается коротко, но ёмко передать суть чего-либо. А это надо бы уметь. Потому что в школах часто дают задание, суть которого заключается в написании сжатого изложения.

Если ученик умеет расставлять логические акценты, неплохо рассуждает и употребляет различные речевые фигуры, это хорошо. Но как написать сжатое изложение, если программа того требует?

Тут существует только одно правило — надо выделить самое главное в тексте и отбросить второстепенное. Не стоит перенасыщать свой пересказ ненужными деталями и подробностями. Только основная суть. Ученик может представить, что он пишет не пересказ, а новость, как публицист. А каково её главное предназначение? Чтобы человек быстро прочитал её и понял, что случилось. Тут то же самое. Вот, в принципе, и ответ на вопрос о том, как написать сжатое изложение.

как написать изложение по русскому

Как слушать текст в первый раз?

Пожалуй, об этом тоже стоит сказать пару слов. Эта тема имеет непосредственное отношение к советам касательно того, как написать изложение по русскому языку грамотно.

Во время первого прочтения необходимо сконцентрироваться на содержании и постараться выделить из услышанного все самое главное. И желательно поделить текст на логические части. Еще важно определить смысл и тему произведения.

Как только педагог закончит читать, стоит набросать в черновике план. И определить специфические особенности структуры текста и его композиции. Если это повествование, например, важно уловить, где начинается завязка, где – кульминация и в каком месте развязка.

Второе прослушивание

Слушать второй раз текст надо не менее внимательно. Следует конкретизировать свои первые впечатления и исправить самого себя. Если недочетов нет, то можно почерпнуть ещё несколько подробностей. И уже после второго прослушивания можно приступать к набрасыванию чернового варианта пересказа. В ходе этого процесса ученик уже поймет, что ему стоит писать в чистовом варианте и как. Написать изложение по русскому несложно, только надо следовать этим рекомендациям. Ведь они действительно всё упрощают.

 как правильно написать изложение

Работа с чистовым вариантом

Самый последний этап – это чистка черновика. Из набросков нужно полностью убрать несущественную информацию. То есть ту, без которой текст не потеряет своего смысла. Также стоит перечитать написанное от начала до конца и, если требуется, перестроить предложения. И заменить повторяющиеся часто слова на синонимы. Так текст не будет выглядеть перегруженным. А если изложение должно быть сжатым, а не стандартным, то придется еще исключить из текста детали с подробностями. Единичные и конкретные явления – обобщить, в свою очередь.

В принципе, это всё, что нужно знать ученику, которого волнует вопрос о том, как правильно написать изложение. Достаточно следовать вышеупомянутым рекомендациям, и все получится.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *