Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи: Урок 3. звуки и буквы. произношение и правописание. орфограмма. безударные гласные и согласные в корне — Русский язык — 5 класс

Содержание

1. Фонетика — это … А) раздел науки о языке, изучающий стили речи. Б) раздел науки о…: Українська мова

1. Фонетика — это …
А) раздел науки о языке, изучающий стили речи.
Б) раздел науки о языке, изучающий строение слова.
В) раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Г) раздел науки о языке, изучающий правописание слов.
2. Букв меньше, чем звуков, во всех словах строки.
А) священник, мадьяр, камень, капюшон
Б) пиявка, дождь, щетка, яма
В) совесть, судья, стульчик, крыльцо
Г) бязь, волосы, гриб, заборами
3. Количество букв соответствует количеству звуков во всех словах строки.
А) миллион, появиться, досье, сияют
Б) цвет, смерть, снадобья, пашня
В) матерью, вьюн, ящерица, климат
Г) лыжник, двор, корова, елка
4. Правильное произношение отражает транскрипция слов в строке.
А) левада [левада], джем [джем]
Б) счастье [шчасьт’а]. женщина [жьинка]
В) нянчить [ньанчиты], луч [промьиньчик]
Г) лодка [лодка], праздник [свьато]
5.

Звук [ч ‘] есть во всех словах строки.
А) прощание, алыча, стельку, [у п л ю т о к] — ( плохое слово )
Б) счастье, глава, хрущ, чей-то
В) щель, четкий, цепляться, щетка
Г) кричать, махнуть, приставание, ручей
6. Буквы я, ю, есть обозначают два звука во всех словах строки.
А) толпа, емкий, поэзия, яблоко
Б) одеяло, семенной, строка, яма
В) прямо, юнкор, ряст, ряженка
Г) дядя, Юрий, речевое, тюрьма
7. Буквосочетание дз, дж обозначают один звук во всех словах строки.
А) отжать, хожу, подзащитный, продотряд
Б) дзвякаты, клюв, джинсы, колокольчики
В) звенеть, чрезвычайное, подживите, подземелья
Г) сажать, предоктябрьский, надземный, отжимать
8. Сколько существует стилей речи.
А) 7
Б) 3
В) 9
Г) 5
9. Найдите художественный стиль речи.
А) расписка
Б) монография
В) дискуссия
Г) байка
10. Во всех словах согласные только звонкие в строке.
А) звон, корова, гром, береза
Б) домра, кукушка, лебедь, лира
В) мяч, парта, метро, дождь
Г) ландо, перо, гнет, иго

Официальный сайт отдела образования г.

Павлодар — №40 ЖОМ

   Примеры предложений для синтаксического разбора

Если верить приметам жизнь моя должна быть счастливой.

Было больно смотреть на поля потому что нет ничего печальнее и смиреннее тощей ржи.

Дед ушёл постукивая палкой очень довольный уверенный в том что победил в этом споре нас всех и заодно с нами и лесничего.

Горели темным пурпуром клены и ссыхался дикий виноград на беседке.

Скоро выпал первый снег, а река всё ещё не поддавалась холоду.

Хороши также летние туманные дни хотя охотники их не любят.

В правой руке у Олеси с лёгким жужжанием крутилось веретено которое она  пускала падать почти до земли.

Когда стало совсем темно Каштанкою овладели отчаяние и ужас.

С утра подходила она к окну и долго смотрела как тянулись медлительные серые тучи.

Я вижу будто бы теперь  как отпёрлась тихонько дверь.

Люблю когда под знойным июльским ветерком сонливо шевелится и лепечет ржаное поле сладострастно млеющее в раскалённом воздухе.

Говорят что люди которые долго живут вместе становятся похожими друг на друга.

Длинное озеро которое сохранилось между валами в одном километре от моря вероятно было самое глубокое место залива.

Истинное величие души дающее человеку право уважать себя больше всего заключается в его сознании того что нет ничего другого принадлежащего ему по большому праву.

Было утро удивлявшее всех своей свежестью когда вода ещё была покрыта густым туманом.

Наигравшись волчата пошли в яму которая была для них домом.

Почти касаясь верхушек деревьев вертолет развернулся и не набирая высоты умчался в ту сторону где проходил поезд.

Небо покрывалось тяжёлыми осенними облаками ронявшими мелкий осенний дождь который с утра стучал по окнам.

 

16 вариант

 

1.Как называется раздел языкознания, который изучает звуки?

А) Фонетика

Б) Морфология

С) Лексика

Д) Синтаксис

Е) Стилистика

2. Укажите вариант, в котором есть слово с Ь после шипящего:

А) Пролить туш(?)

В) Выглянул луч (?)солнца

С) Громко играет туш(?)

Д) Сын похож(?) на отца

Е) Списанные ответы задач(?)

3.Укажите, в каком слове звуков больше , чем букв.

А) Жест В) Брод С) Ключ Д) Клюв Е) Ест

4.Раздел языкознания о правилах произношения звуков и звукосочетаний:

А) Орфоэпия

В) Графика

С) Орфография

Д) Фонетика

Е) Морфология

 5.Как называется раздел языкознания , который  изучает  строение и состав слова?

А) Орфография

В) Графика

С) Словообразование

Д) Морфология

Е) Синтаксис

6.Укажите  слово, образованное  приставочно — суффиксальным способом:

А) Дорожный

В) Железнодорожник

С) Подорожник

Д) Железнодорожный

Е) Дороженька.

7. Лексическое значение –это…

А) Толкование, значение слова.

В) Скрытый смысл слова.

С) Словарный состав языка.

Д) Начальная форма слова.

Е) Принадлежность к стилю.

8.Укажите ряд синонимов:

А) Бежать, мчаться, ползти

В) Обожать, ненавидеть, не любить

С) Будничный, праздничный, веселый

Д) Недовольство, гнев, ярость

Е) Пожилой, старый, юный

9.Укажите ряд омонимов:

А) Шляпка гриба, соломенная шляпка

В) Гребень горы, гребень петуха

С) Девичья коса, острая коса

Д) Хвост самолета, хвост птицы

Е) Канцелярская кнопка, кнопка звонка

10. Укажите ряд антонимов:

А) Горячий, теплый

В) Вражда, ненависть

С) Добро, сочувствие

Д) Соединение, разъединение

Е) Истина, правда

11. Фразеологизмы- это:

А) Слова одной части речи с противоположным лексическим  значением.

В) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.

С) Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той   же части речи.

Д) Устойчивые сочетания слов.

Е) Слова, которые одинаково звучат и пишутся.

12. Укажите фразеологизмы, выражающие удивление, недоумение, изумление.

А) Как вкопанный; подумать только; вот так штука!

В) Под горячую руку; рвать и метать; дальше некуда!

С) Задерживать взгляд; глаза разбегаются; смотреть в рот.

Д) Войти в положение; делать упор; смотреть в оба.

Е) Не поздоровится; зарубить на носу; брать на пушку.

13. Морфология –это:

 А) Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения.

В)  Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

С) Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их   употребления.

Д) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков  и звукосочетаний.

Е) Раздел грамматики, в котором слова изучаются как части речи.

14. Какие существительные относятся к 1 склонению?

А) Существительные мужского рода без окончания и среднего рода с О — Е на конце в именительном  падеже единственного числа

В) Существительные среднего рода с окончаниями О — Е в именительном падеже  единственного числа и женского рода

С) Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями А — Я в именительном падеже единственного числа

Д) Существительные женского рода с основой на мягкий согласный и нулевым окончанием

Е)  Существительные общего рода

15.В каком примере употребляется превосходная степень прилагательного?

А) В старой мастерской  работает очень талантливый человек.

В) В старой мастерской  работает талантливейший человек.

С) В старой мастерской  работает самый  талантливейший  человек.

Д) В старой мастерской  работает наиболее  талантливейший  человек.

Е) В старой мастерской  работает сверх талантливейший человек.

16. Определите, для какого стиля характерны бытовая лексика, диалог, неполные предложения:

 А) Публицистического

В)  Разговорного

С)  Официально-делового

Д)  Научного

Е)  Художественного

17. Укажите порядковое числительное:

А) Во втором ряду

В) На пяти  этажах

С) У обеих девочек

Д) У десяти человек 

Е)  Около восьми часов

18. Укажите глагол 2 спряжения.

А) читать  В) писать    С) играть

Д) видеть

Е) рисовать

19. Укажите вид сказуемого в предложении:

Стали блестеть  на солнце  листочки тополей.

А) Простое глагольное

В) Составное глагольное

С) Составное именное   

Д) Сложное сказуемое

Е) Именное  с существительным  в роли именной части

20. Определите, в каком варианте слово пишется раздельно:

А) (Видимо)невидимо

В) (Волей)неволей

С) (Из)за

Д) (Из)под

Е) (Как) будто

21. Укажите правильный вариант написания частицы вместо многоточия в предложении:

Тут уж царь утерпел, снарядить он флот велел.

А) Не(раздельно)

В) Не(слитно)

С) Ни(раздельно)

Д) Ни(слитно)

Е) Не(через дефис)

22. Укажите схему правильной расстановки знаков препинания при однородных членах в предложении:

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А) [ О: и О, и О, и О, и О].

В) [ и О, и О, и О, и О].

С) [ и О, и О, и О, и О: О].

Д) [О — и О, и О, и О, и О].

Е) [ и О, и О, и О, и О — О].

23. Определите, в каком варианте неопределенно-личные  предложения:

А) Ветром закрыло форточку. Водой залило дороги. Снегом замело тропу. Волной смыло камни.

В) Форточку закрыли. Залили дороги водой. Пришли с просьбой. Посидели  Пошли.

С) Что написано пером, того не вырубишь топором. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Д)  Откройте тетради, запишем задание на дом. Повторю еще раз. Читай предложение.

Е) Она говорит , что у нее  кружится голова, что ее как-то мутит и тошнит. Меня тянет к друзьям.

24.Какие предложения называются безличными?

А) В которых имеется один главный член- подлежащее.

В) В которых действие, выраженное глаголом- сказуемым, может относиться к любому лицу.

С)  В которых главный член(сказуемое) выражается формой глагола 1 или 2 лица  настоящего или будущего времени изъявительного  или повелительного наклонения.

Д)  В которых нет и не может быть подлежащего.

Е)  В которых есть подлежащее и сказуемое.

25. Какое предложение является определенно-личным?

А) За рекой косили.

В) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.

С) Приветствую  тебя,  пустынный уголок!

Д) Весело жить в такой земле!

Е)  Не догнать тебе бешеной тройки!

26. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

 А) Я уже кучеру сказал, чтобы ковром покрыл сани.

В)  Оружие на казаке  всегда прилажено так, чтобы оно не звенело и не бренчало.

С)  Для того, чтобы воздух мог проходить в ящики и коробочки , крышки их все были истыканы толстой булавкой .

Д)  Не верю, чтоб дочери бедной своей ты сам не одобрил решенья.

Е)  Зимой дни коротки, так что уже после обеда темно.

27. Определите тип  подчинения  придаточных в сложном  предложении: « Видел Егорушка , как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна  за другой звездочки»

А) Последовательное

В) Параллельное

С) Однородное

Д) Неоднородное

Е)  Комбинированное

28. Укажите правильный вариант постановки запятой при обособлении.

А) Здесь в этих местах бродил постаревший поэт в пыльном , солдатском , мундире.

В) Здесь, в этих местах, бродил постаревший поэт в пыльном солдатском  мундире.

С) Здесь, в этих местах ,бродил, постаревший, поэт в пыльном  солдатском  мундире.

Д) Здесь, в этих местах, бродил постаревший поэт в пыльном , солдатском , мундире.

Е) Здесь, в этих местах бродил постаревший поэт, в пыльном , солдатском , мундире.

29. Укажите предложение, в котором НЕ пишется раздельно:

А) Матвей, с самого утра ничего (не)евший (не)пивший, опять плетется в гору.

В) Она, казалось, (не)годовала, (не)навидела.

С) Но наступило утро, мне пришлось пережить один (не)выразимый  ужас.

Д) Это был человек (не)пьющий, работящий и способный.

Е) Твой (не)досказанный упрек я разгадал.

30.Укажите количество запятых в предложении:

Павел и Андрей не замечали ничего не слышали возгласов которые провожали их и шли спокойно не торопясь.

А) Четыре

В) Пять

С) Два

Д) Шесть

Е) Три

17 вариант

 

1.Укажите слово, в котором пропущена  буква Ю:

А) Ч…деса

В) Щ…ка

С) Ж…ри

Д) Ж…чок

Е) Ш…ба

 2.Слова, в которых происходит оглушение  звонких согласных:

 А) Сбить, сгоряча

В) Узкий, скользкий

С) Сбор, сбегать

Д) Сделать, отдых

Е) Сжечь, сжать

3. Слово с ударением на втором слоге:

А) Развитый (ребенок)

В) Кухонный

С) Намерение

Д) Принята

Е) Развитое (общество)

4.Укажите гласный звук:

А) [н]

В) [й]

С) [п]

Д) [к]

Е) [и]

5.Пропущена буква –З-:

А) Ра…стилается

В) Ра…сыпались

С) Бе…заботный

Д) Во. ..становить

Е) Бе…шумный

6.Определите, в каком варианте  форма слова осина:

А)Подосиновик

В) Осиной

С) Осинником

Д) Осинового

Е) Осиновым

7.Определите способ, с помощью которого  образовалось новое слово учительская:

А) Суффиксальный

В) Приставочно-суффиксальный

С) Сложение основ

Д) Сложение сокращенных основ

Е) Переход из одной части речи в другую

8.Укажите правильный ответ:

Слова многозначные…

А) обозначают одно и то же , отличаются оттенками  значений

В) имеют несколько лексических  значений

С) одинаковы по звучанию и написанию, но разные по значению

Д) имеют переносное значение

Е) имеют противоположное значение

 9.Определите, в каком варианте слово с переносным значением:

А) Ледяная глыба

В) Голубое море

С) Копировать чертеж

Д) Ослепительная красота

Е) Железные гвозди

10. Определите, в каком варианте слова общеупотребительные:

А) Нечто, выкаблучиваться, ступай

В) Буран, сиверко, замолаживать

С) Инъекция, синдром

Д) Акварель, гуашь, палитра

Е) Кирпич, свекла, идти

 

 

11. Определите,  в каком варианте профессиональные слова:

А) Родник, зеленый, чаша

В) Негатив, фиксаж, закрепитель

С) Колчан, диван, сундук

Д) Барышня, лапотник, приказчик

Е) Кровать, кукла, свекла, скамья

12. Какому фразеологизму синонимично  словосочетание  хранить молчание:

А) Как две капли воды

В) Как в воду глядел

С) Выйти сухим из воды

Д) Набрать в рот воды

Е) Прошел сквозь огонь и воду

13.Какие местоимения относятся к притяжательным:

А) Ты, сам, самый, каждый, иной, другой

В)  Себя, свой, мы, твой, этот, тот, таков

С) Мой, твой, наш, ваш, свой

Д) Свой, сам, самый, мой, твой

Е) Ты, сам, самый, мой, наш

 14. Какие глаголы обладают категорией рода?

А) Глаголы будущего времени

В) Глаголы неопределенной формы

С) Глаголы настоящего времени

Д) Глаголы прошедшего времени

Е) Возвратные глаголы

15.Какие формы наклонения вы знаете?

А) Будущее, настоящее

В) Прошедшее, будущее сложное

С) Изъявительное, условное, повелительное

Д) Совершенное, несовершенное

Е) Будущее простое, переходное

16.Определите, в каком варианте верно указан разряд прилагательных:

На вечернем небе виднелись тонкие тени плакучих ив.

 А)Относительное, качественное, качественное

В) Относительное, качественное, притяжательное

С) Относительное, притяжательное, качественное

Д) Качественное, притяжательное, относительное

Е) Качественное, относительное, притяжательное

17. Какое слово является числительным?

А) Семидневный

В) Пятерня

С) Шестой

Д) Удвоить 

Е) Тысячелетие

18. Укажите действительное причастие настоящего времени:

А) Читающий

В) Читавший

С) Читаемый

Д) Прочитанный

Е) Вычитанный

19. Укажите действительное причастие прошедшего времени:

А) Читающий

В) Читавший

С) Читаемый

Д) Прочитанный

Е) Исписанный

20.Определите, в каком варианте  содержится деепричастие совершенного вида:

А) Располагаясь у опушки

В) Выиграв подачу

С) Выполняя движение

Д) Держась горизонтально

Е) Волоча за собой кнут

21.Укажите наречие  с буквой – А- на конце:

А) Надолг.. уехать

В) Занов… склеить

С) Снов… начать

Д) Вправ… свернуть

Е) Запрост… одолеть

22. Определите, в каком варианте имеются служебные части речи предлог и союз:

А) Пушкинский музей-заповедник «Михайловское» — первый мемориальный музей

В) Он был основан более семидесяти лет тому назад.

С) Михайловское, Тригорское, Святые Горы сыграли огромную роль в жизни и творчестве поэта.

Д) Пушкин любил Михайловское, «свою деревеньку».

Е) Он мечтал бросить Петербург, навсегда поселиться здесь.

23. Определите, в каком варианте имеется междометие:

А) Ах, какое необыкновенное яркое небо было над головой.

В) Сначала я сам думал, что такое бывает только в сказке.

С) Однажды утром вышел я на улицу и остановился у крыльца.

Д) Вы никогда не видели, как синичка пляшет?

Е) Вдруг я услышал удивительную птичью песенку.

24. Определите, в каком варианте имеется сочинительный союз:

А) Я догадался, что поет синица-кузнечик.

В) Где же она?

С) Я окинул взглядом высокие тополя и увидел птичку.

Д) Синичка прыгала вдоль сучка, поворачивалась в воздухе кругом.

Е) Она все время напевала: «Цыпи-цыпи, цыпи-цыпи».

25. Определите, в каком варианте имеются однородные дополнения:

А) Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

В) Туман уснул на холме широком и зеленом.

С) Шакен родился на той земле, которая дала миру замечательных сыновей: Абая, Каныша Сатпаева, Султанмахмута Торайгырова и Шакарима.

Д) Заунывная песня то замирала, то опять проносилась в стоячем душном воздухе.

Е) Сверкнула молния и озарила окрестность.

26. Укажите предложение с обстоятельством образа действия:

А) Корабль несется на всех парусах.

В) Вчера я приехал в Пятигорск.

С) Кругом кричали коростели.

Д) Все присели отдохнуть.

Е) Вечером мы пошли в театр.

27. Выберите предложение с вводным словом.

А) На дворе не было видно ни зги.

В) Он определенно заблуждался.

С) Вряд ли он сегодня придет.

Д) Видно письмо еще не дошло по адресу.

Е) Он только что позвонил.

28. Укажите тип предложения:

Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А) простое

В) сложносочиненное

С) сложноподчиненное

Д) бессоюзное

Е) сложное с разными видами связи

29. В сложноподчиненном предложении части соединены:

А) при помощи союзных слов

В) сочинительными союзами

С) только интонацией

Д) подчинительными союзами

Е) при помощи союзных слов и подчинительных союзов

30. Определите тип придаточного предложения:

На столике угрюмом лежит письмо, что мне прислала мать.

А) придаточное изъяснительное

В) придаточное условное

С) придаточное определительное

Д) придаточное времени

Е) придаточное причины

 

 

 

18 вариант

1.Укажите, в каком слове пишется  разделительный твердый  знак (ъ):

А) Ворон…е гнездо

В)  П…ет

С) Кур…ер

Д) Друз…я

Е) Об…ем

2. Укажите слово  с буквой  Ь:

 А) Зор…ка

В) Боч…ка

С) Доч..ка

Д) Точ..ный

Е)  Мощ…ный

3. Сколько букв в русском языке:

А) 30  В) 31  С) 33  Д) 32  Е) 34

4. Укажите звонкий согласный:

А) [ч]

В) [щ]

С) [т]

Д) [й]

Е) [ц]

 5.Какая часть слова называется основой?

А) Часть изменяемого слова без окончания

В) Изменяемая значимая часть слова

С) Главная значимая часть слова

Д) Значимая часть слова, которая  находится перед корнем и служит для образования  слов

Е) Значимая часть слова, которая  находится после корня и служит для образования  слов

 6.Определите вариант, в котором  верно указаны части речи, входящие в предложение:

Низко, над самой машиной, кружились часйки.

А)Имя прилагательное, предлог, местоимение,  имя существительное,  глагол, имя существительное.

В) Имя прилагательное, союз, местоимение,  имя существительное, глагол, имя существительное

С) Наречие, предлог, местоимение,  имя существительное, глагол, имя существительное

Д) Наречие, союз, имя прилагательное, имя существительное, глагол, имя существительное

Е) Имя прилагательное, союз, имя прилагательное, имя существительное, глагол, имя существительное

7.Какая форма глагола называется неопределенной?

А)Глаголы, которые отвечают на вопросы  что сделает? что сделал?

В) Глаголы, которые отвечают на вопрос  что делается?

С) Глаголы , которые отвечают на вопросы   что делать ?что сделать?

Д) Глаголы , которые отвечают на вопросы   что сделавший? что делающий?

Е) Глаголы , которые отвечают на вопросы  что делается? что будет делаться?

8.Укажите страдательное причастие настоящего времени:

А) Читающий

В) Читавший

С) Читаемый

Д) Прочитанный

Е) Прочитавший

9. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:

А) Читающий

В) Читавший

С) Читаемый

Д) Прочитанный

Е) Прочитавший

10.Что такое наречие и что оно обозначает?

А) Изменяемая часть речи

В) Неизменяемая форма глагола, которая в предложении обозначает добавочное действие

С) Форма глагола, способная изменяться

Д) Слова, которые указывают на предмет, лицо, признак.

Е) Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.

 

 

11.Укажите словосочетание со связью  согласования:

А) Красивый голос

В) Слышать голос

С) Раздался голос

Д) Голос издалека

Е) Владеть собою

12. Укажите словосочетание со связью управления: 

А) Красивый голос

В) Слышать голос

С) Раздался голос

Д) Голос издалека

Е) Приятная внешность

13. Укажите словосочетание со связью  примыкания:

А) Красивый голос

В) Слышать голос

С) Раздался голос

Д) Голос издалека

Е) Прозрачная кофта

14.Укажите тип сказуемого в предложении:

Костюм был новый.

А) Составное именное

В) Составное глагольное

С) Сложное

Д) Простое глагольное

Е) Именное

15.Укажите , какое это предложение:

Весна! Прекрасная пора!

А) Определенно-личное

В) Неопределенно-личное

С) Обобщенно-личное

Д) Безличное

Е) Назывное

16. Укажите ,какой частью речи  выражено определение в предложении:

Второе зренье  нам дает разлука.

 А) Прилагательное

В) Причастие

С) Местоимение

Д) Числительное

Е)  Глагол в неопределенной форме

17. Что такое прямая речь?

А) Передача чьих-либо слов без изменения.

В)Передача чьих-либо слов в форме изъяснительной  придаточной части  сложноподчиненного предложения.

С) Передача  чьей- либо  речи в форме рассказа.

Д)  Передача  чьей- либо  речи в условной  форме

Е) Передача  чьей- либо  речи в повелительной форме

18. Укажите предложение, в котором дополнение прямое.

А) Мы приготовили книги, чтобы сдать в библиотеку.

В) Утро выдалось солнечное, ясное.

С) Дерево было повалено ураганом.

Д) Утром мы прогуливаемся  по лесу. 

Е) Как пахнет земляникой и грибами!

19. Укажите предложение, в котором подчеркнутое слово пишется раздельно

А) Она это делала не из хитрости, а из какого(то) чувства  приличия.

В) При Николае Петровиче она как (будто) чуждалась Базарова.

С) Павла Петровича  она боялась больше , чем когда(либо)

Д) Садился где(нибудь) в уголок комнаты и глядел  внимательно.

Е) Вера грустно думала о чем(то) своем.

20. Из данных вариантов  только в одном  предложении деепричастный оборот  обособляется. Укажите это предложение.

А) С визгом и смехом  толкаясь девицы выбежали в сад.

В) Ваня летом не покладая рук работал во дворе, ездил на мельницу , возил хлеб.

С) Старик сидел опустив голову.

Д) Григорий стоит потупя голову.

Е) Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.

 

21. . Укажите  предложение, в котором  причастный оборот не обособляется:

А) Хмурившаяся с  утра погода стала понемногу разъясняться.

В) Поляны усыпанные березовым листом были полны солнца.

С) Усталая она замолчала.

Д) Мересьев сидел молчаливый и тревожный.

Е) Туман уснул на холме широком и зеленом.

22. Найдите предложение, в котором обстоятельство выражено сравнительным оборотом:

А) Мы начали беседовать, как  будто век были знакомы.

В) Чем скорее догорал огонек, тем виднее становилась лунная ночь.

С) Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

Д) Ассоль чувствовала себя как дома.

Е) Ленский везде был принят как жених.

23. Объясните постановку запятых в предложении:

Всякий человек, бесспорно, в своих поступках волен.

А) Для разделения однородных членов предложения.

В) Для разделения простых предложений в сложносочиненных.

С) Для разделения простых предложений в сложноподчиненных.

Д) Для выделения обращения.

Е) Для выделения вводного слова.

24. Какие союзы употребляются в сложносочиненных предложениях?

А) что, чтобы, будто, как, когда, зачем, почему, отчего

В) который, какой, чей, то . . . то, не то. . ., не то, а, да, зато

С) как будто, словно, поскольку, или, но, и

Д) но, да, а, зато, и, также, тоже, ни . . .ни, то . . .то, или

Е) чтобы, и, когда, потому, что, но, и

25. . Выберите схему, соответствующую предложению: 

Мальчик прислушался и сквозь дальний городской шум ему внезапно показалось что он слышит как растет и чуть шевелится горячая от солнца трава.

А) [. . .], (что . . .), (как . . .).

В) [. . .]и, [. . .], [что. . .], (как. . . ).

С) [. . .], и [. . .], (что . . .), (как . . .).

Д) [. . .] и [. . .], (что …), (как. . . ).

Е) [. . .], и (. . . ), (что. . .), (как. . .).

26. Определите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

А) Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.

В) Люблю густые облака, когда они толпятся над горою.

С) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.

Д) Стало гораздо светлее, как только взошла луна.

Е) На небе видны прозрачные облака, которые слегка прикрывали солнце.

 27. В каком бессоюзном предложении  между его частями стоит тире?

А) Мы решили остаться дома на улице сильный  ветер.

В)  Он знал недалеко отсюда уже начинался бой.

С) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Д) Накрапывал дождь ветер стал сильнее море рокотало.

Е) Большинство сходилось на одном старые законы не годятся.

28.Укажите , сколько суффиксов в слове  беловатенький

А) 0

В) 1

С) 2

Д) 3

Е) 4

29. Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

Уснув прильнула к пристани вода и чутко спят светясь в просторах ночи людьми воздвинутые города.

А) четыре    В) три

С) пять

Д) две

Е) одна

30. Пунктуация-это раздел науки о языке, в котором

А) изучаются словосочетания и предложения

В) описываются правила правописания  слов

С) описываются знаки препинания и правила их употребления в предложении

Д) изучается слово как часть речи

Е) изучается значение слов и их употребление

Тесты по русскому языку для 6-го класса

Тесты по русскому языку 6 класс

Вариант 1


1. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи:

A) Лексика

B) Орфография

C) Морфология

D) Фонетика


2. Укажите гласный звук:

A) [п]

B) [у]

C) [ч]

D) [я]


3. В каком слове букв меньше, чем звуков?

A) труба

B) ягнёнок

C) игла

D) степь

4. Укажите всегда твёрдые согласные:

A) [з], [к], [й]

B) [ж], [ш], [ц]

C) [ж], [т], [х]

D) [щ], [д], [ц]

5. Лексика – это наука, которая изучает …

A) словарный состав языка

B) звуки речи

C) способ строения слов

D) части речи

6. Укажите ряд синонимов

A) горячий – жаркий

B) тёплый – холодный

C) иголка (ели) – иголка (для шитья)

D) весёлый – грустный

7. Укажите ряд антонимов

A) красивый – прекрасный

B) высокий – низкий

C) громкий – шумный

D) умный – мудрый

8. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:

A) свежая газета

B) свежая рубашка

C) свежие новости

D) свежая колбаса

9. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм

A) Над лесом взошла луна.

B) Еды было с гулькин нос.

C) Мы встречали друзей.

D) Наш класс собирается в поход.

10. Что изучает фразеология?

A) способ образования слов

B) словосочетание и предложение

C) устойчивые сочетания слов

D) части речи

11. Что изучает словообразование?

A) способы образования слов

B) части речи  

C) звуки речи

D) части слов

12. Образование нового слова с помощью суффикса:

A) приставочный способ  

B) суффиксальный способ

C) бессуффиксный

D) сложение основ

13. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

A)  корень  

B)  суффикс  

C) приставка

D) основа

14. Найдите слово с соединительной гласной Е.

A) сам…лет

B) пар…ход  

C) нефт…провод  

D) газ…провод

15. Укажите слово, которое образовано сложением части основы с целым словом.

A) завод – автомат

B) пешеход

C) физкультура

D) ледокол

16. Укажите способ образования слова воздушный.

A) суффиксальный

B) приставочный

C) сложение

D) приставочно — суффиксальный

17. Укажите, каким способом образовано слово  ход

A) сложение

B) беcсуффиксный

C) приставочно — суффиксальный

D) приставочный

18. Дополнение — это …

A) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета

или явления

B) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет

сказуемое или другой член предложения 

C) главный член предложения, который обозначает действие предмета

D) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия

19. Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены предложения. 
Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.

A) свежий ветерок

B) ветерок разносил

C) разносил запахи

D) разносил по лесу

20. Укажите вариант, в котором верно выделено дополнение 
Я пишу письмо другу. 

A) письмо

B) другу

C) письмо, другу

D) пишу, письмо

21. Какой частью речи выражено подлежащее в предложении? 
Я часто хожу в лес за грибами. 

A) местоимение

B) существительное  

C) глагол

D) прилагательное

22. Найдите в предложении обстоятельство. 
Возле ёлки стоит и улыбается румяный Дед Мороз.

А) Дед Мороз

В) румяный

С) стоит  

D) возле ёлки

23. Найдите лишнее (смотри состав слова).

А) перевозка

В) пришкольный  

С) лесник

D) пробежка

24. Найдите ошибку в определении падежа:

А) возле школы (Р.п.)

В) за деревом (П.п.)

С) по улице (Д.п.)

D) из села (Р.п.)

25. Найдите в предложении определение. 
Трава зелёной щёточкой поднялась на полях.

А) на полях

В)  щёточкой

С) зелёной

D) трава

Вариант 2


1. Фонетика – это наука о языке, в котором изучаются

A) значения слов

B) звуки речи

C) части речи

D) словарный состав языка


2. Укажите согласный звук?

A) [й]

B) [э]

C) [и]

D) [у]

 
3. В каком слове букв больше, чем звуков?

A) шапка

B) яблоко

C) игра

D) степь

4. Укажите всегда мягкие согласные:
A) [с], [п], [ч]

B) [ж], [д], [в]

C) [ф], [к], [б]

D) [ч], [щ], [й]

5. Наука, которая изучает словарный состав языка, называется …

A) Лексика

B) Фонетика

C) Морфология

D) Синтаксис

6. Укажите ряд антонимов

A) громадный – большой

B) (зелёный) лук – лук (для стрельбы)

C) легкий – трудный

D) маленький – крохотный

7. Укажите ряд синонимов

A) большой – маленький

B) далёкий – близкий

C) знаменитый – известный

D) длинный – короткий

8. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм

A) Во поле берёзонька стояла.

B) Туристы зашли в дремучий лес.

C) Бригада работала засучив рукава.

D) Мы приехали в аул.

9. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении:

A) твёрдое яблоко

B) твёрдое решение

C) твёрдая земля

D) твёрдый камень

10. Заимствованные слова – это . ..

A) устаревшие слова

B) слова, которые обозначают новые предметы

C) слова, вошедшие из других языков

D) устойчивые сочетания слов

11. Наука, которая изучает способ образования слов, называется …

A) Фонетика

B) Лексика

C) Морфология

D) Словообразование

12. Образование нового слова с помощью приставки:

A) суффиксальный способ

B) приставочно — суффиксальный способ

C) приставочный способ

D) бессуффиксный способ

13. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

A)  корень  

B)  суффикс  

C) приставка

D) основа

14. Найдите слово с соединительной гласной О.

A) нефт…провод  

B) тепл..ход  

C) каш..вар  

D) земл..коп

15. Определите, способ образования слова водолаз.

A) сложение

B) суффиксальный

C) беcсуффиксный

D) приставочный

16. Укажите способ образования слова подстаканник.

A) сложение

B) беcсуффиксный

C) приставочно — суффиксальный

D) приставочный

17. Укажите, каким способом образовано слово  пригород

A) суффиксальный

B) приставочный

C) сложение

D) приставочно — суффиксальный

18. Сказуемое — это …

A) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета

или явления

B) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет

сказуемое или другой член предложения 

C) главный член предложения, который обозначает действие предмета

D) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия

19. Укажите верное утверждение 

A) второстепенные члены предложения входят в грамматическую основу 

B) второстепенные члены не поясняют главные и другие второстепенные члены 

C) второстепенные члены предложения — это дополнение, обстоятельство,

определение

D) второстепенные члены предложения — это подлежащее, сказуемое

20. Укажите, каким членом предложения является слово «улетают» в

предложении.  Зимой птицы улетают на юг. 

A) подлежащее

B) сказуемое

C) дополнение

D) определение

21. Найдите грамматическую основу в предложении. 
Ранним утром в лесу раздаются птичьи голоса. 

A) легко в лесу

B) раздаются голоса

C) ранним утром

D) птичьи голоса

22. Укажите вариант, в котором верно указано подлежащее. 
Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком.
 

A) три

B) три девицы

C) поздно

D) пряли

23. Найдите в предложении обстоятельство. 
Холодный ветер легко продувает плащ.

A) холодный

B) продувает

C) ветер

D) легко

24. Найдите ошибку в определении падежа:

А) в театре (Р.п.)

В) за деревом (Т. п.)

С) по пустыне (Д.п.)

D) в классе (П.п.)

25. Укажите «лишнее» понятие.

А) подлежащее

В) сказуемое

С) второстепенный член

D) имя существительное

Задание 1 Раздел науки о языке изучающий звуки речи называется А орфографией Б лексикой В фо

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Тест по русскому языку 8 класс

Задание 1.

      Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется

А) орфографией

Б) лексикой

В) фонетикой

Г) морфологией

Задание 2.

       Отметь страдательное причастие прошедшего времени

А) причёсываемый

Б) причёсывающий

В) причёсывавший

Г) причёсанный

Задание 3.

       Установи соответствие и выбери правильный вариант ответа

                       

              

А) фонетика

1) окончание, основа слова, корень

Б) пунктуация

2) звук, согласный, транскрипция

В) синтаксис

3) тире, точка, запятая

Г) морфемика

4) подлежащее, основа предложения,

   однородные члены

           А)  а2, б4, в3, г1

            Б) а1, б2, в3, г4

            В)а4, б1, в2, г3

            Г) а2, б3, в4, г1.

  Задание 4.

       Раздел науки о языке, изучающий законы соединения слов и строение предложений, называется

            А) синтаксисом

            Б) пунктуацией

            В) культурой речи

            Г) словообразованием

Задание 5.

       Найди деепричастие несовершенного вида.

            А) обидев

            Б) ослушавшись

            В) отмечая

           Г) отменив

Задание 6.

     Отметь ошибочное суждение

      А) Пунктуация – раздел лингвистики, в котором изучаются правила постановки

           знаков препинания.

      Б) Морфология – раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи.

      В) Орфоэпия – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов.

      Г) Графика – раздел лингвистики, в котором изучаются правила обозначения

          звуков речи на письме.

Задание 7.

       Фразеология изучает

      А) слово и его лексическое значение

      Б)  части речи

      В) устойчивые сочетания слов

      Г) законы образования слов и их строение

Задание 8.

     В предложении Я приду  ровно в пять  числительное является

       А) сказуемым

       Б) дополнением

       В) определением

       Г) обстоятельством

Задание 9.

    Правила написания слов изучает

       А) фонетика

       Б) орфоэпия

       В) орфография

       Г) лексика

Задание 10.

   На месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые?

      Лёгкий ветерок (1) срывавшийся иногда с озёр (2) окружённых ольхой и орешником (3) достигнув деревни (4) разливал в воздухе запах лесистой почвы.

   А) 1, 2, 4

   Б) 1, 2, 3, 4

   В) 2, 3, 4

   Г) 1, 2, 3

 Сделать полный синтаксический разбор этого  предложения.

       

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи и звуковое строение языка называется…

Колос))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

На прошлой недели мы гуляли , катались с ледяной горки , ходили на каток . Ходили в кино , веселились , катались на коньках . Мне больше всего запомнился этот день , и я всегда буду помнить его

— здравствуй, как у тебя дела? как в школе?
-о, привет, да так, все норм, у тебя то как, в коле все хорошо) скоро контрольную работу писать будем!
— ладно, давай здавай на отлично, по какому то?
— по математике, ну… и по алгебре!
-ого, ну ладно пока, мне за хлебом сходить надо.
— лано уж, пока, до завтра!

Горячий спор  это правельный ответ потому,что спор нельзя потрогать что он горячий

1 — б

слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разный смысл, — это  омонимы

 

2 — а

слова, различные по звучанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение, — синонимы

 

3 — г

слова с противоположным значением – это антонимы

 

4 — в

близкие по значению однокоренные слова с разным лексическим значением – это  паронимы

Кросcворд по русскому языку — на тему «Синонимы

По горизонтали
3. Раздел науки о языке которая изучает средства письменности,используемые для фиксации речи
5. звуки речи, противоположность гласным.
9. Какой вид синонимов, в обычной речи не являются синонимами
14. Звук, состоящий из голоса
15. Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета или состояние предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?
16. Определения, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
18. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? чей?
21. Как называются слова одной части речи, которые имеют одно лексическое значение По вертикали
1. Словарный состав
2. Главный член предложения, зависит от подлежащего, может быть выражен существительным
4. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения
6. [1 вариант слова] Какой вид синонимов не имеет различий
7. [2 вариант слова] Какой вид синонимов не имеет различий
8. Сочетание слов, не являющееся словосочетанием
10. Второстепенный член предложения, зависит от сказуемого, может быть выражен существительным
11. Самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто что
12. Принятый порядок расположения букв
13. Второстепенный член предложения, зависит от подлежащего или подобного второстепенного члена, может быть выражен местомением в косвенном падеже
17. Какой вид синонимов различается оттенками значений
18. Главный член предложения, зависит от сказуемого, может быть выражен инфинитивом
19. Второстепенный член предложения, зависит от подлежащего или дополнения, отвечает на впросы какой чей
20. раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Открыть кроссворд в MS Word, OpenOffice Writer (*.rtf)

раздел лингвистики, изучающий звуки речи. Звуки речи

Кейс №1

Фонетика

Блок 1 (теория)

  1. Фонетика (в переводе с греч. «звук») – раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

Звуки речи – то, что мы произносим и слышим. Только звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира.

Звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните: стал- сталь, край-кран.

  1. Чтобы передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись — транскрипция.

Основные знаки транскрипции:

[ ] — границы транскрипции;

[ ´] знак мягкости согласного звука: [п’эт’] — петь;

[ ¯] — знак долготы звука: [пасор’ил’и] — поссорили;

[ j´] — мягкий звонкий согласный «йот»: [j’oгypт] — йогурт.

  1. Все звуки речи делятся на две группы: согласные и гласные.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух проходит через ротовую полость свободно, беспрепятственно. Гласные звуки состоят только из голоса.

В русском языке 6 гласных, все они четко различаются под ударением: [a], [о], [у], [и], [э], [ы]. В безударном положении очень часто произносится другой звук: например, вместо [о] произносится [а]: тр[о]пы — тр[а]пинка, а вместо [э] — звук, близкий к [и]: р[э]ки р[и]ка . На письме такие безударные гласные обозначаются той же буквой, что и ударные: тропы — тропинка, реки — река.

Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух встречает в полости рта преграду. Именно поэтому в образовании согласных обязательно участвуют шумы. Глухие согласные образуются только шумом, а звонкие согласные состоят из шума и голоса. Кроме того, согласные бывают твердыми и мягкими.

В русском языке 36 согласных звуков, и большинство из них образуют пары по звонкости — глухости и твёрдости — мягкости. Это парные согласные.

  1. Одна и та же буква может обозначать разные звуки. Сравните: с [з]бил – с[c]писать – c[с´]ила.

  2. Фонетика помогает понять законы русского письма и многие орфографические правила.

Образец устного разбора

Наука лингвистики | Лингвистическое общество Америки



Лингвистика — это наука о языке, а лингвисты — это ученые, которые применяют научный метод к вопросам о природе и функциях языка.

Лингвисты проводят формальные исследования звуков речи, грамматических структур и значений более чем 6000 языков мира. Они также исследуют историю и изменения в языковых семьях, а также то, как мы усваиваем язык в младенчестве.Лингвисты исследуют взаимосвязь между письменным и устным языком, а также лежащие в основе нейронные структуры, которые позволяют нам использовать язык.

Очевидно, что многие вопросы, которые задают лингвисты, пересекаются с областями наук о жизни, социальных и гуманитарных наук, что делает лингвистику междисциплинарной областью. В качестве междисциплинарной области лингвистика пытается понять, как язык хранится в человеческом разуме / мозге и как он является частью повседневного человеческого поведения, с помощью смежных областей нейробиологии, философии, психологии, антропологии, социологии и информатики.

Важно отметить, что термин «лингвист» может вызвать некоторую путаницу, поскольку известно, что он по-разному используется в неакадемических областях. Иногда языковых экспертов называют лингвистами, но эти люди не обязательно проводят такие же научные исследования языка, как те, которые имеют ученые степени в области лингвистики. «Полиглот» — это термин, используемый для человека, владеющего несколькими языками. И хотя человек может быть одновременно лингвистом и полиглотом, так же возможно, что лингвист говорит только на одном языке.

Ресурсы, доступные ниже на этой странице, предлагают некоторые взгляды на науку и прикладную науку лингвистики. Здесь можно найти подборку брошюр с часто задаваемыми вопросами, которые предлагают конкретное понимание языка с научной точки зрения. Обзор лингвистических исследований, доступных в публикациях и собраниях LSA, можно найти здесь.

Ссылки на другие ресурсы, посвященные лингвистике, с канала LSA на YouTube приведены ниже:

Область лингвистики — это серия, впервые опубликованная Лингвистическим обществом Америки в 1982 году. Он был написан, чтобы объяснить дисциплину широкой публике, при содействии гранта конкурса от Национального фонда гуманитарных наук. Выбор доступен ниже:

Серия «Руководства по лингвистике» Routledge, выпущенная в рамках партнерского сотрудничества LSA с Routledge, представляет собой новую серию публикаций, предназначенных для введения в различные темы и вопросы в области лингвистики. Вы можете найти полный список доступных новых игр и приобрести их здесь.Серия включает доступные и информативные руководства по многим темам лингвистики:

Фонология — Все о лингвистике

Что такое фонология?

Фонология — это изучение закономерностей звуков в языке и между языками. Говоря более формально, фонология — это изучение категориальной организации звуков речи в языках; как звуки речи организованы в уме и используются для передачи смысла. В этом разделе веб-сайта мы опишем наиболее распространенные фонологические процессы и познакомим с концепциями базовых представлений звуков по сравнению с тем, что на самом деле производится, поверхностной формой.

Фонология может быть связана со многими лингвистическими дисциплинами, включая психолингвистику, когнитивную науку, социолингвистику и овладение языком. Принципы фонологии также могут быть применены к лечению патологий речи и инновациям в технологиях. Что касается распознавания речи, системы могут быть разработаны для перевода устных данных в текст. Таким образом, компьютеры обрабатывают язык так же, как и наш мозг. Те же процессы, которые происходят в сознании человека при создании и восприятии языка, происходят в машинах.Одним из примеров языка машинного декодирования является популярная интеллектуальная система Siri.

Фонология и фонетика — основные различия

Фонология занимается абстрактным, тогда как фонетика занимается физическими свойствами звуков. В фонетике мы можем видеть бесконечное количество реализаций, например, каждый раз, когда вы говорите «п», оно будет немного отличаться от того, когда вы это произносили раньше. Однако в фонологии все произведения представляют собой один и тот же звук в фонемном инвентаре языка, поэтому, хотя каждое «п» каждый раз воспроизводится немного по-разному, фактический звук остается одинаковым. Это подчеркивает ключевое различие между фонетикой и фонологией: даже если нет двух одинаковых букв, они представляют один и тот же звук в языке.

(Фонология против фонетики из инглесдокенсии)

Также обратитесь к странице «Фонетика», чтобы лучше понять различия и сходства между этими двумя взаимосвязанными областями лингвистики.

Фонемы V. Аллофоны

Фонемы — это значимо различные звуковые единицы языка (наименьшие звуковые единицы).Например, «пэт» и «летучая мышь» различаются своей первой фонемой: «п» и «б». Гласные также являются фонемами, поэтому слова «pat» и «pet» также различаются фонемой (но фонемы не всегда совпадают с написанием!). Когда два слова отличаются одной фонемой, они называются минимальной парой.
Аллофоны — это разные способы произношения фонемы в зависимости от окружения в слове. Например, два аллофона / l / in «маленький» на самом деле воспроизводятся немного по-разному, а второй звучит немного глубже.Эти разные «l» всегда встречаются в словах в разных средах, что известно как «дополнительное распределение».

Фонология рассматривает множество разных вещей…

  • Почему родственные формы различаются? Вменяемый — здравомыслие. Электричество — электричество / атом — атомная энергия
    • Фонология находит систематические способы различия форм и объясняет их
  • Что хранится в уме?
    • Фонология изучает абстрактные ментальные сущности, такие как структуры и процессы.Это контрастирует с фонетикой, которая занимается фактическим воспроизведением и акустикой звуков языка.
  • Какие звуки сочетаются?
    • Смотрит, какие звуки / звуковые комбинации принимаются и почему.
  • Как звуки организованы в слоги?
    • При использовании фонологических деревьев слоги разбиваются легче. Слоги состоят из рифмы и начала (любых согласных перед рифмой).Рифма состоит из ядра (гласный звук (звуки) в слоге, ключевой компонент всех слогов) и коды (любые согласные, следующие за ядром).
  • В чем разница между языками?
    • Например, в разных языках могут использоваться разные фонемы или разные слоговые структуры (какие звуки могут сочетаться, чтобы образовать последовательности или слова), и фонология определяет эти различия.

Фонология — обзор | Темы ScienceDirect

Лексическая фонология

Лексическая фонология была разработана в попытке уменьшить абстрактность своего стандартного порождающего предшественника и лучше учитывать взаимодействие между фонологией и морфологией.Однако его архитектура дает дополнительное преимущество, поскольку вносит вклад в историческую фонологию.

Лексическая фонология (Кипарский, 1982; Моханан, 1986; Галле и Моханан, 1985) первоначально рассматривала отношения между морфологией и фонологией. Например, когда добавляется образующее прилагательное — ic , ударение на новом производном основании смещается вправо, как в неотрицательном átom в отличие от производного atómic . Однако эта закономерность не наблюдается с — и , так что желтый и желтый оба имеют начальное напряжение.Решение критически связано с анализом функции и формы словаря, который рассматривался как подобный словарю список, включая заметки об исключительных свойствах отдельных элементов. Теперь словарный запас стал намного продуктивнее, в него вошли морфологические правила присоединения аффиксов. Эти правила перемежаются фонологическими, и весь лексикон разделен на ряд уровней или страт. Считается, что правила ударения, которые создают фонологическую структуру, расположены на уровне 1. Непроизводный атом изначально имеет добавленное ударение; — добавлен ic ; и производный á атомный снова представлен в правилах напряжений, которые теперь по-другому подчеркивают более длинную форму.Однако yéllow не подчиняется морфологическим процессам уровня 1; он переходит на уровень 2, где добавляется — ish , но к тому времени yéllowish выходит за рамки правил напряжения уровня 1, и напряжение остается в производной форме, в которой оно было присвоено первому. Аналогичным образом, если мы поместим правило носовой делеции на уровень 1, мы можем учесть, что уровень 1 получил незаконный из [in [legal]], но уровень 2 получил незаконный , а не * незаконный , из [un [законный]].Морфологические аспекты лексической фонологии гораздо более подробно обсуждаются Giegerich (1999).

Это наслоение лексических уровней также исключает некоторые из наихудших крайностей абстрактности стандартной генеративной фонологии. Кипарский (1982) использует пример английского трехсложного расслабления, которое укорачивает или ослабляет гласную, за которой следуют два или более слога, например, в объявить как rative с [æ] или ser e nity с [ε] , в отличие от , объявите a re с [ei] и ser e ne с [iː].Примеры ослабления имеют суффиксы уровня 1, и мы делаем вывод, что трехсложное расслабление также применяется к уровню 1. Это подтверждается отсутствием его эффектов в br a очень [ei] или w ea riness [iː ], которые становятся трехсложными из-за добавления суффиксов уровня 2, что выходит за рамки ослабления. Кроме того, i vory [ai] или O beron [oʊ], которые также сохраняют напряженные гласные, не могут подвергаться ослаблению, потому что они с самого начала являются трехсложными, а не становятся трехсложными на уровне 1. суффиксирование: это отражает так называемое производное условие среды, которое определяет, что изменяющие структуру фонологические процессы на уровне 1 могут применяться только тогда, когда они подпитываются морфологическим или предшествующим фонологическим процессом.Наконец, такие элементы, как c a mera [æ] или e nemy [ε], которые появляются с короткими гласными в правильном окружении, были бы хорошими кандидатами в стандартной генеративной фонологии для получения путем свободного проехать через трехсложное расслабление; но в лексической фонологии, поскольку эти формы не являются производными, им запрещено ослабляться под действием производных условий среды. Следовательно, они должны быть записаны также с короткими, расслабленными гласными, приближающими основные и поверхностные формы и уменьшающие абстрактность.Поэтому применение фонологических правил уровня 1 по крайней мере ограничено случаями, когда говорящие сталкиваются с чередованиями, как в декларативно / декларативно , безмятежно / безмятежно , чтобы мотивировать фонологический процесс. Даже здесь, по крайней мере, согласно McMahon (2000b) и Bermúdez-Otero (1999), мы должны предположить, что лежащая в основе форма эквивалентна поверхностной форме первоисточника, увеличивая прозрачность и обучаемость.

Что такое лингвистика? — Кафедра лингвистики

Языкознание — это научное изучение языка. Лингвисты (эксперты в области лингвистики) работают над отдельными языками, но их основная цель — понять природу языка в целом, задав такие вопросы, как:

  • Что отличает человеческий язык от других систем общения животных?
  • Какие особенности являются общими для всех человеческих языков?
  • Как способы языкового общения (речь, письмо, язык жестов) связаны друг с другом?
  • Как язык связан с другими типами человеческого поведения?

Основная цель лингвистики, как и всех других интеллектуальных дисциплин, — расширить наши знания и понимание мира. Поскольку язык универсален и является фундаментальным для всех человеческих взаимодействий, знания, полученные в лингвистике, имеют множество практических приложений. Таким образом, лингвисты с некоторой подготовкой в ​​других соответствующих дисциплинах готовы искать ответы на такие вопросы, как:

  • Как можно проанализировать и написать ранее неизученный язык?
  • Как лучше всего преподавать и изучать иностранные языки?
  • Как можно синтезировать речь на компьютере или как можно запрограммировать компьютер, чтобы понимать человеческую речь?
  • Как можно проанализировать и исправить языковые проблемы людей с дефектами речи?
  • Как решать лингвистические вопросы в юридических вопросах?

Подполя лингвистики

Язык — это многослойное явление, от звуков, которые издают говорящие, до значений, которые эти звуки выражают. Область лингвистики состоит из нескольких подполей. Большинство профессиональных лингвистов становятся специалистами в одной или нескольких из этих областей. Основные из них:

Фонетика

Исследование звуков речи. Фонетики изучают как производство речевых звуков речевыми органами человека ( артикуляционная фонетика ), так и свойства самих звуков ( акустическая фонетика). Фонетиков волнуют такие вопросы, как:

  • Какие звуки из всего того, что могут издавать люди, действительно существуют в языках мира?
  • Что особенного определяет разные «акценты»?
  • Можно ли распознать говорящих по «отпечаткам голоса»?
  • Какие свойства звуков можно применить в компьютеризированном синтезе речи?
Фонология

Изучение звуковых систем языка. Фонологи занимаются такими вопросами, как:

  • Что звучит контрастирует на одном языке, но не на другом (ответы на такие вопросы объясняют, почему у испаноговорящих есть проблемы с разницей между английским sh и ch , или почему у англоговорящих есть проблемы с разными звуками «u» во французских словах, таких как rue «улица» и roue «колесо». )?
  • Какие звуки в языке могут или не могут появляться один за другим (например, почему слова могут начинаться с st — на английском языке, но не на испанском)?
  • Как поэты, писатели или тексты песен интуитивно знают, как сопоставить ритм речи с абстрактным ритмическим паттерном поэтического или музыкального метра?
Морфология

Изучение структуры слова. Морфологи исследуют такие вопросы, как:

  • В какой степени способы образования слов являются «продуктивными» или нет (например, почему носители английского языка говорят « прибытия и развлечения , но не * прибытия и * забавы )?
  • Что определяет, когда слова меняют форму (например, почему английский язык должен добавлять — er к прилагательным при сравнении, а иврит не добавляет никакого эквивалента)?
  • Как люди могут программировать компьютеры, чтобы распознавать «корень» слова, отделенный от его «аффиксов» (например,грамм. как компьютер мог распознать ходьбу , ходьбу , ходьбу и ходьбу как «то же самое» слово)?
Синтаксис

Изучение построения языковых единиц большего размера, чем слово. Синтаксики отвечают на такие вопросы, как:

  • Как может количество предложений, которые говорящий может создать, быть бесконечным, даже если количество слов в любом языке конечно?
  • Что делает предложение в гостях у родственников скучным неоднозначным?
  • Почему носители английского языка сочли бы предложение типа « бесцветных зеленых идей, яростно спящих» «грамматическим», даже если оно бессмысленно?
  • Как языки могут выражать одни и те же мысли, даже если они строят свои предложения по-разному (например,грамм. Почему английский Я видел их там означает то же, что и французский je les y ai vus , хотя порядок элементов на французском языке — (я их там видел )?
  • Как люди могут запрограммировать компьютер для анализа структуры предложений?
Семантика

Изучение смысла. Семантики ответят на такие вопросы, как:

  • Как говорящие узнают, что означают слова (например, как узнать, где заканчивается красный и начинается оранжевый )?
  • На чем основаны метафоры (эл.грамм. Почему моя машина — лимон «хорошая» метафора, а моя машина капуста нет)?
  • Что делает предложения типа Я ищу высокого ученика или Студент, которого я ищу, должен быть высоким иметь более одного значения?
  • В предложении типа я сожалею, что он солгал , откуда мы знаем, что на самом деле он солгал?
  • Сколько значений можно найти в предложении типа три студента читают три книги и почему существуют только эти значения?

В дополнение к этим подполям существует ряд других подполей, которые их пересекают:

Историческая лингвистика

Изучение того, как языки меняются с течением времени, с ответом на такие вопросы, как почему современный английский отличается от древнеанглийского и среднеанглийского или что значит сказать, что английский и немецкий «более тесно связаны» друг с другом, чем английский и французский.

Социолингвистика

Изучение того, как язык используется в обществе, с ответом на такие вопросы, как то, что делает одни диалекты более «престижными», чем другие, откуда происходит сленг и почему он возникает, или что происходит, когда два языка объединяются в «двуязычные» сообщества.

Психолингвистика

Изучение того, как язык обрабатывается в уме, с ответом на такие вопросы, как то, как мы можем слышать ряд языковых шумов и понимать их, как дети могут научиться говорить и понимать язык своего окружения так же быстро и легко, как они делают, или чем люди с патологическими языковыми проблемами отличаются от людей с «нормальным» языком.

Нейролингвистика

Изучение фактического кодирования языка в головном мозге с ответом на такие вопросы, как в каких частях мозга хранятся различные аспекты языка, как на самом деле хранится язык, что физически происходит в мозге, когда язык обрабатывается, или как мозг компенсирует повреждение определенных участков.

Компьютерная лингвистика

Изучение и понимание языка включает вычисление свойств этого языка, которые описаны в его фонологии, синтаксисе и семантике.Задача описания этого процесса связывает лингвистику с вычислительными проблемами на очень фундаментальном уровне. Как можно вычислить синтаксические структуры на основе разговорного языка, как распознать семантические отношения и как можно получить эти вычислительные навыки?

Что такое лингвистика? | Мировые языки и литературы

Факультет мировых языков и литературы в Университете Западного Мичигана предлагает различные курсы лингвистики.

Лингвистику часто называют «наукой о языке», изучает способность человека общаться и организовывать мысли с помощью различных инструментов (голосовой тракт для разговорных языков, руки для языков жестов и т. Д.) и включающие в себя различные абстрактные и тактильные компоненты.

Языкознание смотрит на:

  • Общее явление человеческого языка.
  • Различные семейства языков (например, германские, включая английский, немецкий, голландский и скандинавский, среди других).
  • Определенные языки (например: арабский, китайский и французский).
  • Коммуникативные коды или поведение, которые не так четко определены (пример: язык недавних иммигрантов, способы, которыми двуязычные выбирают тот или иной язык в определенных условиях).

Лингвистика — это гуманитарная наука, фактически одна из основополагающих дисциплин в западной интеллектуальной традиции, и ее можно сравнить с такими программами, как социология, психология или антропология.

Как и во всех гуманитарных науках, в лингвистике существует несколько подполей :

  • Фонетика (изучение звуков речи)
  • Фонология (как организованы эти звуки)
  • Морфология (как звуки организованы в смысловые единицы)
  • Прагматика (отношения между языковыми знаками и пользователями языка)
  • Семантика (изучение самих значений)
  • Социолингвистика (взаимодействие языка и людей или коллективов)
  • Синтаксис (как единицы значения объединяются для создания высказываний)

Из-за своей междисциплинарной природы лингвистика и лингвисты часто интегрируются в такие дисциплины, как коммуникации, социология, история, литература, иностранные языки, педагогика и психология.

Зачем изучать лингвистику?

Изучение лингвистики позволяет человеку лучше понять мир вокруг него или него, поскольку этот мир постоянно фильтруется и организуется языком.

  • Как вы разговариваете сами с собой? Другим?
  • Как вы организовываете свой день?
  • Как вы представляете себе свое существование и существование других?

Когда вы видите что-то интересное или шокирующее, когда вы пытаетесь вспомнить факт или обстановку, выразить гнев или любовь, вы делаете это с помощью языка.Когда вы читаете, поете, учитесь, пишете, болтаете или мечтаете, язык находится в центре вашего опыта. Изучение лингвистики — это исследование не только слов или звуков, но и самого сердца человечества.

Преимущества

Изучение лингвистики дает много преимуществ.

  • Учителя английского или других языков могут лучше понимать свой предмет.
  • Люди, общающиеся с другими людьми — своей или другой культуры — могут стать более эффективными и убедительными.
  • Консультанты и посредники могут узнать ценность таких скрытых вещей, как аффект или интонация.
  • Люди в бизнесе могут лучше понять роль языка в их контактах и ​​общении.
  • Историки и политики могут видеть роль, которую играет язык и взгляды людей на язык в прошлых и настоящих событиях.
  • Понимание того, что язык является мощной силой, и получение интеллектуальных инструментов, позволяющих проникнуть за пределы повседневного наблюдения, вполне может укрепить международную дружбу и помочь сообществам и отдельным людям лучше понимать и уважать друг друга.

Наконец, лингвистика — это развлечение, и вы станете более разносторонним человеком и сможете говорить интересные вещи. Вы когда-нибудь задумывались, почему такие предложения, как «друг, с которым я пришел на вечеринку», неверны (по крайней мере, по словам вашего школьного учителя английского языка)? Вас смущает сослагательное наклонение в испанском или французском, а также использование дательного или винительного падежа в немецком языке? Вы задаетесь вопросом, почему так много людей изучают английский язык, но почему так мало англоговорящих изучают другие языки? Все это вопросы, которые волнуют сердца лингвистов, и, хотя у нас не всегда есть ответы, нам определенно нравится пытаться их найти.

Фонетика | лингвистика | Британника

Фонетика , изучение звуков речи и их физиологического производства и акустических качеств. В нем рассматриваются конфигурации речевого тракта, используемые для воспроизведения звуков речи (артикуляционная фонетика), акустические свойства звуков речи (акустическая фонетика) и способ комбинирования звуков для образования слогов, слов и предложений (лингвистическая фонетика). .

Артикуляционная фонетика

Традиционный метод описания звуков речи основан на движениях голосовых органов, которые их производят.Основными структурами, играющими важную роль в речи, являются легкие и дыхательная система, а также органы голоса, показанные на рисунке 1. Воздушный поток из легких проходит между голосовыми связками, которые представляют собой две небольшие мышечные складки, расположенные в гортани. в верхней части трахеи. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. Если голосовые связки разнесены, как это обычно бывает при выдохе, воздух из легких будет иметь относительно свободный проход в глотку (см. Рис. 1) и в рот.Но если голосовые связки отрегулированы так, чтобы между ними был узкий проход, воздушный поток заставит их всасывать их вместе. Как только они будут вместе, поток воздуха прекратится, и давление под ними будет расти, пока они снова не разлетятся на части. Затем поток воздуха между ними заставит их снова всосаться вместе, и цикл вибрации будет продолжаться. Говорят, что звуки, производимые при вибрации голосовых связок, являются голосовыми, в отличие от тех, в которых голосовые связки разделены, которые считаются безголосыми.

Дыхательные пути над голосовыми связками вместе известны как голосовые тракты. Для фонетических целей они могут быть разделены на ротовой тракт во рту и глотке и носовой тракт в носу. Многие звуки речи характеризуются движениями нижних артикуляторов — т. Е. языка или нижней губы — к верхним артикуляторам в ротовом тракте. Верхняя поверхность включает несколько важных структур с точки зрения производства речи, таких как верхняя губа и верхние зубы; На рисунке 1 показано большинство обычно используемых терминов. Альвеолярный гребень — это небольшой выступ сразу за верхними передними зубами, который легко прощупывается языком. Большая часть неба образована твердым небом спереди и мягким небом или велумом сзади. Мягкое небо — это мышечный лоскут, который можно приподнять, чтобы перекрыть носовые пути и предотвратить выход воздуха через нос. Когда он поднимается так, что мягкое небо прижимается к задней стенке глотки, говорят, что это закрытие великом.В нижней части мягкого неба находится небольшой висячий придаток, известный как язычок.

Как видно из рисунка 1, существуют также определенные названия для разных частей языка. Наконечник и лезвие — самые подвижные части. За клинком находится так называемая передняя часть языка; на самом деле это передняя часть тела языка, которая лежит под твердым нёбом, когда язык находится в состоянии покоя. Остальную часть тела языка можно разделить на центр, который частично находится под твердым небом, а частично — под мягким небом; спина, которая находится под мягким небом; и корень, который находится напротив задней стенки глотки.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Основное деление звуков речи — это гласные и согласные. Фонетикам было трудно дать точное определение артикуляционного различия между этими двумя классами звуков. Большинство авторитетов согласятся с тем, что гласный — это звук, который издается без каких-либо серьезных ограничений в речевом тракте, так что воздух проходит относительно свободно. Это тоже слоговое письмо.Это описание неудовлетворительно, поскольку до сих пор не сформулировано адекватное определение понятия «слоговое письмо».

Согласных

При образовании согласных воздушный поток через голосовой тракт каким-то образом затруднен. Согласные можно классифицировать по месту и способу возникновения этого препятствия. Некоторые из возможных мест артикуляции обозначены стрелками, идущими от одного из нижних артикуляторов к одному из верхних артикуляторов на рисунке 1. Основные термины, которые требуются при описании английской артикуляции, и структуры речевого тракта, которые они включают: двугубные, две губы; зубной, кончик языка или лезвие и верхние передние зубы; альвеолярный, кончик языка или лезвие и гребень зубов; ретрофлекс, кончик языка и задняя часть зубного гребня; небно-альвеолярный, язычок и задняя часть зубного гребня; небные, передняя часть языка и твердое небо; и велярная, спинка языка и мягкое небо. Дополнительные места артикуляции, показанные на рисунке 1, необходимы при описании других языков. Обратите внимание, что термины для различных мест сочленения обозначают как часть нижних артикуляторов (, т. Е. нижняя губа и язык), так и часть задействованных верхних суставных структур. Таким образом, веляр обозначает звук, в котором задействованы задняя часть языка и мягкое небо, а ретрофлексия подразумевает звук, затрагивающий кончик языка и заднюю часть альвеолярного гребня.Если необходимо различать звуки, издаваемые кончиком языка, и звуки, издаваемые лезвием, можно использовать термины апикальный (кончик) и пластинчатый (лезвие).

Существует шесть основных способов артикуляции, которые можно использовать в этих местах артикуляции: стоп, фрикативный, аппроксимантный, трель, постукивание и латеральное.

2.1 Как люди производят речь — основы лингвистики

Фонетика изучает человеческую речь. Речь производится путем подачи воздуха из легких в гортань (дыхание), где голосовые складки могут оставаться открытыми, чтобы воздух мог проходить через них, или могут вибрировать, чтобы издать звук (фонация). Затем воздушный поток из легких формируется артикуляторами во рту и носу (артикуляция).

Проверь себя

1. Какая озвучка последнего звука в слове суп ?

2. Какая озвученность последнего звука в слове жизнь ?

3. Какая озвучка последнего звука в слове кажись ?


Видео скрипт

Область фонетики изучает звуки человеческой речи.Когда мы изучаем звуки речи, мы можем рассматривать их с двух сторон. Акустическая фонетика , помимо лингвистики, также является разделом физики. Он связан с физическими, акустическими свойствами звуковых волн, которые мы производим. Мы поговорим об акустике звуков речи, но нас в первую очередь интересует артикуляционная фонетика , то есть то, как мы, люди, используем свое тело для воспроизведения звуков речи. Для воспроизведения речи нужны три механизма.

Первый — это источник энергии.Все, что издает звук, требует источника энергии. Для звуков человеческой речи воздух, исходящий из наших легких, обеспечивает энергию.

Второй — источник звука: воздух, выходящий из легких, попадает в гортань. Положите руку на переднюю часть горла и осторожно ощупайте костную часть под кожей. Это передняя часть вашего гортани . На самом деле он сделан не из кости; это хрящи и мышцы. На этом снимке показано, как выглядит гортань спереди.

Автор Олек Ремеш (wiki-pl: Orem, commons: Orem) [CC BY-SA 2.5-2.0-1.0 (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5-2.0-1.0)], через Wikimedia Commons

На следующем снимке показан вид человека в горло.

Автор OpenStax College [CC BY 3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by/3.0)], через Wikimedia Commons

Здесь вы видите, что отверстие гортани может быть прикрыто двумя кусочками кожи треугольной формы. Их часто называют «голосовыми связками», но на самом деле они не похожи на шнуры или струны. Лучшее название для них — голосовых складок .

Отверстие между голосовыми складками называется голосовой щелью .

Мы можем управлять своими голосовыми связками, чтобы издавать звук. Я хочу, чтобы вы опробовали это, поэтому найдите время и закройте дверь или убедитесь, что рядом нет никого, кого вы могли бы побеспокоить.

Сначала я хочу, чтобы вы произнесли слово э-э . А теперь скажи это еще раз, но остановись на полпути, Uh- . Когда вы это делаете, вы закрываете свои голосовые связки, сводя их вместе. Это остановит прохождение воздуха через ваш голосовой тракт.Эта небольшая тишина в середине uh-oh называется остановкой голосовой щели, потому что воздух полностью останавливается, когда голосовые складки закрываются от голосовой щели.

Теперь я хочу, чтобы вы открыли рот и тихо выдохнули, хааааааа . Когда вы это делаете, ваши голосовые связки открываются, и воздух свободно проходит через голосовую щель.

Теперь выдохните еще раз и скажите аааа , как будто врач смотрит вам в горло. Чтобы издать звук аааа , вы держите свои голосовые связки близко друг к другу и быстро их вибрируете.

Когда мы говорим, мы издаем одни звуки с раскрытыми голосовыми связками, а другие — с вибрирующими голосовыми связками. Снова положите руку на переднюю часть гортани и издайте длинный звук SSSSS . Теперь переключитесь и издайте звук ZZZZZ . Вы можете почувствовать вибрацию гортани на ZZZZZ , но не на SSSSS . Это потому, что [s] — это безмолвный звук , созданный с открытыми голосовыми связками, а [z] — это голос , при котором мы вибрируем голосовыми связками.Сделайте это еще раз и почувствуйте разницу между озвученным и глухим.

Теперь уберите руку с гортани, заткните уши и снова издайте два звука с заткнутыми ушами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *