Как определить грамматическое значение словосочетания – Прочитайте словосочетания. Укажите в них главные и зависимые слова. Определите грамматическое значение словосочетаний. Составьте

7.5. Словосочетание

Словосочетание как единица синтаксиса. Теория словосочетания разработана главным образом в русской лингвистике. Зарубежная лингвистика понятием словосочетания пользуется ограниченно, употребляя в необходимых случаях близкий, но более широкий по смыслу термин «синтагма». Истоки учения о словосочетании в русской лингвистике восходят к Ф.Ф. Фортунатову, который считал словосочетание основной единицей синтаксиса. Дальнейшее развитие вопросы словосочетания получили в работах А.А. Шахматова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и других лингвистов.

В современном языкознании под словосочетанием обычно понимают два или несколько: знаменательных слов, объединенных подчинительной синтаксической связью. В отличие от предложения, которое служит средством сообщения, словосочетание выступает средством номинации. Вместе с тем словосочетание связано с предложением, так как функционирует оно в его составе, подвергаясь различного рода изменениям формального и семантического характера.

Словосочетание имеет грамматическую форму и собственное грамматическое значением. Одним из основных признаков грамматической формы словосочетания является грамматическая зависимость в нем одного слова от другого. Грамматически главенствующее слово составляет г стержневой (главный) компонент словосочетания, а грамматически подчиненное слово — его зависимый (подчиненный) компонент. Грамматическая зависимость

 Конец страницы 208 

 Начало страницы 209 

слов в словосочетаниях, выраженная определенными формальными средствами, называется подчинительной связью. Выделяют три типа подчинительной связи — согласование, управление и примыкание.

Согласование- это подчинительная связь, при которой грамматические значения стержневого компонента повторяются в зависимом слове:

темный лес, бушующий ураган, мой карандаш, первая командировка. При согласовании изменение главенствующего слова приводит к изменению зависимого компонента:темного леса, бушующего урагана, моему карандашу, первой командировкой. Число грамматических значений, повторяющихся в подчиненном компоненте, зависит как от количества грамматических значений главного слова, так и от количества грамматических категорий, свойственных подчиненному компоненту. Так, в русском языке полные прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже{черная роза, черной розы, черные розы), существительные-приложения — только в числе и падеже{женщина-врач, женщины-врачи).

Управление — это подчинительная связь, при которой стержневой компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме:рубить березу, строить дом, зарасти травой, вера в победу, уверенный в успехе, вдалеке от дома.

При управлении изменение формы стержневого слова не вызывает изменения формы зависимого слова. В качестве главного слова может выступать любое знаменательное слово. В индоевропейских языках управление проявляется чаще всего в присоединении к стержневому компоненту существительного с предлогом или без предлога в определенном косвенном падеже.

Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимый компонент присоединяется к главному слову без каких-либо изменений своей формы:заниматься вместе, разговаривать негромко, сидеть согнувшись. Примыкание наиболее характерно для сочетаний с неизменяемыми словами в качестве зависимого компонента, поэтому оно широко распространено в аналитических языках, а из индоевропейских — в английском языке. Термин «примыкание» употребляется прежде всего в русской

 Конец страницы 209 

 Начало страницы 210 

грамматике, в то время как в ряде других грамматик, например, английской и французской, этот термин не используется.

Грамматическим значением словосочетания называют синтаксические отношения между его компонентами, вытекающие из номинативной природы словосочетания. Стержневой компонент обозначает предмет, явление, процесс или качество, а зависимый компонент уточняет, конкретизирует их. Выделяют следующие основные типы синтаксических отношений, формирующие грамматические значения словосочетаний: атрибутивные, объектные, обстоятельственные и субъектные отношения.

Атрибутивные, илиопределительные, отношения типичны для словосочетаний, представленных семантико-синтак-сической моделью предмет + его признак:красивый дом, корзина с грибами, желание учиться. Общее грамматическое значение таких словосочетаний —атрибутивность.

Словосочетания с объектными отношениями между компонентами характерны для словосочетаний с моделью действие или признак + предмет или лицо, по отношению к которым они проявляются:

печатать книгу, косить траву, получение стипендии, сажать деревья, верить товарищу, помогать другу, склонный к анализу, крепче стали. Грамматическое значение подобных словосочетаний —объектность.

Разнообразны словосочетания с обстоятельственными отношениями: действие или признак + их качественная или количественная характеристики —громко петь, одеваться со вкусом; действие или признак + место их проявления —бежать по тропинке, вблизи дороги; действие или признак + время их проявления —прийти своевременно, всегда добрый; действие или признак + причина их возникновения или цель проявления —отсутствовать по болезни, поехать учиться и другие модели. Общее грамматическое значение этих типов словосочетаний —обстоятельственность.

Субъектные отношения свойственны словосочетаниям, в которых главное слово называет действие или состояние, а зависимое обозначает субъекта действия или носителя состояния:

рассказ преподавателя, доброта матери, приход весны, удар

 Конец страницы 210 

 Начало страницы 211 

грома, блеск молнии. Словосочетания подобного типа характеризуются грамматическим значениемсубъектности.

Иногда выделяют и другие типы семантико-синтакси-ческих отношений между членами словосочетания: количественные мешок картошки, много друзей, несколько человек, комплетивные (восполняющие) отношения, характерные для словосочетаний с максимальной спаянностью компонентов, —десять дней, стая уток, стать героем и некоторые другие типы отношений. Комплетивные сочетания выступают в большинстве случаев как синтаксически нечленимые словосочетания, так как главный компонент, ввиду его смысловой недостаточности или неопределенности, не может употребляться без распространителя. Кроме отмеченных, выделяют также смешанные типы отношений — объектно-определительные, определительно-обстоятель-ственные и ряд других отношений.

Словосочетания отличают от других сочетаний слов. Не включают в разряд словосочетаний ряды однородных сочетаний слов. Они противопоставляются словосочетаниям по такому существенному признаку, как сочинительная связь. В то же время некоторые авторы рассматривают ряды однородных слов как словосочетания, но только с сочинительной связью, например: березы, дубы и сосны, города и сёла, велосипед и мотоцикл. Словосочетания как объединения знаменательных слов противопоставляют аналитическим формам слов — сочетаниям знаменательных слов с незнаменательными, служебными словами. В русском языке в аналитические сочетания слов входят: формы степеней сравнения прилагательных и наречий-более удобный, самый удачный, более сильно, менее ярко; предложно-падежные формы имени существительного —

около леса, вследствие болезни, в саду, в течение года; глагольные формы будущего сложного времени, сослагательного и повелительного наклонений —буду читать, читал бы, пусть читает.

Классификация словосочетаний. Существуют разнообразные классификации словосочетаний по различным признакам: морфологической принадлежности главного компонента, количеству компонентов, семантической членимости компонентов и некоторым другим основаниям.

 Конец страницы 211 

 Начало страницы 212 

По морфологической принадлежности главного коммпо-нента словосочетания делят на глагольные, именные и наречные. Глагольные словосочетания имеют в качестве главного компо-нента спрягаемые и неспрягаемые формы глагола:читать книгу, бегать за покупками, идти вперед, учиться плавать, лежа на боку. Именные словосочетания образуются всеми именными частя-ми речи — существительными, прилагательными, числительными, местоимениями:

борьба за мир, решение выступить, интересная книга, зеленая трава, способный понять, десять страниц, она с характером. Наречные словосочетания имеют в качестве главного компонента наречия:низко над землей, удивительно ярко, приятно сознавать.

По количеству компонентов словосочетания бывают двухкомпонентными (простыми) и многокомпонентными (сложными). Простое словосочетание может состоять из двух знаменательных слов или знаменательного слова и семантически нечленимого сочетания:яркий свет, играть в шахматы, ребенок с ямочками на щеках. Сложное словосочетание состоит из трех и более компонентов, находящихся в соподчинении или последовательном подчинении:дарить цветы любимым, покупать старые книги, чтение интересной детской книги, громкое чтение книги в аудитории.

По степени семантической спаянности компонентов различаются синтаксически членимые и нечленимые словосочетания. В членимых словосочетаниях каждый компонент является структурно и семантически достаточным для функционирования в роли отдельного члена предложения. Большинство простых и сложных словосочетаний синтаксически членимы. В нечленимых словосочетаниях, ввиду семантической недостаточности стержневого компонента, смысловую нагрузку несет зависимый компонент, а все словосочетание функционирует как один член предложения. Таковы в русском языке сочетания с модальными глаголами и зависимым инфинитивом, количественноименные сочетания с числительными или существительными со значением совокупности, меры, объема:

стал анализировать, должен написатъ, три книги, масса впечатлений, литр воды.

 Конец страницы 212 

 Начало страницы 213 

«Словосочетания, их строение и грамматическое значение»

Дата:

Класс: 8

Предмет: русский язык

Тема урока: Словосочетания, их строение и грамматическое значение.

Цели урока:
— обобщение и расширение полученных знаний по теме «Словосочетание»;
— развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
— воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.
Задачи урока: -выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;
-обеспечить условия для формирования знаний о способах связи слов в словосочетании, формирования умений определять способы связи слов в словосочетании;
— самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
— развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Использованные приемы:
— мозговой штурм, таблица «Знаю – хочу знать – узнал», «кластер»;

Ход урока:

I. Организационный момент.
1. Приветствие.

2. Объявление темы и цели. Мотивация.

— Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Проверка домашнего задания. «Мозговой штурм»

— Что изучает синтаксис?

— Для чего служит пунктуация?

-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение) 
— Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль) 

III. Деление на группы: *** предлагаю вам встать, взять за руку соседа, держать крепко, крепкое рукопожатие.

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

IV Актуализация опорных знаний и действий учащихся 

Какие ассоциации вызывает слово Родина? (дом, место, где родился, столица и т.д.)

Оформление тетрадей: — Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Строение и грамматическое значение словосочетания.

Работа в парах:

1. Попробуйте, поработав в паре, записать словосочетания со словом Родина, выделить главное и зависимое слово: (Моя Родина, любимая Родина, дорогая Родина, многострадальная Родина…) 

-Что вы составили? (Словосочетания) 

V. Проблемное объяснение нового знания.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречным.

Строение словосочетания.

Словосочетания

Сочинительные Подчинительные

День и ночь

сущ. + сущ.

День и ночь в полях бушевала вьюга.

(однородные обстоятельства)

Решаем задачи

Глаг. + сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

(Сказуемое и дополнение)

Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

2. Заполнение таблицы: «Знаю – хочу знать – узнал»

— Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

Связь в словосочетании – подчинительная.

VI. Закрепление и практическое применение знаний.

Упражнение №1

Распределите словосочетания по столбикам таблицы.

Сочинительные

Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет

2. Грамматическое значение словосочетания.

Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать очень много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.

2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.

3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака.

Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Грамматическое значение словосочетания

Примеры

Предмет и его признак

Большой дом,

Яркий свет,

Интересная книга

Действие и предмет

Построить дом

Читать книгу

Решать задачу

Действие и его признак

Бегать быстро

Говорить громко

Писать грамотно

Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

Упражнение №2 — Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

3 — Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.

Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.

VIII. Домашнее задание:

приготовиться к тестированию

 

 

 

Разработка урока по теме «Словосочетание. Грамматическое значение словосочетаний».

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕСИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)

1.каша из гречки _________________________ 
2. снаряд для спортсменов _____________________
3. тропинка в гору__________________________ 
4. человек без совести______________________
5. вопрос по литературе______________________
6. гостиница при вокзале________________________ 
7. костюм в полоску_______________________ 
8. кусты сирени_____________________________ 
9. совет отца______________________________
10. ком снега___________________________
11. судьба матери________________________
12.занятия музыкой_________________________
13.собака с гладкой шерстью___________________ 
14.ружьё с двумя стволами___________________
15.парень с рыжими волосами________________ 
16.особняк в три этажа_______________________
17.девушка двадцати лет______________________

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕСИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)

1.каша из гречки _________________________ 
2. снаряд для спортсменов _____________________
3. тропинка в гору__________________________ 
4. человек без совести______________________
5. вопрос по литературе______________________
6. гостиница при вокзале________________________ 
7. костюм в полоску_______________________ 
8. кусты сирени_____________________________ 
9. совет отца______________________________
10. ком снега___________________________
11. судьба матери________________________
12.занятия музыкой_________________________
13.собака с гладкой шерстью___________________ 
14.ружьё с двумя стволами___________________
15.парень с рыжими волосами________________ 
16.особняк в три этажа_______________________
17.девушка двадцати лет______________________

Строение и грамматическое значение словосочетаний

Строение и грамматическое значение

словосочетаний

Цель урока: показать ученикам строение словосочетаний, научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: просклонять имена собственные: Анастасия, Василий.

(И. Анастасия, Василий

Р. Анастасии, Василия

Д. Анастасии, Василию

В. Анастасию, Василия

Т Анастасией, Василием

П. об Анастасии, о Василии.)

Повторить особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие.

II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упр. 52, определение стиля текстов (публицистический).

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

(Можно использовать вступительную статью к разделу «Синтаксис и пунктуация».)

Тема «Синтаксис и пунктуация» рассчитана для изучения не только в 8-м, но и в 9-м классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем — сложным предложением.

Начнем со словосочетаний — синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган). Прочитайте его. Вне контекста, то есть вне окружения неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (о́рган и орга́н — омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Кроме того, слово о́рган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:

орган печати (газета), орган зрения (глаз), служить в органах (например, в милиции), органы здравоохранения, слушать орган.

Дома уточните происхождение и значения этих слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

Примечание. Если есть время, можно сделать эту работу на уроке. Интересно, что оба слова происходят от одного и того же греческого слова organon — орудие, инструмент. Слово о́рган имеет несколько значений:

1) часть организма, выполняющая определенную функцию: орган речи, органы кровообращения; 2) учреждение, исполняющее определенные функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти; 3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному образованию и отражающее его взгляды и деятельность): орган демократической партии.

Орга́н — духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Однокоренные слова к слову о́рганорганизация, организовать, организованный, организаторский, организационный, организатор, организм, организованно, организованность, органика, органический, органичный, оргстекло и т. д.

К слову орга́н органист, органистка, органчик, органный.

Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т. е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.

2. Определение словосочетания, его строение.

1) Попробуйте дать определение словосочетания. (Словосочетание — два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.)

Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода, погода в апреле. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.

2) Упр. 60 — устно.

3. Признаки словосочетания.

1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так, «около дома» не является словосочетанием, это существительное с предлогом, а предлог — служебная часть речи.

2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, «летит и кружится» — два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.

3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. «Ветер стих» не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний.

Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение — «прил. + сущ.», преодолеть препятствие — «глаг. + сущ.», увлекаться спортом — «глаг. + сущ.», слишком быстро — «нареч. + нареч.» и т. д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе — «прил. + предлог + местоим. в дат. п.». Местоимение выражает зависимость от главного слова формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т.д.

По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово — имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его формы) и наречные (главное слово — наречие).

IV. Закрепление изученного

1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 61 — разобрать устно.

2. Строение словосочетаний. Упр. 62: первую часть разобрать устно, записать на доске, вторую часть письменно в тетрадях.

3. Конструирование словосочетаний. Упр. 63 устно.

4. Работа над речевыми нормами. Упр. 64 — комментировать «по цепочке», выполнить в тетрадях. Сложные случаи записать на доске.

V. Словарная работа

Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.

Домашнее задание. §7 (с. 28-29), упр. 65, 67.

Строение и грамматическое значение словосочетаний

hello_html_177d98ae.gifhello_html_m4f841947.gifhello_html_m695a8987.gifhello_html_37e138d4.gifhello_html_m20419abd.gifМакушева Елена Геннадьевна

Предмет: русский язык и литература

Карасуский район

ГУ «Карасуская средняя школа»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Цели урока:
— обобщение и расширение полученных знаний по теме «Словосочетание»;
— развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
— воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.

Задачи урока: -выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;
-обеспечить условия для формирования знаний о способах связи слов в словосочетании, формирования умений определять способы связи слов в словосочетании;
— самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
— развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.

  • Планируемые результаты:
    1.Личностные: — стремиться к совершенствованию собственной речи; — испытывать потребность в самовыражении через слово; -толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.
    2.Метапредметные. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать тему; -сравнивать и анализировать, выделять главное; -устанавливать причинно-следственные связи.
    Регулятивные УУД: — определять цель, проблему в деятельности; — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; -осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.
    Коммуникативные УУД: -уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; — различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
    3.Предметные результаты: — систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

  • Использованная технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо; критериальное оценивание; коллаборативное обучение.

  • Использованные приемы:
    — мозговой штурм, таблица «Знаю – хочу знать – узнал», «кластер»;

Ход урока:

I. Организационный момент.
1. Приветствие.

2. Объявление темы и цели. Мотивация.

3. Психолог.настрой.

— Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Проверка домашнего задания. «Мозговой штурм» (стадия вызова)

— Что изучает синтаксис?

— Для чего служит пунктуация?

-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение) 
— Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль) 

III. Деление на группы: *** предлагаю вам встать и образовать круг, взять за руку, держать крепко, крепкое рукопожатие.

  • Ученики определяют тему – «Словосочетание».

  • Произнесите, пожалуйста, все вместе: «Я люблю свой Казахстан»

  • Теперь каждый по очереди произнесите каждое слово из предложения отдельно.

  • Вот таким образом у нас получилось 4 группы. Рассаживаемся все на свои места.

  • Вспоминаем правила работы в группе.

  • Распределите роли самостоятельно: лидер, оценщик, тайм-аут и художник.

IV Актуализация опорных знаний и действий учащихся 

  • Какие ассоциации вызывает слово Родина? (дом, место, где родился, столица, Астана, Байтерек и т.д.)

  • Оформление тетрадей: — Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Строение и грамматическое значение словосочетания.

  • Работа в парах:

1. Попробуйте, поработав в паре, записать словосочетания со словом Родина, выделить главное и зависимое слово: (Моя Родина, любимая Родина, дорогая Родина, многострадальная Родина…) 

-Что вы составили? (Словосочетания) 

V. Проблемное объяснение нового знания.

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

Строение словосочетания.

Словосочетания

Сочинительные

Подчинительные

День и ночь

сущ. + сущ.

День и ночь в полях бушевала вьюга.

(однородные обстоятельства)

Что?

Х

Решаем задачи

Глаг. + сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

(Сказуемое и дополнение)

Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

2. Заполнение таблицы: «Знаю – хочу знать – узнал»

— Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

  1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

  2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

  3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

  4. Связь в словосочетании – подчинительная.

VI. Закрепление и практическое применение знаний.

(слайды № 5,6)

Упражнение №1

Распределите словосочетания по столбикам таблицы.

Сочинительные

Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.

Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать очень много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Грамматическое значение словосочетаний

1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.

2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.

3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака.

Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

(Слайд № 8)

Грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетания

Примеры

Предмет и его признак

Большой дом,

Яркий свет,

Интересная книга

Действие и предмет

Построить дом

Читать книгу

Решать задачу

Действие и его признак

Бегать быстро

Говорить громко

Писать грамотно

Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

Упражнение №2 — Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

(слайд № 11)

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.

(слайд № 12)

4. Выводы.

  • Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.

  • Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

VII. Рефлексия. Итог урока:

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

  • Что нового узнали сегодня на уроке?

  • Какая информация была полезной?

  • Что показалось трудным?

  • Интересно ли было работать?

  • Кто был лидером в группе?

  • Как вы оцениваете свою работу?

  • Всё ли у вас получилось так, как планировали?

VIII. Домашнее задание — §____; создать кластер о словосочетании, приготовиться к тестированию

IX. Озвучивание оценок оценщиками групп.

ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭМОЦОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА УРОКЕ.

Также подойдите к нашему градуснику и оцените своё самочувствие на уроке. Вы видите критерий на доске.

  • Закрепите стикер в том месте температуры, соответствующем вашему самочувствию: 36,6 или рядом – нормальное, практически такое же, как и вначале, урок особо ничего нового не дал; выше – урок зарядил энергией и энтузиазмом, хочется что-то делать; ниже – урок прошел скучно и вяло, чуть не заснул.

Молодцы! Спасибо за работу!

какие грамматические значения словосочетаний вы знаете?

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Словосочетание — два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически. Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Словосочетание состоит из «Главного» и «Зависимого» слова. В языке выделяется три общих типа словосочетаний ( по морфологическим свойствам главного слова) : глагольные, именные, наречные. &lt;Читаю газету. Очень интересный. Совсем рядом&gt; В словосочетании слова связываются тремя способами: Согласование — такая связь при которой зависимое слово имя прилагательное. &lt; Липовая Аллея&gt; Управление — такая связь при которой зависимое слово имя существительное. &lt;встретить друга&gt; Примыкание — такая связь при которой зависимое слово наречие, деепричастие и неопределенная форма глагола. &lt;очень любить&gt; Грамматическое значение словосочетаний связано с их строением. Их три: Определительное — если главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак. &lt;Новая Лодка&gt; Обстоятельственное — если главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — признак этого действия (признака) &lt;бегать быстро&gt; Дополнительное (объектное) — если главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, на который направлены действие или признак. &lt;читать повесть&gt;. Смотри тут.. . <a rel=»nofollow» href=»http://rusgram.narod.ru/1881-1889.html» target=»_blank»>http://rusgram.narod.ru/1881-1889.html</a> <a rel=»nofollow» href=»http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/05.htm» target=»_blank»>http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/05.htm</a> <a rel=»nofollow» href=»http://www.russian.slavica.org/printout73.html» target=»_blank»>http://www.russian.slavica.org/printout73.html</a>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *