Как определить падеж именительный или винительный: Как отличить именительный падеж от винительного – «Как отличить родительный падеж от винительного у существительных?» – Яндекс.Кью

Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мы продолжим разговор об именах прилагательных во множественном числе.

Вы знаете, как-то вечером в очередной раз разгорелся спор между Вирусом и Вирусинкой. Им надо было определить падеж имён прилагательных вот в этих предложениях:

Усталые туристы переходили вброд неширокие горные речки. В воде они видели серебристых юрких рыбёшек, которые тут же рассыпались в разные стороны.

Посмотрите, как определили падежи имён прилагательных наши вирусята. Вот работа Вирусинки:

А вот как определил падежи Вирус:

Вирус заявил, что здесь почти все имена прилагательные, которые отвечают на вопрос какие? и имеют окончания —ые, -ие стоят в именительном падеже. А если имена прилагательные отвечают на вопрос каких? и имеют окончания -ых, -их, то они стоят в родительном падеже. Он даже памятку себе сделал, просклоняв имя существительное «речки» с прилагательными «неширокие» и «горные». В доказательство своей правоты он её и показывал.

Когда Вирусинка спросила, почему всё-таки в первом предложении «неширокие горные речки» у него обозначены именительным, а не винительным падежом, Вирус ответил: «Это потому, что они без предлога!»

Ну и Вирус! У него на всё найдётся ответ. Но верен ли он? Давайте разбираться.

Итак, первое предложение – «Усталые туристы переходили вброд неширокие горные речки». В нём говорится о туристах. Существительное «туристы» в предложении является

подлежащим, значит, оно стоит в именительном падеже. Вы, конечно, помните, что падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, с которым это прилагательное связано по смыслу. Поэтому и имя прилагательное «усталые» стоит в именительном падеже. Здесь и Вирус, и Вирусинка падеж определили верно.

А вот имена прилагательные «неширокие» и «горные» связаны с именем существительным «речки», которое не является подлежащим. Слово «речки» в начальной форме имеет окончание —а – «речка», значит, относится к первому склонению. Попробуем определить его падеж, поставив в единственное число.

Переходили вброд (что?) речку.

Окончание указывает на то, что имя существительное стоит в винительном падеже.

Значит, права была Вирусинка – прилагательные «неширокие» и «горные» в этом предложении стоят в винительном падеже. У имён прилагательных в винительном падеже, как и в именительном, могут быть окончания —ые, -ие. А ссылка Вируса на то, что здесь имя существительное без предлога, абсолютно безосновательна. Ведь существительные в винительном падеже могут употребляться как с предлогом, так и без предлога.

Разбираемся дальше. Следующее предложение – «В воде они видели серебристых юрких рыбёшек, которые тут же рассыпались в разные стороны».

Имена прилагательные «серебристых» и «юрких» связаны с существительным «рыбёшек». Определяем его падеж. Это не подлежащее, значит, стоит не в именительном падеже. Начальная форма слова – «рыбёшка». Первое склонение. Пробуем определить его падеж в предложении,

поставив в форму единственного числа.

Видели (кого?) рыбёшку. И здесь окончание указывает на то, что имя существительное стоит в винительном падеже. А значит, имена прилагательные «серебристых» и «юрких» тоже стоят в винительном падеже. Именно так определила падеж Вирусинка, а Вирус вновь ошибся.

И последнее словосочетание – «в разные стороны». Определяем падеж имени существительного. Рассыпались (во что?) в стороны. Здесь всё просто – вопрос что? с предлогом может быть только в винительном падеже. Значит, и имя прилагательное «разные» тоже стоит в винительном падеже.

Вирус-Вирус, всё-таки иногда ты бываешь очень невнимательным.

Да, действительно, в предложениях в винительном падеже стоят имена прилагательные «неширокие», «горные» и «разные» с окончаниями -ые, -ие, а также «серебристых», «юрких» с окончаниями

-ых, -их.

Но обрати внимание на то, с какими именами существительными связаны эти прилагательные:

Неширокие горные речки, разные стороны.

Серебристых юрких рыбёшек.

Имена прилагательные с окончаниями -ые, -ие в винительном падеже связаны с неодушевлёнными именами существительными, а имена прилагательные с окончаниями -ых, -их – с одушевлёнными именами существительными.

А теперь пришло время и вам, друзья мои, немного попрактиковаться в определении падежей имён прилагательных. Вот перед вами предложения. Найдите в них имена прилагательные, которые стоят во множественном числе, и определите их падеж.

Стройные берёзки раскинули свои тонкие ветви. Тихо шелестят их зелёные листочки. Недалеко от берёзок растут колючие кусты шиповника. Аромат их цветов привлекает мохнатых шмелей и разноцветных бабочек.

Ну что же, пора проверить вашу работу.

Надеюсь, вы не брали пример с Вируса, были внимательны и всё определили верно.

В первом предложении имя прилагательное «стройные» стоит в именительном падеже, а «тонкие» в винительном.

Второе предложение. Прилагательное «зелёные» стоит в именительном падеже.

Третье предложение. И здесь имя прилагательное «колючие» тоже стоит в именительном падеже.

И в последнем предложении прилагательные «мохнатых» и «разноцветных» стоят в винительном падеже.

Вот и подходит к концу наша встреча сегодня. Пришло время повторить то, о чём мы говорили.

Имена прилагательные в форме множественного числа в именительном падеже отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.

Если имена прилагательные в форме множественного числа в винительном падеже связаны с неодушевлёнными именами существительными – они отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.

Если имена прилагательные в форме множественного числа в винительном падеже связаны с одушевлёнными именами существительными – они отвечают на вопрос каких? и имеют окончания -ых, -их.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч!

Тест. Именительный и винительный падежи имён существительных

© 2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru При поддержке проекта http://videouroki.net

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания — 5 балльная. Разбалловка теста — 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажи, где правда, а где ложь.

Варианты ответов
  • Если в предложении действие направлено на предмет, который называет имя существительное, отвечающее на вопрос что?, то это существительное является второстепенным членом предложения и стоит в винительном падеже.
  • Для того, чтобы отличить именительный падеж от винительного падежа имени существительного в предложении или словосочетании, надо понять — это существительное называет предмет, который выполняет действие, или действие направлено на него.
  • Если в предложении имя существительное, отвечающее на вопрос что?, называет предмет, который выполняет действие, то оно является подлежащим и стоит в именительном падеже.
  • Если имя существительное отвечает на вопрос что?, значит оно стоит в именительном падеже.
  • Имена существительные в именительном и винительном падежах могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.
Вопрос 2

Определи признаки имён существительных в именительном и винительном падежах. 

Варианты ответов
  • Отвечают на вопросы кто? что?
  • Отвечают на вопросы кого? что?
  • У имён существительных 1-го склонения окончания -а, -я.
  • У имён существительных 1-го склонения окончания -у, -ю.
  • У одушевлённых имён существительных мужского рода 2-го склонения нулевое окончание.
  • У одушевлённых имён существительных мужского рода 2-го склонения окончание -а или -я.
Вопрос 3

У каких имён существительных в именительном и в винительном падежах нулевое окончание?

Варианты ответов
  • У неодушевлённых имён существительных мужского рода 2-го склонения.
  • У всех имён существительных мужского рода.
  • У имён существительных 3-го склонения.
  • У имён существительных 2-го склонения.
Вопрос 4

Прочитай строчки из стихотворения В. В. Маяковского. Найди в них имя существительное в винительном падеже и запиши его.

Вопрос 5

Прочитай строчки из стихотворения А. С. Пушкина. Сколько в них имён существительных в винительном падеже?

Вопрос 6

Прочитай предложение. В каком из них имя существительное «слон» стоит не в именительном и не в винительном падеже?

Варианты ответов
  • В цирке выступает дрессированный слон.
  • У дрессированного слона очень умные глаза.
  • Дрессировщик научил слона становиться на задние ноги.
Вопрос 7

Определи падеж имён существительных.

Варианты ответов
  • поймал карася
  • иду через поле
  • дремлет камыш
  • белеет ландыш
  • рисую портрет
Вопрос 8

В каких случаях падеж выделенного имени существительного определён неправильно?

Варианты ответов
  • Из леса доносился крик (В. п.) филина.
  • Первый солнечный луч осветил поляну (В. п.).
  • На каникулах деревенские ребята вели интересную жизнь (В. п.).
  • Солнце (И. п.) по небу гуляло и за тучу забежало.
  • Зубастый крокодил солнце (И. п.) в небе проглотил.
Вопрос 9

Какие окончания могут иметь имена существительные в именительном падеже?

Варианты ответов
  • -а, -я
  • нулевое
  • -ы, -и
  • -о, -е
  • -у, -ю
Вопрос 10

Прочитай отрывок из стихотворения А. В. Кольцова. Сколько в нём имён существительных в именительном падеже?

Именительный, винительный и родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

Добрый день, друзья мои.

Вы знаете, с некоторых пор наш Вирус стал большим поклонником детских стихов Саши Чёрного.

И когда я предложил Вирусу определить падежи имён прилагательных в любых текстах, он взял два отрывка именно из стихов Саши Чёрного и вот как определил падежи имён прилагательных:

Как вы думаете, друзья мои, верно ли Вирус определил падежи имён прилагательных?

Вы уже знаете, на какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном и дательном падежах. И, я надеюсь, не забыли их окончания. Давайте ещё раз их вспомним.

В именительном падеже имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания —ой, -ый, -ий. В среднем роде – вопрос какое? и окончания —ое, -ее.

В родительном падеже имена прилагательные и мужского, и среднего рода отвечают на вопрос какого? Окончания у них – -ого, -его.

В дательном падеже – вопрос какому?, окончания -ому, -ему.

Если судить по этой таблице, то Вирус верно определил падежи имён прилагательных – им соответствуют и вопросы, и окончания. Но. Давайте всё-таки ещё раз всё проверим. Помните ли вы, друзья мои, что падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного?

Итак, читаем первые две строчки первого стихотворения.

Раньше всех проснулся кот,

Поднял рыжий хвост столбом.

В этом предложении говорится о коте. Кто? Кот. Это подлежащее, стоит в именительном падеже. Кот (что сделал?) проснулся и (что сделал?) поднял. Это сказуемые. Поднял (что?) хвост. Действие направлено на хвост, значит слово должно стоять в винительном падеже. Давайте ещё раз проверим падеж, заменив слово «хвост» любым существительным первого склонения, например, словом «коса». Поднял (что?) косу. Без сомнения, окончание указывает на винительный падеж. Значит, и существительное «хвост», и прилагательное «рыжий» тоже стоят не в именительном, а в винительном падеже.

Читаем дальше.

Спинку выпятил горбом

И во весь кошачий рот

Как зевнёт!

Эти строчки являются продолжением предложения. И здесь ещё два сказуемых: кот (что сделал?) выпятил и (что сделает?) зевнёт.

Зевнёт (как?). Ой, это не падежный вопрос. Надо взять вопрос во что? В рот.

Это имя существительное с предлогом, поэтому оно никак не может стоять в именительном падеже. То есть и существительное «рот», и прилагательное «кошачий» также стоят в винительном падеже.

Проверяем падеж имени прилагательного в следующем отрывке.

Два утёнка подцепили дождевого червяка.

Определяем падеж имени существительного. Подцепили (кого?) червяка. Вопрос кого? встречается как в родительном, так и в винительном падеже. Призовём на помощь имя существительное первого склонения «коза».

Подцепили (кого?) козу. И вновь винительный падеж. Так что существительное «червяка» и прилагательное «дождевого» также стоят в винительном падеже.

Не расстраивайся, Вирус, сейчас я помогу тебе во всём разобраться!

Итак, что же получается. В винительном падеже вопросы и окончания имён прилагательных могут быть такими, как в именительном падеже, и такими, как в родительном. А как разобраться, в каком случае использовать вопрос и окончания именительного падежа, а когда родительного?

Друзья мои, присмотритесь повнимательнее к тому, с какими именами существительными связаны эти прилагательные.

В словосочетаниях «рыжий хвост» и «кошачий рот» имена прилагательные отвечают на вопрос какой? Этот вопрос ставится в именительном падеже.

В словосочетании «дождевого червяка» имя прилагательное отвечает на вопрос какого? Этот вопрос ставится в родительном падеже.

Вы поняли, почему так произошло?

Молодец, Вирус, ты быстро сообразил!

* Конечно, если имя прилагательное связано по смыслу с неодушевлённым именем существительным, к прилагательному мужского рода в винительном падеже ставится вопрос какой?, как и в именительном падеже. И окончания у прилагательных могут быть -ой, -ый или -ий.

* У имён прилагательных среднего рода вопрос такой же, как в именительном падеже, – какое?, и окончания -ое или -ее.

 * Если же имя прилагательное связано по смыслу с одушевлённым именем существительным, в винительном падеже к нему ставится вопрос какого?, как в родительном падеже. И окончания у прилагательных – -ого или -его.

Ну что, Вирус, твои ошибки в стихотворных строчках мы исправили. Я надеюсь, ты всё понял.

Осталось только закрепить то, что ты сегодня узнал. А вместе с тобой эту работу я предлагаю выполнить и ребятам.

Вот перед вами несколько предложений.

Люди давно стремились покорить космическ… пространство.

В 1957 г. началась работа по созданию пилотируем… космическ…

корабля.

В 1960 г. запустили космическ… корабль с двумя собаками – Белкой

и Стрелкой, мышами и насекомыми.

Первый космическ… корабль с человеком на борту удалился от Земли

на 327 километров.

А через несколько десятилетий на орбиту запустили космическ…

туриста.

Определите в них падеж имён прилагательных и допишите верные окончания.

Ну что же, Вирус справился с заданием. Осталось только проверить его работу.

Первое предложение: «Люди давно стремились покорить космическое пространство».

Имя прилагательное «космическое» связано с существительным «пространство». Покорить (что?) пространство. Заменим слово «пространство» словом «коса». Покорить (что?) косу. Винительный падеж. Прилагательное «космическое» тоже стоит в винительном падеже и его окончание —ое.

Второе предложение: «В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году началась работа по созданию пилотируемого космического корабля». По созданию (чего?) корабля. Родительный падеж. Имена прилагательные «пилотируемого» и «космического» тоже стоят в родительном падеже и их окончания —ого.

Третье предложение: «В тысяча девятьсот шестидесятом году запустили космический корабль с двумя собаками – Белкой и Стрелкой, мышами и насекомыми».

Запустили (что?) корабль. Именительный или винительный падеж? Заменим «корабль» словом «коса». Запустили (что?) косу. Это винительный падеж, значит и существительное «корабль», и прилагательное «космический» тоже стоят в винительном падеже. А окончание прилагательного – -ий.

Следующее предложение: «Первый космический корабль с человеком на борту удалился от Земли на 327 километров». В этом предложении слова́ «корабль удалился» являются грамматической основой предложения. Значит, «корабль» – это подлежащее, которое стоит в именительном падеже. И имя прилагательное «космический» тоже стоит в именительном падеже и его окончание —ий.

Последнее предложение: «А через несколько десятилетий на орбиту запустили космического туриста».

Слово «туриста» отвечает на вопрос кого? Заменим «туриста» словом «коза». Запустили (кого?) козу. Это винительный падеж. Окончание имени прилагательного – -ого, ведь оно связано с одушевлённым именем существительным.

Молодец, Вирус! Молодцы и все те ребята, которые всё выполнили так же, без ошибок. Ну а если кто-то всё-таки ошибся, не беда! Надо просто понять, запомнить и применять правило:

* Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо определить падеж имени существительного, с которым это прилагательное связано по смыслу.

* К имени прилагательному мужского рода, которое связано по смыслу с неодушевлённым именем существительным, в винительном падеже ставится вопрос какой?, как в именительном падеже. Окончания у прилагательных – -ой, -ый, -ий.

* К имени прилагательному среднего рода в винительном падеже ставится вопрос какое? Окончания у прилагательных – —ое, -ее.

* К имени прилагательному, которое связано по смыслу с одушевлённым именем существительным, в винительном падеже ставится вопрос какого?, как в родительном падеже. Окончания у прилагательных – -ого, -его.

А ещё я хочу обратить ваше внимание на словарные слова, которые встретились в предложениях про освоение космоса. Первое из них – КОСМОС. Ну и родственные этому имени существительному слова: прилагательное «космический» и слова «космонавт» и «космодром».  

А ещё в тексте есть словарное слово «КИЛОМЕТР», в котором часть слова «кило-» обозначает тысячу.

В одном километре тысяча метров.

Такая же часть, кило-, есть и в таких словах, как килОграмм, килОвольт, килОкалория и многих других.

Ну что же, пришло время заканчивать. Друзья мои, не забывайте окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, пишите их правильно. И, конечно, запомните написание словарных слов.

Мы же с Вирусом прощаемся с вами. До новых встреч!

Ответы Mail.ru: Родительный и винительный

Неужели уже первоклассники задают вопросы? ПОСТАВЬ ВОПРОС К СЛОВУ ! Род. кого, чего? (нет) Винительный — кого, что? (вижу) НЕКОТОРЫЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИДЕТ СЛЕДОМ ЗА ДАТЕЛЬНЫМ )))))

Предлоги играют роль. Смотри правила учебник за 3 класс.)))

А с остальными падежами проблем нет? Винит. — кого? что? родительный — кого? чего?

по вопросам-вин. кого? что? род. кого? чего?

винительный падеж прилагательных в мужском роде единственного числа совпадает с формой родительного падежа, если прилагательное относится к одушевленному существительному или местоимению, и с именительным падежом, — если прилагательное зависит от неодушевленного существительного или местоимения.

Тупо подставляй мысленно вместо существительного «лиса». Если получается «лисы» — родительный, «лису» — винительный. Прилагательное в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится. Способ «неофициальный», но никогда не запутаешься.

по вопросам падежей

Именительный падеж в предложении выступает главным членом предложения:, белый снег выпал, яркое солнце взошло. К винительному надо применять вопрос: я вижу (кого, что): белого кота, деревянную дверь, В отличии от родительного, где нужно задавать вопрос: не хватает (кого, чего): белого кота, деревянной двери. Пример: Войдя в дом, я наткнулся на белого кота (деревянную дверь). (в. п.) (Вижу). Я огляделся и не увидел белого кота (Деревянной двери). (р. п.)

смый путевый и понятный ответ, это с «лисой».

имя существительное тебе сказали, а имя прилагательное вроде так р. п какого? и какой? например золотого, широкой в. п какую?, какого? , какой? и какое?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *