Как определить спряжение по начальной форме – Спряжение глаголов в русском языке

Спряжение глаголов | Сайт класса Усмановой Валентины Павловны

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 — 5  КЛАССОВ.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. 

Спряжение – это изменение глагола по наклонениям, временам, лицам и числам.

Глаголы, имеющие  окончания  -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют, относятся к первому спряжению, а глаголы  с   окончаниями   -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят    —  ко второму спряжению. 

Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной форме.

Как определить спряжение глаголов.

1.      Определить, падает ли ударение на окончание глагола. Если окончание ударное, спряжение определить легко (по окончанию).

2.      Если окончание безударное, то можно образовать форму 3 лица множественного числа.  Если в 3 лице множественном числе окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм нужно писать  И, например: знаком.?.те, (они) знакомят, 2 спр., знакомите. Если в 3 лице множественном числе окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм нужно писать  Е, например: рису.?.те, (они) рисуют, 1 спр., рисуете.

3.      Если в 3 лице множественном числе окончание не слышится ясно, ставим глагол в начальную форму. Если в начальной форме глагол оканчивается на – ить, кроме слов: брить стелить, зиждиться,  то это глагол 2 спряжения.

4.      Если в начальной форме глагол оканчивается на – еть, или  на — ать, — ять, — ти,  -уть, ыть, -оть, то это глагол 1 спряжения.

5.      Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на — ить + 11 глаголов – исключений: 4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать: 7 глаголов на  — еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

(вы) мечта.?.те – мечтать, 1 спр., мечтаете

(вы) мечта.?.те – (они) мечтают, 1 спр., мечтаете

(ты) вид.?шь – глагол-исключение, (они) видят, 2 спр., видишь

(ты) вид.?шь – глагол-исключение, видеть, 2 спр., видишь

(вы) обид.?.те– глагол-исключение, обидеть, 2 спр., обидите

(они) бре.?.т — глагол-исключение, брить, 1 спр., бреют

 

serpantin.serpuhov.biz

Как определить спряжение глагола в русском языке? Учим правило легко

Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.

Что такое спряжение глагола?

Спряжение — это как раз та грамматическая категория глагола, которая, определяя его изменение по лицам и числам, диктует, какую букву писать в сомнительном его окончании.

Известно два спряжения глагола: первое и второе соответственно. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании.

Стоит помнить, что глаголы прошедшего времени не имеют спряжения, так как тут просто не в чем сомневаться.

Как определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.

Итак, давайте разбираться.

Чтобы узнать спряжение глагола и определить, какую гласную в его окончании нужно написать, сначала посмотрим, куда в слове падает ударение. Если ударным оказывается окончание, то с гласной сразу все понятно. Она стоит в сильной позиции, и сомнений быть не должно. Спряжение же определяется по самой гласной. Так, если под ударением гласные е, у, ю, то глагол первого спряжения, а если в сильной позиции и, а или я, то глагол второго спряжения.Например: спЯт – гл. 2 спр.; несУт – гл. 1 спр.
Все карты может спутать приставка вы- у глагола. Обычно, ударение всегда падает на нее (например, вЫгорит). В таком случае нужно отбросить помеху и рассматривать слово без приставки.Например: вЫгорит – вы- горит – горИт – гл. 2 спр.
В случае если ударение падает не на окончание глагола, спряжение его определятся по инфинитиву. Для тех, кто забыл: это неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? / что сделать?.Например: глагол (что делает?) рисует – инфинитив (что делать?) рисовать.глагол (что сделает?) скажет – инфинитив (что сделать?) сказать.
Глаголами второго спряжения считаются глаголы, инфинитив которых оканчивается на –ить. Тогда в личных окончаниях глаголы будут иметь гласные и, а, я.Например: трат_т – тратить — трятят, ход_те – ходить – ходите.
К глаголам первого спряжения можно смело относить все остальные глаголы.Например: встан_т – встать – встанет; побор_т – побороть – поборют.
Из каждого правила существуют исключения. Из этого – тоже. Так, к глаголам второго спряжения относятся 4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать – и 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть.Например: смотреть – смотрят, гнать – гонят.
А к глаголам первого спряжения относятся глаголы на –ить: брить, стелить, зиждиться (т.е. основываться), зыбиться (т.е. качаться, колебаться).Например: брить – бреются, зиждиться – зиждется.

Способы запоминания

Спряжение глагола – одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы. Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.

Как определить спряжение глаголов в русском языке,  лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.

1 спр.2 спр.
все остальные глаголыглаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить
искл.: брить стелитьзиждитьсязыбитьсяискл.: гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть

А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Один глагол – два спряжения

Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других – второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.

Например: чтить – чтят (2 спр.) – чту (1 спр.), хотеть – хочет (1 спр.) – хотят (2 спр.).

www.rutvet.ru

Как определить окончание глагола по спряжению

Окончание гла­го­ла быва­ет без­удар­ным. Для того что­бы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние гла­го­ла, дей­ству­ем по без­оши­боч­но­му алго­рит­му.

Глагол обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопро­сы: что делать? что сде­лать?

Это изме­ня­е­мая часть речи в рус­ском язы­ке. Глагол име­ет мно­же­ство форм насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии, напри­мер:

  • я пишу́;
  • дедуш­ка пи́шет;
  • они пи́шут;
  • маль­чик писа́л;
  • девоч­ка будет писа́ть;
  • мы будем писа́ть.

Алгоритм определения окончания глагола

Особое затруд­не­ние в напи­са­нии достав­ля­ют без­удар­ные окон­ча­ния гла­го­лов насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни:

  • ты кле́ишь или кле́ешь?
  • вы рису́ете или рису́ите?
  • он поста́вит или поста́вет?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, какое без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние име­ет гла­гол, дей­ству­ем по сле­ду­ю­ще­му алго­рит­му:

  1. обра­тим­ся к началь­ной фор­ме гла­го­ла — неопре­де­лён­ной фор­ме, или инфи­ни­ти­ву;
  2. смот­рим, какая бук­ва име­ет­ся перед окон­ча­ни­ем -ть;
  3. опре­де­ля­ем спря­же­ние гла­го­ла;
  4. дела­ем выбор в напи­са­нии лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

Алгоритм определения спряжения глагола

Алгоритм определения спряжения глагола

Примеры определения окончания глагола

Для иссле­до­ва­ния возь­мем гла­го­лы «стро­ишь» и » зате­ет».

Ты стро́ишь дом?

Какое выбрать окон­ча­ние, стро́ишь или стро́ешь? Оно ведь без­удар­ное, и поэто­му неяс­но слы­шит­ся глас­ный звук. Что писать, бук­ву «е» или «и» в окон­ча­нии?

Действуем в соот­вет­ствии с ука­зан­ным алго­рит­мом.

Образец рассуждения

1.Глагол «стро­ишь» име­ет началь­ную фор­му «строить».

2. В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть пишет­ся бук­ва «и» (это суф­фикс).

3. По конеч­но­му -ить опре­де­лим вто­рое спря­же­ние гла­го­ла «стро­ить».

4. Значит, в окон­ча­нии сло­ва «строишь» напи­шем бук­ву «и».

Для нагляд­но­сти изме­ним по лицам и чис­лам гла­гол вто­ро­го спря­же­ния «стро­ить»:

  • 1 лицо  я стро́ю — мы стро́им
  • 2 лицо  ты стро́ишь — вы стро́ите
  • 3 лицо  он стро́ит — они стро́ят. 

Обратим вни­ма­ние, что почти во всех фор­мах насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния пишет­ся бук­ва «и».

Рассмотрим сле­ду­ю­щий при­мер:

Сегодня на празд­ни­ке кло­ун затеет весе­лую игру для малы­шей.

Узнаем, какое выбрать без­удар­ное окон­ча­ние у сло­ва, «зате́ет» или «зате́ит»?

Рассуждаем ана­ло­гич­но.

Обратимся к неопре­де­лён­ной фор­ме гла­го­ла «зате́ять». Это сло­во закан­чи­ва­ет­ся на -ять. У всех гла­го­лов на -ять явля­ет­ся без­удар­ным суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой «я», поэто­му на эти сло­ва сле­ду­ет обра­тить осо­бое вни­ма­ние.

Перечислим их:

блеять, веять, реять, лаять, затеять, сеять, чаять, таять, чуять, надеяться, отчаяться, маяться. 

По конеч­но­му -ять (у дру­гих гла­го­лов -ать, -еть, -оть, -уть, -чь, -чи, -ти) отне­сем это сло­во к гла­го­лам пер­во­го спря­же­ния.

Значит, в окон­ча­нии сло­ва «зате́ет» напи­шем бук­ву «е». Убедимся в этом, изме­нив гла­гол «зате­ять» по лицам и чис­лам в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни:

  • 1 лицо  я зате́ю — мы зате́ем
  • 2 лицо ты затеешь — вы затеете
  • 3 лицо он зате́ет — они зате́ют.

Видеоурок

Алгоритм определения спряжения глаголаАлгоритм определения спряжения глагола

russkiiyazyk.ru

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ — 4 класс

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю — они делают.

В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

Так обозначаются лица и числа:

Местоимение

Лицо и число

Возможные окончания I спряжение

Возможные окончания II спряжение,

я

1 лицо ед. число

-у, -ю

-у, -ю

ты

2 лицо ед. число

-ешь

-ишь

он, она, оно

3 лицо ед. число

-ет

-ит

мы

1 лицо мн. число

-ем

-им

вы

2 лицо мн. число

-ете

-ите

они

3 лицо мн. число

-ут, -ют

-ат, -ят

Посмотри внимательно на таблицу и скажи, в каком числе и лице окончания не зависят от спряжения.

Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

К первому спряжению относятся

  • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
  • Все глаголы на -овать.
  • Два глагола на -ить: брить и стелить.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например:
он чита?т => они читают => он читает

Я

читаю

пишу

Ты

читаешь

пишешь

Он

читает

пишет

Мы

читаем

пишем

Вы

читаете

пишете

Они

читают

пишут

Нач. форма

читать (lesen)

писать (schreiben)

К второму спряжению относятся

  • Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
  • Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).
  • Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать — он лежит, стоять — мы стоим.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например:
он спеш?т => они спешат => он спешит

Я

говорю

лежу

Ты

говоришь

лежишь

Он

говорит

лежит

Мы

говорим

лежим

Вы

говорите

лежите

Они

говорят

лежат

Нач. форма

говорить (sagen)

лежать (liegen)

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить».
А ещё: «смотреть», «обидеть»,
«Слышать», «видеть», «ненавидеть»,
«Гнать», «дышать», «держать», «терпеть»
И «зависеть» и «верте

ть».

  • смотреть:
    я смотрю — он смотрит — они смотрят
  • видеть:
    я вижу — он видит — они видят
  • слышать:
    я слышу — он слышит — они слышат
  • ненавидеть:
    я ненавижу — он ненавидит — они ненавидят
  • дышать:
    я дышу — он дышит — они дышат
  • держать:
    я держу — он держит — они держат
  • обидеть:
    я обижу — он обидит — он
    и
    обидят
  • терпеть:
    я терплю — он терпит — они терпят
  • — зависеть:
    я завишу — он зависит — они зависят

Особые спряжения глаголов

Глагол «хотеть» называют разноспрягаемым, т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:

Я

хочу

Ты

хочешь

Он

хочет

Мы

хотим

Вы

хот

ите

Они

хотят

Infinitiv

хотеть (wollen)

А какой глагол в в одной из форм состоит только из окончаний первого спряжения? Назови его начальную форму?

Я

ем

Ты

ешь

Он

ест

Мы

едим

Вы

едите

Они

едят

Начальныя форма

????

А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают

В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.

Интерактивные тесты онлайн

 

Как правильно написать безударные окончания глаголов?

Безударные окончания глаголов определить сложнее, что там писать — Е или И. Для этого надо поставить глагол в начальную (неопределенную) форму. Глаголы, заканчивающиеся на АТЬ или ЕТЬ, то они относятся к 1 спряжению, если ИТЬ — то ко 2 спряжению.

Например:

Чита…м.

Ставим в неопределенную форму (что делать?) — читать. Это 1 спряжение. Смотрим в памятку: 1 спряжение — окончание «ЕМ», значит читаем.

2 способ: можно поставить в 3 лицо (подставить местоимение «они»).

Например:

Пиш…те.

Подставляем местоимение «они пишут»- окончание -УТ в 1 спряжении, значит писать надо — пишете.

Но есть глаголы, у которых все наоборот. Их называют глаголами-исключениями.

Наверняка, ваши папы и мамы знают стишки, которые помогают запомнить эти слова.

Итак, исключения 1 спряжения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ (оканчиваются на ИТЬ, но относятся к 1 спряжению).

 Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Кроме слов «стелить» и «брить».

А ещё: «смотреть«, «обидеть«,
«Слышать«, «видеть«, «ненавидеть«,
«Гнать«, «дышать«, «держать«, «терпеть«
И «зависеть» и «вертеть«.

А когда я училась в школе, мы запоминали стишком не очень культурным, но запоминающимся:

Захочу тебя ОБИДЕТЬ, 

Буду я тебя ВЕРТЕТЬ.

Будешь ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

Но ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

 

А еще покажем руками:

ГНАТЬ — ДЕРЖАТЬ,

СЛЫШАТЬ — ДЫШАТЬ.

 

Вот еще стишок со смыслом:

 

Очень хочется
Через стеклышко смотреть
Целый мир зеленым видеть,
Лук и слезы ненавидеть.

Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется: все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать,
Целый мир зеленым видеть…

Не спешите мысли гнать,
Надо просто помечтать!

Выбирайте любой, который вам легче всего запомнить. А может, ваши родители помнят другой?

Упражнения


Задание 1.  Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Задание 6. Задание 7.

Тесты

Тест 1

Источники:

http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/schule/texte.php?auswahl=konjugation

http://vesn.blogspot.ru/2013/11/blog-post_4241.html#more

klass1-4.ru

как определять спряжение глагола ?

Если глагол в начальной форме (на вопрос «что делать? «) оканчивается на -ить — то это глагол второго спряжения, все остальные глаголы — глаголы первого спряжения Исключения: гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть — относятся к глаголам второго спряжения Исключения: брить, стелить — относятся к первому спряжению

В русском языке выделяют два спряжения, которые различаются составом глаголов в личных окончаниях. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют, относятся к первому спряжению, а глаголы, которые имеют окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, — ко второму спряжению. Для определения спряжения существует определенный алгоритм. Во-первых, стоит определить, падает ли ударение на окончание глагола. Если да, то автоматически гласная в окончании глагола оказывается в сильной позиции. Если нет, то спряжение определяется по суффиксу или по глагольной теме. Так, из глаголов с безударными окончаниями ко второму спряжению относятся глаголы на -ить, а также так называемые исключения: «смотреть» ; «видеть» ; «зависеть» ; «терпеть» ; «ненавидеть» ; «вертеть» ; «обидеть» ; «слышать» ; «дышать» ; «держать» ; «гнать» . Все остальные глаголы с безударным окончанием относятся к первому спряжению. К первому же спряжению относятся некоторые глаголы на -ить, однако гласный «и» в таких глаголах входит в состав корня и при спряжении чередуется со звуками «й» и «э» : «пить» ; «пью» ; «пьешь» ; «пьет» и так далее. Среди таких глаголов числятся: «лить» , «шить» , «бить» , «брить» и другие. Глагол же «стелить» используется в такой форме только в инфинитиве, а все личные его формы образуются от глагола «стлать» , относящегося к первому спряжению. Глаголы «бежать» и «хотеть» , а также их производные относятся к смешанному типу: эти глаголы разноспрягаемые. В единственном числе глагол «хотеть» склоняет по образцу первого спряжения, а во множественном числе – по образцу второго спряжения. Глагол «бежать» , в свою очередь, в единственном числе, в формах первого и второго лица, склоняется по модели второго спряжения, а в форме третьего лица множественного числа и во множественном числе – по модели первого спряжения. Глаголы «есть» и «дать» и их производные при спряжении имеют архаические окончания. Специально отметим и то, что глаголы «выздороветь» , «опротиветь» и тому подобное спрягаются по модели первого спряжения.

touch.otvet.mail.ru

Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола .

Тема :Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола .

Цель :Способствовать овладению уч-ся алгоритмом определения спряжения глагола по его неопределённой форме .

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ставить глаголы в начальную форму, выполнять необходимый для этого способ действия. Узнавать время глагола; выполнять все действия для определения спряжения и выбора окончания.

личностные:

  • Становление социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, осознание себя как носителя этого языка; укрепление желания владеть русским языком, в том числе правильно писать; становление сознательного отношения к своей речи, в частности к письменной, контроля за ней. (Л.)

метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы.

  • Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач.

  • Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними.

  • Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.

  • Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению.

  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками.

Познавательные УУД:

  • Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач,использовать их в процессе практической работы.

  • Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их.

  • Пользоваться словарями учебника.

  • Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, иллюстрации к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка.

Оборудование :компьютер, мультимедийный проектор, учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” 4 класс, часть 2 , тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” 4 класс, часть 2.

Ход урока

1.Орг.момент

-Здравствуйте , ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я Анна Владимировна .

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Приветствуют учителя.

2. Минутка чистописания

-Запишите в тетради число, классная работа.

( Пятое февраля. Классная работа .)

-Подготовим наши ручки к письму и проведём минутку чистописания . Пропишем следующие буквосочетания
….ать,ять,ить,еть,оть

Прописывают буквосочетания

3.Самоопределение деятельности

Слова какой части речи оканчиваются на эти сочетания ?

Верно.

— Что вы можете сказать о глаголах оканчивающихся на

– ить? Верно.

— К какой группе отнесём глаголы не на – ить ? Верно.

— Теперь, давайте определим тему нашего урока, для этого прочитаем вопрос на который должны ответить в учебнике на страничке 40.

-Начнем работать по теме урока. Вспомним, что уже знаем.

-Глаголы

-Эти глаголы 2-го спряжения .

-К группе 1-го спряжения.

Прочтение темы урока-Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола.

4. Актуализация знаний.

Что называем спряжением глаголов ? Верно.

— Сколько спряжений у глагола?

— Какие окончания у глаголов 1-го спряжения в настоящем и будущем времени ?

— А у глаголов 2-го спряжения ?

-Какие орфографические задачи встречаются в личных окончаниях глагола?

— Какие ещё орфографические задачи в личных окончаниях могут встретиться ?

— Как узнать спряжение глагола по неопределённой форме ?

— Спряжение — это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам.

— Существует два спряжения 1- ое и 2-ое .

— в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

 во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

-безуд гласные и ь помле шипящих.

Надо поставить глагол в неопред форму и посмотреть на окончание-если окончание-ить- это гл 2 спряжения, а все остальные -1 спряжения. Исключения брить, стелить-1 спряжения, гнать. Держатьсмотреть и видеть, дышать слышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть и зависеть и вертеть- 2 спряжения.

5. Открытие новых знаний .

6.Первичное закрепление. Работа с алгоритмом.

Начнём отвечать на вопрос урока. Обратимся к упражнению 413. Рассмотрите алгоритм . Начнём объяснять алгоритм словами : Чтобы узнать спряжение глаголов, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол оканчивается на – ить , то это глагол 2-го спряжения, если не на –ить то- 1-го спряжения.
Повторяем за мной. Хорошо.

— Перечисли личные окончания , которые напишешь, если выяснишь, что глагол 2-го спряжения ?

А если 1-го ? Верно.(можно на доске представить таблицу)

-Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глагола?

— На что обращаем внимание в глаголах н.ф.

— Откроем страницу 39 , найдём глаголы в рамочке. Будем ставить глаголы в неопределённую форму , определять спряжение..
— Работаем по цепочке. Ставим плюс,если глагола оканчивается на ить, минус не на ить. Подписываем спряжение.

-Продолжаем учиться определять спряжение глаголов по неопределённой форме . Откроем рабочие тетради и выполним упражнение 414. Читаем задание .

-Читаем задание.

— С чего начнем?

Решаем орфографические задачи в глаголах н.ф. с пом.словаря.

— Определяем спряжение 1глагола, таять -1, образовываем наст. вр ед и мн.числа тает, тают.…… т.д. распиши

Со всеми глаголами.

Физминутка : — Я вам буду называть глаголы 1-го и 2-го спряжения. Если глагол первого спряжения , то присаживаемся на корточки , а если глагол второго спряжения хлопаем в ладоши . Итак :

  • Расту( 1 спр)

  • Стоишь ( 2 спр)

  • (Ты)Растёшь (1 спр)

  • Кормишь ( 2 спр)

  • Ездить ( 2 спр )

  • Косить ( 2 спр)

  • Кружить ( 2 спр )

  • Поют ( 1 спр)

Молодцы.

— Сейчас, чтобы закрепить алгоритм определения спряжения по неопределенной форме — выполним упражнение 415.

— Прочитайте задание. Как будем работать?

-Рассмотрите таблицу.

-В ней последовательно показаны все действия, которые необходимо выполнять.

-1 колонка показывает, есть ли орф. задача в безуд. окончании глагола .

— Что показывает 2 колонка?(задаем ?) ставим глагол в неопределённую форму .

— 3,4? (нужно задать вопрос неопределённой формы и поставить глагол в неопредел.форму.)

-Что делаем дальше?

-Если глаголы на ить?( ставим плюс) Если не на ить? ( ставим минус) Определяем спряжение.

— Как определим какое окончание напишем?
Потренируемся пользоваться алгоритмом. Заполним таблицу. Первые четыре глагола выполняем самостоятельно в тетради, позже будем комментировать. Начинайте.( Закончили ? Комментируем, перечисляя по порядку все действия , начиная с первой парты первого ряда)

  • Ты украшаешь— неоп.форма- украшать(окончание ать) – глагол на ить ?( нет ставим минус) – спряжение 1 – окончание у глагола украшаешь- ешь.

  • Ты украсишь – неоп.форма- украсить ( что сделать ?окончание ать )- глагол на ить ?(ставим плюс)-спряжение – 2 – окончание у глагола украсишь- ишь.

-Ребята, ответьте мне на вопрос, а чем отличаются слова – украшаешь и украсишь ?

  • Он ответит –неопр.форма- ответить( что сделать? Окончание ить) – глагол на ить?( ставим минус)- спряжение 1-окончание у глагола ответит – ит .

  • Он отвечает – неопр.форма- отвечать ( что делать? Окончание ать)- глагол на ить?( ставим минус)- спряжение -1- окончание у глагола отвечает ет.

-Мы выполнили первую часть упражнения , а теперь переходим ко второй части.
-Ребята, что вы заметили со словами второй части ?

Верно.

Начинаем выполнять также сначала самостоятельно, а потом комментируем. Начинаем.

  • Вы бросаете – н.ф бросать(ать что делать?) на ить глагол ( минус) спряжение 1 , в глаголе бросаете пишем окончание ете.

  • Вы бросите –н.ф что сделать бросить ( ить) на ить? ( плюс) 2-е спр. В глаголе бросите окончание пишем ите.

  • Мы уступаем-н.ф. уступать ( что делать? Ать) на ить ?( минус) 1-е спр. В глаголе уступаем окончание ем.

  • Мы уступим –н.ф. уступить( что сделать ить) на ить ?( плюс) 2-е спр. В глаголе уступим пишем окончание им.

Хорошо, все верно справились с этим заданием.

Повторяют за учителем :
Чтобы узнать спряжение глаголов, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол оканчивается на – ить , то это глагол 2-го спряжения, если не на –ить то- 1-го спряжения.

— во II спряжении: -ишь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

— в I спряжении: -ешь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

Настоящего времени, мн. Числа.

Читают задание.

Сначала реши орфографические задачи ,и вставь буквы. Проверяй себя по словарю задачника.

Вопрос разный и время.

— Работали с единств. Числом, а теперь работаем с множественным числом.

7. Рефлексия

-Ребята, какая задача стояла перед вами ? Верно.

— Кто сможет рассказать по алгоритму как узнать спряжение глагола по неоп.форме ? Для этого вернёмся к учебнику на страничку 40 и расскажем алгоритм.( Спрашивать по желанию детей)

-Определить спряжение глагола по неопр.форме.

8. Домашнее задание.

Ребята, записываем домашнее задание – это упражнение 417. Выучить правило на стр. 40.

Все сегодня молодцы. Урок окончен.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *