Как писать изложение в 6 классе: Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 классе

Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 классе

Тексты для выборочных и сжатых изложений в 6 кл.

Учитель Рыбалова Вера Владимировна, МАОУ «СОШ №44» г. Перми.

Текст для выборочного изложения 6 кл. П. П. Бажов. Серебряное копытце. 1.Прослушать текст. Определить его стиль и тип. 2.Написать выборочное изложение — описание Серебряного копытца. 3.Дать своему тексту название. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать.
Только после всякой сказки Даренка напомнит:
— Дедо, про козла-то скажи. Какой он?
Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:
— Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.
Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Дарении только и разговору, что об этом козле.
— Дедо, а он большой?

Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:
— Дедо, а рожки у него есть?
— Рожки-то, — отвечает, — у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
— Дедо, а он кого ест?
— Никого, — отвечает, — не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.
— Дедо, а шерстка у него какая?
— Летом, — отвечает, — буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая. — Дедо, а он душной?
Кокованя даже рассердился:
— Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.
Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:
— Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей:
— Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот — дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

Текст для выборочного изложения. 6 кл.

Александр Яшин.Чайка.

Вопросы для обсуждения.

1.Сколько птиц нужно описать?

2. Сколько птиц описывается в тексте?

3. Почему чайка описывается каждый раз по – разному?

4. Как правильно и коротко отразить это в тексте?

Написать текст-описание чайки. Дать название своему тексту.

Какой только рыбы не водится в Новозере, каких только птиц не летает над ним. Однажды утром Миша вышел на песчаную косу, чтобы послушать, как далеко–далеко на болотах, за береговой излучиной, кричат журавли. Солнце уже всходило, и озеро то и дело меняло цвета, будто примеряло разные наряды — какой из них больше подойдет на сегодняшний день.

На песчаную косу вдруг спустилась с неба удивительная птица: вся розовая, только клюв черный да черное пятнышко на голове. Миша видел, когда птица летела, и ее длинные тонкие крылья показались ему похожими на гребни волн. Он всегда рисовал море с такими волнами. Села розовая птица на песчаный откос и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, будто кружевной подол платья подобрала.

Прибежал Миша домой, рассказал маме, какую он удивительную птицу видел, а мама выслушала и оказала, что это была чайка.

— Нет, мама, это была не чайка. Чайка же белая!

Вечером того же дня Миша увидел еще одну необыкновенную птицу — совершенно голубую. Голубую, как вечернее предзакатное небо.

Рассказал он маме и об этой птице, а мама подумала и опять сказала, что и это была чайка.

— Нет, мама, это была не чайка, а какаято небывалая птица. Чайка же белая.

— Да, чайка бывает белая, это верно. Сходи на берег, присмотрись к ней хорошенько еще раз.

На закатном огне увидел Миша в небе целую стаю птиц, похожих на чаек, и все они были золотые, огненно–золотые.

— Как в сказке! — сказал про себя Миша. — Но это же чайки. Это все одни и те же чайки.

— Это чайки, мама! — согласился наконец Миша.

— Ты их видел белыми?

   Нет, я не видел их белыми. Они белые, но на этом озере все, как в сказке, все сказочное — и восходы, и закаты, и лунные ночи. И птицы и люди — как в сказке.

   

Текст для выборочного изложения 6 кл.

В. П. Катаев. Белеет парус одинокий.

1.Написать текст выборочного изложения – описания дома Гаврика и дедушки.

В этот же день другой мальчик, Гаврик — тот самый, о котором мы

вскользь упомянули, описывая одесские берега, — проснулся на рассвете от

холода.

Он спал на берегу возле шаланды, положив под голову гладкий морской

камень и укрыв лицо старым дедушкиным пиджаком. На ноги пиджака не хватило.

Ночь была теплая, но к утру стало свежо. Босые ноги озябли. Гаврик

спросонья стянул пиджак с головы и укутал ноги. Тогда стала зябнуть голова.

Гаврик встал, сладко растянул руки, закатал штаны и, зевая, вошел по

щиколотку в воду. С ума он сошел, что ли? Ноги и так озябли до синевы, а тут

еще лезть в море, один вид которого вызывает озноб!

Однако мальчик хорошо знал, что он делает. Вода только на вид казалась

холодной. На самом деле она была очень теплой, гораздо теплее воздуха.

Мальчик просто-напросто грел в ней ноги.

Хибарка стояла шагах в тридцати от берега на бугорке красной глины,

мерцавшей кристалликами сланца.

Собственно, это был небольшой сарайчик, грубо сколоченный из всякого

деревянного старья: из обломков крашеных лодочных досок, ящиков, фанеры,

мачт.

Плоская крыша была покрыта глиной, и на ней росли бурьяны и помидоры.

Когда еще была жива бабушка, она обязательно два раза в год — на пасху

и на спаса — белила мелом хибарку, чтобы хоть как-нибудь скрасить перед

людьми ее нищенский вид. Но бабушка умерла, и вот уже года три, как хибарку

никто не белил. Ее стены потемнели, облезли. Но все же кое-где остались

слабые следы мела, въевшегося в старое дерево. Они постоянно напоминали

Гаврику о бабушке и о ее жизни, менее прочной, чем даже мел.

Гаврик был круглый сирота

Дедушка уже встал. Он ходил по крошечному огороду, заросшему бурьяном,

заваленному мусором, где ярко теплилось несколько больших поздних цветков

тыквы — оранжевых, мясистых, волосатых, со сладкой жидкостью на дне

прозрачной чашечки.

Дедушка собирал помидоры в подол стираной-перестираной рубахи,

потерявшей всякий цвет, но теперь нежно-розовой от восходящего солнца.

Дедушка и внучек не поздоровались и не пожелали друг другу доброго

утра. Но это вовсе не обозначало, что они в ссоре. Наоборот. Они были

большие приятели. Просто-напросто наступившее утро не обещало ничего, кроме тяжелого труда и забот. Не было никакого резона обманывать себя пустыми пожеланиями.

Текст для выборочного изложения 6 кл.

Паустовский К.Г. Ленинградские парки.

  1. Прослушать текст. Описать кабинет профессора ботаники.

   Квартира профессора ботаники Петра Максимовича Багалея на Аптекарском острове, в Ленинграде, отличалась многими хорошими качествами. Она выходила окнами в Ботанический сад, в ту его часть, которая была закрыта для посетителей. Поэтому в квартире всегда было тихо и в комнатах стоял зеленоватый полусвет от листвы.

      Самой интересной комнатой был, пожалуй, кабинет Петра Максимовича, с низким потолком и множеством одинаково переплетенных книг. Петр Максимович любил поражать по вечерам гостей и студентов одним приемом. Он вводил гостя в полуосвещенный кабинет, приглашал садиться в кожаное кресло и незаметно зажигал ослепительную люстру.

   Яркий свет превращал кабинет в уголок цветущего растительного мира. Вазоны с карликовыми соснами стояли прямо на полу. Тут же склонялись плакучими ветками карликовые ивы. На столе цвели оранжевые и белые цветы с мечевидными листьями. На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета, очень яркие и самых причудливых форм. Все краски, которыми природа в таком изобилии, с таким бесконечным числом оттенков и с таким безупречным вкусом наделила растения, были собраны здесь, как в волшебной шкатулке.

    Петр Максимович, несмотря на свои годы и седину, был подвижной, бритый, в выпуклых очках, с несколько удивленными добрыми глазами. Страсть к ботанике соединялась у него со страстью к коллекционированию. Он собирал разные ботанические редкости.

    Особенно гордился Петр Максимович отполированным срезом ствола восьмисотлетнего мамонтового дерева. Около слоев, нараставших в те годы, когда в мире происходили великие события, Петр Максимович прикрепил маленькие медные дощечки. На них было выгравировано: «Год открытия Америки», «Смерть Ньютона», «Правление Петра Первого», «Пожар Москвы в 1812 году» — и так далее, вплоть до таблички «Октябрьская революция». Дальше слоев уже не было, так как дерево было спилено в 1918 году.

Текст для сжатого изложения. 6 кл. К. Г. Паустовский. Несколько слов о приметах. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой. Приметы на дорогах — это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.
      Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

      Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии.

1 микротема – Мир примет бесконечно разнообразен, и находить или самим создавать приметы – увлекательное занятие. 2 микротема — Городскому человеку не нужны природные приметы, только на природе у него вновь пробуждаются природные инстинкты. 3 микротема – Народные приметы связаны с жизнью природы , и в них много поэзии.

Текст для сжатого изложения. 6 кл.
 А.

Яшин. Крапивное семя. Недобрых людей в народе называют крапивным семенем. Немало на свете и самой крапивы.
      Вокруг нашего дома крапива разрослась густыми большими кустами. Высокая, жирная, ядовитая, она не дает никому проходу. Молодую, ее можно еще использовать для щей, а разрастется, загрубеет, не выполешь вовремя — тогда беда с ней. Берет верх, наступает, теснит, наглая, жжет, житья не дает.
      Каково же семя у этой, у настоящей крапивы? Кто его видал — это крапивное семя? Как оно растет, откуда берется? А попробуй взгляни! Как его возьмешь — жжется крапива. Пропадает у людей всякий интерес к крапивному семени. «Лучше не связываться!» — говорят. Сторонятся. И растет крапива рядом с жильем человеческим, на самых обжитых местах, на самых тучных землях — под окнами изб, вдоль заборов и стен, на приусадебных участках,- растет на глазах у всех. Где люди, там и крапива. Растет и жжется. В тени дома по крапивным местам днем хоронятся комары. Ударишь палкой по кусту – тысячи поднимутся. Так вот ты какое, крапивное семя!
      Разыскали мы косу и скосили всю крапиву вокруг дома. Честное слово, легче жить стало. Только надолго ли? Разве всю нечисть можно извести? Только и надежды что на время — оно должно взять свое. 1 микротема — крапива – сильное, живучее растение, заполоняющее собой пространство. 2 микротема – крапивное семя не увидишь, не возьмёшь. Лучше не связываться и с недобрыми людьми, которых крапивным семенем называют. 3 микротема — легче станет жить, если попытаешься нечисть из своей жизни извести.
  

Урок 20. сжатое изложение — Русский язык — 6 класс

Русский язык

6 класс

Урок № 20

Сжатое изложение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Сжатое изложение как вид речевой деятельности.
  2. Приёмы сжатия текста.
  3. Правила написания сжатого изложения.

Тезаурус

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Изложение это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста.

Микротема это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

Текст – (от латинского textus ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

3. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 6 класс // Канакина Г. И., Пранцова Г. В., Петрунина В. М. и др. – Пенза, 1997. – 151с.

4. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

Как составить сложный план

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.
  3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.
  4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.
  2. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.
  3. Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.
  4. Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

Приёмы сжатия текста

Исключение подробностей и деталей

Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.

Обобщение однородных явлений

Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.

Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения)

Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

Памятка

Как готовиться к сжатому изложению

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите его основную мысль.
  3. Исключите из текста подробности, повторы.
  4. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.

Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

Рассмотрим текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

– Замолаживает…

– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.

– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Булатову и В. Порудоминскому)

О ком это текст? О Владимире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохранились многие диалектные слова. Он создал «Толковый словарь живого великорусского языка».

Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.

Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. 

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите заголовок, отражающий содержание текста:

1. «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».

2. «Холодный мартовский день».

3. «Разговор с ямщиком».

Разбор задания: В заголовке текста отражается его тема или основная мысль. «Холодный мартовский день» даёт указание только на день, когда происходили события, «Разговор с ямщиком» указывает на факт разговора, но ничего не говорится о его содержании.

Правильный ответ: 1.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа

Выберите из предложений то, в котором выражена основная мысль текста.

а) мичман решил записать слово, чтобы его не забыть;

б) морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни В. И. Даля. В этот день он принял решение собирать слова для словаря.

Разбор задания:

Слово, которое записал мичман, стало основой для дальнейшей работы по составлению словаря. Именно в этот морозный день было принято решение собирать слова.

Правильный ответ: б.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Открытый урок «Обучающее изложение»

Урок  русского языка  6  «Б» класс

Тема «Обучающее подробное изложение с творческим заданием»

Цель:  научить учащихся слышать, анализировать и воспроизводить звучащий текст.

Задачи:

  1. научить учащихся определять особенности текста и его построения;
  2. продолжать формировать умение воспроизводить текст как в устной, так и в письменной форме;
  3. развивать умение строить самостоятельное письменное высказывание;
  4. развивать речь учащихся.

Ход урока (работа рассчитана на 2 урока)

1). Постановка цели.

— Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение с элементом сочинения.

2). Вступительное слово учителя.

— В природе часто встречается, что одни растения или животные живут за счет других. Мы сажаем цветы, а рядом вырастают сорняки и отнимают у цветов солнце и воду.

—  А бывает ли так  среди людей?

 Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, приходят на помощь попавшим в беду, иногда ценой собственной жизни спасают совершенно незнакомых людей. Знаете ли вы такие примеры?

Какими чертами характера обладают люди, способные на такие поступки?

( доброта, милосердие, великодушие, самопожертвование – на доске). Объясните смысл каждого слова. Все они являются близкими по значению, т.е. – (синонимами).

Другие заботятся только о себе, о собственном благополучии и ради этого благополучия готовы навредить окружающим. Какие черты характерны для них? (жестокость, чёрствость, эгоизм – на доске) Слова в левом и правом столбиках являются – (антонимами).

В сказке » поднята проблема великодушия и жестокости.

3). Слушание текста.

 — Итак, внимательно слушаем текст, запоминаем последовательность изложения.

Соседи

     У корня виноградной лозы обронили семя, и выросла яблонька. Пока дерево росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

     Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.

     Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым. Того, что оставалось от соседа, вполне хватало ей, чтобы налить кисти винограда сладчайшим соком.

     Всё бы хорошо, но яблоня отняла солнце у виноградного куста. Дерево раскинуло над ним ветви, раскудрявило крону. Тут лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнца. А яблоня лишь плотнее сомкнула над ней ветви.

     Но проходило время, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями, она ведь привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но никто не помнит, чтобы появилось на его ветвях хоть одно яблочко.

4). Беседа по содержанию, составление плана.

 — Определите стиль и тип текста. Докажите. (художественный, повествование с элементами описания). Найдите выразительные средства речи характерные для художественного описания. Олицетворение ( великодушная лоза не обижала и т.д.), эпитеты ( сладчайший сок), метафора ( раскудрявило крону).

— Как отнеслась лоза к появлению яблоньки?

1. (пункт плана) Великодушная лоза делилась с яблонькой пищей и водой. (запись пунктов на доске и в тетрадях)

— Как стало вести себя деревце, когда выросло?

    2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.

 — Как отреагировала лоза на поведение дерева?

    3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.

 — Когда дерево загородило солнце, о чем его попросила лоза?

   4. Лоза попросила соседа не заслонять солнца.

— Погибла ли лоза?

    5. Лоза радовала глаз новыми гроздьями винограда.

5).Работа над элементом сочинения.

    6. Бывает ли так среди людей?

— Элемент сочинения у вас должен представлять собой рассуждение о том, поступают ли люди так, как яблоня?

— Из каких частей состоит текст рассуждение? (тезис, доказательства (аргументы), вывод) Какой у нас будет тезис?  (Одни люди стараются помочь человеку в трудную минуту, а другие – думают только о себе)

В качестве доказательства вам нужно привести пример из жизни о каком-то добром или эгоистичном поступке человека.

Вывод. А каким должен быть человек? ( Я считаю, я думаю, мне кажется…)

6).Словарная работа.

— Перед вторым прочтением мы с вами запишем слова с орфограммами из этого текста, чтобы вы в них не допустили ошибок.

Обр…нили выр..сла б..рет пот..снилась отн..ла \ра..кинуло бе..раздельно ра..кудрявило. ( один учащийся записывает на доске, объясняет орфограммы)

7).Чтение текста по абзацам, между абзацами паузы. Дети делают записи.

8). Пересказ текста детьми по абзацам.

9). Написание изложения.

10).Написание элемента сочинения.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Подготовка к сжатому изложению «Надо ли знать природу»

Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу? ( 5-6 класс).

Цель- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения:

-формулировать основную мысль текста

-определять главную информацию в тексте, обобщать её;

—  исключать второстепенную информацию;

-писать сжатое изложение

Ход урока.

I.Организационный момент.

— Давайте настроимся на работу. Приложите руку к сердцу те, кто готов работать.

-Спасибо.

II.Актуализация знаний.( Слайд № 2, 3)

1.Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. (Сжатый).

Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).

Какие цели мы  перед собой поставим ?  (Совершенствовать  навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и  исключать второстепенную информацию).

2.Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым    изложением. (Слайд №4).

3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем?( Исключение, обобщение)      «Способы сжатия текста».(Слайд № 5)

IIIЗнакомство с текстом. ( Слайд №6).

( Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

1.Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек,  не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. 3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. 4.Называется она « Сова».  5.Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7.  Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей,  и осмелели мыши. 9.Стали гнёзда шмелей разорять.  10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.  12. Перестал расти на лугу  у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14.  Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16.  Смысл ещё и в том, что  в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18.  А вот,  оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19.  Вот почему надо знать природу! ( По Ю. Дмитриеву).

IV Аналитическая беседа по содержанию текста. ( Слайд №7)

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).

2) Какова основная мысль текста?(Человек , не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).

3) Каков тип речи текста? ( Рассуждение).

4) Из каких частей состоит текст- рассуждение?( Тезис, аргумент(-ы),примеры,  вывод.

5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример,  вывод.(Тезис- 1 предложение, аргумент- 2 предложение,  пример 3-14,  вывод-15- 19).

6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? ( Повествование).

7). Назовите предложения, соединяющие аргумент с примером.(3, 4). Как содержание этих предложений можно передать другими  словами? ( Обратимся к сказке В. Бианки « Сова»; Это подтверждает сказка В. Бианки « Сова»; Об этом говорится в сказке В. Бианки « Сова»)

8).Сколько  микротем выделим в тексте?( четыре).

9).Составим план текста.Каковы будут ваши предложения?

    1. Люди должны знать природу.

    2. Можно наделать много бед.

    3. Сказка « Сова».

    4.Почему надо знать природу. ( Слайд № 8).

V.Сжатие микротем.

Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл      рассуждения.    Сожмите каждую микротему.

Надо ли знать природу?

Первая микротема.(Слайд №9-10 ).

  1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 

Вторая микротема( Слайд №11-12).

2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Третья микротема.(Слайд13-14)

3. Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки.  4. Называется она « Сова».

5.Обидел старик сову.  6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей.  7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо.  8. Перестала сова ловить мышей,  и осмелели мыши.  9. Стали гнёзда шмелей разорять.  10. Но и тут не понял ничего старик.  11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять.  12. Перестал расти на лугу  у старика клевер, нечем стало кормить корову.  13. И не стало у коровы молока.  14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Четвёртая  микротема.( Слайд №15-16.)

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей.  16. Смысл ещё и в том, что  в природе всё крепко- накрепко связано между собой.  17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку?  18. А вот ,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19. Вот почему надо знать природу!

VI. Возможный вариант сжатого изложения.( Слайд №17)

Любой человек должен знать законы природы.

 Если не понимать, как в природе одно зависит от другого, можно наделать много бед. Это подтверждает и сказка В.  Бианки « Сова».

Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали  гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.

    Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.

Вот почему надо знать природу!

VII.Работа над окончательным вариантом изложения.( Слайд № 18).

Литература.( Слайд №19)

1.В. И. Капинос. Изложения : тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994.

2.Н. А Шапиро, А. В. Волкова, Е.В. Кузнецов, Е. Ю Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика-М: Педагогический университет « Первое сентября», 2011.

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Урок развития речи. Выборочное изложение – описание помещения.

Цель урока:

  • Научить писать выборочное изложение

Задачи урока:

  • Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
  • Формировать у учащихся умения отбирать факты для раскрытия поставленной дидактической задачи;
  • Формировать умения сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи;
  • Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • Расширять словарный запас, кругозор учащихся.

Оборудование: текст М.Басиной «В гостях у Некрасова»; презентация «В гостях у Некрасова»

Ход урока

1.  Организационный момент

2. Краткое вводное слово учителя

Сегодня мы пишем выборочное изложение-описание помещения по рассказу М. Басиной «В гостях у Некрасова». (Слайд №1)

 Нам предстоит совершить воображаемое путешествие в Санкт-Петербург. Мы побываем в Мемориальном музее-квартире Николая Алексеевича Некрасова.

На уроках литературы вы знакомились с произведениями этого автора. Давайте вспомним, с какими?

(«Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Крестьянские дети», «Мужичок с ноготок»)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877) – русский поэт, родился в семье небогатого помещика. Маленькому Николаю не дозволялось дружить с крепостными крестьянскими детьми, но он часто убегал к своим деревенским товарищам, купался с ними на речке, ходил за грибами. Впоследствии Некрасов никогда не забывал о своих друзьях детства. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой они обучались бесплатно. Крестьянские дети навсегда остались его любимцами. Он общался с ними не только в жизни, но и в своей поэзии. Им он посвятил множество стихотворений. Дети для него – символ будущего России, мечта о честном и добром человеке.

(Слайд № 2,3,4,5)

А сейчас мы отправимся в гости к этому удивительному поэту, увидим кабинет, в котором он создавал свои произведения. (Слайд № 6)

Внимательно послушайте рассказ М Басиной «В гостях у Некрасова» и подумайте, какую часть текста мы используем для описания кабинета поэта, а какую часть опустим.

3. Чтение текста изложения

В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский…  Всех не перечислишь.

На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».

Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, — приемную – попадаем в кабинет поэта.

Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.

А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)

(Слайд №7,8,9,10)

4. Работа над текстом

Беседа по вопросам:

  • Определите стиль и тип текста?

(художественный, описание)

  • В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова?

(во второй части)

  • Какую часть текста мы не включим в изложение?

(описание лестницы, приемной опускается)

  • В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы?

(Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)

Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение

  • С чего начинается описание кабинета Некрасова?

(с письменного стола)

  • Почему именно с письменного стола?

(потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)

  • Что еще в кабинете указывает на работу писателя?

(этажерка с рукописями и корректурами)

  • Где любил отдыхать Некрасов?

(в глубоких мягких креслах, что стоят у камина)

  • Какое место в кабинете занимают книги?

(Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)

  • Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему?

(автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)

Словарная работа:

(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)

Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора

Рукопись –  подлинник или копия текста, написанные от руки

Особенности описания в данном тексте:

Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:

Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.

Синтаксическая разминка:

По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему

5. Повторное чтение текста учителем.

6. Написание учащимися выборочного изложения.

В слабых классах написание изложения можно провести на следующем уроке. А после повторного чтения текста предложить учащимся составить план изложения.

На данном уроке возможно использование мультимедийной презентации (по желанию учителя), подробно иллюстрирующей текст изложения.

Использованная литература:

1. Л.А.Виноградова, А.Н.Горчак «Сборник текстов для изложений» М., 1981

2.С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» М., 1990

Использованные ресурсы сети «Интернет»:

1. www.museum.ru

2. www.spbflat.ru

3. www.wikimapia.org

4. www.nekrasov.org.ru

PPT — 6-й класс EQAO Parent Information Session Презентация PowerPoint, скачать бесплатно

  • 6-й класс EQAO Parent Information Session Malvern Junior P.S. Представлено г-жой Френдджан, г-ном Мельчиорром и г-жой Шуттин

  • Добро пожаловать, родители Вечерняя повестка дня: викторина для родителей — Что вы знаете об EQAO? Как пользоваться практическим буклетом дома 6 класс Примеры вопросов и ответов учащихся Период вопросов и ответов

  • Тест: множественный выбор Выберите лучший ответ из предложенных ниже вариантов.Буквы E.Q.A.O. означает: • Оценка качества образования в Онтарио • Злые вопросы, атакующие Онтарио • Управление качества образования и подотчетности • Оценка коэффициента равенства в Онтарио

  • Правильный ответ C) Управление качества образования и подотчетности Это независимое провинциальное агентство, которое управляет провинцией широкие тесты в 3, 6, 9 и 10 классах по чтению, письму и математике. Результаты сообщаются педагогам, родителям и общественности.

  • Тест: правда или ложь? Основная цель EQAO Testing — дать рекомендации школьным советам по улучшению обучения и преподавания.

  • Ответ: ИСТИНА Тесты дают родителям, учителям, директорам и школьным советам информацию о том, насколько хорошо учащиеся усвоили то, что, как ожидается, они будут изучать в области чтения, письма и математики. Результаты каждого ученика отправляются в школу, где проходило тестирование. EQAO также публикует результаты провинций, школьных советов и школ.

  • Тест: правда или ложь? E.Q.A.O. засчитывается как часть оценок вашего ребенка в табеле успеваемости.

  • Ответ: ЛОЖЬ Тесты за 3 и 6 классы не считаются частью оценки учащегося и не влияют на его успеваемость или будущие возможности в школе. • Тест по математике для 9 класса может засчитать до 10% от оценки учащегося. Однако для того, чтобы получить диплом средней школы Онтарио, учащиеся должны пройти тест на грамотность 10 класса или курс грамотности.

  • Как используются результаты тестов? Учителя и директора получают отчет, в котором показано, как учащиеся успели по чтению, письму и математике. Если многие учащиеся плохо справились с определенным навыком, учителя пытаются найти более эффективные стратегии обучения или ресурсы, чтобы помочь учащимся добиться большего успеха. подобные трудности, то школьные советы знают, что все школы должны улучшить свои стратегии обучения или найти лучшие ресурсы

  • Тест: правда или ложь? студентов на I.E.P. (Индивидуальный план обучения) не пишите E.Q.A.O. тест.

  • Ответ: ЛОЖЬ Всем учащимся предлагается написать тест, но некоторые учащиеся с особыми потребностями могут быть освобождены от него. «Адаптация», изложенная в IEP учащихся, также помогает учащимся писать тесты EQAO. Они могут включать больше времени для написания, тихую обстановку или чтение им инструкций или вопросов.

  • Верно или нет? Родители не могут видеть результаты теста EQAO для своего ребенка.

  • Ответ: ЛОЖЬ Родители получают результаты тестов осенью. Результаты отправляются в школу, в которой учащиеся написали тест, и школа направляет их любому учащемуся, который перешел в новую школу.

  • Тест: правда или ложь? Родители мало что могут сделать, чтобы помочь своим детям подготовиться к тесту EQAO дома.

  • Ответ: ЛОЖЬ Родители могут помочь своим детям подготовиться к тесту EQAO различными способами.• Используйте буклет для практического теста • Обучайте стратегиям сдачи тестов, изложенным в практическом буклете • Посетите веб-сайт EQAO и распечатайте предыдущие тесты EQAO и примеры ответов учащихся (http://www.eqao.com/Parents/Elementary/036/036. aspx) • Поощряйте вашего ребенка мыслить критически, задавая вопросы и ища ответы на повседневные темы http://www.eqao.com/Parents/Elementary/036/036.aspx

  • How to Use the Practice Booklet at Home Разделите разделы (буклет ресурсов и буклет практического теста).Стратегия Дона сдачи тестов (страницы 1-19): читайте текст медленно и внимательно. Прочтите еще раз. Создайте в уме «видео» истории. Прочтите вопросы медленно и внимательно. Подчеркните КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Загляните в текст и найдите правильный ответ на вопрос. Попросите ребенка заполнить заданные разделы буклета практического теста и просмотреть ответы, используя ответы в буклете с материалами.

  • Уровни достижений Уровень 1 (код 10) = от D- до D + (от 50 до 59%) Значительно ниже провинциального стандарта Уровень 2 (код 20) = от C- до C + (от 60 до 69%) Приближается к стандартному уровню провинции 3 (Код 30) = от B- до B + (от 70 до 79%) Соответствует провинциальному стандарту, уровень 4 (Code 40) = от A- до A + (от 80 до 100%) Превосходит провинциальный стандарт

  • Funny Money

  • Образец вопроса — чтение текста : хорошее решение Открытый ответ №1: Что упрощает использование функций безопасности? Используйте два примера из текста, чтобы поддержать свои ответы.Открытый ответ №2: в предложении «Умение распознать фальшивые деньги — это всего лишь центы!» Что означает слово «центы»? Используйте информацию из текста и свои собственные идеи, чтобы подкрепить свой ответ.

  • Уровни открытого отклика при чтении Уровень 1 — Попытки объяснить, но предоставляют неточную поддержку Уровень 2 — Указывает на частичное понимание, предоставляя нечеткую поддержку из варианта чтения Уровень 3 — Указывает на понимание, включая некоторую точную и актуальную поддержку, и некоторая расплывчатая или недостаточно развитая поддержка Уровень 4 — Указывает на понимание путем полного объяснения и предоставляет конкретную и актуальную поддержку

  • Веселые деньги — Уровень 1

  • Веселые деньги — Уровень 2

  • Веселые деньги — Уровень 3

  • Funny Money — Уровень 4

  • Письмо директору

  • Неполный ответ Обоснование: Ответ не по теме.

  • Письмо директору — уровень 1 Обоснование: ответ не разработан и неясен

  • Письмо директору — уровень 2 Обоснование: идеи в ответе минимально развиты.

  • Письмо директору — уровень 3

  • Письмо директору — уровень 4

  • Тестирование навыков по математике Студенты должны: понимать КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (т.д., опишите, объясните, сравните, атрибуты и рисунок) * См. стр. 27, чтобы определить, является ли проблема простой или сложной * См. стр. 39 Если проблема сложная, следуйте стратегии решения проблем доктора Дона

  • Пример вопроса — Математика

  • Математика открытого ответа — Уровень 1

  • Математика открытого ответа — Уровень 2

  • Математика открытого ответа — Уровень 3

  • Уровень

    Открытая математика

  • Помощь вашему ребенку ключевыми словами в вопросах Что меня просят сделать в вопросе? Сравнить Определить Описать Определить Объяснить / Объяснить свое мышление Определить Обосновать Список Предсказать Обобщить

  • Спасибо, что пришли! Несколько слов мудрости для размышления «Нет кратчайшего пути к величайшим достижениям жизни.«Верьте, и вы добьетесь успеха» «Вы не сможете научиться, если не сделаете ошибку» «Вам не обязательно быть великим, чтобы начать, но вы должны начать быть великим». боязнь нанести удар мешает вам играть в игру ».« Успех никогда не бывает окончательным. Неудача никогда не бывает фатальной. Главное — смелость ».

  • Вопросы

  • .

    Реализация процесса записи — ReadWriteThink

    Классы 3–5 | План урока | Стандартный урок

    Практическое руководство: мотивация учеников писать для реальных целей

    Нелегко выжить в четвертом классе (или третьем или пятом)! На этом уроке учащиеся проводят мозговой штурм с советами по выживанию для будущих четвероклассников и включают их в сочинение.

    Сорта K — 2 | План урока | Раздел

    Чтение и письмо о китах с использованием художественных и документальных текстов

    На этом уроке учащиеся весело проведут время, используя художественные и документальные тексты, чтобы написать письмо онлайн-ученому.

    Классы 3–5 | План урока | Стандартный урок

    Побуждение к исправлению посредством моделирования и письменных бесед

    Учащиеся составляют контрольный список, в котором излагают, что делают эффективные писатели, проверяют свои собственные тексты и участвуют в письменной беседе, чтобы помочь коллегам в процессе проверки.

    Классы 6–8 | План урока | Стандартный урок

    Разрезай, прикрывай и уходи с идеями для письма!

    Учащиеся переделывают свои забытые / брошенные черновики, сокращая и закрывая выбранные слова.Творчески манипулируя текстом, они исследуют написание портала, стратегию создания новой истории или направления истории.

    Классы 6–9 | План урока | Стандартный урок

    Написание для аудитории: процесс пересмотра в Дневник Анны Франк

    После прочтения или просмотра Дневник Анны Франк ученики будут устанавливать связи между аудиторией и целью и пересматривать дневниковую запись с внешней аудиторией в уме.

    Классы 3–6 | План урока | Стандартный урок

    The Houdini Box : Что спрятал Houdini? Написание творческих концовок

    Учащимся предлагается понять книгу, которую учитель читает вслух, чтобы создать для нее новый финал, используя процесс письма.

    Сорта K — 2 | План урока | Раздел

    Обучение аудитории с помощью интерактивного письма

    С помощью интерактивного письма студенты работают вместе, а затем независимо друг от друга, чтобы создать пригласительные письма для группы своих сверстников и членов их семей.

    Классы 7–10 | План урока | Стандартный урок

    Картинка стоит тысячи слов: использование инфографики для иллюстрации написания практических рекомендаций

    Учащиеся пишут пошаговые инструкции по темам по своему выбору. Затем с помощью Piktochart учащиеся создают свои собственные инфографики, чтобы проиллюстрировать свои инструкции.

    Сорта K — 2 | План урока | Стандартный урок

    Семинар по письму: помощь писателям в выборе темы и сосредоточении на ней

    Студенты участвуют в семинаре по письму, используя график, чтобы сосредоточиться и написать о конкретном событии.

    Классы 9–12 | План урока | Стандартный урок

    И в заключение: Изучение стратегий написания эффективных выводов

    При составлении собственного сочинения по литературному анализу (или другого типа аргумента) учащиеся работают в парах, чтобы изучить рекомендации по написанию выводов и проанализировать выводы выборки. очерки. Затем они делают два вывода для своего эссе, выбирают один и размышляют над тем, что они узнали в процессе.

    Классы 3–5 | План урока | Стандартный урок

    Совместный редактирование с совершенством: эффективные стратегии

    Учащиеся по-новому смотрят на процесс редактирования и помогают друг другу оттачивать свои письменные работы с помощью стратегии взаимного редактирования, которая является простой, систематической и конструктивной.

    Сорта K — 2 | План урока | Повторяющийся урок

    Новости выходного дня

    ! Еженедельное письменное задание

    В понедельник утром вас, вероятно, спросят: «Что вы делали в эти выходные?» На этом уроке ученики отвечают на этот вопрос в письменном задании для самостоятельной оценки своих приключений на выходных.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *