Как подготовиться к егэ по литературе самостоятельно с нуля – Как готовиться к ЕГЭ по литературе?

Содержание

Основные этапы подготовки к ЕГЭ по литературе » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2019

Подготовка к ЕГЭ по литературе для одних — занятие более чем простое, для других — настоящая мука. Кто-то занимается литературой в школе должным образом, кому-то достался не совсем требовательный педагог, а кто-то просто лентяй — для всех подготовка к ЕГЭ будет разной. И если не любить литературу, то хорошо к ней подготовиться и сдать практически невозможно. Как сделать процесс подготовки максимально качественным и удобным расскажет эта статья. Кроме того, у многих возникают вопросы: «С чего начать?» или «Смогу ли я подготовиться к литературе за оставшееся время?» Ведь объем материала для изучения довольно велик. Давайте определимся с некоторыми важными моментами в подготовке к экзамену по литературе.

Этапы подготовки к ЕГЭ по литературе:

1. Этап первый (самый важный). Мы смотрим список произведений, который необходимо прочитать, задания составляются из этих произведений, из других на реальном экзамене Вам ничего не попадётся, будьте уверены. Львиная доля текстов должна быть прочитана за последние пять лет, а это значит, что Вам лишь необходимо будет перечитать только то, что было подзабыто. Ах, да, обязательно ознакомьтесь с разделом самые популярные вопросы.

2. Этап второй. Внимательно изучаем требования к экзамену, они даются нам в кодификаторе. Изучаем структуру экзамена, критерии, по которым тебя будут оценивать, нам может показаться, что теории, которую необходимо знать — много, но это не так.

3. Третий этап вытекает из второго. Подходим к теории литературы. На нашем сайте она представлена практически полностью. Там нет ничего сложного, зазубривать сложные формулы, которые есть в математике или физике, нам не нужно. Порой достаточно научиться отличать одно от другого, чтобы решить большую часть заданий из части В.

4. Этап четвертый (основной). Мы подходим к части С. Вновь возвращаемся к критериям (С1-С3, С2-С4, С5). Начинаем «отогревать застывшие чернила нашего пера». Пишем. Пишем. Критерии понятие не условное, а очень нужное, это то, чему нужно подчиняться в ходе всей работы над сочинением и вашим кратким ответом на задания С1-С4. В ходе этого этапа Вы и повторите все прочитанные произведения, теорию литературы (в критериях отдельным пунктом прописано использование теории в работе), научитесь сравнивать произведения, анализировать их.

Часть В должна прорабатываться самостоятельно. С частью С дела обстоят несколько иначе, здесь вмешивается и субъективный фактор, потому что, читая сами себя, мы невольно можем думать, что то, что нами написано есть хорошо. И нам нужен учитель, который бы трезво оценивал всю вашу писанину, давал советы, разбирал ваши ошибки, говорил Вам над чем нужно поработать и т.д. Настоятельно советую почитать методические рекомендации.

И вновь хочется повторить – чем больше пишем, тем лучше должен стать наш результат. Вы должны наладить связь со своим учителем, если нет возможности обратиться к услугам репетитора (ваш автор не рекомендует пользоваться их услугами). Но тут опять всё зависит от того, кто с Вами будет работать. Решать к кому обращаться – это сугубо личное дело каждого из Вас. А если у Вас есть друг или подруга, разбирающиеся в литературе, то почему бы не обратиться к ним за помощью?

Мы выделили 4 этапа подготовки к экзамену по литературе. Вполне возможно, что у вас стратегия иная; кому как удобнее, тот так и поступает. Грамотно распределив время, можно подойти к экзамену во всё оружие. Дело за Вами, друзья.


Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2013 году:

Безусловно, могу сказать, что своим высоким результатом я обязана, в первую очередь, своему преподавателю: ни одно написанное сочинение и ни один подробный пересказ не прошли даром. Но какой бы ни был замечательный педагог, нельзя забывать о самоподготовке. 

Во-первых, все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Анализы я конспектировала строго по тому же списку, начиная со «Слова…» и заканчивая прозой, поэзией и драматургией второй половины ХХ века. Для анализа выбирала такие ключевые моменты, как год написания, история создания (при наличии), сюжет (у достаточно крупных прозаических произведений), композиция, проблематика, жанр и т.д. Та же процедура со стихотворениями. Стихотворения к экзамену тоже не заучивала, надеялась на багаж, приобретённый за годы обучения. К тому же сказывалась нехватка времени, ведь готовиться я начала только за два месяца до ЕГЭ, поэтому всем, кто собирается сдавать литературу, советую не затягивать, а начинать подготовку хотя бы со второго полугодия, ведь объём информации, которую необходимо знать, очень большой, тем более, если вы чувствуете, что пробелы имеются. 
Во-вторых, очень важна теория. Все термины и понятия нужно знать и уметь различать. В повторении теории также помог данный сайт. Даже такие тонкости, как разница между рифмой и рифмовкой или системы стихосложения, были разъяснены доступным языком.
И в-третьих, тренировка с тестами и сочинениями. Здесь же можно найти обширный банк тестовых заданий и заданий уровня С. Так же для подготовки рекомендую книгу «100 дней до экзамена. Экспресс-подготовка». 
К репетитору я не ездила и в последние дни перед экзаменом ходила на консультации к своему педагогу. Мы разбирали прозу и поэзию второй половины ХХ века, так как в школьном курсе она почти не даётся. 

Главное, не паниковать и верить в свои силы, ведь если вы действительно стремитесь к наилучшему результату и готовы потрудиться, ваша любовь к чтению, а как следствие и к литературе вообще, вместе с качественной систематизированной подготовкой обязательно принесут вам желанные 100 баллов.


 

Набрали 100 баллов за экзамен по литературе в 2012 году:

Анастасия Донцова

Я прочитала всю необходимую литературу, большие произведения вроде «Войны и мира» прочитала еще примерно за год-полгода до экзамена, не торопясь, чтобы все в голове хорошо уложилось, а маленькие начала повторять уже незадолго до экзамена, иначе они быстро забываются. Кстати, не стоит пренебрегать стихотворениями и оставлять их на последние дни, иначе будет легко что-нибудь перепутать, например, забыть автора стихотворения. Для заданий части С (С4 особенно) классифицировала стихи по различным темам (патриотизм, любовь и т.д), многие из них лучше знать наизусть, если не полностью, то хотя бы несколько строк, чтобы включать в свои сочинения цитаты из них. А прозу следует читать внимательно, обращая внимание даже на самых незначительных персонажей, потому что именно они могут пригодиться при сопоставлении прозы. Ну и решала тесты. Никаких специальных задачников не покупала, заданий на сайте мне хватило. В общем-то, очень многое на экзамене зависит от удачи, но на нее особо полагаться не стоит, а лучше готовиться и побольше читать, тогда любой вариант покажется лёгким.

Мария Малышева

К ЕГЭ по литературе я готовилась сама, без репетитора. Ничего сверхъестественного я не делала: перечитывала все программные произведения, которые подзабыла, причём очень внимательно перечитывала, учила цитаты, литературоведческие термины. Вообще к части В я готовилась в основном в конце 10-го класса, в 11-ом я занималась только частью С, поскольку она гораздо сложнее. Тренировалась в написании С1-С5, но не слишком часто, раз в неделю, а то и в две. Главное, не сколько готовиться, а как 🙂 Также я выучила все-все критерии оценивания сочинений и на экзамене старалась следовать каждому из них, чтобы потерять как можно меньше баллов. Я, признаюсь, совершенно не ожидала, что мою работу оценят настолько высоко. Моё сочинение не было каким-то необычным или суперумным, просто я писала по сути, не лила воду, соблюдала композицию, логику. Но главное — мне было интересно писать, читать, учить, я люблю литературу. Я думаю, это главная причина моего успеха.

 Дарья Иванова

Нам с Вами, сдавшим и сдающим, литературу очень повезло. Потому что литература – это предмет, который нельзя зазубрить. Даже больше скажу. Это предмет, который ни в коем случае не надо зубрить. Литература призвана развивать нашу мысль, и больше всего ценится в ней новизна, индивидуальность мысли. Вы можете найти в интернете, в учебниках, в шпаргалках ответы на все распространенные вопросы по содержанию классических русских произведений. Но не факт, что Вы получите за эти ответы 100 баллов.

Готовилась весь последний год в школе сама. Никаких репетиторов не нанимала, тесты начала решать за месяц до экзамена. В сущности, этот год я никак особенно и не готовилась.

Но если смотреть глубже, я готовилась. Правда, несколько иными способами.

Литературу, прежде всего, надо любить. Любить всей душой.

Это один из немногих предметов, который действительно есть за что полюбить всем сердцем.

Любовь к книгам мне прививали с детства. Я никогда не читала книги, не вдумываясь. Даже так ненавистные для меня сцены природы.

Первый совет: научитесь правильно читать

Это значит, не просто пробегаться глазами и не терять нить сюжета. Это значит, переваривать каждое предложение, извлекая из него нечто для себя новое. Сопоставлять со своей жизнью, находить аналоги. Думать мыслями героев, жить внутри книги.

Я не читала истерически весь 10-11 класс всю необходимую программу.

Всю программу я и так проходила в школе. И огромное спасибо моим учителям литературы, которые, несомненно, помогли мне. Открывали такие темы, к которым я бы сама не пришла. Например, в конце 11 класса мы бегом проходили «Тихий Дон», и на одном из уроков учитель дала нам тему для сочинения за 10 минут до конца урока на полстранички. Тема была «Роль образа матери в романе-эпопее «Тихий Дон». Я развила довольно неплохо эту тему и получила похвалу.

16 июня в части одна из трех тем была: «Роль женских образов в романе «Тихий Дон». Понятно же что для меня было опорой при написании С части…

Итак, так как всю программу нам разжевывали, даже не так, не разжевывали, а учили разжевывать в школе, то дома я читала уже литературу на свое усмотрение. Зимой на меня нашел необыкновенный жор на зарубежную классику, и я осваивала ее. Повторюсь, никаких современных мастеров, только признанную классику.

Современную литературу я опробовала в 10 классе, после чего написала статью о влиянии современной литературы на молодежь и получила второе место в областном съезде юных журналистов «Серебряное перо губернии».

Кстати, изучение зарубежной классики также мне помогло при написании С части – я сопоставила Наталью и Аксинью со Скарлетт О’Хара из «Унесенные ветром».

Итак,совет второй: не надо пичкать себя всей классикой подряд. Читайте то, что Вам интересно. Произведениями по кодификатору Вас снабдят в школе сполна.

Как я уже говорила, литература учит нас анализировать и в ней ценится индивидуальность нашей мысли.

Но кроме анализа при чтении, необходимо анализировать на бумаге. Для этого мы и пишем сочинения на уроках. Однако надо постоянно тренироваться, чтобы эта способность не атрофировалась у нас. Мне было очень лень писать сочинения. У меня всегда была так называемая «болезнь чистого листа». И я нашла новый для себя способ. Может, и не совсем новый, но действенный.

Совет третий: заведите блог или дневник.

Это я сделала не совсем специально. Мне надо было куда-то выливать свои мысли, рассуждения. И это и стало своеобразной тренировкой. Я рассуждала, анализировала и приходила к новым выводам. Одна моя знакомая и вовсе анализирует произведения, и, поверьте, приходит к весьма интересным выводам. В интернете чувствуешь себя свободнее.

Если будет интересно, вот мой блог – luvlave.mmm-tasty.ru

Совет четвертый: не бойтесь высказываться, экспериментировать на уроках.

Уроки – это подготовка к самому бою. Но это еще не бой. Двойка на уроке – это еще не двойка на экзамене. Пытайтесь думать на уроках и обязательно слушать. Сколько интересного я узнала от своих одноклассников и учителя. Столько точек зрения!

Не бойтесь сами вступать в дискуссии. Ведь, как говорится, только в спорах рождается истина. И не бойтесь развивать свою мысль на бумаге. Использовать шаблонные мысли вы всегда успеете, а собственные, на своей шкуре, так сказать, выстраданные вы можете написать в сочинении. Учитель проверит, и, если мысль дельная, то мы можете смело пользоваться ею на экзамене, как в моем случае. Если нет, то вы это уже не напишете на экзамене.

Могу Вам перечислить те произведения, которые вы должны знать практически во всех подробностях: «Война и Мир», «Мертвые Души», «Горе от ума», «Отцы и дети», «Евгений Онегин», «На дне», «Преступление и наказание».

Менее подробно: «Тихий Дон», «Обломов», «Мастер и Маргарита».

Что касается лирики, то в 11 классе мы все ее переосмыслили: учили уже не то, что покороче, но то, что больше по душе.

Итак,совет номер пять: учите лишь те стихотворения, что больше Вам импонируют.

Их не надо будет специально заучивать перед экзаменами, они сами запечатлеются в Вашей памяти.

Так же на олимпиаде мне попалось задание: сравнить три стихотворения «Памятник»: Пушкина, Державина и Высоцкого. Это мне очень помогло. Сравнение стихотворений по темам у разных поэтов помогает. Опять же. Анализируйте все. Смотрите сквозь строчки и буквы.

Совет шестой: читайте различные публицистические статьи об авторах или сочинения своих одноклассников. Так же во всех сборниках по подготовке к экзаменам есть примеры сочинений разных лет на разные темы. Вы многое откроете для себя, поверьте.

А читая различные публицистические статьи, знаете, предисловия редактора или издателя, обычно печатаются перед самим произведением, Вы уже узнаете одобренную точку зрения на то или иное произведение. Мнение взрослого литературного критика никогда не испортит Ваше мнение.

Вот как раз в этих самых статьях обычно и цитируются важные части произведений, фразы из стихотворений, которые Вы так же можете процитировать в своем сочинении. Так сказать, Вам на тарелочке с голубой каемочкой дается материал, который можно использовать, а, если еще и упомянуть в сочинении «как говорил Писарев», например, то это уже Вам в плюс.

Мне мой учитель дала в январе месяце прочитать книгу «Воскресение Маяковского» до самого изучения Маяковского. И это сразу сделало мое мнение о нем. После этой книги я могла свободно рассказывать факты его биографии и имела уже свое сформировавшееся мнение о нем, что, как я убедилась, очень ценно.

Кстати, фразы из Маяковского легко запоминать и потому их всегда можно использовать в сочинении.

Немаловажную роль играет доля наглости. Как говорила моя знакомая: «делай вид, что ты знаешь все о творчестве и о самом писателе, даже если это не так».

И напоследок, просто любите литературу, бережно работайте над ней. И она, несомненно, ответит Вам взаимностью

У Вас обязательно все получится, раз вы зашли на этот сайт и читаете эту статью.

У Вас все получится! Пусть Ваша муза не покидает Вас!

5litra.ru

Самая полная информация для подготовки к ЕГЭ по литературе

Приветствую всех читателей блога! Сегодня речь пойдет о том, как подготовиться к ЕГЭ по литературе. Так как она является сложным испытанием для подавляющего большинства школьников. И дело не только в особенности современных подростков, заключающихся в превалировании интересов, касающихся компьютерных статей и игр, а в том, что для сдачи ЕГЭ по литературе в 2019 году мало лишь прочесть множество литературных произведений. Нужно готовиться к особенностям структуры самого экзамена, к мелочам, которые кажутся неважными, но могут сыграть решающую роль при сдаче ЕГЭ.

Самая полная информация для подготовки к ЕГЭ по литературе

Порядок проведения экзамена по литературе

ЕГЭ по литературе состоит из трех частей:

  • Первая часть касается эпоса, лиро-эпоса, либо драмы. Экзаменуемому предложат указать к какому виду жанра относится то или иное произведение. Соответственно, варианты ответов на данном этапе экзамена ограничиваются этими тремя жанрами.
  • Вторая часть — исключительно лирическая, то есть касается поэзии.
  • В третьей части нужно будет написать объемное сочинение на заданную тему.

В ходе сдачи ЕГЭ по литературе ученику будет предложено решить 3 вида заданий:

  • тестовые — 12 заданий, на которые нужно будет выбрать один из предложенных вариантов ответа;
  • развернутые — 4 задания, на которые нужно будет дать полный ответ;
  • последнее задание повышенной сложности по написанию сочинения, в ходе выбора одной из 4 представленных тем.

Наибольший балл можно получить, выполнив наиболее хорошо задание третьей части — 24. 

Обычно на тестовую часть дается 5-10 минут от общего времени прохождения ЕГЭ. Но именно на этой части желательно сэкономить время для двух остальных более сложных частей экзамена.

При выполнении второй части рекомендуется не пренебрегать предварительными записями всех мыслей в черновик, а затем в тестовый бланк. Времени на эту часть экзамена выделяется целых 2 часа (самая продолжительная часть).

На написание сочинения (третья часть ЕГЭ) остается 110 минут, которыми нужно воспользоваться по полной, даже если в ходе выполнения работы вы иногда и идете «с опережением». Подойдите к данной части экзамена максимально ответственно, так как в отличие от сочинения по русскому языку при написании сочинения по литературе максимальный упор делается на стиль и речь написания, которые должны быть максимально выверенными.

После этого переходим к теории — самой продолжительной и долгой части.

Для подготовки к ЕГЭ и получении высокого балла необходимо затратить довольно много времени. Считается, что двух лет хватит для среднего ритма подготовки. А что делать, если двух лет на подготовку нет?  Специалисты утверждают, что подготовка к качественной сдаче ЕГЭ за год с нуля возможна, правда требует намного больших усилий и практических материалов.

Прежде всего, необходимо разузнать как можно больше сведений о том ВУЗе, в который вы собираетесь поступать. Ведь скорость и загруженность вашего обучения напрямую будет зависеть от требований по вступительным баллам того университета, в котором вы хотите учиться. И лишь после этого приступайте к подготовке:

  • разработка индивидуального плана обучения, из расчета — имеющееся время для подготовки на количество требуемых ВУЗом баллов для поступления;
  • ежедневные занятия в течение часа, без пропусков и выходных;
  • разработка плана обучения с учетом режима свободного времени и необходимости изучения материала;
  • отсев некачественного материала, с оставлением лишь самого лучшего учебного материала;
  • самоконтроль в виде прохождения онлайн-тестов и сочинений;
  • ставить себе задания на каждую неделю и следить за их выполнением;
  • параллельное изучение истории и учебников по обществознанию, так как могут быть вопросы смешанного характера;
  • использовать в качестве примеров для изучения задания, которые предоставлялись для решения сдающим ЕГЭ по литературе в 2018 году, так как зачастую некоторые вопросы могут повторяться и браться с прошлого года.

Варианты подготовки к ЕГЭ по литературе

Существует несколько распространенных вариантов подготовки к экзамену:

Репетиторы

Несмотря на большое количество материалов, содержащихся на различных онлайн-ресурсах и специализированных сайтах, большинству сдающих экзамены школьникам подготовиться самостоятельно довольно сложно. Многие нанимают репетиторов по русской литературе, которые предоставляют возможность пройти курсы с нуля. Преподаватель, индивидуально подготавливающий выпускника к сдаче ЕГЭ по литературе, имеет ряд положительных сторон:

  • значительно снизит временные затраты на поиск необходимых справочников, теорий;
  • разработает оптимальный временной план подачи материала, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;
  • начинает преподавание уже с тех позиций, с которых подготовка показала себя эффективной, то есть весь «мусор» среди многочисленного материала, преподносящегося в интернете, уже очищен, и выпускнику достается лишь важный материал;
  • укажет те ошибки, которые ученику самому со стороны не заметны;
  • в компании изучение любого материала всегда интереснее, чем в одиночку.

Самостоятельная подготовка

Однако, не секрет, что большинству школьников, вернее их родителям, частный репетитор не по карману. Именно для таких выпускников и создаются многочисленные онлайн-ресурсы и справочники, описывающие оптимальные направления подготовки к ЕГЭ, в том числе и по литературе.  

Для того, чтобы уверенно сдать ЕГЭ по литературе, необходимо много читать, в частности хорошо ознакомиться со всей классической литературой. Опыт сдачи ЕГЭ показывает, что в ходе проведения экзаменационного теста могут быть заданы вопросы, целью которых является не оценка знаний событий, либо фактов, описанных в произведении, а именно вопросы на память относительно мельчайших подробностей, которым большинство из читателей не уделяет достаточного внимания:

  • Отчество главного, либо второстепенного героя произведения. Например, может попасть такой вопрос: «Назовите имя и отчество главного героя произведения Николая Василевича Гоголя «Мертвые души» Чичикова? Ответ — Павел Иванович.
  • Настоящее имя литературного героя, которое упоминается лишь вскользь. Например, вопрос может звучать так: «Как зовут главного героя произведения Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама»? Вопрос с подвохом. Правильный ответ: имя героя не упоминается, Германн лишь фамилия. При этом именно Германн, а не Герман.
  • Географическое название, которое играло важную роль в повествовании. При этом ответ должен быть конкретным, ошибка даже в одну букву результат сводит к нулю. Например, вопрос: «Как называлось место, куда Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в начале произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»? Ответ: Марьино.
  • Вопросы, касающиеся какого-либо факта о структуре произведения. Например, вопрос: «Есть ли эпиграф у первой главы произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин»? Ответ: есть, как и у каждой главы произведения.
  • Вопросы, касающиеся каких-либо предметов, окружения, помещений, с просьбой отнести их к тому, либо иному виду изображения (например, к пейзажу, натюрморту).

Подготовка с помощью онлайн-ресурсов

Среди доступных онлайн-ресурсов можно выделить:

  • Изучение различных видеороликов на Youtube и других сайтах. Видео типа https://www.youtube.com/watch?v=IjGq2ya0hY8 с большим объемом «воды» и саморекламы попадаются довольно часто, и если до второй минуты вы не услышали ничего важного, то смело приступайте к поиску другого видеопособия. Идеальным видео мне показалось вот это https://www.youtube.com/watch?v=ciKdH0UGfsI, так как в нем девушка доступно и понятно объясняет структуру экзамена. При этом автор видео представляет целый ряд уроков по каждому разделу сдачи ЕГЭ по литературе 2019 года;
  • На основе рекомендаций, сбор справочников, книг, пособий, программ, сборников с пошаговым изучением. Касательно литературы, достаточно неплохой список представлен по следующей ссылке: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/literatura/ege-po-literature-sovety-opytnogo-repetitora.

Курсы

Стоит с настороженностью относиться к различным экспресс-системам обучения, так как весь объем необходимых знаний невозможно усвоить за короткий срок. Кроме того, существуют множество курсов, которые предлагаются как бесплатные, а потом выясняется, что за их использование нужно пройти долгую и нудную процедуру авторизации (платной), а сам курс оказывается бесполезным, либо скаченным со стороннего источника.

Однако, можно пройти курсы, запускаемые при университете, куда вы планируете поступать. Как правило, такая подготовка дает максимальные «плоды». Ученик не только готовится к профильному экзамену, но и знакомится с местом, где ему предстоит провести ближайшие 5 лет.

Литературные источники

Самая полная информация для подготовки к ЕГЭ по литературеОдним из примеров литературных трудов, полностью посвященных ЕГЭ по литературе, является книга «Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ», автор — Т.В. Воронцова.

Таким образом, успех сдачи и получения высоких баллов при сдаче ЕГЭ по литературе всецело зависит от изучения особенностей и структуры проведения самого экзамена, а также того объема материала, который экзаменуемый постиг в ходе подготовки к экзамену.

По отзывам тех, кто действительно готовился к экзамену можно судить о том, что если ЕГЭ по литературе и не является легким, то уж точно проходимым. Все в ваших руках!

Какие произведения у вас вызывают особенные трудности при подготовке к экзамену? Что показалось, напротив, очень легким и запоминающимся?

С уважением, автор блога Екатерина!

lexin-blog.ru

До ЕГЭ по литературе всего две недели? Без паники!

Репетиторы рекомендуют школьникам готовиться к этому экзамену минимум за год. Перечитать весь список книг, написать по каждой сочинение. ЕГЭ по литературе в этом году сдают 20 июня — до дня X у выпускников есть ещё пара недель, а, значит, и шанс подготовиться. Учитель русского и литературы санкт-петербургской школы Ольга Ермакова рассказывает, как это сделать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Изучите структуру экзамена

Когда знаешь, что тебя ждёт, готовиться намного легче. Экзамен по литературе состоит из трёх частей: задание по прозаическим произведениям, лирическим и сочинение. Всё это нужно успеть сделать за 235 минут.

Проза и лирика — это лотерея. Какие произведения попадутся, с теми и нужно будет работать. По прозе и лирике есть тестовая часть и два вопроса с краткой формой записи ответа (7-15 предложений). Открытые вопросы — это 8, 9, 15 и 16 задания. Для подготовки к тестовой части нужна сноровка. Желательно выполнить 10-15 типовых вариантов, это повышает, что на экзамене всё должно пойти хорошо. Это можно сделать и за день, просто надо собраться. Наибольшую сложность составляют именно письменные задания — открытые вопросы и сочинения.

Открытые вопросы — ваши помощники

Для выполнения 8 и 15 заданий необходимо проанализировать фрагмент текста. К этому вполне реально подготовиться за короткий срок, если научиться внимательно читать текст и подчёркивать знаковые слова и фразы.

В заданиях 9 и 16 будет требоваться уже более серьёзный уровень анализа, так как там нужно сопоставлять разные произведения. Вопрос из этой части может звучать так: «В каких ещё произведениях русской литературы прослеживается мотив быстротечности жизни?». В этом задании также даётся отрывок текста. Как правило, он дополняет вопрос.

Анализ — самое сложное в экзамене. Но есть одна хитрость. Часто 8, 9, 15 и 16 задания перекликаются. Например, задание № 15: «как меняется настроение лирического героя», в 16 задании будет такой вопрос: «в каких ещё произведениях русской литературы описаны чувства лирического героя?». То есть, выполнив задание № 15, вы получите подспорье, чтобы справиться и с 16 вопросом.

При формулировке ответов в этих заданиях нужно, чтобы начало вашего повествования дублировало сам вопрос. Если спрашивают о том, как менялось настроение лирического героя, с этого дословно и нужно начинать свой ответ: «Настроение лирического героя менялось…».

Крупные произведения по диагонали

Прочитать такие книги, как «Война и мир» и «Преступление и наказание» за короткий срок невозможно. Вместо чтения можно посмотреть экранизации, чтобы понимать фабулу и сюжетные линии. Вопросы по этим произведениям часто попадаются в заданиях со свободными ответами. Чтобы не провалить экзамен, вычитывайте только знаковые главы. Если они попадутся (а попадаются они часто), есть шанс продемонстрировать глубокие знания в области анализа.

Например, в «Преступлении и наказании» важной является сцена, где Сонечка читает «Воскрешение Лазаря» Раскольникову. Если говорить об «Отцах и детях» Тургенева, то здесь можно рассмотреть дуэль Кирсанова и Базарова или сцену объяснения любви Базарова к Одинцовой. При чтении произведений или отрывках из них рекомендуется постоянно сравнивать прочитанное, искать сходства произведений. Например, тема дуэли поднимается в «Герое нашего времени», «Капитанской дочке», «Евгении Онегине», во многих других.

Пишите сочинения

Если осталось несколько недель до сдачи, лучше бросить все силы на подготовку к большому сочинению — задание № 17. Там предлагается четыре темы на выбор, они разбиты по периодам: древнерусская литература, золотой век, серебряный век и современная литература. Необходимо решить для себя, какой период вам наиболее интересен, а потом выбрать четыре-пять произведений, которые реально освежить в памяти за короткий срок.


Успех любого экзамена заключается в том, хорошо ли выпускник понимает критерии, по которым его знания будут оценивать. В зависимости от этого выстраивается и стратегия подготовки. Самое важное в сочинении — композиция, наличие аргументов, тезисы и выводы. Перед экзаменом нужно написать пробные сочинения по выбранным четырём-пяти произведениям с учётом всех этих критериев — и тогда всё будет отлично. Удачи!

Shutterstock (HelloRF Zcool)

mel.fm

ЕГЭ по литературе — подготовка с нуля: советы и план подготвки

Литература — познавательный и интересный предмет, который многие не любят в школе. Экзамен по литературе выбирают немногие выпускники, однако сдать на достойный балл предмет для многих трудно. Подготовка к ЕГЭ по литературе занимает сотни часов, так как включант в себя чтение многотомных произведений. Литература необходимо для поступления в театральные университеты, филологические факультеты.

Структура ЕГЭ

На выполнение работы отведено 235 минут. За указанное время нужно выполнить объёмные задания, вспомнить десяток литературных произведений. В бланке 17 заданий, разделённых на два раздела. В первом блоке нужно дать анализ литературным творениям, а во втором — написать сочинение.

За правильно выполненные задания даётся 57 первичных баллов, которые приравниваются к 100. Получить максимальный результат сложно, но возможно. Главное вдумчиво прочитать необходимые произведения и материалы, запомнить ключевые моменты, которые могут пригодиться при написании ответов на вопросы. Что важно в конкретном произведении, характер, внешность главных героев или социальных конфликт, можно узнать из рецензий на произведение известных критиков и публицистов.

Использование кодификатора ЕГЭ по литературе

Кодификатор единого государственного экзамена — полезная информация, содержащая, список произведений, сведения о теории и необходимых навыков для сдачи экзамена. Кодификатор по литературе позволяет контролировать прогресс в подготовке, узнать тот объем материалов, который необходимо изучить. Официальный кодификатор представлен на сайте ФИПИ.

Перед началом подготовки нужно внимательно изучить кодификатор и записать те разделы теории литературы и произведения, с которыми вы не знакомы. Обратите внимание на требования к умениям и знаниям, сможете ли вы их продемонстрировать. При анализе литературного произведения обязательно нужно соотносить его с историческими событиями, культурными особенностями и социальными нормами, так что изучение истории тоже должно входить в план подготовки.

Написание сочинений и анализ произведений

Сочинение — задание, которое нужно выполнять ответственно. Уделяйте большую часть отведённого времени для написания сочинения. Во время подготовки сделайте краткие заготовки для написание уникального текста. Опирайтесь исключительно на литературные знания, старайтесь грамотно использовать литературные термины. Для анализа произведений нужно владеть терминологией, которую нужно зазубрить перед сдачей экзамена. Проявляйте творческий потенциал для получения «живых» и интересных текстов, четко формулируйте свои мысли литературным языком.

План подготовки на год

Подготовка для сдачи ЕГЭ по литературе — многоступенчатый процесс. Работа заключается в прочтении объёмного количества произведений. Читайте задумчиво и медленно, чтобы усвоить прочитанный материал. Делайте собственные пометки для каждой книги, обращайтесь к рецензиям, материалам по истории.

Лучшим временем для подготовки станут два года. За данный промежуток можно получить необходимый багаж знаний, чтобы поступить в ВУЗ на выбранный факультет.

План подготовки:

  • Прохождение демо-версии ЕГЭ. Определение слабых мест и составление подробного расписание для занятий.
  • Подробное изучение структуры билетов и кодификатора. Составление списка литературы.
  • Ежедневное прочтение определённого объёма. Записи в тетрадь для подготовки.
  • Каждые три месяца прохождение тестов ЕГЭ, оценка результатов для проверки прогресса.

unikum.rudn.ru

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля

Своевременно начатая и качественно организованная подготовка к ЕГЭ по литературе позволит успешно преодолеть излишнюю нервозность и справиться с экзаменационными заданиями.

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля

Своевременно начатая качественная подготовка повышает уверенность будущего выпускника, снижает степень беспокойства на экзамене. Особенно потребуется знание литературы школьникам, планирующим обучаться журналистике, педагогике, театральному искусству и другим творческим профессиям.

Что нужно знать

В первую часть экзаменационной работы включены два комплекса. Первый из них ориентирован на анализ драматического (лироэпического или же эпического произведения), а второй предполагает ответы на вопросы заданий по лирическому тексту. Часть вторая требует выбрать тему и написать сочинение.

Теория

Методики, определяющие, как результативно подготовиться к литературе, предусматривают предварительный анализ контрольных измерительных материалов. В них включены теоретические термины. Важно повторять их на протяжении всего учебного года, что позволит в процессе экзамена отвечать полно и убедительно.

Целесообразно сразу завести для терминов отдельную тетрадь–словарик. Это удобная форма, позволяющая по мере необходимости быстро находить нужную информацию. Обязательно с целью отработки решать тесты. Они имеются в свободном доступе, причем можно брать варианты прошлых лет или работать с текущей демоверсией.

Тексты

Анализ советов, определяющих с чего целесообразно начать деятельность по подготовке непосредственно к ЕГЭ по литературе, позволяет понять, что обязательно потребуется знание изученных текстов.

Опытные педагоги рекомендуют предварительно ознакомиться с критической литературой, в которой содержится анализ произведений. Это в дальнейшем при чтении позволит уловить важные моменты, полнее понять сюжет, ключевую проблематику и смысл повествования. Принесет пользу изучение характеристики героев, особенностей отраженной эпохи. Понимание будет более глубоким, осмысленным, следовательно, запоминающимся. Полный перечень литературы, содержание которой должен знать выпускник средней школы, отражен в кодификаторе (проект на 2020 год).

Хотя объем достаточно внушительный, при грамотной организации времени его можно осилить. Оптимальным вариантом признается ежедневное чтение 50 страниц, что занимает не больше полутора часов.

Принесут пользу тесты-презентации, ориентированные на ключевые экзаменационные задания, карточки с отдельными фразами, формулировкой аргументов. Рекомендуется ознакомиться с готовыми сочинениями, но копировать в качестве шаблона на экзаменах их не стоит, поскольку учителя легко это вычисляют.

Сочинение

Включает планомерная подготовительная деятельность к предстоящим экзаменационным испытаниям по литературе совершенствование навыков написания сочинений.

Одно из основных требований — это правильная структура работы. Короткое вступление должно определять общую тему. Затем формулируется анализируемая проблема. Она раскрывается в комментариях с дальнейшим рассмотрением авторской позиции и собственного мнения ученика. Обязательно в конце должно быть краткое заключение, придающее всему тексту завершенность.

Для грамотной и полной аргументации при раскрытии темы потребуются цитаты, как из поэтических, так и прозаических произведений. Они должны быть точными, поэтому нужно заучивать их в процессе чтения литературных источников. Можно завести цитатник, чтобы накануне экзаменационных испытаний еще раз повторить их.

Сочинение — это личностно окрашенный творческий процесс. При владении материалом, понимании сути рассматриваемой проблемы, достаточном багаже аргументов и доводов удается без затруднений справиться с этой задачей.

Полезные материалы для подготовки

Осуществляется подготовка к ЕГЭ различными способами. Обычно учителя этому виду деятельности уделяют достаточно внимания, поэтому важно не пропускать консультации.

Обязательной является самостоятельная работа, начинать которую следует в сентябре. Чтобы достичь результата, составляется план изучения литературных источников. Осваиваются разнообразные справочные материалы.

Онлайн

Чтобы сразу почувствовать экзаменационную атмосферу и проанализировать специфику контрольно-измерительных материалов, работать следует, ориентируясь на доступные образцы.

Окажут помощь некоторые электронные ресурсы:

• Демоверсии, перечень литературы, базовые требования к знаниям выпускников, представленные в кодификаторе (проект на 2020 год) можно найти на официальном сайте ФИПИ по адресу: http://fipi.ru/

• Помогут в изучении теории по литературе сведения, изложенные нп следующем сайте: http://5litra.ru/other/453-podgotovka-ege-po-literature.html

• Для самообразования полезно познакомиться с некоторыми материалами, в том числе и готовыми сочинениями по литературе, на сайте «Стать грамотным» — http://bacenko.ru/

• Позволит освежить в памяти изученные произведения их краткое изложение на YOUTUBE-канале «My Book» — https://www.youtube.com/channel/UCUGmk72YLzJW158J522b5Yg

• Тренировочные варианты для самоконтроля представлены по адресу: https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=5

• Можно воспользоваться каталогом заданий на сайте https://lit-ege.sdamgia.ru/

• Предлагает онлайн консультации сервис Рособрнадзора: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/gallery/

Пособия и справочники

При самостоятельной организации детальной подготовки к предстоящим серьезным экзаменационным испытаниям по литературе окажут пользу разнообразные пособия и справочники:

• Вознесенская, Т. И. Русская литература XIX-XX веков. Конспективное изложение программных тем / Т. И. Вознесенская, И. К. Сушилина, Т. А. Щепакова. – М.: Изд. МГУП, 2000. В этой работе представлено краткое изложение необходимых для изучения произведений, что позволит за короткий период времени повторить их.

• Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы / В. А. Крутецкая – М.: Изд. Литера, 2018. Удобная форма опорных конспектов поможет готовиться не только к экзаменам, но и урокам.

• Титаренко, Е. А. Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. – М., 2012. Авторы подробно рассматривают вопросы по теории и истории.

• Скубачевская, Л. А. ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник / Л. А. Скубачевская, Т. В. Надозирная, Н. В. Слаутина. – М.: Эксмо-Пресс, 2019. Подробно изложен теоретический материал, приводятся примеры заданий с ответами в соответствии с темами ЕГЭ.

• Зубова, Е. Н. Все произведения школьной программы в кратком изложении / Е. Н. Зубова, О. А. Щеглова, Т. В. Титкова. – М.: Славянский Дом Книги, 2018. Кратко представлены литературные источники, биографические сведения, критические статьи.

Можно использовать пособия, справочники и других авторов (Безносова Э. Л., Ладыгиной М. Б., Потапурченко З. Н., Быковой Н. Г.). Важно своевременно выявить собственные пробелы в знаниях и восполнить их.

Если школьник выбрал для итоговой аттестации литературу, подготовка к ЕГЭ должна быть систематической, планомерной и длительной. Для достижения наилучшего результата ведется она в комплексе. Параллельно с чтением произведений изучается теория с записью базовых понятий и цитат, анализируются обзорные и критические статьи, фиксируются ключевые аргументы. Достаточный багаж знаний позволит сдать экзамен без излишнего волнения и стресса.

rus-shkola.ru

Репетитор по литературе подготовка к ЕГЭ

Укажите ваш часовой пояс:

Выберите из списка(UTC-12:00) Линия перемены дат(UTC-11:00) Время в формате UTC -11(UTC-10:00) Алеутские острова(UTC-10:00) Гавайи(UTC-09:30) Маркизские острова(UTC-09:00) Аляска(UTC-09:00) Время в формате UTC -09(UTC-08:00) Нижняя Калифорния(UTC-08:00) Время в формате UTC -08(UTC-08:00) Тихоокеанское время (США и Канада)(UTC-07:00) Аризона(UTC-07:00) Ла-Пас, Мазатлан, Чихуахуа(UTC-07:00) Горное время (США и Канада)(UTC-06:00) Центральная Америка(UTC-06:00) Центральное время (США и Канада)(UTC-06:00) о. Пасхи(UTC-06:00) Гвадалахара, Мехико, Монтеррей(UTC-06:00) Саскачеван(UTC-05:00) Богота, Кито, Лима, Рио-Бранко(UTC-05:00) Четумаль(UTC-05:00) Восточное время (США и Канада)(UTC-05:00) Гаити(UTC-05:00) Гавана(UTC-05:00) Индиана (восток)(UTC-04:00) Острова Теркс и Кайкос(UTC-04:00) Асунсьон(UTC-04:00) Атлантическое время (Канада)(UTC-04:30) Каракас(UTC-04:00) Куяба(UTC-04:00) Джорджтаун, Ла-Пас, Манаус, Сан-Хуан(UTC-04:00) Сантьяго(UTC-03:30) Ньюфаундленд(UTC-03:00) Арагуаяна(UTC-03:00) Бразилия(UTC-03:00) Кайенна, Форталеза(UTC-03:00) Буэнос-Айрес(UTC-03:00) Гренландия(UTC-03:00) Монтевидео(UTC-03:00) Пунта-Аренас(UTC-03:00) Сен-Пьер и Микелон(UTC-03:00) Сальвадор(UTC-02:00) Время в формате UTC -02(UTC-02:00) Среднеатлантическое время — старое(UTC-01:00) Азорские о-ва(UTC-01:00) О-ва Зеленого Мыса(UTC) Время в формате UTC(UTC) Дублин, Лиссабон, Лондон, Эдинбург(UTC) Монровия, Рейкьявик(UTC+01:00) Сан-Томе и Принсипи(UTC+01:00) Амстердам, Берлин, Берн, Вена, Рим, Стокгольм(UTC+01:00) Белград, Братислава, Будапешт, Любляна, Прага(UTC+01:00) Брюссель, Копенгаген, Мадрид, Париж(UTC) Касабланка(UTC+01:00) Варшава, Загреб, Сараево, Скопье(UTC+01:00) Западная Центральная Африка(UTC+02:00) Амман(UTC+02:00) Афины, Бухарест(UTC+02:00) Бейрут(UTC+02:00) Каир(UTC+02:00) Восточная Европа(UTC+02:00) Дамаск(UTC+02:00) Сектор Газа, Хеврон(UTC+02:00) Хараре, Претория(UTC+02:00) Вильнюс, Киев, Рига, София, Таллин, Хельсинки(UTC+02:00) Иерусалим(UTC+02:00) Калининград (RTZ 1)(UTC+02:00) Khartoum(UTC+02:00) Триполи(UTC+01:00) Виндхук(UTC+03:00) Багдад(UTC+02:00) Стамбул(UTC+03:00) Кувейт, Эр-Рияд(UTC+03:00) Минск(UTC+03:00) Волгоград, Москва, Санкт-Петербург (RTZ 2)(UTC+03:00) Найроби(UTC+03:30) Тегеран(UTC+04:00) Абу-Даби, Мускат(UTC+04:00) Астрахань, Ульяновск(UTC+04:00) Баку(UTC+04:00) Ижевск, Самара (RTZ 3)(UTC+04:00) Порт-Луи(UTC+04:00) Саратов(UTC+04:00) ТбилисиVolgograd Standard Time(UTC+04:00) Ереван(UTC+04:30) Кабул(UTC+05:00) Ашхабад, Ташкент(UTC+05:00) Екатеринбург (RTZ 4)(UTC+05:00) Исламабад, КарачиQyzylorda Standard Time(UTC+05:30) Колката, Мумбаи, Нью-Дели, Ченнай(UTC+05:30) Шри-Джаявардене-пура-Котте(UTC+05:45) Катманду(UTC+06:00) Астана(UTC+06:00) Дакка(UTC+06:00) Омск(UTC+06:30) Янгон(UTC+07:00) Бангкок, Джакарта, Ханой(UTC+07:00) Барнаул, Горно-Алтайск(UTC+07:00) Ховд(UTC+07:00) Красноярск (RTZ 6)(UTC+06:00) Новосибирск (RTZ 5)(UTC+07:00) Томск(UTC+08:00) Гонконг, Пекин, Урумчи, Чунцин(UTC+08:00) Иркутск (RTZ 7)(UTC+08:00) Куала-Лумпур, Сингапур(UTC+08:00) Перт(UTC+08:00) Тайбэй(UTC+08:00) Улан-Батор(UTC+08:45) Юкла(UTC+09:00) Чита(UTC+09:00) Осака, Саппоро, Токио(UTC+08:30) Пхеньян(UTC+09:00) Сеул(UTC+09:00) Якутск (RTZ 8)(UTC+09:30) Аделаида(UTC+09:30) Дарвин(UTC+10:00) Брисбен(UTC+10:00) Канберра, Мельбурн, Сидней(UTC+10:00) Гуам, Порт-Морсби(UTC+10:00) Хобарт(UTC+10:00) Владивосток, Магадан (RTZ 9)(UTC+10:30) Лорд-Хау(UTC+11:00) Остров Бугенвиль(UTC+11:00) Чокурдах (RTZ 10)(UTC+10:00) Магадан(UTC+11:00) Остров Норфолк(UTC+11:00) Сахалин(UTC+11:00) Соломоновы о-ва, Нов. Каледония(UTC+12:00) Анадырь, Петропавловск-Камчатский (RTZ 11)(UTC+12:00) Веллингтон, Окленд(UTC+12:00) Время в формате UTC +12(UTC+12:00) Фиджи(UTC+12:00) Петропавловск-Камчатский — устаревшее(UTC+12:45) Чатем(UTC+13:00) Время в формате UTC +13(UTC+13:00) Нукуалофа(UTC+13:00) Самоа(UTC+14:00) О-в Киритимати

www.tutoronline.ru

как я готовилась к сдаче ЕГЭ — Учёба.ру

Как выбирать

1) Сначала подумайте, чем вам хочется заниматься в будущем. Звучит банально, но, действительно, мне бы это очень помогло. Надеяться на то, то вы посмотрите на баллы ЕГЭ и решите — не вариант. Я получила хорошие баллы, но куда подавать документы, всё равно не знала. Не стоит выбирать бакалавриат, основываясь на уровне зарплат выпускников, лучше выбрать его максимально интересным для себя, а, добравшись до магистратуры, ориентироваться на то, какое направление будет востребовано на рынке: по этому поводу хорошо написал Д. Носов в рубрике «для поступающих» в ВШЭ; прочтите также исследование профессий будущего, подготовленное «Сколково».

2) Посмотрите дисциплины, которые будут изучать на конкретном факультете. Много информации это не даст, но примерное представление сформирует.

3) Узнайте о требованиях работодателей по профессии, прочитайте об этой профессии в интернете, найдите кого-нибудь в соцсетях с этой профессией и задайте пару вопросов.

4) Подготовьте список вопросов и задайте их нескольким студентам с факультета, на который вы планируете поступать. Как правило, студенты с радостью отвечают на все вопросы. Я, например, спрашивала, нравится ли им факультет в целом, что для них самое трудное в обучении, какие отношения с преподавателями, стажировки, задавала бытовые вопросы про университет.

5) Помните, что подавать документы можно будет в 5 вузов на 3 направления, вне зависимости от факультета (то есть все-все юридические факультеты в университете — это 1 направление).

Нужен ли репетитор?

Безусловно, брать или не брать — выбор только ваш. Однако если возможности позволяют, лишним это не будет. Репетиторы точно знают, как «натаскать» на ЕГЭ, знают все тонкости, критерии, за несоблюдение которых снимают баллы, будут акцентировать внимание на особенностях, разбирать ошибки.

Приведу пример. Моей знакомой поставили 1 из 3 именно из-за несоблюдения критерия. Задание было следующее: «подтвердите на конкретных примерах ограниченность такого фактора производства, как труд», она написала: «Ограниченное количество трудоспособного населения, низкая рождаемость-высокая смертность, приоритеты современных работников, приоритеты по интересам». И к каждому из этих аргументов привела примеры, только не смоделировала ситуацию, иными словами, если бы она написала то же самое, добавив «в городе N», «в стране Z», получила бы 3 из 3.

В идеале лучше попробовать заниматься с несколькими репетиторами по одному и тому же предмету, так будет проще увидеть свои слабые места.

Чем раньше вы начнете готовиться к экзаменам, тем лучше: в идеале начинать за 2 года до сдачи

Как готовиться самостоятельно

1) Напишите выпускникам и спросите их про учебные материалы (ниже — несколько мнений выпускников). Упорство и желание дают отличный результат!

2)Вступите в группы, посвященные ЕГЭ «ВКонтакте». Например, https://vk.com/exams_history, https://vk.com/english_100, https://vk.com/exams_social. Они разбирают материалы, решают тесты, там же можно найти огромное количество полезного материала.

3) Чем меньше ЕГЭ, тем лучше! Так вы сможете сосредоточиться на том, что вам нужно, и получить гораздо более высокие баллы! Мне известны случаи, когда человек сдавал 7 экзаменов, ко всем готовился, и по каждому получил 50 баллов.

Стоит ли стараться ради корочек?

На оценки в вузах особенно не смотрят. Если медали или аттестата с отличием нет, ставьте подготовку к ЕГЭ на первый план. А вот если есть, то поднажать и поработать стоит (за них можно дополнительно получить 6 баллов в МГУ, 3 в МГИМО). Как вариант — можно сдать ГТО (4 балла в МГУ, 1 в МГИМО).

Олимпиады

Попробовать поучаствовать в вузовских олимпиадах обязательно стоит! Победители и призеры олимпиад получают льготы (например, зачисление без вступительных испытаний или высший балл ЕГЭ по профильному предмету олимпиады). Нужно поискать дополнительную информацию на сайте вуза.

Вступительные испытания (ДВИ) проводятся лишь в некоторых вузах, поэтому для более подробной картины нужно уточнить на сайте университета, а также у ребят, которые туда поступали.

Соберите компанию

Создайте среду, которая будет мотивировать вас учиться больше, усердней, веселее. Если в поле зрения нет такой компании, стоит проявить инициативу (или попробовать поискать в интернете). Мне, например, очень повезло с друзьями. В течение года мы вместе готовились, поддерживали друг друга. Мои друзья — лучшие мотиваторы.

Держитесь подальше от лодырей, скептиков, пессимистов. негатив может быть заразителен.

Мотивация

Попробуйте объяснить себе, почему хорошие результаты ЕГЭ важны. Что это даст? Как это повлияет на дальнейшую жизнь? Какие возможности откроются перед вами в будущем? Полученный тезис должен быть пуленепробиваемым — возвращайтесь к нему «в дни тягостных раздумий», когда будете проклинать подготовку к ЕГЭ, просматривая инстаграмы отдыхающих друзей.

Время

Если вы хотите двигаться вперед, слово «завтра» должно уйти из словаря. «Вперед» — это всегда про сегодня. Завтра не будет легче или приятней. Время летит незаметно, очень незаметно и очень быстро. Заниматься стоит каждый день понемногу каждым предметом.

Очень полезным мне кажется to-do-лист, который можно делать на каждый день. Еженедельные/ежемесячные обзоры этого листа помогут понять, как идет дело.

Перфекционизм

После того, как вы выучили материал, через какое-то время к нему нужно будет снова вернуться, посмотреть, связать с новым материалом.

Соцсети

Согласно последним исследованиям, на них человек тратит около 8 часов в день. Постепенно сокращайте дозы. Если используете социальные сети, чтобы обмениваться файлами по учебе, создавайте новый аккаунт только для этой цели.

Если совсем отказаться не получается, выделите себе под это занятие, скажем, 15 минут и определите интервал — это поможет перестать тратить время впустую.

Отдых

Отдыхать необходимо! Если не делать перерывов на отдых, можно сорваться и потерять мотивацию.

Трудности и беспокойства

О них нужно рассказывать, их нужно обсуждать — так будет легче прийти к решению и успокоиться. Хорошо иметь человека, который всегда выслушает. Чем ты уверенней, тем лучше соображаешь.

Материалы

Набор стандартный: книжки + тесты, книжки ФИПИ + материалы групп в ВК + материалы репетиторов. Лучше поспрашивать у ребят, сдававших такие же экзамены, более подробно о материалах, ниже представлены лишь некоторые предметы.

Литература

Полина Каракина

студентка журфака МГУ

Безусловно, начать подготовку стоит с просмотра кодификатора: там указаны все произведения, которые могут попасться в КИМе, ну и, конечно, стоит освежить их в памяти. Но простого прочтения мало для того, чтобы получить высокий балл — с первой частью справиться можно без вопросов, если внимательно читать и обращать внимание на детали, а вот во второй части требуется немного иное: анализ текста, сопоставление героев/ситуаций и т.д., поэтому важнее именно решать, решать и еще раз решать. Книги от ФИПИ — самые проверенные, на мой взгляд. Конечно, и там встречаются неточные формулировки вопросов, но всё же они — самые приближенные к реальному ЕГЭ.

Если есть возможность — то обязательно готовиться с репетитором, причем связанным именно с проверкой ЕГЭ либо с вузом — если тесты можно оттренировать самостоятельно, то в заданиях с развернутым ответом много подводных камней. Если нет возможности — обязательно изучить критерии оценивания каждого задания, ну и, конечно, книги и сайты. И больше практики!

В последние дни перед ЕГЭ я повторяла весь материал по книге «Литература в схемах и таблицах» E. A. Титаренко, E. Ф. Хадыко. Там все упорядоченно, понятно изложено и разобрано, плюс, что немаловажно, везде присутствует цитирование (что в каждом развернутом ответе ЕГЭ просто необходимо) Ну и, конечно, группы по подготовке, например: https://vk.com/ege_literature, https://vk.com/club75668298. В этих группах очень много материала как по самим произведениям, так и по теории литературы, и там помогут как раз с вопросами, требующими развернутого ответа. Кстати, в обсуждениях есть темы, где выпускники прошлых лет советуют самые эффективные, на их взгляд, книги по подготовке.

Русский язык

1) Найти правила на каждое задание в тесте, разбирать, набивать руку.

2) Приобрести книжки И. Цыбулько «ЕГЭ», писать сочинения и составлять свою «базу» аргументов (писать сочинения на разнообразные темы, основываясь на изученных произведениях, и собирать их в табличку, перед экзаменом их нужно будет выучить).

Дарья Дубинина,

студентка юрфака МГУ

Попросите друзей, хорошо написавших ЕГЭ, прислать вам свои сочинения и берите их как образец, заимствуйте аргументы. Желательно писать 1-2 сочинения в неделю, начиная с легких тем и заканчивая сложными.

История

Несколько учебников, по которым я советую готовиться к ЕГЭ:

1) «История России» Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Много учебников читать не нужно, лучше основательнее изучить один (однако по ВОВ нужна дополнительная информация).

2) П. А. Баранов, С. В. Шевченко «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ». Лучше обратиться к нему ближе к ЕГЭ, это поможет повторить и систематизировать знания.

3) Пазин Р.В. «История развития российской культуры»

4) Атлас по истории за все века (лучше купить в бумажном варианте, но можно скачать в интернете) + делать контурные карты (помогает c заданиями 29-32)

5) обязательно вступайте в тематические группы «Вконтакте», например, https://vk.com/exams_history, https://vk.com/ege_history_kursnavuz.

Дарья Тихомирова

студентка факультета политологии МГУ

Я начинала учить историю по периодам, так проще запоминается; писала исторические портреты, из которых учила только XX век, так как весь объем запомнить нереально (знала, что портрет на ЕГЭ буду писать только по XX веку). Весь курс истории учила по схемам и таблицам — на ЕГЭ больше не потребовалось, на карты упора не делала. За весь год прорешала достаточно много тестов, что очень помогло на ЕГЭ.

Обществознание

Поможет «Обществознание. Полный справочник» П. А. Баранова, А. В. Воронцова, С. В. Шевченко. Обязательно набивайте руку на тестах + тренируйте раздел С9, за него можно получить хорошие баллы (о критериях оценивания эссе стоит спросить у репетитора или ребят, сдававших предмет.

Математика

Решать, решать и еще раз решать (http://alexlarin.net — задачи повышенной сложности), дополнительно можно приобрести В.В. Ткачук «Математика абитуриенту».

Английский язык

Теория: Е. С. Музланова «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», «30 вариантов ЕГЭ по Английскому» М.В. Вербицкой. Обязательно набивать руку на тестах, тренировочной версии станции записи устных ответов, также неплох сборник тестов «ЕГЭ. Устная часть» (Немыкина А. И., Почепаева А. В). На последней странице есть письменный пример устной части, учебник можно найти в документах «ВКонтакте».

Физика

Евгений Христофоров

факультет Проектирования, сооружения и и эксплуатации
систем трубопроводного транспорта
РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина:

Подготовку к экзамену я начал с изучения теории, которая есть в школьной программе (многие ошибочно считают, что знание одних лишь формул поможет получить достойные баллы). Сначала может показаться, что материала слишком много, но учить нужно все и очень внимательно. В этом вам могут помочь справочные материалы О. Ф. Кабардина (в этом справочнике кратко изложена вся основная информация, необходимая для экзамена). Но знание теории — это лишь полпути к успеху. Далее необходимо набивать руку на различных простых и сложных задачах (это занимает наибольшую часть времени при подготовке).

Пользуйтесь демонстрационными вариантами ЕГЭ прошлых лет, решайте и проверяйте их (чем больше вы прорешаете вариантов, тем лучше). Вскоре вы заметите, что многие задачи первой части похожи друг на друга, поэтому много времени на их решение уходить не должно.

Химия

Михаил Болдырев,

лечебный факультет ЯГМУ

Для подготовки к ЕГЭ по химии советую следующие пособия:

Доронькин В.Н «Подготовка к ЕГЭ» (они довольно высокого уровня сложности, соответственно, если прорешать все книги, то проблем возникнуть не должно)

Ю. Н. Медведев «ЕГЭ» (намного легче, что ближе к реальным тестам ЕГЭ)

А. А. Каверина «ЕГЭ» (разработчик ЕГЭ, тут всё понятно)

По теории советую https://vk.com/chemistry_100 и https://vk.com/exams_chemistry. Там довольно много информации, и, если возникают затруднения, всегда можно попросить помощи у руководителей или участников.

Учебник О. С. Габриеляна (для базовых знаний). Также в магазинах продается куча пособий-учебников, но я ими не пользовался, т.к. у меня был репетитор. Если хотите хорошо сдать — нанимайте репетитора (чтобы тот обязательно состоял в предметной комиссии ЕГЭ или был приближен к экспертам, иначе толк в такой подготовке будет стремится к нулю), либо, если не имеете возможности, смотрите кодификатор, ищите соответствующие темы в учебнике или в пособиях, читайте статьи в интернете (там есть куча онлайн-учебников, просто достаточно в поиск вбить тему, вроде «свойства спиртов» и т.д.«), а уже потом прорешивайте по темам либо в сборниках, либо на reshuege.ru.

Биология

Михаил Болдырев,

лечебный факультет ЯГМУ

К ЕГЭ готовился по этим книгам:

Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. «Пособие по биологии для абитуриентов». Самый полезный, на мой взгляд, сборник: весь материал в таблицах, крайне удобно и лаконично, после каждой темы есть тесты.

Калинова Г.С. «Биология». Это официальный сборник, составленный разработчиком ЕГЭ

А. А. Кириленко «Биология» — там просто огромный спектр книг по разным темам, у меня у репетитора были почти все, поэтому работал с каждой, но понемножку.

А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология». Что-то вроде Зайца, можно в дополнение к нему или вместо него купить, тоже крайне информативная книга.

По теории советую добавиться в группы «ВКонтакте»: https://vk.com/biology_100 и https://vk.com/exams_biology, по аналогии с химией можно у любого руководителя/участника попросить помощи, вам всегда ответят и всё пояснят — учебник Пасечника (опять же для базы). Самое главное — не тупо зазубривать, а понимать то, что ты изучаешь. Иногда встречаются задания, где без этого никак не обойтись.

Накануне экзамена

Каждый ЕГЭ, особенно самый первый, — огромный стресс для многих абитуриентов. Однако нужно понимать, что завалить экзамен только из-за нервов (при этом зная материал на отлично) вполне возможно. Поэтому:

  • За день до экзамена (как правило, их будет 3) нужно пройтись по всему пройденному материалу, повторить «от А до Я».
  • В день экзамена повторять ничего не стоит, пусть голова будет свежей.
  • Не волноваться. Все хорошо. Вы так долго старались и готовились, у вас обязательно получится!
  • Начинайте с того, что знаете, в чем уверены на 100%. Затем приступайте к тем заданиям, в которых сомневаетесь. Это позволит сэкономить время.
  • Следите за временем: по окончании экзамена у вас отнимут работу. Как правило, все абитуриенты укладываются, но будет очень обидно решить задание в черновике и не успеть переписать его в бланк.
  • Стоит несколько раз перепроверить перенесенные ответы в бланк, чтобы убедиться, что ответы «не съехали». Все обязательно получится! Удачи!

www.ucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *