Как подтянуть математику в 10 классе: Слабый ученик, что делать? Советы репетитору по математике – Scratch — подтягиваем математику, развиваем самоконтроль / Habr

Слабый ученик, что делать? Советы репетитору по математике

Каков он — слабый ученик и что творится в его голове? Можно ли его хоть чему-нибудь научить? Эти вопросы мучают многих. Ох, сколько хлопот доставляет преподавателю ленивый и немотивированный двоечник. И не только по математике. Достаточно поработать репетитором хотя бы пару лет и вам обязательно попадется какой-нибудь неподъемный школьник, от которого хочется сразу же убежать. Однако репетитор по математике по долгу службы обязан уметь работать с такими трудными случаями. Но как? Насколько безнадежным может быть типичный двоечник? Можно ли изменить стиль его мышления и дать хоть какие-то знания?

Недавно одному знакомому репетитору по математике потребовался совет в выборе стратегии действий в работе с очень сложным учеником 8 класса. Картина типичная. Ничего не понимает, ничего не знает и ничего не может. Что делать? Привожу детальное описание проблемы и свои соображения относительно данного случая и подобных ему.

Репетитор по математике Ермакова Диана:

Репетитор по математике, Ермакова Диана Помогите советом. Мальчик 8 класс. Обычный, не профильный. Занимается у меня с сентября. Случай очень тяжелый. Во-первых, плохая память и повышенная утомляемость (через 15 минут уже зевает). Проблемы с позвоночником, возможно, причины оттуда. Усиленно лечатся, даже месяц лежал в санатории (оставляла за ним место). Перешли с 1,5 часов занятия на час, поскольку 1,5 он не высиживает. Сказать, что математика дается ему сложно-ничего не сказать. Это для него некий набор магических символов и правил, не подчиняющийся логике. При этом со счетом проблем особых нет, уровень 6 класса он вполне тянет. Но далее, когда начинаются алгебраические выражения, уравнения и т.д. — это кошмар. Мы топчемся практически на одном и том же месте уже полгода. Ленив. ДЗ выполняет из-под родительской палки. При этом каждый мой звонок им — это катастрофа. Его наказывают, всего лишают, и он приходит в слезах. Но изменить сам эту ситуацию и просто работать, чтобы я не звонила родителям — не хочет.

Вот перечень систематических ошибок, которые он делает: x+x=x^2 или x(x+3)=x^2+3. При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую меняет знаки у всех слагаемых уравнения, 2х=5, значит, х=5-2 или х=2:5. Молчу уже про знаки вообще — путает нещадно. Шаг вправо-влево — уже не знает, что надо делать. Не могу сказать, что логика полностью отсутствует, но он предпочитает ею не пользоваться. Я старательный репетитор по математике, и пытаюсь донести до ученика причину, по которой выполняется то или иное действие и то, как как можно его проверить. Никогда не объясняю решение готовых задач: чтобы понять решение, его надо провести полностью самостоятельно, «прочувствовать». Но слушать объяснения репетитора он просто не хочет -«выключается». Говорит, вы мне говорите, что надо делать, и я буду делать. Очень хочет улучшить знания по предмету, но чисто теоретически. Практически это сделать не получается. Говорила: давай подберу тебе другого репетитора по математике. Нет, хочу заниматься с Вами, вдруг другой репетитор окажется злым. Да, еще он очень медлителен. По алгебре на контрольных успевает решить из 5 задач решить 3, а это только на тройку, если решено правильно. По алгебре стабильно три-два. По геометрии стоят даже колы. С геометрией история отдельная: вроде, она ему нравиться, чертежи выполнять любит. Но практически-теоремы и доказательства зрительно вызубриваются наизусть. Забываются на следующий день. Естественно, применить их к конкретной задаче он просто не может. Кстати, можете взять его «перл» в Вашу коллекцию. Развернутый угол равен 180 градусам, а свернутый угол-не более 10 градусов:))

Под моим присмотром может довести решение до конца без ошибок. Самостоятельно-никак. Нет у меня опыта работы с такими детьми. К тому же жесткие родительские рамки-улучшайте наши оценки в школе и побыстрее. Чего я уже только не придумывала, только что с бубном не танцевала. В какой-то момент стало казаться, что начал понимать, быстрее решать. А на следующее занятие приходит-опять с начала надо начинать. Сил уже нет. Планируем заниматься все лето. Будет высыпаться, будет свободен от других уроков-возможно, станет получше. Подскажите, пожалуйста, из Вашего опыта работы с такими детьми-что делать. Заранее спасибо.

Репетитор по математике Колпаков А.Н.
Ох….как много всего. А частота занятий какая Вас? Сколько раз в неделю? Я в таком случае прошу увеличить ее хотя бы до 3 раз в неделю (если родители конечно серьезно настроены переломить ситуацию).

1) У каждого ученика – свой уровень мышления и свои показатели работы памяти, свой потолок, выше которого поднять ребенка не сможет ни один репетитор по математике. У вас по всей видимости планка очень низкая.

2) Проблема с алгебраическими выражениями чаще всего случается из-за того, что ребенок или не усвоил банального – порядка, в котором выполняются алгебраические действия, или не может его быстро определить, запомнить и связать с правилами. Репетитору по математике здесь нужно провести соответствующую вычислительную работу. До изучения темы «преобразование буквенных выражений» надо поработать над пониманием формы записи числа. Когда в правиле (в формуле) вместо множителя стоит буква, а в примере она заменена числом, дети еще как то соотносят их друг с другом, но как только происходит отождествление буквы и целого выражения – начинаются проблемы.

Я рекомендуб репетиторам по математике чаще использовать прием подстановки: когда ученик понял, что некоторое равенство верно, репетитор переписывает его с заменой числа на сумму или разность других чисел (или на любое другое его представление0.  Например, 7\cdot (2+6)=7 \cdot 2 + 7 \cdot 6 можно перезаписать так (3+4)\cdot (2+6)=(3+4) \cdot 2 + (3+4) \cdot 6

.  Это упростит понимание метода группировки при разложении на множители.  Только применять прием нужно не тогда, когда изучается новая тема, а в процессе работы с другими свойствами и правилами. И делать это надо систематически, чтобы сформировать навык использования и распознания известных законов, формул и схем.

Важно вовремя и точно комментировать каждый переход. При преобразовании выражений я повторяю слабому ученику одно и то же, пока это прочно не застрянет в голове: «В чем смысл знака равно? Он означает, что если мы заменим буквы любыми числами, то результат, который получится в одном выражении окажется точно таким же, как и в другом. Сохранение гарантируют законы и формулы. Поэтому любые преобразования возможны только через них». Раз 50-70 повторишь, глядишь начнет оценивать переходы и что-то понимать 🙂

3) При раскрытии скобок заставляйте его ставить стрелки «фонтанчиком», чтобы он не пропускал пары. По ходу их раскрытия держите два карандаша (словно указкой) около текущих одночленов, которые перемножаются. До раскрытия скобок создавайте пустые окошки для вставки слагаемых. В примере х(х+3)= репетитор по математике выделяет два поля, а в примере 3х(х^2+3x-4)= … три поля и т.д. Чтобы ученик видел конечный формат записи.

4) В возрасте до 7-8 класса у детей почти поголовно отсутствует потребность в чем-либо глубоко разбираться, то есть обосновывать методы. Поэтому он Вам и говорит: «Скажите, что делать и я буду делать». У него просто не хватает объема памяти, чтобы целостно посмотреть на всю пройденную математику и отследить влияние тех или иных условий /фактов. Поэтому не воспринимает логику. И, естественно, не понимает, что в геометрии все нужно доказывать. Я не могу в двух словах описать, что именно должен делать в таком случае репетитор по математике, ибо нужен целый комплекс мер. Могу советовать методику «геометрия в движении», когда репетитор, двигая некоторые части рисунка, показывает несостоятельность неверных суждений. Например, при ошибке формулирования признака параллелограмма (через равенство противоположных сторон) можно показать, что равенство только внутри одной пары не приводит к появлению параллелограмма. Репетитор берет в руки два равных по длине карандаша и попорачивает один из них по отношению к другому. Ошибка сразу становится очевидной. Параллелограмма нет.

Изменить у умственно слабого ученика его мировосприятие, в частности научить понимать логику линий и растояний, репетитору по математике редко когда удается в сжатые сроки. Это очень долгий процесс. Репетитор создает условия для «погружения» ребенка в предмет, обучая его обращать внимание на мельчайшие детали окружающей действительности (чертежа). Без практической геометрии, в которой размеренно и неспеша, начиная с 4 — 5 класса и заканчивая 6 — 7 классом, школьник учится просто рисовать линии и отклдывать углы, находить пересечения, обозначать, сравнивать, определять «на глазок» параллельность или равенство, — каши не сваришь. При погружении в геометрию в 8 классе репетитору по математике приходится использовать исключительно задачи на вычисление, не требующие никакого обоснования. Иначе не создать фундамента. Стиль работы «от теории к практике» в случае с очень слабым школьником не сработает точно. Репетитор по математике просто запутает подростка строгими рассуждениями.

5) Нельзя наказывать восьмиклассника. Это надо сказать родителям. С ребенком, тем более с подростком, нужно говорить, разъяснять ему многие вещи. Показывайте учебники старших классов. Я заметил, как только репетитор по математике начинает знакомить с содержанием программы в будущем, ребенок заостряет на этой информации свое внимание. Почему? Каждому интересно знать то, что его ожидает. Проблема мотивации изучения математики заключается в том, что дети не могут понять, как эта ненавистная математика поможет в жизни. Открывайте ему глаза какие-то вещи. Например, опишите ему реальную ситуацию: в интернете заказали шкаф, размер коробки которого по длине оказывается больше длины кабины лифта. Поэтому если ее и можно внести в кабину, то только по диагонали. Поэтому нам надо рассчитать удастся ли ее затащить в лифт? Скажите, что это можно выяснить средствами математики 10 классе, для понимания которых сейчас нужно учиться правильно выполнять преобразования. Рисуйте перспективу будущего: говорите о умственном развитии, которое дает изучение математики и которое очень ценится работодателями. Люди, связавшие свою жизнь с математикой, как правило, добиваются много в жизни. Каждый третий обитатель рублевки – выпускник МФТИ, МГТУ или МГУ. Если ребенок хочет зарабатывать, то может быть что то внутри и проснется. При комплексном подходе дети обычно перестраиваются и начинают хотя бы немного работать.

6) Летняя практика с репетитором по математике – самая лучшая стратегия на перспективу. Школа очень сильно мешает дополнительным занятиям. Задавать много не получается, текущая программа, которую ученик не понимает только съедает время впустую. Однако толку от раза в неделю будет мало (именно такой график чаще всего выбирают родители). Нужно не менее 2-3 раз.

7) Не допускайте пропусков занятий. Безусловно, 1.5 месяца санатория добавили «масла в огонь». Зависимость между уровнем развития ученика и необходимой частотой занятий — обратная. Чем ученик слабее, тем чаще и регулярнее он должен заниматься.

Колпаков А.Н. Репетитор по математике, Москва, Строгино.

Стоит ли идти в 10 класс, если плохо знаешь математику?

математику стоит изучать только потому, что она мозги в порядок приводит.

Чтобы сдать ЕГЭ по математике, нужны «троечные» знания за 8 класс. А ведь тебя ещё два года будут дрессировать, чтобы ты решил эти 5 заданий!

сейчас на егэ всем помогают! так что иди!

математика это очень хороший предмет раньше не дружила в 11-м подружилась!!!!)

Да, конечно, иди. А по математике найми репетитора

Смотря насколько плохо)) ) Я например до 10 класса ненавидела математику и абсолютно не понимала ее. Была натянутая четверка. В 10 классе я ее очень полюбила. Теперь я вообще не понимаю как у людей с этим могут быть проблемы. Итог почти все контрольные на 5.

Никита, а ты себя в будущем кем видишь? Грузчиком? Разнорабочим? В нашем городе даже постовым в милицию не берут без высшего (!) образования. Не бойся, истинную правду тебе сказал Тугеус Владимир. А в 10-11 классах учителя по всем предметам будут тренировать вас для ЕГЭ. В нашей школе, даже специальные книжечки для этого покупают по каждому предмету. Если будешь добросовестно выполнять домашние задания -репетитор не понадобится.

Ну а почему бы и нет ?? Я бы на твоём месте пошла, а насчёт математики, может тебе стоит позаниматься с репетитором и как раз ты её и подтянешь! Но а если у тебя не получится подтянуть, то у тебя значит нет к ней способностей. Вот у меня нехорошо с физикой, зато я базовый уровень по математике писала в среднем на 15-16 баллов, а это уже на крепкую четвёрку ( даже чуть ли не на 5). Ну да ладно, это другая тема. Я когда занималась по физике, мне педагог даже говорил, что из меня вышел бы неплохой математик, но ужасный физик )) вот такие дела, а если у тебя проблемки с математикой но хорошо с другими предметами, то иди конечно же

Как учиться в 10-11 классах и сложно ли там?

спокойно за год можно поднять свой уровень математики) я в 9 классе тоже в ней не особо сильна была, хоть и решила всю алгебру во второй части (геометрию всё ещё решать не умею, хех) и фулл первую ччасть, в 10 классе полгода ВООБЩЕ ничего не делала, а во втором полугодии резко поняла, что ничего не знаю и почти всё забыла за время этого отдыха с репетиром закрыла пробелы за 10 класс, а дальше села за учебники и в итоге мой результат по баллам егэ поднялся с 7-8 первичных (это 7-8 заданий 1 части профиля) до 80+) секрет прост — wild mathing на ютубе (кстати, у него сейчас идёт запись на курсы — ОЧЕНЬ советую записаться хотя бы на первую часть, он оч крутой и с ним ты поймешь математику даже с нуля), канал Бориса Трушина на ютубе, курсы фоксофорда на рутрекере (или могу дать ссылку на гитхаб), книги различные (для нуля — книга Анны Малковой, для среднего уровня уже книжки Ященко по заданиям (могу опять же закинуть электронные варианты в вк)), школьные учебники (самое простое и очевидное). в 10 классе действительно начинаются одни из самых интересных тем в алгебре (но боже, они настолько растянуты, что я успела уже все это пройти будучи в 10) и начинается стереометрия (а тут уже капец, если у тебя всё плохо с обычной геометрией). но в прицнипе за год ты можешь ОЧЕНЬ сильно подтянуть свой уровень. по русскому тоже могу курсы посоветовать, но не советую тратить на них время в 10 классе, всё же сейчас тебе достаточно выучить словарь ударений и паронимов, дальше будет легче. всё же не вижу особого смысла заниматься в 10, потому что русский для технаря не супер сложный предмет) по информатике просто нужно учиться программировать. в лёгком спокойном темпе — питонтьютор тебе в помощь или же курсы на степике по питону) также информатик Бу и Поляков, но их тоже можно оставить на 11, потому что в информатике самое главное — это понимание прототипов и знание алгоритмов решения. если остались вопросы, то задавай — отвечу на всё)

зависит от того, куда потом хотите пойти учиться. можно пойти в другую школу, если есть такая возможность

не смотреть на учительницу делай то что действительно тебе нужно и хочется ну или перейти в другую школу действительно

Если вам нравится физ. мат. направление, наберитесь терпения и разберитесь в этом (это вполне реально). Если не нравится, то наверное уж сможете сдать на среднем уровне как все. А вот учительница тут вообще не при чем, вам решать, как вам жить и какие интересы проявлять, просто не надо намеренно портить с ней отношения. И насчет 10-11 классов, там как раз начинается интересная математика, можно наконец распробовать на вкус творческий подход и разложить по полочкам все накопленное

Перестать готовиться в школе к школе. Начни готовиться к жизни. Почти все вопросы исчезнут.

Помогите я учусь в школе (плохо) как подтянутся по математике?Очень сильно запущено все((

Главное ты должна понимать, что ничего «не запущенно» так как класса до восьмого в школе математики как таковой и нет, она начинается позднее.. . Если у тебя что-то не получается (решать задачи или простые уравнения выучить сколько граммов в килограмме и тому подобное) главное не расстраивайся и не отчаивайся. Желание + немного терпения непременно принесут результат. Если цель знать предмет на четвёрочку, чтоб не было заморочек со школой, то нужно просто решать задачи что есть в учебнике. Для этого нужно: 1. Прочитай ВНИМАТЕЛЬНО задачу. 2. Для себя ответь на вопрос: Что, собственно, нужно? (в задаче или примере) . Если не понятно, причитай ещё раз. Если опять не помогло, то постарайся подойти к решению менее серьёзно, старайся сосредоточиться на том как получить ответ, а не на самом ответе. Для того чтоб была твердая пятёрка нужно ещё интересоваться зачем эти задачи придумывают, находить подобные в реальной жизни.

Открываешь 1 класс математику учебник читаешь тему прорешиваешь задание и так до 11 должно помочь

Наймите репетитора. Или оставайся после уроков. Спроси у учителей, то что не понимаешь

С 4 класса с учебника бери и решай всё подряд, учи правила.

Ты не волнуйся так, у тебя и с русским проблемы

Какие развитые дети пошли.. . В шестом классе, а выглядит.. . Как настоящая блондинка.

чтобы учится на 4 надо знать больше всех но меньше преподавателя

Помогите пожалуйста я почти заканчиваю 8 класс, в алгебре почти не шарю, что то знаю но обрывками. Что посоветуйте ? Только не репетитор, в моём городе почти нет репетиторов .

Как подтянуть ребенка по математике если он полностью гуманитарий

наймите репетитора, если сами объяснить не можете. Когда у него начнет что то получаться, то он вполне может увлечься точными науками. Ребенок как губка, чем больше его увлекаете, тем больше он впитывает. PS: я сама стала гуманитарием, так как математику упустила в 6-м классе, а обьяснить некому было. Любила писать сочинения и рисовать. Вот сейчас поступила в институт (второй) и нанимаю репетитора по геометрии и черчению, интересно когда получается!!!

ну как ребенок в 4 классе может быть гуманитарием? просто он где-то сам недоучил, недопонял в какой-то период.. . позанимайтесь с ним по всем темам или репетитора наймите, пока не поздно…

Если он сам не захочет, то никак. Будущий врач или юрист

это Вы решили, что он полностью гуманитарий? почитайте, пожалуйста, хоть какую нибудь педагогическую литературу, чтобы не заблуждаться на счет того, кто полностью, или вспомните о Ломоносове, например.

Та же проблема, только 11 класс. Так 10 лет и объясняю всё дома сама, потому как из школы приходит с пустой головой. Только регулярные занятия с математиком или хорошо в ней разбирающемся человеком.

А может и не нужно заниматься подтягиваниями, а развивать лучше то, что ему ближе. Если литература и история, то пусть учит больше их. В будущем при выборе профессии ему это пригодится. А образовательное «насилие» ни к чему.

если нет времени заниматься с ним, наймите репетитора, чтоб ему все обьясняли по 200 раз, пока он не поймет. И ни в коем случае ничего не делайте за него — типа устала, больше не могу, так быстрее будет. Сама работала репетитором, и знаю, что деток можно подтянуть месяца за 2, это в среднем, зависит от ребенка — если он будет в «носу ковыряться» — типа так лучше думается, результат затянется. Ежели будет прилежно слушать и стараться — месяц-полтора будет достаточно, чтоб привить заинтересованность, желание и улучшения оценок. Настоятельно рекомендую, когда вы заметите, что ваш ребенок начал соображать, по другому заговорил о ранее не любимом предмете, начал им интересоваться, а оценки не изменились — сходите в школу! Очень многие учителя ставят деткам оценки «на автомате» могут даже не проверить работу, или проверить так себе, то есть вешают на детей ярлыки — он троишник, и так им и останется. Это из собственного опыта. Занимаясь с детками вынуждена была сама ходить в школу, так как я результат видела, а оценки были занижены. Оказалось, учителя не могли понять в чем дело и думали что ребенок умудряется списывать, вот и ставили как обычно. Обидно но факт. Успехов вам с вашим маленьким гением!!!

В 4 классе пока еще не такая сложная программа, так что садитесь рядом с ребенком и разбирайте задания вместе с ним. Наш уже в 8 классе, но периодически все равно приходится многое объяснять и разбирать, т. к. в школе педагогам и дела нет до того : поняли дети или нет. Поэтому или сами занимайтесь или наймите репетитора. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *