Обобщающий урок по теме «Показательные уравнения и методы их решения с применением компьютерных технологий», 11-й класс
Ключевые слова: применение компьютерных технологий , углубленное изучение математики
Цели:
|
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- Приложение 1 (слайдовая презентация в PowerPoint) “Методы решения показательных уравнений”
- Приложение 3 (раздаточный материал в Word для практической работы).
- Приложение 4 (раздаточный материал в Word для домашнего задания).
Ход урока
1. Организационный этап
- сообщение темы урока (записана на доске),
- необходимость проведения обобщающего урока в 10-11 классах:
- в 10 классе – после прохождения темы с целью систематизации знаний;
- в 11 классе – итоговое повторение с целью подготовки к ЕГЭ.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
Повторение
Определение.
Показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную в показателе степени (отвечает учащийся).
Замечание учителя. Показательные уравнения относятся к классу трансцендентных уравнений. Это труднопроизносимое название говорит о том, что такие уравнения, вообще говоря, не решаются в виде формул.
Их можно решать только приближенно численными методами на компьютерах. А как же быть с экзаменационными задачами? Вся хитрость состоит в том, что экзаменатор так составляет задачу, что она как раз допускает аналитическое решение. Иными словами, Вы можете (и должны!) проделать такие тождественные преобразования, которые сводят данное показательное уравнение к самому простому показательному уравнению. Это самое простое уравнение так и называется: простейшее показательное уравнение. Оно решается логарифмированием.
Ситуация с решением показательного уравнения напоминает путешествие по лабиринту, который специально придуман составителем задачи. Из этих весьма общих рассуждений следуют вполне конкретные рекомендации.
Для успешного решения показательных уравнений необходимо:
1. Не только активно знать все показательные тождества, но и находить множества значений переменной, на которых эти тождества определены, чтобы при использовании этих тождеств не приобретать лишних корней, а тем более, – не терять решений уравнения.
2. Активно знать все показательные тождества.
3. Четко, подробно и без ошибок проделывать математические преобразования уравнений (переносить слагаемые из одной части уравнения в другую, не забыв про смену знака, приводить к общему знаменателю дроби и тому подобное). Это называется математической культурой. При этом сами выкладки должны делаться автоматически руками, а голова должна думать об общей путеводной нити решения. Делать преобразования надо как можно тщательней и подробней. Только это даст гарантию верного безошибочного решения. И помнить: небольшая арифметическая ошибка может просто создать трансцендентное уравнение, которое в принципе не решается аналитически. Выходит, Вы сбились с пути и уперлись в стенку лабиринта.
4. Знать методы решения задач (то есть знать все пути прохода по лабиринту решения). Для правильного ориентирования на каждом этапе Вам придется (сознательно или интуитивно!):
- определить тип уравнения;
- вспомнить соответствующий этому типу метод решения задачи.
Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Учителем совместно с учащимися с привлечением компьютера проводится обзорное повторение всех видов показательных уравнений и методов их решения, составляется общая схема. (Используется обучающая компьютерная программа Л.Я. Боревского «Курс математики – 2000», автор презентации в PowerPoint – Т.Н. Купцова .)
Приложение 1
Рис. 1. На рисунке представлена общая схема всех типов показательных уравнений.
Как видно из этой схемы стратегия решения показательных уравнений состоит в том, чтобы привести данное показательное уравнение к уравнению, прежде всего, с одинаковыми основаниями степеней, а затем – и с одинаковыми показателями степеней.
Получив уравнение с одинаковыми основаниями и показателями степеней, Вы заменяете эту степень на новую переменную и получаете простое алгебраическое уравнение (обычно, дробно-рациональное или квадратное) относительно этой новой переменной.
Решив это уравнение и сделав обратную замену, Вы в результате приходите к совокупности простейших показательных уравнений, которые решаются в общем виде с помощью логарифмирования.
Особняком стоят уравнения, в которых встречаются лишь произведения (частные) степеней. Воспользовавшись показательными тождествами, удается эти уравнения привести сразу к одному основанию, в частности, – к простейшему показательному уравнению.
Рассмотрим, как решается показательное уравнение с тремя разными основаниями степеней.
(Если у учителя есть обучающая компьютерная программа Л.Я. Боревского «Курс математики – 2000» , то естественно работаем с диском, если нет – можно на каждую парту сделать распечатку такого типа уравнения из нее, представленную ниже.)
Приложение 2
Рис. 2. План решения уравнения.
Рис. 3. Начало решения уравнения
Рис. 4. Окончание решения уравнения.
Выполнение практической работы
Приложение 3 (раздаточный материал в Word для практической работы).
Задание: из списка уравнений выбрать уравнения указанного типа (№ ответа занести в таблицу) и решить их (ответ занести в таблицу):
- Три разных основания степеней
- Два разных основания – разные показатели степени
- Основания степеней – степени одного числа
- Одинаковые основания – разные показатели степеней
- Одинаковые основания степеней – одинаковые показатели степеней
- Произведение степеней
- Два разных основания степеней – одинаковые показатели
- Простейшие показательные уравнения
Фамилия | ||||||||
№ шага | A | B | C | D | E | F | G | H |
№ соотв.типа уравнения | ||||||||
ответ |
Выполняется попарная взаимопроверка с выставлением оценок.
Нормы оценок:
«5» – 100% «4» – 1 ош. – 88%
2 ош. – 75%«3» – 3 ош. – 63% «2» – 4 ош. – 50%.
Решение нестандартного показательного уравнения
А теперь решим с вами одно из нестандартных показательных уравнений, которые необходимо научиться решать при подготовке к ЕГЭ (задание уровня С).
№218* (См. А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике с решениями, 7-11 классы. Харьков, ИМП “Рубикон”, 1995)
Решить уравнение:
Решение:
Ответ:
Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание.
Приложение 4
Определить тип уравнения и решить его.
Подведение итогов урока
Выставление оценок за урок.
Окончание урока
Для учителя
Схема ответов практической работы.
Задание: из списка уравнений выбрать уравнения указанного типа (№ ответа занести в таблицу):
- Три разных основания степеней
- Два разных основания – разные показатели степени
- Основания степеней – степени одного числа
- Одинаковые основания – разные показатели степеней
- Одинаковые основания степеней – одинаковые показатели степеней
- Произведение степеней
- Два разных основания степеней – одинаковые показатели
- Простейшие показательные уравнения
1. (произведение степеней)
2. (одинаковые основания – разные показатели степеней)
3. (три разных основания степеней)
4. (два разных основания степеней – одинаковые показатели)
5. (одинаковые основания – одинаковые показатели степеней)
6. ( (простейшее показательное уравнение)
7. (два разных основания – разные показатели степени)
8. (основания степеней – степени одного числа)
№ шага | A | B | C | D | E | F | G | H |
№ соотв.типа уравнения | 3 | 7 | 8 | 2 | 5 | 1 | 4 | 6 |
ответ | -2; 4 | -1 | -0,5; 0,5 | ; 0 | -1 | 0; 2 |
Домашнее задание
1) (три разных основания степеней)
Ответ:
2) (два разных основания – разные показатели степени)
Ответ: х = 1,5
3) 0,125 (произведение степеней)
Ответ: х = 6
4) (одинаковые основания – разные показатели степеней)
Ответ: х = 1
5) (основания степеней – степени одного числа)
Ответ:
В зависимости от уровня подготовленности класса и, соответственно, темпа урока в оставшееся время можно познакомить учащихся с обучающей компьютерной с программой Л.Я. Боревского «Курс математики – 2000» и с её помощью рассмотреть решение показательного уравнения № 8.41. (Учитель проводит беседу с привлечением компьютера и разбор уравнения типа «Три разных основания степеней».)
urok.1sept.ru
Решение показательных уравнений. Видеоуроки
В этой статье вы познакомитесь со всеми типами показательных уравнений и алгоритмами их решения, научитесь распознавать, к какому типу принадлежит показательное уравнение, которое вам надо решить, и применять для его решения соответствующий метод. Подробное решение примеров показательных уравнений каждого типа вы сможете посмотреть в соответствующих ВИДЕОУРОКАХ.
Показательным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
Прежде чем начать решать показательное уравнение, полезно сделать несколько предварительных действий, которые могут значительно облегчить ход его решения. Вот эти действия:
1. Разложите все основания степеней на простые множители.
2. Корни представьте в виде степени.
3. Десятичные дроби представьте в виде обыкновенных.
4. Смешанные числа запишите в виде неправильных дробей.
Пользу этих действий вы осознаете в процессе решения уравнений.
Рассмотрим основные типы показательных уравнений и алгоритмы их решения.
1. Уравнение вида
Это уравнение равносильно уравнению
Посмотрите в этом ВИДЕОУРОКЕ решение уравнения этого типа.
2. Уравнение вида
В уравнениях этого типа:
а) все степени имеют одинаковые основания
б) коэффициенты при неизвестном в показателе степени равны.
Чтобы решить это уравнение, нужно вынести за скобку множитель в наименьшей степени.
Пример решения уравнения этого типа:
посмотрите в ВИДЕОУРОКЕ.
3. Уравнение вида
Уравнения этого типа отличаются тем, что
а) все степени имеют одинаковые основания
б) коэффициенты при неизвестном в показателе степени разные.
Уравнения такого типа решаются с помощью замены переменных. Прежде чем вводить замену, желательно освободиться от свободных членов в показателе степени. (,
, и т.д)
Посмотрите в ВИДЕОУРОКЕ решение уравнения этого типа:
4. Однородные уравнения вида
Отличительные признаки однородных уравнений:
а) все одночлены имеют одинаковую степень,
б) свободный член равен нулю,
в) в уравнении присутствуют степени с двумя различными основаниями.
Однородные уравнения решаются по сходному алгоритму.
Чтобы решить уравнение такого типа, разделим обе части уравнения на (можно разделить на
или на
)
Внимание! При делении правой и левой части уравнения на выражение, содержащее неизвестное, можно потерять корни. Поэтому необходимо проверить, не являются ли корни того выражения, на которое мы делим обе части уравнения, корнями исходного уравнения.
В нашем случае, поскольку выражение не равно нулю ни при каких значениях неизвестного, мы можем делить на него без опаски. Разделим левую часть уравнения на это выражение почленно. Получим:
Сократим числитель и знаменатель второй и третьей дроби:
Введем замену:
, причем
при всех допустимых значениях неизвестного.
Получим квадратное уравнение:
Решим квадратное уравнение, найдем значения , которые удовлетворяют условию
, а затем вернемся к исходному неизвестному.
Смотрите в ВИДЕОУРОКЕ подробное решение однородного уравнения:
5. Уравнение вида
При решении этого уравнения будем исходить из того, что
Исходное равенство выполняется в двух случаях:
1. Если , поскольку 1 в любой степени равна 1,
или
2. При выполнении двух условий:
Посмотрите в ВИДЕОУРОКЕ подробное решение уравнения
И.В. Фельдман, репетитор по математике.
ege-ok.ru
Уравнения со степенями | Логарифмы
Рассмотрим показательные уравнения со степенями, содержащими две степени с разными основаниями и одинаковыми показателями:
(где a и b — положительные числа, отличные от единицы).
Уравнения такого вида называются однородными показательными уравнениями первой степени. Однородные уравнения решаются делением на одну из степеней:
(так как b>0, то
при любом показателе f(x), то есть деление на степень не приводит к потере корней).
В результате деление получаем с одной стороны частное степеней с одинаковыми показателями, с другой — единицу:
По свойству степеней,
а единицу можно представить как степень с любым основанием и показателем 0:
Приравниваем показатели:
Рассмотрим примеры решений такого вида уравнений со степенями.
ОДЗ: x∈R.
Разделим обе части уравнения на степень, стоящую в правой части уравнения:
Преобразуем левую часть уравнения
и представим единицу в виде степени с таким же основанием, что и степень в левой части
Из равенства степеней с одинаковыми основаниями следует равенство показателей этих степеней:
Ответ: 2,5.
ОДЗ: x∈R.
Делим обе части уравнения на степень, стоящую в правой части:
Приравняв показатели степеней, приходим к квадратному уравнению
корни которого —
Ответ: 1; 5.
ОДЗ: x∈R.
Это — простейшее тригонометрическое уравнение, корни которого
Ответ: πn, n∈Z.
www.logarifmy.ru