Взаимодействие природы и общества. Природные предпосылки исторического развития общества
Тема 12. Природа и общество
При изучении материала этой темы вы должны уяснить характер взаимодействия общества и природы, каковы природные предпосылки исторического развития общества, роль географической среды и народонаселения в жизни общества, факторы, определяющие антропосоциогенез и сущность социогенеза. Необходимо обратить внимание на следующее:
1. В процессе исторического развития характер взаимодействия общества и природы изменялся. Причиной интенсивного воздействия общества на природу явилась научно-техническая революция, на основе которой значительно возросли производительные силы общества.
2. Под географической средой понимают ту часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, основу его деятельности и общественного производства. Она включает в себя — земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д.
3. Географическая среда является естественным условием жизнедеятельности общества, оказывает влияние на развитие общества, но не является определяющей в прогрессивном развитии общества.
4. Народонаселение также как и географическая среда является необходимым условием жизнедеятельности общества; такие факторы народонаселения, как численность, плотность, темп роста, компактность и др. влияют на характер развития общества, но не являются определяющими в общественном прогрессе.
5. Существуют различные взгляды на проблему социогенеза. Однако наиболее адекватной концепцией является диалектико-материалистическое представление о социогенеза.
6. Общество возникает с появлением таких первых механизмов регуляции, как координация коллективных действий в процессе охоты, разделение труда по полу и возрасту и механизмов социальной регуляции в сфере семейно-бытовых отношений.
7. Сущность географического детерминизма заключается в утверждении того, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений.
Лекция 12
Природа и общество
Взаимодействие природы и общества. Природные предпосылки исторического развития общества
Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.
Как правило, происходящие в обществе природные процессы, приобретают социальную форму, а природные, прежде всего, биологические закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально — организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.
Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней, природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой — необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.
Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу, Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем.
С одной стороны, неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, в том числе к сознанию отдельных людей, «интеллектуальной эволюции человечества» (О.Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Г. Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенствования их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих потребностей, в том числе духовных, удовлетворяют за счет природы. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Она проявляется не только в области удовлетворения потребностей людей, но, прежде всего, в функционировании общественного производства, в конечном счете — в развитии всей материальной и духовной культуры. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Их искусственный разрыв и метафизическое противопоставление являются надуманными, не соответствующими действительности.
С другой стороны, было бы неправильно представлять общество только как часть природы и игнорировать его специфические черты. Подобное отождествление объясняется характеристикой людей только как природных существ со столь же природными связями между собой, а также между ними и окружающей средой. Не учитываются их социальные связи, в которые они вступают в процессе производственной, семейно-бытовой, политической и иной деятельности. В конечном счете, игнорируется социальное содержание общественной практики людей, на основе которой возникает и развивается их общественное и индивидуальное сознание. Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающихся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал.
Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.
Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся, прежде всего, земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей.*
Дополнительная информация:
Географическая среда — это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, основу его деятельности и общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу, создавая в ней систему, в корне противоположную, по своей сущности, природной системе — культуру, но при этом и само общество менялось под воздействием природы. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу, происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов. Человек не только изменил климатические и почвенные условия, преобразовал многие виды растений и животных, но и переместил сам центр тяжести экологического равновесия нашей планеты. По мере развития общества человек непрерывно расширял и совершенствовал свою искусственную среду обитания. Так, например, биомасса всех живых организмов, существующих в естественных природных условиях, составляет 10
Таким образом, географическая среда есть необходимое и важнейшее условие жизнедеятельности общества, и геосфера во все времена оказывала немалое влияние на развитие общества. Тропический климат диктовал иные способы ведения хозяйства, чем умеренный, залежи руд способствовали развитию промышленности и ремесла, а близость моря — судостроительству и торговле. Суровый климат тайги и тундры обычно тормозит экономический прогресс общества, но тропическое изобилие может совсем прекратить его, так как получение человеком средств пропитания, без малейших усилий с его стороны, не делает его собственное развитие естественной необходимостью. Однако влияние географической среды на общество — явление историческое: чем дальше в глубь прошлого, тем слабее сила общества и тем больше его зависимость от географической среды, и наоборот, — чем больший путь прошло в своем развитии общество, тем менее оно зависимо от географии той местности, в которой оно исторически развивалось.
________________________________________________________________________________
Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете, все природные условия жизни людей и развития общества — от микромира до макро — и мегамира.
Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.*
Дополнительная информация:
Природа получила в 1875 году название биосферы. Ввел этот термин австрийский геолог Э. Зюсс. Биосфера – это гигантская гомеостатичная система, включающая в себя населенную организмами верхнюю часть земной коры, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Эта система подвижна, динамична и в то же время устойчива ко всякого рода катастрофам, и способна определенным образом поддерживать существование своих видов. Но это не значит, что эти катастрофы не влияют на все, или что биосфера гасит их без остатка. Горообразование, вулканическая деятельность, климатические и погодные колебания, космические вторжения небесных тел и излучений, землетрясения, изменение магнитного поля и т. д. — все они безжалостно бьют по биосфере, вынуждая ее изменять свои структурные связи и вырабатывать новые элементы. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили на ней и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению одних видов животных и растений и появлению новых. При этом общая биомасса нашей планеты оставалась постоянной и энергия биосферы имела определенный устойчивый энергетический потенциал.
________________________________________________________________________________
Разумеется, природа, в том числе географическая среда, оказывает то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Однако гораздо большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, интересами, целями и идеалами. Тем не менее, роль природы во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и постоянно повышается.
Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. В этом проявляется усиление влияния человеческого разума на разные области природы — от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия человеческого разума — ноосферой (от греческого noos — ум, разум). Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.
Надо сказать, что понятие ноосферы ввел в 20-е гг. нашего столетия французский ученый Э. Леруа (1870—1954). У истоков же концепции ноосферы — работы великого русского ученого В. И. Вернадского (1863—1945) и французского мыслителя П. Тейяра де Шардена (1881—1955). Они показали, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.
В. И. Вернадский считал, что по мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы, и наоборот, история природы все больше совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.
Концепция ноосферы характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель — определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между обществом и природой.
На основе использования энергии и вещества природы, практического применения ее законов создан мир современной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют «второй природой», ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой материал природы, подвергшийся воздействию человеческого труда. В результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удовлетворять потребности людей. Современная цивилизация, будучи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это, однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.
Взаимосвязь природы и общества — Студопедия
Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
Природа— (в широком смысле) — весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).
— (в узком смысле) — совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.
Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество — природа».
— Природа -I — это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы — напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы — лес, пруд; макроэкосистемы — океан, континент; глобальная экосистема одна — биосфера).
— Природа — II — преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.
— Природа — III — искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.
— Природа — IV — (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное — с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.
Природные ресурсы — это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:
— во-первых, воздействие природы на общество,
— во-вторых, воздействие общества на природу.
В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт — все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.
Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.
Основные формы взаимодействия общества и природы:
— природопользование — использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;
— охрана окружающей природной среды (ОПС) — сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;
— обеспечение экобезопасности — защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
Человек, природа, общество
Если природа — это естественная среда обитания человека, то можно сказать, что материальны мир — это единство природы и общества.
Понятие «природа» имеет два основных значения:
- это весь естественный окружающий мир, те. вселенная;
- среда обитания человека и общества (биосфера).
- создает культуру;
- развивается под влиянием деятельности людей.
- способна развиваться независимо от человека;
- обладает своими законами, не зависящими от воли и желаний людей.
- Позитивное (гармоничное, положительное).
- Негативное (конфликтное, отрицательное).
Сходство общества и природы — являются динамическими системами.
Из этой схемы следует общепринятое в обществознании определение общества:
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.
Следует заметить, что обособившаяся, но не отделившаяся, так как общество и природа неразделимы. Из схемы видно, что человек является и частью общества и частью природы.
Воздействие общества на природу
Общество взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является потребление природных ресурсов, воздействие на природу. С каждым днем возрастает уровень этого воздействия: прогресс науки и техники вызывает еще большую потребность полезных ископаемых; демографический рост населения также влияет на увеличение потребления природных ресурсов.
Влияние природы на общественные процессыПрирода тоже воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для жизни и развития. Природа всегда оказывала огромное влияние на становление и формирование общественных отношений. Вспоминая историю древнего мира, мы знаем, что люди селились на берегах рек. Также принято считать, что государство в Египте появилась из-за необходимости строительства ирригационной системы. Очевидно, что вид деятельности, культура, традиции и обычаи народов зависят от природной среды регионов проживания.

Но не всегда результаты взаимодействия природы и человека бывают благоприятными. С одной стороны природные катаклизмы могут уничтожить человечество или нанести ему серьёзный урон, с другой стороны грубо вторгаясь в природу человечество, наносит ей невосполнимый ущерб. Так, если изначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга (человек сильно зависел от природы и извлекал для себя питание, орудия труда и быта), то по мере становления общества, государства, научно-технической революции возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу возросло. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей, что привело к появлению глобальных проблем.
Таким образом, главная проблема и опасность современного антропогенного воздействия заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.
Антропогенное воздействие — это все формы воздействия человека на окружающую природу.
Взаимосвязь природы и общества — Студопедия
В философском плане природа прежде всего соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество же предстаёт как обособившаяся часть природы, являющаяся условием и продуктом человеческой деятельности. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, поскольку она выступала в качестве естественной основы его существования и развития. Человек природен в силу биологической основы своего существования, в то же время он надприроден, так как вырабатывает сложные формы социальной жизни. Между человеком и природой происходит своеобразный “обмен веществ”, который является необходимым условием существования человека и общества, поэтому природные факторы в развитии общества необходимо обязательно принимать во внимание. Природа всегда была объектом внимания философов и предметом философского осмысления. Такие вечные философские вопросы как взаимодействие природных и духовных начал в развитии человека и общества, отношения природы и культуры волновали философов древности и нового времени, волнуют они и современных философов. Характер взаимодействия общества и природы меняется на разных этапах исторического развития.
Природа-совокупность естественных условий существования человека и общества. |
Формы отношения человека к природе были разнообразны. В античной философии космос понимался как неразделённость природы и человека, а сама философия была космоцентричной. Средневековая христианская философия понимала природу как последнее звено лестницы, ведущей от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, должен стремиться к возвышению над природой. В Новое время природа впервые предстала в качестве объекта научного анализа. Природа стала приниматься как объект приложения практических усилий человека на основе законов, которые открывают естественные науки
В 1868 г. французский учёный Э.Реклю ввёл понятие “биосфера” для обозначения живой оболочки Земли, слоя животных и растений. В XX в., когда деятельность человека приобрела небывалый ранее размах, была создана концепция «ноосферы», сферы разума, преобразующей планету. Русский учёный В.И. Вернадский и французский философ Т. де Шарден пришли к выводу о том, что взаимодействие человека и природы достигло нового качественного уровня. В настоящее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты-биосферы- в новое геологическое состояние — ноосферу, то есть область, преобразованную разумом и трудом человека сообразно своим целям и потребностям.
Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития. |
Первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации появились уже в конце XIX. А в XX веке человечеству пришлось отказаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития производства. Было осознано, что планета и её живая оболочка-это единая система.
В современную эпоху взаимодействие общества и природы приобретает принципиально новый характер. Природа всё больше включается в деятельность человека и в то же время требует защиты от некомпетентного вмешательства в её процессы. Главная цель концепции ноосферы-определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между природой и обществом.
Часть природы, включённая в непосредственную деятельность человека, называется природной или естественной средой. К естественной среде относятся земной ландшафт, океаны и моря, горы и равнины, поля и леса, реки и озёра. Всё это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Естественная среда кроме географической среды включает все природные условия жизни людей и развития общества (космос, атмосферу, недра земли). Для развития общества имеет значение как неживая, так и живая природа (биосфера).
Географическая среда — та часть природы, которая включена в непосредственную деятельность людей на данном историческом отрезке этапе. |
Размышляя о значении природы для общества, некоторые философы приходили к выводу, что ей принадлежит решающая роль в его развитии. Подобная позиция получила название географического детерминизма.
Географический детерминизм — представление о том, что именно географическая среда полностью определяет развитие общества. |
Географический детерминизм сформировался в XVIII в. Его представителями были французские просветители и историки (например, Ш.Монтескье и А.Тюрго), утверждавшие, что именно природа выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Именно природа определяет как хозяйственную деятельность, так и формы государственного правления, психический склад народа, его обычаи и нравы. (См.: 6.5.Философия Просвещения). Для XVIII в. географический детерминизм был передовым учением, видевшим земное, а не божественное происхождение общественных порядков, но в XIX и XX вв. стало понятно, что эта теория предлагала упрощённый подход к пониманию общественного развития.
Взаимоотношения общества и природы носят сложный и противоречивый, исторически изменчивый характер, зависят от типа культуры. Современная типология культуры различает восточный и западный типы культуры как традиционный и новационный. В традиционных обществах человек приспосабливался к природе, подчинялся её законам и ритмам, поскольку люди занимались преимущественно аграрным хозяйством. Традиционные общества, не знавшие машинного производства и научно-технического прогресса, не нарушали природного равновесия глобально. Они могли столкнуться с экологическим кризисами, но лишь в локальных масштабах. Такие случаи, связанные с неправильной обработкой земли или ирригацией, можно найти в истории культуры. Но в целом в традиционных обществах существовало экологическое рановесие, отношения с природой были гармоничными. Человек не противовопоставлял себя природе, он был гармоничен и соразмерен ей. В мифологии это отражалось в персонификации природы: т.е. существовало представление, что за каждым явлением природы стоит то или иное божество. Невозможно было искать некие закономерности в волеизъявлениях различных одухотворённых сущностей. В мифологическом сознании отношения человека и природы представали как субъект-субъектные (одним субъектом является сам человек, а другим дух, олицетворяющий то или иное природное явление). Современные философы и культурологи считают, что именно такое понимание отношений человека и природы не давало возможности развиваться чисто научному подходу. Наука исходит из рассмотрения природы как объекта. Только в этом случае можно говорить об объективных законах, управляющих развитием мира. Для того, чтобы относиться к природе как объекту, следовало исключить из неё всевозможные мифологические существа. Единственной цивилизацией, исключившей бога из природы, была иудео-христианская цивилизация. Бог создаёт природу, но потом уже не существует в ней, его в природе нет. Именно такое понимание природы позволяет появиться науке как особой форме рационального знания. Однако, научно-техничекий прогресс, реализовавшийся как особый путь развития в западной культуре, привёл к нарушению баланса во взаимодействии общества и природы.
Сегодня человечество переживает глубочайший кризис из всех, что были в истории. Кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба, специалисты выделяют десятки неотложных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Одни из них связаны с отношением между человечеством и природой, другие с отношениями внутри сообщества людей. К первой группе глобальных проблем следует отнести экологический кризис и угрозу экологической катастрофы, ко второй — предотвращение использования оружия массового уничтожения, гонки вооружений, сокращение экономического разрыва между населением наиболее развитых стран мира (так называмого “золотого миллиарда”) и огромной массой беднейшего населения.
Экологический кризис — тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия систем «общество-природа». |
Сущность современной экологической ситуации можно свести к трём основным моментам:
· происходит очень быстрое истощение природных ресурсов человечества;
· слишком быстро загрязняется окружающая природная среда, что приводит к катастрофическим последствиям;
· чрезмерно быстро увеличивается численность населения.
Два первых из них непосредственно порождены научно-технической революцией. Из чисто экологического кризис превратился в общий кризис цивилизации., деформирующий все стороны жизни: экономическую, социальную и духовную. Современная экологическая ситуация и заключённый в ней кризис носят прежде всего цивилизационный характер, они порождены всем ходом цивилизационного развития человечества.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала):
Как изменялись философские воззрения о природе?
Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?
Как соотносятся понятия географическая среда и природа?
Взаимоотношения общества и природы — Студопедия
В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.
Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).
Общество – совокупность форм организации и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).
Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системы человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.
Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.
Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля.
Человек, конечно природное существо, он – венец природы, высший биологический вид. Но он, прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.
В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли.
Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.
Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействия общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.
По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.
При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течении 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 гг.
Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:
· Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;
· Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать «отодвигать» «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).
В целом проблема взаимоотношений человека, природа и общества приобретает глобальный характер.
Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:
· Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;
· Заняться решением экологических проблем;
· Уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;
· Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;
· Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.
Тест по обществознанию на тему «Общество и Природа»
Тест «Общество и природа»
1 вариант
1. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;
2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;
3) строительство пирамид в Древнем Египте;
4) распад империи Карла Великого.
2. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:
1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;
2) природа полностью определяет развитие общества;
3) общество не оказывает существенного влияния на природу;
4) природа и общество воздействуют друг на друга.
3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Исторически общество «старше» природы.
Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения?
А. Природная среда оказывает значительное воздействие на современное общественное развитие.
Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.
Получить полный текст
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. Соотнесите понятия и их характерные признаки.
ПризнакиПонятия
1) подчиняется только объективным законам развития;
А) общество;
2) является формой совместной жизнедеятельности людей;
Б) природа.
3) является естественной средой обитания людей;
4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.
6. Как соотносятся между собой природа и общество:
1) и в природе, и в обществе действуют объективные законы развития;
2) общество на современном этапе полностью подчинило себе природу;
3) общество и человек совершенно беспомощны перед природными силами;
4) общество развивается, а природа неизменна, статична.
7. Примером взаимодействия общества и природы является:
1) глобальное потепление климата в современных условиях;
2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией;
3) развитие сферы образовательных услуг;
4) рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства.
Тест «Общество и природа»
2 вариант
1. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
1) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»;
2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек;
3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;
4) деление дружины на старшую и младшую.
2. Отношения общества и природы характеризуются:
1) полным доминированием общества над природой;
2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории;
3) зависимостью общественных процессов от природной среды;
4) поглощением природой общественных отношений.
3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Развитие ресурсосберегающих технологий уменьшает вредные выбросы в атмосферу.
Б. Ежегодные разливы Нила способствовали образованию илистых плодородных почв.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения?
А. История различных стран и народов показывает, что общество активно влияет на естественную среду обитания, преобразовывает ее.
Б. История различных стран и народов показывает, что природные факторы оказывают на общественное развитие значительное влияние.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:
1) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;
2) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;
3) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;
4) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;
5) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;
6) общество и природа никак не связаны между собой.
6. Общество, в отличие от природы:
1) является развивающейся системой;
2) подчиняется объективным законам развития;
3) обладает способностью к самопознанию;
4) выступает в качестве естественной среды обитания людей.
7. Какой из приведенных примеров отражает взаимосвязь общества и природы:
1) изменение климата под воздействием вулканической деятельности;
2) влияние солнечной активности на физическое состояние человека;
3) рост производительности труда в результате усовершенствования средств производства;
4) улучшение агротехнических приемов возделывания почвы.
Отношения общества и природы — Студопедия
Именно в последние десятилетия особо актуальной стала проблема отношений общества и природы.
Общество — это совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов.
В широком смысле природа — это весь окружающий нас мир (в том числе и человек, и общество), т.е. Вселенная. В узком смысле это та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (т.е. поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, флора, фауна и т.д.).
В данном случае взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития и природой, т.е. средой обитания человеческой цивилизации.
История природы насчитывает несколько миллиардов лет, природа гораздо старше общества. Организованное человеческое общество существует несколько тысячелетий. Неотъемлемым условием жизни общества является природа, так как жизнь может развиваться только в особой среде: при наличии воздуха, воды, оптимальной температуры и питания. Совокупность условий для жизни имеется только на нашей планете.
С появлением человеческого общества природа вступила в новый этап — этап антропогенного влияния. Отношения человека и природы первоначально представляли собой взаимное воздействие друг па друга: человек без применения сложных технических средств находил пищу, полезные ископаемые, а природа непосредственно воздействовала на человека (различными стихиями, холодом, теплом, климатом).
Создавая машины и сложные орудия труда, человек усилил свое влияние на природу. С ХV-ХIХ вв., когда произошли научно-технические революции, усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Человек рассматривал природу не как самостоятельную реальность, а как источник сырья.
В XX в. научно-технический прогресс ускорился в несколько раз, поэтому антропогенное влияние общества на природу приблизилось к катастрофическому уровню. На сегодня мир техники практически превратился в самостоятельную реальность, природа почти полностью подчинена человеку.
Серьезная опасность современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. Возникает экологическая проблема — проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека. На сегодня опасны: истощение недр земли; загрязнение водоемов, атмосферы промышленными отходами; уничтожение растительного и животного мира, изменения естественного баланса флоры и фауны, уничтожение лесов; расширение наземных и подземных ядерных взрывов с самыми страшными последствиями.
Чтобы выжить и не довести планету до катастрофы, человечество обязано всячески уменьшать свое вредное влияние на окружающую среду.
Тема 17.
Как культура и общество соотносятся друг с другом, образец эссе
2 страницы, 673 слова
Что такое культура и что такое общество? Несмотря на то, что эти два определения тесно связаны друг с другом, культура и общество — это не одно и то же. В то время как культуры представляют собой совокупность усвоенных моделей поведения и представлений, общества — это группы людей, которые прямо или косвенно взаимодействуют друг с другом. Люди в обществе также обычно понимают, что их общество отличается от других с точки зрения общих традиций и ожиданий.В то же время эти два определения неизбежно связаны, потому что культура создается и передается другим в обществе.
Культуры не являются продуктом одиноких людей. Это постоянно развивающиеся продукты взаимодействия людей друг с другом. Культурные модели, такие как язык и политика, не имеют смысла, кроме как с точки зрения взаимодействия людей. Если бы вы были единственным человеком на земле, не было бы необходимости в языке или правительстве. Подводя итог, можно сказать, что культура — это конфигурация усвоенного поведения и результатов поведения, составные элементы которой разделяются и передаются членами определенного общества.2. 5. Критически проанализировать применение терминов «культура» и «общество» в повседневной жизни.
Если я должен анализировать термины «культура» и «общество» в повседневной жизни, в первую очередь я должен констатировать тот факт, что я иностранец, живущий в другой стране, и из-за этого неизбежно у меня другое восприятие вещей вокруг меня в сравнение с местными жителями. Обычаи и социальные привычки, которые иногда кажутся совершенно нормальными для других, могут показаться мне довольно странными и неуместными для меня.Британское общество сильно отличается от общества, в котором я жил дома; он состоит из различных правил и моделей общественного поведения. Вот почему для меня естественно ежедневно сталкиваться с многочисленными культурными различиями.
15 страниц, 7228 слов
Курсовая работа по молодежной культуре в Японии
… Молодежная культура в Японии. HTTP: // WWW. thefreelibrary. ком / _ / печать / PrintArticle. ASPX? id = 16654720 1. Индивидуализм и особенно эгоистичные модели поведения … в контексте социального класса.(3) Люди, которые говорят о поколениях, избегают обсуждения социального класса. Вместо этого они … (2) Человеческий вид, глобальная этика и общество В современном обществе мы разделяем историю как человеческий вид — …
Например, в британском обществе манеры очень важны, и люди придают большое значение пунктуальности. В Англии люди прилагают большие усилия, чтобы прибыть вовремя. Если вы согласитесь встретиться с друзьями в точное время, можете быть уверены, что они придут вовремя. Опоздание даже на несколько минут часто считается невежливым.Если вы не можете прийти на прием, ожидается, что вы позвоните человеку, с которым встречаетесь. В моей стране, правда, никто не обратит внимания, если вы немного опоздаете на прием. Особенно когда вы встречаетесь с друзьями или даже собираетесь на вечеринку, опоздание может считаться очень модным.
Из-за культурных различий иногда могут возникать недопонимания, чтобы избежать этого, мне нужно осознавать свои действия в повседневной жизни. 2. 6 Различайте личное восприятие и объективные модели.Личное восприятие относится к тому, как вы видите мир. Это связано с субъективным, культурным и культурным толкованием. Объективные модели — это модели поведения, нормы и правила, которые навязываются обществом и относятся к тому, как общество видит мир. Иногда личное восприятие может противоречить объективным образцам.
Один из примеров — мормоны. Мормоны верят, что мужчины могут жениться на сколь угодно женщинах. С их точки зрения, многоженство или многоженство приемлемо и важно для нормального поведения.Конечно, общество в целом не так считает. Общество категорически отвергает эту идею и считает полигамные отношения незаконными. Несмотря на то, что сейчас многоженство запрещено во всех штатах Америки, более века назад оно не было запрещено в Юте до 1857 года, когда федеральное правительство Соединенных Штатов вынудило мормонов отказаться от этой практики.
Согласно Википедии, мормоны в конечном итоге подчинились и официально отменили эту практику в 1890 году в документе, озаглавленном «Манифест».
2 страницы, 926 слов
Очерк цивилизаций греков, евреев и римской культуры. Общество один
Многие студенты задаются вопросом, почему изучение истории так важно в сегодняшней учебной программе.Простой ответ: нельзя действовать, не зная прошлого, или сказать, что он учится на ошибках других, а также на своих собственных. Если это правда, еще одна причина изучать историю — увидеть не только наши ошибки, чтобы мы могли учиться, но и увидеть те положительные влияния, которые сформировали мир и …
Библиография:
Дамен, Л. (1987).
Изучение культуры: пятое измерение языкового класса. Ридинг, Массачусетс: Эддисон-Уэсли. Линтон, Р. (1945).
Культурные основы личности. Нью-Йорк. Http: // Anthro. Паломар. образование / культура / culture_1. htm http: // www. редколесья-младший. кент. сч. ик / таможня / вопросы / социальный. htm http: // www. Карлу. итп. образование / культура / определение. html http: // en. википедия. org / wiki / Mormonism_and_polygamy
,Насколько мы связаны друг с другом?
Несмотря на географическое расстояние и внешние различия во внешности, европейцы имеют одинаковых предков, живших всего 1000 лет назад.
Это заключение генетического исследования более 2200 человек по всей Европе, опубликованное в журнале PLoS Biology. Исследователи обнаружили, что 1000 лет назад почти все, кто оставил потомков, являются предками почти каждого современного европейца.
Чем дальше люди друг от друга географически, тем в среднем уменьшается количество общих генетических предков.Но поскольку эти генетические предки составляют небольшую часть общих генеалогических предков, европейцы с противоположных концов континента, скажем, из Великобритании и Турции, по-прежнему имеют миллионы общих предков.
«Примечательно то, насколько тесно все связаны друг с другом, — сказал соавтор исследования Грэм Куп, генетик из Калифорнийского университета в Дэвисе, в пресс-релизе.
Результаты, по словам Купа, предоставили конкретные свидетельства на основе данных ДНК, подтверждающие математическую модель генеалогии 1999 года, разработанную ученым из Йельского университета, который подсчитал, что каждый европеец, живущий сегодня (кроме недавних иммигрантов), имеет одного и того же прямого предка, который жил на континенте около тысячу лет назад.
Подход Чанга, согласно истории 2002 года в The Atlantic, предполагал, что все европейцы были потомками Карла Великого, основавшего Римскую империю в 800 году нашей эры.
Куп сказал, что такое близкое родство среди европейцев можно найти и в других частях света.
Получите доставленные вам истории Monitor на свой почтовый ящик.
Монгольский император 13 века Чингисхан мог быть предком почти 8 процентов мужского населения бывшей Монгольской империи, которая простиралась от Японского моря до Восточной Европы.У этих людей были почти идентичные Y-хромосомы. Это означает, что сегодня живут около 16 миллионов потомков. Однако нет никакого способа подтвердить это открытие, если не будет найдена гробница Хана и не будет получена его ДНК. (Легенда гласит, что, чтобы сохранить его местонахождение в секрете, рабы, построившие гробницу, были убиты, а затем солдаты, которые убили их, были убиты на всякий случай.)
А как насчет общего предка всех людей? Другая модель, разработанная в 2004 году Чангом и двумя его соавторами, оценила, что самый недавний общий предок человечества, возможно, жил всего около 3000 лет назад.Если это правда, все мы могли быть потомками Конфуция, умершего в 479 году до нашей эры, или даже царицы Нефертити, которая умерла в 1330 году до нашей эры.
,важных ценностей в обществе, которые сделают вас лучше

Необходимо создавать и пропагандировать важные ценности в обществе, чтобы добиться позитивных изменений, в которых мы все нуждаемся. Здесь мы пытаемся представить сбалансированную перспективу.


Ценности — это хорошие привычки, которые заразительны. Они передаются из поколения в поколение.Ценности объединяют нас, но по-прежнему разделяют. Сегодня наше общество видит ужасную нехватку ценностей. Либо люди дискриминируют других, либо подвергаются дискриминации. Природа разрушается, а разрушение планируется.
Что я могу сказать, кажется, мы оставляем после себя наследие ненависти и разрушения для наших будущих поколений. Что нужно нашему обществу? Это требует проверки ценностей и изменения мышления. Люди забывают об исключительно важных ценностях, на которых нам нужно сосредоточиться.
Эмпатия

Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Самая важная ценность в нашей жизни вращается вокруг сочувствия. Как можно без малейшего сочувствия сосредоточиться на сосуществовании на одной планете. Нам нужно иметь возможность принимать других такими, какие они есть, а не тем, что они могут для нас сделать.Нам нужно перестать концентрироваться на том, как снизить конкуренцию, и сосредоточиться на том, как мы можем расти вместе. В то время как все мы должны заботиться о себе в конце дня, мы должны помнить эту цитату: «В тот день, когда мы перестанем бороться друг за друга, мы перестанем быть людьми!»
Взаимное уважение

Взаимное уважение означает уважительное отношение ко всем. Даже если вы выступаете против человека, в котором ваша честь против его чести, важно уважать друг друга.Именно это уважение делает нас людьми. Без этого мы становимся подобны животным. Это может помочь нам сохранить баланс между государством всеобщего благосостояния и социальным дарвинизмом в обществе. Нам нужно уважать наших друзей за их дружбу и наших врагов за их способность быть конкурентоспособными и их убежденность.
Любовь

Это может показаться сюрреалистичным, но, честно говоря, любовь побеждает всех. С любовью в своем сердце мы не чувствуем необходимости причинять вред другому.Мы будем поднимать себя, а не опускать других. Мы сосредоточимся на сходстве мнений, а не на различии цвета кожи, религии или сексуальной ориентации. Накажем, но не убьем. Мы будем просить, но не украдем. С любовью мы будем людьми, а не монстрами! Да, если мы хотим, чтобы наше общество было хорошо по отношению к нам, мы также должны быть хорошими по отношению к нему.
Лояльность

Верность — это эмоция, которая связывает нас с человеком, вещью или чувством.Это мешает нам когда-либо предавать этого человека. Нам нужно быть верными друг другу, дрожать при мысли о том, чтобы говорить или думать друг о друге негативно. Нам нужна эта преданность, чтобы собраться с силами, чтобы противостоять тому, что может навредить нашему обществу, и встать на защиту угнетенных. Именно эта преданность разрушит глобальные стены и снова сделает этот мир одним большим домом!
Честность

Честность в обществе — это принимать себя такими, какие вы есть, и давать всем об этом знать.Эта честность поможет вам стать лучше просто потому, что у вас была способность признать свои недостатки и работать над самосовершенствованием. Именно эта честность заставит других помогать вам, а не потому, что вам это нужно. Но потому, что у них тоже есть недостатки, с которыми вы можете помочь. Эта честность поможет нам следовать другим ценностям в обществе и поистине «исцелить мир»!
Хотя существуют и другие ценности, такие как образование, расширение прав и возможностей слабых и отсутствие дискриминации и т. Д., На мой взгляд, перечисленные выше ценности являются наиболее важными ценностями, которых нужно придерживаться даже для детей.Ранний старт сделает вашего малыша лучшим гражданином мира.
Нравится? Поделись!
,«Общество и природа в теплеющем мире» Андреас Мальм
Андреас Мальм утверждает, что, как и в моем доме, критическая теория недостаточно устойчива к изменению климата. Этот обзор был отложен из-за нынешней волны тепла в Великобритании. Вчера вечером в моей квартире на верхнем этаже многоквартирного дома 19-го века было 26 градусов тепла, просто слишком жарко, чтобы сосредоточиться на теории, поэтому вместо этого я снова посмотрел Snowpiercer. Это не те условия, которые я ожидал, когда переехал в Шотландию.Мальм утверждает, что марксизм и теория метаболического разлома предлагают лучшее философское объяснение.
Андреас Мальм утверждает, что, как и в моем доме, критическая теория недостаточно устойчива к изменению климата.Этот обзор был отложен из-за нынешней волны тепла в Великобритании. Вчера вечером в моей квартире на верхнем этаже многоквартирного дома 19-го века было 26 градусов тепла, просто слишком жарко, чтобы сосредоточиться на теории, поэтому вместо этого я снова посмотрел Snowpiercer. Это не те условия, которые я ожидал, когда переехал в Шотландию.По сути, аргумент Мальма состоит в том, что марксизм и теория метаболического разлома предлагают лучшее философское изложение изменения климата, в то время как конструкционизм, новый материализм и гибридизм бесполезны до абсурда.Он особенно тяжело влезает в Бруно Латура, что мне показалось довольно забавным в несколько подлой манере. Несомненно, любой, кто заявляет о своей всеобъемлющей теории, объясняющей реальность, должен ожидать проблем. Мальм очень сильно обосновывает свою критику наукой об изменении климата и насущных опасностях, которые оно несет для человечества — которые, конечно, намного хуже, чем мой сон, нарушенный теплыми ночами:
Именно потому, что они продолжаются части общего материального мира, в которых социальное и природное переплетаются, но только сохраняя их аналитически разделенными, мы можем различать те аспекты мира, которые сконструированы людьми:е. эмерджентные свойства общества — и те, которые порождаются независимыми от них силами и причинными силами — то есть эмерджентные свойства природы — и исследуют, как они на все более сложных уровнях переплетаются. Адаптируя свой проект к эпохе изменения климата, Латур утверждает, что «нет ни одного случая, когда было бы полезно проводить различие между тем, что« естественно », а что« неестественно »». Он думает, что этот возраст — последний гвоздь в крышку гроба. В действительности все как раз наоборот.Увеличение шансов на выживание предполагает, что мы более чем когда-либо осознаем дихотомию между тем, что люди создают посредством мыслей, и тем, что они не делают. Это, конечно, не означает, что нагревающуюся планету можно буквально разрезать на две половины — если бы это было возможно, мы бы не оказались в таком затруднительном положении — но что анализ должен выполнить аналогичную операцию. ExxonMobil в одном углу, уязвимая вечная мерзлота в другом.
Возможно, самая важная тема заключается в том, что нельзя сбрасывать со счетов природу как концепцию.Утверждения о том, что природа больше не существует из-за вмешательства человека, или что люди создают природу целиком, являются препятствием для понимания изменения климата:
Если мы поверим Кейстри на слово, изменение климата — это не процесс в биофизической реальности, который происходит независимо от нашего его представления, но изобретение человеческого разума: такова вся природа — эти следствия [изменение климата прекратится, если мы перестанем в него верить] следуют по необходимости. Маловероятно, что он их поддержит, что говорит о том, что его аргумент о природе не имеет особого смысла, поскольку он втянут в самую банальную форму эпистемической ошибки: только потому, что мы пришли к , мы знаем о глобальном потеплении посредством измерений. и сравнения, концепции и выводы, это само по себе состоит из этих вещей.
Прагматически эта книга также признает, что теория вряд ли является приоритетом прямо сейчас, и посвящает несколько глав политике изменения климата:
Возникает зудящее чувство, что единственное, что нужно сделать сейчас, — это отпустить все остальное и физически прекратить сжигание ископаемого топлива, спустить шины, заблокировать взлетно-посадочные полосы, осадить платформы, вторгнуться в шахты. […] Все уже сказано; сейчас время конфронтации. В этом эссе нет аргументов в пользу сдерживания таких импульсов.Однако он написан с убеждением, что одни теории могут прояснить ситуацию, а другие — запутать ее. […] Теория может быть частью проблемы.
Хотя иногда бывает приятно читать теорию ради изучения новых слов и изучения непонятных концепций, меня действительно расстраивает, когда за плотным языком скрывается полное отсутствие полезности. Я ценю нетерпение Мальма к философии, которая явно не в состоянии описать одну из величайших угроз человеческой цивилизации.Он формулирует это систематически и с впечатляющей ясностью, учитывая сложность темы.
Люди не создавали уголь, нефть или природу в целом; мы создали экономику, основанную на ископаемом топливе. Это различие имеет решающее значение и, по-видимому, не поддерживается некоторыми популярными направлениями философии. Это говорит о том, что философский мир, возможно, не уделял большого внимания окружающей среде при созерцании реальности в целом. Более того, из этих книг я пришел к выводу, что многие теории либо абсолютно антропоцентричны (люди создают все посредством дискурса и т. Д.), Либо абсолютно противоположны (люди и неодушевленные объекты являются действующими лицами и т.Базовый здравый смысл ставит под сомнение обе точки зрения, когда они применяются к изменению климата. Уголь существовал задолго до появления людей. Мы просто решили сжечь его. И уголь не хотел сжигать. Я упрощаю здесь Мальма, однако в этом суть его соображений. Я нашел эту деталь интересной и ценной, но я бы сказал, что эта книга более эзотерическая, чем «Ископаемый капитал: подъем мощности пара и корни глобального потепления». Последний мой фаворит, и я его очень рекомендую.«The Progress of This Storm» доступен за пределами академических кругов, хотя и носит довольно технический характер. Я нашел это информативным и полезным. Несмотря на то, что он охватывает очень удручающую тему и в основном состоит из несогласия с существующими философиями, это не является изнурительно негативным. Гнев тона на самом деле бодрит.
.