Как составить схему связи слов в предложении: Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении – Схемы предложений на все случаи жизни

Связь слов в предложении

Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся.

 

Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится.

 

Чтобы понять, с помощью чего эта связь устанавливается, рассмотрим примеры.

 

Нам даны слова: на сидит кошка пушистая крылечке. Как из данных слов составить предложение? Для этого определим, кто выполняет действие? Кошка. Что делает кошка? Сидит. Кошка какая? Пушистая. Сидит где? На крылечке.

 

Начало предложения пишем с большой буквы. В конце поставим точку. Читаем предложение. Пушистая кошка сидит на крылечке.

 

Вопросы помогли нам составить предложение.

 

Запомните: Связь слов в предложении устанавливается с помощью вопросов.

 

Связь слов можно показать схемой.

 

Первыми в схеме указывают подлежащее и сказуемое.

 

Что? Черёмуха. Что делала? Цвела.

 

Затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее.

 

Черёмуха какая? Душистая.

 

Теперь второстепенные члены, поясняющие сказуемое.

 

Цвела где? У забора.

 

Укажем второстепенные члены, которые поясняют другие второстепенные члены.

 

У забора какого? Старого.

 

Читаем предложение: Душистая черёмуха цвела у старого забора.

 

Составим схему предложения. Утром вылетели первые пчёлки.

 

Кто? Пчёлки. Что сделали? Вылетели. Пчёлки какие? Первые. Вылетели когда? Утром.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Урок русского языка во 2-м классе. Тема «Связь слов в предложении»

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

  • формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Связь слов в предложении

Урок № 17

Тема урока: «Связь слов в предложении».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Формирование УУД: Регулятивные:

  • Делать  самостоятельно  простые  выводы, осуществлять  анализ  с  выделением  существенных  признаков 
  • Переводить  информацию  из  одного  вида  в  другой.
  • Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:  

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
  • Развивать умение работать в паре.

Познавательные:   

  • Применять  разные  способы  фиксации  информации,  использовать  эти  способы  в  процессе  решения  учебных  задач;  
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:  

  • Ориентирование   ученика  на  учет  чужой  точки  зрения;  
  • Устойчивый  учебно-познавательный  интерес  к  новым  общим  способам  решения  задач;  адекватное  понимание  причин успешности/неуспешности  учебной  деятельности.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

1) Орфографическая минутка.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком  положу.

Я,  друзья,  от  вас  не  скрою,

Ручку  правильно  держу!

— Записываем число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать написание буквы Е. Ель, ель

Что вы можете сказать об этой букве? (Гласная, имеет 2 зв., смягчает согласный…)

Сколько букв в слове ЕЛЬ? (3)         Сколько звуков?(3)

Вопрос-вывод. С какой буквой мы работали?  (Е)

Словарная работа.

На стр.34 найдём словарные слова с этими буквами.

Подлежащее                                 сказуемое

-Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные» места зеленым цветом.

2) Какое значение имеют эти слова? Где в речи применяются? (В русском языке.  Изучаем предложения)

Подумайте и предположите, над какой темой мы продолжим работать сегодня  на уроке. (Предложение)

— Что такое предложение? (Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой. )

 — Что является грамматической основой предложения?

 — Что такое подлежащее? Сказуемое?

 — Как называются другие слова в предложении?

 — Для чего служат второстепенные члены предложения? (Предложение — законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.  Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

Тема нашего урока: Как установить связь  слов в предложении?

3. Самоопределение к деятельности урока.

Отгадайте загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осень)

— Придумайте предложение с этим словом. Запишите в тетрадь  предложение, которое состоит из двух слов.

— Из каких членов предложения состоит это предложение? Как называется такое предложение?

4. Первичное усвоение нового материала.

1) Работа над деформированным предложением.

-Осенний ветер разбросал слова. Попробуем  навести порядок.

Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось. С деревьев листья  жёлтые облетают. 

Составим предложения и найдем грамматическую основу.

-Докажите, что это предложение распространенное.

-На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? (устно)

-С каким членом предложения он связан?

Вопрос-вывод. Как установить связь слов в предложении?

2) Работа по учебнику. с. 37 (правило)

— Откройте учебники на странице 37.

— Прочитайте, чему  мы  с  вами  сегодня  научимся?

-Найдите упражнение 43.

— Прочитайте задание.

— Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Спелое  яблоко  упало  с  яблони.

— Назовите основу предложения?  (Яблоко упало.)

— Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое)

-Какое  слово  поясняет  подлежащее?  Как  определить? (задать  вопрос)     

Яблоко  (какое?)  спелое.

— Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Упало  (откуда?)  с  яблони.

(составляем схему предложения)

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания

1) Игра «Составь   и   докажи» (работа  в  парах)

— Придвиньте к себе листочки с №1.

— Один – читает  слова,  второй  записывает  предложение  правильно,  находим  о его  основу.

в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

пестрит, в, от, глазах, цветов

много,  осенью,  в,  грибов,  лесу

берлоги,  медведь,  из,  вылез

— Из данных слов составьте предложения.

— Как мы будем писать каждое новое предложение?

— Что будем ставить, когда предложение закончится?

— Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

2). Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении. Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

3) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените, как вы справились с заданием.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднения?

– Значит, на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

7. Итог. Рефлексия.

– Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

— Что нового вы узнали на уроке?

8. Домашнее задание. 

Разноуровневое задание: 1 уровень – с. 39 упр. 46, 2-3 уровень — придумайте и напишите небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавьте текст, подчеркните главные члены предложения.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс): Конспект урока «Связь слов в предложении»

Урок № 17

Тема урока: «Связь слов в предложении».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Формирование УУД: Регулятивные:

  • Делать  самостоятельно  простые  выводы, осуществлять  анализ  с  выделением  существенных  признаков 
  • Переводить  информацию  из  одного  вида  в  другой.
  • Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять рефлексию.

Коммуникативные:  

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
  • Развивать умение работать в паре.

Познавательные:   

  • Применять  разные  способы  фиксации  информации,  использовать  эти  способы  в  процессе  решения  учебных  задач;  
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:  

  • Ориентирование   ученика  на  учет  чужой  точки  зрения;  
  • Устойчивый  учебно-познавательный  интерес  к  новым  общим  способам  решения  задач;  адекватное  понимание  причин успешности/неуспешности  учебной  деятельности.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

1) Орфографическая минутка.

Чистописание.

Я тетрадь свою открою

Уголочком  положу.

Я,  друзья,  от  вас  не  скрою,

Ручку  правильно  держу!

— Записываем число, классная работа.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать написание буквы Е. Ель, ель

Что вы можете сказать об этой букве? (Гласная, имеет 2 зв., смягчает согласный…)

Сколько букв в слове ЕЛЬ? (3)         Сколько звуков?(3)

Вопрос-вывод. С какой буквой мы работали?  (Е)

Словарная работа.

На стр.34 найдём словарные слова с этими буквами.

Подлежащее                                 сказуемое

-Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные» места зеленым цветом.

2) Какое значение имеют эти слова? Где в речи применяются? (В русском языке.  Изучаем предложения)

Подумайте и предположите, над какой темой мы продолжим работать сегодня  на уроке. (Предложение)

— Что такое предложение? (Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой. )

 — Что является грамматической основой предложения?

 — Что такое подлежащее? Сказуемое?

 — Как называются другие слова в предложении?

 — Для чего служат второстепенные члены предложения? (Предложение — законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.  Предложения бывают распространённые и нераспространённые.)

Тема нашего урока: Как установить связь  слов в предложении?

3. Самоопределение к деятельности урока.

Отгадайте загадку

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осень)

— Придумайте предложение с этим словом. Запишите в тетрадь  предложение, которое состоит из двух слов.

— Из каких членов предложения состоит это предложение? Как называется такое предложение?

4. Первичное усвоение нового материала.

1) Работа над деформированным предложением.

-Осенний ветер разбросал слова. Попробуем  навести порядок.

Березы уборе в золотом стоят. Низкое за солнце деревьями скрылось. С деревьев листья  жёлтые облетают. 

Составим предложения и найдем грамматическую основу.

-Докажите, что это предложение распространенное.

-На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член предложения? (устно)

-С каким членом предложения он связан?

Вопрос-вывод. Как установить связь слов в предложении?

2) Работа по учебнику. с. 37 (правило)

— Откройте учебники на странице 37.

— Прочитайте, чему  мы  с  вами  сегодня  научимся?

-Найдите упражнение 43.

— Прочитайте задание.

— Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте…

Спелое  яблоко  упало  с  яблони.

— Назовите основу предложения?  (Яблоко упало.)

— Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое)

-Какое  слово  поясняет  подлежащее?  Как  определить? (задать  вопрос)     

Яблоко  (какое?)  спелое.

— Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос)

Упало  (откуда?)  с  яблони.

(составляем схему предложения)

5. Физминутка.

6. Первичная проверка понимания

1) Игра «Составь   и   докажи» (работа  в  парах)

— Придвиньте к себе листочки с №1.

— Один – читает  слова,  второй  записывает  предложение  правильно,  находим  о его  основу.

в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

пестрит, в, от, глазах, цветов

много,  осенью,  в,  грибов,  лесу

берлоги,  медведь,  из,  вылез

— Из данных слов составьте предложения.

— Как мы будем писать каждое новое предложение?

— Что будем ставить, когда предложение закончится?

— Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

2). Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении. Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?

– Легко ли было вам выполнять задание?

3) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените, как вы справились с заданием.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднения?

– Значит, на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

7. Итог. Рефлексия.

– Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

— Что нового вы узнали на уроке?

8. Домашнее задание. 

Разноуровневое задание: 1 уровень – с. 39 упр. 46, 2-3 уровень — придумайте и напишите небольшой рассказ об осени (3-4 предложения), озаглавьте текст, подчеркните главные члены предложения.

Урок русского языка по теме :«Связь слов в предложении»

Разработка урока по русскому языку во 2 классе

Учитель начальных классов Дылыкова И.П.

Тема урока: «Связь слов в предложении»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически

Формирование УУД:

Регулятивные:  

1. Осуществлять  анализ  с  выделением  существенных  признаков,  делать  самостоятельно  простые  выводы,  

2. Переводить  информацию  из  одного  вида  в  другой.

3. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

6.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:  

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные:   

1. Применять  разные  способы  фиксации  информации  (словесной,  схематичный),  использовать  эти  способы  в  процессе  решения  учебных  задач;  

2. Понимать  информацию,  представленную  в  изобразительной,  схематичной  форме;  переводить  её  в словесную  форму.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные:  

1. Ориентирование   ученика  на  учет  чужой  точки  зрения;  

2.Устойчивый  учебно-познавательный  интерес  к  новым  общим  способам  решения  задач;  адекватное  понимание  причин  успешности/неуспешности  учебной  деятельности.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:

интерактивная  доска, мультимедийный  проектор, компьютер, карточки  с  заданиями  для  работы  в  парах, рисунки  и  карточки  словарных  слов (яблоко,  яблоня)

 

1.      Организационный момент (1-2 минуты)

 

 — Здравствуйте, ребята. Всем-всем… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ!!!)

— Тихонечко садитесь на свои места.

Психологический настрой.
— Пусть сегодня для нас всех,

  На урок  придёт успех!

 Проверка готовности к уроку.

Дети настраиваются на деятельность

 

2.      Актуализация знаний

(4-5 минут)

– Какое сейчас время года? (Осень)
– Назовите признаки осени по иллюстрации (на интерактивной доске).

– Сейчас вам нужно будет составить 1 предложение об  осени.

Ответы детей: Реже  светит  солнце.  Дни  стали  короче. Всё  чаще  льёт  дождь.  С деревьев  облетают  листочки.  В  лесу  и  поле  стало  намного  тише.  Птицы  собираются  в  стаи.

Дети составляют предложения

Осуществлять  анализ  с  выделением  существенных  признаков,  делать  самостоятельно  простые  выводы

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3.  Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

– А вот   наш  друг  Незнайка  без  нас  здесь  побывал  и  составил  своё  предложение…  (на интерактивной доске)

дождь   улице   на   идёт   сильный

— Получилось  ли  предложение  у  Незнайки?

—  Что  вам  не  понравилось?

—  Давайте  сформулируем  тему  нашего  урока.

– Чему мы должны научиться на уроке? 
– А для чего нам нужны эти умения? 

Минутка чистописания.

— Я тетрадь свою открою

Уголочком  положу

Я,  друзья,  от  вас  не  скрою

 Ручку  правильно  держу!

— Подумайте, о каком звуке идет речь (запись на интерактивной доске)

Везде найдешь ты этот звук –

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

— Что мы знаем о звуке [з]?

— Какой буквой обозначается звук [з] на письме

— Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву З заглавную и букву з строчную.

Показ по образцу со счетом «раз-и-два-и…», письмо по воздуху.

Ответы детей:

Предложение начинается  с  большой  буквы,  заканчивается  точкой,  восклицательным  знаком  или  вопросительным  знаком.

Предложение  должно  иметь  законченную  мысль.

Слова  должны  быть  связаны  по  смыслу.

Формулировка темы учащимися:

СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Ответы детей: -Устанавливать связь слов в предложении
Ответы детей: — Чтобы правильно строить предложения.

Дети записывают в тетради число, классная работа

Ответы детей: — Это звук [з]

Ответы детей: Согласный, твердый, звонкий, мягкий

Ответы детей: Буквой З

Дети прописывают первую строку.

Зи     Зл    За     зи    зл    за,

Находят самое красивое буквосочетание и ставят над ним точку

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование умения делать  самостоятельно  простые  выводы

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4.      «Открытие нового знания»

(7-8 минут)

 Работа  у интерактивной доски 

– Давайте вернёмся  и  запишем предложение Незнайки  и подчеркнем главные члены предложения,  найдём  его  основу  и  выделим  её.

На  улице  идёт  сильный  дождь.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами.
– Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее дождь? 
– Поставьте вопрос. 
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
– Какое слово поясняет сказуемое идёт? 
– Почему вы так думаете? 

(Схема  на интерактивной  доске)

                        П.                С.

                        Какой?              На  чём?  Где?

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

Запись на интерактивной доске

Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

 У доски  один  ученик  записывает  предложение  и  разбирает  его, остальные дети работают в тетради

Дети дают характеристику предложения:

В предложении говорится о дожде. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой.  Дождь  (что делает?) Идёт. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

Ответы детей: Вопросами

Ответы детей: сильный

Ответы детей: — Дождь (какой?) сильный

Ответы детей: — На улице

Ответы детей: — Задали вопрос.  Идёт    (где?  на  чём?)  на  улице  

Дети составляют алгоритм установки связи слов в предложении под руководством учителя

Понимать  информацию,  представленную  в  изобразительной,  схематичной  форме;  переводить  её  в словесную  форму.

Прогнозировать предстоящую работу

 Работа с учебником

5.      Первичное закрепление

(4-5 минут)

 

— Откройте учебники на странице 37.

-Найдите упражнение 43.

— Прочитайте задание.

— Прочитайте первое предложение

Спелое  яблоко  упало  с  яблони.

— Назовите  основу  предложения?  

-Какое  слово  поясняет  подлежащее?  Как  определить?

— Какое  слово  поясняет  сказуемое?

МУЗ.        ФИЗМИНУТКА

Словарная работа.  

— Отгадайте загадку:

Стоит чудо-дерево,

 На дереве – мячики:
 Летом – зеленые,
 Осенью – румяные.
Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко.

На интерактивной доске иллюстрация с изображением яблони и яблоко, и запись лексического значения этих слов

— Какое лексическое значение имеет слово «ЯБЛОНЯ»?

ЯБЛОНЯ- Фруктовое дерево  с бело-розовыми  пахучими цветами   весной,  а  осенью  с  очень  вкусными  и  полезными    плодами  

ЯБЛОКО.   Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушеные, моченые, печеные яблоки. Компот из яблок.

— Составьте своё предложение со словом «ЯБЛОКО».

Дети под руководством учителя определяют цель упражнения

Ответы детей:- Яблоко упало

Ответы детей: — Задать  вопрос:  яблоко  (какое?)  спелое.

Ответы детей: — Упало  (откуда?)  с  яблони.

Дети самостоятельно составляют схему предложения

Ответы детей: яблоня

Ответы детей: яблоко

Дети устанавливают значение словарных слов, анализируют написание каждого слова, самостоятельно выделяют орфограммы.

Составление предложения учащимися

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Понимать  информацию,  представленную  в   схематичной  форме;  переводить  её  в словесную  форму.

Оформлять свои мысли в устной форме.

6.      Самостоятельная работа (в парах) с проверкой по эталону. Самоанализ, самоконтроль

(4-5 минут)

 

 Игра «Составь   и   докажи».

        в, бушевала, день, лесу, целый, гроза.

        в, слышна, жаворонка, небе, высоко, песня.

        в, извилистая, уводит, тропинка, лес

        на, лучи, играют, солнца, изумрудных, полянах

— Из данных слов составьте предложения.

— Как мы будем писать каждое новое предложение?

— Что будем ставить, когда предложение закончится?

— Будем ли мы ставить запятые после каждого слова? Почему?

Установите связь между словами третьего, четвёртого предложения (алгоритм на интерактивной доске)

Проверка.

— Кто не допустил ни одной ошибки?

— Кто допустил одну ошибку?

— Кому было легко выполнять это задание?

Один ученик читает  слова,  второй  записывает  предложение  правильно,  находит  его  основу, устанавливает связь слов в предложениях

Ответы детей

Самостоятельная деятельность учащихся

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

Устойчивый  учебно-познавательный  интерес  к  новым  общим  способам  решения  задач;  адекватное  понимание  причин  успешности/неуспешности  учебной  деятельности.

7.      Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

Работа с интерактивной доской:

На доске задание

Дострой предложения по вопросам, используя слова для справок. Установи связь слов в предложении, составь схему.

Тихий дождик моросит (где?) за…(когда?) с …

Старые часы тикают (где?)… (как?) …

Слова для справок: за окном, с утра, на стене, тихо

Один ученик выполняет самостоятельно у доски, остальные работают в тетради, далее свою деятельность сравнивают с доской, самостоятельно исправляют ошибки

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

8.      Рефлексия  деятельности. Домашнее задание

 

9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

– Чему мы сегодня учились на уроке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)

— Что нового вы узнали на уроке?

–– Как связаны слова в предложении?

– Как показать эту связь?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

— У вас на партах лежит маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте его синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

Домашнее задание:

– Составить 2 предложения об  осени, разобрать и показать связь слов в предложении.

Ответы детей: Учились устанавливать связь между словами в предложении.

Ответы детей: — По смыслу

Ответы детей: С помощью вопроса и стрелками  

Ответы детей

Ответы детей

Самостоятельная деятельность учащихся

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Связь слов в предложении

Тема. Связь слов в предложении

(Русский язык, 2 класс, Чуракова Н.А.)

Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам, изображать её графически.

Планируемые результаты:

Предметные :

На основе имеющихся знаний систематизировать информацию о предложении; учить детей находить связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументировано отвечать и доказывать свое мнение.

Метапредметные:

— делать самостоятельно простые выводы, осуществлять анализ с выделением существенных признаков; 

— составлять алгоритм действий совместно с учителем;

— уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

— оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— прогнозировать предстоящую работу;

— осуществлять рефлексию.

— развивать умение слушать и понимать других;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— развивать умение работать в паре.

— применять разные способы фиксации информации, использовать эти способы в процессе решения учебных задач;  

— выявлять сущность, особенности объектов, делать выводы на основе анализа объектов;

— обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные:  

— ориентирование ученика на учет чужой точки зрения;  

-устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

— адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Этапы урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

На доске пословица.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Как вы её понимаете? (Нужно правильно мыслить, тогда и правильно будем говорить.)

Ребята, постараемся с вами сегодня на уроке правильно мыслить и говорить.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Работа над каллиграфией.

hello_html_47d406a6.png

  • Какое слово сложили? (Основа.) Что значит «основа предложения»?

  • Что называют основой предложения? Зачем в предложении нужны главные слова, неглавные слова? (Неглавные слова помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова, указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывают признаки всех действующих лиц.)

Игра «Да-нет-ка».

1.Слово-действие может быть главным в предложении?

2.Слово-предмет отвечает на вопрос «Какой?»?

3. «Красивая мама»- это словосочетание?

4. «Наступила осень» — это словосочетание?

5.Предложения состоят из слов?

Молодцы!

3. Выявление места и причины затруднения.

Мальчик-иностранец составил предложение:

Большой дерево растет густой сад.

— Какие ошибки он допустил?

Почему это произошло? Чего не сделал мальчик?

Как ему помочь? Что для этого потребуется?

Составьте предложение, чтобы слова были связаны между собой. (Большое дерево растет в густом саду.)

Что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение? (Связать их по смыслу, поставить на свои места.)

Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)

Какую задачу поставим себе на урок? (Научиться находить связь между словами в предложении.)

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Давайте постараемся определить, как связаны между собой слова в этом предложении.

(Какое?) Большое (что?) дерево (что делает?) растет (где?) в саду (каком?) густом.

Составим схему предложения.

5.Реализация построенного проекта.

Работа с ЭФУ.

Работаем в парах, составляем предложения по картинке, записывая в тетрадь.

Добавьте к предложениям ответ на вопрос какая?

1. Большая черная собака громко лает на ворону.

2. Маленькая рыжая собака звонко лает на кошку.

Сравните предложения в начале задания и в конце. Что вы можете сказать про них? (Ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Поработаем в группах. Задание для групп: составить по 1 предложению, записать. Показать стрелочками, от какого слова к какому ставится вопрос.

Представление результатов работы групп.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Рассмотри картинку. Составь любое предложение, используя схему.

Взаимопроверка в парах.

8.Включение в систему знаний и повторение.

https://uchi.ru

hello_html_1a0d9563.png hello_html_7842f1fc.png

9.Рефлексия.

Какая тема нашего урока?

Как в предложении связаны слова?

Что можно задать в предложении от слова к слову?

Урок «Предложение. Связь слов в предложении» (2 класс) – Документ 2 – УчМет

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна

Квалификационная категория: высшая

Место проживания: Москва

Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой

Предмет: русский язык

Учебник: Рамзаева Т.Г.

Тема урока: Предложение. Связь слов в предложении.

Класс: 2

Продолжительность урока: 45 мин.

Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Комментарии к уроку: урок проведен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, использованы различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия. Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты ПервоЛого, работа в информационной среде.

Тема урока: Предложение. Связь слов в предложении.

Цель урока: формировать умения устанавливать связь слов в предложении.

       Основные задачи:

  1. создать наглядно-образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов;

  1. показать роль второстепенных членов в предложении, установить их взаимосвязь с главными и средства взаимосвязи (вопрос, окончание, предлог)

3) показать необходимость смысловой связи слов в предложении;

4) тренировать детей в нахождении главных членов предложения;

5) научить ставить вопросы от одного члена предложения к другому;

6) развивать речь школьников при составлении предложений разных типов;

7) используя инструменты программы ПервоЛого учить редактировать и переносить текст;

8) продолжить работу в информационной среде (выполнение теста).

Достижение личностных результатов:

    1. развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    2. освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Достижение метапредметных результатов:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания алгоритма установления связи слов в предложении;

  6. использование средств ИКТ-технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации ;

  8. определение общей цели и путей ее достижения; умение договориться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль , адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Достижение предметных результатов:

  1. заложить основу представления о синтаксических единицах как единицах языка;

  2. формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; показать средства связи;

  3. совершенствовать знания о подлежащем и сказуемом, умения выделять в предложении главные члены;

  4. закрепить навыки правописания слов с непроверяемой безударной гласной ;

  5. развивать орфографическую зоркость и монологическую речь учащихся.

Оборудование: веер гласных букв, карточки для составления схемы предложения, карточки со словами для распространения предложений (солнышко, светит; дождь, идет; ветерок, дует; ручеёк, журчит; трава, растет; бабочки , летают), клей, опоры для составления алгоритма установления связи слов в предложении, листы самооценки, учительский и ученические ноутбуки, заготовка, созданная в программе ПервоЛого, презентация, тест, размещенный в информационной среде.

Ход урока

  1. Организация класса.

Прозвенел заливистый звонок

Начинаем наш урок.

Запись числа в тетрадь.

— Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку я ВОТ ТАК держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Записываем число, классная работа.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Снимок экрана 2012-04-15 в 9.42.02

СЛАЙД №1

— Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы (веер букв), назовите орфограммы.

— На какие 2 группы можно разделить слова?

— Какие слова с непроверяемой безударной гласной вы знаете ещё?

Назовите их орфографически.

  1. Постановка задачи. Актуализация знаний.

Прочитайте предложения:

Снимок экрана 2012-04-15 в 9.42.13

СЛАЙД №2

Сравните предложения: в чем их сходство и различие? (распространенное и нераспространенное, с второстепенными членами и без, много слов и мало слов)

Задача нашего урока: Зачем в речи нужны распространенные предложения?

— Поработаем со вторым предложением. Спишите предложение, выделите орфограммы. Подчеркните грамматическую основу.

Мы сейчас находили подлежащее и сказуемое, а что обозначает двусторонняя стрелочка между ними?

Могут ли они в предложении стоять наоборот?

  1. Решение поставленной задачи.

Распространение (наращивание) предложений (работа в группах).

— Предлагаю вам предложения, соответствующие этой модели.

Снимок экрана 2012-04-15 в 9.42.28

СЛАЙД №3

В чем сходство этих предложений?

— Распространите, добавьте 1 слово, которое более подробно расскажет о подлежащем, и 1 слово, которое более подробно расскажет о сказуемом. Расставьте слова так, чтобы ваша мысль была понятна, подумайте, как расположите и свяжете слова.

Каждая группа работает со своим предложением (конверт1).

Предложения вывешиваются на доску. Проверка:

— Какое слово подробно рассказало о подлежащем, связано с ним?

— Какое слово подробно рассказало о сказуемом, связано с ним?

— Кому потребовалось маленькое слово для составления предложений? Как называют такие слова? Для чего они служат?

Какие предложения вам понравились: те, которые предложил учитель, или те, которые составили вы. Почему?

Одно предложение записывается в тетрадь и устанавливается связь.

— Запишите предложение в тетрадь:

Весеннее солнышко ярко светит.

Найдите грамматическую основу. Назовите. Как вы рассуждали?

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) Какая между ними связь?
– А теперь подумайте, с каким словом связано подлежащее, с каким словом оно подружилось? То слово, которое предлагает дружбу, является главным, поставьте от него вопрос, укажите это в предложении. Слово весеннее поясняет подлежащее солнышко.

– С каким словом связано сказуемое? Как вы установили эту связь? Поставьте вопрос (светит как? ярко).
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку.
какое? как?

Весеннее солнышко ярко светит.

Физминутка

Солнышко, солнышко в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои.

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой!

  1. Вывод – моделирование.

– Давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое.

  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.

  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

Учащиеся у доски собирают алгоритм из карточек и приклеивают на схему. На доске появляется запись:

  1. ?

  1. ?

  1. Освоение новых знаний для решения практических задач – упражнение в установлении связи слов в предложении.

    1. На доску вывешиваются карточки со словами.

Лес, ландыши, душистые, цветут.

— Объясните, как составить предложение из данных слов.

  1. Объединить слова по смыслу, правильно их расположить и связать.

  2. При этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами.

  3. Добавить предлог (для чего в речи используются предлоги?)

(В лесу цветут душистые ландыши.)

Запишите предложение в тетрадь.

– А теперь пользуясь алгоритмом, установите связь в предложении. Что будете делать 1 шагом, 2, 3? (самостоятельная работа)

Проверка по алгоритму:

Снимок экрана 2012-04-15 в 9.42.45

СЛАЙД №4

    1. Работа на компьютерах в парах (ресурс создан в программе ПервоЛого).

— Перед вами стихотворение. Прочитайте его. Снимок экрана 2012-04-15 в 19.24.01

— Почему оно у вас вызвало смех? (нарушена смысловая связь)

— Действительно, это стихотворение – шутка Э.Успенского

Правильно ли автор расположил и связал слова?

Будет ли понятна мысль, если слова расставлены и соединены неправильно?

— Соберите строки по-другому. В первую строчку включите слова под цифрой 1, во вторую – под цифрой 2, в третью – 3, в четвертую – 4. Где нужно, изменяйте форму слов.

— Каким инструментом вы будете пользоваться для того, чтобы внести изменения в окончания слов? («Ключ» на панели инструментов)

Проверка:

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

-Перечитайте предложения правильно. Теперь слова связаны по смыслу?

7. Рефлексия.

— О чем надо помнить, за чем следить когда составляешь распространенные предложения?

1) объединять слова по смыслу;

2) правильно располагать слова и соединять, связывать друг с другом;

3) при этом изменить форму некоторых слов, чтобы связать с другими словами, добавлять предлог.

— А для чего в речи нам нужны распространенные предложения? (чтобы мысль была более точной, полной, понятной, чтобы тебя другие люди понимали)

– Надо ли уметь правильно строить предложения?

  1. Контроль и оценка знаний.

Учащиеся выполняют тест на тему «Предложение», размещенный на сайте класса в информационной среде. По мере выполнения теста детям сообщаются результаты по 10 бальной шкале. Снимок экрана 2012-04-15 в 20.10

Снимок экрана 2012-04-15 в 20.10

Снимок экрана 2012-04-15 в 20.10

Снимок экрана 2012-04-15 в 20.11

  1. Самооценка.

— У вас на партах лежат маленькие листочки, на которых нарисован кружок. Если у вас хорошее настроение сейчас, в конце урока, закрасьте его зеленым цветом. Если у вас что-то чуть-чуть не получилось сегодня, закрасьте синим. Если вы чего-то не поняли на уроке и у вас плохое настроение, закрасьте кружок черным карандашом.

  1. Домашнее задание:

Посмотрите в окно. Найдите глазами кого-нибудь или что-нибудь, о чем вам хотелось бы сказать (людей, птичку, кошку, собаку… или машину, облако…). Решите, что вы об этом скажете. Придумайте и запишите несколько предложений. Какие предложения для этого вы будете использовать, чтобы ваша мысль была понятна, более точно выражена?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *