Подчинительные союзы | Союзные слова | ||
Простые | Составные | Относительные местоимения | Местоимённые наречия |
Что, как, когда, пока, будто, словно, если, раз, едва, лишь, точно. | Оттого что, как будто, потому что, так как, с тех пор как, в связи с тем что, лишь только с тем чтобы; ввиду того что, вследствие того что. | Что, кто, какой, который, каков, чей, сколько. | Где, как, когда, куда, откуда, почему. |
Союз служит только для связи придаточного и главного предложений, не является членом придаточного предложения. | Союзное слово выполняет функцию связи придаточного и главного предложений, а также является членом придаточного предложения. | ||
Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я (А.Пушкин). (Что – союз, так как не является членом придаточного предложения и служит только для соединения придаточной части и главной). | Кто может знать, что ждёт меня? (А.Пушкин). (Местоимение что выполняет функцию связи придаточного с главным предложениями и функцию подлежащего в придаточном предложении, поэтому что – союзное слово, выраженное относительным местоимением). | ||
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. | Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. В. Маяковский Где-то далеко за Москвой молния распорола небо. (М. Булгаков) | |
Олицетворение | Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа | Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? А. Ахматова В смертельном обмороке бледная река Чуть шевелит засохшими устами. Н. Заболоцкий | |
Оксюморон | Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение. | Легкомыслие! – Милый грех, Милый спутник и враг мой милый М. Цветаева | |
Сравнение | Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим | Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берёз изглоданные кости. С. Есенин Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. (А. Куприн) | |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению | Он не то на серебре, на золоте едал (А. Грибоедов) Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. (Н. Гоголь) | |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо | И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! А. Ахматова И желтый шелк ковров, и грубые следы, И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья… И. Анненский | |
Гипербола | Намеренное преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал. В. Маяковский | |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, Не более напёрстка. А. Грибоедов В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! Н. Некрасов | |
Перифраза | Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл | Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… А. Пушкин | |
Синоним | Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки | Он не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. А. Куприн | |
Контекстные синонимы | Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же, но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи. | Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца. | |
Антоним | Слова, противоположные по своему лексическому значению | В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы молод. (Н. Гоголь) | |
Омоним | Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению | Радуйся, Радуйся, Ты доканала! Теперь такая тоска, Что только б добежать до канала И голову сунуть воде в оскал. В. Маяковский | |
Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика | Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка | С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях… М. Волошин | |
Стилистически ограниченная лексика | Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную | Подобно земноводной деве, Не скрестит две руки крестом – Дщерь, выношенная во чреве Не материнском, а морском! М. Цветаева | |
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки | Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения. | Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Н. Гоголь) | |
Анафора | Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. М. Цветаева | ||
Эпифора | Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений | Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! Было так ясно на лике его: Царство мое не от мира сего. М. Цветаева | |
Антитеза | Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия | Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А. Пушкин | |
Инверсия | Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла | Знаете ли вы, бездарные, многие, Думающие, нажраться лучше как, — Может быть, сейчас бомбой ноги Выдрало у Петрова поручика?.. В. Маяковский | |
Эллипсис | Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста | Люблю тебя в твоем просторе я И в каждой вязкой колее. Пусть у Европы есть история, — Но у России – житие. С. Парнок | |
Градация | Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом | Я вижу, я чувствую, – чую вас всюду! — Что ленты от ваших венков! – Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. М. Цветаева | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей) | Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. К. Бальмонт | |
Парцелляция | Членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов. | В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов! | |
Риторический вопрос | Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме. | Сколько раз говорить тебе одно и то же?! | |
Риторическое обращение | Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи | О небо, небо, ты мне будешь сниться! | |
Риторическое восклицание | Эмоционально окрашенное предложение | Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! (А. Чехов) | |
Многосоюзие (полисиндетон) | Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами | И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. | |
Бессоюзие (асиндетон) | Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова | Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутемная; Разговоры, споры упорные, На дверях занавески нескромные. М. Кузьмин |
studfile.net
Какие средства связи в спп. Средства связи частей в сложноподчиненных предложениях
Предложение — это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков — наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию — коммуникативную.
Виды сложных предложений в русском языке
В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.
Сложносочиненные предложения
Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.
- С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.
Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.
Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).
- С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
- С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).
Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.
Основные виды сложных предложений с подчинительной связью
Наличие главной и зависимой (придаточной) части — вот их главное качество. Средством связи явл
interistroy.ru
Конспект урока русского языка в 9классе .Сложноподчинённое предложение.Средства связи в СПП
Понятие СПП. Средства связи частей СПП.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
Диагностическая: проектируемый результат –
1.Организационный момент
2. Повторение ранее изученного .
3.Актуализация знаний учащихся.
В рамках подготовки к ОГЭ повторим одно из заданий: часть из вас будут работать по индивидуальным карточкам, остальные — решать тест.
— Мы продолжаем изучение темы «Сложное предложение».
Я хочу вам предложить сегодня самостоятельно сформулировать тему урока. А для этого запишите, пожалуйста, предложение. Дайте его характеристику и постройте схему.
Многие лингвисты, журналисты утверждают, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность.
-О каких СП мы сегодня будем говорить?
Запишите тему урока.
Объясните значение слов из предложения:
лингвисты-
вульгарный-
самобытный-
Итак, урок мы сегодня начали с предложения, в котором сформулирована проблема русского языка, волнующая современное общество.
-Подумайте над проблемой, поднятой автором в этом тексте.
— Какими словами вы могли бы дополнить этот список? Такие слова обогащают или обедняют нашу словесность?
— Действительно, в русском языке есть множество добрых, красивых, хороших слов. Слова, о которых сказано выше, только засоряют и обедняют нашу речь. Употребление их возможно при определённой ситуации.
Ученики решают тест и работают по карточкам.
Ученик у доски даёт характеристику предложения, чертит схему.
О СПП.
-учёные-языковеды
-пошлый, грубый, непристойный
-своеобразный, непохожий на другие
Жаргонизмы
употребляются в определённой среде; дополняют список из упр. своими примерами.
Высказывают своё мнение.
4. Объяснение нового материала.
— О СПП вам многое известно. Поэтому новый материал мы будем изучать с вашей помощью.
— Сегодня на уроке вы должны выяснить, что новое вы узнаете о структуре СПП, о средствах связи в СПП.
К концу урока вы должны
— уметь отличать СПП от других СП;
— устанавливать смысловую связь между частями СПП;
— знать средства связи и правильно расставлять знаки препинания в СПП;
— строить схемы СПП и самостоятельно конструировать СПП.
Сформулируйте, что вы знаете о СПП, ответив на следующие вопросы:
1) Чем отличается СПП от других СП?
2) Как называются части СПП?
3) Как установить смысловую связь между частями СПП? (С помощью вопроса от главного к придаточному.)
-Какова роль придаточного?
4) Какое место может занимать придаточное по отношению к главному?
Проанализируйте следующие предложения:
1. Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
2. Когда прекрасная мысль дурно выражена, она теряет свою цену
3. Нужное слово, если оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдёт.
5) Теперь подробнее остановимся на средствах связи в СПП.
Проанализируйте и сопоставьте предложения:
Александр Куприн писал, что язык – это история народа.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
Обратите внимание на средства связи, в чём разница?
Проанализируйте ещё одно предложение:
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
В ходе объяснения ведут конспект:
Знали / Узнали
Работа с карточкой 1.с помощью инсерта
— Простые предложения в составе СПП соединяются подчинительными союзами и союзными словами
.— В СПП одна часть подчиняется другой.
— Главное и придаточное.
— С помощью вопроса от главного к придаточному.
— Поясняет, уточняет то, о чём говорится в главном.
Комментируют, чертят схемы, определяют место придаточных, делают вывод о месте придаточных в СПП.
Записывают, комментируют, объясняют орфограммы, делают вывод, что в 1-ом предложении средство связи — подчинительный союз что, а во 2-ом — относительное местоимение что (можно поставить вопрос, является членом предложения, можно заменить другим словом). Дополняют конспект о средствах связи — союзные слова (местоимения и наречия).
В СПП может быть несколько придаточных.
5. Первичная проверка понимания.
Работа с учебником – упражнение № 75
— Что поможет вам найти в упражнении СПП? Докажите, что они СПП.
— Укажите № СПП и их схемы. (Самопроверка)
Ученик работает на закрытой доске.
Закрепление знаний и способов действий.
Конструирование СПП.
Карточка 3
Разноуровневые задания
Уровень А Соедините простые предложения, чтобы получились СПП.
Главные предложения:
Петропавловск – город; Искренне интересуйтесь тем; Если вы хотите понравиться людям; Делайте всё возможное,
Придаточные: Чем живут другие, чтобы наш город становился краше, чаще улыбайтесь, где жили замечательные люди.
Уровень В Продолжите предложения, чтобы получились СПП.
6. Книгу надо беречь (почему?).
7. Будешь много знать (при каком условии?).
8. Перечитывают те книги (какие?).
9. Читать лучше там (где?).
Уровень С Составьте и запишите 2-3 СПП на данную тему.
Согласны ли вы с точкой зрения лингвистов и журналистов, что современный язык становится вульгарным, теряет свою самобытность?
Тест
1. Как связаны простые предложения в СПП?
А) интонацией;
Б) подчинительными союзами;
В) подчинительными союзами и союзными словами.
2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?
А) относительными прилагательными и местоимениями;
Б) относительными местоимениями и наречиями;
В) наречиями и существительными.
3. В каком предложении- главном или придаточном – находятся средства связи?
А) в главном;
Б) в придаточном;
В) ни к одному из предложений не относится.
4. Чем отличаются союзные слова от союзов?
А) ничем не отличаются;
Б) союзы отличаются к придаточному предложению, а союзные слова к главному;
В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.
5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?
А) что, когда, как;
Б) кто, когда, где;
В) что, какой, чей.
1)В, 2) Б, 3) Б, 4) В, 5) А.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Карточка 2
Поработаем с текстом. Перед вами текст З. Люстровой.
1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.
6.Словарный запас слов русского языка очень богат и насыщен. 7.Это достояние и сокровище нашего народа.
8.Прав был Владимир Луговской, когда он сказал : «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
— Определите стиль текста (публицистический).
— Определите тип текста (рассуждение).
— Сколько микротем в тексте?
-Какая проблема берётся в тексте?
-Основная мысль текста?
— Найдите номера СПП (1,2,3,4,5,8).
Работают самостоятельно, зачитывают СПП.
Работают самостоятельно, анализируют текст,
зачитывают СПП и делают схемы
Итог урока.
— Что же мы сегодня узнали о СПП?
Д/З ( на выбор)
Упр.76 (по образцу в классе)
Выписать из романа «Евгений Онегин» 5-6 СПП.
Составить 5-6 СПП (с подчинительными союзами и союзными словами).
Читают свой опорный конспект, называют новое.
infourok.ru
Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи частей
Цель:
- научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
- определять средства связи придаточного с главным;
- правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
- Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
- Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
- Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
- Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Оборудование:
- презентация, карточки с текстом для анализа;
- карточки с лингвистическим текстом;
- оценочная карта для каждого ученика.
Ход урока
Приложение
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.
II. Мотивационный этап.
1) Письменный опрос.
На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.
- Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
- Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пытает костер. - Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
- Деревья быстро пожелтели.
- Покраснела рябина, посинела вода.
1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:
- СПП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- ССП, интонация, союз.
- ПП.
- БСП, интонация.
2) Фронтальный опрос.
— В каком разделе языкознания изучается предложение?
— На какие группы делятся все предложения?
— В чем отличие простого предложения от сложного?
— Какие виды предложений вы знаете?
— В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
— Какие средства связи между частями предложения?
— Какой вид предложений мы уже изучили?
3) Целеполагание.
— Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)
— Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)
III. Операционно-познавательный этап.
1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.
— Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?
— Что обозначает главное предложение?
— Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?
— К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)
— Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.
— Чем интересны следующие предложения?
(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)
2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.
Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.
— Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)
Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.
Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.
Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в
восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных
исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые
спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)
Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.
Работать будем в группах.
Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.
Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:
- […глагол], (что…).
- (Когда…), […].
- […ук.сл. + сущ.], (которое…).
— В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)
Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.
Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.
— Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):
Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения,
входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью
_________, _________, а также _________. Придаточное предложение может
относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________.
Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В
сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме
независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.
Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).
Оцените свою работу:
- Без ошибок – «5».
- 1, 2 ошибки – «4».
- 3, 4 ошибки – «3».
V. Домашнее задание.
Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.
Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.
Литература:
- Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский — 5-е издание. — М.: Просвещение, 2008. — 206 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019379-5.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
- С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
urok.1sept.ru
Союзы | Союзные слова |
Одиночные союзы (как, что, будто, словно, точно, подобно, ибо, если, раз, хотя, пускай, пусть, едва, когда, чтобы, пока, ли и т.д.) всегда находятся в придаточной части | Союзные слова не только служат для связи придаточной части с главной, но и являются членами предложения. |
Наиболее употребительные союзные слова: | |
В предложениях с двойными союзами (если…то, так как…то, когда…то, если…так, когда…так, едва…как, только что…как, хотя…но) придаточная часть всегда стоит перед главной, одна часть союза находится в придаточной части, другая – в главной. |
|
Составные (сложные) союзы (потому что, затем что, несмотря на то что, ввиду того что, по мере того как, с тех пор как, прежде чем, для того чтобы и другие) находятся в придаточной части и, как правило, не разделяются запятой. | |
Таня говорит, что трава по ночам что Мы долго не могли понять, что растет. происходит | |
Что-то смиренное чувствовалось когда Он пытался рассчитать, когда в его лице, когда он говорил. вернется группа.
| |
А вы на земле проживаете, как как Хочешь знать, как все это было? черви слепые живут. | |
Как различить? | |
|
|
|
|
|
nsportal.ru
«Понятие о СПП, средства связи в нем».
Сложноподчиненное предложение. Строение СПП и средства связи его частей
Цели: научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении, правильно ставить знаки препинания, строить схемы сложноподчиненных предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка.
– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?
Панцирь, инженер, нежность, березка, бурьян, рояль, тополь, лес.
– Расставьте ударения в следующих словах:
Роман, средства, приговор, красивее, процент, молодежь, квартал, положил, индустрия, статуя, понять, портфель понял, поняла.
III. Постановка учебной задачи 4-5 минут
Запишите число (на доске число 17.11 и классная работа) и тему урока Слайд 1
Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы приступаем к изучению сложноподчиненного предложения. Вы знакомы с данной темой, для вас это не совсем новый материал, так как первые сведения о сложноподчиненных предложениях вы получили из курсов предыдущих лет. Но «сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!», и в этой связи я думаю, что в ходе урока вы откроете для себя много нового и неизведанного. Да и изучать сложноподчиненное предложение мы будем более продолжительно, чем сложносочиненное. Изучив тему, вы сможете грамотно использовать такие предложения в устной и письменной речи, что сделает вашу речь богаче и разнообразнее
А теперь, исходя из темы урока и сказанного мною, давайте попробуем сформулировать цели урока.
Один ученик выходит к доске и с помощью записей на доске (начало каждой фразы) формулирует и записывает (продолжает фразы) цели урока:
На доске
Расширить знания о…. сложноподчиненном предложении
познакомиться со структурой… СПП, средствами связи в СПП и знаками препинания в них.
находить в СПП… главное и придаточное предложения, видеть средства связи.
находить СПП в… . в текстах разных стилей и типов речи, выяснять их роль
(Если чего-то не хватает, включаю Слайд 2 – вопросы )
Слайд № 2
Вопросы
Что такое сложноподчиненное предложение (СПП)? Как обозначаются его части? Каково место придаточной части по отношению к главной?
При помощи чего связываются части СПП?
Как отличить союзы и союзные слова?
Где находятся указательные слова? Для чего они нужны? Какие это части речи?
ІV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 7-8 минут
Итак, именно этим мы с вами сейчас и будем заниматься.
1. Работа в парах по карточкам
Метод «Мозаика»
На эти вопросы вы сейчас попробуете ответить самостоятельно, работая в парах над материалом учебника и памятки, которая есть у каждого. На каждой парте лежат листы для ответов с указанием номера карточки и заданий-вопросов. В помощь вам даны номера страниц, с которыми вы будете работать.
Карточка 1
1.Что такое сложноподчиненное предложение (СПП)? ( с.21)
2.Как обозначаются его части? ( с.41)
3.Каково место придаточной части по отношению к главной? ( с.41- 42)
Карточка 2
1.При помощи чего связываются части СПП? (с.37)
2.Как отличить союзы и союзные слова? (с.37)
Карточка 3
1.Где находятся указательные слова? (с. 39)
2.Для чего они нужны? (с. 39)
3.Какие это части речи? ( с.37 – примечание)
2. Коллективная проверка. Заслушиваем ответы по группам, параллельно сверяемся со слайдами, на которых дана более полная информация
( ответы по группам: Слайд 3 – 1 группа)
Слайд 4 – 2 группа
Слайд 5 – 3 группа
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Установить соответствие между предложением и схемой
Сейчас вы, используя полученные знания, самостоятельно выполните работу в карточках
«Установите соответствие». Ответы записываем в тетрадь.
1. Чтобы полюбить природу, а) [… , (которые…), … ]
нужно увидеть ее красоту.
2. Птицы, которые остались зимовать, б) (Если…), [ ]
нуждаются в нашей поддержке.
3. Я жду осенние дни, когда наступит в) (Чтобы…), [ ]
бабье лето.
4. Если дождь льет с утра, то это надолго. г) [ ], (когда…)
Ответы: 1в, 2а,3г, 4б
Карточки у каждого.
Первые 3 человека, выполнившие задания, запишут свои ответы на доске, затем все вместе проверяем устно, доказывая справедливость выполнения.
Вопросы:
— Что вам помогло выполнить данное задание? (Союзы и союзные слова)
— Чем являются слова чтобы (союз), которые (союзное слово, местоимение)?
— Почему вы так думаете?
VI. Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа с текстом
У каждого из вас есть на парте текст, давайте прочитаем его вслух. (Один ученик читает текст вслух)
Осень
Осень – прекрасная пора года. Осенью изменяется многое: отступает летняя жара, улетают на юг птицы, опадают с деревьев листья.
Я люблю бывать в парке, когда там гостит осень. Люблю дышать воздухом, который пропитан запахом палой листвы. Люблю бродить по тропинкам, укрытым ярким шуршащим ковром. Если прислушаться, то можно услышать тихие сказки осеннего парка. Они об ушедшем лете, о скорых морозах, о будущей весне.
Задания:
1)
— Определите тему, основную мысль.
(Тема: осень.
Осн. мысль: Осень – прекрасная пора года, которая дает возможность насладиться природой и увидеть все ее прелести).
— Определите стиль речи. (художественный). Аргументируйте ответ.
— Определите тип речи. (повествование с элементами рассуждения).
2)
Найдите СПП, выпишите их в тетрадь, постройте к каждому схему.
Коллективная проверка выполнения задания:
Учащиеся зачитывают СПП в тетради, желающие (если нет – я вызываю) выходят к доске и строят схему.
Я люблю бывать в парке, когда там гостит осень.
[ ], (когда…).
Люблю дышать воздухом, который пропитан запахом палой листвы.
[ ], (который…).
Если прислушаться, то можно услышать тихие сказки осеннего парка.
(Если…), [ то ].
3) Конструирование: дополнить текст, составив сложноподчиненные предложения по началу (самостоятельная работа в тетради)
а) Птиц почти не слышно, потому что…
б) Если …, то можно собрать много грибов.
в) Придите осенью в парк, чтобы…
4) слушание работ.
VІ. Итоги.
Метод «Микрофон»
Сегодня на уроке я
повторил…
узнал
научился…
познакомился…
понял…
Я усвоил материал на: 1 2 3 4 5
Мозаика (ажурная пила)
Этот метод является усложненной разновидностью метода «каждый учит каждого», соединенного с работой в малых группах. Мозаика позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого времени и может в определенной степени заменить необходимость чтения лекций. Кроме того, данный метод может служить способом решения сложной проблемы, требующей определенных знаний. Этот прием лучше всего использовать, когда уже освоены работа в малых группах и метод «каждый учит каждого».
Порядок проведения
Предварительно:
1. Определите, на какие задачи (этапы) раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе. Например, при принятии решения об уголовной ответственности надо установить объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. Следовательно, можно организовать работу четырех экспертных групп. Можно создать еще две группы, например для установления смягчающих и отягчающих обстоятельств. Второй пример: вы ставите задачу освоить новый материал, связанный с формами государств. Всего определены три формы государств, в каждой форме — еще три вида. Таким образом, возможно организовать три или девять экспертных групп.
2. Подготовьте необходимую информацию для каждой экспертной группы. Информация может быть взята из учебника, газет, журналов, дополнительной литературы. Желательно подготовить материалы так, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы учебника, сделать копии статей из газет, журналов, книг).
4. Проверка усвоения теоретического материала
Выполнение теста «Да. Нет».
1) В сложноподчиненном предложении простые части равноправны (Нет)
2) Придаточное предложение может находиться перед главным, после него и в середине главного предложения (Да)
3) Придаточное предложение может присоединяться к главному только с помощью подчинительных союзов (Нет)
4) Подчинительные союзы не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос (Да)
5) Между простыми частями в сложноподчиненном предложении ставится запятая (Да)
Взаимопроверка, оценивание (1 балл за правильный ответ)
4-5 минут.
Ответы записываются в тетрадь под номерами
1.Нет 2.Да 3.Нет 4.Да 5.Да
infourok.ru
Конспект урок русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи»
Русский язык, 9 класс
Тема: Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи
Цели:
— продолжить изучение сложных предложений;
— формировать представление о сложноподчиненном предложении, его
строении, средствах связи в нем;
— учить находить в тексте, использовать в речи;
— развивать навыки работы в группе;
— воспитывать ответственность за свою работу
Оборудование: мультимедиа, карточки для работы в группе; дидактический материал
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Раскрыть смысл высказывания (СЛАЙД №2)
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок…(А.Куприн)
— Благодаря чему язык обладает такими свойствами?
Слово учителя:
Благодаря использованию различных языковых средств: лексических, синтаксических – наша речь становится точной, ёмкой, богатой. Слова объединяются в предложения. Вспомним, какими они бывают.
2. Повторение: характеристика простого предложения (СЛАЙД №3)
Стройная берёзка, белеющая на опушке леса, тихо роняет пожелтевшую листву (предложение простое повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложненное причастным оборотом)
Слово учителя:
Текст, созданный из однотипных простых предложений, является монотонным, бледным, скучным. Чтобы речь была яркой, сочной, интересной, необходимо использовать различные синтаксические конструкции, в том числе – сложные предложения.
3. Повторение: рассказать о СП, используя опорную схему (СЛАЙД №4)
ІІІ. Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сложноподчиненным предложением, его строением, средствами связи. Изучив тему, вы сможете грамотно использовать такие предложения в устной и письменной речи, что сделает вашу речь богаче и разнообразнее.
ІV. Восприятие учебного материала
Знакомство с вопросами, требующими изучения (СЛАЙД №5)
Вопросы
Что такое сложное предложение (СП)? Как обозначаются его части? Каково место придаточной части по отношению к главной?
При помощи чего связываются части СП?
Как отличить союзы и союзные слова?
Где находятся указательные слова? Для чего они нужны? Какие это части речи?
Работа в группах (метод «Ажурная пила») по карточкам
1 группа
Сложноподчиненное предложение (СПП) – это такое предложение, в котором одна часть является главной [ ], а другая – зависимой, то есть подчиненной, придаточной ( ). От главной к придаточной части можно поставить вопрос.
В СПП придаточная часть может занимать любое положение по отношению к главной:
1) стоять перед ней ( ), [ ]
2) после нее [ ], ( )
3) в середине главной [… , ( ), … ]
Придаточное предложение отделяется от главного запятой.
2 группа
Части сложноподчиненного предложения (СПП) связываются подчинительными союзами ( что, чтобы, как, если, так как, потому что…) или союзными словами ( это относительные местоимения и наречия: который, какой, чей, кто, что, где, куда, почему…)
3 группа
Как отличить подчинительные союзы и союзные слов?
Подчинительные союзы
союзные слова
1) не являются членами предложения ( к ним нельзя поставить вопрос)
2) можно убрать из предложения
Я знаю, что нужно выучить правила.
(Я знаю: нужно выучить правила)
1) являются членами предложения
( к ним можно поставить вопрос)
2) нельзя убрать из предложения
3) можно заменить близкими
по смыслу словами
и словосочетаниями
Я знаю, что нужно выучить.
4 группа
В сложноподчиненном предложении (СПП) средством связи простых предложений являются не только подчинительные союзы и союзные слова, но и указательные слова. Они находятся в главной части и как бы предупреждают, что за ней следует придаточная.
В качестве указательных слов обычно употребляются местоимения тот, такой, этот, всё, каждый, никто и наречия туда, оттуда, тогда, так, всюду, нигде
[В соревнованиях победит тот], (кто лучше подготовился)
Проверка усвоения теоретического материала
Выполнение теста «Да. Нет» (СЛАЙД №6)
УТВЕРЖДЕНИЕ
ДА
НЕТ
1. В сложноподчиненном предложении простые части равноправны
2. Придаточное предложение может находиться перед главным, после него и в середине главного предложения
3. Придаточное предложение может присоединяться к главному только с помощью подчинительных союзов
4. Подчинительные союзы не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос
5. Указательные слова находятся в главной части
6. Между простыми предложениями в сложноподчиненном ставится запятая
Установить соответствие между предложением и схемой
(СЛАЙД №7)
которые…), … ]2. Птицы, которые остались зимовать, нуждаются в нашей поддержке.
(Если…), [ ]
3. Я жду осенние дни, когда наступит бабье лето.
(Чтобы…), [ ]
4. Если дождь льет с утра, то это надолго.
[ ], (когда…)
Работа с текстом
1) Прочитать текст, определить тему, основную мысль. (СЛАЙД №8)
Осень
Осень – прекрасная пора года. Осенью изменяется многое: отступает летняя жара, улетают на юг птицы, опадают с деревьев листья.
Я люблю бывать в парке, когда там гостит осень. Люблю дышать воздухом, который пропитан запахом палой листвы. Люблю бродить по тропинкам, укрытым ярким шуршащим ковром. Если прислушаться, то можно услышать тихие сказки осеннего парка. Они об ушедшем лете, о скорых морозах, о будущей весне.
2) Найти сложноподчиненные предложения, выписать, составить схемы (СЛАЙД №9)
3) Конструирование: дополнить текст, составив сложноподчиненные предложения по началу (СЛАЙД №10)
а) Птиц почти не слышно, потому что…
б) Если …, то можно собрать много грибов.
в) Придите осенью в парк, чтобы…
4) слушание работ.
V. Домашнее задание
1. Изучить теорию § учебника
2. Выполнить упр. учебника
3. Составить медиа-сочинение с использованием СПП «Осень в Донбассе»
VІ. Итоги. Метод «Микрофон» (СЛАЙД №11):
повторил…
узнал…
Сегодня на уроке я научился…
познакомился…
понял…
infourok.ru