Как сравнить числа с разными степенями и основаниями – Методическая разработка занятия с одаренными детьми «Степень с натуральным показателем. Сравнение степеней» (6–7-е классы)

Содержание

Сравнение чисел — YouClever.org

Важное замечание!
Если вместо формул ты видишь абракадабру, почисти кэш. Как это сделать в твоем браузере написано здесь: «Как почистить кэш браузера».

При решении уравнений и неравенств, а также задач с модулями требуется расположить найденные корни на числовой прямой.

Как ты знаешь, найденные корни могут быть разными. Они могут быть такими:  ,  ,  ,  , а могут быть и вот такими:  ,  ,  .

Соответственно, если числа не рациональные а иррациональные (если забыл что это, ищи в теме «дроби, рациональные числа»), или представляют собой сложные математические выражения, то расположить их на числовой прямой весьма проблематично.

Тем более, что калькуляторами на экзамене пользоваться нельзя, а приближенный подсчет не дает 100% гарантий, что одно число меньше другого (вдруг разница между сравниваемыми числами  ?).

Конечно, ты знаешь, что положительные цифры всегда больше отрицательных, и что если мы представим числовую ось, то при сравнении, наибольшие числа будут находиться правее, чем наименьшие:  ;  ;   и т.д.

Где на числовой оси мы отметим  ,  ,  .

Как их сравнить, например, с числом  ? Вот в этом-то и загвоздка … )

В этой статье мы найдем рассмотрим все способы сравнения чисел, чтобы на экзамене для тебя это не было проблемой!

Для начала поговорим в общих чертах как и что сравнивать.

Если надо сравнить числа   и  , между ними ставим знак   (происходит от латинского слова Versus или сокращенно vs. – против):  . Этот знак заменяет неизвестный нам знак неравенства ( ). Далее будем выполнять тождественные преобразования до тех пор, пока не станет ясно, какой именно знак нужно поставить между числами.

Суть сравнения чисел состоит в следующем: мы относимся к знаку   так, будто это какой-то знак неравенства. И с выражением   мы можем делать все то же, что делаем обычно с неравенствами:

Важно: преобразования желательно делать такими, чтобы знак неравенства не менялся!

То есть в ходе преобразований нежелательно домножать на отрицательное число, и нельзя возводить в квадрат, если одна из частей отрицательна.

Итак, нам необходимо сравнить две дроби:   и  .

Есть несколько вариантов, как это сделать.

  — (как ты видишь, я также сократила на   числитель и знаменатель).

Сейчас мы можем продолжить сравнивать также двумя способами. Мы можем:

Итак, мы рассмотрели, как сравнивать дроби, приводя их к общему знаменателю. Перейдем к другому методу – сравнение дробей приводя их к общему… числителю.

Да, да. Это не опечатка. В школе редко кому рассказывают этот метод, но очень часто он весьма удобен. Чтобы ты быстро понял его суть, задам тебе только один вопрос – «в каких случаях значение дроби наибольшее?» Конечно, ты скажешь «когда числитель максимально большой, а знаменатель максимально маленький».

Например, ты же точно скажешь, что   Верно? А если нам надо сравнить такие дроби:  ? Думаю, ты тоже сразу верно поставишь знак, ведь в первом случае   делят на   частей, а во втором на целых  , значит, во втором случае кусочки получаются совсем маленькие, и соответственно:  . Как ты видишь, знаменатели здесь разные, а вот числители одинаковы. Однако, для того, чтобы сравнить эти две дроби, тебе не обязательно искать общий знаменатель. Хотя… найди его и посмотри, вдруг знак сравнения все же неправильный?

А знак-то тот же.

Вернемся к нашему изначальному заданию – сравнить  и  . Будем сравнивать   и  . Приведем данные дроби не к общему знаменателю, а к общему числителю. Для этого просто числитель и знаменатель первой дроби умножим на  . Получим:

Как сравнивать дроби с помощью вычитания? Да очень просто. Мы из одной дроби вычитаем другую. Если результат получается положительным, то первая дробь (уменьшаемое) больше второй (вычитаемое), а если отрицательным, то наоборот.

В нашем случае попробуем из второй вычесть первую дробь:  .

Как ты уже понял, мы так же переводим   в обыкновенную дробь и получаем тот же результат —   . Наше выражение приобретает вид:

Далее нам все равно придется прибегнуть к приведению к общему знаменателю. Вопрос как: первым способом, преобразуя дроби в неправильные, или вторым, как бы «убирая» единицу? Кстати, это действие имеет вполне математическое обоснование. Смотри:

Мне больше нравится второй вариант, так как перемножение в числителе при приведении к общему знаменателю становится в разы проще.

Здесь главное не запутаться, какое число и откуда мы отнимали. Внимательно посмотреть ход решения и случайно не перепутать знаки. Мы отнимали от второго числа первое и получили отрицательный ответ, значит?.. Правильно, первое число больше второго.

Стоп, стоп. Не спеши приводить к общему знаменателю или вычитать. Посмотри:   можно легко перевести в десятичную дробь. Сколько это будет? Правильно. Что в итоге больше?

Это еще один вариант – сравнение дробей путем приведения к десятичной дроби.

Да, да. И так тоже можно. Логика проста: когда мы делим большее число на меньшее, в ответе у нас получается число, больше единицы, а если мы делим меньшее число на большее, то ответ приходится на промежуток от   до  .

Чтобы запомнить это правило, возьми для сравнения любые два простых числа, например,   и  . Ты же знаешь, что   больше  ? Теперь разделим   на  . Наш ответ —  . Соответственно, теория верна. Если мы разделим   на  , что мы получим   – меньше единицы, что в свою очередь подтверждает, что   на самом деле меньше  .

Попробуем применить это правило на обыкновенных дробях. Сравним:

Сократим на   и на  .

Полученный результат меньше  , значит делимое меньше делителя, то есть:

Мы разобрали все возможные варианты сравнения дробей. Как ты видишь их 5:

Готов тренироваться? Сравни дроби оптимальным способом:

 

2. Сравнение степеней

Теперь представим, что нам необходимо сравнить не просто числа, а выражения, где существует степень (читай раздел про степени).

Cравни:  .

Конечно, ты без труда поставишь знак:

 , ведь если мы заменим степень умножением, мы получим:

 

Из этого маленького и примитивного примера вытекает правило:

Если основание сравниваемых степеней одинаково, то больше та степень, у которой больше показатель степени.

Попробуй теперь сравнить следующее:  . Ты так же без труда поставишь знак:

 , потому что, если мы заменим возведение степень на умножение…

В общем, ты все понял, и это совсем несложно.

Сложности возникают только тогда, когда при сравнении у степеней разные и основания, и показатели. В этом случае необходимо попробовать привести к общему основанию. Например:

 

Разумеется, ты знаешь, что   это  , соответственно, выражение приобретает вид:

clip_image120

Раскроем скобки и сравним то, что получится:

  — легко?

 

Несколько особый случай, когда основание степени ( ) меньше единицы.

Если  , то из двух степеней   и   больше та, показатель которой меньше.

Попробуем доказать это правило. Пусть  .

Введем некоторое натуральное число  , как разницу между   и  .

Тогда  .

Поэтому:

 

Логично, неправда ли?

 

А теперь еще раз обратим внимание на условие —  .

Соответственно:  . Следовательно,  .

Например:

 

Как ты понял, мы рассмотрели случай, когда основания степеней равны. Теперь посмотрим, когда основание находится в промежутке от   до  , но равны показатели степени. Здесь все очень просто.

Запомним, как это сравнивать на примере:

 

Конечно, ты быстро посчитал:

 

Поэтому, когда тебе будут попадаться похожие задачи для сравнения, держи в голове какой-нибудь простой аналогичный пример, который ты можешь быстро просчитать, и на основе этого примера проставляй знаки в более сложном.

Выполняя преобразования, помни, что если ты домножаешь, складываешь, вычитаешь или делишь, то все действия необходимо делать и с левой и с правой частью (если ты умножаешь на  , то умножать необходимо и то, и другое).

Кроме этого, бывают случаи, когда делать какие-либо манипуляции просто невыгодно. Например, тебе нужно сравнить  . В данном случае, не так сложно возвести в степень, и расставить знак исходя из этого:

 

 

Давай потренируемся. Сравни степени:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

Готов сравнивать ответы? Вот что у меня получилось:

  1.   — то же самое, что  
  2.   — то же самое, что  
  3.   — то же самое, что  
  4.   — то же самое, что  

3. Сравнение чисел с корнем

Для начала вспомним, что такое корни? Вот эту   запись помнишь?

 

Корнем   степени из действительного числа   называется такое число  , для которого выполняется равенство  .

Корни нечетной степени существуют для отрицательных и положительных чисел, а корни четной степени — только для положительных.

Значением корня часто является бесконечная десятичная дробь, что затрудняет его точное вычисление, поэтому важно уметь сравнивать корни.

Если ты подзабыл, что это такое и с чем его едят – почитай про корни здесь. Если все помнишь – давай учиться поэтапно сравнивать корни.

Допустим, нам необходимо сравнить:

 

Чтобы сравнить эти два корня, не нужно делать никаких вычислений, просто проанализируй само понятие «корень». Понял, о чем я говорю? Да вот об этом:  иначе можно записать как третья степень какого-то числа, равна подкоренному выражению.

 

 

А что больше?   или  ? Это ты, конечно, сравнишь без всякого труда. Чем большее число мы возводим в степень, тем больше будет значение.

Итак. Выведем правило.

Если показатели степени корней одинаковы (в нашем случае это  ), то необходимо сравнивать подкоренные выражения (  и  ) — чем больше подкоренное число, тем больше значение корня при равных показателях.

Сложно запомнить? Тогда просто держи в голове пример   и  . Что больше?

 

 

  больше  .

Показатели степени корней одинаковы, так как корень квадратный. Подкоренное выражение одного числа ( ) больше другого ( ), значит, правило действительно верное.

А что, если подкоренные выражения одинаковые, а вот степени корней разные? Например:  .

Тоже вполне понятно, что при извлечении корня большей степени получится меньшее число. Возьмем для примера:

 

Обозначим значение первого корня как  , а второго — как  , то:

 

 

Ты без труда видишь, что в данных уравнениях   должно быть больше  , следовательно:

 .

Если подкоренные выражения одинаковы (в нашем случае  ), а показатели степени корней различны (в нашем случае это   и  ), то необходимо сравнивать показатели степени (  и  ) — чем больше показатель, тем меньше данное выражение.

Попробуй сравнить следующие корни:

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

Сравним полученные результаты?

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  

С этим благополучно разобрались :). Возникает другой вопрос: а что если у нас все разное? И степень, и подкоренное выражение? Не все так сложно нам нужно всего- навсего… «избавиться» от корня. Да, да. Именно избавиться)

Если у нас различные и степени и подкоренные выражения, необходимо найти наименьшее общее кратное (читай раздел про целые числа) для показателей корней и возвести оба выражения в степень, равную наименьшему общему кратному.

Что мы все на словах и на словах. Приведем пример:

 

  1. Смотрим показатели корней –   и  . Наименьшее общее кратное у них –  .
  2. Возведем оба выражения в   степень: 
  3. Преобразуем выражение и раскроем скобки (подробнее в главе «Степень и ее свойства»): 
     
  4. Посчитаем, что у нас получилось, и поставим знак:
     

4. Сравнение логарифмов

Вот так, медленно, но верно, мы подошли к вопросу как же сравнивать логарифмы. Если ты не помнишь что это за зверь такой, советую для начала прочитать теорию из раздела логарифмы. Прочитал? Тогда ответь на несколько важных вопросов:

  1. Что называется аргументом логарифма, а что его основанием?
  2. От чего зависит, возрастает ли функция или убывает?

Если все помнишь и отлично усвоил – приступаем!

Для того, чтобы сравнивать логарифмы между собой, необходимо знать всего 3 приема:

  • приведение к одинаковому основанию;
  • приведение к одинаковому аргументу;
  • сравнение с третьим числом.

Изначально, обрати внимание на основание логарифма. Ты помнишь, что если оно меньше  , то функция убывает, а если больше, то возрастает. Именно на этом будет основаны наши суждения.

Рассмотрим сравнение логарифмов, которые уже приведены к одинаковому основанию, либо аргументу.

Для начала упростим задачу: пусть в сравниваемых логарифмах равные основания. Тогда:

  1. Функция  , при   возрастает на промежутке от  , значит по определению  , то   («прямое сравнение»).
  2. Пример:   — основания одинаковы,   ,соответственно сравниваем аргументы:  , следовательно:  
  3. Функция  , при  , убывает на промежутке от  , значит по определению  , то   («обратное сравнение»).  — основания одинаковы,  , соответственно сравниваем аргументы:  , однако, знак у логарифмов будет «обратный», так как функция убывает:  .

Теперь рассмотрим случаи, когда основания различны, но одинаковы аргументы.

  1. Основание   больше  .
    •  . В этом случае используем «обратное сравнение». Например:  – аргументы одинаковы,   и  . Сравниваем основания:   однако, знак у логарифмов будет «обратный»:  
    •  . В этом случае используем «прямое сравнение». Например:  
       
       
  2. Основание а находится в промежутке  .
    •  . В этом случае используем «прямое сравнение». Например:  
       
       
    •  . В этом случае используем «обратное сравнение». Например:  
       
       

Запишем все в общем табличном виде:

 , при этом    , при этом  
   
   

Соответственно, как ты уже понял, при сравнении логарифмов нам необходимо привести к одинаковому основанию, либо аргументу, К одинаковому основанию мы приходим, используя формулу перехода от одного основания к другому.

Можно также сравнивать логарифмы с третьим числом и на основании этого делать вывод о том, что меньше, а что больше. Например, подумай, как сравнить вот эти два логарифма?

 

Небольшая подсказка – для сравнения тебе очень поможет логарифм, аргумент которого будет равен  .

Подумал? Давай решать вместе.

Мы легко сравним с тобой эти два логарифма:

 

Не знаешь как? Смотри выше. Мы только что это разбирали. Какой знак там будет? Правильно:

 

 . Согласен?

Сравним между собой:

 

У тебя должно получиться следующее:

 

А теперь соедини все наши выводы в один. Получилось?

 

5. Сравнение тригонометрических выражений.

Что такое синус, косинус, тангенс, котангенс? Для чего нужна единичная окружность и как на ней найти значение тригонометрических функций? Если ты не знаешь ответы на эти вопросы, очень рекомендую тебе прочитать теорию по этой теме. А если знаешь, то сравнить тригонометрические выражения между собой для тебя не составляет труда!

Немного освежим память. Нарисуем единичную тригонометрическую окружность и вписанный в нее треугольник. Справился? Теперь отметь, по какой стороне у нас откладывается косинус, а по какой синус, используя стороны треугольника. (ты, конечно помнишь, что синус, это отношение противолежащей стороны к гипотенузе, а косинус прилежащей?). Нарисовал? Отлично! Последний штрих – проставь, где у нас будет   , где  и так далее. Проставил? Фух) Сравниваем, что получилось у меня и у тебя.

55з(2)

Фух! А теперь приступаем к сравнению!

Допустим, нам необходимо сравнить   и  . Нарисуй эти углы, используя подсказки в рамочках (где у нас отмечено  , где  ), откладывая точки на единичной окружности. Справился? Вот что у меня получилось.

55з(3)

Теперь опустим перпендикуляр из точек, отмеченных нами на окружности на ось … Какую? Какая ось у нас показывает значение синусов? Правильно,  . Вот что у тебя должно получиться:

55з(4)

Глядя на этот рисунок, что больше:   или  ? Конечно,  , ведь точка   находится выше точки  .

 

Аналогичным образом мы сравниваем значение косинусов. Только перпендикуляр мы опускаем на ось… Верно,  . Соответственно, смотрим, какая точка находится правее (ну или выше, как в случае с синусами), то значение и больше.

Наверное, ты уже догадываешься, как сравнивать тангенсы, верно? Все, что нужно, знать что такое тангенс. Так что такое тангенс?) Правильно, отношение синуса к косинусу.

Чтобы сравнить тангенсы мы так же рисуем угол, как и в предыдущем случае. Допустим, нам необходимо сравнить:

 

Нарисовал? Теперь так же отмечаем значения синуса на координатной оси  . Отметил? А теперь укажи значения косинуса на координатной прямой  . Получилось? Давай сравним:

55з(5)

Как ты думаешь, что будет дальше? Распишем по отрезкам, что такое   и  

 

 

А теперь проанализируй написанное.   — мы большой отрезок делим на маленький. В ответе будет значение, которое точно больше единицы. Верно?

А при   мы маленький делим на большой. В ответе будет число, которое точно меньше единицы.

Так значение какого тригонометрического выражения больше?

Правильно:

 

Как ты теперь понимаешь, сравнение котангенсов – то же самое, только наоборот: мы смотрим, как относятся друг к другу отрезки, определяющие косинус и синус.

Попробуй самостоятельно сравнить следующие тригонометрические выражения:

Примеры.

  1.  
  2.  
  3.  

Ответы.

  1.  
  2.  
  3.  

СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.

Какое из чисел больше:   или  ? Ответ очевиден. А теперь:   или  ? Уже не так очевидно, правда? А так:   или  ?

Часто нужно знать, какое из числовых выражений больше. Например, чтобы при решении неравенства расставить точки на оси в правильном порядке.

Сейчас научу тебя сравнивать такие числа.

Если надо сравнить числа   и  , между ними ставим знак  (происходит от латинского слова Versus или сокращенно vs. – против): . Этот знак заменяет неизвестный нам знак неравенства ( ). Далее будем выполнять тождественные преобразования до тех пор, пока не станет ясно, какой именно знак нужно поставить между числами.

Суть сравнения чисел состоит в следующем: мы относимся к знаку  так, будто это какой-то знак неравенства. И с выражением   мы можем делать все то же, что делаем обычно с неравенствами:

  • прибавить любое число к обеим частям (и вычесть, конечно, тоже можем)
  • «перенести все в одну сторону», то есть вычесть из обеих частей одно из сравниваемых выражений. На месте вычитаемого выражения останется   :  .
  • домножать или делить на одно и то же число. Если это число отрицательное, знак неравенства меняется на противоположный:  .
  • возводить обе части в одну и ту же степень. Если эта степень – четная, необходимо убедиться, что обе части имеют одинаковый знак; если обе части положительны, при возведении в степень знак не меняется, а если отрицательны, тогда меняется на противоположный.
  • извлечь корень одинаковой степени из обеих частей. Если извлекаем корень четной степени, необходимо предварительно убедиться, что оба выражения неотрицательны.
  • любые другие равносильные преобразования.

Важно: преобразования желательно делать такими, чтобы знак неравенства не менялся! То есть в ходе преобразований нежелательно домножать на отрицательное число, и нельзя возводить в квадрат, если одна из частей отрицательна.

Разберем несколько типичных ситуаций.

1. Возведение в степень.

Пример.

Что больше:   или  ?

Решение.

Поскольку обе части неравенства положительны, можем возвести в квадрат, чтобы избавиться от корня:

 .

Пример.

Что больше:   или  ?

Решение.

Здесь тоже можем возвести в квадрат, но это нам поможет избавиться только от квадратного корня. Здесь надо возводить в такую степень, чтобы оба корня исчезли. Значит, показатель этой степени должен делиться и на   (степень первого корня), и на  . Таким числом является  , значит, возводим в   -ю степень:

 .

2. Умножение на сопряженное.

Сопряженным называется множитель, дополняющий выражение до формулы разности квадратов:   – сопряженное для   и наоборот, т.к.  .

Пример. 

Что больше:   или  ?

Решение.

Домножим и разделим каждую разность на сопряженную сумму:

 

 

 

Очевидно, что знаменатель в правой части больше знаменателя в левой. Поэтому правая дробь меньше левой:

 .

3. Вычитание

Вспомним, что  .

Пример. 

Что больше:   или  ?

Решение.

Конечно, мы могли бы возвести все в квадрат, перегруппировать, и снова возвести в квадрат. Но можно поступить хитрее:

 

Видно, что в левой части каждое слагаемое меньше каждого слагаемого, находящегося в правой части.

Соответственно, сумма всех слагаемых, находящихся в левой части, меньше суммы всех слагаемых, находящихся в правой части.

Но будь внимателен! У нас спрашивали что больше…

Правая часть больше. 

Пример. 

Сравните числа   и  .

Решение.

Вспоминаем формулы тригонометрии:

 

 

Проверим, в каких четвертях на тригонометрической окружности лежат точки   и  .

 

 

4. Деление.

Здесь тоже используем простое правило: .

При   или  , то есть  .

При   знак меняется:  .

Пример. 

Выполни сравнение:  .

Решение.

 .

5. Сравните числа с третьим числом

Если   и  , то   (закон транзитивности).

Пример.

Сравните  .

Решение.

Сравним числа не друг с другом, а с числом  .

Очевидно, что  .

С другой стороны,  .

Итак,  .

Пример.

Что больше:   или  ?

Решение.

Оба числа больше  , но меньше  . Подберем такое число, чтобы оно было больше одного, но меньше другого. Например,  . Проверим:

 

 

Тогда  .

6. Что делать с логарифмами?

Ничего особенного. Как избавляться от логарифмов, подробно описано в теме «Логарифмические неравенства». Основные правила такие:

\[{\log _a}x \vee b{\rm{ }} \Leftrightarrow {\rm{ }}\left[ {\begin{array}{*{20}{l}}{x \vee {a^b}\;{\rm{при}}\;a > 1}\\{x \wedge {a^b}\;{\rm{при}}\;0 < a < 1}\end{array}} \right.\] или   \[{\log _a}x \vee {\log _a}y{\rm{ }} \Leftrightarrow {\rm{ }}\left[ {\begin{array}{*{20}{l}}{x \vee y\;{\rm{при}}\;a > 1}\\{x \wedge y\;{\rm{при}}\;0 < a < 1}\end{array}} \right.\]

Также можем добавить правило про логарифмы с разными основаниями и одинаковым аргументом:

 

Объяснить его можно так: чем больше основание, тем в меньшую степень его придется возвести, чтобы получить один и тот же  . Если же основание меньше  , то все наоборот, так как соответствующая функция монотонно убывающая.

Пример.

Сравните числа:   и  .

Решение.

Согласно вышеописанным правилам:

 

А теперь формула для продвинутых.

Правило сравнения логарифмов можно записать и короче:

 

Пример.

Что больше:   или  ?

Решение.

 

Пример.

Сравните, какое из чисел больше:  .

Решение.

 

СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ. КОРОТКО О ГЛАВНОМ

1. Возведение в степень

Если обе части неравенства положительны, их можно возвести в квадрат, чтобы избавиться от корня

Сравни   и  

2. Умножение на сопряженное

Сопряженным называется множитель, дополняющий выражение до формулы разности квадратов:   – сопряженное для   и наоборот, т.к.  .

Сравни   и  

3. Вычитаение

 

Сравни   и  

4. Деление

При   или   то есть  

При   знак меняется:  

Сравни   и  

5. Сравнение с третьим числом

Если   и  , то  

Сравни   и  

6. Сравнение логарифмов

Основные правила:

 

 

Логарифмы с разными основаниями и одинаковым аргументом:

 

 

А также получить доступ к учебнику YouClever без ограничений…

youclever.org

Методическая разработка занятия с одаренными детьми «Степень с натуральным показателем. Сравнение степеней» (6–7-е классы)

Основная цель занятия — продолжить работу по углублению и расширению знаний учащихся по теме “Натуральные числа, степени с натуральным показателем, свойств натуральных чисел” изученных в предыдущем учебном году, развитию познавательного интереса учащихся к изучению темы. Ознакомить учащихся с новыми методами решения задач на сравнение степеней с натуральными показателями, на определение цифры, на которую оканчивается число, рассмотреть задачи на делимость выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Продолжить формирование навыков исследовательской, самостоятельной работы.

Изучение данной темы в младших классах способствует лучшему усвоению тем связанных со степенями в старших классах, формирует познавательный интерес к изучению.

Данная методическая разработка прошла апробацию на занятиях районной очно-заочной математической школы 2006–2009 учебных годах.

План

  1. Лекционное занятие – 1 час
  2. Малая олимпиада (индивидуальное решение задач) – 1 час
  3. Заочное решение задач (домашнее задание) – 2 часа

Ход занятия

Лекционное занятие с учащимися

В математике господствуют две стихии – числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.
Мы будем заниматься стихией чисел.
Возникновение понятия числа – одно из гениальнейших проявлений человеческого разума. Действительные числа не только измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, играют, сочиняют.
Самые древние по происхождению числа натуральные: 1,2,3,4,5………Обозначаются N.
В прошлом учебном году мы рассматривали ряд задач на натуральные числа. В этом году будем продолжать знакомство со свойствами натуральных чисел.
Вспомним какие арифметические действия можно выполнять во множестве натуральных чисел?

  1. Сложение.
  2. Вычитание.
  3. Умножение.
  4. Деление.

– Какие из этих действий выполняются всегда? Ответ: сложение, умножение.
– А какие не выполняются? Ответ: не всегда: 15–20, 15:8.

5 • 5 • 5 • 5 • 5 • 5 =
– Как короче записать это произведение? Ответ: 56.
– Говорят, что это шестая степень числа пять.
Вообще: ап=а а а а а а … а, .

Записываем свойства в тетрадь:

  1. anbn=(ab)n.
  2. anam=an+m.
  3. (an)m=anm.

1. Сегодня мы рассмотрим ряд задач на сравнение степеней с натуральными показателями.

Задача 1

Сравнить 3111 и 1714.

Решение:

  1. Числа 31 и 17 находятся рядом со степенями числа “2” (32=25, 16=24).
  2. 3111<3211= (25)11=255, т.е. 3111< 255.
  3. 16<17 ; 1614<1714, (24)14<1714.
  4. 3111<255<256<1714 следовательно 3111<1714.

Задача 2

Сравнить 999710 и 1000038.

Решение:

  1. 999710<1000010=(104)10=1040.
    999710<1040.
  2. 1040=(105)8=1000008/
  3. 1000008<1000038.

Значит, 999710<1000038.

Задача 3

Что больше 5300 или 3500?

Решение:

  1. 5300=53 100=(53)100=(5 5 5)100=125100.
  2. 3500=35 100=(3 3 3 3 3)100=243100.
  3. 125<243 следовательно 125100<243100 следовательно 5300<3500.

Ответ: 5300<3500.

2. Задачи на определение цифры, на которую оканчивается число.

Натуральные числа обладают следующим свойством: при умножении ряда чисел, оканчивающихся единицей или “5”, получается число, оканчивающиеся той же цифрой. Например:

22375 • 12735 = ……..5.
281 • 381 = ……….1

58128911=581 581…581 = ………..1.
                    28911 раз

Всякая степень числа оканчивающаяся на “5”, тоже оканчивается на “5”.
Если число оканчивается “6”, то всякая степень числа оканчивается “6”.

2861237 оканчивается “6”.

Если число оканчивается 76, то любая его степень оканчивается “76”.

28764оканчивается 76.

Если число оканчивается 25, то любая его степень оканчивается “25”.

Рассмотрим задачи такого типа.

Задача 1

Какой цифрой оканчивается число 32004?

Решение:

  • 31=3
    32=9
    33=27
    34=81
    35=243
    36=729.

Заметим, что 31 и35 оканчиваются на одну цифру “3”, 32 и 36 – тоже на одну цифру “9”.
Последняя цифра повторяется через 4, т.е. в общем виде число 34m+nзаканчивается той же цифрой, что и 3n

  • 2004=4 х501=2000+4=4 х 500 +4.
  • 32004=34 х 500 +4оканчивается той же цифрой, что 34, т.е. на 1.

Ответ: на 1.

Задача 2

На какую цифру оканчивается число 32004+42005?

Решение:

оканчивается на 1 (первая задача).
  • 41=4
    42=16
    43=64
    44=256
    45=924
Если степень числа 4 – нечётное число, то число оканчивается на “4”, если степень чётная, на “6”. 2005 – нечётное число, значит 42005 оканчивается на “4”.
оканчивается на “5” (1+4=5).

Задачи на делимость

Задача 1

Выяснить, делится ли на 3 число 1+2+22+23+24+…+22003+22004?

Решение:

Сгруппируем слагаемые:

Первое слагаемое делится на 3, второе нет, значит, сумма не делится на 3.

Задача 2

Доказать, что разность 9999931999 – 7777771997 кратна 5.

Решение:

  1. Если оканчивается цифрой 3, то степени оканчиваются 3,9,7,1. Повторение через 4. в нашем случае 1999:4=499+3, 1999=4 х 499 +3. Значит число 9999931999 оканчивается на ту же цифру, что число 33, т.е. на 7.
  2. Если число оканчивается на 7, то степень числа оканчивается на 7,9,3,1. повторение через 4.
  • 71=7
  • 72=49
  • 73=343
  • 74=2401
  • 75=16807
  • 1997:4=499+4

1997 = 4 х 499+1, значит 7777771997 оканчивается на туже цифру, что и число 71, т.е. на 7.

3. Разность данных чисел оканчивается на 0 (7–7=0), 0:5, следовательно разность кратна “5”.

Задачи для индивидуального решения

Задача 1

Что больше 10020 или 900010?

Решение:

  1. 10020=1002 х10=(1002)10=(100 х100)10=100010.
  2. 1000<9000 следовательно 1000010<900010 следовательно 10020<900010.

Задача 2

Сравнить 12723 и 51318.

Решение:

  1. 127<128; 127<27; 12723<27 х23=2161.
  2. 512<513; 29<513; 29 х18<51318; 2162<51318.
  3. 12723<2161<2162<51318 следовательно 12723<51318.

Задача 3

Какая цифра будет последней в записи результата 95399999?

Решение:

  1. если число оканчивается на 3, то его степень оканчивается на 3, 9, 7, 1. Повторение через 4.
  2. 99999:4=24999 +(3 ост.).
    99999=4 х 24999 +3.
    Наше число имеет остаток такой же, что и 9533, т.е. число 7.

Задача 4

776776+777777+778778. Какой цифрой оканчивается сумма и кратна ли она 5.

Решение:

  1. 776776 оканчивается 6 (см. пред.задачи).
  2. 777777 оканчивается 7. если число оканчивается на 7, то его степени оканчиваются на 7,9,3,1, повторение через 4.
    777=4 х 194+1.
    Значит, 777777 имеет последней ту же цифру, что и 71, т.е. оканчивается на 7.
  1. 778778
  • 81=8
  • 82=64
  • 83=512
  • 84=4096
  • 85=32768 Степени оканчиваются на 8,4,2,6. Повторение через 4. 778778 оканчивается на ту же цифру что и 83, т.е. на 2. 778=4 х 194+3.
  1. Наша сумма оканчивается на 5 (6+7+2=15).

Задачи для заочной работы

Задача 1

Какой цифрой оканчивается число ((9999999)99)9 .

Решение:

  • 91=9
  • 92=81
  • 93=729 Если степень четная, то число оканчивается на 1, если степень нечетная, то на 9.
  1. 999 оканчивается на 9, т.к. 9 – нечетное число
  2. число 999 – нечетное, т.к. оканчивается на 9.
  3. ((99999)9 оканчивается на 9, т.е. оно нечётное.
  4. ((999999)99)9 оканчивается на 9, т.к. степень нечетная.

Задача 2

Что больше: 2700или5300? 2300или 3200.

Решение:

  1. 2700=(27)100=128100.
  2. 5300=(53)100=125100.
  3. 128>125 следовательно 128100>125100 следовательно 2700>5300.

1. 2300=8100 3200=9100.
    8100<9100 следовательно 2300<3200.

Задача 3

Найти последнюю цифру числа 82006.

Решение:

  1. если число оканчивается на 8, то его степени оканчиваются на 8,4,2,6. Повторение через 4.
  2. а4т+п имеет последней ту же цифру, что число ап.
  3. 2006=501 х 4 +2.
  4. 82006=84 х 501+2, значит это число имеет ту же цифру, что и 82, т.е. оканчивается на 4.

Задача 4

Что больше или

Найти несколько способов решения.

Решение:

Литература

Гусев В.А. и др. Внеклассная работа по математике в 6–8 классах. М.: Просвещение, 1984.
  • Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984.
  • Кордемский В.А. Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. М.: Просвещение, 1986.
  • Перельман Я.И. Занимательная алгебра. М.: Наука, 1978.
  • Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990.
  • Фарков А.В. Математические кружки в школе. М.: Айрис-пресс, 2007.
  • urok.1sept.ru

    💣как сравнить степени с разными основаниями ✔️

    

    Главная

    Loading…


    ТЭГИ


    приколы видео орел и решка черногория русские молодые политика спорт музыка события факты звёзды Дота 2 женщины альтернатива КВН драки война мультики актёры кино онлайн масяня приколы наруто видеоклипы видеобитва машины видеореклама вконтакте однокласники видеоролик дня видеоролики 2018 видеоролики без смс казино АТО ДНР ополчение смешное видео youtube приколы дом2 драки стоп хам драки я приколы видео дом2 серии дорогой ты где был русские детективные сериалы бэк ту скул пранки над друзьями новые видеоклипы, Поздравления

    РЕКЛАМА



    ПАРТНЁРЫ


    Сообщество


    как сравнить степени с разными основаниями .

    Что тебя ждёт в вузе?» dir=»ltr»>Что тебя ждёт в вузе? Что тебя ждёт в вузе?Что тебя ждёт в вузе?


    Нажми для просмотра

    Особенност и учёбы в универе Советы от студентов
     
     
     
    Тэги:
     
    250 Алгебра 9 класс. Сравните значение степеней
    250 Алгебра 9 класс. Сравните значение степеней
    Нажми для просмотра
    Вступайте в нашу группу в контакте Сайт: www.твоя-шко а.рф Подписывай тесь на наш канал на …
     
     
     
    Тэги:
     
    Математика| Степени

    Нажми для просмотра
    ГДЗ Алгебра 9 класс Макарычев номер 250 сравните значение степеней. Канал Лиса. Степени чисел примеры…
     
     
     
    Тэги:
     
    Алгебра 7. Урок 1 — Свойства степеней
    Алгебра 7. Урок 1 - Свойства степеней
    Нажми для просмотра
    Запишись на уроки по математике в школу TutorOnline: В этом уроке Ольга Александро вна поможет …
     
     
     
    Тэги:
     
    Степень с натуральным показателем
    Степень с натуральным показателем
    Нажми для просмотра
    Дается определени е степени с натуральны м показателе м, объясняетс я как правильно считать степень…
     
     
     
    Тэги:
     
    Как сравнить степени Решение задач Математической Олимпиады Онлайн
    Как сравнить степени Решение задач Математической Олимпиады Онлайн
    Нажми для просмотра
    Степень с натуральны м показателе м — это просто краткая запись нескольких одинаковых множителей , идущих…
     
     
     
    Тэги:
     
    УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ С РАЗНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ И ОДИНАКОВЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. Примеры | 7 класс
    УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ С РАЗНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ И ОДИНАКОВЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. Примеры
    Нажми для просмотра
    Задачи математиче ских олимпиад | Каталог school collection Как вычислить выражение с …
     
     
     
    Тэги:
     
    Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями. Алгебра 7 класс.
    Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями. Алгебра 7 класс.
    Нажми для просмотра
    Рассматрив аются способы умножения и деления степеней с разными основаниям и и одинаковым и показателя м…
     
     
     
    Тэги:
     
    Как сравнивать числа и выражения. Дроби и корни
    Как сравнивать числа и выражения. Дроби и корни
    Нажми для просмотра
    Инстаграм Андрея —
     
     
     
    Тэги:
     
    Игорь Казаринов: Степени чисел a и b. Действия с ними.
    Игорь Казаринов: Степени чисел a и b. Действия с ними.
    Нажми для просмотра
    Вступайте в нашу группу в контакте Сайт: www.твоя-шко а.рф Подписывай тесь на наш канал на …
     
     
     
    Тэги:
     
    Алгебра 8 класс 15 октября Отрицательная степень
    Алгебра 8 класс 15 октября Отрицательная степень
    Нажми для просмотра
    Игорь Казаринов: Понятное объяснение . Степени чисел a и b. Действия с ними. Умножение степеней одного…
     
     
     
    Тэги:
     
    Разность и сумма произвольных (n-ых) степеней

    Нажми для просмотра
    Инстаграм Андрея —
     
     
     
    Тэги:
     
    МАТЕМАТИКА | ТОП-5 ОШИБОК
    МАТЕМАТИКА
    Нажми для просмотра
    Тайм-коды и полезные ссылки: ▻ 0:03 Введение ▻ 0:29 Повторение . Разность квадратов, разность кубов ▻ 0:51 Разност..
     
     
     
    Тэги:
     
    Алгебра 7 класс. Повторение — bezbotvy
    Алгебра 7 класс. Повторение - bezbotvy
    Нажми для просмотра
    ЗАПИШИСЬ на уроки по математике в школу TutorOnline: Видео, которое все так долго ждали. Разберём по …
     
     
     
    Тэги:
     
    Быстрое вычисление квадратных корней
    Быстрое вычисление квадратных корней
    Нажми для просмотра
    Все, что вы учили в 7ом классе по алгебре, очень важно для изучения математики в 8-11 классам. Если вы что-то…
     
     
     
    Тэги:
     
    Алгебра 7 класс. Степень с натуральным показателем и ее свойства
    Алгебра 7 класс. Степень с натуральным показателем и ее свойства
    Нажми для просмотра
    Математика — это просто. Приходите на занятия и убедитесь в этом сами: Существует алгоритм,…
     
     
     
    Тэги:
     
    7 класс, 14 урок, Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями
    7 класс, 14 урок, Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями
    Нажми для просмотра
    Инстаграм Андрея —
     
     
     
    Тэги:
     
    Как сравнить (1,001)^1000 и 2?
    Как сравнить (1,001)^1000 и 2?
    Нажми для просмотра
    Если Вам понравился данный видеоурок, пожалуйста поддержите наш проект — и мы будем …
     
     
     
    Тэги:
     
    СТЕПЕНИ с рациональным показателям СТЕПЕНИ с действительным показателям
    СТЕПЕНИ с рациональным показателям СТЕПЕНИ с действительным показателям
    Нажми для просмотра
    Сравним эти два числа. Тремя способами. В конце посмотрим на реальное значение выражения (1001)^1000 Новые виде.
     
     
     
    Тэги:
     
    Алгебра 7 класс. Степень в основание которой степень
    Алгебра 7 класс. Степень в основание которой степень
    Нажми для просмотра
    ЕГЭ по математике — еще уроки на тему …
     
     
     
    Тэги:
     
    Алгебра 7 класс. Степень с натуральным показателем и ее свойства, часть 2
    Алгебра 7 класс. Степень с натуральным показателем и ее свойства, часть 2
    Нажми для просмотра
    Инстаграм Андрея —
     
     
     
    Тэги:
     
    Алгебра 11 класс. Сравнение логарифмов
    Алгебра 11 класс. Сравнение логарифмов
    Нажми для просмотра
    Инстаграм Андрея —
     
     
     
    Тэги:
     
    Математика | Корни
    Математика
    Нажми для просмотра
    Инстаграм Андрея —
     
     
     
    Тэги:
     

    funer.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *