Как связана температура тела со скоростью движения молекул физика 8 класс – Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со скоростью хаотического движения частиц. Броуновское движение. Диффузия. Тепловое равновесие

8 класс. Температура. Внутренняя энергия тела

8 класс. Температура. Внутренняя энергия тела

Назад в «Оглавление» — смотреть

Температура

1. Какие явления называются тепловыми явлениями?

Тепловыми явлениями называются явления, связанные с изменением температуры тел, с нагреванием или охлаждением, с изменением агрегатных состояний.

Например:
— нагревание и охлаждение воздуха,
— таяние льда,
— замерзание воды,
— плавление металлов,
— кипение,
— испарение воды,
— образование тумана и росы.

2. Что характеризует температура?

Температура характеризует среднюю кинетическую энергию молекул.

3. Как связана температура тела со скоростью движения его молекул?

Температура тела связана со скоростью движения его молекул прямо пропорциональной зависимостью.
Чем больше скорость движения молекул тела, тем выше температура тела.

4. Можно ли назвать движение молекулы механическим движением?

Да. Движение отдельной молекулы — это механическое движение.
При этом можно определить пройденный путь и среднюю скорость движения молекулы.

5. Почему беспорядочное движение молекул называют тепловым движением, и чем оно отличается от механического движения?

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением, т.к. со скоростью движения молекул тела связана температура тела
Тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвует множество частиц и каждая движется беспорядочно.

6. Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях и твёрдых телах?

В газах молекулы движутся с большой скоростью непрерывно и беспорядочно.
Они изменяют направление своего движения при столкновении друг с другом или со стенками сосуда, в котором газ находится.

В жидкостях молекулы могут колебаться, вращаться и перемещаться относительно друг друга.

В твердых телах молекулы и атомы колеблются около некоторого положения равновесия.


Внутренняя энергия тела

1. Какую энергию называют внутренней энергией тела?

Внутренней энергией тела называется сумма кинетической энергии хаотического движения его молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.
Внутренняя энергия тела равна сумме энергий всех его молекул.

От чего зависит внутренняя энергия тела?

Внутренняя энергия тела зависит от температуры тела и агрегатного состояния вещества тела.

2. Зависит ли внутренняя энергия тела от его движения и положения относительно других тел?

Нет, внутренняя энергия тела не зависит ни от его движения, ни от положения относительно других тел.


3. Какие превращения энергии происходят при подъеме шара вверх и при его падении вниз?

При подъеме металлического шара над металлической плитой возрастает его потенциальная энергия.
При падении тела его потенциальная энергия уменьшается, превращаясь в кинетическую, которая увеличивается с увеличением скорости падения.
После удара шара о плиту его потенциальная и кинетическая энергии становятся равными нулю.
Механическая энергия шара после падения на плиту не исчезла, а превратилась в другую форму энергии — тепловую энергию шара и плиты.

4. Как изменяется состояние металлического шара и металлической плиты в результате их соударения?

В результате соударения металлического шара с металлической плитой оба тела деформируются и нагреваются от удара.
Запас внутренней энергиии этих тел увеличивается за счет перехода механической энергии шара в тепловую и передачи ее другому телу — плите.

Назад в «Оглавление» — смотреть

Конспект урока на тему» Связь температуры тела со скоростью движения его молекул»

Урок 2 (8класс)

Тема урока: Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

Цели урока:

Образовательные:

Обучающиеся должны усвоить, что:

Обучающиеся должны научиться;

  • определять агрегатное строение вещества по его характеристикам;

  • устанавливать характерные свойства для различных веществ

Воспитательные:

  • показать, что источник возникновения физики – реальный мир, что наука возникла из практических потребностей человека;

  • формирование информационных компетенций: работы с различными источниками информации (включая учебные пособия, специальные описания), эстетических навыков при оформлении записей, выполнении чертежей;

  • формирование самостоятельности, культуры общения, умения работать в парах.

Развития мышления:

  • Развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, обобщать, классифицировать, логического мышления.

Ход урока

“В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – чашечке цветка”.

В.Блейк.

I. Организационный момент. Приветствие обучающихся.

II. Этап актуализации знаний.

1. Закончите фразу.

– Молекула – это…

– Молекулы состоят из …

– У одного и того же вещества

молекулы…

– У разных веществ молекулы…

2. Подчеркните неверное утверждение.

– При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.

– При нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

Все пары осуществляют взаимопроверку.

Взаимопроверка по ключам.

III. Самостоятельная работа

  1. вариант

1 Выберите верное утверждение.

1 Только твердые вещества, состоят из молекул. 2 Только жидкости состоят из молекул.

3 Все тела состоят из молекул.

2. Отличается ли чем – нибудь молекулы твердое йода и молекулы газообразного вида

1 Не отличаются. 2 Отличаются формой. 3 Отличаются числом атомов.

3 Промежутки между молекулами жидкости и молекулами твёрдого тела при одной и той же температуре…

1 Одинаковы. 2 Промежутки между молекулами жидкости больше чем между молекулами твердого тела.

3 Промежутки между молекулами жидкости меньше, чем между молекулами твёрдого тела

4 Можно ли утверждать, что объём водорода в воздушном шаре равен сумме объёмов отдельных молекул водорода

1 Да. 2 Нет, т.к. есть промежутки между молекулами.

2 вариант

1 Мельчайшей частицей является….

1 Элементарная частица. 2 Атом. 3 Молекула.

2 Отличаются ли чем-нибудь молекулы водяного пара от молекул воды?

1 Отличается формой. 2 Молекулы пара больше молекул жидкости. 3 Молекулы пара меньше молекул жидкости. 4 Не отличается

3 В стакан, наполненный до краев чаем, всыпали ложку сахарного песка, чай не пролился. Почему?

1 Сахар испарился. 2 Молекулы сахара заняли промежутки между молекулами воды.

3 Молекулы воды стали меньше размером и освободившееся пространство заполнили молекулы сахара.

4 Есть отличия между молекулам серебра горячий и холодный ложки?

1 Нет. 2 Молекулы серебра холодной ложки меньше, чем молекулы горячей.

IV. Этап «создания» нового знания

Диффузия – процесс взаимного проникновения молекул веществ в результате их беспорядочного движения.

Диффузия может происходить в газах, жидкостях и твёрдых телах.(Распространение запахов, окрашивание жидкостей и тканей)

Английский металлург Вильям Робертс-Аустин в простом эксперименте измерил диффузию золота в свинце. Он наплавил тонкий диск золота на конец цилиндра из чистого свинца, поместил цилиндр в печь, где поддерживалась температура около 200 С, и держал его в печи 10 дней. Затем разрезал цилиндр на тонкие диски и измерил массу золота, которое проникло в каждый срез свинца.

Одинаково ли быстро диффузия протекает в газах, жидкостях и твёрдых телах?

hello_html_m3fd57a83.png

Скорость диффузии зависит от расстояния между молекулами. Чем больше расстояние между частицами, тем быстрее протекает диффузия.

А теперь давайте решим, почему диффузия протекает по разному в газах, жидкостях и твёрдых телах при разной температуре?

Какую гипотезу можно выдвинуть?

Если вещество однородное, что произойдёт с его молекулами при нагревании?

А как можно проверить эту гипотезу?

V. Решение задач

Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул

1.Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.

2.Бельё быстрее сохнет на ветру.

3.На поверхности молока, налитого в сосуд, через некоторое время образуются сливки. Это жир, входящий в состав молока, собирается капельками и всплывает на поверхность. Сливки в холодильнике отстаиваются быстрее, чем в тёплом помещении.

4.Запах берёзового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.

5.Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде , чем в холодной.

6.Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине гниют.

VI. Закрепление изученного

Физический диктант (да, нет)

1.Вещество состоит из мельчайших частиц. (да)

2.Объём газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (нет)

3.Плёнка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (нет)

4.Молекулы воды точно такие же, как молекулы льда. (да)

5.Атомы состоят из молекул. (да)

6.Объём жидкости при нагревании уменьшается. (нет)

7.При сжатии газа уменьшается размер молекул. (нет)

8.Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырёхлитровый сосуд. (да)

VII. Итоги урока

Процесс диффузии имеет большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани – всё это диффузия.

Скорость диффузии зависит от температуры (чем холоднее тело , тем меньше скорость движения молекул и тем медленнее протекает процесс диффузии и наоборот ).

Экспериментальное задание:

1.Встакан с водой с помощью пипетки опустите на дно несколько капель крепкого чая. Объясните что произойдет с раствором.

2.Взяв два стакана — с горячей и холодной водой, выясните зависимость скорости диффузии от температуры.

3.Возьмите часы, рулетку, флакон духов и встаньте в разные углы комнаты. Пусть товарищ заметит время и откроет флакон духов. Вы отметьте время , когда почуствуете запах. Измерьте расстояние между вами и найдите скорость диффузии ( по формуле s/t, где s- это расстояние, а t – время)

Домашнее задание:

§ , вопросы.

Экспериментальное задание:

1.Встакан с водой с помощью пипетки опустите на дно несколько капель крепкого чая. Объясните что произойдет с раствором.

2.Взяв два стакана — с горячей и холодной водой, выясните зависимость скорости диффузии от температуры.

3.Возьмите часы, рулетку, флакон духов и встаньте в разные углы комнаты. Пусть товарищ заметит время и откроет флакон духов. Вы отметьте время, когда почувствуете запах. Измерьте расстояние между вами и найдите скорость диффузии (по формуле s/t, где s- это расстояние, а t – время)

hello_html_m319be2b4.png

hello_html_11f0e16e.png

hello_html_32aeb5ef.png

hello_html_m4aebca8f.png

hello_html_m552e6e0e.png

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул

Конспект урока по физике в 8 классе

Тема занятия:

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

Цели занятия:

Образовательные:

в результате сегодняшнего урока учащиеся смогут привести примеры и назвать признаки тепловых явлений, выделить особенности теплового движения частиц, из которых состоят тела, узнают, что характеризует температура, как связана температура со скоростью движения молекул и их кинетической энергией, на чем основано действие термометров, усвоят правила измерения температуры.

Развивающие:

формирование умений наблюдать, работать с физическим прибором – термометром, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (выделять главное), развитие мыслительных способностей учащихся: умений выделять главное, анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

формирование убеждённости в возможности познания природы, интереса к предмету, формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.

Материальное обеспечение занятия:

Учебник – А.В. Пёрышкин. Физика 8, телевизор с DVD-плеером, единая коллекция ЦОР по физике – 8 класс, прибор — «Модель теплового движения молекул газа и броуновского движения», термометры

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Напоминает правила поведения в кабинете физики.

Фронтальная беседа.

Давайте вспомним, что такое физика и что она изучает?

Почему физику называют экспериментальной наукой?

Изучая физические явления, мы обязательно будем ставить опыты, проводить наблюдения, выполнять лабораторные исследования. Вашим помощником в приобретении знаний будет учебник «Физика. 8 класс», он написан А.В. Перышкиным, которым написан учебник и для 7 класса, по которому вы учились.

II. Мотивационный этап.

Давайте ознакомимся с учебником. Учебник построен также : параграф, вопросы после параграфа, могут быть упражнения, задания. В конце учебника располагается материал для дополнительного чтения и проведения лабораторных работ.

Откройте оглавление учебника. Посмотрите название глав и скажите, какие физические явления мы будем изучать в 8 классе? Какие явления мы начнем изучать первыми?

В результате сегодняшнего урока каждый сможет приводить примеры тепловых явлений, формулировать их признаки, узнает определения новых понятий и величин, характеризующих тепловые явления. Многие знания вы будете получать самостоятельно, проводя наблюдения и опыты.

III. Актуализация знаний, необходимых для понимания нового материала.

Для лучшего понимания материала урока, необходимо вспомнить, какие физические явления мы изучали в 7 классе? ( Если будет заминка, то демонстрируется движение тележки)

Возьмите задание №1 (смотри приложение). У вас на столе и заполните пропуски в предложениях. Давайте попробуем вспомнить формулу, по которой определяется кинетическая энергия. А что мы знаем о строении вещества?

Возьмите задание №2 (смотри приложение). У вас на столе и заполните пропуски.

Посмотрите на экран. Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №9 : расположение и движение молекул в разных агрегатных состояниях. Почему в разных агрегатных состояниях вещества одни и те же молекулы двигаются по –разному.

IV. Изучение нового материала.

А сейчас внимание на экран телевизора. Демонстрируется с помощью DVD -плеера фрагмент из фильма «Тепловые явления».

Эвристическая беседа.

Назовите тепловые явления, которые вы видели. Делается запись на доске: Тепловые явления.

Примеры :…

По каким же признакам мы узнаем тепловое явление?

( Какие изменения мы наблюдаем?)

Демонстрация модели движения молекул газа, броуновского движения- изменение скорости движения. Что изменилось, почему?

Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №10. Какие изменения с молекулярной точки зрения происходят в процессах плавления и отвердевания?

Определение:

Непрерывное , беспорядочное (хаотичное) движение огромного числа частиц в теле назвали тепловым. Чем отличается определение в учебнике?

Какие слова отсутствуют? Имеют ли они значение для выделения признаков теплового движения, как особого движения?

Как вы думаете, почему движение молекул назвали тепловым?

Давайте сравним механическое движение тела и тепловое движение молекул внутри тела. Заполним таблицу.

Механическое движение тела

Тепловое движение молекул

Движение одной молекулы можно считать механическим. Как вы думаете, почему?

Для изучения тепловых явлений необходимо ввести физическую величину, которую можно будет измерить и выразить числом. Назовите эту величину.

Обозначение температуры – t0.

Прочитайте параграф 1( с карандашом в руках) и найдите всю информацию о температуре. Заполните пропуски в тексте « Паспорт физической величины – температуры» (смотри приложение).

Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №11. Что доказывает данная интерактивная модель?

Можно ли степень нагретости тела определять по нашим ощущениям?

Всегда ли можно доверять нашим ощущениям? Опыт с холодной, горячей и теплой водой.

Как же определить температуру тела? ( с помощью какого прибора?). На вашем столе лежит лабораторный термометр. Возьмите его в руки, держите правильно: подальше от резервуара. Какую самую низкую и какую самую высокую температуру можно этим термометром измерить? Записи на доске. Какова цена деления лабораторного термометра?

Обхватите резервуар другой рукой. Какие изменения вы наблюдаете? Почему?

На чем основано действие термометра и как строится его шкала?

Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №4 и №6. Очень важно правильно пользоваться термометром! Демонстрация из единой коллекции ЦОР по физике №5.

Состояние, когда температура перестает изменяться, называется состоянием теплового равновесия.

Для учащихся составлена памятка правил измерения температуры (смотри приложение).

Применение полученных знаний

Положите перед собой листок с заданиями «Проверь себя»( смотри приложение). Проверка тестовых заданий.

VI. Рефлексия.

Положите перед собой листок «Маршрут познания» (смотри приложение).

1) Выберите правильный ответ.

Энергия и скорость молекул – это

  1. единица измерения

  2. физическая величина

  3. физическое явление

  4. физическое понятие

2) Оцените по 10-ти бальной шкале свою деятельность на разных этапах урока.

3) По линейке баллов от 0 до 10 укажите на каком уровне знаний по теме «Тепловые явления. Температура» вы находились в начале урока и на каком в конце урока.

VII. Информация о домашнем задании.

Прочитать параграф №1 в учебнике. Оформить в тетради «Паспорт физической величины – температуры», вклеить памятку « Правила измерения температуры».

Для желающих творческое задание на выбор:

  1. Сравните шкалу Фаренгейта и шкалу Кельвина со шкалой Цельсия (сделайте рисунок). Определите чему равна нормальная температура человеческого тела (36,60С) по шкале Фаренгейта и шкале Кельвина.

  2. Сделайте презентацию «Виды термометров».

Приложение

Задание №1

1.Механическое движение – это … положения тела в пространстве … других тел с течением … .

2. Траектория – это … , вдоль которой движется тело.

3. Скорость – это ф.в., характеризующая … движения.

4.Движущееся тело обладает … … энергией.

Задание№2

1.Вещества состоят из … , между которыми есть … .

2.Частицы непрерывно и беспорядочно … .

3. Скорость движения молекул зависит от … .

4.Молекулы взаимно … и … .

5.Характер движения ( как двигаются ) молекул зависит от … вещества.

Определение: Непрерывное , беспорядочное (хаотичное)

движение огромного числа частиц в теле назвали тепловым движением.

Сравнение механического движения тела и теплового движения молекул в теле

Механическое движение тела

Тепловое движение молекул

Сравнение механического движения тела и теплового движения молекул в теле

Механическое движение тела

Тепловое движение молекул

Тело может изменять положение в пространстве или находиться в покое относительно других тел

Существует всегда

Упорядочен-

ность движения ( столкновения рассчитываются)

Хаотичность движения из-за огромного числа частиц(столкновения — норма)

Скорость тела не зависит от температуры

Средняя скорость молекул зависит от температуры

Движущееся тело обладает кинетической энергией

Движущиеся молекулы обладают средней кинетической энергией.

Паспорт физической величины – температуры t0

Температура – это … … ф.в.

-характеризует …

— измеряется …

— выражается в …

— зависит от …

— связана со …

Паспорт физической величины – температуры t0

Температура – это скалярная ф.в.

-характеризует степень нагретости тела,

— измеряется термометром,

— выражается в градусах Цельсия, t0C

— зависит от скорости движения молекул,

— связана со средней кинетической энергией молекул (t ,Ек; tк

Памятка: правила использования термометра

  1. Термометр должен иметь массу значительно меньше массы тела.

2) Определить в каких диапазонах температур можно производить измерения с помощью данного термометра.

3) Определить цену деления шкалы.

4) Тело необходимо привести в тепловой контакт с термометром и выждать время, пока уровень столбика жидкости не перестанет перемещаться, т.е. наступит состояние теплового равновесия.

5) При отсчете показаний термометра его резервуар должен находиться в той среде, температуру которой мы измеряем.

Проверь себя

1)В схеме «паучок» впишите названия тепловых явлений , укажите признак .

2)Выберите правильный ответ ( поставьте крестик)

а)Какие физические явления доказывают существование движения молекул

— деформация тел

— явление всемирного тяготения

— броуновское движение

— диффузия

б) Скорость распространения запаха духов при температуре 200С около 1см/с, средняя скорость движения молекул газа при этой температуре 400 м/с. Значительная разница между скоростями свидетельствует о

— значительно меньшей скорости молекул духов по сравнению со скоростями молекул газов воздуха

— ошибочных измерениях средней скорости движения молекул при комнатной температуре

— зависимости скорости движения молекул от их количества в данном объеме

— хаотическом характере движения молекул

в) В баллоне находится смесь кислорода и азота. При тепловом равновесии у этих газов обязательно одинаковы

— температуры

— плотности

— давление каждого из газов

г) Температура тела А равна 3000С, температура тела Б равна 00С. Температура какого из тел повысится при тепловом контакте тел?

— тела А

— тела Б

— температуры тел А и Б не изменятся

— температуры тел А и Б могут только понижаться.

д) Действие термометра основано на

— увеличении скорости молекул при увеличении температуры

— уменьшении средней кинетической энергии молекул при уменьшении температуры

— увеличении скорости протекания диффузии при повышении температуры

— расширении жидкости при нагревании и сжатии при охлаждении.

е) Как температура вещества зависит от кинетической энергии молекул вещества

— чем больше средняя кинетическая энергия молекул, тем ниже температура вещества

— чем меньше средняя кинетическая энергия молекул, тем ниже температура вещества

— температура вещества и кинетическая энергия молекул не связаны между собой.

3) На рисунке изображен термометр. Определите предел измерения температуры, цену деления и снимите показания.

Приложение

«Маршрут познания»

1) Выберите правильный ответ.

Энергия и скорость молекул – это

1. единица измерения
2. физическая величина
3. физическое явление
4. физическое понятие

2) Оцените по 10-ти бальной шкале свою деятельность на разных этапах урока.

  • Выполнили задание №1 (заполнить пропуски в тексте)

  • Выполнили задание №2 (заполнить пропуски в тексте)

  • Назвали тепловые явления

  • Указали признаки тепловых явлений

  • Заполнили таблицу сравнения механического движения тела и теплового движения молекул

  • Составили паспорт физической величины – температуры

  • Изучили памятку о правилах измерения температуры

  • Определили предел измерения термометра

  • Определили цену деления

  • Измерили температуру

  • Выполнили самостоятельную работу

3) По линейке баллов от 0 до 10 оцените на каком уровне знаний по теме «Тепловые явления. Температура» вы находились в начале урока и на каком в конце урока.

Разработка урока по физике на тему «Связь температуры тела со скоростью движения его молекул»

Тема урока: Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Различные агрегатные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Цели урока:

Образовательная: выяснить зависимость скорости движения молекул от температуры. Познакомить учащихся с диффузией в газах жидкостях и твёрдых телах; научить объяснять явление диффузии и выяснить зависимость скорости её протекания от температуры.

Развивающая: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины, способствовать развитию логического мышления, внимания и памяти.

Воспитательная: умение работать в группе, аккуратность, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, интерес к предмету и к науке.

Тип: комбинированный.

Вид: совершенствование знаний, умений и навыков.

Методы: словесный, практический, контроль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, оценочная таблица, мел, марганцовка, стаканы с водой, салфетки, пипетка, спирт, воздушный шарик, колба с подкрашенной водой, маркер, штатив, спиртовка, раствор чая, стакан с горячей водой, секундомер, рулетка, флакон духов, доска настроения, смайлики.

План урока:

1. Организационный момент. Позитивный настрой «Обращение ананаса»

2. Деление на группы. Физические термины.

3. Проверка знаний. Тест 1.

4. Взаимопроверка. Работа с оценочной таблицей

5. Изучение нового материала

а) Экспериментальное задание по группам.

б) Выводы по работе.

в) Эксперимент учителя.

г) Рассуждения учащихся

д) Решение задач. Заполнение оценочной таблицы

е) Рассмотрение ситуаций. Заполнение оценочной таблицы

ж) Экспериментальное задание по группам.

з) Выводы по работе

6. Физминутка

7. Закрепление изученного материала.

а) Физический диктант. (Да, нет)

б) Тест 2. Взаимопроверка. Заполнение оценочной таблицы.

8. Выводы по уроку.

9. Итог урока. Доска настроения.

Ход урока:

1. Приветствие учащихся. Просмотр позитивного ролика.

2. Провести деление на 3 группы, используя карточки на которых написаны различные физические единицы измерения, физические величины, физические приборы.

3. Перед изучением нового материала. Провести проверочную работу. (на столах лежат листы тест 1 и оценочная таблица)

1 вариант

1.Какие явления относятся к физическим?

  1. Радуга. 2. Падение капель дождя. 3. Пожелтение листьев.

2. Какие явления относятся к Механическим?

  1. Полет птицы. 2. Свечение электролампочки. 3. Солнечное излучение.

3. Что из перечисленного является физическим телом?

  1. Ураган. 2. Вода. 3. Нож.

4. Какие слова обозначают физические величины?

  1. Часы. 2. Скорость. 3. Километр.

2 вариант

1.Что из перечисленного является основной единицей физической величины?

1.Километр. 2. Метр. 3. Минута.

2. Какие явления относятся к световым?

1.Блеск звёзд. 2.Изображение человека в зеркале. 3. Плавление воска.

3 . Что из перечисленного является физическим телом?

1. Температура. 2. Мяч. 3. Слон.

4. Что из перечисленного является веществом?

1. Тетрадь. 2.Ветер. 3. Фарфор.

4. Поменяться листком теста с соседом для взаимопроверки. Заполнить оценочную таблицу.

Фамилия, имя учащегося:

Тест 1

Физический диктант

Тест 2

Ответы на вопросы

Итого

Отметка

5. Изучение нового материала.

Сегодня нам с вами предстоит проделать трудный путь: от опытных фактов через размышления перейти к научной гипотезе. Гипотезой — называют любое предложение, которое объясняет имеющиеся факты.

Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, что все вещества состоят из мельчайших и неделимых частичек –молекул ( атомов), между молекулами существуют промежутки.

Наша задача, сегодня на уроке, проверить гипотезу Демокрита на различных фактах и сформировать представление о строении вещества. (по ходу всего урока, учитель время от времени будет обращаться к ученикам о их степени понимания изученного материала им необходимо сигналами руки показать все понятно, есть вопросы, ничего не понятно)

а) Экспериментальные задания.

1 группа

Оборудование: мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой.

Ход работы:

Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки, размешайте и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру ещё раз. Ответьте на вопросы:

Сохранились ли основное свойство вещества — цвет?

Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества?

2 группа

Оборудование:

Фильтровальная бумага, пипетка, спирт.

Ход работы:

Капните из пипетки спирт на фильтровальную бумагу.

Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном.

Ответьте на вопросы:

Куда исчез спирт?

Мгновенно ли он исчез?

Видели ли вы, как он исчез?

Где сейчас спирт?

Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?

3 группа

Оборудование:

Воздушный шарик.

Ход работы:

Надуйте воздушный шарик. Изменился ли объём воздуха в нём?

Нажмите на него руками. Что вы можете сказать о изменении объёма воздуха?

Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газов.

б) Обсуждение результатов опытов.

1группа Вывод: Вещества состоят из мельчайших частиц (молекул).

Эти частицы сохраняют основные свойства вещества: частицы марганцовки – розовые, а мела белые.

2 группа Вывод: Вещества состоят из отдельных , мельчайших частиц, разделённых промежутками.

3 группа Вывод: Газ легко изменяет свой объём, в результате внешних воздействий.

в) Эксперимент учителя.

Оборудование:

Колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер , штатив, спиртовка.

Ход работы:

Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Зажгите спиртовую.

Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут.

г) Рассуждение учащихся по результатам опыта.

Объяснение способности веществ расширяться и сжиматься.

Почему при нагревании объём тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается?

По-видимому, все вещества состоят из отдельных частичек , между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объём тела увеличивается. И наоборот, когда частицы сближаются, объём тела уменьшается.

д)Решение задач. Заполнение оценочных таблиц.

  • Рука золотой статуи в храме, которую целовали прихожане, заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Или это чудо, знамение?

  • Вы делаете уроки .Из кухни доносится аппетитный запах готовящейся еды… Как это могло произойти согласно гипотезе Демокрита? Что доказывает распространение запахов?

  • Износ обуви, углубления в ступеньках древних лестниц, протирание локтей пиджаков… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?

е)Диффузия – процесс взаимного проникновения молекул веществ в результате их беспорядочного движения.

Диффузия может происходить в газах, жидкостях и твёрдых телах.(Распространение запахов, окрашивание жидкостей и тканей)

Одинаково ли быстро диффузия протекает в газах, жидкостях и твёрдых телах?

Скорость диффузии зависит от расстояния между молекулами. Чем больше расстояние между частицами, тем быстрее протекает диффузия.

А теперь давайте решим, почему диффузия протекает по разному в газах, жидкостях и твёрдых телах при разной температуре?

Ситуации. Заполнение оценочных таблиц. Объясните следующие ситуации на основе связи температуры тела и скорости движения молекул

1.Лужи быстрее высыхают на солнце, чем в тени.

2.Бельё быстрее сохнет на ветру.

3.Запах берёзового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем в прохладной комнате.

4.Огурцы быстрее просаливаются в горячей воде , чем в холодной.

5.Грибы около плиты высыхают, а забытые в корзине гниют.

ж) Экспериментальное задание по группам:

1.Встакан с водой с помощью пипетки опустите на дно несколько капель крепкого чая. Объясните что произойдет с раствором.

2.Взяв два стакана — с горячей и холодной водой, выясните зависимость скорости диффузии от температуры.

3.Возьмите часы, рулетку, флакон духов и встаньте в разные углы комнаты. Пусть товарищ заметит время и откроет флакон духов. Вы отметьте время, когда почуствуюте запах. Измерьте расстояние между вами и найдите скорость диффузии ( по формуле s/t, где s- это расстояние, а t – время)

з) Выводы по работе.

6. Физминутка. Учащиеся встают. Учитель говорит утверждение, если оно верно учащиеся поднимают руки вверх и хлопают, если неверно, то присаживаются.

Утверждения:

1) Единица измерения силы – Ньютон,

2) прибор для измерения массы – термометр,

3) единица измерения времени – секунда,

4) в одной минуте – 100 секунд,

5) в одном килоньютоне – 100 Ньютонов,

6) буква обозначения веса – Р,

7) в одном километре – 60 минут,

8) прибор для измерения силы – динамометр.

7. Закрепление нового материала.

а) Физический диктант (да, нет)

1.Вещество состоит из мельчайших частиц. (да)

2.Объём газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (нет)

3.Плёнка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (нет)

4.Молекулы воды точно такие же, как молекулы льда. (да)

5.Атомы состоят из молекул. (да)

6.Объём жидкости при нагревании уменьшается. (нет)

7.При сжатии газа уменьшается размер молекул. (нет)

8.Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырёхлитровый сосуд. (да)

б) Тест 2

1 вариант

1 Выберите верное утверждение.

1 Только твердые вещества, состоят из молекул. 2 Только жидкости состоят из молекул. 3 Все тела состоят из молекул.

2 Отличается ли чем – нибудь молекулы твердое йода и молекулы газообразного вида

1 Не отличаются. 2 Отличаются формой. 3 Отличаются числом атомов.

3 Промежутки между молекулами жидкости и молекулами твёрдого тела при одной и той же температуре…

1 Одинаковы. 2 Промежутки между молекулами жидкости больше чем между молекулами твердого тела. 3 Промежутки между молекулами жидкости меньше, чем между молекулами твёрдого тела

4 Можно ли утверждать, что объём водорода в воздушном шаре равен сумме объёмов отдельных молекул водорода

1 Да. 2 Нет, т.к. промежутки между молекулами.

2 вариант

1 Мельчайшей частицей является….

1 Элементарная частица. 2 Атом. 3 Молекула.

2 Отличаются ли чем-нибудь молекулы водяного пара от молекул воды?

1 Отличается формой. 2 Молекулы пара больше молекул жидкости. 3 Молекулы пара меньше молекул жидкости. 4 Не отличается

3 В стакан, наполненный до краев чаем, всыпали ложку сахарного песка, чай не пролился. Почему?

1 Сахар испарился. 2 Молекулы сахара заняли промежутки между молекулами воды. 3 Молекулы воды стали меньше размером и освободившееся пространство заполнили молекулы сахара.

4 Есть отличия между молекулам серебра горячий и холодный ложки?

1 Нет. 2 Молекулы серебра холодной ложки меньше, чем молекулы горячей.

8. Выводы по уроку.

Процесс диффузии имеет большое значение в природе. Дыхание животных и растений, проникновение кислорода из крови в ткани – всё это диффузия.

Скорость диффузии зависит от температуры (чем холоднее тело, тем меньше скорость движения молекул и тем медленнее протекает процесс диффузии и наоборот).

9. Итог урока. Перевод баллов в отметки. Максимально за урок можно набрать 24 балла. От 24 до 20 баллов отметка «5». От 20 до 15 баллов отметка «4». От 15 до 10 баллов отметка «3». Учащиеся выставляют себе отметки за урок в оценочные таблицы. На доске висит доска настроения учащимся необходимо наклеить смайлик на ту часть доски в зависимости от настроения, с которым они уходят с урока.

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул

1. Определение температуры 1 вид — рецептивный лёгкое 3 Б. Определение температуры по показанию термометра.
2. Температура 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Перевод данной температуры из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта.
3. Термометры 1 вид — рецептивный среднее 2 Б. Температура человека по шкале Цельсия, Фаренгейта и Кельвина.
4. Перевод температур из Цельсия в Реомюры и обратно 1 вид — рецептивный среднее 1 Б. Переход из одной температурной шкалы в другую.
5. Новая температурная шкала 3 вид — анализ сложное 6 Б. Определение температуры по новой температурной шкале, привязанной к шкале Цельсия.
6. Температура 3 вид — анализ сложное 4 Б. Сравнение различных температурных шкал, перевод температуры из одной шкалы в другую.

План урока по физике 7 класс «Движение молекул. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.»

№10 «___»__________ 20__г.

Движение молекул. Диффузия.

Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

Цели:

Образовательная: Объяснить явление движения молекул с точки зрения диффузии. Объяснить диффузию с точки зрения температуры и скоростью движения молекул.

Развивающая: Развить умение учащихся применять данные знания на практике и в жизни.

Воспитательная: В целях развить научного мировоззрения учащихся показать роль физических экспериментов. Раскрыть причинно-следственные связи в изучаемом материале: движение молекул, диффузия, связь температуры тела со скоростью движения его молекул.

Оборудование: стеклянный сосуд, водный раствор медного купороса, вода, эфир (или нашатырный спирт)

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

1.Стр48 Упр5 №2.

N1=6000 звёзд =6∙103 звёзд, N2=27000000000000000=2,7∙1016 молекул

2.Как называются частицы, из которых состоят вещества?

(молекула)

3.Какие частицы называются молекулами?

4.Одинаковы ли молекулы разных веществ?

5.Что вы знаете о составе молекулы воды?

(2 атома – водорода, 1 атом — кислорода)

II.Новый материал.

Многочисленные опыты показывают, что молекулы всех тел непрерывно движутся.

Опыт. В стеклянный сосуд наливаем водный раствор медного купороса. Поверх раствора в сосуд очень осторожно, чтобы не смешать жидкости, наливаем чистую воду. Видна резкая граница раздела между водой и раствором медного купороса. Сосуд оставляем в покое и продолжаем наблюдать за границей раздела жидкостей.

Через несколько дней обнаружим, что граница раздела расплылась. Недели через две граница исчезает, в сосуде образуется однородная жидкость.

Значит, жидкости перемешались.

Явление, при котором вещества сами собой смешиваются друг с другом, называют диффузией.

Диффузия (лат. слово) – растекание, распространение.

Как это происходит: Сначала обмениваются местами вследствие своего движения отдельные молекулы воды и медного купороса, находящиеся около границы раздела этих жидкостей. Граница становится расплывчатой, т.к. молекулы медного купороса попадают в нижний слой воды, а молекулы воды опадают в верхний слой раствора медного купороса.

Молекулы движутся непрерывно и беспорядочно, этот процесс приводит к тому, что вся жидкость в сосуде становится однородной.

В газах диффузия происходит быстрее, чем в жидкостях.

Пример: Если в комнату внести нафталин или какое-нибудь пахучее вещество, то очень скоро его запах будет ощущаться во всей комнате. Происходит диффузия.

Явление диффузии происходит и в твёрдых телах, но очень медленно.

Пример: Отшлифованные пластины свинца и золота положили одна на другую и сжали грузом. При обычной комнатной температуре на 5 лет. Золото и свинец срослись, взаимно проникнув друг в друга на 1мм. Получился тонкий слой из сплава золото со свинцом.

Диффузия имеет большое значение в жизни.

Пример: Кислород из окружающей среды благодаря диффузии проникает внутрь организма через кожу человека и т.д. диффузия происходит и при спайке металлических деталей.

Если наблюдать диффузию жидкостей в двух сосудах, один из которых в начале опыта помещён в холодное место, а другой в тёплое, то можно обнаружить, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее.

Это означает, что скорость движения молекул и температура тела связаны между собой.

Чем большее скорость движения молекул тела, тем выше его температура.

Тёплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная. Разница заключается в том, что молекулы тёплой воды движутся быстрее, чем молекулы холодной воды.

Мы знаем, что при нагревании холодная вода сначала становится тёплой, а затем – горячей. Нагретая печь постепенно охлаждается, а воздух в комнате нагревается.

Словами «холодный», «тёплый», «горячий» мы называем тепловое состояние тел. Одной из величин, характеризующих тепловое состояние тел, является температура.

Температуру тела, как известно, измеряют термометрами. Единицей температуры служит градус.

III.Закрепление нового материала.

1.Почему запах духов распространяется по комнате?

2.Какова связь между температурой тела и скоростью движения его молекул?

3.Одинакова ли скорость диффузии в газах, жидкостях и твёрдых телах? Почему диффузия при высокой температуре протекает быстрее?

Домашнее задание: §15

3


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *