Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия
| Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Время | ||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветственное слово учителя (слайд 1). — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Чулпан Махсутовна и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Сегодня мне хотелось бы начать урок с пожелания. Желаю вам хорошего настроения, и я надеюсь на вашу активную работу. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочемместе, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | 1 мин. | ||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Выполняется структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group), выполнение мультимедийного интерактивного упражнения | Повторение пройденной темы. А) Сейчас вы под музыку СМЕШИВАЕТЕСЬ, когда музыка прекращается, то ЗАМИРАЕТЕ, ваша задача состоит в том, чтобы объединиться в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на мой вопрос.
Вот мы с вами сформировали группы, это ваша новая команда, с которой вы будете работать сегодня на уроке. Поприветствуйте друг друга. Садимся за столы. Б) Посмотрите, пожалуйста, на экран http://learningapps.org. Ребята вам нужно найти слова автора и прямую речь и записать в тетради предложения по порядку. Выпишете отдельно слова автора и прямую речь. Затем, чтобы собрать предложения обсуждают в группе. Заслушиваются ответы индивидуально. «Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»?» – спросил Витя. «Руслан», — ответил Максим. «А почему?» – поинтересовался Витя. «Я переживал за него», — добавил Максим. «Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе?» – переспросил Витя. «Смелость и целеустремленность», — сказал Максим. -Молодцы, какое произведение мальчики обсуждают? -Правильно, ребята. (слайд 2) -Да, Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила» (1818-1820). В ней тесно переплелись чувства и события, присущи реальности и настоящим людям с мифическими персонажами, магией и волшебством. (Слайд 3) — Ребята, у вас появилась картинка. Попробуйте ответить на вопрос устно, при ответе поднимаем руки: «Что изображено на этом рисунке? Что делают люди на этом рисунке?». — Ребята, а как можно это назвать одним словом. — Итак, тема нашего урока сегодня – диалог. (Слайд 4) | Отвечают на вопросы и формируют группы Три Два Четыре Выполняют упражнение Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока. | Индиви дуальная, групповая, фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | 5 мин. | ||
2. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | – Кто знаком с этим понятием? – А сейчас возьмите карточки (№ 1) и заполните только левый столбик: Карточка № 1 (слайд 5)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (Различать предложения с прямой речью и диалогом, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них, отличать их на слух.) (слайд 6) (слайд 7) Физкультминутка «Диалог». -Как живёте? — Вот так! (поднимают вверх большой палец). — Как идёте? — Вот так! (маршируют). — Ночью спите? — Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку). — Как плывёте? — Вот так! (руками разводят) — Как шалите? — Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк). — Как грозите? — Вот так! (пальцем указательным машут) — Как садитесь? — Вот так! (Садятся) — Что представляет из себя наша физкультминутка? (Диалог) | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индиви дуальная, групповая | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | 5 мин. | ||
3. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения | Просмотр мультимедийной презентации «Диалог. Знаки препинания при диалоге». Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | – Обратимся к учебнику. Прочитайте правило в учебнике (п. 49). Слайд (8) Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. Дополняет ответы — Какие незнакомые слова встретились? — А что же такое реплика? (слайд 8) — Давайте обратимся к толковому словарю, созданному известным советским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым и посмотрим значение этих слов. (слайд 9 — 10) — Вернемся к примеру прямой речи, где мальчики обсуждают поэму (слайд 11). Давайте вместе попробуем переделать в диалог. — Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Витя. — Руслан, — ответил Максим. — А почему? – поинтересовался Витя. — Я переживал за него, — добавил Максим. — Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе? – переспросил Витя. — Смелость и целеустремленность, — сказал Максим. (Слайд 12) — Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге? — Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога? | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения | Индиви дуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач | 5 мин. | ||
4.Первичное закрепление. 5.Самостоятельная работа | Письменная работа. Создание проекта | — (слайд 13) Ребята, у вас на столах лежат листы и фломастеры. Вам нужно будет написать или нарисовать определение диалога? и составить диалог, используя при этом вежливые слова, которые даны в рамке на стр. 118, в конце свои проекты защитить. Придумайте диалог, состоящий из 4х реплик на тему: 1 ряд – «Разговор по телефону»; 2 ряд – «Встреча с другом»; 3 ряд – «Визит к врачу»; 4 ряд – «Разговор на перемене». — Разыграйте диалоги. | Принимают участие в работе, создают проект Участвуют в разыгрывании диалогов. | Индиви дуальная, групповая | Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления | 10 минут | ||
6. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений | – А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она сформулирована? – Какая цель была поставлена нами на уроке? (Познакомиться Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что… (письменно) 1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц. 2.Диалог состоит из реплик и слов автора. 3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире. 4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется. 5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях. 6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая повторов. | Отвечают на вопросы | Индиви дуальная, групповая | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | 2 мин. | ||
7. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | – (слайд 15)Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных — Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. (слайд 16) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу | 2 мин. |
xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку.Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.
1. Упр. 252 и монологический текст (на выбор) у каждого на столе – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.
Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, затем представляют связный ответ по плану.
– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?
– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?
– Каковы особенности оформления диалога на письме?
2. Упр. 253 – углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебнонаучного текста.
Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения (с опорой на «Памятку» в учебнике, с. 169).
Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?
3. Чтение определения диалога в рамке.
– Что такое реплика?
– Сколько реплик в тексте упр. 253?
– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)
4. Упр. 254 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.
– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).
– Сформулируйте выводы.
– Сравните их с правилом в рамке
– Изобразите диалог в виде схемы.
5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.
6. Дополнительно.
а) Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).
Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак тическому материалу», 5-й кл., упр. 105.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.
– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)
– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)
– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?
б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).
ТОУУ
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
nsportal.ru
Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.
УРОК 75
Тема: Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.
Тип урока. Урок развития речи.
Цель как деятельность учеников.
Метапредметные/коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.
Овладение умениями различных видов устной и письменной речи: характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебнонаучном стиле.
Понимание и анализ текста, овладение орфографией и пунктуацией: различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.
Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.
Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Задавать вопросы, формулировать задания.
III. Словарный диктант.
– Записать слова в столбики:
доктор маршрутный
инженер очевидный
атлет независимый
легенда огуречный
образ лагерный
галерея образный
горизонтальный
– Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?
– Подчеркните орфограммынепроверяемые буквы гласных.
– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)
Проводится словарная работа с этими словами.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.
IV. Формулирование темы и целей урока.
– Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания. Сформулируйте тему и цели урока.
Регулятивные УУД
1. Формулировать тему урока.
2. Определять характер деятельности.
V. Обобщение и углубление изученного.
1. Упр. 324 – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.
Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр. 324, затем представляют связный ответ по плану.
– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?
– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?
– Каковы особенности оформления диалога на письме?
2. Упр. 325 – углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебнонаучного текста.
Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения (с опорой на «Памятку» в учебнике, с. 251).
Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?
3. Чтение определения диалога в рамке.
– Что такое реплика?
– Сколько реплик в тексте упр. 324? (Одна.)
– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)
4. Упр. 326 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.
– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).
– Сформулируйте выводы.
– Сравните их с правилом в рамке после упр. 326.
– Изобразите диалог в виде схемы.
5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.
6. Дополнительно.
а) Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).
Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак тическому материалу», 5-й кл., упр. 105.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.
– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)
– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)
– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?
б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.
2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).
ТОУУ
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.
4. Слушать и слышать друг друга.
VI. Итог урока.
– Задайте вопросы по теме урока.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VII. Домашнее задание.
1. § 35 (правила и определения в рамках).
2. Придумать диалог, записать и правильно оформить его на письме.
infourok.ru