Как в русском языке оформляется диалог на письме – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку.Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

Конспект урока "Диалог. Оформление диалога на письме"

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

 

Формируемые умения (универсальные учебные действия) Время
1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветственное слово учителя (слайд 1).

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Чулпан Махсутовна и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Сегодня мне хотелось бы начать урок с пожелания. Желаю вам хорошего настроения, и я надеюсь на вашу активную работу.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочемместе, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Познавательные: осознают познавательную задачу. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. 

1 мин.
2. Актуализация и пробное учебное действие Выполняется структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group),

выполнение мультимедийного интерактивного упражнения

Повторение пройденной темы.

А) Сейчас вы под музыку СМЕШИВАЕТЕСЬ, когда музыка прекращается, то ЗАМИРАЕТЕ, ваша задача состоит в том, чтобы объединиться в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на мой вопрос.

    1. Сколько видов предложения по цели высказывания?
    2. Сколько типов предложения по интонации? 
    3. Сколько букв  в слове речь?

Вот мы с вами сформировали группы, это ваша новая команда, с которой вы будете работать сегодня на уроке. Поприветствуйте друг друга. Садимся за столы.

Б) Посмотрите, пожалуйста, на экран 

http://learningapps.org.

Ребята вам нужно найти слова автора и прямую речь и записать в тетради предложения по порядку.

Выпишете отдельно слова автора и прямую речь.

Затем, чтобы собрать предложения обсуждают в группе. Заслушиваются ответы индивидуально.

«Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»?» – спросил Витя. «Руслан», — ответил Максим. «А почему?» – поинтересовался Витя. «Я переживал за него», — добавил Максим. «Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе?» – переспросил Витя. «Смелость и целеустремленность», — сказал Максим.

-Молодцы, какое произведение мальчики обсуждают?

-Правильно, ребята. (слайд 2)

-Да, Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила» (1818-1820).  В ней тесно переплелись чувства и события, присущи реальности и настоящим людям с мифическими персонажами, магией и волшебством.

(Слайд 3)

— Ребята, у вас появилась картинка. Попробуйте ответить на вопрос устно, при ответе поднимаем руки: «Что изображено на этом рисунке? Что делают люди на этом рисунке?».

— Ребята, а как можно это назвать одним словом.

— Итак, тема нашего урока сегодня – диалог. (Слайд 4)

Отвечают на вопросы и формируют группы

Три

Два

Четыре

Выполняют упражнение

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.

Индиви

дуальная,

групповая, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. 

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

5 мин.
2. Выявление места и причины затруднения Эвристическая беседа, ответы на вопросы – Кто знаком с этим понятием?

– А сейчас возьмите карточки (№ 1) и заполните только левый столбик:

Карточка № 1 (слайд 5)

Известная информация и предположения (что мне известно по данной теме) Новая информация (что я нового узнал на уроке)

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Попробуйте  сформулировать задачи сегодняшнего урока. Чему мы должны с вами научиться? (

Различать предложения с прямой речью и диалогом, уметь их записывать,  ставить знаки препинания в них, отличать их на слух.) (слайд 6)

(слайд 7) Физкультминутка  «Диалог».

 -Как живёте?

— Вот так! (поднимают вверх большой палец).

—  Как идёте?

— Вот так! (маршируют).

—  Ночью спите?

—  Вот так! (складывают ладошки и кладут под щёку).

—  Как плывёте?

—  Вот так! (руками разводят)

—  Как шалите?

—  Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

—  Как грозите?

—  Вот так! (пальцем указательным машут)

— Как садитесь?

— Вот так! (Садятся)

—  Что представляет из себя наша физкультминутка? (Диалог)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

5 мин.
3. Целепо- лагание и построение проекта выхода

из затруднения

Просмотр мультимедийной презентации «Диалог. Знаки препинания при диалоге». Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах – Обратимся к учебнику. Прочитайте правило в учебнике (п. 49). Слайд (8)

Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

Дополняет ответы

— Какие незнакомые слова встретились? 

— А что же такое реплика? (слайд 8)

— Давайте обратимся к толковому словарю, созданному известным советским лингвистом Сергеем Ивановичем Ожеговым и посмотрим значение этих слов. (слайд 9 — 10)

— Вернемся к примеру прямой речи, где мальчики обсуждают поэму (слайд 11). Давайте вместе попробуем переделать в диалог. 

— Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Витя.

— Руслан, — ответил Максим.

— А почему? – поинтересовался Витя.

— Я переживал за него, — добавил Максим.

— Какие черты его характера ты хотел бы видеть в себе? – переспросил Витя.

— Смелость и целеустремленность, — сказал Максим.

(Слайд 12)

— Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

— Чем отличается пунктуационное оформление прямой речи и диалога?

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5 мин.
4.Первичное закрепление.

5.Самостоятельная работа

Письменная работа. Создание проекта
(слайд 13) Ребята, у вас на столах  лежат листы и фломастеры.

Вам нужно будет написать или нарисовать определение диалога? и составить диалог, используя при этом вежливые слова, которые даны в рамке на стр. 118, в конце свои проекты защитить. 

Придумайте диалог, состоящий из 4х реплик на тему:

1 ряд – «Разговор по телефону»;

2 ряд – «Встреча с другом»;

3 ряд – «Визит к врачу»;

4 ряд – «Разговор на перемене».

— Разыграйте диалоги.

Принимают участие в работе, создают проект

Участвуют в разыгрывании диалогов.

Индиви

дуальная,

групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут их причины и пути преодоления

10 минут
6. Включение в систему знаний и повторение Обобщение полученных на уроке сведений – А теперь я предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. Как она сформулирована?

– Какая цель была поставлена нами на уроке? (Познакомиться


с диалогом.) Я предлагаю заполнить второй столбик нашей таблицы в карточке № 1. (слайд 14)

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что… (письменно)

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц. 

2.Диалог состоит из реплик и слов автора. 

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире. 

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется. 

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях. 

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая повторов. 

Отвечают на вопросы Индиви

дуальная,

групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

2 мин.
7. Рефлексия учебной деятельности Заключительная  беседа
по вопросам; монологические высказывания
(слайд 15)Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? 

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и покажите их. Урок понравился – выбираете зеленую карточку, нет – красную карточку. 

— Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

(слайд 16)

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке
Индивидуальная Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. 

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу

2 мин.

xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку.Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

1. Упр. 252  и монологический текст (на выбор) у каждого на столе – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.

Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам,  затем представляют связный ответ по плану.

– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?

– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?

– Каковы особенности оформления диалога на письме?

2. Упр. 253 – углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебно­научного текста.

Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения (с опорой на «Памятку» в учебнике, с. 169).

Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?

3. Чтение определения диалога в рамке.

– Что такое реплика?

– Сколько реплик в тексте упр. 253?

– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

4. Упр. 254 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.

– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).

– Сформулируйте выводы.

– Сравните их с правилом в рамке

– Изобразите диалог в виде схемы.

5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.

6. Дополнительно.

а) Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).

Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак­ тическому материалу», 5-й кл., упр. 105.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.

– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)

– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)

– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?

б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5­го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

nsportal.ru

Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

УРОК 75

Тема: Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

Тип урока. Урок развития речи.

Цель как деятельность учеников.

Метапредметные/коммуникативные: договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, составлять план и работать по плану, оформлять свои мысли в устной форме.

Овладение умениями различных видов устной и письменной речи: характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебно­научном стиле.

Понимание и анализ текста, овладение орфографией и пунктуацией: различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

Учитель собирает листочки с предложениями для языковой разминки, чтобы в дальнейшем использовать их на уроках.

Один из учеников предлагает свой вариант языковой разминки (предложение с прямой речью) и задания к этому предложению всему классу.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Задавать вопросы, формулировать задания.

III. Словарный диктант.

– Записать слова в столбики:

доктор маршрутный

инженер очевидный

атлет независимый

легенда огуречный

образ лагерный

галерея образный

горизонтальный

– Что объединяет слова первого и второго столбиков? А что их различает?

– Подчеркните орфограммы­непроверяемые буквы гласных.

– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились? (Диалог, монолог.)

Проводится словарная работа с этими словами.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

IV. Формулирование темы и целей урока.

– Сегодня на уроке слова диалог и монолог являются ключевыми. Дополните группу ключевых слов словами: речь, знаки препинания. Сформулируйте тему и цели урока.

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

V. Обобщение и углубление изученного.

1. Упр. 324 – наблюдение над особенностями текстов в форме диалога и монолога, выявление их сходства и отличий.

Работа в парах. Ученики обсуждают тексты по вопросам, читают справку из словаря иностранных слов в рамке в конце упр. 324, затем представляют связный ответ по плану.

– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?

– Какова цель использования диалога и монолога в художественном тексте?

– Каковы особенности оформления диалога на письме?

2. Упр. 325 – углубление понятий «диалог» и «монолог» через изучающее чтение учебно­научного текста.

Изучающее чтение текста в режиме технологии продуктивного чтения (с опорой на «Памятку» в учебнике, с. 251).

Самостоятельная работа с саморефлексией: что делали в процессе чтения, какой результат получили?

3. Чтение определения диалога в рамке.

– Что такое реплика?

– Сколько реплик в тексте упр. 324? (Одна.)

– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

4. Упр. 326 – проводится наблюдение над оформлением диалога на письме. Ученики работают в парах по заданиям к упражнению.

– Составьте план своей работы (запись в тетрадях).

– Сформулируйте выводы.

– Сравните их с правилом в рамке после упр. 326.

– Изобразите диалог в виде схемы.

5. Чтение и анализ правила в рамке о постановке знаков препинания при оформлении диалога.

6. Дополнительно.

а) Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).

Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по «Дидак­ тическому материалу», 5-й кл., упр. 105.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавил Сашка.

И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Матвей.

Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Сколько реплик у вас получилось? (Семь.)

– На обыгрывании какого языкового явления построен этот диалог? (Омонимов.)

– Назовите омонимы. Почему это омонимы, а не значения одного многозначного слова?

б) Работа в группах. Найти в учебнике по литературе для 5­го класса фрагменты текста с диалогом, прочитать их, выяснить постановку знаков препинания.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую (план в текст).

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

VI. Итог урока.

– Задайте вопросы по теме урока.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. § 35 (правила и определения в рамках).

2. Придумать диалог, записать и правильно оформить его на письме.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о