Как вы понимаете что такое язык и что такое речь 3 класс – Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. 

Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?

Вместе с первым словом в человеке  зарождается его родной язык. Русский язык — это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации.

Русский язык — это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.

3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?

Видна птица по перьям, а человек по речам. Птицу судят по оперению, а человека — по словам.
Много сказано, а послушать нечего. Наговорил много, я смысла не донёс.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лучше промолчать, чем говорить о том, о чём не имеешь понятия.

4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?

…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

(А. Пушкин)

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.

  • Почему речь богатыря можно назвать красивой? Спишите речь богатыря.

«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.

  • Найдите в этом отрывке слова, которые часто используются в народной поэтической речи.

Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

3.9 (78.26%) от 23 голосующих

razviwaika.ru

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?

Язык – орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь – проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. 

Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их  окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?

Вместе с первым словом в человеке  зарождается его родной язык. Русский язык – это государственный язык, на нём говорят все народы, который живут в Российской Федерации.
Русский язык – это часть нашей культуры, богатство и достояние народа.

3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?

Видна птица по перьям, а человек по речам.

Птицу судят по оперению, а человека – по словам.
Много сказано, а послушать нечего. Наговорил много, я смысла не донёс.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Лучше промолчать, чем говорить о том, о чём не имеешь понятия.

4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?

…Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

(А. Пушкин)

“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Богатырь обращается к царевне.

  • Почему речь богатыря можно назвать красивой? Спишите речь богатыря.

«Что за диво!

Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.

  • Найдите в этом отрывке слова, которые часто используются в народной поэтической речи.

Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Понравилось? Оцени!

volzsky-klass.ru

Конспект урока 3 класс на тему » Наша речь. Виды речи»

Тема: Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Что такое речь?

— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите учебник.

— Как он называется?

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

— На с. 159 прочитайте содержание.

— Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

Прочитайте стихотворение.

— Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

— А какова главная мысль текста: (Шкода — к знаниям дорога.)

— Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

— А какую речь называют внутренней? (

Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей

— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово

Мои друг, подумай не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

Тема: Наш язык

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои сочинения.

— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)

— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)

— А когда писали? (Письменную.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются такие слова?

— Чем отличается речь от языка?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык — значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).

— Рассмотрите рисунки и прочитайте.

— Как называется такой текст? (Диалог.)

— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?

— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 9).

(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).

— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.

— Назовите автора этих строк.

— А кто может продолжить это стихотворение?

— О каком времени года в нём говорится?

— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.

— Спишите стихотворение.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)

VIII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое речь?

— Что такое язык?

Домашнее задание

Упр. 9 (с. 9). 18

Тема: Текст. Типы текстов

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— О чём говорит А. И. Куприн?

— Объясните значение выделенных слов.

— Для чего нужен язык?

III. Актуализация знаний

— Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, резкий, с, дует, ветер

2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают

3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

— Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)

— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)

— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

• Это много предложений.

• Это предложение, записанное в тетрадь.

• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

Признаки текста

1. Текст состоит из группы предложений.

2. Предложения расположены в определённой последовательности.

3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

5. Текст выражает законченную мысль.

6. Текст имеет название, заголовок.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

— Прочитайте.

— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— О чём говорится в тексте?

— Определите главную мысль текста.

— Какое название подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Определите главную мысль текста.

— Сколько частей в этом тексте? (Три.)

— Почему текст разделён на части?

— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

VI Физкультминутка.

VII Продолжение работы по теме урока

1.Работа по учебнику

— Рассмотрите схему нас. 13. Назовите типы текстов.

— Kакой текст называется текстом-повествованием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

— Какой текст называется текстом-описанием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

— Какой текст называется текстом-рассуждением?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)

— Докажите.

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)

— Докажите.

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

2. Работа с текстом

— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого:

Он бежит себе в волнах

Пушки с пристани палят,

Ветер по морю гуляет

Кораблю пристать велят.

Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;

Кораблю пристать велят.

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохову

Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

— Какой тип текста вы ещё знаете?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о тексте?

— Как отличить текст от набора предложений?

Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.

Тема: Текст

Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.)

— Какие слова вам помогли описать животное?

— Какие типы текстов вы ещё знаете? (Текст-повествование, текст-рассуждение.)

III. Актуализация знаний

1. Работа в парах

— Разделите текст на три части.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

Прочитайте текст по частям. Обоснуйте.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 1, с. 6-9)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.

По И. Шахраю

— Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.)

— Определите тип текста.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14).

— Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.)

— Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— Как вы озаглавили ваш текст?

— О чём говорится в тексте?

— Определите его главную мысль.

— Назовите тип текста. (Текст-описание.)

— Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Объясните значение выделенных слов.

— Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют?

2. Работа со словами из словаря

— Отгадайте загадки.

Прижались тесно к брату брат,

В зелёных гнёздышках сидят,

Гнёздышки искусные,

А братишки вкусные. (Орех.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке —

Берегите, детки, зубки! (Орешник.)

— Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом орех, запишите.

— Запомните, как пишутся эти слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 15 (с. 14).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.)

— Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?)

— Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные в первом предложении.

— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?

2. Самостоятельная работа

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Определите тип текста.

Очень красив лес в осенние … . Солнечные лучи … верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие … листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших….

(Проверка.)

VIII. Рефлексия

— Определите тип текста по данным заголовкам.

• «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»;

• «Как мы с папой ходили в зоопарк»;

• «Красив русский лес!»

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

Домашнее задание

Упр. 16 (с. 14).

Тема: Предложение

Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— Чей рассказ вам понравился? Почему?

— Назовите тип текста.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Так пробежало лето.

Приближалась длинная холодная зима.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.

Прошла и осень.

Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

1) Небо, по, облака, плывут, белые.

2) Высоко в небе летят журавли.

— Чем отличаются записи?

— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.)

— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение изученного о предложении

(Работа в парах.)

— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)

1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

2) Предложение не может состоять из одного слова.

3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

— Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)

2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?

— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как обозначаются начало и конец предложения?

Упр. 18 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили?

— Как составить из слов предложение?

— Выполните задания.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 16.

— Что такое предложение?

— Что выражает предложение?

— Составьте любое предложение. Запишите его.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 19 (с. 16).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

— Что такое диалог?

— Найдите в тексте диалог.

— Как оформляется диалог в тексте?

— Прочитайте диалог по ролям.

— Запишите его.

VIII. Рефлексия

— Чем группа слов отличается от предложения?

— Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Дятел, дятел — мой приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

— Чем отличается монолог от диалога?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

— Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

— Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

— Из чего состоит текст? (Из предложений.)

— Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

— Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

— Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

— Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

— Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

— Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

— Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

— Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

— Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

— Прочитайте слово, которое получилось.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

2. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

— На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

— Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

— Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)

— Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений. Упр. 21 (с. 17). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

В поле — метёлкой,

В мешке — золотом. (Овёс.)

— Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом овёс, запишите.

— Запомните, как пишется это слово.

4. Работа по учебнику Упр. 22 (с. 18).

— Прочитайте предложения.

— Чем они похожи?

— С какой интонацией они произносятся?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)

— Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)

5. Распознавание предложений по цели высказывания

— Послушайте отрывки из стихотворений.

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

К. Чуковский

— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

— Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

— В чём дело?

— Спасите!

— Кого?

— Бегемота!

Наш бегемот провалился

В болото…

К. Чуковский

— Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)

— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 23 (с. 18).

— Прочитайте выразительно побудительные предложения.

— Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

Какие предложения называются побудительными?

Упр. 24 (с. 19).

Прочитайте предложения. Из какой они сказки? Кто автор этой сказки? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой.)

— Определите вид предложений по цели высказывания. Обоснуйте свой ответ.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы выписали.

— Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?

Упр. 25 (с. 19).

— Прочитайте задание.

— Как нужно прочитать предложения?

— Прочитайте предложения выразительно.

— Что вы заметили? Изменился ли смысл предложения?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Лексическая работа

— Вам приходилось слышать выражение крокодиловы слёзы! Что оно означает? В каких ситуациях употребляется?

— Познакомьтесь с шутливой версией Джанни Родари.

Для чего нужны слёзы?

Я постараюсь ответить тебе в двух словах. Немножко слёз нужно каждому. Слёзы промывают наши глаза, унося прочь крохотные пылинки, попадающие в них из воздуха.

Ну а разным плаксам слёзы нужны в очень большом количестве, чтобы без конца реветь по пустякам.

Самые же знаменитые слёзы на свете — это крокодиловы слёзы. Ты, наверное, уже кое-что слышал о них — они ведь как-никак вошли в пословицу. А если ты о них ещё ничего не слышал, то прочти эти стихи. И тогда ты сам поймёшь, стоит ли лить слёзы или не стоит. И можно им верить или нельзя!

Текла река с названьем — Нил,

И в ней плескался крокодил,

А крокодил был тот престранный,

Он был и хищный, и гуманный.

Любого друга и соседа

Он не чинясь тащил к обеду.

Бывало, кончится обед,

А гостя почему-то нет.

Хозяин ел кого попало —

Гиену, волка и шакала,

Зато, когда обед кончался,

Хозяин в слёзы ударялся.

Его слезам почти поверя,

Издалека кричали звери:

— Эй, дядя, полно убиваться!

Ты камышом начни питаться!

Обжора отвечал уныло:

— Ох, доброта меня сгубила!

Я всех позвал бы на обед,

Но аппетита больше нет…

Я ваши семьи разлучил! —

И разрыдался крокодил.

Перевод Ю. Ильина

— Какое толкование выражения крокодиловы слёзы следует из стихотворения?

VIII. Рефлексия

— Прочитайте текст. Какие предложения в нём есть?

— Спишите, поставьте знаки препинания.

В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слонёнка.

— Это не слонёнок Это почти взрослый слон

— Почему же он такой маленький

— Потому что это слон-карлик

— А разве такие бывают

— Как видите

— За малый рост дали слону кличку Бэби

По В. Дурову

— Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов

infourok.ru

Урок 40. какая бывает речь. что можно узнать о человеке по его речи? — Русский язык — 1 класс

Русский язык. 1 класс.

№ 40

Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.

Задачи:

  1. Познакомиться с учебником и научиться им пользоваться
  2. Изучить виды речи, научиться отличать устную, письменную и речь про себя
  3. Научиться выделять предложения из теста
  4. Порассуждать о значении языка и речи в жизни людей
  5. Научиться анализировать речь людей
  6. Познакомиться с правилами речевого этикета и научиться их соблюдать

Результаты:

  • Узнаем, какая бывает речь и что такое вежливая речь
  • Научимся различать письменную и устную речь.
  • Порассуждаем, зачем людям язык и речь
  • Научимся правильно писать изученные буквы
  • Понаблюдаем за собственной речью и речью других людей.

Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль у тебя в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверил? Ну тогда садись!

И с усердием трудись!

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:

Как называется учебник?

С чем вас познакомит учебник?

Чему вас будет учить этот учебник?

Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.

Задание 1. Разгадайте кроссворд.

  1. Моя подружка так живет:
    С утра она чернила пьет,
    Потом я ей даю тетрадь,
    Она по ней идет гулять.
  2. То я в клетку, то в линейку, 
    Написать на мне сумей-ка. 
    Можешь и нарисовать. 
    Что такое я? …
  3. Новый дом несу в руке,

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

  1. Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?

ЧАСТЬ 1. РЕЧЬ

Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?

Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».

Как вы понимаете эти слова?

А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.

Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:

ГОВОРЕНИЕ

СЛУШАНИЕ

ЧТЕНИЕ

ПИСЬМО

_______________________

_______________________

Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.

Задание 4.

Речь бывает письменная и устная.

Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»

Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov

Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.

Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.

По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.

Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.

Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.

ПРАКТИКА

Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?

Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?

Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:

  • Колобок убежал от медведя
  • Лиса съела колобка
  • Старик попросил старуху испечь колобок
  • Колобок встретил волка
  • Колобок спел песенку зайцу

Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:

  1. читаем стихи Мы .
  2. песни веселые Я люблю ..

Спишите предложения в тетрадь.

Не забудьте о правилах списывания:

Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания

Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.

Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.

Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:

  1. СЛУШАНИЕ
  2. ГОВОРЕНИЕ
  3. ЧТЕНИЕ
  4. ПИСЬМО

Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.

1. __________________

2. __________________

3. _________________

4. __________________

5. __________________

Какие это виды речи?

Подпишите картинки, используя слова из рамочки

Чтение

Письмо

Речь про себя

Говорение

Слушание

На какие две группы можно разделить виды речи?

Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?

2.

3.

Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?

ЧАСТЬ 2. ЯЗЫК

Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?

Что нужно, чтобы понять эти записи?

Что же такое язык?

Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.

Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык

Татары. Родной язык — татарский.

Осетины. Родной язык — осетинский

Буряты. Родной язык – бурятский

Русские. Родной язык — русский

Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:

Русский язык — это родной язык русского народа

Не забудьте о правилах списывания:

Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания

Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.

Как вы понимаете эти слова?

Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.

Российская федерация – государство, в котором мы живем.

В других странах — другой государственный язык

Китайский язык – государственный язык Китая

Немецкий язык – государственный язык Германии

Английский язык – государственный язык США

Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?

Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки

Италия

Арабский

язык

Франция

Японский

язык

Япония

Итальянский

язык

Объединенные Арабские Эмираты

Французский

язык

Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov

Инструкция: Перейдите по ссылке -> введите в поисковой строке слово -> прочитайте значение.

Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?

Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.

Дайте ножницы, расческу,

Я вам сделаю прическу

Дайте мне скорей продукты:

Мясо, зелень, сухофрукты,

Рис, картофель … И тогда

Ждет вас вкусная еда.

Чтобы сбить температуру

Я вам выпишу микстуру

Еще по речи можно понять:

— сколько человеку лет;

— мужчина это или женщина;

— какое у человека настроение.

Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?

А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?

Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:

Спасибо!

Пожалуйста!

Будьте добры!

Здравствуйте!

До свидания!

Благодарю!

Какие еще вежливые слова вы знаете?

Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?

А всегда уважительно разговариваете?

*Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.

_____________________________________________

ПРАКТИКА

*Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению

Здравствуйте!

Всего доброго!

Спасибо!

Добрый день!

До свидания!

Благодарю!

Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:

  1. Поздороваться при встрече.
  2. Толкнуть и не извиниться.
  3. Свистеть, кричать, шуметь в школе. 
  4. Уступить место старшим. 
  5. Не обращать внимание на обращение старших. 
  6. Помочь пожилому человеку подняться по лестнице. 
  7. Попрощаться выходя из помещения. 

ВЕЖЛИВЫЕ

НЕВЕЖЛИВЫЕ

Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?

  • Доброе слово и кошке приятно
  • Дурной человек в речах познается
  • Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится

Запишите в тетрадь понравившееся предложение.

Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/

Инструкция: перейдите по ссылке -> прочитайте пословицу -> обдумайте (обсуди с товарищами) ее значение -> запишите в тетрадь, если значение понятно.

Задание 23. Соедините части пословиц

Слово — не воробей

а беседа умом

Красно поле пшеном,

а длинный — наказание

Без русского языка

вылетит — не поймаешь

Доброе молчание

не сколотишь и сапога

Острый язык – дарование,

лучше худого вранья

ЗАПОМНИТЕ!

Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.

Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.

Внутренняя речь – это речь про себя.

Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.

Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.

ЛИТЕРАТУРА:

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7

ОТВЕТЫ:

Задание 1. 1 – Ручка, 2 – Тетрадь, 3 – Учебники, 4 — Письмо

Ключевое слово: Речь

Задание 3. 1- чтение, 2 – говорение, 3 – письмо, 4 — слушание

Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.

Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.

Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.

Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.

Задание 9. 1 – чтение, 3 – слушание, письмо, 4 — говорение

Задание 10. 2, 4, 1, 3

Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.

Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.

Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.

Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.

Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.

Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.

Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.

resh.edu.ru

Урок-исследование «Язык, речь и человек»

Урок-исследование «Язык, речь и человек»

5 класс

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”. Объяснить понятия «грамотность», «эстетика».

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Слово учителя:

Слайд №1

Тема нашего урока-исследования: “Язык, речь и человек.

От того как мы говорим, мыслим, рассуждаем, зависит уровень нашего развития, интеллекта, воспитанности, общительности, нашей грамотности.

Сегодня в нашем лицее проводится День эстетической грамотности.

Слайд 2

И я приглашаю вас в наше Исследовательское бюро, где мы с вами сможем найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Ребята, как вы понимаете слово «Грамотность»? (ответы детей)

Слайд 3

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.

Кто из вас скажет, что такое эстетика?

Слайд 4

Эстетика — Наука о прекрасном. Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.

Как вы думаете, человек, который красив во всем: и во внешности, в манере поведения, а также умении красиво говорить может считаться грамотным человеком? (ответы детей)

Как люди понимают друг друга, что им для этого нужно? (Общение)

Какой синоним можем употребить к слову «общение»? Правильно, мы общаемся с помощью языка.

Слайд 5

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей.

Слайд 6

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

На каком языке общаемся мы? (на русском). Почему? (ответы детей)

Слайд 7

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой

Слайд 8 (черный квадрат)
Работа с высказываниями на доске.

Мы с вами общаемся при помощи речи. А что такое речь?

Слайд 9

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.

Слайд 10

Назовите синоним к слову «Язык» — «Речь». Правильно.

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.

Речь – это язык в действии, язык в работе.
Кроме разговорной речи, как мы еще можем понимать и общаться с другими людьми?

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью:

Слайд 11

Языка цветов. Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки –

Слайд 12

Язык музыки.

Слайд 13

Язык танца.

Слайд 14

Язык мимики и жестов.

Слайд 15

Язык формул и программирования.

— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

Слайд 16

Роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения.

Слайд 17

Только человек обладает даром слова

И я хочу завершить наше исследование совами писателя Константина Георгиевича Паустовского:

Слайд 18

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Г. Паустовский.

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20). Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

…Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Список использованной литературы.

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011

С.И.Львова. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2002

Е.В.Любичева, Л.И.Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – СПб.: “Паритет”, 2005

А.П.Пасхалов. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004

В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н.Пташкина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока русский язык «Наша речь и наш язык»

Упр 1. Стр. 6

-Прочитайте стихотворение.

-Назовите тему.

-Какова главная мысль?

-Выполните письменное задание к упражнению.

(взаимопроверка)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят

свои примеры.)

 – Какая бывает речь?

 – Какую речь мы называем устной?

 – Какую речь мы называем письменной?

– А какую речь называют внутренней?

 – А легко ли говорить?

-Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно

если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми.

У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно

реченька журчит».

Есть и мастера устной речи – ораторы, рассказчики.

 Физкультминутка

Упр. 3 (с. 7).

 – Прочитайте пословицы.

 – Объясните их смысл.

 – Какую речь вы бы назвали хорошей?

 – Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

 – Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

 – Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

 – Составьте небольшой текст к данному рисунку.

– А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

 – Составьте слова из данных букв.

ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС.

 – Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

 – Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

 – Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

 – Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник.

• Как у праздника сидеть.

Первое сентября

Школа-к знаниям дорога.

Устная и письменная.

Ту, которую мы произносим и слышим.

Ту, которую мы

пишем и читаем.

Ту, когда мы обдумываем.

Работают по учебнику. Отвечают на вопросы.

Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.

Праздник, вместе.

И для нас наступит радость,

торжество.

Сидеть ничего не делая.

nsportal.ru

Урок русского языка по теме «Язык и речь»

«Язык и речь. Язык и человек»

Цель:

  1. Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,

  2. Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.

  3. Формировать навык работы со словарями.

  4. Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”. Давайте заглянем в словарь и выясним, какие же значения имеет слово «язык». (попутно спросить, знают ли они, что такое толковый словарь).

(Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).

Словарная работа.

– Слово “язык” многозначное:

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.

  3. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

  5. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

  6. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

Ребята, мы выяснили с вами, что такое язык. А как вы думаете, что же такое речь? Чем она отличается от языка? Или это одно и то же? (речь – язык, используемый для общения людей). – запись в тетради.

  1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.

  2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.

  3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.

  4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.

  5. Публичное выступление. Выступать с речью.

Ребята, как вы думаете, какая основная единица языка? Из каких маленьких составляющих состоит наш язык? (звук-слово-предложение)

Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

Работа с текстом “Язык”.

— А что думали о языке в давние времена? Перенесемся на минутку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба
– первого баснописца Эзопа.

Сценка. ( 2 ученика).

Ксанф. — Вчера у меня были знатные гости, я хотел их удивить, преподнеся самые лучшие блюда. Но ты купил только языки и приготовил из них три блюда.
Почему?
Эзоп. — Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!
При помощи языка строятся города, развивается культура народов, при помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Ксанф. – Но сегодня я приказал тебе приобрести к обеду самое худшее, и ты опять
купил языки.

Эзоп. – А что на свете хуже языка? Посредством языка огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Вопросы и задания:

– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? Учитель. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.

Об удивительной силе слова поэт В. Шефнер очень ярко сказал в своем стихотворении «Слова»:

Много слов на земле. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова словно раны, слова словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова «Родина, верность, свобода и честь».
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни,
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту.

Появление гостьи.

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лингвистика, наука о языке, а живу я в удивительной стране, в Лингвинии.

Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
За бумажными горами,
За дремучими лесами
Есть прекрасная страна.
Мы отправимся туда.

Приглашаю Вас в путешествие по стране Лингвиния. Мы облетим её восемь княжеств, а поможет нам в этом воздушный корабль. Садитесь поудобнее, мы взлетаем. Мы летим над самым первым старинным княжеством. Оно образовалось
тогда, когда люди научились произносить первые звуки: под нами княжество Фонетики. Внизу вы видите Глухой лес и Звонкую поляну, на которой стоит воздушный дворец княжны. А теперь посмотрите на портрет самой Фонетики. Вот она в своём лёгком платье, на котором — все звуки русского языка.

Рядом с Фонетикой, за Чернильной рекой,— владения принцессы Графики. Графика не умеет говорить, а только пишет. Поэтому и замок её похож на большую авторучку. Сейчас мы пролетаем над страной мастеров, правит которой самый искусный мастер по имени Словообразование. В центре — терем мудрого Корнея Корнеича: это один из самых уважаемых жителей Лингвинии. А вокруг мастерские.
Здесь день и ночь кипит работа: изготавливаются приставки и суффиксы.
А вот княжество Фразеологии. Она вся состоит из постоянных фраз.
Их нельзя изменять — удлинять или укорачивать. В них отточенная народная мудрость. Теперь пролетаем над княжеством Лексики. Поистине Лексика — настоящая Василиса Премудрая. Она повелевает смыслом каждого слова.

А этот дворец с резными башенками, над которым мы летим, видимо,
принадлежит самой Этимологии?

Здесь живет самая искусная сказительница. Нет ни одной истории, самой древней легенды, которые бы не помнила наша Этимология. В её библиотеке хранятся все старинные книги и рукописи об истории и происхождении каждого слова русского языка. Далее удивительное строение – прозрачный дворец. Это замок великого режиссёра Синтаксиса и его супруги Пунктуации. В этом дворце живут их птицы. У нас они — знаки препинания. А сейчас мы подлетаем к столице нашей страны — городу Словинску. Вот его правительница — фея Морфология. В городе живут самостоятельные и служебные части речи. Только одно междометие летает на воздушном шарике. Оно так переполнено чувствами, что просто не может удержаться на земле. Сейчас оно летает над городом, а потом может
и в пригороде оказаться. Все самостоятельные слова работают в театре. Они играют роли в спектаклях-предложениях, а служебные им помогают.

А правят восемью княжествами две мудрые царицы — Грамматика и Орфография. В их дворце (он как раз сейчас под нами) находится Великая Книга Законов страны Лингвинии. Самый главный наш закон — мирный, честный и радостный Труд. Все мы ненавидим жирную Лень — чёрную фею, живущую в железном замке в самой чаще Глухого леса. Жители Лингвинии изгнали из своей страны все грубые и злые слова. И теперь Война, Пожар, Ложь верно служат злобной колдунье. Вглядитесь внимательней и запомните эти лица. Это сама Лень, а рядом её верная служанка Ашипка. — Но что это? Наш корабль теряет высоту, сейчас мы окажемся во власти черной феи и ее слуг. Надо что-то предпринять. Надо немедленно доказать Черной фее, что мы любим трудиться, любим и знаем свой язык.

VII. Задание 1. Найдите ошибки в словах.

Огарод, агурец, марковь, карзина, видро, арамат, удевляться, чуствовать,
классный, чюдо, учиник.

Задание 2. Закончи пословицу.

1)Не спеши языком — торопись делом.

2) С кем поведешься, от того и наберешься.

3) Труд человека кормит, а лень портит.

4) Ученье – свет, а неученье – тьма.

5) По одежке встречают, а по уму провожают.

6) Грамоте учиться – всегда пригодится.

7) Хочешь много знать — надо мало спать.

Задание 3. Перед вами слово «языкознание» (на доске).

Пользуясь этими буквами, вы должны за 1 мин. составить как можно больше новых слов. Затем слова читаются, вычеркиваются одинаковые слова. Выигрывает тот, у кого осталось больше невычеркнутых слов.

Задание 4. Ответьте на вопросы, только помните, что мы находимся в стране Лингвиния.

-Что мы слышим в начале урока? ( букву «у»)

-Чем кончается день и ночь? ( ь)

— Что стоит посредине земли? ( буква «м»)

— Чем кончается лето и начинается осень? (о)

— Что в человек одно, а в вороне вдвое, в лисе вовсе не встретится оно,

а в огороде — втрое? (буква «о»)

— Что у зайца позади, а у цапли впереди? (буква «ц»)

VIII. Подведение итогов. Слово Лингвинии.

— Молодцы, ребята! Вы правильно и быстро справились со всеми заданиями,
доказали, что вы умеете трудиться, знаете свой язык. Черной фее по имени Лень
никогда не захватить Вас в плен. Наш корабль вновь набрал высоту, мы благополучно
возвращаемся в вашу любимую школу.

IX. Заключительное слово учителя.

Язык – это важнейшее средство общения. Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием
от нечего делать, но насущной необходимостью. Ежегодно 21 февраля отмечается
Международный день родного языка. Я надеюсь, что вы будете
бережно относиться к своему родному языку, обогащаться свои знания о языке.


Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!

VI. Вывод.

Слово учителя.

Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:

– Ты таким языком со мной не смей говорить!

–А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”. Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.

VII. Домашнее задание.

упр.8 письменно стр.8

4

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *