Вопросы причастия и деепричастия таблица – Причастие и деепричастие — правило с примерами, таблица

Материал по русскому языку на тему: Причастия и деепричастия

Задание 1. Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.
Гудеть, темнеть, ползти, собираться, расставаться, отдыхать, дышать, клеветать, стлать, мыться, надеяться, бороться, воевать, петь, кричать.

Задание 2. Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени (полные и краткие).
Ненавидеть, зависеть, ценить, видеть, распознавать, исследовать, ожидать, подписывать, влечь, относить, нести, вести, узнать, предписывать.


Задание 3. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени.
Приподняться, гореть, быть, вылететь, покупать, купить, любить, целовать, идти, нести, печь, лезть, выпасть, обрести, отцвести, мерзнуть, исчезнуть, высохнуть.


Задание 4. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени (полные и краткие).
Сделать, услышать, отдать, призвать, создать, увидеть, читать, писать, сосчитать, отвезти, поразить, прожить, одеть, взять, бить, ранить, осветить, огородить, освободить, убедить, пропеть, утвердить.

Задание 5 .Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите

суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти

Задание 6 . Списать текст; вставить пропущенные буквы, поставить пропущенные знаки препинания:

Пройдя через Дворцовую площ…дь и перейдя мост через Мойку мы увид…м стари(н,нн)ый дом построе(н,нн)ый ещё в 18 веке архитектором Платоновым. С виду обыч…ный дом ничем (не) выделя…щийся среди других. Но этот дом дорог всем людям люб…щим свою Родину и её историю. Здесь квартира Пушкина ставшая последней в жизни поэта. И мы представляем морозные январ…ские дни 1837 года. Сотни людей идут едут сюда. Нан…мая извоз…ика называют не адрес а только одно К Пушкину.


Задание 7 . Выделить причастные и деепричастные обороты, грамматические основы во всех предложениях.


Ели,стоявшие по колено в сугробах , были громадно высоки. По сравнению с ними телеграфные столбы казались маленькими , как спички. Но ещё выше елей было небо , всё засыпанное зимними звёздами . Особенно прекрасно сверкали звёзды впереди, на том чёрном бархатном треугольнике неба, который соприкасался с белым треугольником бегущей дороги . Там дрожало и переливалось несколько таких крупных и чистых созвездий , словно они были выгранены из самых лучших и самых крупных алмазов в мире. Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звёздам,но он был не в силах ни погасить, ни даже ослабить их блеск . А вокруг стояла громадная тишина , которая казалась выше елей, выше звёзд и даже выше самого чёрного бездонного неба.

 

nsportal.ru

Тест по русскому языку (7 класс) на тему: Диагностический тест по темам: «Причастие. Деепричастие» по русскому языку для учащихся 7 класса.

Диагностический тест по  темам: «Причастие. Деепричастие» по русскому языку для учащихся 7 класса.  

    I-вариант                                                        

                                                     

Задание 1 (базовый уровень).

 Укажите верное утверждение.

а) Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.

б) Причастие обозначает действие предмета.

в) Причастие — это особая форма глагола.

                                                                                                                   (1балл)

Задание 2 (базовый уровень).

В каком сочетании НЕ пишется слитно?

А. (Не)прекращающийся дождь

Б. (Не)покрытая снегом земля

В. Комната (не)освещена

Г. (Не)исследованная, а дикая тайга

                                                                                                                                (1балл)

Задание 3 (базовый уровень).

1. Определи ряд, в котором перечислены только действительные причастия:

а) приехавший, приезжающий, гонимый;

б) радовавшийся, задумавшийся, колотый;

в) рассмотренный, видимый, насмотревшийся;

г) думающий, занимавшийся, привлёкший;

д) закрытый, закрывающий, испугавший.

                                                                                                                           (1балла)

Задание 4 (повышенный уровень).

Укажите предложения, в которых причастные обороты нужно выделить запятыми.
а)  По улице шли лесовозы заляпанные едкой грязью.

б) Машины везли налитые соком сосновые стволы.

в) Несколько всадников скакавших рядом вдруг свернули влево.

г) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.

                                                                                                                              (1балл)

Задание 5 (базовый уровень).

Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а)

б)

в)

г)

 бор...щийся за свободу     

ю

ю

я

я

стел...щийся по земле

ю

я

я

ю

 стро...щий дом

я

ю

я

ю

вид...щий зорко

я

я

ю

ю

                                                                                                     (1балл)    

                                                                                                                                           

Задание 6 (повышенный уровень).

Какой схеме соответствует предложение : Город засыпанный снегом выглядел чистым (запятые не проставлены):

а)…. [x], [           ].              б) [x],[             ], …. .               в)[             ] [x] …. .

                                                                                                                                               (2балла)  

Задание 7 (базовый уровень). 

В каком случае следует писать суффикс –ащ-?

А. Рису…щий ребенок                                          Б. Леч…щий врач

В. Стел…щийся дым                                              Г. Кол…щий предмет

                                                                                                                                            (1балл)                                        

Задание 8 (базовый уровень).

Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными:

а) слова имеющие;                                  б) имеющие несколько значений;

в) слова называются;                              г)называются многозначными                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                   (1балл)                                                                   

Задание 9 (базовый уровень).

 Отметьте правильные ответы.

а) Деепричастие – это самостоятельная часть речи.

б) Деепричастие – это особая форма глагола.

в) Деепричастие обозначает признак предмета по действию.

г) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым.

д) Деепричастие обозначает основное действие при добавочном действии.

е) Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффикса –а-, -я-.

                                                                                                         (2 балла)

Задание 10 (повышенный уровень).

В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.

2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

                                                                                                        (2балла)                

Задание 11 (базовый уровень).

 Найдите словосочетание с деепричастием:

1. Закутанный в тулуп     2. Укрепил болт     3. Вырастив урожай      4. Запер на замок

                                                                                                              (1балл)                                                                                 

Задание 12 (повышенный уровень).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая со словарем,

1.     Мне позвонили.                          

2.  Отрабатываются навыки анализа слова.

3.     Обращайте внимание на примечания.    

 4.    Необходимо знание алфавита.

                                                                                                           (2балла)                

Задание 13 (базовый уровень).

 Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.

1) засекреченный         2) ненавидя             3) разрезая                    4) перелетят

                                                                                                    (1балл)                                                                                 

Задание 14 (повышенный уровень).

Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.

2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.

3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.

4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.

                                                                                                        (2балла)                

Задание 15 (базовый  уровень).

 Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.

1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.

2. Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.

3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.

4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.

                                                                                                    (1балл)                                                                                 

Задание 16 (базовый уровень).

 Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:

1. А (Я)                2. В               3. ВШИ                       4. Л

                                                                                                       (1балл)                                                                                 

Задание 17 (базовый уровень).

Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием

1. Открыв дверь          2. Придя домой             3. Уйти недалеко      4. Учиться хорошо

                                                                                                       (1балл)                                                                                 

Задание 18 (базовый уровень).

Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены)              Замедляя ход к станции шёл поезд.

1. Сложное предложение, запятая нужна.

2. Простое предложение, запятая не нужна.

3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.

                                                                                                            (1балл)                                                                                 

 

Система оценивания диагностической работы

           Верное выполнение заданий1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 16,17,18 оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. Верное выполнение заданий 3, 6,10,12,14 оценивается 2 баллами.

№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

1

10

3

2

3) считалка

11

1

3

записан звук [й’],

12

2

4

2

13

3

5

4

14

2

6

3

15

3

7

2

16

4

8

4

17

3

9

2,5

18

4

 

nsportal.ru

Тест по русскому языку на тему "Причастие и деепричастие"

Тест по теме "Причастие и деепричастие"

Вариант 1

А1. Что обозначает причастие?

1) признак предмета 2) действие предмета

3) предмет 4) признак по действию

А2. Укажите словосочетание с действительным причастием.

1) засеянные поля 2) упавшие листья

3) молотое кофе 4) стены покрашены

А3.Укажите вариант, в котором дана верная характеристика причастия.

1) у идущего человека – действит.прич., прош.вр., 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

2) на прочитанной книге – страд.прич., наст.вр., 2 спряж., ед.ч., предл.п., жен.р.

3) разгадываемого кроссворда – страд.прич., наст.вр., 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

4) успевшие туристы – страд.прич., прош.вр., 1 спряж., мн.ч., им.п.

А4.Укажите слово, в котором пишется Е.

1) о минувш…м времени 2) к пестреющ…м цветам

3) за скачущ…м всадником 4) за чернеющ….м лесом

А5.Укажите причастие с суффиксом –УЩ-(-ЮЩ-)

1) терп…щий боль 2) пил…щий дрова

3) леч…щий врач 4) хлопоч…щая хозяйка

А6. Укажите неправильный вариант написания причастия.

1) стелющийся дым 2) клеящий конверты

3) гонющиеся собаки 4) скачущий конь

А7. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) редко слыш….мый 2) раздува….мый ветром

3) отворя….мая дверь 4) освеща…мый солнцем

А8. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) выслушавший 2) развеянный

3) успокоив 4) заклеев

А9. Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с НН.

1) стари….ый замок, нитки запута….ы

2) заброше….ая усадьба, жаре….ая на костре

3) пута….ый разговор, маринова….ый огурцы

4) кипяче….ая ода, товары выгруже….ы

А10. НЕ пишется слитно:

1) (не) купленный, а испеченный пирог

2) (не) имеющий границ

3) (не) распустившиеся цветы

4) рыба (не) поймана

А11. НЕ пишется раздельно:

1) (не) навидя 2) (не) засеянные поля

3) (не) высушенное белье 4) (не) слушая

А12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Ё.

1) печ…ный пирог, зажж…м огни

2) веселая собач…нка, туш…ное мясо

3) с забавным циркач….м, вооруж…нный отряд

4) огорч…нный ребенок, странный ш….рох

А13. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот выделяется запятыми:

1) Невидимые в воздухе жаворонки заливались трелями.

2) Вскоре мы увидели заросшее камышом лесное озеро.

3) В сплетенной из лозы корзине лежали свежие фрукты.

4) Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.

А14. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 2, 3, 5 4) 1, 4

А15. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.

1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 2, 3, 5

А16. Запишите НЕ с деепричастиями слитно или раздельно.

(Не)проверив сочинения; (не)растаяв на солнце; (не)взирая на лица; (не)годуя по поводу происшедшего; (не)чувствуя боли; (не)щадя себя; (не)усвоив предыдущего; (не)останавливаясь перед преградой; (не)заглядывая в будущее; (не)погасив огня; (не)доумевая по поводу случившегося; (не)оборачиваясь назад; (не)зная причины; (не)распечатав письмо; (не)встретив отца; (не)посеяв  и  тени сомнения; (не)вычеркивая фамилий.

Тест по теме "Причастие и деепричастие"

Вариант 2

А1. Что обозначает деепричастие?

1) действие предмета 2) добавочное действие

3) признак предмета 4) признак по действию

А2. Укажите словосочетание со страдательным причастием.

1) расколотый орех 2) игравший ребенок

3) колющий предмет 4) согнувший ветку

А3. Укажите вариант, в котором дана верная характеристика причастия.

1) встретившихся друзей – действит.прич., прош.вр., 2 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

2) с изорванными листами – действит.прич., прош.вр., 1 спряж., мн.ч., твор.п.

3) на обрабатываемом поле – страд.прич., наст.вр., 2 спряж., ед.ч., предл.п., ср.р.

4) у засохшего ручья –действит.прич., прош.вр., 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

А4.Укажите слово, в котором пишется И.

1) тающ…го снега 2) о затонувш…м корабле

3) работающ…й станции 4) за блестящ….м стеклом

А5.Укажите причастие с суффиксом –АЩ-(-ЯЩ-)

1) бре…щийся мужчина 2) плещ…щиеся волны

3) стро…щийся дом 4) реша…щий период

А6. Укажите неправильный вариант написания причастия.

1) колющиеся ветки 2) дышущий зверь

3) колышущиеся флаги 4) борющийся за победу

А7. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) гоня….мые по полю 2) вид….мый свет

3) выполня….мые задания 4) заполня…мые бланки

А8. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) построенный 2) обидев

3) растаив 4) запаянный

А9. Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с Н.

1) распиле….ые дрова, пуга….ая ворона

2) неглаже….ое белье, избалова….ый ребенок

3) стриже….ый мамой, глиня….ая ваза

4) кова….ый сундук, картошка пожаре….а

А10. НЕ пишется раздельно:

1) еще (не) высохшие дорожки

2) (не) смолкающие разговоры

3) (не) закрытая дверь

4) (не) греющее солнце

А11. НЕ пишется слитно:

1) вовсе (не) освещенное окно 2) (не) навидевший

3) (не) закончив 4) (не) покрытая снегом

А12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с О.

1) сбереж…шь здоровье, серенький волч…к

2) вкусная печ…нка, непонятный ш…пот

3) реш….нный вопрос, зеленый горош….к

4) юный моряч…к, получил ож…г

А13. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот выделяется запятыми:

1) Усыпанное яркими звездами небо манило нас своей таинственностью.

2) Комната с утра прибранная сестрой сверкала чистотой.

3) Посетители кафе заказали на обед жаренную в тесте рыбу.

4) Убранное с лугов сено крестьяне сложили в большие стога.

А14. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Фонарь (1) одиноко стоявший (2) на земле (3) высветил (4) издающее (5) непонятные звуки (6) создание.

1) 4, 5 2) 1, 3 3) 1, 4, 6 4) 2, 5, 6

А15. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Проходя (1) по залам музеев (2) люди (3) останавливаются у прекрасных картин художника И.Репина (4) восхищаясь (5) совершенством живописи.

1) 2, 4 2) 1, 4, 5 3) 1, 3, 5 4) 2, 3, 4

А16. Запишите НЕ слитно или раздельно.

(Не)нарушив слова; (не)пересечены линией; (не)законченная вовремя; (не)замерзающая река; (не)был на открытии; еще (не)проснувшийся город; (не)большая, а интересная брошюра; (не)глубокий, а рыбный пруд; долго (не)заживающая рана; (не)проснувшись от звонка; дорога (не)освещена; (не)прочитав до конца; (не)засеянное поле; (не)сократив срока пребывания в горах; ничего (не)соображая; (не)просмотрев до конца.

ответы

Задание

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

Вариант1

4

2

3

1

4

3

1

4

2

Вариант2

2

1

4

4

3

2

2

3

4

А10

А11

А12

А13

А14

А15

3

4

1

4

1

4

1

2

4

2

2

1

В1

Не проверив сочинения; не растаяв на солнце; невзирая на лица; негодуя по поводу происшедшего; не чувствуя боли; не щадя себя; не усвоив предыдущего; не останавливаясь перед преградой; не заглядывая в будущее; не погасив огня; недоумевая по поводу случившегося; не оборачиваясь назад; не зная причины; не распечатав письмо; не встретив отца; не посеяв  и  тени сомнения; не вычеркивая фамилий.

В2

Не нарушив слова; не пересечены линией; не законченная вовремя; незамерзающая река; не был на открытии; еще не проснувшийся город; небольшая, а интересная брошюра; неглубокий, а рыбный пруд; долго не заживающая рана; не проснувшись от звонка; дорога не освещена; не прочитав до конца; незасеянное поле; не сократив срока пребывания в горах; ничего не соображая; не просмотрев до конца.

infourok.ru

Упражнение по русскому языку для учащихся 6-7 классов на тему «Причастный и деепричастный оборот.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования город Ноябрьск

Пояснительная записка.

Темы «Деепричастие» и «Причастие» являются   сложными для усвоения учащимися, знания по данным разделам проверяются как во время ГИА в 9 классе, так и во время ЕГЭ в 11 классе.

Упражнение может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся  при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Упражнение по русскому языку для учащихся 6-7 классов на тему «Причастный и деепричастный оборот.»

Цель: закрепление сведений о причастном и деепричастном оборотах; формирование практического умения находить причастные и деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; проверка орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

Образовательные: 

- совершенствовать умение находить причастные и деепричастные обороты в предложениях.

Развивающие:

- совершенствовать умение изучающего чтения.

Воспитательные: 

- формировать интерес к предмету;

- воспитывать умение преодолевать трудности.

Учитель русского языка и литературы

Иванова С.И.

2019 год

Упражнение.

Спишите, раскрывая скобки, восстанавливая пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните деепричастные и причастные обороты как члены предложения.

1. Он (не)увид..л на пороге дома свою жену Мери всплескивающую руками а затем бегущую (на)встречу до потери дыхания.

2. Лонгрен накл..нился и увид..л вос..мимесячное существо сосредоточе(нн/н)о взиравшее на его дли(нн/н)ую бороду.

3. Из денег оставле(нн/н)ых Лонгреном добрая половина ушла на лечение после трудных родов на заботы о здоровье новорожде(нн/н)ой.

4. Пока девоч..ка (не)научилась твердо ходить вдова ж..ла у матроса заменяя сиротке мать…

5. Он делал так(же) сам всю домашнюю работу и т…рпеливо проходил (не)свойстве(нн/н)ое мужчине сложное искусство р..щения девоч..ки.

6. Ассоль было уже пять лет и отец нач..нал все мягче и мягче улыбат(..)ся посматривая на ее нервное доброе личико…

7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впеч..тление танцующего медведя украше(нн/н)ого голубой ленточ..кой.

8. На единстве(нн/н)ой улице деревушки ре..ко можно было увидеть человека покинувшего дом; х..лодный вихрь несшийся с береговых холмов в пустоту г..ризонта делал «открытый воздух» суровой пыткой.

9. Все трубы Каперны дымились с утра (до)вечера трепля дым по крутым крышам.

10. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.

11. В один из таких дней Хин заметив что отцовская лодка б..ется под мостками о сваи ломая борта пош..л и сказал об этом отцу.

12. Ветер и волны раскачивая несли лодку в гибельный простор.

13. Ассоль проснувшись увидела что отец с..дит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости.

14. Играя дети гнали Ассоль если она пр..ближалась к ним.

15. Лонгрен называя девоч..ке имена снастей парусов предметов морского обихода постепе(нн/н)о увлекался переходя от объяснений к различным эпизодам…

16. Кончалось тем что тихая возня девоч..ки мурлыкавшей над своим яблоком лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить.

17. Он уступал а приказчик набив к..рзину пр..восходными проч..ными игрушками уходил п..смеиваясь в усы.

18. Закусывая она переб..рала игрушки..

19. Белое суденышко это несло алые паруса сдела(нн/н)ые из обрезков ш..лка употреблявшегося Лонгреном для оклейки пар..ходных кают.

20. Сделав яхту он (не)нашёл подходящего материала на паруса употребив что было — лоскутки алого ш..лка.

21.Дорогу пересекал ручей с переброше(нн/н)ым через него жердя(нн/н)ым мостиком.

22.Она старалась (не)терять из вида красивый плавно убегающий треугольник парусов спотыкалась падала и снова бежала.

23. Ей поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку (не)смотрелось по сторонам…

24. Од..левая их она постепе(нн/н)о теряла силы останавливаясь все чаще и чаще чтобы пере..дохнуть или смахнуть с лица ли..кую паутину.

25.Раз она огл..нулась и лесная громада с ее пестротой пер..ходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака глубоко поразила девоч..ку.

26.С (не)высокого изрытого к..рнями обрыва Ассоль увидела что у ручья сидит человек держа в руках (с/з)бежавшую яхту и всесторо(нн/н)е ра(сс/с)матривает ее с любопытством слона поймавшего бабочку.

27.Отчасти успокое(нн/н)ая тем что игрушка цела Ассоль сползла по обрыву и бли(з/с)ко подойдя к (не)знакомцу воззрилась на него изучающим взглядом ожидая когда он подымет голову.

28. Но (не)известный так погрузился в созерцание лесного сюрприза что девоч..ка успела ра(сс/с)мотреть его с головы до ног установив что людей, подобных этому (не)знакомцу, ей видеть еще н.. разу (не)приходилось.

29. Серая блуза заправле(нн/н)ая в синие брюки и высокие сапоги пр..давали ему вид охотника; белый воротничок галстук пояс униза(нн/н)ый серебром блях трость и сумка с новеньким никелевым замоч..ком — выказывали горожанина.

30.Старик с минуту ра..глядывал ее улыбаясь и медле(нн/н)о пропуская бороду в большой жилистой горсти.

31.Ее темные густые волосы забра(нн/н)ые в кружевную косынку сбились к..саясь плеч(ь/_).

32.Яхта покинутая эк..пажем была выброше(нн/н)а на песок (трех)вершковым валом.

33.Я зан..мался сидя на этом камне сравнительным изучением финских и японских сюжетов...

(по А.С.Грин «Алые паруса»)

Ключ

1. Он не увидел на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания.

2. Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду.

3. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной.

4. Пока девочка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать…

5. Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.

6. Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико…

7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой.

8. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» суровой пыткой.

9. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

10. Но эти дни норда выманивали Лонгрена из его маленького теплого дома чаще, чем солнце, забрасывающее в ясную погоду море и Каперну покрывалами воздушного золота.

11. В один из таких дней Хин, заметив, что отцовская лодка бьется под мостками о сваи, ломая борта, пошел и сказал об этом отцу.

12. Ветер и волны, раскачивая, несли лодку в гибельный простор.

13. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в глубокой задумчивости.

14. Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним.

15. Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам…

16. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить.

17. Он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.

18. Закусывая, она перебирала игрушки…

19. Белое суденышко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают.

20. Сделав яхту, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было — лоскутки алого шелка.

21. Дорогу пересекал ручей с переброше(нн/н)ым через него жердя(нн/н)ым мостиком.

22. Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

23. Ей, поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам..

24. Одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь все чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину.

25. Раз она оглянулась, и лесная громада с ее пестротой, переходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака, глубоко поразила девочку.

26. С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с любопытством слона, поймавшего бабочку.

27. Отчасти успокоенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по обрыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову.

28. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.

29. Серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком — выказывали горожанина.

30. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти.

31. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч.

32. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок трехвершковым валом.

33. Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов...

infourok.ru

Тест по теме "Причастие и деепричастие" в 7 классе

Тест по теме «Причастие и деепричастие» (7 класс)

Вариант 1

1. Допишите предложение, выбрав правильный ответ:

Деепричастие – это _______________________________

А) изменяемая часть речи. Б) неизменяемая часть речи. В) служебная часть речи.

2. Укажите причастия, которые пишутся с НЕ слитно:

А) (не) распечатанное письмо;

Б) до сих пор (не) распечатанное письмо;

В) (не) распечатанное никем письмо;

3. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно:

А) Его огорчило, что статья осталась (не)замеченной.

Б) Уроки еще были (не)сделаны.

В)Статья вызывала (не)утихающую до сих пор волну полемики.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

А) моще…ая дорога, моще…ная булыжниками дорога, прерва…ый разговор;

Б) плете…ая корзина, суше…ые фрукты, моче…ые яблоки;

В) плете…ая из веток корзина, суше…ые на солнце фрукты, моче…ые в бочке яблоки.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А) Котята, живущие у нас очень забавны.

Б) Быстро тающие снега превращаются в бурные потоки.

В) В середине комнаты стоял стол, покрытый белой скатертью.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять в предложении запятые:

Посередине трещал огонек(1) разложенный на земле(2) и (3) дым (4) выталкиваемый обратно ветром из отверстия

в крыше (5) расстилался вокруг густой пеленой.

А) 1,2,3,4 Б) 1,2,4,5 В) 1,2,3,4,5 Г) 1,2,3,5

7. Укажите ошибку в объяснении написания выделенных букв:

А) парчОвый – в суффиксе прилагательного под ударением

Б) собачОнка – в суффиксе существительного под ударением

В) ночЁвка – отглагольное существительное

Г) освещЁнный – прилагательное с суффиксом –ЕНН-

8. Укажите грамматически верное продолжение предложения:

Пользуясь калькулятором,

А) мне удалось получить точный результат.

Б) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память.

В) помощь родителей мне не понадобилась.

9* Укажите ошибку в определении грамматических признаков слов:

А) происшедший – причастие, действительное, прошедшее время, несовершенный вид

Б) принесенный – причастие, страдательное, прошедшее время, совершенный вид

В) откровенный – прилагательное, качественное

Г) образована – причастие, страдательное, прошедшее время, совершенный вид

10* Найдите в тексте причастия и выпишите их:

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшею старыми болячками. (Л. Толстой.)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Вариант 2

1. Закончите предложение, выбрав правильный вариант ответа:

Причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки ____________________________________________________

А) глагола Б) наречия и глагола

В) глагола и прилагательного

2. Укажите предложение, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:

А) Сидели все (не)шевелясь.

Б) Он работал (не)покладая рук.

В) Я ушел, (не)годуя на друзей.

3. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно:

А) Его огорчило, что статья осталась (не)замеченной.

Б) Она смотрела (не)видящим глазом.

В)Статья вызывала (не)утихающую до сих пор волну полемики.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

А) рассея…ный человек, рассея…о ветром, спута…ые волосы;

Б) ране…ый пулей солдат, выстрое…ая школа, сожже…ое письмо;

В) грибы собра…ы, дорожки подмете…ы, слома…ая вещь.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А) Ребята, сбежавшись со всех сторон смотрели на новенького.

Б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.

В) Она долго сидела неподвижно, устремив глаза на пол.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять в предложении запятые:

Она отошла (1) и (2) остановившись среди каюты (3) кивнула своему другу.

А) 1,2,3, Б) 1,2, В) 2,3 Г) 1,3

7. Укажите ошибку в объяснении написания выделенных букв:

А) прощЁн – краткое причастие с суффиксом –ЁН-

Б) тушЁнка – под ударением в суффиксе существительного

В) дешЁвка – Е в корне слова (дешевле)

Г) саранчОй – под ударением в окончании существительного

8. Укажите грамматически верное продолжение предложения:

Играя в шахматы,

А) развиваются мыслительные способности.

Б) мне не было равных.

В) я должен быть предельно внимателен.

9* Укажите ошибку в определении грамматических признаков слов:

А) зажат – причастие, страдательное, прошедшее время, совершенный вид

Б) несгораемый – причастие, страдательное, настоящее время, несовершенный вид

В) неувядаемый – прилагательное, качественное

Г) испекший – причастие, действительное, прошедшее время, совершенный вид

10* Найдите в тексте деепричастия и выпишите их:

Вернувшись домой, он заперся в комнате и написал два письма. Он очень долго сидел над этим вторым письмом и, тщательно списав его на тонком листе почтовой бумаги, сложил его и положил в карман. Все в доме очень удивились, узнав об его намерении. (И. Тургенев.)

____________________________________________________________________________________________________________

Мониторинг для 7 класса

Цель: определение степени прохождения программы по темам «Причастие как особая форма глагола» и «Деепричастие как особая форма глагола» в 6-ом классе, связанном с изменением количества часов в учебном плане; выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Время выполнения работы – 40-45 минут

Критерии оценки:

«5» - 10-9 заданий

«4» - 8-7 заданий

«3» - 6-5 заданий

«2» - меньше 5 заданий

Ответы

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вар 1

б

а

а

б

а

б

г

б

а

составлявших обломанными обломанной заросшею

Вар 2

в

в

в

б

а

в

б

в

в

вернувшись списав узнав

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *