как выучить словарные слова 🚩 словарные слова по русскому 🚩 Воспитание и обучение ребенка
Каждая мама представляет, что такое выучить с ребенком словарные слова: их много, все они разные. Времени на то, чтобы их выучить, уходит много, а результат часто не радует. Что же делать?
Учить, конечно. И стараться сделать так, чтобы зубрежки было поменьше, а учеба превратилась в игру. Вот несколько советов, которые могут помочь справиться со сложными, но такими нужными словарными словами.
· Учитель выдал список словарных слов? Отлично! Подумайте, куда его можно повесить так, чтобы была возможность повторять их понемножку. Отличный вариант – на стенку в кухне, рядом с тем местом, где обычно сидит ребенок. Пусть слова всё время будут перед глазами.
· Нет списка? Сделайте его сами, так даже лучше. Напишите 4-5 слов, которые сейчас проходят в классе, крупными буквами.
· Прочитайте слова вслух с ребенком. Если слов задали сразу много, лучше делать это небольшими порциями – до десяти слов. Ярким маркером отметьте буквы, которые сложно запомнить. Например, в слове «ЗАЯЦ» — подчеркните «Я», «БЕРЕЗА» — отметьте «Е».
А теперь поиграем в игры со словами.
Первая игра, геометрическая.
Например, нам нужно запомнить, как пишется слово «МОЛОКО». Сложные буквы – О, они круглые. Значит, нам нужно придумать что-то круглое с молоком, например, круглая банка с молоком катится с горки. Можно даже нарисовать эту банку и придумать про нее историю.
Возьмем другое слово: «ЗАВОД». Сложная буква – А, похожа на треугольник. Значит, можно нарисовать треугольное здание завода. А если перед этим словом было слово «МОЛОКО», можно сказать ребенку, что на этом заводе разливают молоко – в круглых банках. Всё это помогает нам подключать фантазию и делать безликие слова ожившими и знакомыми.
Вторая игра: придумываем рассказы.
Суть игры в том, чтобы придумать словосочетания, в которых все сложные буквы будут понятными и простыми. Например, мОлоко мОкрое. В первом слове буква непонятна, а во втором – никто не ошибется, напишет О. А вот словосочетание на вторую букву: молОко в лОжке. На зАвод пойдём зАвтра. Если получится смешно – это очень хорошо: так быстрее запомнится.
И последний совет: не откладывайте словарные слова на последний день, ведь для того чтобы слова хорошо запомнились, понадобится время.
www.kakprosto.ru
Как быстро выучить словарные слова
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Важно помнить:
1.Заниматься ежедневно по несколько минут.
2.Брать для запоминания одно слово в день.
Для запоминания слов использовать следующие приемы.
1.Посмотреть на карточку.
2.Прочитать слово по слогам.
3.Обсудить с ребенком возникающую со словом ассоциацию (см. Руководство к использованию)
4.Закрыть глаза.
5.Проговорить слово, представляя образ, увиденный только что.
6.Записать слово в орфографический словарик.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
nachalka.online
Рената КирилинаКак выучить словарные слова с удовольствием
© Рената Кирилина, 2018
© Сергей Кирилин, 2018
ISBN 978-5-4493-3494-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
В этой книге мы расскажем о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Ведь их, как и таблицу умножения надо выучить.
Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.
И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.
В этой книге Вы узнаете маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов.
Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.
В третьей части книги Вы узнаете о технике эффективного обучения «воронка», которая позволяет легко и просто свести ошибки в написании словарных слов на нет.
Приятного чтения!
Бонус для читателей книги
Специально для читателей нашей книги мы подготовили файл «Словарные слова с 1 по 9 класс» в удобном для работе формате, а так же видеоурок «Как убрать ошибки в словарных словах». Вы можете получить материалы на нашем сайте – gltl.ru/slsl
Об авторе
Рената Кирилина
Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе.
Прошла путь от учителя до директора государственной школы и знает все подводные камни системы образования.
Практик, все техники эффективного обучения прошли проверку на тысячах детей.
Автор методики «Сложное простыми словами» и «Техник эффективного обучения», «Школы спецагентов».
География учеников охватывает всю Россию, страны СНГ, Европы, США и Канаду.
Основатель и директор «Школы эффективного обучения Ренаты Кирилиной» (ранее «Школы умных детей»). Мама двоих сыновей-школьников и дочки.
Автор блога «Обучение с удовольствием» – http://gladtolearn.ru/blog/ и портала помощи родителям школьников «Учим в школе» – http://uchimvshkole.ru/ и сайта «Семейное обучение» – http://semeynoeobuchenie.ru/
Способы запоминания словарных слов
Классические способы запоминания словарных слов
Согласно методике преподавания русского языка, алгоритм изучения словарных слов, применяемый в школе следующий:
1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик. Иногда просят прописать слово несколько раз
Мама после двойки по русскому велела сыну написать 100 раз слово «пошёл» через Ё и ушла, а когда вернулась, нашла записку сына: «
Мама, я 100 раз написал слово«ПОШЁЛ» и ПОШОЛ гулять!».
К сожалению, эффективность такого способа запоминания достаточно низкая. Словарики теряются, записанные слова забываются, а дети совершают все те же ошибки.
2. Объяснение значения слова
Обязательным является объяснение ребенку значение слова и проходит «работа со словом».
Если ребенок не знает значение слова – воспользоваться словарем и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.
Например, возьмем словарное слово «Мороз»
Следует запомнить, что словарное слово «мороз» пишется с буквой «о».
Мороз
Значение слова «мороз» МОРО́З, -а (-у), м.
Холод, стужа.
Пример использования слова в предложении:
На коньках хорошо кататься в мороз.
3. Орфографическая работа над словом:
– постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы
– звуко-буквенный анализ слова, деление слова на слоги и для переноса
Моро́з
Буква, которая является сомнительной в словарном слове «мороз», находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово «мороз», необходимо вспомнить слово-образ «холод» и другие подобные слова-образы.
4. Заучивание правописания данного слова:
– подбор однокоренных слов,
– составление словосочетания, предложения с этим словом,
– подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Подбор однокоренных слов
Морозец, морозный, морозно, морозище, заморозок
(за-, на-, об-, по-, про-, пере-, под-, при-, раз-) морозить
Синонимы к слову «мороз»
стужа
морозец
зима
снег
стужа
Ассоциации к слову «мороз»
зима
холод
снег
лёд
Каким бывает «мороз»:
трескучий
лютый
январский
декабрьский
февральский
Сочетаемость слов (найди правильную пару)
Сильный мороз, тяжёлый мороз, январский мороз, апрельский мороз, русские морозы, индийские морозы, мороз ударил, стукнул мороз, наступил мороз, прибежал мороз, щиплет мороз, щекочет мороз, пробирает мороз, мороз подбирает.
Загадки:
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(ответ: мороз)
Поговорки и пословицы:
Мороз невелик, да стоять не велит. Береги нос в большой мороз. Мороз да метели под февраль полетели. Мороз ленивого за нос кусает, а перед проворным шапку снимает.
Предложения:
Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы (А.С.Пушкин)
Вот пришли морозцы и зима настала. (И. Суриков)
Погода великолепная, метелица, морозик. (А.П.Чехов)
5. Письмо слова по памяти
1. В средней школе детей знакомят с сочетанием «оро», однако в начальной школе слова «воробей», «ворона», «город», «мороз» относят к словарным и их написание необходимо запомнить.fictionbook.ru
23 крутых способа легко запоминать иностранные слова
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и
Изучение языка невозможно без запоминания новых слов. Но кроме банальной и скучной зубрежки есть множество простых, а главное — эффективных способов выучить незнакомые слова.
AdMe.ru совместно c Евгенией Кашаевой публикует полезный список способов запоминания любых иностранных слов.
Для начала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист. Если ты — аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту». А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!
Традиционные методы
- Метод Ярцева (визуалы)
Берем тетрадку. Выписываем в 2-3 столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы \ антонимы \ примеры. Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.
Я не знаю, как это работает, но, к примеру, я не зубрила немецкий, а просто временами читала тетрадку. Преподаватель не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.
Получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно, время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.
- Метод карточек
Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой — перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить. Из минусов — если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.
В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять. Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух. Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.
- Метод прописывания
Классика жанра. Берешь слово и прописываешь его много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов. Минус — тоска зеленая. Но способ проверен веками.
- Метод «Полстранички»
Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, с обратной стороны — перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово. Минус — вы привыкаете к определенному порядку слов.
- Метод «Дизайнер интерьеров»
Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» — наклеить стикеры с названиями предметов. Также можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье. Минус — мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.
Методы оптимизации
- Метод группировки по грамматическим признакам
Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать — это учить его бессистемно. Его можно и нужно обработать и сгруппировать. К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо выписываете существительные мужского рода, потом женского и отдельно исключения, не попадающие в эти списки.
Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям, вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.
- Метод группировки по смыслу
Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним/антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих. Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.
- Метод изучения однокоренных слов
Мы берем слова, группируем их вокруг корня, например, «дело/сделать/сделанный», и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи.
- Этимологический метод
Хорошо работает для тех, кто выучил несколько языков. Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни. Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов. На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно. И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю.
www.adme.ru
Эффективные способы запоминания словарных слов
XVI ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
« ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Русский язык»
Эффективные способы запоминания словарных слов
Выполнила:
Рогачёва Татьяна,
ученица 4 «В» класса
МБОУ СОШ № 100
г.о. Самара
Промышленного района
Научный руководитель:
Сергеева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
Самара, 2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………… ….…3
Глава 1. Способы запоминания словарных слов………………………….… …5
1.1. Классификация словарных слов…………………………………………. 5
1.2. Общие моменты запоминания словарных слов………………………….5
Способы запоминания словарных слов…………………………………..6
Глава 2. Исследование умений написания словарных слов среди выпускников начальной школы…………………………………………………………… 10-14
2.1. Результаты анкетирования………………………………………………..10
2.2. Результаты словарного диктанта………………………………..…….12-14
Заключение………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………..………..16
Приложение ………………………………………………………………………17
Введение
Каждый из учеников хотел бы писать без ошибок. Актуальность работы заключается в том, что одним детям это удаётся легко (учёные называют это «врождённой грамотностью»), другие же вынуждены тратить уйму времени и много сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют чёткие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются, и запоминать их приходится только путём многократных повторений, например, словарные слова, которые изучают в начальной школе. [1].
Но через некоторое время, когда учительница проводит словарный диктант, начинаешь сомневаться, правильно ли я написала словарные слова или нет?
Меня заинтересовал вопрос: «А можно ли научиться писать словарные слова без ошибок? Существуют ли такие способы запоминания?»
Таким образом, была определена тема работы: «Эффективные способы запоминания словарных слов»
Цель: научиться использовать эффективные способы запоминания словарных слов.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
1. Изучить литературу по использованию простых и эффективных способов запоминания словарных слов.
2. Провести исследование умений среди четвероклассников МБОУ СОШ № 100 г.о. Самара писать словарные слова.
3.Провести анкетирование среди четвероклассников МБОУ СОШ № 100 г.о. Самара на тему «Словарные слова».
4. Выяснить, насколько просты и эффективны предложенные способы запоминания словарных слов для выпускников начальной школы.
Для выполнения поставленной цели, в работе были использованы методы исследования:
-изучение специальной литературы,
-работа в сети Интернет,
-анкетирование,
-сравнение,
-обработка данных.
Глава 1. Способы запоминания словарных слов
Словарными словами (или слова с непроверяемыми орфограммами), называют слова, написание некоторых букв которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относиться к литературному языку и т.п.) К ним относятся и исконно русские слова, и заимствования из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить [3].
1. 1. Классификация словарных слов
Все словарные слова, которые изучают в начальной школе можно условно разбить на группы:
слова с непроверяемой гласной буквой, например, газета;
слова с удвоенной согласной, например, металл;
слова с непроизносимыми согласными, например, лестница;
слова, имена собственные, например, Москва;
слова с раздельным написанием, например, иметь в виду;
слова со слитным написанием, например, надолго;
и некоторые другие случаи [4].
1.2. Общие моменты запоминания словарных слов
Из различных источников я узнала, что запомнить ученикам начальной школы положено запомнить порядка 200-300 слов.
Для этого существуют общие моменты запоминания словарных слов:
Чтобы выучить как можно больше словарных слов, нужно составить список для запоминания;
Этот список разбить на этапы. Учить ежедневно по 5-10 слов в течение недели;
Ежедневно уделять запоминанию словарных слов по 15-20 минут;
В конце недели провести контрольный диктант [4].
Способы запоминания словарных слов
Способов запоминания словарных слов множество. В своей работе я привела примеры нескольких из них, которые, на мой взгляд, можно использовать в начальной школе.
Способ 1 – пишем рассказ: Для этого взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказ в несколько предложений.
Слова могут быть объединены одной темой, например, «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль» [2].
Таким образом, в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.
Способ 2 – рисуем картинки: Можно, конечно, найти готовые карточки со словами в Интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.
Для этого нужно придумать яркий и запоминающийся образ для словарного слова и нарисовать его. Обязательно отразить на картинке те буквы, правописание которых нужно запомнить [2].
Например, чтобы запомнить правописание слова «морковь» можно изобразить его так, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1.
Способ 3 – склоняем словарное слово: Для этого надо записать слово с орфограммой, которую нужно запомнить во всех падежах [2].
Именительный падеж (что?) горизонт
Родительный падеж (чего?) горизонта
Дательный падеж (чему?) горизонту
Винительный падеж (что?) горизонт
Творительный падеж (чем?) горизонтом
Предложный падеж ( о чём?) (о) горизонте
Таким образом, моторная память помогает усвоить правописание.
Способ 4 – придумываем ассоциации: Для этого ассоциативные цепочки строят на созвучности звуков. Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным.
Например, чтобы запомнить правописание слова коньки, можно представить «коня на коньках» [2].
Способ 5 – используем стикеры: Для этого надо нарисовать веселые картинки для словарных слов. Затем их вырезать и развесить в разных местах по всему дому [2].
Например, чтобы запомнить написание слова «винегрет», можно подобрать к нему два созвучных слова «винт» и «негр» и нарисовать картинку на весёлый сюжет «Винт негру попался в винегрете».
Рисунок 2.
Способ 6 – орфографическое чтение и артикуляционная память. Для того, чтобы запомнить написание слова, нужно написать его на карточке, нужную орфограмму выделить цветом и 3 раза прочитать его так, как оно пишется т.е. орфографическим чтением. Читать слово нужно в быстром темпе по слогам. Не сразу речевой аппарат приобретёт навыки нужного движения. Будут встречаться слова, которые необходимо произносить многократно. Если ежедневно на каждом уроке (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и т.д.) отводить 5-10 минут, для орфографического чтения, можно быть уверенным, что эта работа принесёт хороший результат [4].
Таким образом, орфографическое чтение и артикуляционная память помогает усвоить правописание.
Вывод: Кроме заучивания наизусть словарных слов, многократного их написания, запись в специальный самодельный словарик и т.д., существуют и другие способы запоминания словарных слов.
Глава 2. Исследование умений написания словарных слов среди выпускников начальной школы
Чтобы проверить утверждение: «Что существуют эффективные способы запоминания словарных слов», я решила провести исследование среди четвероклассников нашей школы. Свои первые исследования я проводила вместе с научным руководителем.
Для этого я составила план действий:
Провести анкетирование «Словарные слова, их плюсы и минусы» среди четвероклассников.
Провести словарный диктант в четвёртых классах.
Ознакомить с результатами диктанта.
Рассказать ребятам о различных способах запоминания словарных слов.
Под руководством учителей в течение месяца ежедневно использовать различные приёмы запоминания словарных слов.
Провести контрольный словарный диктант.
Ознакомить ребят с результатами.
2.1 Результаты анкетирования
14 октября 2014г. среди учеников четвёртых классах МБОУ СОШ № 100 г.о. Самара была составлена и проведена анкета «Словарные слова», в котором приняли участие 74 четвероклассника.
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
— Быть грамотным — 69 человек— затрудняются ответить- 5 человек
93%
7%
2. Как ты запоминаешь словарные слова?
-учат наизусть- 38человек
-многократно записывают их- 27 человек
— ведут специальный словарик – 28 человек
-выделяют орфограммы зелёным цветом – 55 человек
— по Интернету – 9 человек
-затрудняются в ответе -3 человека
53%
38%
39%
77%
13%
4%
3. Хотел бы ты узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов?
— Да — 70 человек
— Нет – 0 человек
затрудняются в ответе – 4 человека
98%
2%
4. Как ты думаешь, на какую оценку ты знаешь изученные словарные слова?
«5» — 41 человек
«4» — 15 человек
«3» — 9 человек
затрудняются в ответе — 9 человек
57%
21%
13%
9%
Вывод: 93% четвероклассников понимают, что писать без ошибок словарные слова надо для того, чтобы быть грамотным. 57% из них уверены, что могут их написать на «5». 53% учеников запоминают такие слова наизусть. 98% учеников хотели бы узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов.
2.2. Результаты словарного диктанта
14 октября 2014г. среди учеников четвёртых классах МБОУ СОШ № 100 г.о. Самара был проведён словарный диктант, цель которого – выявить умения писать без ошибок изученные словарные слова. Результаты исследования приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Вывод: исследование показало, что только 88% четвероклассников справились с написанием словарного диктанта и только 54% из них написали его на «4» и «5».
После ознакомления четвероклассников с различными способами запоминания словарных слов и работы над использованием этих способов в течение месяца под руководством учителей, 20 ноября 2014 года был проведён контрольный диктант, цель которого – выявить умение грамотно писать словарные слова, по предложенным ранее способам их запоминания.
Результаты исследования приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Вывод: исследование показало, что после использования различных приёмов запоминания словарных слов, под руководством учителя, 97%
(+ 9%) четвероклассников справились с написанием словарного диктанта, 81% (+ 27%) учеников написали его на «4» и «5». (См. диаграмма 1-2)
Диаграмма 1
Справились с написанием словарного диктанта
(Динамика роста успеваемости по классам)
Диаграмма 2
Написали словарный диктант на «4» и «5»
(Динамика роста качества по классам)
Заключение
Во время исследований по теме «Эффективные способы запоминания словарных слов» я научилась находить нужную информацию в книгах и сети Интернет, проводить исследование, анкетирование, опрос, обрабатывать данные.
По результатам исследований мною были сделаны следующие выводы:
Верно утверждение, что существуют эффективные способы запоминания словарных слов. Исследование показало, что после использования таких способов, как орфографическое чтение, использование стикеров, придумывание ассоциаций и т.д., 97% четвероклассников справились с написанием словарного диктанта, а 81% из них написали на «4» и «5».
Результаты анкеты показали, что 93% четвероклассников понимают, что писать без ошибок словарные слова надо для того, чтобы быть грамотным. А если ежедневно отводить 5-10 минут для запоминания слов с помощью эффективных способов, то можно быть уверенным, эта работа принесёт отличный результат!
Список литературы
1. Аксёнов М.Д. Энциклопедия для детей. Т 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2000. – 704 с.
2.Словарные слова. Википедия – свободная энциклопедия.
3. Волина В.В. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Русский язык. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 544с.
4. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) – М.: Педагогика, 1984. – 352 с.
5. П.С. Тоцкий. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991. – 144с.
Приложение
Приложение 1
Анкета «Словарные слова»
Класс ___________________
Фамилия Имя (если хочешь) ________________________________________
1. Для чего нужно уметь писать без ошибок словарные слова?——————-
———————————————————————————————————————————————————————————————————
2. Как ты запоминаешь словарные слова?——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
3. Хотел бы ты узнать новые и необычные способы запоминания словарных слов?———————————————————————————————
Почему? ———————————————————————————————————————————————————————————————
4. Как ты думаешь, на какую оценку ты знаешь изученные словарные слова?
———————————————————————————————————————————————————————————————————
infourok.ru
Исследовательская работа «Как запомнить словарные слова?»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 38»
Научно-исследовательская работа:
«Как запомнить
словарные слова?»
Работа учениц 3 «Б» класса
Антоновой Екатерины
Михайловой Карины
Руководитель: Гоголева И.С.
г. Тольятти
2017год
Содержание:
Ведение………………………………………………… 3
Цель………………………………………………………3
Задачи ……………………………………………………3
Объект исследования……………………………………3
Предмет исследования………………………………………….3
Методы исследования ………………………………..…3
Гипотеза ………………………………………………….4
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое словарные слова? …………………………4
1.2Причины плохого запоминания словарных слов……5
1.3 Методы запоминая словарных слов……………..………6
1.4 Метод Цицерона……………….…………………………..8
2. Практическая часть
2.1 Проведение словарных диктантов ………………….10
2.2 Запоминание словарных слов по методу Цицерона..11
2.3 Проведение повторных словарных диктантов …..….12
2.4 Анализ информации ……………………………………………..13
Выводы ……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………….15
Список литературы ……………………………………… 16
Введение
Русский язык считается одним из труднейших школьных предметов.С одной стороны знание родного языка даётся человеку с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. На уроках русского языка мы пополняем свой словарный запас, учимся правильно говорить и писать. Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить. Написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В русском языке их достаточно много. Поэтому запоминать написание таких слов очень трудно.
Несмотря на то, что ребята из нашего класса учат словарные слова, все равно в словарных диктантах появляются ошибки.
Нам стало интересно, почему же словарные слова такие трудно запоминаемые, и какие есть приемы, помогающие их запомнить.
Цель
Целью нашей работы является обоснование эффективности использования метода Цицерона при запоминании словарных слов.
Задачи
Изучить литературу по выбранной теме.
Найти эффективные приемы, которые помогут запомнить написание словарных слов.
Составить словарные диктанты на безударные гласные.
Подобрать картинки к словарным словам для презентации.
Провести словарные диктанты среди одноклассников.
Провести анализ эффективности применения метода Цицерона при запоминании словарных слов.
Объект исследования:
словарные слова с безударными гласными
Предмет исследования:
процесс запоминания словарных слов
Методы исследования:
чтение литературы;
эксперимент;
поиск информации в интернете;
опрос учителей, учащихся.
Гипотеза
Если пользоваться методом Цицерона при изучении словарных слов, то увеличится объём их запоминания и правописания.
1.1 Что такое словарные слова?
Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются согласно правилам русской орфографии.Написание любого словарного слова определяется по словарю — отсюда и название словарные слова. Написание словарных слов следует запоминать наизусть.
В основном словарные слова — это имена существительные, но среди словарных слов имеются также имена прилагательные, глаголы и небольшое количество слов других частей речи.
Львиную долю словарных слов составляют слова с непроверяемой ударением безударной гласной буквой в корне слова (или несколькими непроверяемыми безударными гласными).
1.2 Причины плохого запоминания слов
В школе уделяется большое внимание изучению словарных слов. Однако практика показывает, что при написании словарных слов дети часто допускают ошибки.
Словарный диктант — один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать.
Трудности в запоминании слов возникают и по причине их неправильной организации. Возьмите в руки любой словарь, как в нем организованы слова? В алфавитном порядке, такая система удобна для поиска слов, но не для их запоминания. При необходимости вспомнить слово вы будете словно библиотекарь, который ищет книгу, но не помнит, на какой полке она стоит. В результате поиска вы будете тщетно перерывать весь «шкаф». А как быстрее найти необходимое? Поставьте «книгу» на тематическую полку и проблема с поиском будет решена.
Ещё одной из причиной непродуктивности запоминания словарных слов может быть то, что дети получили эти слова в готовом виде, не приложив собственных интеллектуальных усилий к этому. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.
1.3 Методы запоминания словарных слов.
Чтобы каждый ученик смог запомнить «трудные» слова надолго, необходимо сделать процесс усвоения словарных слов увлекательным. Для этого можно использовать ряд эффективных приемов, с помощью которых трудные для написания слова с легкостью закрепляются в памяти.
Вот несколько методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе. Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова.
«Дерево слов»
Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым? Но стоит обратить внимание, что на веточки надо записывать только однокоренные слова.
«Свой словарный диктант»
Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Можно составить диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.
«Исправь ошибки» («Корректор»)
В предложенном тексте или словах кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.
«Ребусы, кроссворды»
Игры такого рода также помогают в запоминании словарных слов.
Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.
«Разрезанное слово»
Необходимо написать крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрезать полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешать их и сложить слово. Затем разрезать по буквам и опять сложить.
«Всё наоборот»
Необходимо написать слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.
«Беглые гласные»или «Угадай-ка»
Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».
«Картинки-ассоциации»
Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква О в виде снежинки в слове мОроз, кочан вместо буквы А в слове кАпуста, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.
Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется.
«Орфографический»
Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе кончиком носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.
Часто домашним заданием ребенка бывает выучить словарные слова целым списком и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объема. В этом случае мы предлагаем воспользоваться известным «методом Цицерона».
1.4 Метод Цицерона.
Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.
Почему мы хотим остановиться на методе Цицерона? Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой комнаты. И при минимальных затратах происходит максимальное запоминание словарных слов. Ученики с увлечением запоминают слова по этому методу.
Прежде чем начать учиться применять этот метод, необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать словарные слова. Запоминая последовательность слов методом Цицерона первый раз, необходимо пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять словарные слова мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая должна быть очень хорошо знакомой.
Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.
Суть метода Цицерона сводится к тому, чтобы:
1) выбрать какое-то хорошо знакомое место или помещение;
2) выделить по порядку предметы (или места), причем важно сразу определиться с последовательностью и принять раз и навсегда один вариант обхода помещения или места, например, по часовой стрелке;
3) выбирать лучше яркие и хорошо запоминающиеся предметы, которые постоянно находятся в этом месте, например, шкаф. Если же предмет регулярно меняет свое месторасположение, то возможна путаница. Например, если вазу переставить на другое место, то, “считывая” информацию вы можете назвать ее не в том порядке;
4)образы- словарные слова»ставятся» на хорошо освещенные места;
5)маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
6) связка должна быть яркой, необычной, динамичной;
7) нельзя использовать повторяющиеся предметы, т.к. может быть нарушена последовательность, когда будете вспоминать. Например, если у вас два одинаковых кресла в комнате, то выбрать лучше первое из них.
Для овладения методом Цицерона достаточно 2—3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место:кабинет класса, аудитория, музей— могут послужить «опорной» комнатой. Использовать в других кабинетах нельзя, потому что там другая обстановка, но можно взять наши словарики для опоры и применить метод Цицерона.
Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди словарные слова, а когда будет необходимо их воспроизвести, надо будет вспомнить обстановку помещения и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.
2.1 Проведение словарных диктантов
Мы решили провести среди наших одноклассников словарные диктанты на безударные гласные «А», «Е», «И», «О», «Я». В первом варианте мы решили воспользоваться простым способом запоминания. Перед каждым словарным диктантом, мы проговорили по 12 словарных слов на каждую безударную гласную и предложили ребятам написать их по памяти.
Результаты диктантов «по памяти» оказались следующие:
— запомнили 12 слов – 0 учеников;
— запомнили от 10-11 слов – 3 ученика;
— запомнили от 8-9 слов – 12 учеников;
— запомнили от 7 слов – 8 ученика;
— запомнили от 4-6 слов – 2 ученика.
Во втором варианте мы предложили одноклассникам запомнить слова по методу ««Свой словарный диктант»» . На следующий день ребята написали диктант по данному методу и вот что получилось:
— запомнили 12 слов – 2 ученика;
— запомнили от 10-11 слов – 6 учеников;
— запомнили от 8-9 слов – 9 учеников;
— запомнили от 7 слов – 5 учеников;
— запомнили от 4-6 слов – 3 ученика.
2.2 Запоминание словарных слов по методу Цицерона
Затем мы взяли новые 23 словарных слов и для их запоминания применили «метод Цицерона» , а также сделали словарики для ребят своего класса.
В нашей работе мы хотим вам представить вариант раскладки словарных слов на безударную гласную «Е».
Мы решили выбрать для расстановки словарных слов наш классный кабинет и начать обход по часовой стрелке.
На часы мы положили слово картофель. На стене у нас сидят снегирь, дятел, петух, висит телефон, а также хозяйничают февраль с декабрем. В кулере лежит винегрет, из кулера вытекает адрес, а под кулером находится метро. На первом оконном блоке расположились учитель, ученик и пенал. На следующем балконном блоке сидит щенок и грызет дневник с тетрадью. На месте учителя соседствуют понедельник с четвергом. На классной доске висит телевизор. Рядом с доской стоит береза, на которой висят варежки с земляникой, а под березой сидят ребята.
2.3 Проведение повторных словарных диктантов
Спустя неделю, мы предложили одноклассникам по памяти написать контрольный диктант на все 35 словарных слова из предыдущих двух диктантов.
Результаты диктанта оказались следующие: словарные слова, которые запоминали по методу Цицерона превзошёл результаты. Двадцать учащихся (из двадцати пяти) написали от 30 до 35 слов без ошибок!
2.4 Анализ информации
Анализ диаграммы показывает, что основную массу слов из первых двух диктантов стали забывать многие ученики, а слова из диктанта, которые запоминали по методу Цицерона, ученики вспомнили с легкостью.
Выводы
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Существуют разные приемы запоминания написания словарных слов, но они малоэффективны. Исследование показало, что одни методы, такие как «Дерево слов», «Орфографический» неинтересны для ребят, «Разрезанное слово», «Свой словарный диктант» — занимают много времени, «Ребусы, кроссворды», «Всё наоборот», «Картинки-ассоциации» не позволяют запомнить максимальное количество словарных слов.
Как показал эксперимент, применение метода Цицерона даёт положительную результативность. Можно научиться запомнить большой объем словарных слов. Эту работу можно превратить в увлекательный процесс.
Заключение
Работая над темой исследования, мы ещё раз убедились, что русский язык – это наш любимый школьный предмет. Надеемся, что наши одноклассники теперь тоже понимают, что изучение словарных слов – это не скучно, а очень интересно и даже весело порой.
Используемая литература:
1. В.П. Кананыкина. «Работа над трудными словами. М. «Просвещение». 1991.
2. Граник Г.Г. Секреты орфографии: кн. Для учащихся / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
3. Волина В.В. Игры с буквами и словами. – М.: АСТ – Пресс, 1996. – 64 с.
4. Инфоурок. Запоминание словарных слов методом ассоциаций.
Ситникова С.О. https://infourok.ru/vistuplenie-na-rmo-zapominanie-slovarnih-slov-metodom-associaciy-1023204.html
6. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997. – 160 с.
8. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 48 с.
9. Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника. – СПб. Издательский дом «Литера», 2005.
infourok.ru
как быстро выучить английские слова
Лайфхаки: как быстро выучить английские слова
Бывало ли такое, что вы учите набор новых слов на английском языке, повторяете их несколько раз, слушаете транскрипцию и смотрите примеры употребления, но когда нужно вспомнить это слово через какое-то время — оно не всплывает в голове моментально? Вроде бы «вертится на языке», но никак не удается вспомнить наверняка.
Регулярное пополнение словарного запаса и изучение тематической лексики — ключ к богатому английскому языку. Но вот как сделать так, чтобы новые слова отложились в памяти надолго?
Сегодня поделимся секретами, как правильно учить и легко запоминать английские слова.
Сколько слов нужно знать
Прежде чем говорить о техниках и приемах для запоминания, хотелось бы сказать, что учить английские слова и учить английский язык — это не одно и то же. Ведь язык живой, в нем используются правила грамматики, а перевод одного и того же слова может варьироваться в зависимости от контекста.
Так что даже если вы выучите наизусть десять тысяч слов из Оксфордского словаря — толку не будет, если вы не сумеете применять их в живой речи.
Естественно, что нормы по знанию слов для носителя языка и для изучающего английский как иностранный сильно различаются.
Средний активный словарный запас англоговорящего, который он регулярно применяет в повседневной жизни — от 10 000 до 20 000 слов. А вот пассивный запас может составлять от 50 000 до 100 000 слов.
Для тех, кто изучает английский язык как иностранный, цифры совсем другие. Так, для общего понимания устной речи и поверхностного общения будет достаточно знания около 1000 высокочастотных слов. Для поддержания разговора на общие темы и просмотра несложных фильмов и сериалов хватит 3 000–4 000 слов. А вот если хотите понимать до 100% речи — вам потребуется запас примерно в 20 000 слов.
Проверить свой словарный запас можно при помощи специального теста: Тест на объем словарного запаса. Его результаты довольно точны, особенно, если вы отвечали честно.
Количество изученных слов еще не гарантирует того, что вы будете свободно общаться. Важно подходить к пополнению словарного запаса с умом: зубрить не все подряд, а сконцентрироваться на самых часто употребляемых словах и тематической лексике.
Начинайте с изучения базовых тем, таких как: семья, дом, работа, город, погода, животные, еда, путешествия и так далее.
Самые часто употребляемые слова в английском называются высокочастотными. Можно брать новую лексику из уже готовых списков таких слов — тогда вы быстрее освоите разговорную речь и сможете начать применять новые знания как можно раньше.
Учить все имеющиеся наборы слов просто бессмысленно. Вряд ли вам понадобится углубленная медицинская терминология, только если вы не собираетесь строить карьеру в области медицины. Аналогично, если вам требуются специальные слова по узкой теме — выучите именно их. Не обязательно знать на зубок все термины и особую лексику, если вы не применяете ее в жизни.
Где брать новые английские слова
Основной источник — это тематическая лексика. В интернете и в обучающих пособиях вы найдете достаточно наборов слов для разных уровней.
Существуют также специальные учебники для увеличения словарного запаса и словари самых высокочастотных слов.
Прогресс не стоит на месте: в последнее время появляется много новых слов и сленговых выражений, а какие-то выходят из употребления. Держите руку на пульсе и выписывайте новые слова, встречая их в сериалах, фильмах, статьях, подкастах и средствах массовой информации.
Кстати, фильмы, сериалы, статьи и книги — отличный источник новых слов. Регулярный просмотр видеоматериалов с субтитрами хорош тем, что незнакомые слова используются в интересном вам контексте, а значит, быстрее запоминаются. Аналогичное правило работает и с печатными материалами: найдите статьи по теме вашей профессии или из сферы интересов, а также прочитайте в оригинале свои любимые книги.
Как быстро учить и запоминать английские слова
Карточки
Методом запоминания новых слов по карточкам пользуются уже давно, но своей актуальности он не теряет. Это удобно и доступно каждому. Смысл прост: на одной стороне карточки вы пишите слово по-английски, а на другой — перевод. Вы можете сделать карточки самостоятельно только с той лексикой, что вам нужна, либо использовать готовые тематические наборы.
Для лучшего эффекта выбирайте карточки с картинками. Визуально мы запоминаем информацию куда легче, и в будущем слово быстро придет в голову, если вы просто вспомните картинку.
Сегодня вместо обычных бумажных карточек появилось много мобильных приложений и веб-тренажеров для запоминания. Достаточно скачать приложение на свой смартфон.Так нужные виртуальные карточки всегда будут всегда под рукой. Приложение само напомнит вам, какие слова у вас уже выучены, а какие стоит посмотреть еще раз, и предложит материал для повторения.
Блокнот
Старый-добрый способ, который все еще популярен. Записывайте новые слова в специальных тетрадях в два столбца: слово-перевод.
Фокус в том, что когда вы пишите — запоминаете не только перевод слова, но и его правильное написание. Сюда же записывайте часто употребляемые словосочетания с этим словом или устойчивые выражения. В будущем, при повторении, эти фразы отложатся у вас в голове и будут легко вспоминаться, как только вы представите написанное в блокноте слово.
Mind map
Этот способ подойдет тем, кто любит схемы и рисование.
Выделите несколько слов по тематике. Например, дом (house). Нарисуйте его в центре и сделайте стрелки к связанным словам (в нашем случае — комнатам в доме). В разных частях листа напишите: bathroom (ванная), living room (гостиная), bedroom (спальня), dining room (столовая). После, к каждой из комнат напишите несколько слов, которые относятся к ней. Например, bed (кровать), pillow (подушка), sheets (простыни) — к спальне, а shower (душ), towel (полотенце), mirror (зеркало) — к ванной комнате.
Мысленно идя по такой визуальной схеме, вам будет проще вспомнить слова, относящиеся к той или иной категории.
Правила для легкого запоминания новых слов
Вот несколько полезных советов и принципов для тех, кто хочет быстро выучить английские слова и ничего не забыть через день.
Изучайте интересные темы
После изучения базового набора слов часто возникает соблазн выучить что-то «эдакое», чтобы блеснуть в разговоре с иностранцем. Да, существуют красивые слова, использование которых в речи может поразить собеседника. Но, скажем, зачем вам знать на английском слово «молниеносный», если вы не знаете слово «скорость»?
Доказано, что интересная информация лучше усваивается и запоминается гораздо быстрее. Поэтому учите те слова, что входят в вашу сферу интересов. Твердая лексическая база нужна всем, но у каждого из нас свои увлечения и хобби, так что собирайте больше информации по своей любимой теме. Нравится спорт? Тогда смотрите матчи, слушайте комментаторов и читайте статьи по этой теме. Любите фотографировать природу и путешествовать? Тогда подпишитесь на популярных блогеров или посмотрите цикл программ National Geographic. Ищите новые интересные слова там, где они используются.
Не стоит тратить время на запоминание тех слов, что даже в своем родном языке вы используете крайне редко.
Учите слова в контексте
Мало просто выучить новое слово — нужно еще и уметь его применить. Поэтому сразу же посмотрите примеры, где оно было использовано, в каком контексте, с какой целью и так далее. Попробуйте составить свои примеры предложений с новым словом и найти ему применение в речи. Представьте, когда и как вам может понадобиться употребить это слово: придумайте ситуацию и проиграйте ее несколько раз.
Золотое правило здесь — научиться игнорировать ненужные вам слова. При изучении новой лексики велик соблазн выучить ее «скопом», а это не совсем правильный подход. Встретив новое слово, просмотрите все варианты его употребления, но запоминайте только самые часто употребляемые.
Выучите устойчивые словосочетания
Многие начинающие изучать английский язык совершают одну и ту же ошибку: сначала строят предложение на русском в голове, а затем переводят его. Но нормы наших языков сильно отличаются, и иностранец может просто не понять, что вы имеете ввиду.
Поэтому, наряду с новыми словами, запоминайте устойчивые словосочетания (common collocations) и их употребление в речи. Так, «сделать фотографию» по-английски будет «take a picture», а не «do a photo», как перевели бы многие, а «побить рекорд» — «break a record», a не «beat a record».
Запоминайте противоположности
Противоположности не только притягиваются, но и лучше запоминаются. Эту технику хорошо использовать при запоминании прилагательных. Например, лучше учить слова попарно вместе с антонимами: good-bad (хороший-плохой), big-small (большой-маленький), happy-angry (счастливый-злой) и так далее.
Благодаря этой технике вы сможете вспомнить не только нужное слово, но и его антоним, который сразу всплывет в памяти.
Разбирайте сложные слова
Многие иностранные слова состоят из нескольких более простых. Встретив сложное слово — разберите его по частям и посмотрите, как они переводятся по-отдельности. Это поможет вам выстроить ассоциативную связь и легче запомнить слово.
Например, слово microbiology (микробиология) состоит из двух слов — micro (маленький) и biology (биология). Получается, что разобрав это слово, вы выучите не одно, а сразу три новых понятия.
Зачастую можно по аналогии догадаться о том, как будут звучать схожие слова в английском. Для этого составьте список часто встречающихся приставок (un-, dis-, con-, micro- и т. д.) и суффиксов (-able, -ly, -ent, -tion, -ive и т. д.) и запомните, что они означают. В будущем, встретив новое слово, вы сможете легко догадаться о его значении.
Не забывайте про грамматику
Как только вам встретилось новое слово, нужно не только разобрать его досконально, но и узнать грамматические правила, которые ему соответствуют. Так, новое слово может оказаться всего лишь другой формой уже известного вам слова.
Также, учите больше глаголов и запоминайте их ситуативное употребление. Например, выучив формы неправильных глаголов по таблице времен, вы будете знать уже не одно слово, а целых три.
Используйте ассоциации
Ассоциативная память — штука хорошая. Она помогает «вытащить» из закромов сознания нужное слово без особого труда. Поэтому при изучении хорошо использовать карточки с картинками.
Особенно это важно для абстрактных понятий, которых в языке предостаточно. Если учите слова без картинок — представьте их у себя в голове. Можете мысленно нарисовать слово в воздухе, придать ему цвет или какую-то форму.
Кстати, чем забавней будет ассоциация, тем быстрее запомнится новое слово. Например, слово clever с английского переводится как «умный», а по-русски звучит как название растения клевер. Строим предложение: You’re so clever! (Ты такой умный!), а для забавной ассоциации на русском представьте это как «Ну ты и клевер!».
Можно даже составить смешной рассказ или фразу с новым словом. Выбирайте самые неожиданные сочетания, и вы удивитесь, как легко они запоминаются.
Употребляйте новые слова в речи
Как говорил Бенджамин Франклин: «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn» (Скажи мне — и я забуду. Научи меня — и я запомню. Увлеки меня — и я научусь).
Один из самых верных способов быстро запомнить новое слово — найти ему употребление в повседневной речи. Если вы посещаете курсы или занимаетесь с преподавателем индивидуально — применяйте только что изученные слова как можно чаще. Специально стройте предложения с новыми словами и не забывайте о правописании: применяйте изученную лексику и в письменном английском.
Сделайте процесс увлекательным
Выше мы уже говорили о мобильных приложениях и играх для запоминания новых слов. Установите такое на смартфон, сделайте подборку интересующих вас слов и регулярно выполняйте задания. Это могут быть быстрые игры с карточками с переводом в обе стороны, составление фраз со словами и так далее.
Программы помогут определить особо сложные для вас слова и сделают упор на изучении именно их.
Не забывайте и про забавные песенки или стишки для запоминания. В основном, они используются в детском обучении, но иногда помогают и взрослым. Кроме того, вы всегда можете придумать собственную смешную рифму к слову, что активирует ассоциативную память.
Учитывайте свой тип восприятия информации
Не всем одинаково хорошо подходят одни и те же способы запоминания новых английских слов. Выберите подход в зависимости от вашего типа восприятия. Их три: аудиал, визуал и кинестетик.
Для аудиалов подойдут аудиокниги, музыка или подкасты. Для того, чтобы запомнить новые слова, аудиалам нужно прочитать их вслух, несколько раз повторить и проанализировать.
Визуалам лучше всего подойдет метод с карточками, а также другие картинки, таблицы и наглядные материалы. Им лучше смотреть фильмы и сериалы с субтитрами, а также следить за сопроводительным текстом при прослушивании подкастов.
Кинестетикам проще запоминать новые слова, написав их на бумаге. На помощь такому типу приходит активная жестикуляция: представьте ситуацию, когда вы употребляете новое слово и повторите сопутствующие жесты руками. Например, запоминая слово cup (чашка) — сделайте вид, что берете в руки чашку и наливаете в нее чай. Позже воспроизведение этих жестов поможет вспомнить ситуацию и само слово.
Каким бы типом восприятия вы ни обладали, во время запоминания и повторения постарайтесь полностью сконцентрироваться на изучаемом слове. Это значит, что в момент его повторения вы должны четко представлять его у себя в голове, как оно звучит и что означает. Если же вы начнете повторять изученные слова механически, то вероятность того, что они отложатся в памяти надолго заметно снижается.
Техника интервального повторения
Для того, чтобы новое слово навсегда засело в голове — важно не столько то, как его повторять, а когда его повторять. Лучше делать это когда вы чувствуете, что вот-вот забудете новое слово.
Эффективное запоминание и тайминг повторения новой информации были выведены немецким психологом Германом Эббингаузом. Согласно его исследованиям, нужно повторить новое слово как минимум 9 раз, чтобы его запомнить. Причем делать это лучше следующим образом:
- Через 15 минут после ознакомления
- Через час после последнего повторения
- Через три часа после последнего повторения
- На следующий день
- Через два дня после последнего повторения
- Через четыре дня после последнего повторения
- Через неделю после последнего повторения
- Через две недели после последнего повторения
- Через месяц после последнего повторения
При повторении новых слов также важно использовать их в контексте: составить словосочетание или фразу с ними.
В заключение, кратко повторим основные моменты, которые необходимы для легкого и быстрого запоминания новых английских слов:
- Учите только нужные и полезные слова.
Это базовые наборы высокочастотных слов и лексика из сферы ваших интересов. Не забывайте о глаголах, устойчивых словосочетаниях и разговорных фразах.
- Учите слова в контексте
Если новое слово найдено вами в статье, песне, фильме — запоминайте его сразу с контекстом. Если же учите «одинокое» слово, то придумывайте для него контекст самостоятельно. Не пытайтесь выучить все значения многозначного слова, берите на вооружение только самые употребляемые. И еще раз, не забывайте о контексте.
- Применяйте слово в разговоре
Если же пока нет возможности для разговорной практики — придумывайте свои примеры и ситуации, когда вам пригодилось бы использование этого слова. Для эффективного запоминания желательно встретить слово в 7-9 разных ситуациях.
- Используйте яркие ассоциации
Не важно, какая ассоциация приходит вам в голову, когда вы встречаете новое слово. Главное, чтобы она была яркой и запоминающийся. А также, чтобы соответствовала вашему типу мышления и «работала» на вас.
- Запоминайте слова по интервальному методу
Лучше повторять изученные слова через определенный промежуток времени, чем зубрить каждый день: так слово отложится в долгосрочной памяти и будет легко «всплывать» в нужной ситуации.
Заучивая по 10 новых слов в день, вы уже через месяц расширите свой словарный запас на 300 слов, а к концу года — на более, чем 3000 слов. Этого вполне хватит, чтобы уверенно говорить по-английски в повседневной жизни.
puzzle-english.com