Сообщение о евпатии коловрате 6 класс – Презентация «Евпатий Коловрат. Первый мститель на Руси» — Другие великие люди России — Презентации «Великие люди России»

Евпатий Коловрат — кто это такой в истории? — Альтернативный взгляд Salik.biz

Тревожной выдалась осень 1237 года на Рязанской земле. По селениям и городищам перекатывалась молва о разгроме булгарского ханства. А в княжествах Руси текла жизнь, кровавились княжеские усобицы и раздоры, ослабляющие государство…

Вначале зимы 1237 года войско Батыя вышло к реке Воронеж, готовясь разгромить Рязанское княжество и идти дальше. Рязанский князь Юрий избежал поражения на Калке — он не участвовал в усобицах. Но теперь оказался под смертельным ударом монголов — Рязань открывала дороги на Русь. Великий князь владимирский отказался ему помочь, надеясь один справиться с врагом дружинами соседних княжеств и своих братьев Ярослава и Святослава на реке Сити.

— Salik.biz

Тревожные вести


Но князь Юрий ещё ждал известий от воеводы Евпатия Коловрата, посланного в Чернигов за помощью. Евпатий в свои 35 лет занимал видное место при князе, был силён и опытен в военном деле. До Чернигова три недели пути, но он обещал вернуться побыстрее. Первые морозы сковали землю, дороги замело. Рязанцы заледенили водой скаты рвов, наружные стены, запасали смолу, камни. Князь, желая выиграть время, на совете решил отправить к Батыю посольство во главе с сыном Фёдором — разведать силы врага и время потратить на переговоры. А там и Колов-рат подоспеет с войском.

Бату-хан встретил послов надменно. Не желая мира, потребовал покорности и огромной дани — десятую долю всего и людей. А послу пожелал прислать в шатёр его жену, византийскую принцессу Евпраксию. Княжич Фёдор, оценив врага, понял, что Рязань не выстоит в одиночку. И зная, что погибнет, не позволил унизить себя и свою супругу, смело высказал Батыю: «Когда нас всех не станет, тогда все ваше будет». За дерзость и непокорность послов заковали в колодки и бросили раздетыми в огромную яму, чтобы оставшихся в живых к рассвету добить из луков. Пощадили одного, приказав ему сообщить рязанскому князю обо всем. Батый потребовал от князя Юрия признать власть хана и заплатить огромную дань. Жена князя Фёдора, княгиня Евпраксия, славилась красотой. Узнав о смерти мужа, она с маленьким сыном на руках бросилась с крыши терема, предпочтя плену и позору смерть. Князь Юрий с помощью муромских и пронских дружин решил сразиться с монголами в поле.

Неизвестно, почему он решился на это, но в битве на реке Воронеж рязанцы, проявив огромную стойкость и мужество, были разбиты. Князь в сече уцелел и теперь мог сделать только одно — защитить свой город, опираясь на его укрепления.

Рекламное видео:

Пять дней свободы и жизни

При нашествии на Русь войска Батыя больше всего несли потерь при штурме городов. Но захваченные в Китае или построенные мастерами при войске камнемётные и стенобитные машины всегда помогали победе. 16 декабря 1237 года начался штурм Рязани. Остатки княжеской дружины зашли на стены города, рядом с ними встали все от мала до велика. Пять дней рязанцы отчаянно защищали город. Но Бату-хан, используя проверенную тактику непрерывного натиска, вводил в бой новые отряды. В ночь на 21 декабря начался решающий штурм.

Катапульты обрушили на обороняющихся ливень ледяных глыб, камней и горшков с «греческим огнём». Передвижные тараны проломили стены в нескольких местах — монголы ворвались внутрь.

На улицах началась битва без пощады. Князь Юрий разделил судьбу защитников — погиб при штурме. Ограбленный и опустошённый город был сожжён. С огромным числом пленных монголы двинулись к Коломне, прикрывавшей единственный путь вглубь Суздальской земли.

Пока Коловрат был в Чернигове, защитники Рязани гибли один из другим. Тем временем черниговский князь высказал воеводе прежние обиды, а помогать отказался. Он думал, что монголы не дойдут до Чернигова и он у себя в лесах сможет отсидеться. Пришлось Евпатию возвращаться одному. Хотя за ним пошли ещё две сотни воинов, не забывших своей чести. Ещё дымились обугленные остатки Рязани, Пронска, чёрными глазницами свежих могил встречали воеводу погосты, но численность отряда Евпатия росла с каждым днём. На страшном заледеневшем пепелище Рязани извлекли воины княжеский стяг, залитый кровью защитников. Две тысячи воинов Коловрата двинулись по знакомым местам. Разведка докладывала о движении монголов к Суздалю. Там отряд и догнал идущую на Владимир орду Батыя. Замёрзшие реки были единственными дорогами Руси, на их поворотах было удобно нападать.


Под княжеским стягом

Сначала Коловрат нанёс удар из засады, разметав колонну врага на реке Сеньге — малом притоке Клязьмы. В Суздальской земле отряд Евпатия полностью истребил другой арьергард монголов, не ожидавших удара с тыла. Тщётно кричали дозорные монголы о тревоге. Растянувшаяся на реке колонна шатров, верблюдов, лошадей и повозок была захвачена быстро. Уже пала Коломна, монголы двигались ко Владимиру: Неожиданное появление русских в тылу, большие потери нукеров привели Батыя в ярость. Евпатий, хорошо зная местность, повёл отряд до границ княжества, думая задержать врагов на сильной позиции. Он перекрыл пути основной части монголов, заняв укреплённый погост на Коломенской дороге на пути к Владимиру. Талантливый воевода превратил пограничную заставу в настоящее укрепление. Сегодня эта местность зовётся Батыевополе.

Древний тракт, доступный для передвижения лишь зимой, выходил под стены крепости, высившейся на берегу реки. Она блокировала движение по Клязьме и «коломенскому зимнику». С двух сторон городище защищалось крутыми обрывами. Две другие защищал высокий вал. Напротив крепости, на льду реки ратники устроили ледяные завалы из стволов деревьев и снега. Такие полевые сооружения часто использовались русичами. С крепостной стены воины из луков и самострелов безнаказанно расстреливали всех, кто пытался перейти через препятствие. Самый удобный путь Батыева войска к городу Владимиру был перекрыт. Монголы могли проложить дорогу лесами и обойти непокорную заставу, но оставлять в тылу отряд смелых воинов хан не хотел. К тому же обустройство дороги отняло бы нужное время. И это в дни, когда владимирский князь собирался напасть на основные силы монголов. Разъярённый Бату-хан бросил против русичей отборный отряд тяжеловооружённых воинов под командой своего родича Хостоврула, который поклялся, что приведёт Коловрата на аркане и бросит к ногам повелителя.

Но в бою монгольский отряд пал в сугробах, а сам Хостоврул в рукопашной борьбе был разрублен Евпатием от плеча до пояса.

Против оставшейся горстки русичей были брошены свежие войска. Но все атаки были снова отбиты, темники и нойоны с ужасом отступили. Их страшили молнии русских мечей, разившие с невероятной силой. Ратники отряда Коловрата пользовались особенным оружием, некогда выкованным умельцами древнего дославянского населения Клязьминско-Ок-ского междуречья. До нас дошло описание этого оружия: прямой обоюдоострый меч, клинок которого испускал слабое голубоватое свечение, видимое в темноте. Но тайны изготовления клинков сегодня утеряны.

Озадаченные сопротивлением, монголы вступили в переговоры. Субэдэй, подъехав к боевым порядкам русичей, спросил: «Чего вы хотите, воины?». И услышал ответ, приведший его в замешательство: «Мы пришли умереть!». Лучники не могли стрелять от холода. Тогда монголы развернули камнемёты для обстрела защитников. Лишь когда под градом ледяных глыб, камней погибли почти все русские воины вместе с Коловратом, захватчики со страхом оценили дорогую победу. Тургауды (личная гвардия хана) поставили перед Батыем шестерых израненных русичей. Хан спросил у пленных, кто они такие и почему преследовали и убивали его людей. И получил ответ: «Мы рязанцы, мстили за разорение родной земли и убийство близких».

Уцелевшие воины вели себя уверенно. Хан повелел принести тело погибшего русского витязя. И, вглядевшись в лицо Коловрата, произнёс: «С тысячей таких богатырей, как этот русский воин, я мог бы завоевать весь мир!». В знак уважения к мужеству русичей Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия для похорон с почестями.

11 января 1238 года Коловрата похоронили на рязанской земле.

Журнал: Загадки истории №36. Автор: Михаил Андреев

Краткие исторические сведения о Евпатии Коловрате — Book-Science

Единственным дошедшим до нас источником сведений о нем является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Современный вариант этого произведения сложился, как считают исследователи, в конце XIV — начале XV веков. Между тем, ее основой являются летописные хроники, созданные в XIII веке, непосредственно после монгольского нашествия на Русь в 1237 году.

Согласно данным Повести, Евпатий Коловрат был боярином и воеводой, состоявшим на службе у тогдашнего рязанского князя Юрия Игоревича (в «Повести о разорении Рязани» Юрия Игоревича ошибочно именуют Юрием Ингоревичем).

Точную дату рождения Евпатия Коловрата указать невозможно (ориентировочно, ок. 1200 г). Зато дата смерти известна – 11 января 1238 г.

После того как осенью 1237 г. войска хана Батыя подошли к границам рязанских земель, князь Юрий выслал свои посольства в Чернигов и Владимир, чтобы просить их правителей о помощи.

Евпатий Коловрат вместе с княжеским племянником Ингварем Ингваривечем прибыл к Черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу. Летописный источник указывает, что Михаил Черниговский не захотел помогать рязанцам, поскольку те в свое время отказались выставить свои дружины против монголов в сражении на Калке (1223 г).

Не добившись желаемой подмоги, посольство вынуждено было тронуться назад с пустыми руками. Возвратившись домой, они увидели картину страшного разорения. Рязань пала в ночь с 20 на 21 декабря 1237 года после пяти дней осады. Победители ворвались за крепостные стены и устроили в городе кровавую резню, в которой погибло большинство жителей.

Как свидетельствует неизвестный автор Повести, Евпатий Коловрат незамедлительно принялся собирать дружину. С отрядом, насчитывающим 1700 человек из числа тех, кого не оказалось в городе на момент осады, он бросился в погоню и настиг арьергард войска Батыя неподалеку от Суздаля. Тяжеловооруженные русские конники в ближнем бою имели несомненное преимущество над легкой кавалерией монгол. Отряды хана Батыя понесли значительные потери, но силы сторон были слишком неравны, чтобы русские могли всерьез рассчитывать на выигрыш в этом сражении.

Они и не рассчитывали. Те, кто шел на верную смерть вслед за Евпатием, которого в некоторых вариантах Повести окрестили Неистовым,  вряд ли думали о победе. Их целью была месть за погибших родичей и разорение, учиненное захватчиками.

Несмотря на многократное превосходство в численности, кочевникам пришлось пустить в ход метательные орудия (так называемые «пороки»), чтобы остановить продвижение отряда к ставке Батыя. В конце концов, и сам Коловрат, и большинство ратников из его дружины были уничтожены.

Воинская доблесть русских произвела на Батыя колоссальное впечатление. Он был так восхищен их мужеством, что распорядился беспрепятственно отпустить немногих оставшихся в живых членов отряда, и велел вернуть им тело погибшего командира.

По некоторым данным, Евпатий Коловрата был с почестями захоронен в Рязанском соборе 11 января 1238 года. Так ли это на самом деле, неизвестно. Историки не располагают достоверными сведениями о месте его захоронения.

Но это и не имеет большого значения, ведь имя Евпатия Коловрата – легендарного витязя земли Русской,  навсегда останется жить в памяти народа.

История. Кто такой Евпатий Коловрат?

Герой на войне – непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой – наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них былинный герой Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем.

кто такой евпатий коловрат

Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим – боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.

О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.

Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.

С чего начиналась легенда

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.

XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.

качества евпатия коловрата

В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.

После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы – княжеского сына Федора — и напасть на город.

евпатий коловрат фильм

21 декабря 1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.

Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.

В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.

Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.

Гибель Коловрата

Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские – только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.

подвиг евпатия коловрата

Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.

В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.

После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.

Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.

Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

сочинение подвиг евпатия коловрата

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Фильм о Евпатии Коловрате

В отличие от трио классических славянских богатырей — Муромца, Поповича и Никитича, — Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям.

евпатий коловрат восхождение

Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.

Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.

Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате

В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.

Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.

Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи.

фильм евпатий коловрат восхождение

В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.

Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат – это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.

При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.

Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат – это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.

Значение имени героя, по мнению православных историков

В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.

Согласно им, Евпатий – это вариация известного славянского имени Ипатий.

А коловрат – это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.

А был ли герой?

Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?

Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.

Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.

Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.

Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.

Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.

Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.

Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков – то есть нас.

Доклад. «Евпатий Коловрат» (1-4 класс)

ДОКЛАД.

 Богатыри — это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, люди безмерной силы, стойкости, отваги, наделённые необыкновенным умом и смекалкой. Одним из славных ей земли русской был Евпатий Коловрат. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы.  Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, исполин ростом, силы непомерной, гроза для недобрых людей, защитник для всех слабых и обиженных. Однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю и будет служить примером мужества и героизма.  Какой же подвиг совершил Евпатий Коловрат?

Подвиг Евпатия датирован 1238 годом. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю силу татаро–монголов и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов.  В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город  Евпатий застал уже разоренным и сожженным. «И приехал в землю Рязанскую и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты…», «…государей убитых и множество народу погибшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены».

Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Не смотря на малую численность  отряда, русским удалось смять татар внезапной атакой.

Батый был сильно удивлен всему, что произошло.  Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!».

Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдавался и  мужественно бился с превосходящим по численности врагом.  Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить Евпатия и его отряд только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений

Коловрат был убит. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказал: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», и отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда. Похоронили дружинники с честью Евпатия Коловрата, и пошла слава о нём по всей Русской земле. Повсюду стали подниматься люди на борьбу с врагом.

Евпатий Коловрат поистине народный герой. Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений.  В советские времена «Союзмультфильм»  выпустил мультфильм – «Сказание о Евпатии Коловрате». В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города, и 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, был установлен памятник. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

Сочинение на тему «Подвиг Евпатия Коловрата» или «поучения Евпатия Коловрата»

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий?

Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов. В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю. Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, — Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался. В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда.

Евпатий Коловрат по – истине народный герой. Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений. В советские времена «Союзмультфильм» , выпустил мультик – «Сказ о Евпатии Коловрате» . В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города
ну понятно

Сочинение на тему «Подвиг Евпатия Коловрата» или «поучения Евпатия Коловрата»

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого сделал Евпатий? Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро– монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов. В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю. Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой. Батый был сильно удивлен всему, что произошло. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, — Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался. В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда. Евпатий Коловрат по – истине народный герой. Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений. В советские времена «Союзмультфильм» , выпустил мультик – «Сказ о Евпатии Коловрате» . В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города ну понятно

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Евпатий Коловрат: о повести и воине.

Урок литературы «Евпатий Коловрат: о повести и воине».

Построить урок в русле современных образовательных технологий оказалось не так-то просто, учитывая, что не только само содержание должно отвечать ФГОС, но и формы и методы работы на уроке. При создании урока применяется системно-деятельностный подход, что определяет использование элементов таких педагогических технологий, как проблемное обучение, РКМЧП, исследовательская деятельность учащихся, педагогическая мастерская  и ИКТ, а также методы и приемы групповой работы, импровизированной речи, графические  приемы (создание кластера), создание устного высказывания по ключевым (опорным) словам. Текст древнерусской повести можно изучать с разных ракурсов: историки увидят в нем источник, более-менее достоверный, словесники – продолжение традиций УНТ и зарождение литературы – художественной и авторской. Так, урок литературы в 6 классе по повести «Евпатий Коловрат» («Евпатий Коловрат: о повести и воине») преследует

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Обобщение и систематизация полученных знаний.
  • Формирование умений выделять главное в тексте.
  • Обучение умению отбирать текстовый материал и анализировать его для получения новых знаний.
  • Определить роль языковых средств в формировании читательского восприятия и создании образов героев;
  • Показать самоотверженность русских воинов;


Развивающие:

  • Способствовать формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, истории нашего народа.
  • Развивать навыки учащихся по работе с текстом: добывать и анализировать полученную информацию;
  • Развивать умение учеников самостоятельного целеполагания, импровизированной речи, групповой работы.


Воспитательные:

  • Способствовать формированию нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «самоотверженность», «патриотизм», «мужество» и др.
  • Выявить базовые национальные ценности русского человека на основе образов героев, летописца;
  • Сформировать представление об отношении современников к описываемым событиям (взгляд на битву глазами летописцев).

Данный урок входит в систему уроков по произведениям древнерусской литературы, поэтому начальный этап урока – «вызов», мотивация ученика на диалог – можно построить как актуализацию знаний по предмету (проверка усвоения терминов и понятий древнерусской литературы, соотнесение отрывков текста с из названиями) или межпредметных знаний:

  • В исторической судьбе России не было века, в котором страна не воевала. Какие войны вы можете вспомнить?
  • Как человек ведет себя на войне? Как должен вести себя воин?
  • Что, по вашему мнению, будет чувствовать человек, когда узнает о приближении войны? За кого/что он будет тревожиться? (Важно, чтобы прозвучала мысль о том, что человеку свойственно переживать не только за свою судьбу, судьбу родной и дом, но и за свою Родину.)
  • На доске – эпиграф нашего урока: «Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами». О ком и кем сказаны эти слова? (Повесть ученики предварительно прочитали).

Вопрос дает ученикам возможность самостоятельно сформулировать цель урока: раз речь пойдет о русских воинах в бою, то нам предстоит выяснить, как ощущал себя человек Древней Руси в сражении, какими качествами он обладал, каким видели его противники и летописец, рассказывающий об этих событиях, а кроме того, понять, какое место занимает историческая воинская повесть в русской литературе. Поскольку круг вопросов достаточно широк, тема урока записывает наиболее обще: «Евпатий Коловрат: о повести и воине». 

Определяется круг известной информации по данной теме (что известно о древнерусской литературе, какие произведения читали, кому посвящены и кто изображается, художественные особенности). При этом ученики замечают разницу между беспристрастным повествованием летописей и эмоциональностью жанра слова. Корректируются первоначально поставленные цели: а что еще нужно знать, чтобы приступить  к изучению и восприятию повести: время написания, историю создания и пр. Беседа с учениками логически переходит в краткую историческую справку и рассказ учителя о создании повести, сопровождающуюся демонстрацией наглядных материалов (исторические карты, иллюстрации, презентация):

«Никогда до того ни одно произведение не было исполнено такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской литературы», — Д.С. Лихачев.

 «Повесть о разорении Рязани Батыем»  дошла до нас в составе летописного свода об иконе Николы Заразского. Она была написана предположительно в 14 веке в церкви Николы. Автор ее неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли. Литературные достоинства произведения заслужили похвалу многих исследователей и поэтов. Д. С. Лихачев назвал это произведение образцовым. 1237 году на Руст напали монголо-татарские войска во главе с ханом Батыем. Евпатий Коловрат (ск. 1237/38), рязанский вельможа, воевода и богатырь. С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих “нарочитых” монгольских богатырей.

Процесс осмысления содержания, т.е. основной части урока, можно графически оформить в виде таблицы-схемы, кластера, фишбоуна, который оформляется в начале урока и заполняется по мере того, как ученики добывают и усваивают новую информацию.

Следующий вид работы – групповая. Задания группам раздаются и выполняются в ходе выразительного чтения подготовленными учениками текста. Поскольку тексты древнерусской литературы представляют сложность, предыдущие уроки тексты читались учителем/запись. Задания дифференцированные, выполняются в ходе чтения учениками отрывков. Отрывок прочли – осмыслили, двинулись дальше, не углубляясь в анализ текста, это – работа групп.

Задания:

  1. Найдите устаревшие слова, объясните их значение. Устаревшие слова – примета времени и реалий, так мы узнаем, к какому периоду русской литературы относится текст, и формируем представление об историческом периоде. Находят не только слова, но и выражения, значения которых объясняют самостоятельно с опорой на контекст.
  2. Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о татарах.
  3. Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о русских воинах, русской земле. В зависимости от уровня класса можно сконцентрироваться на морфологической природе слов: подчеркните прилагательные, глаголы и т.д. Анализируя наработанный материал, следует обратиться к внутренней форме слова: окаянный – каин, зловерный – злая вера, безбожный – нет бога, поганые – иноверцы, с другой стороны: труды – великие, красота – прославленная, вера –христианская. О чем это говорит? Кто говорит эти слова? Кто такой летописец? Можно ли с уверенностью сказать, кто описывает события: ордынец или русский человек? Вывод: церковь и родная земля дорога любому русскому человеку. Приоритетные ценности для общества: семья, вера, Родина.

4.  Проследите, с каких слов начинаются предложения. Есть ли зависимость? Вводится понятие анафора (единоначалие), т.к. многие предложения начинаются с союза и, а. В этом приеме можно проследить связь с организацией былинного текста.

5.  Проследите, в каком порядке относительно друг друга расположены главные члены предложения? Вводится понятие инверсии: для предложений характерен обратный порядок слов (сказуемое – подлежащее, существительное – согласованное определение). Делается вывод об особенности организации древнерусского текста.

Затем группы проводят обобщение и систематизацию, а затем представляют свою работу в виде связного выступления. По мере выступления групп заполняется таблица хода урока.

Однако группы выполняют задания после чтения с остановками текста повести. Первый отрывок посвящен описанию урона, какой нанесли татары Рязанской земле. Внимание учеников акцентируется на наиболее значимых для русского человека вещах: семья, церковь. Второй отрывок рассказывает о появлении Евпатия Коловрата и его живом отклике на картину разорения родной земли. В этом и последующем отрывке внимание учеников должно привлечь описание сцены боя и поведение Евпатия и его дружины: обратить внимание на художественные средства (метафора, сравнения) и их роль, вспомнить понятие гиперболы (соотнести с былиной и проследить связь и влияние УНТ на повесть), подробнее остановиться на образе Батыя и его похвале русским воинам. Почему он так отзывается о Евпатии? Почему отпускает оставшихся воинов?  Почему похвалу погибшим героям, которой традиционно для русской повести заканчивается рассказ о подвигах, автор вкладывает в уста заклятого врага Русской земли — царя Батыя и его приближенных?

На заключительном этапе урока ученикам предлагается устно подготовить связное высказывание по опорным словам. Высказывания по желанию звучат в классе, обсуждаются. Дома ученикам предлагается подумать над вопросом, который так или иначе звучал в ходе урока: раз русские войска проиграли в этой битве, то чем же восхищается автор-летописец? Чему может научить поражение? Оценивается свое впечатление от урока: на таблице хода урока условными значками отмечаются понравившиеся/не понравившиеся элементы хода урока, работы групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *