Какие бывают темы в литературе – Жанры литературы — что это такое и как определить жанр произведения

Литературные жанры — Википедия

Литерату́рные жа́нры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».

Если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, кодифицируемых риторикой. Вся номенклатура античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием[1].

Со времён Аристотеля, давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Понимание жанра как предлежащей автору готовой структуры привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия. Вершиной такого типа сочинений является поэма-трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, — однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII—XIX веков, связанный в России с именем Жуковского, оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века — например, у Багрицкого и Николая Тихонова, — а затем и в начале XXI века у Марии Степановой, Фёдора Сваровского и Андрея Родионова

[2]), то гегемония романа — жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, — затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия, стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой — и эпическими) отступлениями.

В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа. На исходе XIX и в первой половине XX веков оформляются детектив и полицейский роман, научная фантастика и дамский («розовый») роман. Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот, явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания»

[3]. Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня

Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. Ниже приведены некоторые из этих критериев и приведены примеры жанров.

Иерархия жанров в классицизме

Классицизм, например, также устанавливает и строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

  • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. —
    М.
    : Академия, 2011. — 256 с. — (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-6936-4.
  • Жанр как инструмент прочтения / Под ред. В. И. Козлова. — Ростов-на-Дону: Инновационные гуманитарные проекты, 2012. — 234 с. — ISBN 978-5-4376-0073-3.
  • А. Цейтлин. Жанры // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 4 / Отв. ред. Луначарский А. В. ; Отв. секретарь Бескин О. М. — М. : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 109—154. — 716 стб. : ил.
  • Кожинов В. В. Жанр // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978.
  • Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Научные редакторы М. Н. Липовецкий, С. И. Ермоленко. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. — 904 с. — ISBN 978-5-9042-0504-1.
  • Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Идея, сост., науч. ред., справ. библиогр., тезаурус Е. А. Цургановой. — ИНИОН РАН: Intrada, 2004. — С. 145—148. — 560 с. — ISBN 5-87604-064-9.
  • Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров. — М.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2008. — 264 с. — ISBN 978-5-88812-256-3.
  • Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А. Н. Николюкин. — ИНИОН РАН: Интелвак, 2001. — С. 263—265. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 144 с. — ISBN 5-7333-0435-9.
  • Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997. — 450 с. — ISBN 5-8760-4108-4.
  • Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр?. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — ISBN 9785354013241.
  • Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). — М.: Издательство МГУ, 1982.
  • Черняк В. Д., Черняк М. А. . Жанры массовой литературы. Формульность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 50, 173—174. — 193 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
  • Эльсберг Я. Е., Гачев Г. Д., Кожинов В. В., Мелетинский Е. М., Сквозников В. Д., Кургинян М. С., Борев Ю. Б. Роды и жанры литературы / Редакторы Г. Л. Абрамович, Н. К. Гей, В. В. Ермилов, М. С. Кургинян, Я. Е. Эльсберг. — М. : Наука, 1964. — 488 с. — (Теория литературы : в 3 т. ; 1962—1965, т. 2).
  • Genre // The Encyclopedia of Literary and Cultural Theory. Vol. II. Literary Theory from 1966 to the Present / Eaglestone R.[en]. — Wiley, 2011. — С. 625—629. — 1544 с. — ISBN 978-1405183123. — DOI:10.1111/b.9781405183123.2011.x.
  • Narrative and Genre / Chamberlain M.[en], . — Routledge, 1997. — 2002 с. — ISBN 0-415-15198-8.
  • Genre in the New Rhetoric / , Medway P.. — Taylor & Francis, 2005. — 200 с. — (Critical Perspectives on Literacy and Education). — ISBN 0-7484-0256-X.
  • Frow J.[en]. Genre. — Routledge, 2005. — 171 с. — (The New Critical Idiom). — ISBN 9780415280631.

Понятие литературной традиции: вечные темы, традиционные проблемы

 

Термин «литературная традиция» применяется в литературе, если речь идет о преемственной связи, которая объединяет последовательные литературные явления.

Понятие литературной традиции

По своему смыслу понятие литературной традиции тождественно понятию заимствования, влияния и подражания. Составляющими элементами литературной традиции могут служить такие компоненты поэтики: стилистика, композиция, ритмика и тематика. Эти составляющие зачастую передаются литературной традицией не порознь, а в сочетании друг с другом.

Достаточно широка и область литературной традиции: это может быть как международное творчество, так и творчество одного народа. К примеру, Гоголь создал литературную традицию в России, которая со временем распространилась далеко за ее приделы. Литературная традиция не отличается интенсивностью, так мы видим, что пушкинские традиции в разные времена то усиливаются в литературе, то исчезают фактически полностью.

На первый взгляд угасшая традиция, может не только возродится, но и занять место доминирующей в литературном процессе, благодаря влиянию подходящих исторических условий.

В литературном процессе существует понятие пародирование литературной традиции. Ярким примером тому является произведение Достоевского «Село Степанчиково», в котором автор парадирует стиль Гоголя и его идеологию.

Вечные темы в литературе

Традиционные проблемы. Литературные произведения, в абсолютном своем большинстве, имеют стабильные вечные темы, особенность которых состоит в том, что они практически неисчерпаемые, так как всегда будут актуальными в любом обществе. Сколько вариантов их раскрытия не было бы, все равно каждый раз остается что-то недосказанное, а также то, что поддается совершенно другой интерпретации в новых исторических условиях.

Знакомясь с различными литературными произведениями, мы поражаемся тому, как одна и та же тема видеться разным писателям. По большому счету, многие литературные произведения, дошедшие до нас, описывают один и тот же сюжет, но разделенный и подкорректированный веками. 

Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории:

1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма.

2. Антропологические темы:
- понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть.
- эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность.
- сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, рвение к власти, социальные трансформации человека.

Рассуждения о вечных проблемах также весьма характерно для литературного процесса. Основной вечной проблемой, которая обсуждается в литературных произведениях, являются вопросы и проблемы нравственности человека и общества. Наряду с описанием данной проблемы, в литературе указаны и пути ее решения – для общества это революция или реформа, для человека – нравственное усовершенствование.

Еще одной традиционной вечной проблемой является вопрос о неприятии обществом отдельной личности, так называемого, героя – одиночки. Особое место в литературном процессе занимает осветление общечеловеческих проблем – поиски смысла жизни, понимание добра и зла, внутренние терзания и т.д.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Целостность русской литературы: общие черты русской литературы XIX и XX веков
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Сквозные» образы Дон Кихот и Гамлет: различные типы литературных героев

Все неприличные комментарии будут удаляться.

вечные темы в художественной литературе:


вечные темы в художественной литературе:

1) онтологические: хаос и космос, огонь и вода, движение и неподвижность, свет и тьма;

2) антропологические темы:

а) духовные начала бытия: причастность – отчужденность, смирение – гордыня, греховность – праведность;

б) надэпохальные ситуации: труд, досуг, будни, праздники, частная жизнь, мир, войны, революция, гражданская деятельность;

в) сфера инстинктов: половая сфера, стремление к материальным благам, жажда власти;

г) мужество, женственность;

д) детство, юность; зрелость, старость.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.

  • ветвь языков (группа языков)
  • взаимодействие языков

Смотреть что такое "вечные темы в художественной литературе:" в других словарях:

  • вечные темы в художественной литературе —   1) онтологические: хаос и космос, огонь и вода, движение и неподвижность, свет и тьма;   2) антропологические темы: а) духовные начала бытия: причастность – отчужденность, смирение – гордыня, греховность – праведность; б) надэпохальные ситуации …   Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Мережковский, Дмитрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мережковский. Дмитрий Мережковский …   Википедия

  • ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… …   Энциклопедия мифологии

  • Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… …   Литературная энциклопедия

  • Гиппиус, Зинаида Николаевна — Зинаида Гиппиус Имя при рождении: Зинаида Николаевна Гиппиус Псевдонимы: Г с; Денисов, Л.; З.Г.; Кр., А.; Крайний, А.; …   Википедия

  • Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… …   Литературная энциклопедия

  • Реинкарнация — Сюда перенаправляется запрос «Инкарнация». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • Инкарнация — Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ»)  религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… …   Википедия

Что такое жанр в литературе, описание видов и примеры произведений

Литературные жанры - перечень

Литературные жанры - переченьЛитературный жанр — это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

  1. Часть жанров под влиянием культурных и социальных изменений стала стремительно деградировать или перемещаться на «литературную периферию», другие, напротив, стали занимать в литературе все более видное и достойное место.
  2. Роды, виды и жанры - таблицаРоды, виды и жанры - таблицаК примеру, на рубеже XVIII—XIX веков в России отмечался стремительный взлёт популярности такого жанра, как баллада. Однако этот взлёт был довольно кратковременным. При этом популярность другого жанра – романа – находится на высоком уровне на протяжении уже нескольких веков, хотя до этого упорно игнорировалась формальной поэтикой.
  3. С течением времени в литературе стало появляться всё больше произведений, определить жанр которых становится достаточно затруднительно. Иногда невозможно определить, является ли пьеса трагедией ил комедией, сложно сказать, к какому жанру относится то или иное стихотворение.
  4. В XX веке стала очевидной тенденция разделения массовой литературы и литературы, которая направлена на художественные поиски. В это время массовая литература ощутила особо острую потребность в возвращении к чётким жанровым границам. Такие произведения дают читателю возможность чётко и легко ориентироваться в направленности литературы и определяют некоторую степень его предсказуемости.
  5. В это время стали формироваться такие жанры, как научная фантастика, полицейский детективный роман, женский роман.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск, в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Это надо знать! Что такое анафора в литературе?

Какие литературные жанры существуют

Жанры в литературе - подробное описание

Жанры в литературе - подробное описаниеЧтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы, которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

  1. Комедия в литературе - история развитияКомедия в литературе - история развитияВодевиль.
  2. Фарс.
  3. Скетч.
  4. Интермедия.
  5. Пародия.
  6. Оперетта.

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия — драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы, где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Интересно знать: Что такое опера в музыке.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Литературный роман - особенности жанров в литературе

Литературный роман - особенности жанров в литературеРоман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX — начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо. Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности — примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина.

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу. Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесы в литературе - история появления

Пьесы в литературе - история появленияПьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части — акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

История появления поэмы - Энеида Вергилия

История появления поэмы - Энеида ВергилияИзначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма — «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX—XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица, якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

Ответы@Mail.Ru: вечные темы в литературе

Они возникают тогда, когда круг событий в основных моментах повторяется, как бы переходит из века в век, из одной литературы в другую; так возникает представление о «вечных темах» в художественном творчестве. Они могут иметь очень общий, широкий характер (тема любви, смерти, войны) , но существуют более конкретные событийные и характерологические моменты (тема Дон Жуана и Гамлета в мировой литературе, тема «маленького человека» в русской литературе) .

Тема любви вечна всегда и не только в литературе

любовь, жизненные проблемы.

Вечные темы литературы можно разделить на следующие категории: 1. Онтологические – темы неопознанных вечных явлений: космос, свет, тьма. 2. Антропологические темы: - понятие бытия – грех, причастность, гордыня, жизнь человека, смерть. - эпохальные события – войны, революции, мир, гражданская деятельность. - сфера социальных инстинктов – любовь, дружба, семья, рвение к власти, социальные трансформации человека.

Жанры литературы | ЕГЭ по литературе 2020

Литературный жанр — это произведения, скрепленные общими структурными особенностями и стилистическими признаками.

Жанры литературы приобрели свою классификацию благодаря литературным родам. Они подразделяются на эпические, лирические, драматические, лиро — эпические.

Эпические жанры

Малые жанры

НазваниеОсобенностиПримеры
ПритчаНазидательный рассказ в иносказательной форме, содержит нравственное поучение. Отсутствует описание характеров, указания на времени действия и места, нет развития действия. Цель притчи не изобразить, а сообщить.Л. Н. Толстой «Три старца», «Три притчи».
РассказУстный пересказ в виде поучительного иносказания. Немного действующий лиц, имеется сюжетная линия и проблема.А. П. Чехов «Ионыч»,
«Человек в футляре»,
«О любви», И. А. Бунин «Чистый понедельник»
НовеллаКраткость, острый сюжет, отсутствие изображений чувств и характеров, неожиданная развязка. Л. Н. Андреев «Чемоданов»,
ОчеркОтсутствие проблемы, изображение видов природы/городов, могут также описываться реальные люди и реальные события. Н. А. Некрасов «Физиология Петербурга»

Средние жанры

ПовестьИзображает естественное течение жизни, повествование сосредоточено на жизни главного героя, на его судьбе, имеет меньший размер по сравнению с романом.А. П. Чехов «Палата
№ 6», А. И. Куприн
«Олеся», «Поединок»,
И. С. Тургенев «Ася»

Большие жанры

РоманИмеет сложный сюжет, переплетение судеб, много конфликтов и сюжетных лиц.Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени», И. А. Гончаров «Обломов»
Роман - эпопеяИзображение народной жизни в переломные моменты истории. Л. Н. Толстой «Война и мир»,
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Лирические жанры
НазваниеОсобенностиПримеры
ОдаТоржественность, высокая лексика, события государственного или исторического масштаба.М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Ели-заветы Петровны»,
Г. Р. Державин «Фелица», «Бог»
ЭлегияГрустное стихотворение, выражает размышления лирического героя на философские темы или интимные темы.В. А. Жуковский «Море»,
М. Ю. Лермонтов «Элегия»
СонетСостоит из 14 строк, особых жанровых особенностей не имеет.А. С. Пушкин «Мадонна»,
В. Я. Брюсов «Сонет к форме»,
ПесняСтихотворение для исполнения под аккомпанемент ( необязательно), имеет куплеты и припевА. С. Пушкин «Вакхическая песня»
ПосланиеПисьмо в стихотворном стилеА. С. Пушкин «К Пущину»,
М. Ю. Лермонтов «Послание»
ЭпиграммаСтихотворение с сатирическим содержанием, высмеивание явлений и лиц.В. Я. Брюсов «Федору Сологубу», «Константину Бальмонту»,
И. С. Тургенев «На А. В. Дружинина»
Драматические жанры
НазваниеОсобенностиПримеры
КомедияСюжет и герои призваны вызывать смех или улыбку, осмеивает отрицательные явления действительности,может быть «высокой» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лирической (А. П. Чехов «Вишневый сад»), сатирической (Ж.-Б. Мольер «Тартюф»). Д. И. Фонвизин «Недоросль»,
Н. В. Гоголь «Ревизор», Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Трагедия Изображен неразрешимый конфликт, герои трагедии не могут найти выход, финал обычно трагичен. А. С. Пушкин «Борис Годунов»
ДрамаТрагическое и комическое воедино, изображен разрешимый конфликт, герои драмы способны найти выход, не осмеивает людей и явления.А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»,
А. П. Чехов «Чайка», «Три сестры»
Лиро - эпические жанры
ПоэмаЛирические отступления, наличие действующих лиц, развернутый сюжет.Н. В. Гоголь «Мертвые души»,
А. С. Пушкин «Медный всадник»,
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
БалладаРассказ в стихах, легендарный или мифический сюжет, наличие интриги.В. А. Жуковский «Людмила», «Светлана»,
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Роман в стихахРоман в стихотворной форме, лирические отступления, показывается образ лирического героя.А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
Б. Л. Пастернак «Спекторский»

Какие виды стихов бывают? Рубрикатор поэзии

Поэзия – это великое искусство. Само понятие «поэзия» – очень сложное: многогранное, многоуровневое, многомерное, многосущностное, и, в целом, не является предметом нашего исследования. Здесь речь пойдёт лишь об одном аспекте этого явления: о тематике стихотворчества – о тематической классификации в искусстве сочинения стихов.

Проще говоря, какие стихи бывают или о чём пишут авторы стихов?

Чтобы ответить на этот вопрос и получить на выходе тематический рубрикатор, надо сначала отделить жанры и формы стихов от их тематики.

При этом стоит подчеркнуть, что все ранее известные классификации не имеют единой и устоявшейся нормы и по-разному трактуются в многочисленных источниках. Часто жанры, формы и тематика стихотворчества перемешаны друг с другом таким образом, что читателю весьма затруднительно разобраться во всём этом сложном материале. К тому же некоторые жанры и формы давно устарели и к ним поэты не возвращаются уже несколько столетий.

Мы постарались во всём этом разобраться и представить читателям иную, более понятную картину тематики стихотворчества и показать универсальный тематический рубрикатор для литературных сайтов русскоязычного интернета.

Поэтический жанр, форма, тема

Поэтический жанр – совокупность эмоционально-смысловых особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: поэма, стихотворение, былина, ода, баллада, элегия, басня, частушка, поэтический манифест

Поэтическая форма – совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: стансы, белые стихи, дифирамб, верлибр, акростих, триолет, четверостишие, сонет, Онегинская строфа.

Поэтическая тема – это объект художественного изображения; круг явлений и событий, образующих основу произведения; это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей; это то, о чём говорится в тексте (тема формулируется в виде слова или словосочетания).

Пример: «Человек и судьба», «Древняя Русь», «Так жить нельзя!», «Победа 1945 года», «Мой Бог», «Тайная любовь».

Тематический рубрикатор – это перечень тематических рубрик в иерархической классификации наиболее часто используемых авторами поэтических тем.

В нашем тематическом рубрикаторе мы обобщили и классифицировали наиболее типичные поэтические темы, которые используют авторы для своих произведений.

Сюда же вошли некоторые рубрики, выпадающие из тематический системы и больше относящиеся к жанрам или к иным видам поэзии, но часто используемые авторами.

Разновидности стихов

Философские стихи – отражение общечеловеческих вопросов о смысле жизни и смерти, о времени и возрасте, вечные темы бытия, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле.

Исторические стихи – отражение определенной исторической эпохи, определенных исторических деятелей и определенного исторического события в нашей стране и на всей планете.

Гражданские стихи – отражение личного отношения к прошлому, настоящему и будущему в политике, народных устремлений, любви к родине, борьбы с несправедливостью в обществе.

Военная поэзия – это стихи о войне, передающие переживания автора, связанные с годами смертельных испытаний как для всего народа, так и для отдельного человека.

Религиозная лирика и духовные стихи – произведения, где происходит осмысление души и веры, взаимоотношений с Богом, церковной жизни, религиозной добродетели, грехов и покаяния.

Мистико-эзотерическая лирика – отражение в стихах веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; здесь же сакральная религиозная практика; размышления о скрытой мистической сути объектов мира и человека, а также о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души.

Пейзажная лирика и стихи о природе – отображение отношения автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств (земля и космос, явления и картины природы в любом географическом месте на планете, времена года, проявления красоты в течение дня и ночи).

Урбанистическая лирика (городская) – отражение в стихах индустриального и научно-технического прогресса, городского быта, образования и медицины, сферы услуг, инфраструктуры, транспорта и техники, а также взаимоотношений людей в городе.

Деревенская лирика – обращение в стихах к традиционным и консервативным ценностям в изображении прошлой и современной деревенской жизни.

Стихи о культуре, искусстве и творчестве – произведения о достижениях и проблемах культуры, искусства и творчества, о великих творцах, о создании произведений, о таланте человека.

Любовная лирика – это произведения о личной жизни автора или лирических героев, о любви мужчины и женщины, об отношениях между мужчинами и женщинами.

Стихи о семье и отчем доме – произведения о родном очаге, об отцах и матерях, о братьях и сестрах, о детях и предках, о родственниках и родственных связях.

Эротические стихи – это произведения об интимной сфере человека без каких-либо элементов порнографии.

Стихи о внутреннем мире человека – произведения о чувствах, настроениях, вдохновении, радостях, разочарованиях, наклонностях, слабостях, привычках, пороках, желаниях и мечтах человека.

Стихи о дружбе – отображение в произведении великого дара дружбы, умения дружить и быть другом.

Стихи к праздникам – произведения к праздничным датам, дням рождения и памятным событиям.

Стихи для детей – произведения для читателей детского возраста.

Стихи о животных – произведения о «братьях наших меньших», живущих рядом с нами дома и на природе.

Сатирические стихи – это произведения, обличающие и высмеивающие пороки людей и общества.

Юмористические и шуточные стихи – осмеяние недостатков и слабостей человека или явления с напоминанием о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Подражания и пародии – произведения, имеющие целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.

Экспериментальная поэзия – это поэтические опыты в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и другими аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных направлений в стихосложении.

Низовой жанр – это стихи, содержащие в себе ненормативную лексику, резкие и грубые выражения, но в то же время несущие в себе определенную смысловую нагрузку,

Поэтические переводы – это произведения, в которых поэтический текст, созданный на одном языке, получает новое воплощение на языке перевода.

Стихи на иностранных языках – это поэтические произведения на других языках мира.

Стихи вне рубрик – произведения, для которых подобрать какую-либо иную рубрику невозможно.

Лео Сильвио (Л.К.-Т.)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск