Какие физические свойства металлов используются в технике – 3 Фотоэффект, т. е. свойство металлов испускать электроны под действием лучей света, характерен для щелочных металлов, например для цезия. Почему? Где это свойство находит применение?

Какие физические свойства металлов используют в технике?

Упражнение: 1
Назовите самый легкоплавкий металл.
Самый легкоплавкий металл – ртуть Hg (Тпл. = -390C). При комнатной температуре он находится в жидком состоянии.
Упражнение: 2
Какие физические свойства металлов
используют в технике?


Электропроводность
для передачи электроэнергии по проводам.
Теплопроводность
из металлов создают теплообменники в химической промышленности. В быту
для обогрева помещений.
Металлический блеск
применяют при создании зеркал, которые используют в микроскопах,
телескопах и др. оптических приборах.
Пластичность (ковкость)
применяют для производства проволоки, создания кузовов автомобилей и
т.д.
Упражнение: 3
Фотоэффект, т.е. свойство металлов
испускать электроны под действием лучей света, характерен для щелочных
металлов, например цезия. Почему? Где это свойство находит применение?

Фотоэффект, характерен для щелочных металлов,

потому что они имеют большое число электронных оболочек и один
внешний электрон расположенный далеко от положительно заряженного ядра.
Он слабо притягивается к ядру и под действием фотонов его легко
оторвать от атома.
Так например у цезия 1 внешний электрон находится
на шестой электронной оболочке.
Фотоэффект,
применяется в приборах, позволяющих автоматизировать производственные
процессы и наш быт. Солнечные элементы используют фотоэффект для
прямого преобразования солнечной энергии в электрическую.
Упражнение: 4
Какие физические свойства вольфрама лежат
в основе его применения в лампах накаливания?

Вольфрам обладает наибольшей температурой
плавления (33800С) – это свойство вольфрама используют для
изготовления ламп накаливания.
Упражнение: 5
Какие свойства металлов лежат в основе
образных выражений: “серебряный иней”, “золотая заря”, свинцовые
тучи”?

В основе этих образных выражений лежит общее
физическое свойство металлов – металлический блеск. Для разных металлов
он имеет свой цветовой оттенок.

Ответы к упражнениям § 6. Химия 9 класс.

Упражнение: 1

Назовите самый легкоплавкий металл.

Самый легкоплавкий металл — ртуть Hg (Тпл. = -390C). При комнатной температуре он находится в жидком состоянии.

Упражнение: 2

Какие физические свойства металлов используют в технике?


Электропроводность для передачи электроэнергии по проводам.
Теплопроводность из металлов создают теплообменники в химической промышленности. В быту для обогрева помещений.

Металлический блеск применяют при создании зеркал, которые используют в микроскопах, телескопах и др. оптических приборах.
Пластичность (ковкость) применяют для производства проволоки, создания кузовов автомобилей и т.д.

Упражнение: 3

Фотоэффект, т.е. свойство металлов испускать электроны под действием лучей света, характерен для щелочных металлов, например цезия. Почему? Где это свойство находит применение?

Фотоэффект, характерен для щелочных металлов, потому что они имеют большое число электронных оболочек и один внешний электрон расположенный далеко от положительно заряженного ядра. Он слабо притягивается к ядру и под действием фотонов его легко оторвать от атома.
Так например у цезия 1 внешний электрон находится на шестой электронной оболочке.

Фотоэффект, применяется в приборах, позволяющих автоматизировать производственные процессы и наш быт. Солнечные элементы используют фотоэффект для прямого преобразования солнечной энергии в электрическую.

Упражнение: 4

Какие физические свойства вольфрама лежат в основе его применения в лампах накаливания?

Вольфрам обладает наибольшей температурой плавления (33800С) — это свойство вольфрама используют для изготовления ламп накаливания.

Упражнение: 5

Какие свойства металлов лежат в основе образных выражений: «серебряный иней», «золотая заря», свинцовые тучи»?

В основе этих образных выражений лежит общее физическое свойство металлов — металлический блеск. Для разных металлов он имеет свой цветовой оттенок.

§9. Физические свойства металлов (Страницы 56,57,58,59,60,61,62)

Главная › 9 класс › Химия › Учебник по химии Габриелян 9 класс 1. Назовите самый легкоплавкий металл.

Самый легкоплавкий металл — ртуть. Уже при комнатной температуре он является жидкостью. Температура плавления -39С.



2. Какие физические свойства металлов используют в технике?

В технике используются такие свойства металлов, как электропроводность, твердость, термоустойчивость.


3. Фотоэффект, т. е. свойство металлов испускать электроны под действием лучей света, характерен для щелочных металлов, например для цезия. Почему? Где это свойство находит применение?

Щелочные металлы имеют самую низкую энергию ионизации, т.е. они легко отдают электрон с последнего слоя. Для того, чтобы отнять этот электрон от металла, достаточно даже энергии света (фотона).

На явлении фотоэффекта основано действие фотоэлектрических приборов, получившие разнообразное применение в различных областях науки и техники — фотоэлементы, работающие на основе фотоэффекта, преобразуют энергию излучения в электрическую.



4. Какие физические свойства вольфрама лежат в основе его применения в лампах накаливания?

На тугоплавкости вольфрама основано его применение в лампах накаливания. Температура плавления 3422С.


5. Какие свойства металлов лежат в основе образных литературных выражений: «серебряный иней», «золотая заря», «свинцовые тучи»?

В литературных выражениях «серебряный иней», «золотая заря», «свинцовые тучи» заключено свойство металлов отражать световые лучи, в результате чего они приобретают характерную окраску, металлический блеск.



§8. Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева и строение их атомов — стр. 52-56§10. Сплавы — стр. 62-69

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Физические свойства металлов и их применение

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА  МЕТАЛЛОВ И ИХ  ПРИМЕНЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей…   Георг Агрикола  1556 г.

Человек не может обойтись без металлов.

Если бы не было металлов, люди

влачили бы самую омерзительную и

жалкую жизнь среди диких зверей…

Георг Агрикола

1556 г.

Цели работы: Закрепить знания о физических свойствах металлов; Показать значение металлов и их практическое применение; Расширить общий кругозор о металлах.

Цели работы:

  • Закрепить знания о физических свойствах металлов;
  • Показать значение металлов и их практическое применение;
  • Расширить общий кругозор о металлах.
Проблемные вопрос ы:  Являются ли металлы важным фактором развития прогресса в настоящее время?  Произойдёт ли в будущем полная замена металлов на другие материалы, например керамические или полимерные?

Проблемные вопрос ы:

  • Являются ли металлы важным фактором развития прогресса в настоящее время?
  • Произойдёт ли в будущем полная замена металлов на другие материалы, например керамические или полимерные?
Ковкость пластичность Электропроводность Металлический блеск Физические свойства металлов Металлический звон Плотность Твёрдость Температура Способность плавления  образовывать  сплавы

Ковкость

пластичность

Электропроводность

Металлический блеск

Физические свойства металлов

Металлический

звон

Плотность

Твёрдость

Температура

Способность

плавления

образовывать

сплавы

Самый неэлектропроводный Самый электропроводный  Самый лёгкий метал Какой металл самый – самый… Самый тяжелый метал Самый твёрдый метал  Самый мягкий метал Самый легкоплавкий металл Самый тугоплавкий метал

Самый неэлектропроводный

Самый электропроводный

Самый лёгкий метал

Какой металл самый – самый…

Самый тяжелый метал

Самый твёрдый метал

Самый

мягкий

метал

Самый легкоплавкий металл

Самый тугоплавкий метал

Какое свойство металлов человек стал использовать в первую очередь?  Твёрдость  Ковкость Пластичность  Медь Золото  Железо Серебро Олово Свинец

Какое свойство металлов человек стал использовать в первую очередь?

Твёрдость

Ковкость

Пластичность

Медь

Золото

Железо

Серебро

Олово

Свинец

Почему железный век наступил после медного и бронзового?  В железном веке (IX – VII до н.э.) на смену бронзовым орудиям труда пришли железные. Вначале люди узнали метеоритное железо. Древний Восток переработал около 1 млн. тонн железных метеоритов. Почему же железный век наступил после медного и бронзового,  а не до них? Железные руды менее заметные, чем медные и не сразу обращают на себя внимание; Высокая температура, необходимая для восстановления металла из руд.

Почему железный век наступил после медного и бронзового?

В железном веке (IX – VII до н.э.) на смену бронзовым орудиям труда пришли железные. Вначале люди узнали метеоритное железо. Древний Восток переработал около 1 млн. тонн железных метеоритов. Почему же железный век наступил после медного и бронзового,

а не до них?

  • Железные руды менее заметные, чем медные и не сразу обращают на себя внимание;
  • Высокая температура, необходимая для восстановления металла из руд.
Самый главный металл… Используется для производства техники, изготовления электромагнитов и специальных сплавов.

Самый главный металл…

Используется для производства

техники, изготовления

электромагнитов

и

специальных

сплавов.

Металлический блеск это очень красиво! Самые блестящие металлы Ртуть Серебро Палладий

Металлический блеск это очень красиво!

Самые блестящие металлы

Ртуть

Серебро

Палладий

Да будет свет! Электропроводность Серебро  Медь Алюминий  Вольфрам

Да будет свет!

Электропроводность

Серебро

Медь

Алюминий

Вольфрам

Выводы: Все физические свойства металлов очень важны, используются человеком и будут всегда использоваться. Металлы были и остаются важным фактором развития прогресса. В будущем замена металлов на другие материалы, возможна, но не полностью.

Выводы:

  • Все физические свойства металлов очень важны, используются человеком и будут всегда использоваться.
  • Металлы были и остаются важным фактором развития прогресса.
  • В будущем замена металлов на другие материалы, возможна, но не полностью.
∆

Осмий Оs Ρ = 22,5 г/см 3  ∆

Осмий

Оs

Ρ = 22,5 г/см 3

Литий Li Ρ = 0,52 г/см 3  ∆

Литий

Li

Ρ = 0,52 г/см 3

∆

Ртуть Нg t пл. = -39 0 С  ∆

Ртуть

Нg

t пл. = -39 0 С

Марганец Мn 5 · 10 5 Ом -1 ·м -1   ∆

Марганец

Мn

5 · 10 5 Ом -1 ·м -1

Вольфрам W t пл. = 3410 0 С  ∆

Вольфрам

W

t пл. = 3410 0 С

∆

Серебро Аg 6 · 10 7 Ом -1 · м -1  ∆

Серебро

Аg

6 · 10 7 Ом -1 · м -1

Хром

Сr

царапает стекло

Цезий

Сs

режется ножом

Медь применяется

На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но как играет луч на нём,

Что весело глядеть.

А. Ахматова

Медь используется

для изготовления

охлаждающих труб,

различных ёмкостей

на изготовление сплавов.

Медь – она и в Африке медь

Медь используется как

проводник в электротехнике.

Медь – основная

составная часть

анодов для

омеднения.

Свинец применяется:

Изготавливают оболочки кабелей, электроды аккумуляторов, аноды, используемые при хромировании. Производят припои и сплавы из которых изготавливают

подшипникии типографский

шрифт. Свинец служит материалом

для защиты от проникающего

излучения.

Немного о золоте…

Используется в ювелирном

деле, чеканке монет,

зубоврачебной технике,

при производстве точных

лабораторных и

технических приборов

Серебро применяется:

При изготовлении

серебряных монет,

ювелирных изделий,

столовых приборов,

зубных пломб, в

медицине как

антисептик.

Олово применяется:

Используется для изготовления белой жести (луженого железа) – материала консервных банок, посуды, для приготовления мягких низкоплавких припоев и разнообразных сплавов .

Это замечательное серебро

Серебро – ювелирный и монетный металл, используется также для изготовления зеркал, при серебрении

металлических изделий.

Это замечательное серебро

Используется в качестве электрических контактов, в микроэлектронике в качестве анода, при серебрении.

Загадочный металл — ртуть

Производство термометров,

барометров, манометров.

Парами ртути заполняют

лампы, для изготовления

катодов в электролизе

растворов солей.

Изготовляют ртутные мази.

Крылатый металл

В виде сплавов – конструкционный

материал, особенно в судо — и

самолётостроении. Особо чистый

алюминий – проводник в

электротехнике. Чистый алюминий

применяется для изготовления

бытовой посуды и различных

аппаратов.

Ах этот вольфрам…

Материал для изготовления спиралей ламп накаливания, прерывателей системы зажигания карбюраторных двигателей, анодов рентгеновских аппаратов и катодов для электронно-лучевой и плазменной сварки.

Производство

быстрорежущих

вольфрамовых

сталей.

Такой незнакомый палладий

Применяют при изготовлении

зубопротезных сплавов,

ювелирных изделий с

сильным блеском, и

как катализатор.

УРОК НА ТЕМУ: «ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ»

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛОВ

Ход урока

  1. Организационный этап — приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест и проверка готовности к уроку.

  2. Мотивация учебной деятельности, постановка темы и целей урока

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему, без знаний которой не обходятся люди многих профессий: врачи, фармацевты, биологи, химики, физики, минерологи, геологи, агрономы, ветеринары, инженеры, повара, автомеханики и список этот можно продолжать до бесконечности.

Вы догадались, о чем пойдет речь? (предполагаемый ответ — о металлах).

Задумывались ли вы когда – нибудь о том, какими материалами человек пользуется чаще всего? Давайте оглянемся вокруг. Наш техникум возведен из кирпичей. В окна вставлены стекла. Мебель в классе деревянная. С потолка свисают светильники. Все это состоит из камня, дерева, стекла…

Но здание держится на каркасе из сваренных между собой стальных балок, мебель держится на металлических шурупах. Из металла сделаны цоколь люминесцентной лампы и провода, по которым течет электрический ток.

Послушайте одно незатейливое стихотворение Е. Ефимовского с тем, чтобы попытаться определить, какие свойства проявляют металлы.

«Металл – это точность».

Металл – прочность,

Скорость, высота,

Блеск и красота.

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал.

Не сразу стал он кружкой

И заводской игрушкой.

И каждый вложит труд в металл,

Чтобы металл трудиться стал.

Он в проводах несет нам свет,

Металл – коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник.

О каких свойствах металлов идет речь в стихотворении?  (О физических свойствах: прочность, блеск, электропроводность).

Все ли свойства, которыми обладают металлы, были перечислены? (нет

Вопрос к группе: какую тему нам надо рассмотреть на уроке? Что для этого нужно сделать, какие задачи решить?

Давайте поставим перед собой цель: что нам нужно сделать на уроке. (выявить все физические свойства металлов, определить, от чего они зависят, отличаются ли разные металлы друг от друга или они все однотипные и какое применение металлы находят в жизни и производстве).

  1. Актуализация знаний универсальных учебных действий (УУД).

Беседа по вопросам.

  1. Что означает слово металл? (химический элемент и простое вещество).

  2. Чего известно больше — металлов или неметаллов? (85 из 109 химических элементов являются металлами).

  3. Где металлы содержатся в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (в левом нижнем углу).

  4. В чем особенность строения атомов металлов? (малое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, большой атомный радиус).

  5. Как изменяются металлические свойства в периоде, в группе (в периоде ослабевают, в группе — возрастают).

  6. Почему так происходит? (атомы металлов содержат малое количество электронов на внешнем уровне, стремясь завершить его, они легко отдают их).

  7. Так чем можно объяснить свойства металлов? (Выдвигается гипотеза — свойства металлов можно объяснить особенностью строения их атомов, определенным видом химической связи в металлах).

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Вопрос группе: Какой вид связи в металлах? Какой тип кристаллической решетки в них?

Просмотр видеоролика «Металлическая связь»

Вставьте пропущенные слова в текст:

    Атомы большинства металлов содержат на внешнем энергетическом уровне ___________ электронов. Эти электроны легко ____________, и атомы при этом превращаются в ____________. Оторвавшиеся электроны _______________ от одного ___________ к другому.  При присоединении электронов  к иону временно образуются __________ , а затем  электроны снова отрываются от атома, и он снова превращается в __________ . В куске металла существуют все время то _________ , то _______ . Их так и называют «атом-ионы».  Связь в металлах между ___________ посредством ______________________ называется _________________

По окончании работы обучающиеся осуществляют взаимопроверку в парах.

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий

Вопрос группе: Что же определяет физические свойства металлов? (металлическая связь и кристаллическая металлическая решётка).

Групповая исследовательская работа.

Группа разбивается на 2 подгруппы, каждая получает свое задание, работает с инструктивными картами, учебниками, таблицами, графиками и образцами металлов и выполняет задание.

По окончании работы преподаватель в ходе беседы привлекает внимание обучающихся к принципиально новым сведениям.

  1. Зачитывается выражение М.В. Ломоносова «Металлом называется твердое непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно». О каких свойствах металлов там говорится?

  2. Почему металлы непрозрачные?

  3. Почему для металлов характерен светлый цвет и блеск? (Металлический блеск).

  4. Какие металлы, в отличие от остальных, имеют цвет? В чем причина красноватого цвета меди и желтого цвета золота и светло — желтого у стронция?

  5. Все ли металлы твердые? Что вы можете сказать о температуре плавления разных металлов?

  6. Почему одинаковые по размеру металлы имеют различную массу?

  7. Назовите самые тяжелые металлы и самые легкие.

  8. Почему металлы можно ковать, штамповать, вытягивать в проволоку?

  9. Почему металлы подвержены пластической деформации?

  10. Вы проделали опыт с двумя стеклянными пластинами. Как можете его прокомментировать?

  11. Для чего металлы куют? (просмотр видеоролика ковкость).

  12. Что вы можете сказать после опыта с ложками, изготовленными из разных металлов, и горячей водой? Одинакова ли теплопроводность различных металлов? Чем она объясняется?

  13. Какое ещё свойство металлов объясняется подвижностью электронов? (электропроводность). Что появится в куске металла, если электронам придать направленное движение?

  14. Какие металлы лучше остальных проводят ток?

  15. Почему магнит притягивает гвоздь? (обладает магнитными свойствами). Как классифицируют металлы в зависимости от магнитных свойств? (ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики)

Привести пример. Ветеран Вов, артиллерист, вспоминал: «На курской дуге были и такие случаи, когда направление стрельбы определяли по звездам, по луне, по направлению ЖД, но только не по компасу. Почему?

  1. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

Фронтальная работа со слайдом «Применение металлов».

  1. Динамическая пауза.

Прослушивание колокольного звона

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Заполнить пропуски в таблице «Применение металлов на основе их физических свойств»

Физическое свойство

Применение

Входят в основу сплавов, использующихся в технике и машиностроении

Сверло для дрели, стальное лезвие

Электропроводность

Ковка, прокатка, штамповка

Радиаторы отопления, металлическая посуда

Металлический блеск

«Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления металлов миновать не может». М.В. Ломоносов.

9. Рефлексия деятельности.

Продолжить предложения:

Сегодня на уроке я:

научился……

было интересно……

было трудно……

мои ощущения……

10. Домашнее задание.

Подготовить сообщения на тему «Сверхпроводимость»,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *