Какие гласные безударные буквы – План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Безударные гласные

При общении мы произносим звуки, не задумываясь об их написании. Так, многие слова мы проговариваем через «а», хотя пишутся они через «о». Зачастую ставить нужно совсем иную гласную, поэтому на письме постоянно возникают вопросы. Разумеется, в ударном слоге (то есть слоге, выделяемом силой голоса или более длительным произношением) пишется та буква, которая слышится. Например, в прилагательном «полосатый» слог -са- находится под ударением, поэтому другой гласной буквы, кроме «а», в нем не напишешь. Но в первом и втором слогах, несмотря на то, что отчетливо слышится «а», следует писать «о». Таким образом, гласные, которые находятся в безударных слогах и вызывают сомнения на письме, называются безударными (сомнительными, неясными). Чтобы быть уверенным в безошибочном написании слова, следует знать определенные правила и уметь их применять.

Все орфограммы на безударную гласную делятся на две группы:

  • можно проверить ударением или правилом;
  • непроверяемые.

Для проверки безударной гласной ударением следует изменить слово с орфограммой так, чтобы у сомнительной буквы появилось ясное звучание. Под изменением слова подразумевается подбор других его словоформ путем склонения (спряжения) первоначальной формы по числам, родам, падежам или лицам; нахождения родственных (однокоренных) лексем. Это правило распространяется на все части речи. Кроме того, неважно, какой морфеме принадлежит неясная гласная. Так, с помощью ударения проверяется безударная буква:

  • в главной морфеме слова — корне:

зеленеет — зелень, трава — травка, городской — город;

  • в суффиксе. Чтобы сделать правильный выбор, следует подобрать любое другое слово, стоящее в той же форме и имеющее аналогичный суффикс, но гласная в нем должна быть под ударением:

полковник, ежедневник, виновник — озорнѝк;

  • в окончании. Здесь используется тот же принцип, что и для суффиксов. Например,

в одежде, на стуле, в поле — на стенѐ, в столѐ.

Обратите внимание: и проверяемые, и проверочные слова выражены существительными в предложном падеже;

  • в приставке. Проверяются словами и их словоформами с аналогичной приставкой, но с ударной гласной. Например, в приставках глаголов

открывать, отставить, отнимать

пишем «о», потому что одно из них можно проверить словоформой с ударной буквой

о̀тнял;

следовательно, в приставках других из этого ряда тоже пишется та же гласная.

Не все слова с сомнительной гласной можно проверить подбором проверочного слова. В этом случае следует воспользоваться определенным правилом. Существует множество различных орфограмм на безударную гласную, которую нельзя объяснить ударением. Кратко перечислим некоторые из них.

  1. Чередующиеся безударные гласные в словах с корнями -кас-, -кос-; -дер-,

-дир-; -лаг-, -лож-; -раст-, -рос- и другими.

  1. Безударные гласные в приставках:
    1. пре- и при-, пра- и про-;
    2. раз- и роз-, рас- и рос-;
    3. не имеющих иного написания: на-, за-, наи-, по-, до-, недо-.
  2. Безударные гласные в суффиксах:
    1. -ски, -цки, -ьи наречий;
    2. -ость, -ович, -ов, -ок, -от, -овск, -ова;
    3. в наречиях с приставками в-, за-, на-, до-, из-, с-.
  3. Правописание безударных соединительных гласных.
  4. В падежных окончаниях прилагательных, существительных нарицательных и собственных, числительных.
  5. В глагольных формах.
  6. В инфинитивах, заканчивающихся на –ть.
  7. В служебных частицах «не» и «ни».

Слова, в которых сомнительные гласные нельзя проверить ни ударением, ни правилом, следует писать в соответствии с орфографическим словарем. Их нужно запомнить.

Гласные звуки | Развивайка

Ответы к стр. 39 — 48

Упражнение 82, с. 39

82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.

Не будет скуки, коли заняты руки.

  • Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.

Упражнение 83, с. 39

83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.

В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.

Упражнение 84, с. 39

84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.

Яблоко, арбуз, лимон.

  • Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.

Упражнение 85, с. 40

85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.

1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].

  • Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.

Упражнение 86, с. 40

86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё

Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.

Упражнение 87, с. 40

87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.

Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога —
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.

С. Козлов

  • Объясните написание выделенных букв.
  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]

Упражнение 88, с. 41

88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!

Н. Бетенькова

Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.

Горá, травá, моря́, делá.

Упражнение 89, с. 41

89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е

рекá — рéчка               бéрег — берегá
моря́к — мóре              письмó — пи́сьма
дождь — дожди́            грач — грачи́
стрижи́ — стриж           нóжик — ножи́

  • Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
  • Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 90, с. 42

90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

щёки — щекá              мяч — мячи́
зёрна — зернó             лист — листы́
сёстры — сестрá          шкаф — шкафы́
звёзды — звездá          хлеб — хлебá

  • Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 91, с. 42

91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

етвь) ветви́стый           (крик) крикли́вый
(глаз) глазнóй                 (с

óсны) соснóвый
óлод) холóдный           (вóздух) воздýшный
éчер) вечéрний            (даль) далёкий

  • Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?

Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые — какой?

Упражнение 92, с. 43

92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.

Дул холодный ветер.
Шумел сосновый лес.
Летел воздушный шар.

  • Подчеркните в предложениях главные члены.

Упражнение 93, с. 43

93. Прочитайте выразительно.

Над рекой —                 Береги его,
родной уголок,            не гаси,
А в

окне —                    От него светлей
золотой огонёк.           на Руси.

П. Синявский

  • О чём самом главном хотел сказать автор?

Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.

  • Объясните написание выделенных орфограмм.

Проверяемый безударный гласный в корне слова: рекой (рéки), родной (рóдненький), окне (óкна), золотой (зóлото), береги (берéчь), светлей (свет). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Непроверяемый безударный гласный в корне слова: золотой. Надо запомнить.

Имя собственное: (на) Руси. Пишем с заглавной буквы.

  • Спишите стихотворение.

Упражнение 94, с. 44

94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

(пли́тка) плитá        (сáдик) сады́
(гóрка) горá            (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá        (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá        (цвéтик) цветы́

  • Запишите по образцу.

Упражнение 95, с. 44

95. Прочитайте.

1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.

  • Выполните одно из заданий:

а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;

Лесни́к охраня́ет наши лесá.

б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.

éки) рекóй, (скáлы) (на) скалé, (кóзлик) козёл, (лес) лесни́к.

Упражнение 96, с. 45

96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.

Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.

Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.

  • Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.

(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.

Упражнение 97, с. 45

97. Прочитайте. Обозначьте ударение.

что делает? хвáлит — что делать? хвали́ть
что делает? кóрмит — что делать? корми́ть
что cделает? спи́шет — что сделать?списáть
что делает? дéржит — что делать? держáть

что делает? лéчит — что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит — что делать? смотрéть
что cделает? скáжет — что сделать? сказáть
что делает? дáрит — что делать? дари́ть

  • Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
  • Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Упражнение 98, с 46

98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а

Ширóкие поля́, леснáя тропá, стальнóе кольцó, морскáя волнá, грачи́ное гнездó, полевóй цветóк, соснóвые лесá, цветнóй ковёр, ядови́тые грибы́.

  • Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.

Берегите сосновые леса!

Упражнение 99, с. 46

99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.

Утро в деревне

На рассвете прокричал петух. Надя проснулась. Девочка посмотрела в окно. По улице деревни шёл пастушóк. Мальчик играл на дудочке. За ним шли коровы. На лугу их ждёт сочная трава, а на озере — холодная водичка.

  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 100, с. 47

100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.

О? А?Е? И?
поля́нка (пóле), малыши́ (мáленький), далекó (даль), площáдка (плóщадь), колéчко (кóльца), трави́нка (трáвы), скворéц (сквóрушка), полéзный (пóльза)смельчáк (смéлый), ширинá (ши́ре),
дерéвья (дéрево), верши́на (вéрхний), линéйка (ли́ния), семенá (сéмечко), силáч (си́ла),
смешнóй (смех)
  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Упражнение 101, с. 47

101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.

Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой.

(Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина)

Упражнение 102, с. 47

102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.

дети — ребята
школьник — ученик
путь — дорога
узор — рисунок

Упражнение 103, с. 48

103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.

рис/ýнок — рис/овáть (надо запомнить)
рос/á- рос/и́нка (рóсы)
свист/óк — свист/éть (свист/)
снеги́р/ь — снегир/ёк (снег)
сор/и́нка — сор/и́ть (сор/)
сáхар/сáхар/ница (надо запомнить)
вéтер/ — ветер/óк (надо запомнить)
погóд/а — погóд/ка (надо запомнить)

  • В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
  • Выделите корень в однокоренных словах.

Упражнение 104, с. 48

104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.

1. На яблоне растут яблоки. 2. Гвоздь забивают молотком. 3. Квакает лягушка, ворона каркает, а собака лает. 4. На лесной полянке созрела земляника. 5. Малина — ягодный кустарник. Сентябрь — осенний месяц.

← ПредыдущаяСледующая →

ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК

ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Гласные звуки

2.4 (47.69%) от 13 голосующих

Ответы@Mail.Ru: Какие буквы безударные? КАаааКие????

Под ударением бывают только гласные. Безударные — это те, на которые Не падает ударение.

Гласные, на которые не падает ударение называются безударными

Только гласные, и только те, на которых не падает ударение)

Буквы безударными быть не могут. Безударными могут быть только гласные звуки. Безударные гласные — это те гласные, на которые не падает ударение в слове. Приведу пример: слово «рука» — бзударным будет звук [у] , т. к. на него не падает ударение в слове, а звук [а] — ударный, т. к. он стоит под ударением

Ответ кАкиЕ буквЫ бЕзУдарнЫЕ?

Урок 46. когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить? — Русский язык — 2 класс

Русский язык. 2 класс.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Словарные слова.

2) Приёмы запоминания.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Орфограмма — буква, написание которой надо проверить или запомнить.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 103 — 111.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо или запомнить, или проверять по орфографическому словарю. Такие слова называют словарными. В каждом классе будем знакомиться с новыми словарными словами.

2. Давайте начнем знакомство с несколькими новыми словарными словами. Отгадайте загадку:

Стоит Алёнка

В красной рубашке.

Кто не пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

3. Это земляника. А почему ягоду назвали именно так, вы можете узнать, прочитав дополнительные сведения в специальном разделе этого урока (раздел «Дополнительный материал»).

4. Произнесите слово «земляника». Поставьте ударение. В корне слышатся два безударных гласных звука [И]. Посмотрите, какие буквы на месте этих звуков написаны. Запомните написание слова земляника.

5. Отгадайте следующую загадку про название какой-то ягоды:

Эти ягоды все знают –

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …. .

6. Правильно – малина. Произнесите слово «малина». Поставьте ударение. Определите, какой безударный гласный звук в корне вызовет сомнение при обозначении его буквой на письме? Посмотрите, какой буквой он обозначен. Запомните словарное слово МАЛИНА.

7. Прочитайте предложения.

Страсть как захотелось медвежатам малинки. Тайком от мамы медведицы удрали в малинник. До чего же в малиновых кустах хорошо! Слышны голоса малиновок, пахнет вареньем из малины.

Найдите все однокоренные слова словарному слову малина. Выделите корни в подчёркнутых словах.

Обратите внимание: в корнях родственных слов пишется одна и та же буква непроверяемого безударного гласного. Буква безударного гласного в корне слова – это орфограмма. Её надо проверить или запомнить.

8. Произнесите слова: лягушка, молоток, одежда. В каждом слове поставьте ударение и определите место орфограммы. Постарайтесь запомнить эти словарные слова. Для этого проговорите каждое слова по 3 раза так, чтобы на месте орфограммы четко слышался звук написанной буквы.

9. Запоминать слова можно по-разному. Могут помочь мнемонические приёмы. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования специальных связей — ассоциаций.

10. Познакомьтесь с несколькими мнемоническими приёмами:

Приём «Уярчение» — это выделение нужной буквы разными способами. Например: сделать орфограмму крупнее других букв, выделить её другим цветом, заменить подходящим рисунком и т. д.

11. Приём «Выдели слово» предполагает нахождение и выделение внутри одного слова другого слова, в котором безударный гласный точно не вызывает сомнения. Например:

Газета – можно выделить слово ГАЗ, горизонт – можно разделить на две части ГОРИ и ЗОНТ, метро – МЕТР, пирог – ПИР и т.д.

12. Приём «Этимология» рекомендует поинтересоваться в этимологическом словаре происхождением слова. Иногда это помогает понять, почему слово так пишется, например:

ботинок образовалось от устаревшего слова боты;

дневник – это записи, которые ведутся день за днём, родственное ежедневнику;

малина – состоит как бы из малых ягодок и т. д.

13. Для запоминания словарных слов часто используются стихи, например:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали » Петя » –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву И.

14. Конечно, есть много других способов. Интересуйтесь и находите удобный для себя. Но знайте: «Чтобы грамотно писать словарные слова, их нужно запоминать!» Выбирайте для этого любой способ и не забывайте периодически повторять выученные слова, чтобы они оставались в памяти надолго.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Алфавитный порядок слов.

Расставьте слова в алфавитном порядке.

яблоня, алфавит, скоро, рисунок, до свидания, сахар, родина, лопата, посуда, берёза

Подсказка: Вспомни алфавит и правило: «Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинаковая, то по третьей.»

Правильный ответ:

алфавит, берёза, до свидания, лопата, посуда, рисунок, родина, сахар, скоро, яблоня

Задание. Найти общее.

Выделите в каждом слове одинаковую часть.

СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, КОРОНА, ГОРОД, ВОРОТА, МОРОЗ, ВОРОБЕЙ

Подсказка: Обратите внимание на середины слов.

Правильный ответ:

СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, КОРОНА, ГОРОД, ВОРОТА, МОРОЗ, ВОРОБЕЙ

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Ударные и безударные гласные звуки. Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Приветствие гостей

Правило посадки

Запись числа

Организационный момент

— Долгожданный дан звонок

Начинается урок……

— Вышли из — за парт. Встали все ровно.

У нас сегодня на уроке гости, учителя нашей школы.

-Давайте повернёмся, поздороваемся.

-Тихо сели…….

Руки  …..на месте,

Ноги …..на месте,

Локти …..у края,

Спинка ….прямая.

— Какое сегодня число? Запишите число, в классе.

— На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным,

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая,

Говорите четко, внятно,

Чтобы все было понятно.

— Русский язык.

— Мы рады приветствовать вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше и краше,

Ну, пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

 

— 16 апреля.

Организация рабочего места (Р)

Смыслообразование (Л)

III.Словарно-орфографическая работа

IV. Развитие речи. Работа с крылатым выражением

— Составьте из  букв и слогов слова, запишите в тетрадь, поставив ударение, подчеркните орфограммы.

БЕЙВОРО, КАРОСА, НАВОРО

-Попробуйте прочитать еще слово, сопоставив прямоугольники по указанной стрелочке.

— Какая орфограмма во всех словах?

— Прочитайте крылатое выражение, которое закодировано буквами, пользуясь кодом.

— Когда же так говорят? Что означает это выражение?

(этимологическая справка)

— Запишите это выражение в тетрадь с комментированием, подчеркните знакомые орфограммы, поставьте ударение.

— Что вы записали?

— Что вы знаете о предложении?

— воробей, сорока, ворона

(этимологическая справка о птицах)

-корова

-проверяемая и непроверяемая безударная гласная, сочетание -оро

-Как корова языком слизнула.

— Предложение

— Предложение состоит из слов,

-Слова в предложении связаны по смыслу,

-Начало предложения записываем с красной строки, с заглавной буквы,

-В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

V.Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний.

VI. Целеполагание.

Постановка первой учебной познавательной задачи

VII. Работа по теме урока.

 Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова

— Что вы знаете о гласных звуках?

— Какие могут быть гласные звуки?

-Какие гласные звуки называют ударными?

-Какие гласные звуки называют безударными?

— Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

— Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способ проверки безударного гласного»

-Чему вы будете учиться?

— Послушайте загадку и доскажите словечко.

Кто на дереве сидит,

Зорко с высоты глядит?

Обнаружив мышь с вершины,

Сокращает род мышиный,

Так подвижна голова!

Это мудрая….

— Произнесите это слово- название птицы. Поставьте ударение.

— Какую букву нужно написать правильно – о или а?

-Какая проблема у нас возникла?

Чего мы не знаем?

— Чтобы решить эту проблему,

отгадайте следующую загадку и доскажите словечко.

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожа боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы

Филины и ….

— Что вы заметили в слове совы?

— Запишите это слово, поставьте ударение

-Совпадает ли произношение слова с его написанием?

— При изменении слов (сова-совы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова пишутся одинаково.

— Выделите одинаковые гласные буквы в каждой паре красной точкой

— Соедините линией одинаковые гласные у ударных и безударных слогах.

— У этих двух групп слов есть особое название.  Одни слов называются- проверяемые, а другие – проверочные.

— Какие из них проверяемые, а какие проверочные? Почему?

-Постарайтесь сделать вывод: как проверить, какую безударную гласную  нужно писать?

— Чтобы легче запомнить правило, выучим его в стихах:

Если в слове гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

— А какие гласные нужно проверять?

— Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы а, о, е, и,я

— Напомните, как проверить безударный гласный звук в слове? Назовите последовательность действий.

— А какое проверочное слово подобрать?

-Откройте рабочую тетрадь с.33 упр.8.

-Какое слово называется проверяемым, а какое проверочное?

-Как проверить безударный гласный звук в слове?

— Для чего необходимо проверять безударную гласную?

— На парте лежит карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание, обсудите и выполните, не забываем о правилах работы в паре. Пара, выполнившая задание, поднимает руку дружбы.

— Проверка (Игра «Яблоня»)

— Какие гласные нужно проверять?

— Как найти в слове безударный гласный звук?

-Как проверить безударную гласную букву?

— Оцените свою работу, используя символы: ! + —

  • ! прекрасно справился с заданием, доволен собой
  • + были трудности, ошибки, но с большинством заданий справился
  • — не справился с работой

— Кому понравилось сегодня на уроке и у него хорошее настроение, встаньте и похлопайте в ладоши.

— Я очень рада, что многие уходят с урока с хорошим настроением. Желаю, чтобы оно не покидало вас весь день.

— Гласный звук состоит из голоса,

-При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград,

-Гласный звук образует слог

— Ударные и безударные

— Гласные звуки под ударением, с большей силой

— Гласные звуки в безударных слогах

— Ударные и безударные гласные звуки

— Находить в словах ударные и безударные гласные звуки,

—  Проверять безударный гласный звук, подбирая проверочное слово

-Сова

-ударный слог –ва,

-как обозначить безударный гласный звук в слове

— совы

— изменили форму слова (стало несколько предметов)

— Гласный звук о стал ударным

— отличается, слышим звук [а], а пишем [о]

— сова — совы

— сова — проверяемое (безударный гласный может быть записан другой буквой, поэтому его написание нужно проверить), а совы- проверочное (звук слышим под ударением, такую букву пишем),

— Изменить слово так, чтобы безударный гласный звук станет ударным

— а, о, е, и, я

 алгоритм

— Изменить слово  так, чтобы оно обозначало несколько предметов (форму слова), где безударный гласный звук стал ударным.

(дети работают самостоятельно)

— Задание: найди пары слов, вставьте пропущенные буквы.

(Дети проверяют и оценивают работу)

— а, о, е, и, я

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и формулирование проблемы (П) Целеполагание (Р)

Планирование,

Прогнозирование (Р)

Общение и взаимодействие с партнѐром (К)

Самоопределение (Л)

VIII. Физминутка

IX. Закрепление нового материала.

Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов. Первичная проверка понимания.

(рабочая тетрадь с.33 упр.8),

 работа по учебнику (с. 66 упр.7)

X.Закрепление нового материала. Работа в паре.

XI. Итог

XII. Рефлексия

Методом наблюдений и пробных учебных действий осуществляют решение проблемы, аргументируют свои суждения (П)

Задание  творческого характера (Л) Способность действовать с учѐтом позиций других  (К)

Выдвижение гипотезы, её проверка (Р)

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнѐром (К) Самоопределение (Л)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)  

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения (Р)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

действуют с учетом выделенных ориентиров,,ориентируются в учебнике и тетради (Р)

Работа в паре (К)

Осознание ответственности за общее дело (Л)

Планирование, распределение участков работы (Р)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Доказывать свое мнение (П)

Общение и взаимодействие с партнѐром (К)

Рефлексия способов и условий действий  (П)

 Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

«Правило обозначения буквой безударного гласного звука»

Тема урока: Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу уроку, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с правилом обозначения безударного гласного звука буквой, с единообразным написанием корня в однокоренных словах; формировать умения определять безударные гласные в слове, находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

  • Позитивные отношения к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • Первоначальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • Навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные результаты.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

  • Способность решения проблем творческого и поискового характера;

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • Логические действия анализа, сравнения, синтеза, обобщения, построение рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • Умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты.

  • Навыки принятия и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • Эстетические потребности, ценности и чувства;

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

  • (На доске запись) [жыраф], [йама], [пращай], [дуп], [лук]

  • Всегда ли совпадает написание и звучание слов? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило.)

  • Какая орфограмма есть в первом слове (Жи пиши с буквой и)?

  • Какая буква заменяет первые два звука? (Буква «я»)

  • Назовите орфограмму в следующем слове. (Прощай – это словарное слово. Запоминаем букву О. Ча-ща пиши с буквой А.)

  • Как запишите следующее слово? (Парная согласная на конце слова. Орфограмма буква Д).

  • Какая орфограмма в этом слове? (орфограммы нет, написание и звучание слова совпадают.)

  • Запишите слова, подчеркните орфограммы.

Используют общие приёмы решения задач, контролируют и оценивают результат действий.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Принимают и сохраняют в памяти учебную задачу урока

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

д…ждь-д…жди

сн…г-сн…га

д…ждь-д…ждик-д…ждливый

сн…г-сн…говик-сн…гурочка

  • Определите, где записаны формы одних и тех же слов, а где однокоренные слова (В первой группе формы одних и тех же слов, во второй записаны однокоренные слова)

  • Можем ли мы сразу вписать нужные буквы?

  • Почему? (Не знаем какое правило применить).

  • Какое правило из тех, что мы уже знаем и сегодня применяли подойдет для выполнения этого задания? (Такого правила нет.)

Анализируют, обобщают

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Фиксируют индивидуальные затруднения в пробном учебном действии.

Выявление места и причины затруднения.

  • Давайте выясним в какой части слова пропущена орфограмма? (В корне.)

  • Что такое корень? (Общая часть родственных слов.)

  • Как определить гласная или согласная буква пропущена? (Надо слово произнести. Слышим гласный звук, значит пропущена гласная буква.)

  • А что мы знаем о гласных звуках и буквах? (Гласные звуки в слоге могут быть ударными или безударными.)

  • Как определить ударный и безударный слог? (Надо обозначить в слове ударение.)

  • Что такое ударение (Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове)?

  • Чем отличается ударный слог от безударного? (ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее.)

  • Где ставится знак ударения? (Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.)

Постановка и формирование проблемы

Аргументация своего мнения и позиции

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Построение проекты выхода из затруднения.

  • Что же нужно сделать, чтобы узнать какую букву нужно написать вместо точек? (Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделить корень. Обучающиеся обозначают ударения в словах, подчеркивают безударные гласные, выделяют корень.)

Поиск и выделение необходимой информации

Обдумывают и строят план достижения цели

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Реализация построенного проекта.

  • Произнесите слова с пропущенной буквой в ударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой ударный гласный звук? (Легко. Слышится гласный звук [о], значит пишем букву О.)

  • Впишите в слова буквы, обозначающие ударные гласные звуки.

  • Произнесите слова с пропущенной буквой в безударном слоге. Легко или трудно обозначить буквой безударный гласный звук? (Трудно. Написание буквы в безударном слоге требует проверки.)

  • Каким способом проверить написание буквы в безударном слоге? (надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.)

  • Оказывается у нас эти слова уже записаны. Как они будут называться, если этими словами мы проверяли написание буквы в безударном слоге? (Проверочные.)

  • А как назовем слова, которые проверяли? (Проверяемые.)

  • Какие выводы мы можем сделать, выполнив это задание?

(1. под ударением букву гласного звука можно написать по слуху;

2. в безударном положении написание буквы безударного гласного звука требует проверки;

3. ударные и безударные звуки обозначаются одинаковой буквой в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.)

  • Давайте вместе с вами определим тему сегодняшнего урока. Что нам далось труднее всего? (Правильно написать гласную букву в безударном слоге.)

  • Чему будем учиться? (Находить букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять, различать проверочное и проверяемое слова, подбирать проверочные слова.)

  • Значит тема нашего урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

Строят логическую цепь рассуждений, доказывают

Формируют и аргументируют своё мнение и позиции в коммуникации

Проявляют познавательную инициативу

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Вы будете работать в парах над упражнением 145 на стр. 95 учебника. (После выполнения заданий к этому упражнению обучающиеся рассказывают о том, как они действовали.)

Выполняют действия по алгоритму

Учитывают разные мнения, достигают договоренности и согласуют общее решение

Применяют установленные правила в планировании способа решения

Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.

слон-слоны лиса-лисы

семья-семьи сосна-сосны

сады-садик снега-снег

Выполняют действия по алгоритму

Используют необходимые критерии для обоснования своего суждения

Контролируют и корректируют свои действия

Включение в систему знаний и повторение.

  • Я читаю слова, а вы ставите «+», если гласную в корне слова нужно проверить, и знак «-», если проверять не нужно. (Сады, стена, гнездышко, игра, школа, песня, стихи. Ответ: +,+,-,+,-,-+.). Сверка с образцом на доске. Самооценка.

Самостоятельно создают способы решения проблемы

Учитывают разные мнения, следуют моральным нормам

Контролируют, корректируют, оценивают свои действия

Рефлексия учебной деятельности

  • Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)

  • Какие виды работ на уроке вам понравились?

  • Какие задания вы выполняли с неохотой?

  • Оцените свою работу на уроке.

Контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности

Формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения

Оценивают свои действия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *