Виды связи слов в словосочетании
Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества предмета, действия и др.).
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнано, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.
Типы (виды) связи слов в словосочетании
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:
- Согласование — вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе
- Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.
Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.
- Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения.
Примеры: петь красиво, лежать дрожа.
Классификация словосочетаний по главному слову
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
- Глагольные
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух. - Именные
- Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку. - Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь . - Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Пример: два карандаша, второй из претендентов. - Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Пример: кто-то из учеников, нечто новое.
- Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
- Наречные
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
- Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).
- Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
- синтаксически свободные
Примеры: высокий дом, идти в школу.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Примечания
- ↑ См. Академическая Русская Грамматика, 1982 г. §§ 1886—1889.
Ссылки
Розенталь Д.Э. и др. Словарь лингвистических терминов.
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Словосочетания: признаки, виды связи, синтаксический разбор
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
стол (какой?) обеденный
гулять (с кем?) с друзьями
Словосочетания прилагательное+существительное
и существительное+существительное
могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота
меховой воротник – воротник из меха
бритвенный станок – станок для бритья
Не являются словосочетаниями:
- подлежащее и сказуемое:
ветер дует
- любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
сильный дует
- слово с предлогом:
у окна, возле дома
- члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный
- устойчивые выражения (фразеологизмы):
спустя рукава
- сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой
- обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
… ветка, сломанная ветром,…
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашние
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезвию
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания – два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть – вода, зависимая – чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание – это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду
Сложное словосочетание – это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует
Согласование – это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко – зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик
- местоимения-прилагательные: наши друзья
- причастия: просмотренный фильм
- порядковые числительные: второй год
Управление – это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет
падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.)
Главное слово прочитать требует
поставить зависимые от него слова – книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.)
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
гулять по парк
грамматическая связь передаётся с помощью окончания —у и предлога по.
Примыкание – это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания – это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – ×.
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
Устный разбор.
В словосочетании засохший лист главное слово – лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову – именное. Тип подчинительной связи – согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Письменный разбор.
О сайте: | конспекты по математике, русскому языку и химии |
Связь: | [email protected] |
Новое на сайте | © 2018 – 2019 |
izamorfix.ru
Конспект урока русского языка на тему:Средства грамматической связи слов в словосочетании
Урок 30. Средства грамматической связи слов
в словосочетании (§ 26)
Цели урока: продолжить развитие представления учащихся о сло-
восочетании; научить распознавать словосочетания в составе предло-
жения, различать грамматическую основу и словосочетание; изучить
способы выражения грамматической связи слов в словосочетаниях;
использовать для выражения одинакового смысла словосочетания,
разные по строению.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому со-
вершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД.
56
Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Индуктивное умоза-
ключение. Классификация объектов. Синтез знаний. Коммуникатив-
ные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Участие
в коллективном обсуждении проблемы. Постановка вопросов.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра «Чепуха».
К доске вызываются 6 человек. Каждый из них по очереди
записывает ответ на поставленный учителем вопрос: К о г д а?
Кто? Что делали? Где? Какую? Кого, что?
Что писали предыдущие участники, следующий не ви-
дит, поскольку они закрывают свои записи. Можно исполь-
зовать один лист, сворачиваемый гармошкой, можно прону-
меровать листы, на которых участники записывают ответы.
Учитель читает получившееся в итоге предложение (как
правило, получается чепуха) и предлагает сравнить с теми ва-
риантами, которые в это время создали остальные учащиеся.
Чепуха получается, если нет смысловой связи (каждый писал
о своём). В то же время у всех получилось одинаковое по струк-
туре предложение.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Учащиеся придумывают свои словосочетания со слова-
ми, записанными дома в словари. Работающие с этим заданием
у доски доказывают, что они записали словосочетания.
2. Со словом изредка составляется и записывается предло-
жение по схеме из лингвистической разминки (далее можно
анализировать оба предложения — данное и составленное уча-
щимся), выделяется грамматическая основа.
Вчера ребята видели в зоопарке необыкновенную бабочку.
Изредка родители встречали на прогулке старую знакомую.
2. Связаны ли по смыслу и грамматически подлежащее
и сказуемое? Можно ли назвать их словосочетанием? Почему?
Используйте при ответе теоретический материал, изученный на
прошлом уроке. Как избежать путаницы?
III. Изучение нового материала.
1. Под руководством учителя учащиеся выписывают из ана-
лизируемых предложений все словосочетания, выстраивая по-
следовательную цепочку зависимостей.
Видели вчера; видели в зоопарке; видели бабочку; необык-
новенную бабочку. Изредка встречали; встречали на про-
гулке; встречали знакомую; старую знакомую.
2. Анализ смысловой и грамматической связи слов в слово-
сочетаниях. Определение, в каком из словосочетаний есть толь-
ко смысловая связь. Вывод: поскольку наречие не изменяется,
его связь с главным словом только смысловая. В остальных
словосочетаниях учащиеся выделяют окончания и предлоги.
Данный вывод учащиеся подтверждают словосочетаниями из
домашнего задания.
57
3. Работа со стихотворением Ю. Владимирова (упр. 129): вы-
разительное чтение наизусть, поиск словосочетаний (по части
на с. 62). Это задание достаточно трудное, поэтому лучше его
не предлагать в слабом классе.
Учащиеся закрепляют навык исключения из числа слово-
сочетаний грамматической основы (с этого начинается ана-
лиз) — мама сказала. Выписывают словосочетания, выявляют
средства связи: сказала Нине, купи в магазине, фунт мяса,
бутылку кваса, сахарный песок, спичечный коробок; купи
масло, купи компот, купи фунт мяса, купи бутылку кваса,
купи сахарный песок, купи спичечный коробок. Трудность со-
стоит именно в том, что в части словосочетаний с главным сло-
вом купи зависимая часть сама выражается словосочетанием.
(На смешении именно этих элементов и основан комический
эффект стихотворения.)
Дополнительно учащиеся объясняют, почему выражение
масло и компот, в котором также два элемента, не является
словосочетанием.
4. В менее сильном классе (или для слабых учеников) пред-
лагается упр. 132, которое сопровождается записью слов из
рамочки в словарики. Обращается внимание на выражения на
уроке, в музее, состоящие из двух слов, но представляющие со-
бой существительные с предлогами. С этими словами учащиеся
сначала составляют словосочетания, затем вводят эти словосо-
четания в предложения. В словосочетаниях выделяют средства
связи; в предложениях — грамматические основы. Выписыва-
ются все другие словосочетания, имеющиеся в предложениях.
IV. Закрепление материала и контроль за его усвоением.
Учащиеся самостоятельно выполняют упр. 137 и 135.
Далее учащиеся работают со словарём «Произноси правиль-
но!» (с. 173) — с ударением в формах слова доска, затем читают
словосочетания.
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся делают вывод о том, какие средства связи исполь-
зуются в словосочетаниях (с опорой на часть речи, которая яв-
ляется зависимым словом):
Зависимое слово Средство связи
Прилагательное Окончание
Существительное Окончание (с предлогом или без предлога)
Наречие Грамматического средства связи нет, связано
только по смыслу
VI. Домашнее задание. Дифференцированное задание по
упр. 138: 1) устный ответ на вопросы, запись словосочетаний,
выделение средств связи; 2) сочинение.
58
infourok.ru
Виды связи слов в словосочетании: что это такое, согласование, примеры, способы подчинительной и синтаксической
Словосочетание – строительный материал предложения. Это самая маленькая синтаксическая единица, которая имеет свои методы соединения. Если мы умеем определять виды связи слов в словосочетании, то научимся разбирать более сложные синтаксические единицы – предложения….
Способы образования
Слова объединяются подчинительным способом. Это значит, что они неравноправны: одно – главное, другое – зависимое. Функция такого соединения – более подробно описать понятие (предмет, признак, действие).
Виды словосочетаний Важно! Не каждое сочетание слов может стать словосочетанием.
Какие разновидности словесных сочетаний не относятся к словосочетаниям:
- Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое: папа приехал, окно открыто, задача решена.
- Однородные члены предложения. Они связаны сочинительными союзами: добрый и веселый, то грустно, то смешно, не только умный, но и красивый.
- Сложное будущее время: буду читать, будем смеяться.
- Сравнительная степень: самый быстрый, менее высоко.
- Служебные части речи с самостоятельными: в течение времени, возле реки, навстречу ветру.
- Фразеологизмы. По смыслу они приравниваются к словам: вешать нос (расстраиваться), скрепя сердце (неохотно).
Слова в словосочетании соединяются:
- по смыслу (от главного элемента задается смысловой вопрос: написать (что?) книгу, зайти (куда?) домой),
- грамматически: с помощью окончаний: курткой желтой, либо с помощью окончаний и предлогов: зацепиться за ветку.
Чтобы лучше понять, что такое зависимое слово, посмотрим, какие встречаются смысловые отношения:
- Определительные. Называется признак предмета: фрукты (какие?) вкусные.
- Объектные. Указывается на объект действия, место, направление: приехать (к кому?) к другу, повернуть (куда?) направо.
- Обстоятельственные. Обозначается признак действия: бежать (каким образом?) быстро.
Подчинение и его способы
Смысловое соединение есть во всех конструкциях, а грамматическое – нет. Основные виды словосочетаний определяют по форме его составных элементов. Смотрим, изменяемые это части речи или нет, какой вид они имеют, какие средства связи слов в конструкции. Чтобы быстро определять тип соединения, нужно уметь изменять словоформы по падежам и лицам.
Существует 3 типа грамматической связи слов в минимальных синтаксических единицах. Рассмотрим подробно каждый из них.
Согласование
Способ сочетания, при котором зависимое слово принимает форму главного: шляпа (какая?) красивая. Оба члена имеют одинаковые падеж, род, число.
Согласование Внимание! Изменяется основной компонент – изменяется и второстепенный: шляпой красивой, шляпами красивыми, о шляпах красивых.
Оба элемента в таких конструкциях – изменяемые части речи. Поэтому средства связи слов в сочетаниях такого типа – смысл и грамматический вид.
Главное | Зависимое | Примеры |
Существительное и те словоформы, которые могут выполнять его функцию | Прилагательное | Что-то (какое?) красивое, небо (какое?) голубое, столовая (какая?) чистая |
Причастие | Ученик (какой?) читающий, река (какая?) замерзшая | |
Числительное | Дом (который?) второй, в городах (скольких?) трех, руками (сколькими?) обеими | |
Местоимение | Человек (какой?) какой-то, смысла (какого?) никакого, тарелка (чья?) моя | |
Существительное (приложение) | Девочка (какая?) Оля, глаза (какие?) бусинки (глаза-бусинки) |
Управление
Главное слово управляет зависимым, ставит его в необходимую форму: пришел (с кем?) с другом – глагол указывает существительному на форму Т.п. Если изменить словоформу ведущего элемента, ведомый останется в том же падеже. Например: приду с другом, пришли с другом, придет с другом.
Управление
Грамматические средства в этих конструкциях – смысл и падежная форма. Только при управлении между частями может ставиться предлог: думать о звездах, накричать на соседа, лететь навстречу ветру.
При управлении второстепенные слова – изменяемые части речи, так как соединяются с помощью падежных окончаний и/или предлогов.
Главное | Зависимое | Примеры |
Глагол, деепричастие, существительное, причастие, прилагательное, числительное, местоимение. | Существительное | Приехать (к кому?) к другу, записывая (что?) лекцию, прочитана (кем?) мальчиком, память (о чем?) о прошлом, три (кого?) сестры, не нужен (кому?) никому. |
Местоимение | Спросил (у кого?) у кого-то, увидел (что?) нечто, подарок (кому?) ему | |
Прилагательное, называющее предмет | Узнать (о ком?) о неизвестном, принесли (что?) горячее | |
Причастие, называющее предмет | Множество (кого?) собравшихся, приветствовать (кого?) отдыхающих |
Необходимо различать! Числительное в именительном и винительном падежах командует существительным. Это управление: пять собак, трое мальчиков. Если числительное стоит в других падежах, то это согласование: пятью собаками, о пяти собаках, с тремя мальчиками, о трех мальчиках.
Примыкание
К главному компоненту примыкает неизменяемая часть речи: ехать (куда?) вперед. Средство соединения здесь одно – смысл, потому что ведомое слово не может принять иной вид. Можно выделить дополнительные средства соединения в таких конструкциях – порядок слов и интонацию.
Примыкание
Зависимые компоненты в примыкании – неизменяемые, поэтому средство грамматической связи отсутствует. Ведущее слово – любая часть речи.
Главное | Зависимое | Примеры |
Глагол, существительное, наречие, прилагательное, причастие, деепричастие, местоимение | Наречие | Приехал (когда?) вчера, дом (какой?) напротив, быстро (в какой степени?) очень |
Деепричастие | Говорил (каким образом?) заикаясь | |
Инфинитив | Мечта (какая?) жениться, пришел (с какой целью?) поговорить | |
Неизменяемое имя прилагательное | Цвет (какой?) хаки | |
Сравнительная степень имени прилагательного | Новость (какая?) поважнее, некто (какой?) поинтереснее | |
Притяжательными местоимениями (его, ее, их) | Квартира (чья?) его, ребенок (чей?) их | |
Существительное (несогласованное приложение) | Пьеса (какая?) «Бесприданница», роман (какой?) «Война и мир» |
Как определить тип соединения
Выпишите из предложения необходимые конструкции – так разбирать будет удобнее. Помните, что не все соединения подходят. Когда верные единицы нашлись, определяем способы подчинительной связи. Попробуйте действовать по алгоритму:
Образец разбора:
- Возьмем такой пример: увидимся скоро.
- Задаем вопрос: увидимся (когда?) скоро. Увидимся – главный элемент, скоро – второстепенный.
- Изменяем: увижу скоро, увидишь скоро. Преобразовался только основной компонент, значит согласованием это быть не может. Остаются те виды синтаксической связи в словосочетании, в которых изменяемый только один компонент.
- Предлога нет.
- «Скоро» – это наречие. Наречие не изменяется, значит грамматическое средство в нашем случае отсутствует.
- Это примыкание.
Связь слов в словосочетании
Задание 6. Словосочетание
Вывод
При синтаксическом разборе удобно строить схему. Главную часть обозначаем крестиком, формальные средства подчеркиваем (предлоги и окончания), называем части речи членов конструкции. С помощью схемы и алгоритма легко разобрать любые примеры словосочетаний.
tvercult.ru
Средства грамматической связи слов в словосочетании
Цели урока: продолжить развитие представления учащихся о словосочетании; научить распознавать словосочетания в составе предложения, различать грамматическую основу и словосочетание; изучить способы выражения грамматической связи слов в словосочетаниях; использовать для выражения одинакового смысла словосочетания, разные по строению.
Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Побуждение к деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Классификация объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Постановка вопросов.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Игра “Чепуха”.
К доске вызываются 6 человек. Каждый из них по очереди записывает ответ на поставленный учителем вопрос: Когда? Кто? Что делали? Где? Какую? Кого, что?
Что писали предыдущие участники, следующий не видит, поскольку они закрывают свои записи. Можно использовать один лист, сворачиваемый гармошкой, можно пронумеровать листы, на которых участники записывают ответы.
Учитель читает получившееся в итоге предложение (как правило, получается чепуха) и предлагает сравнить с теми вариантами, которые в это время создали остальные учащиеся. Чепуха получается, если нет смысловой связи (каждый писал о своём). В то же время у всех получилось одинаковое по структуре предложение.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
1. Учащиеся придумывают свои словосочетания со словами, записанными дома в словари. Работающие с этим заданием у доски доказывают, что они записали словосочетания.
2. Со словом изредка составляется и записывается предложение по схеме из лингвистической разминки (далее можно анализировать оба предложения — данное и составленное учащимся), выделяется грамматическая основа.
Вчера ребята видели в зоопарке необыкновенную бабочку.
Изредка родители встречали на прогулке старую знакомую.
2. Связаны ли по смыслу и грамматически подлежащее и сказуемое? Можно ли назвать их словосочетанием? Почему? Используйте при ответе теоретический материал, изученный на прошлом уроке. Как избежать путаницы?
III. Изучение нового материала.
1. Под руководством учителя учащиеся выписывают из анализируемых предложений все словосочетания, выстраивая последовательную цепочку зависимостей.
Видели вчера; видели в зоопарке; видели бабочку; необыкновенную бабочку. Изредка встречали; встречали на прогулке; встречали знакомую; старую знакомую.
2. Анализ смысловой и грамматической связи слов в словосочетаниях. Определение, в каком из словосочетаний есть только смысловая связь. Вывод: поскольку наречие не изменяется, его связь с главным словом только смысловая. В остальных словосочетаниях учащиеся выделяют окончания и предлоги. Данный вывод учащиеся подтверждают словосочетаниями из домашнего задания.
3. Работа со стихотворением Ю. Владимирова (упр. 129): выразительное чтение наизусть, поиск словосочетаний (по части на с. 62). Это задание достаточно трудное, поэтому лучше его не предлагать в слабом классе.
Учащиеся закрепляют навык исключения из числа словосочетаний грамматической основы (с этого начинается анализ) — мама сказала. Выписывают словосочетания, выявляют средства связи: сказала Нине, купи в магазине, фунт мяса, бутылку кваса, сахарный песок, спичечный коробок; купи масло, купи компот, купи фунт мяса, купи бутылку кваса, купи сахарный песок, купи спичечный коробок. Трудность состоит именно в том, что в части словосочетаний с главным словом купи зависимая часть сама выражается словосочетанием. (На смешении именно этих элементов и основан комический эффект стихотворения.)
Дополнительно учащиеся объясняют, почему выражение масло и компот, в котором также два элемента, не является словосочетанием.
4. В менее сильном классе (или для слабых учеников) предлагается упр. 132, которое сопровождается записью слов из рамочки в словарики. Обращается внимание на выражения на уроке, в музее, состоящие из двух слов, но представляющие собой существительные с предлогами. С этими словами учащиеся сначала составляют словосочетания, затем вводят эти словосочетания в предложения. В словосочетаниях выделяют средства связи; в предложениях — грамматические основы. Выписываются все другие словосочетания, имеющиеся в предложениях.
IV. Закрепление материала и контроль за его усвоением.
Учащиеся самостоятельно выполняют упр. 137 и 135.
Далее учащиеся работают со словарём “Произноси правильно!” (с. 173) — с ударением в формах слова доска, затем читают словосочетания.
V. Подведение итогов урока.
Учащиеся делают вывод о том, какие средства связи используются в словосочетаниях (с опорой на часть речи, которая является зависимым словом):
Зависимое слово |
Средство связи |
Прилагательное |
Окончание |
Существительное |
Окончание (с предлогом или без предлога) |
Наречие |
Грамматического средства связи нет, связано только по смыслу |
VI. Домашнее задание. Дифференцированное задание по упр. 138: 1) устный ответ на вопросы, запись словосочетаний, выделение средств связи; 2) сочинение.
compendium.su
Синтаксические средства связи слов в словосочетаниях
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31 имени Героев Свири»
Г.Ульяновск
2013год
Семенова Светлана Григорьевна,
учитель русского языка и литературы,
Семенова Светлана Александровна
учитель математики и информатики,
Никитина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Цели урока:
Познакомить учащихся со способами связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи;
научиться определять способ связи в словосочетании,составлять словосочетания с заданным видом связи;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи;
находить в предложении подчинительное словосочетание со связью согласование, управление, примыкание;
преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Производить устный и письменный разбор словосочетания.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
1.Устно рассказать о словосочетании и видах словосочетаний.
2.Из упр.63 назвать сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты.
2.Объяснение нового материала.
Перед нами предложение
Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов. (М.Исаковский)
— Какое сочетание слов можно назвать словосочетанием? (Золотые пряди, притихнувших лесов, задремали в волосах, в волосах лесов)
— Почему остальные сочетания не являются словосочетаниями?
НЕ являются словосочетаниями:
1.Подлежащее и сказуемое: задремали пряди.
2.Сочетание самостоятельного слова со служебным:в волосах,в течение дня, пусть играет, около берега, и т.п.
3.Сочетание слов в составе фразеологизмов: сесть в калошу, за тридевять земель, сломя голову и т.п.
4.Составные словоформы: более тёмный, будет бегать.
-Давайте вспомним определение словосочетания (учащиеся дают определение)
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слов, а в сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова.
Существуют три способа подчинительной связи:
1.Согласование.
2.Управление.
3.Примыкание.
Презентация.(Работа со слайдами№2-9)
Вывод:
Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, которое отвечает на вопрос КАКОЙ? Затем найти слово, от которого оно зависит!
Чтобы найти словосочетание с управлением, надо найти слово ( с предлогом или без), отвечающее на падежный вопрос, а затем установить главное слово, чаще всего это будет глагол или существительное.
Чтобы найти словосочетание с примыканием, найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установить слово, от которого оно зависит.
-Проверим выводы с материалом, который дан в учебнике.( Чтения п.12 )
3.Закрепление и проверка понимания материала.
Задание 1. Запишите пары слов. Какие пары не являются словосочетаниями? Аргументируйте свой ответ.
1.медведь заревел
2.заревел неистово
3.заревел и схватил
4.схватил за комбинезон
Задание 2.Запишите словосочетания и определите способ связи:
1.спуститься с берега
2.скалистый берег
3.легко преодолеть
4.мы спустились.
-Познакомимся с синтаксическим разбором словосочетаний п.12 с.36-37.
Задание 3. Из предложения За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор.(И.Бунин)(Слайд№10)
Выпишите словосочетания , два из них устно разберите, два письменно на доске.
Задание 4. Подберите к существительным лекция, речь, оценка прилагательные со значением «очень хороший» (блестящий, яркий, высокий). Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматические значения.
-Как называется данный ряд слов удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматические значения.
-В русском языке существуют стилистические синонимы. Это ряды слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.
-Запишите словосочетания приютить в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.
-На какие две группы можно разделить их? (Приютить в доме, предоставить жилплощадь, дать пристанище, дать кров — книжный стиль,
поселить у себя, крыша над головой — разговорный стиль).
-Словосочетания одного грамматического значения можно преобразовать в синонимичные словосочетания с другим видом связи.
Например, словосочетание бумажный листок построено на основе согласования, его можно заменить синонимичным словосочетанием со связью управление листок бумаги.
Задание 5.В листочках, которые вы получили, даны словосочетания. Определите вид связи и замените их синонимичными словосочетаниями, с указанным видом связи.
Задание 6. Дайте правильные ответы:
-Зависимые слова при согласовании могут быть выражены (Слайд№ 11 )
1.наречиями
2.существительными
3.прилагательными
4.деепричастиями
5. причастиями
6.порядковыми числительными
-Зависимые слова при управлении могут быть выражены (Слайд№ 12 )
1.глаголами
2.существительными
3.деепричастиями
4.местоимениями, сходными по форме с существительными
5.наречиями
-Назовите, какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при примыкании.
4.Подведение итогов.Рефлексия: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-Что нового вы узнали на уроке о словосочетании?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
-Чему вы научились сегодня на уроке?
5.Домашнее задание.
1.Выучить способы подчинительной связи.(п.12)
2.Ответить устно на контрольные вопросы (с.38).
3.Выполнить контрольный тест по ЭОК .
infourok.ru
Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
В данной главе:
§1. Словосочетание
Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером, голубым озером, долго любоваться.
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.
Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.
любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное слово озером
любоваться (как?) долго — главное слово любоваться
В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:
- именные
- глагольные
- наречные
любоваться озером: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
озером голубым: главное слово – имя существительное озером, значит, словосочетание именное
любоваться долго: главное слово – глагол любоваться, значит, словосочетание глагольное
три сына: главное слово – имя числительное три, значит, словосочетание именное
очень скоро: главное слово – наречие скоро, значит, словосочетание наречное
Схемы словосочетаний
Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.
любоваться озером – глагол + существительное в Т.п. без предлога
озером голубым – существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.
любоваться долго – глагол + наречие
§2. Виды синтаксической связи в словосочетании
В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.
Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:
- согласование
- управление
- примыкание
Примеры:
озером голубым – согласование,
любоваться озером – управление,
любоваться долго – примыкание.
Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:
Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.
Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:
Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.
Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:
Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Является ли словосочетание единицей синтаксиса?
-
Равноправны ли слова в словосочетании?
-
Какая связь объединяет слова в словосочетание?
- сочинительная
- подчинительная
-
Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?
-
Какое слово является главным в словосочетании любить литературу?
- любить
- литературу
-
Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой?
- классической
- музыкой
-
Какое слово является главным в словосочетании много читать?
-
Определи тип словосочетания хорошего настроения?
- именное
- глагольное
- наречное
-
Определи тип словосочетания построили дорогу?
- именное
- глагольное
- наречное
-
Определи тип словосочетания очень быстро?
- именное
- глагольное
- наречное
Правильные ответы:
- да
- нет
- подчинительная
- нет
- любить
- музыкой
- читать
- именное
- глагольное
- наречное
— Понравилась статья?:)
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru