Идеальный студент — mihavero — LiveJournal
В предыдущем статье мы обратились к студентам ИЮМ, попробовать самим описать идеального студента ИЮМ. После обработки всех присланных материалов будет составлен словесный портрет идеального студента ИЮМ. Но прежде чем представить его на всеобщее обозрение, стоит немного рассказать о различных исследованиях, которые проводились в некоторых ВУЗах с аналогичной целью.
Ниже приведены примеры, как представляют себе идеального студента сами студенты этих ВУЗов:
«Идеальный студент тот, кто серьезно посещает все значимые занятия. Это не круглый отличник, но у него нет особых проблем с учебой, долгов, хвостов и прочего. Это тот, кто учится с самого первого дня семестра, а не включается в учебу в самом конце. Тот, у кого учеба на первом плане, но он не забывает и другие ценности, увлечения и интересы. Это эрудированный человек, разносторонне развитый, умеющий искренне отрываться и быть счастливым даже после напряженного дня и большого количества пар. Это тот, кто никогда не отчаивается и всегда готов познавать новое, идти в ногу со временем и в то же время брать от жизни все».
«Идеальный студент должен успевать и хорошо учиться, и хорошо отдохнуть! Но на всё должно хватить здоровья… Идеальный студент должен присутствовать на всех лекциях, практиках, лабораторных и вовремя всё сдавать… Но не забывать про клубы, друзей, дни рождения и прочие весёлые праздники!»
«Идеальный студент — это ученик, который понимает, что знания ему нужны не для галочки, а для собственного развития и применения их на практике! Студент, который осознаёт всю суть обучения и при этом имеет внутренний интерес и стремление к познаниям своей специальности. Чтобы стать идеальным студентом, нужно обучаться в атмосфере строгой дисциплины и с опытными преподавателями, а процесс обучения должен быть правильно спланирован».
«Сейчас, в нашем глобальном мире, идеальный студент должен владеть знаниями компьютера, разбираться в бизнесе и политике, знать несколько иностранных языков. Он должен идти в ногу со временем и иметь девиз «Я знаю то, что ничего не знаю»
А теперь можно сравнить, как представляют идеального студента преподаватели высших учебных заведений. Вот только несколько примеров:
«Идеальный студент должен быть целеустремленным, заинтересованным в познании чего-то нового. Он должен ставить перед собой цель в жизни и стараться ее достичь. Образование для него должно быть не просто дипломом, а помощью в выборе определенного направления».
«Качества Идеального студента это: исполнительность, грамотная речь, готовность работать над поставленной задачей в короткие сроки, способность выполнять работу самостоятельно и, конечно же, чувство юмора».
«Студент должен быть порядочным – это главное качество. Отношения между преподавателем и студентом должны строиться на основе взаимоуважения. Также очень хорошо, когда студент заранее предупреждает о своих проблемах».
«Многие «очники», которых обеспечивают родители, не учатся на ту сумму, которую платят за обучение. Идеальный студент – это человек, который деньги заработал сам и за каждую заплаченную копейку хочет получить соответствующий уровень знаний».
«Есть такое понятие, как внутреннее уважение. Это понятие мешает халтурно сделать задание, которое тебе, в принципе, не нужно, потому как ты его делаешь только для сдачи. Не так важно, сколько знает человек – можно научить почти любого. Мне нужен тот человек, который хочет научиться и прикладывает к этому усилия, а не «таксист». Я не люблю людей, которые учатся как пассажир в такси: заплатил деньги, и его везут. ВУЗ – это не такси, это машина, взятая напрокат. Тебе должны дать хороший автомобиль, но рулить ты будешь сам».
«Идеальный студент, как и любой другой человек, — это мыслящая личность. Он понимает, зачем пришёл в университет. Он рассчитывает на получение знаний. Настоящий студент должен интересоваться, задавать вопросы, «трясти» знания из преподавателя. При этом внешний вид студента мне абсолютно безразличен. Он может носить дреды или быть лысым. Главное, что у него в голове».
Статья «Современный студент» классному руководителю системы СПО
Современный студент.
От сессии до сессии живут студенты весело — кто из нас не знает этого выражения? Думаю, что оно известно всем. Действительно, большинство людей считает, что студенческие годы – самая беззаботная пора в жизни человека. Это время новых надежд и ожиданий, приятных впечатлений и активных действий, ярких эмоций и возможности реализовать себя в новой социальной роли.
Смена привычного уклада жизни на другой требует от молодежи большей самостоятельности и определенного времени для адаптации, даже если в стенах учебного заведения студент чувствует к себе доброжелательное отношение преподавателей. Предъявленные нормы и правила в новом учебном заведении вызывают чувство ответственности и тревогу за то, как сложится дальнейшая жизнь, особенно, если эти волнения связаны с отрывом от родного дома.
Новое окружение, новая система занятий предполагает не только научиться получать профессиональные знания, но и строить взаимоотношения с людьми, формировать новый образ своего Я.
Современный студент обладает своими нравами, стремлениями и ценностями. Каждый из них, будучи личностью, имеет свой неповторимый характер: один упрям и добивается поставленной цели любыми способами, другой неисправимый оптимист, заражающий своим позитивом окружающих, третий интересуется исключительно достижениями науки в определенной области. Многообразие характеров не позволяет однозначно составить единый портрет современного студента.
Небольшой экскурс в историю поможет понять, как кардинально поменялось мировоззрение отечественного населения. Если заглянуть в прошлое, то в 70-80х годах система образования была несколько иная: студенты воспитывались на определенных идеалах, все обладали одинаковым статусом. В то время на стипендию можно было прожить без поддержки родителей. Все вели примерно равноценное существование. У выпускников учебных заведений была уверенность в завтрашнем дне, что после получения диплома каждый из них будет обеспечен стабильной работой. Молодым специалистам предоставлялись льготы. Тогдашнее поколение и не подозревало, что наступят времена перестройки, и вся система ценностей значительно изменится, приведя к социальному неравенству.
Сегодня поколение, заставшее перестроечное время, старается дать своим детям то, чего лишила их судьба. Вспоминая собственное обездоленное детство, родители балуют своих детей новинками техники, одевают в дорогую одежду, чтобы их ребенок был не хуже других. Нынешняя молодежь отличается крайней привязанностью к материальным благам. Приобщение к миру престижных и красивых вещей становится смыслом бытия. Средство становится целью, отчуждая личность от мира духовных ценностей. На первый план выступает внешняя атрибутика человека, а не его внутренний мир. Важность придается таким вещам, как шикарные машины, телефоны известных марок, дорогая фирменная одежда, модные аксессуары.
Возможно, пропаганда, навязанная нам европейскими странами, сформировала у нашей молодежи ложные ценности и неправильное мировоззрение.
Чем же студенты 21века отличаются от предыдущих поколений? Во-первых, нынешние студенты- люди, рожденные в совсем другом капиталистическом мире. Им порою чужд дух коллективизма и альтруизма, который уступает место эгоизму.
Социологи и психологи, проводящие исследование мотивации общественной активности молодежи, пришли к выводу, что нынешнее поколение прагматично. В первую очередь нынешних активистов интересует удовлетворение потребностей в самореализации, интересном досуге, социальных связях, в проявлении индивидуальности и самостоятельности, им важно решение собственных проблем, признание своих достижений, а уж потом чувство общественного долга и желание быть полезным обществу. Прежде чем взяться за то или иное дело многие задаются вопросом: «А что мне за это будет?». Отсюда слабый интерес к внеурочной деятельности. Лишь незначительная часть молодежи активно участвует в различных мероприятиях. Хотя занятия в кружках, секциях ,клубах создают уникальные возможности проявления таланта и раскрытия творческого потенциала. Кроме того, это позволяет расширить круг общения, завести новых друзей и стать увереннее в себе.
Современный студент осознает, что успех в жизни напрямую зависит от того, насколько хорошим специалистом он сможет стать по окончании учебного заведения и сможет ли трудоустроиться. Отсюда и небывалый интерес к подработкам. Стипендия сегодня хоть и увеличилась, но прожить на нее без поддержки родителей невозможно. Сегодня работать начинают с первого курса, дабы увеличить свои шансы устройства на работу после окончания учебного заведения. Таким образом, у студента появляется еще одна возможность реализации умственных и творческих сил — работа. А в условиях нарастающей конкуренции на рынке труда студенты стараются проявлять только те свои таланты, которые могут быть интересны работодателю, не тратя силы «понапрасну». Иногда студенты работают в ущерб учебе. Одна часть студентов работает потому, что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Вторая часть студентов работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.
Современная молодежь является активным пользователем информационных технологий. Интернет открыл студентам большой доступ к учебным материалам, позволил максимально эффективно готовиться к предстоящим экзаменам, курсовым, семинарам. Интернет расширяет кругозор, знакомит с различными новостями, позволяет студентам общаться между собой.
Но виртуализация жизни студентов имеет не только положительные моменты. Студенты, скачивая готовые рефераты из сети, которые остаются только на бумаге, а не в головах, испытывают разочарование, когда преподаватель узнает знакомые тексты. Это препятствует развитию способностей и талантов студентов, плохо сказывается не только на умственных навыках, но и на профессиональных качествах.
Социальные сети также потихоньку вытесняют реальное общение, препятствуют развитию речи и культуры общения, плохо отражаются на здоровье. Многие просиживают за компьютером 2-5 часов в день и более. Тем не менее, никто из нас не представляет себе жизни без компьютера и интернета, так как это самый быстрый доступ к любой информации и самое удобное средство общения.
Современный студент разносторонний, инициативный, активный, всегда в движении и поисках приключений. Основной чертой, которая объединяет студенчество, является дружба, совместная сдача экзаменов. Студенческие праздники по-прежнему сплачивают коллектив и объединяют людей на долгие годы. Современное студенческое братство нельзя характеризовать как серую массу.
Современный студент воспринимается динамичным, талантливым, легко обучаемым. Он отличается высокой активностью и жизненной энергией, стремлением к успешной карьере. Значимыми мотивами поведения современного студента являются стремление к достижению личностного успеха, выбор собственных ценностей и независимость. Может все-таки жизнь современного студента не такая уж беззаботная, как мы привыкли считать?
Пахолкова Светлана Арсеньевна, преподаватель русского языка и литературы БОУ СПО ВО « Вологодский политехнический техникум»,
г. Вологда, ул. Медуницинская, д. 21.
Идеальный студент топ-университета – какой он?
Хотите оценить свои шансы на поступление в Columbia University? — Используйте инсайдерский гид Марии Стряпиной, менеджера по высшему образованию компании StudyLab.
Каждая топовая школа ищет своего студента, и ваша задача при подаче документов — показать, что вы и есть тот самый студент.
Для Колумбийского университета — это студент с пытливым умом, стремящийся к решению сложных задач и самостоятельно выбирающий их для себя. То есть все 17 лет у вас было твердое мнение по многим жизненным вопросам, а теперь вы мечтаете попасть в Колумбию, чтобы ваше мнение оспорили. Вы настойчиво выбираете из программы самые сложные курсы и ищете возможности, чтобы развить свои сильные стороны и таланты. Узнаете себя? Мои поздравления! Вот, что вам нужно знать.
Чтобы вас приняли, нужно показать, что вы провели исследование всех университетов и школ, и поняли, что Колумбийский университет и его программа по всем параметрам созданы именно для Вас.
Что же может привлечь Вас в Колумбии? Например, структура академической программы. Обязательные курсы для получения степени – это треть Liberal Arts Curriculum, потом ещё треть специальных предметов, и ещё одна треть — курсы, которые не имеет ничего общего с основным содержанием программы. Студенты выбирают эти предметы исходя из своей любознательности. Получается, каким должен быть идеальный студент Колумбии? Верно, любопытным.
Покажите академические сферы и области, которые вы пробовали, покажите, где вы копнули глубоко и добились успеха.
Для тех студентов, которые разрываются между двумя специальностями, есть возможность получить специальность в двух дисциплинах. Например, если вы хотите получить степень бакалавра политических наук и биологии, погружаясь в обе области, “joint major” — это как раз то, что Вам нужно. Помимо этого, университет предлагает своим студентам шанс сделать “joint degrees” с лучшими школами за рубежом или в стране. Например, бакалавриат по музыкальному искусству совместно с Juilliard School.
Двойная степень из лучших академических школ — ваша мечта? Тогда пометьте этот пункт в своём блокноте и используйте это при написании эссе в Колумбийский университет!
Как школа с мировым признанием, Колумбийский университет представляет своим студентам еще одну возможность — учиться за рубежом. Основные направления для семестра или года по обмену — Рио, Оман и Пекин. Широкие партнерские связи университета позволяют студентам сделать программу фактически в любой стране мира. Важно знать, что возможность учиться за рубежом работает для КАЖДОЙ программы в Columbia University.
«Колумбийский университет — мечта многих и очень многих студентов по всему миру. Большинство привлекает название, престиж и принадежность Columbia University к «Лиге Плюща». Но вот незадача: студенты, которые интересуются только именем, не привлекательны для самого Колумбийского университета.»
Вас интересует журналистика? Тогда я рекомендую запомнить название главной газеты Колумбийского университета – “The Spectator”.
Сделайте так, чтобы она стала известна Вам не только по сериалу «Сплетница». Найдите онлайн-издание и подпишитесь, читайте, находите интересные события и делайте отметки самых захватывающих событий именно для вас. Думайте и действуйте! Это ваш шанс поразить приемную комиссию знанием инсайдерской информации. Возможно, вы будете проходить стажировку в “The Spectator” или в одном из других журналов. А теперь перейдём к практическим советам.
Ежегодно университет предоставляет порядка 1500 мест на 35000 входящих заявок. Каждая аппликация рассматривается по двум параметрам — академическим и личностным.
В академическом плане недостаточно показать просто отличные оценки, необходимо дать понять приемной комиссии, что вы выходите за рамки школьной программы, не боитесь препятствий, полностью посвящаете себя тому, чем занимаетесь и, конечно же, совершаете ошибки, ведь без ошибок невозможно ничему научиться. Ваши оценки и рекомендации школьных учителей должны показывать, насколько вы готовы к академическим испытаниям в университете. Очевидно, необходимо показать высокие баллы по результатам американского теста — ACT или SAT + SAT II. Вторым важным компонентом вашей заявки, помимо академической успеваемости, станет ваше мотивационное письмо, в котором вы рассказываете, как вовлечены в окружающий мир — какие книги, журналы и газеты вы читаете, какие выводы вы делаете после прочтения, какие фильмы вы смотрите и так далее.
Часто студенты подают документы не в один, а в несколько университетов, и это правильно.
Самое важное — четко определить для себя причины, по которым вы хотите учиться в этих двух, пяти или пятнадцати университетах. И в каждом из них причины должны быть разными, иначе вы на самом деле не хотите в них учиться.
If you are looking for a place to having your opinion challenged — Columbia is the right place for you!
Качества студента. Какими качествами следует обладать студенту | Studroom.ru
Одним из актуальных вопросов для современного студента является вопрос личностных качеств, необходимых для успешного обучения, а затем не менее успешного поиска работы.
Эта статья не только для студентов-новичков, еще недавних абитуриентов, но и для тех, кто не первый год числится в студенческой братии. Предлагаю систематизировать качества студента, непосредственно влияющие на успешность личности.
Итак, для начала разобьем качества студента на два глобальных блока: качества, необходимые для учебы, и качества, необходимые для поиска работы и устройства на работу.
1 блок.
1.1 Мотивация. Это качество студента не зря ставится на первое место – без мотивации, на мой взгляд, нечего делать в учебном заведении в принципе. При этом мотивирующими факторами могут выступать различные ситуации: желание родителей, вероятность пойти в армию, желание самосовершенствования и т.д. Несомненно, самыми действенными факторами являются внутренние (желание самого студента), а не внешние. От степени мотивированности к обучению зависит успех учебного процесса в целом.
1.2 Самоорганизация. Не менее важное личностное качество студента. В детском саду и даже в школе – все воспитатели/учителя заботились о своих подопечных, нянчили и лелеяли их. ВУЗ – более серьезная вещь. Здесь никто не будет заботиться о твоей успеваемости, за исключением самого себя. Сможешь организовать свой рабочий день: вовремя встать, прийти к нужной паре, качественно отработать все занятия, выполнить все задания на дом, подготовиться к семинарам, практикам и т.д. – значит, сможешь успешно обучаться. Позволишь себе лениться, особенно в первый год обучения – можешь не рассчитывать на положительный результат. Не зря существует поговорка – Первый год ты работаешь на зачетку, потом она работает на тебя. Сам с этим много раз сталкивался. Проще потрудиться на первых порах, заработать себе репутацию «хорошего малька/девочки» в глазах преподавателей, а вот потом уже и расслабиться немного.
1.3 Самостоятельность. Это качество студента частично было рассмотрено в предыдущем пункте. Еще раз уточню – привычный надзор со стороны учителей отсутствует в вузе. Здесь студент сам отвечает за свои поступки, никто не будет за полученную двойку вызывать маму с папой к директору. Особенно это качество важно при обучении не в своем родном городе.
1.4 Усидчивость. Как минимум, нужно «отсидеть» все лекции, выслушать весь теоретический материал. Или же, если пропустил, переписать лекцию в свою тетрадь. Кроме того, необходимо время, чтобы подготовиться к практическим и семинарским занятиям.
1.5 Обучаемость. К сожалению, это личностное качество присуще не всем студентам. Но, как правило, если предыдущие четыре пункта соблюдены в повседневной жизни, то обучаемость будет на достаточно высоком уровне. Кто-то «схватывает» информацию на лету, кому-то приходится долго работать, чтобы выучить теоретический материал. Это уже психологические особенности личности, которые следует учитывать.
1.6 Лидерские качества. Здесь, думаю, понятно. Никто не обращает внимание на тех, кто «тащится позади эшелона». Если хотите быть успешными – будьте впереди. Будь то учеба или внеклассные мероприятия.
Рассмотрим теперь второй блок – качества студента, необходимые для поиска/получения работы.
Во-первых, сразу отмечу, что качества из первого блока являются первостепенными. Без них не получится успешного обучения и в дальнейшем успешной работы.
К ним добавим еще несколько:
2.1 Гибкость мышления. Умение мыслить нестандартно очень ценится современным работодателем. Именно такие сотрудники являются палочкой-выручалочкой для современного бизнеса. Развивайте это качество, по возможности проявив его уже на стадии собеседования.
2.2 Концентрация и переключаемость внимания. Очень важно уметь концентрироваться на поставленной задаче, отвлекаться от посторонних мешающих факторов. При этом не менее важной бывает способность переключения внимания с одной задачи на другую.
2.3 Грамотное употребление языка. Самое первое, на что обращается внимание – грамотность потенциального сотрудника. Ни один руководитель не будет тратить свое время на обучение сотрудника русскому языку.
Есть еще много качеств студента, которые необходимо развивать и тренировать в себе, как то: способность обобщать, точность восприятия, логическое и техническое мышление, пространственное воображение и др. Если сможете реализовать все эти личностные качества в себе, то будет Вам счастье, как в студенческой, так и в дальнейшей жизни.
.
Кто такой современный студент?
«Студент» с латыни дословно переводится как «человек, усердно работающий и занимающийся». В привычном для нас понимании слово «студент» впервые употребил римский поэт Овидий, когда прибыл в Афины за новыми знаниями. С тех пор студенчество сильно изменилось, но изменился ли сам студент?
«Всё в мире меняется, студенты меняются меньше всего», – гласит один из латинских афоризмов. Способствуют изменениям новые системы образования и жизненных ценностей, а также развитие технологий. Так какой же он – современный студент?
Данная функция не поддерживается вашим браузером. Скачайте музыку.
Российское высшее образование после распада СССР сменило характер от элитарного к массовому. Теперь оно доступно широким слоям населения. Для сравнения: в 70-80-х годах XX века высшее образование получали только 25 % жителей страны; к 2013 году эта цифра выросла до 76 %. По данным Росстата, в 2015 году в высших учебных заведениях обучалось 5,2 миллиона человек. Из них два миллиона на бюджетной основе, остальные – студенты-платники. Больше половины студентов совмещают обучение в вузе с работой.
Центр студенческой социологии агентства студенческих коммуникаций «Кампус» совместно с НИУ ВШЭ в январе 2017 года провели опрос. Участие в нём принял 5841 студент со всей России. В результате выяснилось, что 67 % опрошенных имеют дополнительный заработок. Потребность в нём они объяснили высокими ценами за обучение и маленькой стипендией. Несмотря на то, что при совмещении учёбы с работой пропускаются пары и теряется много знаний, поддерживают такой выбор 74 % опрошенных. Основная масса студентов (75 %) считает, что к экзаменам нужно готовиться хорошо и сдавать их самостоятельно. Качеством получаемого образования довольны 72 % студентов. И, что не может не радовать, жить и работать в России хотят 73 % участников опроса.
Цели современных студентов также претерпели ряд изменений. Если раньше главными ценностями были семья, дети и стабильное существование, то теперь на первом месте карьера и достаток. Такие цели оправдывают выбор места трудоустройства. По данным компании Universum, которая опросила 25 тысяч российских студентов из 93 вузов страны в мае 2016 года, наиболее привлекательными работодателями среди них считаются «Газпром», «Роснефть», Google и BMW Group. Чтобы соответствовать уровню этих корпораций, приходится немало трудиться. Современные студенты, как следует из результатов опроса, тратят по 20 часов в неделю на посещение аудиторных занятий и ещё по 15 часов – на индивидуальную подготовку.
Отечественные и западные учёные всё чаще говорят о том, что образование сегодня становится товаром. При выборе будущей профессии больше внимания теперь уделяется не личным предпочтениям, а востребованности профессии на рынке руда. По данным Universum, в тройку лидеров по популярности среди студентов вошли такие направления, как «IT-технологии – технические науки», «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки».
Социологический портрет современных студентов Тольяттинского государственного университета составила доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социология» Татьяна Иванова. Какой он – современный студент ТГУ?
Данная функция не поддерживается вашим браузером. Скачайте музыку.
Подведём итоги. С появлением интернета современные студенты стали более «компьютеризированными»: больше свободного времени проводят в социальных сетях и на других сайтах. Однако при этом они не перестали читать книги и ходить в кино. Они также встречаются с друзьями, посещают концерты, выставки и занимаются спортом.
Быть студентом в наше время очень интересно: перед каждым открывается масса возможностей. Проявить себя можно в творчестве, науке или самоуправлении. Главное – всё успевать. О том, как это сделать – в следующем материале.
10 правил успешного студента *
Быть студентом – непросто. С обретением нового статуса появляются новые права и обязанности, знакомства, окружение, условия и пр. Важно не просто адаптироваться, но и вовремя выполнять все дела, обещания. Чтобы студент жил спокойной и размеренной жизнью, а не метался от сессии до сессии с «хвостами» (долгами) по ВУЗу, важно выработать правильные привычки, некоторые постулаты, помогающие упростить обучение и освоение профессии.
Сегодня специалисты ОЦ DissHelp раскроют секрет успеха обычных студентов ВУЗов, которые умело пользуются простыми и понятными правилами в своей жизни.
Правило №1. КРЭМИ
КРЭМИ расшифровывается следующим образом:
Основные факторы успешного студентаКаждое из указанных качеств позволяет легко и просто усваивать новую информацию и умело ей пользоваться в нужный момент.
Креативность призвана подключить воображение при решении любых вопросов, что сделает Вас более индивидуальным и оригинальным.
Размышление способствует тотальному анализу ситуации определению всех «за» и «против», достоинств и недостатков, факторов и пр.
Эффективность гарантирует успех на любом поприще, главное правильно сопоставлять свои возможности и способности, строить планы.
Мотивация позволяет сделать реализацию задания более интересным и качественным, повышая заинтересованность исполнителя.
Инициативность предполагает личное участие в обучении, саморазвитие, понимание всех процессов.
Каждое из указанных качеств способно сделать из типичного студента преуспевающего учащегося ВУЗа, который будет выделяться из «серой толпы».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правило №2. Повышаем самооценку
Думаете, что ученые всё знают и поэтому легко справляются с любой проблемой? На самом деле, знать все просто невозможно.
В мире ежедневно происходят какие-то перемены, а известно об этом становится спустя некоторое время, и то знают об этом в итоге не все. Эксперты опираются на собственные знания и опыт в решении любой проблемы независимо от уровня ее сложности.
Представьте себя профи мирового уровня, который столкнулся с определенной преградой. Как бы Вы поступили на его месте? Подобные «ролевые игры» позволяют не только пофантазировать, но и поднять самооценку, стать более уверенным в себе и легко решать любые проблемы.
Правило №3. Пользуйтесь всеми чувствами
При решении любой задачи подключайте все свои способности, возможности и чувства, не стесняйтесь эмоций. Так Вы активируете максимальное количество клеток и мышц, привлечете организм к работе по максимуму. Чем больше чувств и возможностей Вы подключите, тем проще будет решить задачу.
Что делает успешный студентПодумайте сами, если Вы будете не просто печатать, а периодически разговаривать (не мешая при этом работе), писать, составлять различные схемы и комбинации, чертежи, то так можно собрать более полную информационную базу.
Мозг будет не просто получать информацию отовсюду, но и грамотно ее обрабатывать, фиксировать и использовать.
Правило №4. Изучайте и занимайтесь интересными делами
Вспомните, как тянулись занятия по трудным для Вас предметам. А знаете, почему это было так нудно и долго? Потому что Вам был неинтересно. Постарайтесь разнообразить учебу и с энтузиазмом подойти к ней. Найдите что-то интересное в каждом предмете для себя, выделите и опирайтесь на это. Отдельные моменты останутся скучными, но качественное выполнение заданий принесет удовлетворение от проделанного.
Правило №5. Активность
Можно выделить две большие группы студентов: активные и пассивные. Пассивные предпочитают «плыть по течению» и особо не напрягаться. Активные же стараются не просто подготовиться к каждому занятию, но и ответить на нем, стремиться к саморазвитию, готовы участвовать во всевозможных конференциях и соревнованиях.
Активность позволяет не просто быстро схватывать новое, адаптироваться, но и умело пользоваться полученными знаниями, быть более организованными и преуспевающими. Именно у активных студентов все дела «делаются» со скоростью света, остается свободное время на себя и друзей.
Правило №6. Индивидуализм в обучении
Здесь речь идет не об индивидуальном или дополнительном обучении, а именно о поиске собственного метода изучения предмета, который упростит процесс восприятия информации и сделает его более интересным и простым.
Одни предпочитают готовиться в гордом одиночестве, полностью беря на себя ответственность за подготовку. Другие же предпочитают «коллективное творчество», заранее распределяя между одногруппникам задания, упрощая тем самым подготовку и сплочая коллектив общим, а главное благим делом.
Подобных «индивидуальных» подходов масса. Главное выбрать наиболее подходящий для Вас.
Правило №7. Ставьте четкую цель
Обучаясь в ВУЗе, студент должен понимать, зачем ему это нужно. Для этого важно поставить конкретную, понятную цель. Цель может быть краткосрочной или долгосрочной. Главное, по мере ее достижения поставить новую цель и стремиться к ней.
Обучение в ВУЗе: цель и задачиЦелью может быть успешное закрытие сессии/учебного года или получение «красного диплома». Все зависит от желания и «дальнозоркости» студента.
Правило №8. Работа над ошибками
Жизнь полосатая независимо от социального статуса. У студентов, как и у всех людей, бывают не только взлеты, но и падения. Главное, после этого падения не «падать духом». Проанализируйте ситуацию, подумайте, чего Вам не хватило, что Вы сделали не так, извлеките пользу из этого и смело идите вперед. Учитесь на собственных ошибках.
Правило №9. Тайм-менеджмент
Именно тайм-менеджмент позволяет превратиться из «неудачника» во «всемогущего» индивида. Грамотное управление временем, самоорганизация и самодисциплина творят чудеса! Не задумывались, почему одну и ту же задачу разные люди будут решать по-разному? Одни растянут ее на неделю, а другие выполнят за несколько часов.
Планируйте свои дела и время, грамотно расставляйте приоритеты, и успех будет у Вас в кармане! Тайм-менеджмент прививает такие лидерские и профессиональные качества, как пунктуальность, дисциплина, самоконтроль, активность и пр.
Правило №10. Отдых
Учеба не должна отнимать у Вас все время. Организму просто необходимо временами развеиваться, отвлекаться от повседневной рутины, однообразия, пополняться силами и энергией. Выделяйте время на себя, активный отдых, встречи с друзьями, а также не забывайте про полноценный сон. Только правильная комбинация работы (учебы) и отдыха позволяют достичь небывалых вершин.
Вовлечь и осознать. Как студенту стать успешным и что для этого может сделать университет
2035: in progress > Ликбез
23.01.2020
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Что такое успех в современном мире и как его достичь? Могут ли университеты влиять на успешность своих студентов? Какой должна быть эффективная образовательная среда? И как формировать осознанное отношение к своей траектории развития? Эти и другие вопросы обсудили российские и зарубежные эксперты в области образования на организованной Университетом 20.35 панельной дискуссии «Вовлеченность и осознанность студентов как ключ к успеху», состоявшейся в Сколтехе 16 января. Ntinews.ru приводит основные тезисы.
Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35:
– На самом деле вузы уже сегодня готовят человека к жизни. И большинство образовательных программ так или иначе с этим успешно справляется. Как показывает практика, человек легко меняет профессию в течение жизни, делает это сразу после выпуска из университета. Это значит, что мы готовим его к развитию. Давая ему высшее образование, мы делаем гораздо больше, чем берем на себя формально, обозначая задачи образовательной программы.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Можно ли сделать еще больше? На что должны быть направлены изменения вузовской системы? Как понять, что университет поменял свою образовательную программу или подход к обучению правильно? Вроде бы очевидно: если мы готовим тех людей, которые способны развиваться в течение всей жизни, менять направление деятельности, обучаться, строить свою траекторию развития, то надо в университете создавать условия для того, чтобы человек это пробовал, чтобы он осваивал непростой навык определения своей траектории развития, принятия решений о том, что в текущей деятельности он неэффективен и ему следует освоить что-то новое. Это большой барьер, и для большинства людей преодолеть его в реальной жизни, особенно когда от этого зависит жизнь семьи, сложно.Можно как минимум дать право выбора и сделать так, чтобы человек понимал ответственность и последствия выбора своей образовательной траектории. В какой доле это делать и насколько это повлияет на компетенцию студента к последующему саморазвитию – вопрос. С этим нам надо работать.
«Основные изменения, которые произойдут в системе высшего образования, заключаются в том, как создать в университете среду, в которой человек может принимать решения о своей траектории развития, может делать это осознанно, может пользоваться всеми возможностями университета и всей системы образования и выстраивать свой образовательный путь в пределах даже образовательной программы. А еще лучше – оставаться с университетской системой дальше, развиваться в течение всей жизни».Для студентов есть одно необходимое условие: чтобы они осознанно принимали решения о своей траектории развития. Это вовлеченность в деятельность. Если человек не работает, если у него нет проекта, нет деятельности, для которой ему необходимо развитие и освоение новых компетенций, получение новых знаний, предельно сложно принимать об этом решения. Часто нет оснований и мотивации к получению знаний. Поэтому изменения, которые могут произойти в университетах, – это включение студентов в проекты, в профессиональную деятельность и последующее открытие для них образовательных возможностей, которые часто могут выходить за пределы университета. Если построение траектории находится в привязке к деятельности, которой занимается студент, то мы можем четко отследить, смог ли он в этой деятельности реализовать себя, смог ли получить новый опыт деятельности, освоить новый навык или применить новые знания.
У университета появляется понятная логика управления средой развития. Университет понимает, какие студенты и насколько включены в деятельность, насколько у них сформирован образовательный запрос на определенные шаги в их траектории. Дальше вуз может управлять средой, чтобы количество вовлеченных студентов, студентов, которые осознано принимают решения о шагах развития своей траектории, было максимальным. Тем студентам, которые пройдут такой путь, будет проще не только осваивать новые навыки, но и принимать решения относительно изменения своей профессии и перестраивать траектории в соответствии с этим решением.
Построить образование в конкурентной среде достаточно просто, поскольку человек все время получает обратную связь, что он хуже кого-то. Когда мы говорим о персонализации обучения, где каждый готовится к своему набору компетенций, все становится сложнее, поскольку не с кем сравнивать: никто такой же деятельностью впрямую не занимается. Единственное, к чему мы смогли прийти за два года экспериментов, – это к тому, что человек должен в кооперационной модели оценивать результаты своего обучения.
Университет 20.35 предлагает каждому обучающемуся оценить свой шаг развития. Если он прошел какой-то курс или только начал его обсуждать, он оценивает прирост своих знаний и навыков. Фактически это рефлексивная оценка, направленная в сообщество тех, кто учится примерно в том же направлении. Она становится тем самым цифровым следом, который мы в Университете 20.35 используем и который позволяет другим учиться лучше, быстрее и эффективнее. Это происходит, потому что вы уже внесли некоторый вклад в кооперацию, связанную с развитием людей в определенной области. Так возникает универсальный подход к мышлению о своем развитии, который позволяет быстро двигаться не только в некоторой области, но в принципе быть эффективным в своем развитии, поскольку происходит оценка и фиксация результативности каждого шага. Это необходимый элемент для того, чтобы персональные траектории развития в университетах были эффективными, системными и давали людям компетенции, связанные с их собственным развитием.
Есть ли у нас принципы, на основе которых мы должны принимать решения относительно того, в какую сторону наше пространство трансформировать? В этой части мы еще не научились работать с данными, хотя здесь они лежат на поверхности. Если нам нужна вовлеченность обучающихся, если мы умеем ее мерить, то можно проводить хоть каждую лекцию эксперименты, как ее повысить. В цифровом пространстве для этого есть бесконечные возможности – поменяли интерфейс, способ коммуникации между участниками и увидели, что вовлеченность повысилась. Одна из самых интересных компетенций современного университета – уметь трансформировать свое пространство, чтобы обеспечивать вовлеченность обучающихся.
Когда мы проводили «Остров 10-22», пространство Сколтеха позволяло людям постоянно входить в новые коммуникации, а коммуникации приводят к формированию новых команд, проектов, к тому, что человек понимает, что в этом пространстве он может сделать бесконечно много, вовлекаясь в деятельность. Современным университетам нужно управлять своим пространством в динамике, отталкиваясь от того, как в нем протекают не только образовательные активности, но и в целом жизнь студентов и преподавателей.
Бен Нельсон, основатель и генеральный директор Minerva:
– Сегодня основная проблема в следующем: восемнадцатилетний студент не представляет себе, кем он хотел бы быть, в США есть такая статистика. К примеру, из 100 восемнадцатилетних абитуриентов, которые хотят быть врачами, поступают в вуз и начинают изучать соответствующую программу, а затем работают по специальности только пятеро. У нас в 20 раз больше людей, которые считают, что обязаны пойти в университет, чтобы получить выбранную профессию, хотя на самом деле им это не нужно.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Много времени потребуется, чтобы эта структура изменилась. В краткосрочной перспективе необходимо реформировать университеты, а не надеяться, что вузы сами исчезнут или что-то произойдет само собой.Если посмотреть на американские университеты 100 лет назад, они выглядели иначе. В течение первых трех лет обучения у студентов не было никакого выбора относительного того, что они изучают. Они изучали историю, философию, математику, естественнонаучные дисциплины, латынь, древнегреческий. Только в конце бакалавриата они могли выбирать, в какую сторону дальше развиваться. Программа была очень жесткой. 50 лет назад студенты взбунтовались против этой системы и потребовали возможность сделать учебные планы более гибкими и право самим выбирать, что изучать.
У студентов должна быть свобода, а у свободы – направление, инфраструктура, интеллектуальный язык, с помощью которого студенты могли бы делать осмысленный выбор. Для наших студентов мы используем самые современные технологии. И нам не хотелось бы, чтобы возникла ситуация, когда деньги, которые идут на образование детей или стипендии, тратились бы на что-то ненужное. Мы верим в эффективную инфраструктуру, а не роскошную.
Асылбек Кожахметов, президент Almaty Management University, вице-президент международной ассоциации менеджмента CEEMAN:
– Университет – это не про то, чтобы дать профессию. Университет – это то, что подготовит к жизни. Студентам надо помочь раскрыться. Поэтому у нас на первом курсе есть обязательный курс «Дизайн жизни». Студент должен сказать, чем он хочет заниматься, почему и что для этого сделает.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Мы должны помочь понять, что в жизни на первом месте, а что – на втором. Предлагаем такие курсы, как «Дизайн мышления», «Предпринимательство», – курсы, позволяющие раскрыть креативные способности.
У нас с этого года открылась Лаборатория счастья. Мы все ориентированы на успех, а нужно быть ориентированным на счастье.
Сейчас в жизни должны быть три культуры: техническая, гуманитарная, деловая. Когда вы заканчиваете вуз, у вас должно быть два диплома, обязательно перекрестные. Тогда появляются «отмычки к жизни», вы можете освоить любую профессию, у вас есть коммуникативные навыки и предпринимательские идеи.
«У меня есть мечта – читать лекции для родителей. Когда учатся дети, я вижу проблему в их воспитании, то есть родители дали неправильные установки и продолжают это делать. Дети всегда умнее родителей. Ребенок, который родился, необыкновенно умный. В три года это пытливый ребенок. Школьное образование усредняет всех. В вуз приходит уже успокоившийся человек, который не хочет менять мир. Нам надо не допустить этой успокоенности».Если вы любите детей, вы будете хорошим учителем. Если не любите – исковеркаете ребенка. Надо давать возможность ребенку пробовать. Университеты должны создавать пространство для экспериментов. Но при этом надо видеть все поле образования по ширине, глубине и даже 3D и 4D.
У нас есть обязательный предмет на первом курсе – Service Learning, или «Обучение служению». Учащийся может выбрать социальное учреждение – детский сад, школу, больницу, делать в нем что-то как волонтер бесплатно. А потом сдавать экзамен: выбираешь команду и защищаешь проект по улучшению этого учреждения.
Кит Стивенсон, первый проректор, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Сколтеха:
– В настоящее время многие университеты стремятся к обновлению за счет децентрализации и диверсификации. Таким вузам принято присваивать уровень 2.0 или 3.0. Вместо традиционных факультетов по специальностям в таких университетах практикуются междисциплинарные программы, в которых могут быть задействованы преподаватели и студенты из любой страны мира, а финансирование образовательных программ может осуществляться при участии сразу нескольких университетов-партнеров.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Считается, что такой подход позволяет не только проводить модернизацию образовательных учреждений, но и учитывать особенности нового поколения студентов – «цифровых аборигенов». Это люди, которые работают и учатся по-другому, совсем не так, как предыдущие поколения, поскольку с раннего детства осваивают современные технологии и имеют неограниченные возможности для общения со сверстниками по всему миру. Они постоянно на связи. Они хотят немедленной отдачи. Глядя на таких студентов, понимаешь, что они готовы взяться за любое дело, даже если пока не имеют необходимой для этого подготовки.
Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:
– Такты получения нового знания и его применения стремительно сокращаются. Чем чаще эти такты проявляются, тем лучше. В связи с этим возникает много разных способов подготовки, такие как learning by doing, проектный метод подготовки. Все управленческие методы – от Scrum до Agile – сокращают время. В образовательном процессе это будет необходимостью.
Фото: Артем Ганжа/Платформа НТИ
Процесс образования становится фоновым. Все меньше осознанного процесса познания, все больше познания, обусловленного какой-то целью.
Скорее всего образовательный ландшафт будет наполняться устройствами, специализированными помощниками, дополняющими отсутствие у человека способности конструировать собственную траекторию. И единицы людей будут эту систему дорабатывать.
Самый яркий и видный образовательный процесс – это подготовка чемпионов. Она строится по принципу взаимной зоны развития. Если есть достаточно людей, заинтересованных в одном сегменте зоны развития, то надо просто быть лучше другого. И сообщества, где есть такая признанная зона развития, начинают обрастать «агрессивными» студентами. Эти студенты хотят развиваться и занять место в пищевой цепочке. И магия в том, что они действительно занимают это место. Действительно выталкивают «старых». Куда деваются «старые»? Они уходят вперед.
Марина Киселева
#Образование, #Университет «20.35»