Какое значение имеет в химии классификация веществ 10 класс – Какое значение имеет в химии классификация веществ?

Содержание

Параграф 1 — Химия. 10 класс. Кузнецова Н.Е. — Викирешебник

Вступай в нашу группу

Данные задания относятся к первому разделу учебника — Теоретические основы органической химии, первого параграфа — Предмет и значение органической химии. Правки, дополнительные вопросы по заданиям и теме в целом можно оставлять на странице обсуждения.

Предмет и значение органической химии[править]

Задание 1. Определение Химии[править]

  • Дайте определение науки химии.

Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

  • Вспомните, какие вещества называют органическими. Какая химия называется органической?

Органические вещества — класс соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной и синильной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения обычно построены из цепочек атомов углерода, связанных между собой ковалентными связями, и различных заместителей, присоединенных к этим углеродным атомам.

Органическая Химия — раздел химической науки, изучающий соединения углерода и их превращения, за исключением простых соединений этого элемента (оксидов углерода, карбидов, угольной и других кислот и их солей).

  • Приведите примеры некоторых органических веществ. В чём их сходство?

Примеры органических веществ: глюкоза (C6h22O6{\displaystyle {\ce {C6h22O6}}}), этиловый спирт (C6H5OH{\displaystyle {\ce {C6H5OH}}}), уксусная кислота (Ch4COOH{\displaystyle {\ce {Ch4COOH}}}), бензол (C6H6{\displaystyle {\ce {C6H6}}}) и др. Органические вещества схожи тем, что являются соединениями углерода, который всегда четырехвалентный в этих соединениях.

Задание 2. Органические соединения[править]

  • Задание. Приведите примеры применения органических соединений:
a) в сельском хозяйстве;
б) в энергетической отрасли промышленности;
в) в быту и других сферах жизни современного человека.

а) в сельском хозяйстве: гербициды (средства защиты растении от сорняков), инсектициды (от насекомых-вредителей), дефолианты(вещества, вызывающие опадение листьев растений), антибиотики, органические удобрения (навоз‚ компосты, пожнивные остатки, сидераты) и др.

6) в энергетической отрасли промышленности: как топливо (газы Ch5{\displaystyle {\ce {Ch5}}} — метан, C3H8{\displaystyle {\ce {C3H8}}} — пропан‚ а также бензин, керосин и др.), смазочные материалы, металлорганические соединения бериллия используются в ядерной энергетике в качестве замедлителя и отражателя нейтронов и как конструкционный материал.

в) в быту и других сферах жизни человека: упаковочная тара, одежда, пища, лекарства, витамины, уксусная кислота (для консервирования продуктов), сахар, полиэтиленовые пакеты, тефлоновые покрытия на посуде и др. В искусстве: клеи, лаки, краски, эмали и др. В медицине: лекарства, резиновые перчатки, одноразовые медицинские инструменты, этиловый спирт (как наружное антисептическое (обеззараживающее) средство), глицерин (как увлажняющее средство), имплантаты и др.

Задание 3. Синтетические вещества и материалы[править]

  • Приведите примеры синтетических вещества и материалов, важных для жизни человека, но не имеющих аналогов в природе.
    • Поливинилхлорид — синтетическое органическое соединение. Применяется для электроизоляции проводов и кабелей, пленок для натяжных потолков, искусственных кож, линолеума, грязезащитных ковриков, для производства «виниловых» грампластинок, профилей для изготовления окон и дверей.
    • Из политилена изготавливают: упаковочную плёнку (или скотч), тару (бутылки, ящики, канистры, садовые лейки и др.), трубы для канализации, водо- и газоснабжения, корпуса для лодок, деталей технической аппаратуры, диэлектрических антенн, предметов домашнего обихода и др. Используют как электроизоляционный материал и теплоизолятор. В медицинских целях используется в качестве замены хрящевой ткани суставов.
    • Тефлоны — фторполимеры применяют в химической, электротехнической и пищевой промышленности, для производства мембранной одежды, в медицине, в транспортных средствах, в военных целях, в основном в качестве покрытий. Наибольшую известность фторполимеры получили благодаря широкому применению в производстве посуды с противопригарным покрытием.

А также к синтетическим органическим веществам и материалам относятся капрон, нейлоны, фенолформальдегидные смолы, полистирол, полиуретаны и многие другие.

Задание 4. Дополнительные вопросы[править]

  • Какие вещества относятся к органическим и откуда происходит их название?
Органические вещества — класс соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной и синильной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Название «органические вещества» появилось на ранней стадии развития химии. В 1807 году шведский химик Якоб Берцелиус предложил назвать вещества, получаемые из организмов, органическими, а науку, изучающую их, — органической химией. Считалось, что для синтеза органических веществ необходима особая «жизненная сила» (лат. visvitalis), присущая только живому, и поэтому синтез органических веществ из неорганических невозможен.
  • Приведите определения органической химии. Что является предметом её изучения?
Органическая химия — раздел химической науки, изучающий соединения углерода и их превращения, за исключением простых соединений этого элемента (оксидов углерода, карбидов, угольной и других кислот и их солей). Предметом органической химии являются органические вещества, их строение и свойства, химические реакции, в которых проявляются химические свойства, закономерности превращения, методы изучения и получения, а также возможные области применения органических веществ. Все без исключения живые существа состоят из органических веществ. Также органические вещества являются основным компонентом пищи для живых существ. Органические вещества являются гормонами, ферментами, витаминами, белками и др. -т.е. веществами, необходимыми и важными для жизни.
  • Какое место занимают органические вещества в химии живого?
Все без исключения живые существа состоят из органических веществ. Также органические вещества являются основным компонентом пищи для живых существ. Органические вещества являются гормонами, ферментами, витаминами, белками и др. -т.е. веществами, необходимыми и важными для жизни.
  • Почему углерод называют основой жизни?
Всё живое на нашей планете — это мир элемента углерода. Углерод — это структурная единица огромного числа органических соединений. Органические соединения углерода составляют основу земной жизни, а их свойства во многом определяют спектр условий, в которых подобные формы жизни могут существовать.
  • Приведите примеры органических веществ природного и синтетического происхождения и укажите области их применения.
Органические вещества природного происхождения:
  • крахмал, глюкоза, фруктоза, сахароза (пищевая промышленность)
  • целлюлоза (для производства бумаги, пластмасс, кино- и фотоплёнок, лаков, бездымного пороха)
  • пропан, метан, бензин (топливо)
  • натуральный каучук (производство резины для автомобильных, авиационных и велосипедных шин, а также для производства медицинских приборов)
Органические вещества синтетического происхождения:
  • Поливинилхлорид — синтетическое органическое соединение. Применяется для электроизоляции проводов и кабелей, пленок для натяжных потолков, искусственных кож, линолеума, грязезащитных ковриков, для производства «виниловых» грампластинок, профилей для изготовления окон и дверей.
  • Из полиэтилена изготавливают: упаковочную плёнка (или скотч), тару (бутылки, ящики, канистры, садовые лейки и др.), трубы для канализации, воло- и газоснабжения, корпуса для лодок, деталей технической аппаратуры, диэлектрических антенн, предметов домашнего обихода и др. Используют как электроизоляционный материал и теплоизолятор. В медицинских целях используется в качестве замены хрящевой ткани суставов.
  • Тефлоны — фторполимеры применяют в химической, электротехнической и пищевой промышленности, для производства мембранной одежды, в медицине, в транспортных средствах, в военных целях, в основном в качестве покрытий. Наибольшую известность фторполимеры получили благодаря широкому применению в производстве посуды с противопригарным покрытием.
А также к синтетическим органическим веществам и материалам относятся капрон, нейлоны, фенолформальдегидные смолы, полистирол, полиуретаны, антибиотики, моющие средства и многие другие.

Другие задания учебника[править]

 ⛭ Химия. 10 класс. Кузнецова Н.Е.

 

Раздел I. Теоретические основы органической химии
Глава 1-4: Параграфы:  • 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 •

 

Раздел II. Классы органических соединений
Глава 5-10: Параграфы:  • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20 • 21 • 22 • 23 • 24 • 25 • 26 • 27 • 28 • 29 • 30 • 31 • 32 • 33 • 34 • 35 • 36 • 37 • 38 •

 

Раздел III. Вещество живых клеток
Глава 11-14: Параграфы:  • 39 • 40 • 41 • 42 • 43 • 44 • 45 • 46 • 47 • 48 • 49 • 50 • 51 • 52 •

 

Раздел IV. Органическая химия в жизни человека
Глава 15-17: Параграфы:  • 53 • 54 • 55 • 56 • 57 • 58 • 59 • 60 • 61 • 62 • 63 • 64 • 65 • 66 •

 

Практические работы
Практические работы:  • 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 •

wikireshebnik.ru

Параграф 3 — Химия. 10 класс. Кузнецова Н.Е. — Викирешебник

Вступай в нашу группу

Данные задания относятся к первому разделу учебника — Теоретические основы органической химии, третьего параграфа — Теория строения органических соединений. Правки, дополнительные вопросы по заданиям и теме в целом можно оставлять на странице обсуждения.

Теория строения органических соединений[править]

Задание 1. Теория химического строения[править]

Теории Химии[править]
  • Какие теории химии Вам уже известны, какое значение они имели для развития химии?
На протяжении развития науки на данный момент мы имеем следующие теории химии:
  1. Флогистонная теория Шталя (конец XVII-XVIII в.) — теория, объединявшая многочисленные сведения о процессах восстановления, горения и обжига, получила широкое распространение в XVIII веке. Эта терия стала первой теорией научной химии, и сыграла важную роль в окончательном освобождении химии от алхимии.[1]
  2. Кислородная теория горения Лавузье (XVIII в.) — одним из выдающихся достижений стало открытие кислорода. Понимание его природы как самостоятельного газообразного химического элемента позволило французу Антуану Лавуазье развенчать концепцию флогистона и сформулировать кислородную теорию горения. Вместе с крупными достижениями химического анализа это событие положило начало первой химической революции.[2]
  3. Атомно-молекулярное учение (XVII — начало XX в.) — это учение впервые было разработано в 18 веке великим русским ученым М.В. Ломоносовым. В 1741 году он предоставил основные положения своего атомно-молекулярного учения научным кругам в сочинении «Элементы математической химии». После смерти М.В. Ломоносова и вплоть до наших дней учение претерпело ряд изменений по форме, но никогда — по содержанию.[3]
  4. Теория электронного строения (XX в.) — В начале прошлого столетия только предполагалось существование атомов и мельчайших частиц далее неделимых. Их действительное существование удалось доказать лишь с помощью современных экспериментальных методов. Открытие радиоактивности особенно способствовало мощному развитию химии, причем пришлось отрешиться от существовавших до тех пор взглядов на неделимость и неизменяемость атома и пополнить науку новыми воззрениями.[4]

А также, нам уже известны такие теории, как теория строения атома, теории кислот и оснований, теория валентных связей, теория молекулярных орбиталей, электронная теория химической связи, теория гибридизации, химическая теория растворов и другие. Теории дают возможность систематизировать имеющийся фактический материал; способность объяснить природу химической связи; возможность объяснить протекающие химические процессы, физические и химические свойства веществ; а также предсказывать новые химические реакции, новые типы соединений и т. д.

Теории объяснения строения и свойств неорганических веществ[править]
Схема образования молекулярных орбиталей в молекуле O2{\displaystyle {\ce {O2}}} (показаны только 2р-электроны атомов кислорода)
  • Какие теории Вы использовали для объяснения строения и свойств неорганических веществ?

Для объяснения строения и свойств неорганических соединений мы использовали теорию строения атома, Периодический закон Менделеева, электронную теорию химической связи, теорию валентных связей и молекулярных орбиталей, теорию гибрилизации и др.

Проследим зависимость свойств от строения у таких молекул, как кислород и макромолекул каучука, крахмала и целлюлозы.

Так, например, теория молекулярных орбиталей подтверждает парамагнитные свойства кислорода, которые обусловлены наличием в молекуле кислорода двух неспаренных электронов с параллельными спинами, которые размещаются по одному на двух орбиталях с одинаковой энергией.

Молекулярные вещества, их строение и свойства[править]
  • Приведите примеры молекулярных веществ, дайте теоретическое объяснение их строению и зависимости их свойств?
  • Натуральный каучук — линейный полимер изопрена — имеет строени ецис-1‚4-полиизопрена. Синтетический каучук может иметь строение транс-1,4-полиизопрена. Дис-форма более эластична, чем трансформа. Молекулы натурального каучука длиннее и более упруго закручены (сначала в спираль, а потом в клубок), чем молекулы синтетического каучука.
({\displaystyle {\Bigg (}}C|−h3CCh4|=C|Ch3−H|{\displaystyle {\ce {{\overset {\displaystyle Ch4 \atop |}{\underset {| \atop \displaystyle -h3C}{C}}}={\overset {\displaystyle H \atop |}{\underset {| \atop \displaystyle Ch3-}{C}}}}}})n{\displaystyle {\Bigg )}_{n}} — натуральный каучук ({\displaystyle {\Bigg (}}C|−h3CCh4|=C|HCh3−|{\displaystyle {\ce {{\overset {\displaystyle Ch4 \atop |}{\underset {| \atop \displaystyle -h3C}{C}}}={\overset {\displaystyle {Ch3-} \atop |}{\underset {| \atop \displaystyle H}{C}}}}}})n{\displaystyle {\Bigg )}_{n}} — синтетический каучук
  • Крахмал (C5h20O5){\displaystyle {\ce {(C5h20O5)}}}m — белый аморфный порошок, а целлюлоза (C5h20O5){\displaystyle {\ce {(C5h20O5)}}}n — волокнистое вещество. Крахмал — полимер α{\displaystyle \alpha }-глюкозы, тогда как целлюлоза — полимер β{\displaystyle \beta }-глюкозы. Крахмал даёт с йодом синее окрашивание, а целлюлоза — нет.
  • Проблема: На примере выбранных вами нескольких соединений (неорганических или органических), содержащих одинаковый элемент, докажите изменение природы общего химического элемента под влиянием других соединенных с ним атомов или их групп.

Химическое строение отражает зависимость свойств веществ от порядка соединения атомов и их взаимодейств

wikireshebnik.ru

Классификация веществ в химии

Распространение химических элементов в природе

Среднее относительное содержание какого-либо химического элемента в природе называют его распространенностью (кларком) и выражают в массовых или атомных долях, а также в процентах. Химический состав и закономерности распространения и распределения элементов на Земле изучает геохимия.

Характер распространения химических элементов в земной коре сходен с характером их космической распространенности (рис. 1). В состав земной коры входит 88 химических элементов. Практически отсутствуют технеций, прометий, астат, франций и трансурановые элементы из-за их непродолжительного «времени жизни» (короткоживущие элементы). Основные элементы земной коры – кислород, кремний, алюминий, натрий, железо, кальций, магний и калий (94,5% (массовых) в сумме).

Рис. 1 Распространение химических элементов в земной коре.

Простые вещества

Один и тот же элемент способен образовывать несколько простых веществ – аллотропных модификаций. Явление аллотропии может быть обусловлено разным составом молекул данного элемента, либо способом размещения молекул или атомов в кристаллах.

Так, атомы фосфора (валентные электроны 3s23p3), имеющие три неспаренных электрона, могут объединяться в полимерные слои Р2 (рис. 2 I) с пирамидальным распределением связей или образовывать четырехатомные молекулы Р4 тетраэдрической формы (рис. 2 II)

Рис. 2. Аллотропные модификации фосфора: I – Р2; II – P4.

В соответствии с характером изменения структуры и типа химической связи изменяются свойства простых веществ (плотность, температура плавления и кипения, электропроводность и т.д.). Так, аргон, хлор и сера в твердом состоянии – диэлектрики, кремний – полупроводник, а алюминий, магний и натрий – проводники.

Химические свойства, а также способы получения простых веществ (металлов и неметаллов) будут рассмотрены позднее.

Двухэлементные (бинарные) соединения

В зависимости от типа химической связи бинарные соединения – ионные, ковалентные, металлические и со смешанным типом химической связи. В соответствии с закономерным развитием электронных структур атомов характер химической связи однотипных соединений в периодах и группах Периодической системы закономерно изменяется.

Рассмотрим это явление на примере бинарных соединений элементов второго периода (рис. 3). Так, при переходе от I к VIII группе в периоде полярность химической связи уменьшается.

Рис. 3 Бинарные соединения элементов второго периода

Так, в ряду фторидов тип химической связи изменяется от ионного (LiF) с последующим уменьшением полярности до ковалентного неполярного (F2).

В соответствии с изменением химической природы элемента закономерно изменяются и химические свойства соединений (кислотно-основная активность). Так, в случае оксидов в ряду от Li2O до N2O5 ослабевают основные свойства и усиливаются кислотные: Li2O – сильно основный оксид, BeO – амфотерный, а B2O3, CO2 и N2O5 – кислотные.

Трехэлементные соединения

При взаимодействии резко различных по химической природе бинарных соединений образуются новые химические соединения, среди которых наиболее распространены трехэлементные соединения:

NaF + BF3 = Na[BF4]

Na2O + CO2 = Na2CO3

Трехэлементные соединения могут быть ионными, ионно-ковалентными и ковалентными в зависимости от типа химической связи между внутренней и внешней сферами.

Помимо комплексных соединений среди трехэлементных соединений различают смешанные соединения, твердые растворы и эвтектики.

Смешанные соединения получают при взаимодействии соединений элементов в равной степени склонных к образованию комплексов:

CuS + FeS = CuFeS2

MgO + Al2O3 = MgAl2O4

Твердые растворы получаются если взаимодействуют электроположительные элементы, способные образовывать близкие по строению и размеру структурные единицы:

KNO3 + RbNO3 = KNO3 — RbNO3 (твердый раствор)

MnCl2 + FeCl2 = MnCl2 — FeCl2 (твердый раствор)

Механическая смесь кристаллов (эвтектика) получается, когда между собой не взаимодействуют соединения элементов, близких по химическим свойствам, но различающихся по строению и размеру атомов или ионов:

LiCl + KCl = LiCl + KCl (эвтевтика)

Примеры решения задач

ru.solverbook.com

Урок химии по теме «Углеводы». 10-й класс

Цель: дать общее понятие о классе органических веществ «Углеводы».

Задачи:

обучающая – познакомить учащихся

  • с классификацией углеводов,
  • с особенностями их строения,
  • со свойствами углеводов,
  • с биологической ролью и применением углеводов;

развивающая – продолжить развитие умений

  • выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и функциями;
  • работать с дополнительной литературой, составлять опорные плакаты, сводные таблицы;
  • использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы;

воспитывающая – продолжить

  • эстетическое воспитание учащихся,
  • формирование у них навыков работы в группе,
  • формирование научного мировоззрения.

План урока:

№ этапа Название этапа урока Время
1. Классификация углеводов. 15 мин.
2. Работа учащихся в группах с литературой. 15 мин.
3. Творческая работа учащихся в группе по составлению опорного плаката. 15 мин.
4. Представление работ учащихся и заполнение в тетради сводной таблицы по углеводам. 30 мин.
5. Рефлексия. 10 мин.
6. Домашнее задание. 5 мин.

Пояснительная записка.

Для изучения данной темы оптимально походит пара уроков или два отдельных урока, так как предлагаемый вариант содержит не только учебную, но и творческую работу. На первом этапе изучения темы учитель знакомит учащихся с классификацией углеводов.

На втором и третьем этапе учащиеся работают в группах. Лучше, если группы организованы исходя из пожеланий учащихся. Задача групп – из всего имеющегося научного материала в предложенной учителем по данной теме литературе, а возможно, при наличии электронного оборудования, и с использованием ресурсов интернета, составить опорный плакат, характеризующий одного из представителей углеводов. В представлении должны быть отражены наиболее важные и значимые характеристики углевода и соответствующий, сопровождающий творческую работу рассказ. Второй этап – это непосредственно работа с литературой, то есть выбор необходимого для характеристики углевода учебного материала. Третий этап – работа групп по оформлению опорного плаката.

На четвёртом этапе (на втором уроке из пары) группы представляют свои работы, поясняя их и сопровождая рассказом. Остальные учащиеся слушают и заполняют в тетради сводную таблицу, характеризующую разных представителей углеводов. Этот этап урока представляет собой демонстрацию подготовленных опорных плакатов учащихся и сопровождающего эти плакаты рассказа об углеводе.

На пятом этапе урока проводится оценка работы групп и рефлексия. Затем формулируется домашнее задание.

Ход урока

Эпиграф: «Фруктовые воды несут нам углеводы».

I.

Учитель (с записью в тетради).

Углеводы – органические вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода, водорода и кислорода, причём водород и кислород находятся в них, как правило, в таком же соотношении, как и в молекуле воды (2:1).

Общая формула углеводов – Cn(H2O)m.

II-III.

Далее класс делится на пять-семь групп, согласно предложенным для изучения представителям углеводов. Группы добровольно выбирают или вытягивают случайно название углевода, который им предстоит описать. Группам учащихся предлагается, воспользовавшись дополнительной литературой, а при наличии электронного оборудования и интернет ресурсами, изучить литературу по указанной теме и составить опорный плакат и сопровождающий его рассказ.

Примерный план характеристики углевода.

  1. Определение, общая формула.
  2. Физические свойства.
  3. Химические свойства.
  4. Биологическая роль.
  5. Применение углеводов.

Примерный список характеризуемых углеводов.

  1. Глюкоза (приложение 1).
  2. Фруктоза (приложение 2).
  3. Рибоза (приложение 3).
  4. Сахароза (приложение 4).
  5. Лактоза (приложение 5).
  6. Целлюлоза (приложение 6).
  7. Крахмал (приложение 7).

IV.

По истечении времени на оформление плаката и подготовку рассказа учащиеся группами представляют проделанную работу.

Остальные учащиеся в это время заполняют сводную таблицу по углеводам.

Углевод Определение, формула Физические свойства Химические свойства Биологическая роль Применение углеводов
глюкоза          
фруктоза          
рибоза          
сахароза          
лактоза          
целлюлоза          
крахмал          

Возможное (примерное) содержание выступлений учащихся предлагается в приложениях к уроку и может существенно отличаться от того, что посчитают важным в своём рассказе учащиеся.

V.

После выступления всех групп, учащимся предлагается оценить работу каждой группы. Охарактеризовать кратко положительные моменты подачи учебного материала и указать на недостатки. Учитель в это время делает выводы по выступлениям учащихся и даёт свой анализ работе каждой группы, выставляет оценки учащимся. При чём, оценка ученика может не совпадать с общей оценкой группы, если он внёс больший, чем другие, вклад в работу группы, или наоборот работал заметно меньше других. Как правило, вывод об этом делают участники группы.

В качестве рефлексии можно предложить следующие задания на выбор соответствия.

1. Установите соответствие между названием вещества и его формулой:

Название вещества Формула вещества
1) глюкоза А) (C6H10O5)n
2) фруктоза Б) C6H12O6
3) рибоза В) С5Н10О5
4) сахароза Г) C12H22O11
5) лактоза  
6) целлюлоза  
7) крахмал  

2. Установите соответствие между названием вещества и его физическими свойствами:

Название вещества Формула вещества
1) глюкоза А) Белый твердый порошок, плотностью 1,525г/cм3, с температурой плавления 222,8° С. Растворимость в воде 21,6 г/100 мл.
2) фруктоза Б) Белый, без запаха, кристаллический порошок со сладким вкусом. Плотность 1,587г/см3. Температура плавления 186°C. Растворимость в воде 2000г/л (25°С). При температуре 190-2000 превращается в бурую массу — карамель.
4) сахароза В) Белый порошок, нерастворимый в холодной воде. В горячей воде он набухает и образует клейстер.
5) лактоза Г) Волокнистое вещество, нерастворимое ни в воде, ни в обычных органических растворителях. Растворителем его является реактив Швейцера, с которым это вещество одновременно и взаимодействует.
6) целлюлоза Д) Белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде. Растворимо в органических растворителях, аммиачном растворе гидроксида меди, в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты.
7) крахмал Е) Белые кристаллы, очень сладкие на вкус, которые в два раза слаще сахарозы и в три раза слаще глюкозы. Характеризуется сравнительно невысокой стойкостью, в результате чего начинает частично изменяться уже при продолжительном кипячении.

3. Установите соответствие между названием вещества и его содержанием в природе:

Название вещества Формула вещества
1) глюкоза А) Этот углевод не встречается в природе в свободном виде, но является важной составной частью олиго- и полисахаридов, содержащихся, например, в древесине. Является углеводной основой РНК и ДНК. Является неотъемлемой частью рибофлавина (витамина В2) и нуклеотидов.
2) фруктоза Б) Входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-26%). В небольших количествах содержится в плодах и листьях зелёных растений.
3) рибоза В) Этот углевод называют молочным сахаром. Она содержится в молоке млекопитающих и человека. Может «бродить» и изменять тип своего брожения до спиртового.
4) сахароза Г) В природе данный углевод образуется в процессе фотосинтеза. Содержится во всех органах зелёных растений. Особенно высоко его содержание в виноградном соке, поэтому его называют виноградным сахаром. Содержится в мёде. В организме человека содержится в мышцах, в крови (0.1 — 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации этого углевода в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина.
5) лактоза Д) Содержится в зернах пшеницы, риса, ячменя, овса, а так же в картофеле, кукурузе, фасоли. Является основным компонентом муки.
6) целлюлоза Е) В природе в свободном виде содержится во многих спелых фруктах, ягодах и мёде. В связанном виде содержатся в дисахариде – сахарозе. В связанном виде входит в состав инсулина. Это природный сахар. Обладает крахмалоподобными свойствами и содержится в клубнях георгина, цикория, а так же в некоторых водорослях. Она имеет приятный вкус и в качестве заменителя сахара снижает калорийность пищи. Метаболизм этого углевода происходит в печени, где он превращается в жирные кислоты.
7) крахмал Ж) Является основным структурным компонентом клеточной стенки растений. Является самым распространенным органическим соединением на Земле. Составляет около 33% от массы всех произведённых растениями органических веществ. Содержание этого углевода в хлопчатнике составляет 90%, а в древесине 40-50%. Является главной составной частью оболочек растительных клеток, образуется в растениях в результате фотосинтеза.

4. Установите соответствие между названием вещества и его применением:

Название вещества Формула вещества
1) глюкоза А) Этот углевод основной компонент бумаги, картона, а также текстиля и волокон. Большое значение имеют продукты этерификации этого углевода, из которых получают ацетатный шёлк, негорючею плёнки и органическое стекло. Это сырьё для получения бездымного пороха. Этот углевод используется для изготовления водорастворимых клеев, в том числе обойных. Используется в лаборатории для тонкослойной хроматографии и для создания фильтрующего слоя из инертного материала и даже в качестве неактивных наполнителей в таблетках и в качестве загустителей и стабилизаторов в обработанных пищевых продуктах.
2) фруктоза Б) Это натуральный углевод, обладающий многими важными физиологическими функциями и влияющий на метаболизм и синтез волокон. Однако, в научной литературе пока не существует практического руководства по применению этой добавки — то есть, того, как его использовать, в каких количествах, в какое время и каких результатов следует ожидать.
3) рибоза В) Основное использование этого углевода в качестве подсластителя в пище.
4) сахароза Г) Этот углевод используют в качестве стабилизатора ароматов и в фармацевтической промышленности, а так же как пищевую добавку во время диеты. Широко применяется в качестве фермента в производстве пекарских дрожжей и в пивоварении.
5) лактоза Д) Этот углевод является ценным питательным продуктом. Применяется для накрахмаливания белья, так как образует при нагревании утюгом плотную плёнку, которая придаёт блеск ткани и предохраняет её от загрязнения.
6) целлюлоза Е) Применяется в технике обработки поверхностей металлов. Фосфаты этого углевода занимают видное место в биохимии. Некоторые азотные соединения имеют интересные свойства, как душистые вещества. Применяется вместо обычного сахара в производстве мороженого, сладких сырков, кондитерских изделий, безалкогольных напитков и др.
7) крахмал Ж) Является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при этом выделяется энергия. Используется в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Служит эффективным средством поддер

urok.1sept.ru

Учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему: Конспект урока химии в 10 классе по теме «Углеводы, их классификация и значение»

Конспект урока химии в 10 классе по теме

«Углеводы, их классификация и значение»

Цель урока:

  • Сформировать представление об углеводах, рассмотреть их состав и классификацию.
  • Дать представление о биологической роли углеводов и их значении в жизни человека..
  • Развивать внимание и наблюдательность, интерес к предмету.

Оборудование : компьютер, мультимидийный проектор, экран , образцы углеводов или изделий из них.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

На этом занятии начинается изучение нового  класса кислородсодержащих соединений. Начальные сведения об этих веществах вы получили в 9 классе.

Демонстрация образцов: сахар, глюкоза, крахмал, целлюлоза.

— К какому классу относятся эти вещества?

Ответ: К углеводам.

Тема сегодняшнего урока – углеводы,их классификация и значение ( слайд 1)

3.Изучение нового материала.

Какие еще вы знаете углеводороды? Что общего у них?

Ученики приводят примеры. У них общая формула.

Озвучивание цели урока.  ( слайд 2) .

Углеводы-органические вещества,в которых соотношение атомов водорода и кислорода, как правило, равны 2:1.

Общая  формула  углеводородов:  Cn(h3O)m ,   (n,m≥3) (слайд 3)

Углеводы-кислородсодержащие органические вещества природного происхождения, содержащие в своем составе несколько гидроксильных групп и карбонильную группу, а также их производные.

  • Если в молекуле углевода 5 атомов углерода, то его называют пентоза, если 6-гексоза.
  • Если в молекуле углевода присутствует альдегидная группа, то его называют альдоза, кетонная группа- кетоза.
  • Если углевод не подвергается гидролизу, то его называют моносахарид, если при гидролизе он образует 2 молекулы моносахаридов – дисахарид, несколько – олигосахарид, много – полисахарид.(слайд 4)

Слайд 5

Классификация углеводов, основанную наих способности к гидролизу

Углеводы

Моносахариды                                    Дисахариды                              Полисахариды

 Триозы, тетрозы, пентозы,  сахароза, мальтоза, лактоза    крахмал, целлюлоза

Моносахари́ды (от греческого monos — единственный, sacchar — сахар) — простейшие углеводы, не гидролизующиеся с образованием более простых углеводов — обычно представляют собой бесцветные, легко растворимые в воде, плохо — в спирте и совсем нерастворимые в эфире, твёрдые прозрачные органические соединения, одна из основных групп углеводов, самая простая форма сахара. Водные растворы имеют нейтральную pH. Некоторые моносахариды обладают сладким вкусом. Моносахариды содержат карбонильную (альдегидную или кетонную) группу, поэтому их можно рассматривать как производные многоатомных спиртов. Моносахарид, у которого карбонильная группа расположена в конце цепи, представляет собой альдегид и называется альдоза. При любом другом положении карбонильной группы моносахарид является кетоном и называется кетоза. В зависимости от длины углеродной цепи (от трёх до десяти атомов) различают триозы, тетрозы, пентозы, гексозы, гептозы и так далее. Среди них наибольшее распространение в природе получили пентозы и гексозы.(слайд 6)

Дисахари́ды (от di — два, sacchar — сахар) — сложные органические соединения, одна из основных групп углеводов, при гидролизе каждая молекула распадается на две молекулы моносахаридов, являются частным случаем олигосахаридов. Дисахариды наряду с полисахаридами являются одним из основных источников углеводов в рационе человека и животных(слайд 7)

Полисахари́ды — общее название класса сложных высокомолекулярных углеводов, молекулы которых состоят из десятков, сотен или тысяч мономеров — моносахаридов.

Полисахариды необходимы для жизнедеятельности животных и растительных организмов. Это один из основных источников энергии организма, образующейся в результате обмена веществ. Полисахариды принимают участие в иммунных процессах, обеспечивают сцепление клеток в тканях, являются основной массой органического вещества в биосфере.(слайд 8)

А какие же функции выполняют углеводы в живых организмах?

В живых организмах углеводы выполняют следующие функции: (слайд 9)

  1. Структурная и опорная функции. Углеводы участвуют в построении различных опорных структур. Так целлюлоза является основным структурным компонентом клеточных стенок растений, хитин выполняет аналогичную функцию у грибов, а также обеспечивает жёсткость экзоскелета членистоногих.
  2. Защитная роль у растений. У некоторых растений есть защитные образования (шипы, колючки и др.), состоящие из клеточных стенок мёртвых клеток.
  3. Пластическая функция. Углеводы входят в состав сложных молекул (например, пентозы (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ, ДНК и РНК).
  4. Энергетическая функция. Углеводы служат источником энергии: при окислении 1 грамма углеводов выделяются 4,1 ккал энергии и 0,4 г воды.
  5. Запасающая функция. Углеводы выступают в качестве запасных питательных веществ: гликоген у животных, крахмал и инулин — у растений.
  6. Осмотическая функция. Углеводы участвуют в регуляции осмотического давления в организме. Так, в крови содержится 100—110 мг/% глюкозы, от концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови.
  7. Рецепторная функция. Олигосахариды входят в состав воспринимающей части многих клеточных рецепторов или молекул-лигандов.

В суточном рационе человека и животных преобладают углеводы. Травоядные получают крахмал, клетчатку, сахарозу. Хищники получают гликоген с мясом.

Организмы животных не способны синтезировать углеводы из неорганических веществ. Они получают их от растений с пищей и используют в качестве главного источника энергии, получаемой в процессе окисления:

           (слайд 10)

В зеленых листьях растений углеводы образуются в процессе фотосинтеза — уникального биологического процесса превращения в сахара неорганических веществ — оксида углерода (IV) и воды, происходящего при участии хлорофилла за счёт солнечной энергии:

                              (слайд 11).

4.Закрепление изученного материала.

Составьте молекулярную формулу сахарозы.

Для этого учащиеся должны составить уравнение конденсации двух молекул гексоз, в результате чего образуется дисахарид и вода:

C6h22O6 + C6h22O6= CxHyOz + h3O

Подсчет числа атомов каждого элемента в формуле дисахарида:

Число атомов С: 6+6=12

Число атомов Н:12+12-2+22

Число атомов О: 6+6-1=11

Молекулярная формула сахарозы – C12h32O11.

2C6h22O6= C12 h32 O11+ h3 O

Составьте уравнение гидролиза для соединений, представленных на схеме:

C12 h32 O11+ h3 O= C6h22O6 + C6h22O6

сахароза                глюкоза     фруктоза

C12 h32 O11+ h3 O= 2C6h22O6

мальтоза                 глюкоза

C12 h32 O11+ h3 O= C6h22O6 + C6h22O6

Лактоза                   глюкоза     галактоза

5.Подведение итогов. Рефлексия.

Мы узнали на уроке……..

Нам было интересно узнать……..

6.Домашнее задание.

П.14 упр.1,2,4

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *