Притяжательное прилагательное Википедия
Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.
Разряды имён прилагательных[ | ]
Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
Качественные прилагательные[ | ]
Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени.
Как правило, имеют следующие признаки:
- сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
- из качественных прилагательных возможно образовать
- однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
- имеют антоним (глупый — умный).
Некоторые качественные прилагательные не удовлетворяют всем вышеприведённым признакам.
Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умный, вкусный) и краткую (умён, вкусен). Полная форма изменяется по числам, родам и падежам. Краткая форма — только по родам и числам. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная — обычно как определение. Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы (дружеский, разлюбезный)[1]. Другие, наоборот, не имеют полной формы (рад, горазд, должен, надобен)[2]
Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый
), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).- положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом)
- сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк) или же чем у того же предмета (предметов) в другое время («впредь буду умнее»).
- превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде; лучший хирург в стране).
Степень сравнения может выражаться не одним словом, а несколькими (более умный, самый красивый). В таком случае говорят о составной или аналитической форме. Если степень сравнения выражается одним словом, как во всех примерах из предыдущего абзаца, форма называется
Прилагательные, не являющиеся качественными, не имеют ни сравнительной, ни превосходной степени.
Относительные прилагательные[
ru-wiki.ru
какие прилагательные относительные притяжательные и качественные
Глагол имеет 3 наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Например: Ученики решили эту задачу (изъявительное) ; С помощью учителя ученики решили бы эту задачу (условое) ; Ребята, решите эту задачу! (повелительное) . Прилагательные по значению разделяют на 3 разряда: качественные (называют признаки и качества предмета (молодой, красный, легкий) ) , относительные (обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянный, стеклянный) ) , притяжательные (обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (отцов, волчий).
Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой) , форму (круглый) , цвет (синий) , физические характеристики (холодный) , а также склонность предмета к совершению действия (болтливый) . Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный) , действию (читальный) или другому признаку (вчерашний) . Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространёнными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н — (лес-н-ой) , -ов — (еж-ов-ый) , -ин — (топол-ин-ый) , -ск — (склад-ск-ой) , -л — (бег-л-ый) . Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин — (мам-ин) , -ов — (отц — ов) , -ий — (лис-ий) . Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий) . Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях: 1) только качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени; 2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий — мелкий) ; 3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов; 4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость) и наречия на -о (строг-о) , а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий) ; 5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения; 6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой, но не *очень читальный) . Таким образом, мы видим, что качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным прилагательным, которые, в свою очередь, грамматически очень похожи. Различие относительных и притяжательных прилагательных проявляется только в типе их склонения (см. склонение прилагательных) , что даёт основание многим исследователям объединять их в одну группу относительных прилагательных, в которую при последовательном грамматическом выделении частей речи попадают также порядковые числительные и местоименные прилагательные.
Тема урока: Качественные, относительные, притяжательные прилагательные
Цели деятельности
педагога
Дать понятие о качественных, относительных, притяжательных прилагательных, способствовать формированию навыка отличия прилагательных по значению, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
Тип урока
Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать определение имени прилагательного как части речи и определять его синтаксическую роль, знать разряды прилагательных, уметь доказывать свою точку зрения при определении разряда прилагательного по морфологическим признакам.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в парах и группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Проблемный метод, наблюдение над языком, фронтальная, групповая и в парах
Оборудование
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия
Качественные, относительные, притяжательные прилагательные
Организационная структура урока
1.Создание настроя на восприятие нового материала
2слайд
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Учитель: Без какой части речи мы не сможем обойтись?
2.Проверка домашнего задания (работа в парах)
Учитель: дома вы на листочках написали друг для друга 5 пословиц. На листочках написали: Работу составил и написали фамилию, имя.
Поменялись листочками с соседом.
Задание: найдите в предложениях имена прилагательные, укажите главное слово, подчеркните прилагательное как член предложения и наверху напишите часть речи.
Напишите: Работу выполнил и фамилию, имя.
Вновь обменяйтесь листочками, проверьте выполненную работу и оцените.
Работы сдали учителю.
3.Закрепление пройденного материала (фронтальный опрос)
Учитель: Я вам тоже приготовила пословицы, но прилагательные пропустила. Вставьте их по смыслу.
3 слайд
Под … камень вода не течёт.
Маленькое дело лучше … безделья.
Старый друг лучше … двух.
Корень ученья горек, а плод его … .
Учитель: Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
В какой форме употреблено последнее прилагательное? Как будет его полная форма?
Что же такое прилагательное?
4. Создание проблемной ситуации для самостоятельной формулировки темы урока
Учитель: Сегодня, ребята, вы сами будете добывать знания, но сначала нужно определить тему урока.
4 слайд
смелый деревянный верблюжий
отзывчивый сельский сестрицын
требовательный летний отцов
Учитель: Как вы думаете, почему я прилагательные разделила на 3 группы? По какому признаку я это сделала?
Давайте сформулируем тему урока.
(Вариант: Три группы прилагательных по значению)
Запишите в тетради тему урока.
5.Самостоятельное добывание знаний (групповая работа)
5 слайд
Добрый, трусливый, стальной, утренний, мамин, медвежий, чайный, красивый, акулий, злой, лживый, пригородный, морской, синицын, лисий, обеденный, мраморный, вежливый, обидчивый, черепаший, дедушкин
Учитель: 1 группа выписывает слова в 1 столбик, 2 – во 2, 3 – в 3. Чтобы вам правильно выполнить задание, посмотрите, слова какого столбика имеют краткую форму? Чем отличаются слова третьего столбика от первого и второго?
Примечание: ребята распределены на 3 группы, но сидят за 6 столами. Задание выполняют по группам. Одна группа читает слова в столбике, другая такая же контролирует.
Учитель: Теперь подпишем столбики, но самостоятельно.
6 слайд
Разряды прилагательных:
относительные
притяжательные
качественные
Учитель: Предоставляю слово каждой группе для защиты названия.
Учитель: В каком столбике признаки могут проявляться в большей или меньшей степени? К ним можно подставить слова «более, менее».
Можно ли к словам 2 столбика подставить слова «более, менее»?
На какой вопрос отвечают слова 3 столбика?
Примечание: пока ребята отвечают, 3 ученика от каждой группы записывают столбики на доске.
6. Первичное закрепление знаний
Учитель: Читаю словосочетания. Если в нём качественные прилагательные, хлопает 1 группа, если относительные – 2, если притяжательные – 3.
Папин автомобиль, дорогой костюм, ковровая дорожка, железная дорога, звонкий голос, собачий хвост, волчья пасть, колючий кактус, заячьи следы, комариный укус, подсолнечное масло, прилежный ученик
7 слайд
Буквенный диктант
Загадка
Этот птичий царь могучий
Вьёт гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это? Гордый …(беркут)
Учитель: Запишите код прилагательных по порядку одной буквой.
7.Творческое задание (групповая работа)
Учитель: Вставьте в текст прилагательные. Какого разряда, вам указано.
Наступила (к) весна. (к) солнце согрело (к) землю. В лесу по ложбинке пробежал (к) ручей. На пути он заметил под корнями (о) берёзы (к) норку. Здесь с осени спал ёжик. Ручей забрался в (п) норку и разбудил зверька. Ёжик выбрался из (к) убежища, лёг на (к) спинку и подставил (к) солнцу брюшко.
Примечание: Проверка 1-2 вариантов.
8. Домашнее задание
Запишите дома свой вариант текста.
9. Рефлексия
Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке? Нарисуйте смайлик вашего настроения.
infourok.ru