Какого строение географической оболочки: определение, состав, строение и границы для урока 7 класс – Attention Required! | Cloudflare

13. Строение и свойства географической оболочки

1. Каково строение (состав и взаимодействие между компонентами) географической оболочки?

Географическую оболочку изучает нау­ка география.

Географическая оболочка представляет собой сложное образование, получившее­ся при взаимодействии и взаимопроник­новении атмосферы, гидросферы, лито­сферы и биосферы.

Гидросфера и биосфера включены в гео­графическую оболочку полностью, а ли­тосфера и атмосфера — лишь частично (литосфера своей верхней частью, а атмо­сфера — нижней частью). Взаимодействие геосфер в географической оболочке проис­ходит под воздействием энергии Солнца и внутренней энергии Земли.

2. Какие свойства присущи только географиче­ской оболочке?Взаимодействие различных геосфер в пространстве географической оболочки приводит к тому, что она обладает рядом свойств, которыми не обладает каждая сфера в отдельности. Например, три со­стояния вещества — твердое, жидкое и га­зообразное — возможны только в преде­лах географической оболочки. Это одна из причин того, что именно в географиче­ской оболочке зародилась и развивается жизнь, появился человек. Человек для своей жизни использует вещества всех ос­тальных сфер. На литосфере стоят города и другие населенные пункты, превращен­ная в почву верхняя часть литосферы дает людям растительную пищу, биосфера ста­ла источником пищи для животных, ну а без воздуха и воды не сможет жить не только человек, но и все растения, живот­ные и даже микроорганизмы.

3. Благодаря чему географическая оболочка яв­ляется целостным природным образованием?Географическая оболочка является це­лостным образованием, и изменение од­ной из ее частей (например одной из гео­сфер) непременно отразится на состоянии других частей. Вода входит в состав воз­духа, а воздух, в свою очередь, находится в воде. И вода и воздух находятся в лито­сфере и вместе с биосферой способствуют образованию такого особого природного компонента, как почва, которая необхо­дима для роста растений. Растения, в свою очередь, используются человеком и животными. Важнейшим свойством гео­графической оболочки является кругово­рот вещества и энергии.

Мы уже достаточно подробно познако­мились с круговоротом воды в природе и с круговоротами воздушных масс. Огром­ное значение для жизни на Земле имеет биологический круговорот. Под действи­ем солнечных лучей в зеленых растениях из воды и углекислого газа образуется но­вое органическое вещество. Это вещество служит пищей для живых организмов, которые, умирая, попадают в почву, и способствует жизни зеленых растений, от­давая им минеральные вещества. Этот биологический круговорот вещества и энергии лежит в основе жизни всех живых существ. При этом каждый новый круговорот отличается от предыдущего том, что образуется больше органического вещества, чем теряется. Так происходит поступательное движение к развитию биосферы и других сфер географической оболочки. Вместе со своими составными частями меняется и развивается геогра­фическая оболочка в целом.

4. Составьте рассказ о роли каждого компонента в жизни природы.Для того чтобы приступить к выполне­нию этого задания, необходимо точно представлять, что же такое природные компоненты. Природные компоненты — это то, из чего состоят геосферы, которые при взаимодействии образуют географи­ческую оболочку (например, литосфера состоит из горных пород и минералов; гидросфера — из воды; биосфера — из растений, животных, грибов, микроорга­низмов; атмосфера — из воздуха).

Рассмотрим роль таких компонентов природы, как горные породы и минералы. Эти компоненты составляют литосферу. Они входят в состав всех полезных иско­паемых и являются основой для образова­ния почвы. Горные породы и минералы составляют верхнюю, твердую часть лито­сферы — земную кору, которая является основой всех жизненных процессов, про­исходящих на Земле. Горные породы и минералы используют в качестве стро­ительных материалов; они служат осно­ванием для строительства различных зда­ний.

Строение и свойства географической оболочки. Целостность

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание

Каково строение географической оболочки? — Other

Еще со школьной скамьи, я помню, что географическая оболочка есть не только у планеты Земля. В принципе этот термин применим и к другим планетам нашей Солнечной системы. Но вот особенности строения нашей я желал бы исследовать поподробнее.

Особенности строения географической оболочки

Сегодня даже любой школьник знает, что географическая оболочка состоит из:

  • литосферы;
  • гидросферы;
  • атмосферы;
  • биосферы.

Причем это еще не окончательный список, некоторые из вышеуказанных частей могут подразделяться на более мелкие. Но у географической оболочки Земли существуют особенности, не присущие другим планетам.

  • Внутри географической оболочки существует жизнь.
  • Вещества в ней могут находиться сразу в трех агрегатных состояниях (жидкое, твердое, газообразное).
  • Все процессы (физико-географические) происходят внутри оболочки за счет энергии Солнца и внутренних сил Земли.
  • Энергия всех видов, поступающая в географическую оболочку, либо трансформируется внутри нее, либо консервируется.

Все вышеуказанные особенности возможны только за счет особого строения оболочки.

К примеру, без озонового слоя атмосферы солнечная радиация сожгла бы Землю, а если бы земная кора не была достаточно толстой, то вместо поверхности у планеты бы было бесконечное море лавы.

Биосфера как особая часть географической оболочки

Наличие жизни, которая заключена в биосфере, является главной отличительной чертой в строении оболочки. В отличие от других частей, она не имеет собственного уровня (как например, литосфера — внизу, атмосфера — наверху), а представляет собой «сборную солянку» из всех живых организмов: от грибницы до человека. Но в то же время, биосфера непосредственно участвует в жизни всех других частей:

  • остатки живых организмов образуют нефть, уголь, известняк, которые находятся в поверхностном слое литосферы;
  • деревья в процессе фотосинтеза насыщают атмосферу кислородом;
  • животные наряду с человеком способны изменять элементы гидросферы (бобровые плотины на реках).

Данная особенность географической оболочки присуща лишь планете Земля. А обратное пока не доказано.

Урок «Строение и свойства географической оболочки».

Урок в 7 классе по теме:

«Строение и свойства географической оболочки».

Цели урока:

учебные: расширить знания учащихся о компонентах природного комплекса,

взаимосвязями между ними, о взаимном влиянии компонентов, а также

показать, что географическая оболочка – единое целое;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения,

нравственности (в отношении человека к природе), прививать умение

высказывать свою точку зрения;

здоровьесберегающие: выделение главной цели урока и неоднократное ее

повторение различными способами, перевод учащихся из пассивных

слушателей в активно действующих, доброжелательное отношение между

учащимися и учителем, создание условий, обеспечивающих высокую

работоспособность и позволяющих отодвинуть утомление и избежать

переутомление.

развивающие: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего

мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства,

переживания, воля) и потребностно — мотивационной областей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки различного цвета (красные – характеристика Оболочек Земли),

карточки желтого цвета (с описанием структуры синквейна), карточки

зеленого цвета (настроение на уроке),

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

I Организационный момент.

Всем, всем, добрый день! Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли на мой урок. У меня отличное настроение, я улыбаюсь вам. Улыбнитесь и вы мне, и я надеюсь, что мое «солнечное» настроение передастся и вам. Спасибо. Ребята, у нас сегодня необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте и их «заразим» своим солнечным настроением, повернитесь к ним и улыбнитесь. Я уверена, что они улыбнутся вам в ответ. Итак, солнечное настроение создано у всех и я уверена, что оно поможет нам плодотворно поработать на уроке.

Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручки и тетрадки.

II. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами целый год изучаем новый для вас предмет географию. На ее уроках мы совершали путешествия в разные уголки земного шара, опускались на морское дно, поднимались ввысь на воздушном шаре, изучали закономерности природы, делали географические и личные открытия. Давайте сейчас вспомним, какие важные темы мы изучали в этом году?

— Ответы учащихся.

Действительно, важных тем было немало, но сегодня я предлагаю вам вспомнить оболочки Земли. Каждая группа будет вспоминать особенности одной из оболочек Земли по такому плану:

  • название оболочки;

  • строение;

  • вещественный состав;

  • характерные явления.

(На столах у учащихся карточки красного цвета с планом ответа; форма работы — групповая).

1 группа — характеристика литосферы;

2 группа — характеристика гидросферы;

3 группа — характеристика атмосферы;

4 группа — характеристика биосферы

III. Изучение нового материала.

Учитель: Вы познакомились с четырьмя оболочками Земли. Мы с вами выяснили, что оболочки существуют не обособленно, а взаимодействуют друг с другом. Между оболочками Земли существует множество разнообразных видимых и невидимых связей. Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое – географическую оболочку.

Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. На других планетах нет подобной оболочки. Взаимопроникновение и взаимодействие компонентов географической оболочки можно часто наблюдать в природе. Так, например, вода и воздух, проникая по трещинам и порам вглубь горных пород, участвуют в процессах выветривания. Реки и подземные воды, перемещая минеральные вещества, участвуют в изменении рельефа. Вода и минеральные вещества входят в состав всех живых организмов. Живые организмы, отмирая, образуют огромные толщи горных пород.

Верхнюю и нижнюю границы географической оболочки разные ученые проводят по разному. Резких границ она не имеет. Мощность ее составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.

Давайте определим и запишем в тетрадь свойства географической оболочки:

1.вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;

2.появление жизни —> человека —> человеческого общества;

3.имеются все условия для жизни живых организмов;

4.процессы в географической оболочке происходят под воздействием солнечной энергии.

И так, все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется обмен веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Существуют круговороты.

Учитель:  Какие круговороты вы знаете?

На доске схемы:

p31_1_1сканирование0001

сканирование0007 сканирование0006

сканирование0002

Ответ детей: круговорот воздуха в тропосфере, круговороты воды, биологический круговорот на суше и в океане, круговорот энергии.

Учитель: Какому круговороту принадлежит ведущая роль и почему? 

Ответ: Круговороту воздуха в тропосфере

Он обусловлен неравномерным поступлением солнечного тепла на поверхность Земли, вращением нашей планеты вокруг оси, а также наличием материков и океанов.

Основной поток воздуха образуется между жарким экваториальным и холодными полярными поясами. Круговорот воздуха включает всю систему ветров и вертикальное движение воздушных масс. Он создает условия для образования других круговоротов.

Учитель: Объясните, как распределялось бы тепло на нашей планете, если бы не было движения воздуха?

Могли бы образовываться облака и атмосферные осадки; мировой круговорот воды?

Ответ: Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды.

Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту.

Вы сказали, что в современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии, которые образуют живое вещество планеты.

А какое царство живых организмов должно иметь самую большую массу?

(По массе в нем преобладают микроскопические организмы, а среди крупных форм – растения.)

Почему необходимо сохранять зеленые растения?

Ответ: Поглощают углекислый газ и выделяют кислород; обеспечивают человека продуктами питания, придают разнообразие окружающей среде

Учитель: Круговороты обеспечивают многократность одних и тех же процессов (например, испарение, выпадение осадков, разложение органических  веществ) при ограниченном объеме исходного вещества. Так, атмосферная влага меняется каждые 9 суток и вновь участвует в круговороте. Все круговороты взаимосвязаны между собой. Они обеспечивают относительное равновесие, целостность и развитие географической оболочки.

Вы, наверное устали, я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Вам, друзья, — физкультпривет!

IV Закрепление нового материала.

Составление синквейна (структура синквейна на карточках розового цвета), форма работы – групповая, время – 3 минуты.

  1. Название синквейна.

  2. Два прилагательных.

  3. Два глагола.

  4. Фраза на тему синквейна.

  5. Существительное.

Читают синквены.

Затем учащиеся определяют эмоциональное состояние на каждом этапе урока, вставляя определенный тип улыбки.

hello_html_5ed5c5cc.pnghello_html_61544819.pnghello_html_30eddb50.png

В конце этого этапа проводится «Тихий опрос»:

  • Какая тема была на уроке?

  • Что нового узнали?

  • Какие ранее изученные термины, знания вы использовали из ранее изученного материала?

  • Для чего можно применить знания, полученные на уроке?

V Домашнее задание. Оценивание.

§ 13, для всех, выборочно — подготовить

Ответы Mail.ru: каково строение географической оболочки

Географическая оболочка имеет своеобразную пространственную структуру. Она трехмерна и сферична. Это зона наиболее активного взаимодействия природных компонентов, в которой наблюдается наибольшая интенсивность разнообразных физико-географических процессов и явлений. На некотором расстоянии вверх и вниз от земной поверхности, взаимодействие компонентов ослабевает, а затем и вовсе исчезает. Происходит это постепенно и границы географической оболочки – нечеткие. Поэтому исследователи по-разному проводят ее верхнюю и нижнюю границы. За верхнюю границу часто принимается озоновый слой, залегающий на высоте 25-30 км. Этот слой поглощает ультрафиолетовые лучи, поэтому ниже него возможна жизнь. Однако некоторые исследователи проводят границу оболочки ниже – по верхней границе тропосферы, принимая во внимание, что тропосфера наиболее активно взаимодействует с земной поверхностью. Поэтому в ней проявляется географическая поясность и зональность. Нижнюю границу еографической оболочки часто проводят по разделу Мохоровичича, то есть по астеносфере, являющейся подошвой земной коры. В более современных работах эта граница проводится выше и ограничивает снизу лишь часть земной коры, которая непосредственно участвует во взаимодействии с водой, воздухом и живыми организмами. В результате создается кора выветривания, в верхней части которой находится почва. Зона активного преобразования минерального вещества на суше имеет мощность до нескольких сотен метров, а под океаном лишь десятки метров. Иногда к еографической оболочке относят весь осадочный слой литосферы. Географ Н. А. Солнцев считает, что к еографической оболочке можно отнести пространство Земли, где вещество находится в жидком, газовом и твердом атомном состояниях, или в форме живого вещества. За пределами этого пространства вещество находится в субатомном состоянии, образуя ионизированный газ атмосферы или уплотненные упаковки атомов литосферы. Этому соответствуют границы, о которых уже говорилось выше: верхняя граница тропосферы, озоновый экран – вверх, нижний предел выветривания и нижняя граница гранитного слоя земной коры – вниз.

спасибо, молодец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *