13. Строение и свойства географической оболочки
1. Каково строение (состав и взаимодействие между компонентами) географической оболочки?
Географическую оболочку изучает наука география.
Географическая оболочка представляет собой сложное образование, получившееся при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы.
Гидросфера и биосфера включены в географическую оболочку полностью, а литосфера и атмосфера — лишь частично (литосфера своей верхней частью, а атмосфера — нижней частью). Взаимодействие геосфер в географической оболочке происходит под воздействием энергии Солнца и внутренней энергии Земли.
2. Какие свойства присущи только географической оболочке?Взаимодействие различных геосфер в пространстве географической оболочки приводит к тому, что она обладает рядом свойств, которыми не обладает каждая сфера в отдельности. Например, три состояния вещества — твердое, жидкое и газообразное — возможны только в пределах географической оболочки. Это одна из причин того, что именно в географической оболочке зародилась и развивается жизнь, появился человек. Человек для своей жизни использует вещества всех остальных сфер. На литосфере стоят города и другие населенные пункты, превращенная в почву верхняя часть литосферы дает людям растительную пищу, биосфера стала источником пищи для животных, ну а без воздуха и воды не сможет жить не только человек, но и все растения, животные и даже микроорганизмы.
3. Благодаря чему географическая оболочка является целостным природным образованием?Географическая оболочка является целостным образованием, и изменение одной из ее частей (например одной из геосфер) непременно отразится на состоянии других частей. Вода входит в состав воздуха, а воздух, в свою очередь, находится в воде. И вода и воздух находятся в литосфере и вместе с биосферой способствуют образованию такого особого природного компонента, как почва, которая необходима для роста растений. Растения, в свою очередь, используются человеком и животными. Важнейшим свойством географической оболочки является круговорот вещества и энергии.
Мы уже достаточно подробно познакомились с круговоротом воды в природе и с круговоротами воздушных масс. Огромное значение для жизни на Земле имеет биологический круговорот. Под действием солнечных лучей в зеленых растениях из воды и углекислого газа образуется новое органическое вещество. Это вещество служит пищей для живых организмов, которые, умирая, попадают в почву, и способствует жизни зеленых растений, отдавая им минеральные вещества. Этот биологический круговорот вещества и энергии лежит в основе жизни всех живых существ. При этом каждый новый круговорот отличается от предыдущего том, что образуется больше органического вещества, чем теряется. Так происходит поступательное движение к развитию биосферы и других сфер географической оболочки. Вместе со своими составными частями меняется и развивается географическая оболочка в целом.
4. Составьте рассказ о роли каждого компонента в жизни природы.Для того чтобы приступить к выполнению этого задания, необходимо точно представлять, что же такое природные компоненты. Природные компоненты — это то, из чего состоят геосферы, которые при взаимодействии образуют географическую оболочку (например, литосфера состоит из горных пород и минералов; гидросфера — из воды; биосфера — из растений, животных, грибов, микроорганизмов; атмосфера — из воздуха).
Рассмотрим роль таких компонентов природы, как горные породы и минералы. Эти компоненты составляют литосферу. Они входят в состав всех полезных ископаемых и являются основой для образования почвы. Горные породы и минералы составляют верхнюю, твердую часть литосферы — земную кору, которая является основой всех жизненных процессов, происходящих на Земле. Горные породы и минералы используют в качестве строительных материалов; они служат основанием для строительства различных зданий.
Строение и свойства географической оболочки. Целостность
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Биология
- История
- ОБЖ
- География
- Литература
- Обществознание
- 8 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 9 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 10 Класс
- Биология
- История
- География
- Обществознание
Каково строение географической оболочки? — Other
Еще со школьной скамьи, я помню, что географическая оболочка есть не только у планеты Земля. В принципе этот термин применим и к другим планетам нашей Солнечной системы. Но вот особенности строения нашей я желал бы исследовать поподробнее.
Особенности строения географической оболочки
Сегодня даже любой школьник знает, что географическая оболочка состоит из:
- литосферы;
- гидросферы;
- атмосферы;
- биосферы.
Причем это еще не окончательный список, некоторые из вышеуказанных частей могут подразделяться на более мелкие. Но у географической оболочки Земли существуют особенности, не присущие другим планетам.
- Внутри географической оболочки существует жизнь.
- Вещества в ней могут находиться сразу в трех агрегатных состояниях (жидкое, твердое, газообразное).
- Все процессы (физико-географические) происходят внутри оболочки за счет энергии Солнца и внутренних сил Земли.
- Энергия всех видов, поступающая в географическую оболочку, либо трансформируется внутри нее, либо консервируется.
Все вышеуказанные особенности возможны только за счет особого строения оболочки.
К примеру, без озонового слоя атмосферы солнечная радиация сожгла бы Землю, а если бы земная кора не была достаточно толстой, то вместо поверхности у планеты бы было бесконечное море лавы.
Биосфера как особая часть географической оболочки
Наличие жизни, которая заключена в биосфере, является главной отличительной чертой в строении оболочки. В отличие от других частей, она не имеет собственного уровня (как например, литосфера — внизу, атмосфера — наверху), а представляет собой «сборную солянку» из всех живых организмов: от грибницы до человека. Но в то же время, биосфера непосредственно участвует в жизни всех других частей:
- остатки живых организмов образуют нефть, уголь, известняк, которые находятся в поверхностном слое литосферы;
- деревья в процессе фотосинтеза насыщают атмосферу кислородом;
- животные наряду с человеком способны изменять элементы гидросферы (бобровые плотины на реках).
Данная особенность географической оболочки присуща лишь планете Земля. А обратное пока не доказано.
Урок «Строение и свойства географической оболочки».
Урок в 7 классе по теме:
«Строение и свойства географической оболочки».
Цели урока:
учебные: расширить знания учащихся о компонентах природного комплекса,
взаимосвязями между ними, о взаимном влиянии компонентов, а также
показать, что географическая оболочка – единое целое;
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения,
нравственности (в отношении человека к природе), прививать умение
высказывать свою точку зрения;
здоровьесберегающие: выделение главной цели урока и неоднократное ее
повторение различными способами, перевод учащихся из пассивных
слушателей в активно действующих, доброжелательное отношение между
учащимися и учителем, создание условий, обеспечивающих высокую
работоспособность и позволяющих отодвинуть утомление и избежать
переутомление.
развивающие: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего
мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства,
переживания, воля) и потребностно — мотивационной областей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карточки различного цвета (красные – характеристика Оболочек Земли),
карточки желтого цвета (с описанием структуры синквейна), карточки
зеленого цвета (настроение на уроке),
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока.
I Организационный момент.
Всем, всем, добрый день! Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли на мой урок. У меня отличное настроение, я улыбаюсь вам. Улыбнитесь и вы мне, и я надеюсь, что мое «солнечное» настроение передастся и вам. Спасибо. Ребята, у нас сегодня необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте и их «заразим» своим солнечным настроением, повернитесь к ним и улыбнитесь. Я уверена, что они улыбнутся вам в ответ. Итак, солнечное настроение создано у всех и я уверена, что оно поможет нам плодотворно поработать на уроке.
Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручки и тетрадки.
II. Актуализация знаний.
Ребята, мы с вами целый год изучаем новый для вас предмет географию. На ее уроках мы совершали путешествия в разные уголки земного шара, опускались на морское дно, поднимались ввысь на воздушном шаре, изучали закономерности природы, делали географические и личные открытия. Давайте сейчас вспомним, какие важные темы мы изучали в этом году?
— Ответы учащихся.
Действительно, важных тем было немало, но сегодня я предлагаю вам вспомнить оболочки Земли. Каждая группа будет вспоминать особенности одной из оболочек Земли по такому плану:
название оболочки;
строение;
вещественный состав;
характерные явления.
(На столах у учащихся карточки красного цвета с планом ответа; форма работы — групповая).
1 группа — характеристика литосферы;
2 группа — характеристика гидросферы;
3 группа — характеристика атмосферы;
4 группа — характеристика биосферы
III. Изучение нового материала.
Учитель: Вы познакомились с четырьмя оболочками Земли. Мы с вами выяснили, что оболочки существуют не обособленно, а взаимодействуют друг с другом. Между оболочками Земли существует множество разнообразных видимых и невидимых связей. Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое – географическую оболочку.
Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. На других планетах нет подобной оболочки. Взаимопроникновение и взаимодействие компонентов географической оболочки можно часто наблюдать в природе. Так, например, вода и воздух, проникая по трещинам и порам вглубь горных пород, участвуют в процессах выветривания. Реки и подземные воды, перемещая минеральные вещества, участвуют в изменении рельефа. Вода и минеральные вещества входят в состав всех живых организмов. Живые организмы, отмирая, образуют огромные толщи горных пород.
Верхнюю и нижнюю границы географической оболочки разные ученые проводят по разному. Резких границ она не имеет. Мощность ее составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.
Давайте определим и запишем в тетрадь свойства географической оболочки:
1.вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;
2.появление жизни —> человека —> человеческого общества;
3.имеются все условия для жизни живых организмов;
4.процессы в географической оболочке происходят под воздействием солнечной энергии.
И так, все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется обмен веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Существуют круговороты.
Учитель: Какие круговороты вы знаете?
На доске схемы:
Ответ детей: круговорот воздуха в тропосфере, круговороты воды, биологический круговорот на суше и в океане, круговорот энергии.
Учитель: Какому круговороту принадлежит ведущая роль и почему?
Ответ: Круговороту воздуха в тропосфере
Он обусловлен неравномерным поступлением солнечного тепла на поверхность Земли, вращением нашей планеты вокруг оси, а также наличием материков и океанов.
Основной поток воздуха образуется между жарким экваториальным и холодными полярными поясами. Круговорот воздуха включает всю систему ветров и вертикальное движение воздушных масс. Он создает условия для образования других круговоротов.
Учитель: Объясните, как распределялось бы тепло на нашей планете, если бы не было движения воздуха?
Могли бы образовываться облака и атмосферные осадки; мировой круговорот воды?
Ответ: Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды.
Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту.
Вы сказали, что в современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии, которые образуют живое вещество планеты.
А какое царство живых организмов должно иметь самую большую массу?
(По массе в нем преобладают микроскопические организмы, а среди крупных форм – растения.)
Почему необходимо сохранять зеленые растения?
Ответ: Поглощают углекислый газ и выделяют кислород; обеспечивают человека продуктами питания, придают разнообразие окружающей среде
Учитель: Круговороты обеспечивают многократность одних и тех же процессов (например, испарение, выпадение осадков, разложение органических веществ) при ограниченном объеме исходного вещества. Так, атмосферная влага меняется каждые 9 суток и вновь участвует в круговороте. Все круговороты взаимосвязаны между собой. Они обеспечивают относительное равновесие, целостность и развитие географической оболочки.
Вы, наверное устали, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Вам, друзья, — физкультпривет!
IV Закрепление нового материала.
Составление синквейна (структура синквейна на карточках розового цвета), форма работы – групповая, время – 3 минуты.
Название синквейна.
Два прилагательных.
Два глагола.
Фраза на тему синквейна.
Существительное.
Читают синквены.
Затем учащиеся определяют эмоциональное состояние на каждом этапе урока, вставляя определенный тип улыбки.
В конце этого этапа проводится «Тихий опрос»:
Какая тема была на уроке?
Что нового узнали?
Какие ранее изученные термины, знания вы использовали из ранее изученного материала?
Для чего можно применить знания, полученные на уроке?
V Домашнее задание. Оценивание.
§ 13, для всех, выборочно — подготовить
Ответы Mail.ru: каково строение географической оболочки
Географическая оболочка имеет своеобразную пространственную структуру. Она трехмерна и сферична. Это зона наиболее активного взаимодействия природных компонентов, в которой наблюдается наибольшая интенсивность разнообразных физико-географических процессов и явлений. На некотором расстоянии вверх и вниз от земной поверхности, взаимодействие компонентов ослабевает, а затем и вовсе исчезает. Происходит это постепенно и границы географической оболочки – нечеткие. Поэтому исследователи по-разному проводят ее верхнюю и нижнюю границы. За верхнюю границу часто принимается озоновый слой, залегающий на высоте 25-30 км. Этот слой поглощает ультрафиолетовые лучи, поэтому ниже него возможна жизнь. Однако некоторые исследователи проводят границу оболочки ниже – по верхней границе тропосферы, принимая во внимание, что тропосфера наиболее активно взаимодействует с земной поверхностью. Поэтому в ней проявляется географическая поясность и зональность. Нижнюю границу еографической оболочки часто проводят по разделу Мохоровичича, то есть по астеносфере, являющейся подошвой земной коры. В более современных работах эта граница проводится выше и ограничивает снизу лишь часть земной коры, которая непосредственно участвует во взаимодействии с водой, воздухом и живыми организмами. В результате создается кора выветривания, в верхней части которой находится почва. Зона активного преобразования минерального вещества на суше имеет мощность до нескольких сотен метров, а под океаном лишь десятки метров. Иногда к еографической оболочке относят весь осадочный слой литосферы. Географ Н. А. Солнцев считает, что к еографической оболочке можно отнести пространство Земли, где вещество находится в жидком, газовом и твердом атомном состояниях, или в форме живого вещества. За пределами этого пространства вещество находится в субатомном состоянии, образуя ионизированный газ атмосферы или уплотненные упаковки атомов литосферы. Этому соответствуют границы, о которых уже говорилось выше: верхняя граница тропосферы, озоновый экран – вверх, нижний предел выветривания и нижняя граница гранитного слоя земной коры – вниз.
спасибо, молодец