Какой не должна быть лечебная сказка – Сказка терапия для детей младшего школьного возраста – Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей — Сказки. Рассказы. Стихи

Содержание

Сказкотерапия для младших школьников

Название симпатичного термина «сказкотерапия» говорит само за себя: это значит лечение сказкой. Психологи и психотерапевты считают терапевтические сказки для детей важным компонентом в лечебном процессе многих детских психологических проблем, таких как проявления страхов, тревожности, агрессивности. К ним также можно отнести энурез, нервный тик.

 

сказкотерапия для младших школьников

 

 

Как лечит сказка?

 

В любом художественном произведении, а в сказке особенно, используются красочные метафоры, яркие запоминающиеся образы героев – будь то животные, люди или волшебные существа, которые так или иначе могут воздействовать на эмоции, мысли и в целом на поведение ребенка.

Сказкотерапия для младших школьников может заключаться как в собственно чтении той или иной сказки «в тему», так и в сочинении своего варианта – старой сказки на новый лад – или же в воссоздании как бы «живьем» картинки, связанной с психологической проблемой ребенка, с помощью сказочных героев, т.е. в своеобразном проигрывании возникшей ситуации. Неплохой ход – рисование на сюжет сказки, лепка.

Занятия такого рода помогают ребенку не только «познакомиться» со своим страхом, но и, поняв, побыстрее справиться с ним.

 

сказкотерапия для детей, терапевтические сказки

 

Скажем, у ребенка отмечены какие-то страхи. Если вы знаете их причину, то с помощью сказки можно «нащупать» фобию, подвести к попытке самостоятельно «препарировать» ее, чтобы малыш увидел, что с ней можно справиться.

В сказке, которая будет выбрана для этой цели, у ее героя должна быть подобная проблема, поэтому сказки для сказкотерапии подбираются очень тщательно. «Лечебная» сказка должна быть веселой, неожиданной, где-то даже парадоксальной. Фантазия любящих родителей может любого сказочного злодея повернуть такой стороной, чтобы он был не страшным, а смешным. Вспоминается замечательный фильм «Айболит-66», где «ужасный, злой и страшный» Бармалей выглядит больше комически. Так примерно хорошо бы строить и домашнюю сказку.

 

сказкотерапия в работе психолога

 

 

Примерный алгоритм детской сказкотерапии

 

Правила, по которым должна проводиться сказкотерапия для младших школьников, совершенно не сложны.

 

  1. Как уже было упомянуто, в сказке должно отражаться то, что беспокоит ребенка.
  2. Выбранная сказка должна предлагать примеры, так сказать, замещающего опыта, т.е. юный слушатель будет сравнивать свои предполагаемые действия с действиями сказочных героев. Это поможет ему в каком-то новом выборе при решении личной проблемы. Сказкотерапия для детей видит главное в этом моменте – правильно «вычислить» образ из сказки, который более всего, так сказать, согласуется с ребячьей проблемой.
  3. Действие сказки должно разворачиваться последовательно:

 

  • от традиционного «жили-были…» В младшем школьном возрасте «жить-быть» в сказке уже могут принцы и принцессы, волшебницы-феи и злые или, наоборот, добрые колдуны.
  • Дальше следует завязка – что-то случается, что очень напоминает ситуацию – страхи или тревоги – ребенка.
  • Сказкотерапия для детей призвана показать, к чему может привести поведение персонажа, как данную проблему можно решить, и перед каким выбором стоит герой сказки.
  • Кульминационным моментом будет являться успешное решение проблемы.
  • Развязкой станет счастливое завершение сказки.
  • Важно также, чтобы ребенок с помощью наводящих вопросов смог вывести мораль из сказочного повествования; подумал, какие ошибки были совершены персонажем; что из-за них могло случиться, и что было правильным подходом; как, на его взгляд, сложится жизнь сказочных героев в дальнейшем.

 

терапевтические сказки для детей

 

 

Поработаем с психологом

 

Группы для «сказочной терапии» с учетом характерных проблем младших школьников можно организовать в начальной школе. Сказкотерапия в работе психолога может иметь несколько направлений:

 

  • занятие можно построить на базе одной сказки, разделив ее на части с последующим анализом действий;
  • можно отправиться вместе с детьми в путешествие по знакомым сказкам, на встречи с любимыми персонажами;
  • такие же занятия могут строиться и по индивидуальной программе.

 

 

Если психолог работает с группой, то чтобы сказкотерапия для младших школьников была более эффективной, группа не должна быть больше 10–12 человек, а занятие длиться дольше учебного часа.

Психологи считают, что такие занятия помогают ребенку не только разобраться в самом себе, но и помогают ему понять особенности других людей, в данном случае своих сверстников, учат общаться и взаимодействовать с ними.

Терапевтические сказки утверждают извечную истину: добро побеждает зло. И не только в сказке, но и в жизни могут происходить волшебные явления. Если в «Аленьком цветочке» или созвучной ему «Красавице и чудовище» это самое чудовище можно пожалеть и полюбить, а затем и обрести в нем друга, то в жизни таких примеров хоть отбавляй, и для ребенка очень важно понять это.

 


 

Сказкотерапия психосоматических заболеваний у детей

 

 

www.rastut-goda.ru

Что такое сказкотерапия и кому она может помочь?

Лариса Кононова — детский психолог. Около пяти лет назад в ходе коррекционной работы с детьми она начала сочинять персональные терапевтические сказки.

Чуть позже стала использовать открытки Полины Яковлевой, сочинять по ним сказки вместе с детьми. Эти открытки издательство «Речь» выпустило двумя комплектами: «Самый счастливый день» и «Тропинка к своему Я». А свой опыт сочинения персональных сказок Лариса Кононова изложила в сопроводительных брошюрах.

Мы поговорили с психологом о сказкотерапии, метафорических картах, о правилах техники безопасности при создании терапевтических сказок и о том, как сказка может помочь исправить поведение и решить психологические проблемы.

Лабиринт Чем отличается терапевтическая сказка от сказки как таковой?

 

Лариса Кононова:

Ничем не отличается! Ни формой, ни содержанием. Я бы сказала, что сказка становится терапевтической тогда, когда ее не просто так читают, а применяют специально. Специально для того, чтобы помочь человеку, взрослому или малышу, решить его проблему, справиться с трудностью. Терапевтическая, «лечебная» сила появляется в сказке, когда сказка либо предлагается в особое время, при особых обстоятельствах, либо обсуждается. Обсуждая сказку, взрослый задает вопросы, обращает внимание на отдельные моменты, высказывает свою точку зрения, предлагает новые пути решения. Именно «уместность» и углубление в сказку и делают ее терапевтической.

Л Можно ли использовать народные или авторские сказки в качестве терапевтических? Если да, то какие известные сюжеты вы порекомендуете для решения тех или иных проблем?

ЛК Народные сказки однозначно можно использовать в качестве терапевтических. Изначально сказка как жанр и создавалась для передачи опыта, социальных навыков, житейской мудрости от человека к человеку, от поколения к поколению. С авторскими гораздо сложнее. Особенно с теми, которые не стали классикой, не прошли проверку временем. В этом случае я бы посоветовала взрослым сначала самим внимательно читать сказки, а потом уж предлагать их детям. А то порой такие сказки встречаются…

Какие сюжеты подходят для решения тех или иных проблем? Все сказки, герой которых отправляется в путешествие, получает новый опыт, взрослеет особенно подходят детям, которые собираются «отправиться в собственное путешествие» — пойти в детский сад, в школу, в новый коллектив. Или проходят период адаптации в саду, в школе.

Сказки, в которых есть интенсивное взаимодействие между героями, подходят детям с трудностями в общении. Так, обсуждая сказку «Два жадных медвежонка», можно поговорить о том, что важно уметь договариваться, делиться, делать что-то вместе. Можно поговорить о честности, о хитрости, об умении распознавать хитрость.

Из авторских очень люблю «Праздник непослушания» Сергея Михалкова. Это, конечно, большое произведение, на занятии не целиком прочтешь, но и тем в нем много. Таких, которые важно обсудить с ребенком от старшего дошкольного и до подросткового возраста.

Л Какие требования предъявляются к арт-терапевтическим открыткам? Можно ли использовать любые наборы открыток?

ЛК Я не встречала понятия «арт-терапевтические открытки». Если говорить о метафорических картах, важно, чтобы изображения были многозначными, позволяли развивать сюжет, фантазировать. Важно, чтобы в наборе были изображения «с разным настроением» — вызывающие радость, надежду, тревогу, другие эмоции и чувства. Можно ли использовать любые наборы открыток? Можно, если вы умеете с ними работать. Я, например, использовала в работе наборы открыток «Эрмитаж» еще до появления метафорических ассоциативных карт.

Л Почему вы выбрали для своих наборов иллюстрации Полины Яковлевой и как вы их нашли?

ЛК Кто-то когда-то подарил мне два набора открыток Полины Яковлевой, вышедших в издательстве «Речь». Мне понравились изображения, такие загадочные, сказочно-туманные. И я вспомнила о них в тот момент, когда искала метафорические карты для работы с детьми. Конкретно — для сочинения сказок в процессе психокоррекционной работы. Метафорических карт не нашла, их просто не было. Зато нашла у себя на полке открытки Полины Яковлевой. Оказалось, что сказки прямо-таки живут в этих иллюстрациях! Работать с открытками понравилось и мне, и, что важнее, детям.

Л Как лучше работать с терапевтическими картами: в присутствии специалиста или самостоятельно? В чем различие этих подходов?

ЛК Можно работать и так, и так. Самостоятельно можно прорабатывать проблемы, ситуации, возникающие в повседневной жизни. Искать ресурсы, чтоб справиться с трудными ситуациями — это очень полезно. Можно использовать карты для развития воображения, для того, чтобы по-новому посмотреть на проблему, которая не хочет решаться. Самостоятельно с помощью карт можно сочинить историю для ребенка — сына или дочки, ученика, воспитанника — который столкнулся с трудностью, нуждается в поддержке, подсказке. А вот для решения глубинных проблем, проблем давних, повторяющихся, влияющих на всю жизнь человека и его семьи нужен специалист. В чем различие? Если вы решили проработать серьезную проблему самостоятельно, с картами в руках, ваши собственные психологические защиты не пустят вас в глубину проблемы. Так, пройдетесь по периметру. Если же по-любительски пытаться решить серьезную проблему другого человека, есть риск повторно травмировать его, столкнуться с сильными эмоциями, с которыми неспециалист не справится.

Л Кому нужнее и полезнее арт-терапия и сказкотерапия — детям или взрослым?

ЛК Я бы сказала, что арт-терапия, и сказкотерапия в частности, вообще «детский» инструмент психолога. Арт-терапия имеет дело с воображением, восприятием, образным мышлением. А они формируются раньше, чем логическое мышление, то есть, эти структуры по сравнению с логикой более «детские». Но арт-терапию используют и для работы со взрослыми, причем успешно используют. В этом случае арт-терапия обращается к «детским» структурам взрослого человека, к его «внутреннему ребенку». Помните, кому Сент-Экзюпери посвятил своего «Маленького принца»? «Леону Верту, когда он был маленьким». Так и арт-терапия обращена ко взрослому, «когда он был маленьким».

Л С какого возраста можно предлагать ребенку арт-терапевтические карты?

ЛК С того, когда ему станет интересно слушать сказки. Кто-то уже в три года слушает истории по картинкам и пытается сам сочинять. Кому-то карты и истории по картам станут интересны в пять. Все индивидуально. Но пробовать рекомендую с трех-четырех лет.

Л Как родителю определить: вот эта проблема ребенка может быть решена с помощью сказкотерапии?

ЛК Если мы разведем понятия «проблема» и «трудность», то я отвечу так. Если у вашего ребенка трудность — он легко обижается, ему сложно принимать решения или знакомиться с другими детьми — дайте ему совет, поддержите его в сказочной форме. Практически любые трудности детского возраста решаются с помощью сказок. Если же существует серьезная проблема — психическая травма, нарушено психическое здоровье, — то и в этом случае сказка может пригодиться. Как вспомогательный метод. Но в этом случае, как я уже говорила, необходимо работать со специалистом.

 

Л Как родителю или специалисту найти и выбрать карту, подходящую к проблеме именно этого ребенка?

ЛК Попросить ребенка сделать это! «Выбери, пожалуйста, карту, которая могла бы стать иллюстрацией к интересной/важной для тебя истории». Или: «Выбери, пожалуйста, карту, по которой мы с тобой могли бы сочинить историю». Или: «Представь себе историю, которая была бы важной или интересной для тебя. Какая картинка может стать иллюстрацией к этой истории?» Можно выбрать ту карту, которая, по мнению взрослого, подойдет в ситуации ребенка и начать рассказывать историю по этой карте. Если карта выбрана неудачно, если взрослый взял тему, которая ребенку неинтересна, ребенок скажет об этом. Или покажет своим поведением.

Л Каковы главные правила создания терапевтической сказки?

ЛК Главные правила: сказка должна соответствовать характеру, возрасту, проблемам и особенностям жизненной ситуации ребенка. А еще сказка непременно должна задействовать эмоции, рождать надежду, бережно вести ребенка (или взрослого адресата сказки) к переменам. Сказка не должна стыдить или высмеивать того, кому она адресована. Не должна пугать или лишать надежды — но это уже «антиправила». Я их называю «техникой сказочной безопасности».

Л Кто должен сочинять сказку по рисункам? Ребенок, родитель или психолог?

ЛК Есть разные подходы в работе со сказкой. Может сочинять ребенок, а взрослый (психолог, мама, воспитатель в саду) дополнять своими вариантами, вводить поддерживающих или помогающих персонажей. Или — взрослый сочиняет начало сказки, ребенок продолжает. Взрослый сочинят историю, а ребенок придумывает продолжение истории, рисует комикс по истории, что-то меняет или дополняет. Можно сочинять совместно, по ходу сочинения сказки подсказывать ребенку те формы поведения, которыми он не владеет. Вариантов множество! В работе с одним ребенком могут использоваться один или несколько вариантов работы со сказкой. В идеале, работа со сказкой начинается на занятии с психологом, а продолжается дома с родителями.

Л Могут ли родитель и ребенок вместе сочинять сказку?

ЛК Могут! И такое времяпрепровождение будет и интересным, и полезным.

Л Можно ли работать с этими карточками в группах и всем вместе сочинять сказку?

ЛК Можно работать с карточками в группах — сочинять сказку «по цепочке», сочинять в парах, а обсуждать всей группой. Можно использовать карты как для развития творческого воображения, так и для решения психокоррекционных задач.

Л Сколько карточек надо использовать для одной истории? Надо ли их выбирать самому? Предложить выбор ребенку? Или вытаскивать карточки произвольно?

ЛК Сколько карточек использовать — вопрос не такой уж простой. Количество карточек зависит от особенностей «сказочника». Есть дети, которым сложно довести до конца любое дело, будь то осенний рисунок или пластилиновый человечек. Им желательно ограничивать количество карт тремя или пятью. Робким и тревожным детям проще, когда нет лишних ограничений. Им я не предлагаю «выбрать три карточки», а говорю, что они могут выбрать столько, сколько хотят сами. Вытаскивать карточки произвольно или выбирать — тоже непростой вопрос. На начальном этапе работы однозначно — выбирать. Иначе ребенок может случайно вытянуть карту, которая напомнит о травматичной ситуации.

Л Обязательно ли терапевтическая сказка должна закончиться счастливо?

ЛК Я так скажу — сказка должна дать надежду. Есть форма сказки — сказка-предостережение. Она может закончиться не на самом счастливом для героя эпизоде, но должно остаться чувство, что выход есть. Что герой попробует поступить так или вот так, и тогда у него обязательно получится. Но чаще всего — да. Чаще всего сказка заканчивается на том, что герой решает проблему, справляется с трудностью, что-то для себя понимает, меняется и переходит на новый уровень.

Л Бывает ли так, что задуманная терапевтом история развивается не так, как предполагалось?

ЛК Бывает, и это — ух! Это профессионально очень интересно! Это значит, что рядом со мной человек со своим взглядом на жизнь, отстаивающий свои цели и ценности. Если ребенок, подросток предложит свое развитие истории, мы вместе сможем обсудить плюсы и минусы, сильные и слабые стороны его подхода. А значит, мы будем говорить не о нем, а об истории, которую он предложил. Для ребенка или подростка это может оказаться гораздо менее болезненным, чем обсуждение его поступков и привычек. Особенно если это ребенок или подросток, не вписывающийся в школьную систему.

 

Л Если у ребенка нет каких-то ярко выраженных проблем и страхов, чем ему может помочь арт-терапия?

ЛК Ну, проблемы и страхи есть всегда, если и не «ярко выраженные», то возрастные, нормативные проблемы и страхи. Если нет ярко выраженных проблем, то сказка может стать чудесным психопрофилактическим средством — чтобы проблемы не появились. Точнее, чтобы ребенок смог более эффективно справляться с теми трудностями, которые возникают повседневно. Чтобы рос активным, уверенным в себе. Чтобы понимал себя и других.

Л Кому арт-терапевтический подход противопоказан?

ЛК Теоретически — никому. Практически же встречаются такие клиенты, это относится в основном ко взрослым клиентам, которым в сфере образа, метафоры неуютно или некомфортно. Ну, не нравится им «все это». Что ж, арт-терапия только один из методов. Можно и иначе работать.

Л Насколько герой терапевтической сказки должен походить на ребенка, для которого она создается?

ЛК Я бы сказала, что герой должен быть эмоционально близок. Или проблемы героя должны быть близки и понятны тому, кому адресована сказка. При этом герой может походить на адресата сказки, может быть мальчиком или девочкой. А может быть карандашом или птенцом — тут уж на усмотрение автора.

Л Как работать с уже готовой сказкой? Как ее обсуждать с ребенком? Что можно говорить, что нельзя? Следует ли задавать ему наводящие вопросы или дождаться его реакции?

ЛК Говорить с ребенком о сказке безусловно нужно. Нужно обсуждать сказку, подсказывать те нюансы и тонкости, которые ребенок не может понять сам. Но обсуждение должно проходить максимально деликатно. Одно некстати сказанное: «Вот видишь! А ты…» может свести на нет всю пользу сказки, разрушить магию истории. Нельзя пугать ребенка последствиями: «Вот что получилось! А если ты будешь вести себя так же, то и ты!!!»

Нужно интересоваться у ребенка, что он бы сделал на месте героя, как мог бы помочь ему, что мог бы подсказать. Можно узнать, что думает ребенок о возможном продолжении истории. Безусловно, нужно рассказать, как сам взрослый относится к герою, к его поступкам, к каким выводам он пришел, какую главную мысль увидел в сказке.

Мне нравится рисовать вместе с ребенком комиксы по сказке. При этом я обращаю внимание на то, как ребенок выделяет ключевые моменты, что его привлекает, а что остается «в тени», как ребенок видит главного героя и других персонажей. Интересно мастерить героев сказки и устраивать «театр на столе», предлагая ребенку сыграть разных персонажей. Но это уже, наверное, профессиональная «кухня».

Л А можно ли с помощью сказкотерапии выявить глубинные проблемы? Те, про которые терапевт или родитель ничего не знает? Как взаимодействовать с карточками и историей в таком случае? Были ли в вашем опыте такие случаи, когда благодаря сказкотерапии обнаруживалась более глубинная проблема, чем та, с которой к вам обратились?

ЛК Можно выявить и более глубинные проблемы, и так бывает нередко. Так, тревожность может «прятаться» за агрессией или уходом в фантазии. А работа с картами, сочинение и обсуждение историй может выявить тревожность. Или скрытый страх, о котором ребенок боится говорить родителям.

У меня такие случаи были, для меня обнаружение скрытых проблем благоприятно. Означает, что работа идет, идет глубоко.

Если же родитель, сочиняя с ребенком сказки, обнаружит у ребенка скрытый страх, тревогу, то мой совет — идите к специалисту, не пытайтесь решать такие серьезные проблемы в домашних условиях. Скорее всего, проблема ребенка стала скрытой из-за каких-то семейных факторов. Такие проблемы «изнутри» решить невозможно, нужен вызывающий доверие человек «извне».

Л Как использовать опыт героев сказки в реальной жизни? Ведь сказочный персонаж может пожелать и получить все, что угодно, а реальная жизнь устроена иначе. Например, прогнать страх с помощью волшебной палочки в реальной жизни нельзя.

ЛК Прогнать страх с помощью волшебной палочки действительно нельзя. Зато можно с помощью волшебной палочки «осветить» страх с разных сторон. Понять, как он, этот страх, устроен, когда и зачем появляется. Можно с помощью волшебной палочки сделать непонятное понятным, незнакомое — знакомым.

Конечно, есть своя специфика в использовании волшебных предметов. И для малыша она одна, для подростка — другая. Но сказочник может показать, что навыки и способности, появившиеся «по щучьему велению, по моему хотению» не всегда пригодны к использованию в повседневной жизни.

Есть и другой аспект использования опыта героя сказки. Так воспитательные беседы и наставления, даже преподнесенные ребенку от всей души и логически выверенные, могут оказаться не воспринятыми. А вот это магическое «Долго ли, коротко ли шел герой, тридцать три пары сапог износил, пришел в Тридевятое царство и видит…» воспринимается целиком, интуитивно, как новый опыт. И не вызывает у ребенка ни протеста, ни сопротивления. Это же не про него, это же в сказке! Чего упрямиться! Но новая форма поведения — вот она! Взрослый рассказал, ребенок услышал и сложил в свою «копилочку» жизненного опыта.

Л Может ли сказка, рассказанная ребенку, решить одну поведенческую или эмоциональную проблему, но создать при этом другую? Что нужно делать взрослому, чтобы это не произошло?

ЛК Может ли неудачная сказка создать проблемы? Может, и я читала такие сказки. Я даже разработала «технику сказочной безопасности», чтобы предупредить возможные ошибки при сочинении терапевтических сказок. Так, сказка пишется для ребенка, а не для родителей, что очень важно. Сказка не должна стыдить или запугивать того, для кого она написана. Именно в этом случае, когда ребенок пугается последствий, о которых рассказывается в сказке, одна проблема может «уйти в тень», зато появится другая. На вопрос, что делать, чтобы избежать неприятных последствий — следовать «правилам техники безопасности». Я рассказываю о них в брошюре, которая прилагается к картам «Тропинка к своему Я» и «Самый счастливый день».

Л Может ли взрослый или психолог изменить, исправить сюжет сказки, направить героя на путь решения проблемы? Как сделать это мягко и ненавязчиво?

ЛК Если мы, взрослые, используем сказку для помощи, для коррекции поведения ребенка, то изменение или пересочинение сказки, придуманной ребенком, — замечательный и мягкий инструмент. Так, ребенок сочиняет сказку — придумывает персонажей, создает сюжет, в котором герой истории справляется с трудностями. После того, как сказка придумана, взрослый, похвалив ребенка за творчество и выдумку, говорит, что ему в голову пришла вот такая идея: «А что, если герой поступит вот так? К чему это может привести? Будет ли такое поведение полезно для героя?» Таким образом, не навязывая, а предлагая свои варианты, взрослый по сути предлагает ребенку другие, новые формы поведения.

Л Какие проблемы вы, как практикующий психолог, решали со своими клиентами с помощью арт-терапии?

ЛК Разнообразные! Арт-терапия, и сказкотерапия в частности, замечательно подходит в качестве помощи для решения многих школьных проблем — школьных страхов, трудностей адаптации, трудностей, связанных с соблюдением правил. Я использую сказку, историю для того, чтобы помочь маленькому клиенту справиться с трудностями в общении со сверстниками. С подростками мы пишем сказки, которые помогают справиться с компьютерной зависимостью, создать новую, адекватную учебную мотивацию, наладить отношения с родителями. Сказкотерапия также замечательно подходит в том случае, если взрослому клиенту нужно определиться с планами, поставить цели на будущее. Проблемы отношений в семье, с коллегами и с начальством — и для этих случаев сказкотерапия оказалась подходящим и эффективным инструментом.

www.labirint.ru

Сказкотерапия — лучшее лекарство

Все мы читаем детям сказки, но редко кто из нас задумывается, какие возможности несет в себе эта форма повествования. А меж тем сказка в руках чутких родителей может скорректировать поведение ребенка, избавить его от страхов и фобий, развить творческие способности. Это самый простой и увлекательный способ помочь ребенку в любой жизненной ситуации.

Что такое сказкотерапия?

000qa7zx.jpg

Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль. 

Что лечит сказка?

slayt1.jpg

Сказками можно лечить любые капризы ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой. К тому же терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи. Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, трудности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность. В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта. Он может показать вам, где именно нужно искать проблему, направить, рассказать о методах сказкотерапии и их действии. И главное, что сказкотерапия настолько эффективна, что помогает родителям избежать наказания ребенка и, соответственно, возможных дальнейших травм.

С какого возраста сказкотерапия показана детям?

ca96c5eda48e200ac4d7ed65b795f1f7.jpg

Начинать читать сказки можно еще ребенку в утробе, а вот использовать сказочную терапию можно с того момента, как ребенок способен уяснить и удержать сюжет. Все дети, конечно, разные, но примерно лечить сказками можно начинать с двух лет. После этого возраста можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с трех лет можно работать с терапевтическими сказками в полной мере: дошкольникам – используя перенос ситуации из жизни ребенка на вымышленного персонажа, школьникам – практикуя самостоятельное сочинение историй.

Методы сказкотерапии

x_223f90b0.jpg

Сказки бывают разные, и в зависимости от возраста ребенка и поставленных задач перед родителем, нужно выбирать тот или иной прием. Самый первый метод сказкотерапии, который используется многими родителями, — рассказывание сказки. Тут важный момент, что сказка должна не прочитываться, а именно рассказываться для того, чтобы была возможность отследить все реакции ребенка на сюжет, и благодаря этому понять, есть ли проблема. Ведь малыш может попытаться перебивать, просить рассказать сначала, пропустить неприятный момент в истории, и все это важные “звоночки” для мамы-доктора. Важный момент, что сказка должна обсуждаться по ходу, если у ребенка возникают комментарии, или после, когда мама может задавать вопросы об отношении к персонажу. О сделанных выводах и эмоциях ребенка. Еще один метод работы со сказкой – ее рисование. Ребенку выдается гуашь или акварель, или контейнер с песком, или пластилин, мама читает сказку и просит воплотить то, что ребенок представляет и чувствует, слушая сказку. Этот метод отлично работает со страхами, помогает проработать их. Можно “проиграть сказку”, это снимет эмоциональное напряжение и увеличит эмпатию ребенка. Следующий метод для старших деток – придумывание концовки или всей сказки целиком. Оно позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления ребенка, которые обычно не отмечаются в его поведении, но в то же время присутствуют в нем.

Некоторые нюансы

67.jpg

Важное условие при работе со сказкой — не называть героя сказки именем своего ребенка, это обязательно должен быть другой ребенок! Нужно это для того, чтобы ребенок не воспринимал, что ему навязывают действия, он лишь сам может провести параллели с персонажем.
Для того чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её несколько раз. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему: это означает, что сюжет сказки действительно важен для него. Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Ведь они — лекарство, которое надо принимать по назначению.
Не разжевывайте мораль сказки. Ребенок сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать, иногда на подсознательном уровне.
Найдите в сказке место шуткам: cказки с юмором воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается.

Как самому сочинить лечебную сказку?

_73031285_73030434.jpg

Помните, что родители – самые лучшие сказкотерапевты для своего малыша, ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, к профессионалу, почитать другие сказки на эту тему, но потом все же лучше придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации. Можно использовать и народные, и авторские сказки, и они будут работать, но сказка, написанная специально для вашего ребенка вами, будет намного эффективней.
Вкратце сюжет сказки должен строиться по такому образцу. В самом начале нужно описать героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру. Далее нужно показать жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, выдуманный герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким, агрессивным и т.п.) и приписываем герою все переживания малыша. Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

На сайте http://merypoppins.com/ мы нашли несколько сказок для разных жизненных ситуаций, в которые может попасть ребенок, и с удовольствием делимся ими с вами. Надеемся, эти примеры помогут вам решить проблемы вашего малыша или вдохновят на создание собственной сказки.

Сказка “Дуб и травинка” учит искать силу в слабых сторонах, оборачивая недостатки в достоинства.

На открытом солнечном пригорке росли дуб и травинка. Дуб был высоким и крепким, он с гордостью шелестел  своей  листвой, вытягивая  ветви  навстречу солнцу. Травинка  же  была  маленькой, тоненькой  и хрупкой. Дуб высокомерно взирал на нее с высоты и смеялся над ней:
— Какая же ты маленькая и слабенькая! Тебя и разглядеть трудно с моей высоты. Посмотри на мой толстый ствол, на мои могучие ветви: мне не страшны никакие бури и непогоды. А ты, бедняга, гнешься при самом легком дуновении ветра. Никакой гордости, никакой силы…
Однажды  на  пригорок  налетел  страшный  ветер. Он гнул крепкие ветви дуба, срывал с них листья. Он пригибал  травинку  до  самой  земли. Дуб  опять  смеялся над травинкой:
— Смотри, какой я сильный! Не то, что ты! Но  ветер  становился  все  сильнее  и  постепенно  перерос  в  настоящий  ураган. Одним  порывом  он  вырвал дуб вместе с корнями из земли и повалил его. Когда буря успокоилась, лежащий на земле дуб увидел прямо перед собой все ту же маленькую травинку. Она  распрямилась, стряхнула  с  себя  капельки дождя и ласково улыбнулась.

Для малоежек подойдет “Сказка о грустной тарелочке” (Мария Шкурина)

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая,  вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».
Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.
Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может.  Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:
— Кто это плачет?
— Это, я тарелочка. Я плачу.
— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.
Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет. С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.

Понравились сказки? Уверены, что вы сможете придумать не хуже. Мы в вас верим!

www.odevaika.ru

Лучшие терапевтические сказки для детей: полный список

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.

Что такое сказкотерапия?

терапевтические сказки

Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны. Мы думали, что когда-нибудь можно из шкафа попасть в великолепную страну Нарнию, а за зеркалом находится Зазеркалье, где живет Ягупоп77, Анидаг, Абаж и другие персонажи. Для нас не существовало границ между реальным и выдуманным мирами. Поэтому мы верили в сказки и очень их любили. Да что уж скрывать, мы их любим до сих пор.

Благодаря сказкам долгожданное волшебство может произойти и с вашим ребенком. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.

Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Малыши прекращают плакать по разным поводам, их страхи превращаются в пустяки, дети становятся более послушными.

Авторы терапевтических сказок

терапевтические сказки для детей

Такие сказки пишут многие авторы. Среди них:

  • Шкурина М. Ей принадлежат такие терапевтические сказки для детей, как: «Сказка о полезных овощах», «Королевство Лентяев», «Про Петушка из Барселуша», «Зайчонок, который убегал от мамы» и многие другие.
  • Черняева С. А. Ей принадлежит книга «Психотерапевтические сказки и игры», в которой содержится большое количество сказок, предназначенных для разных возрастов.
  • Гнездилов А. В.: «Терапевтические сказки». Благодаря сказкам этого автора родители смогут найти выход из затруднительных ситуаций, а дети найдут ответы на вопросы о смысле и сути бытия.
  • Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. Ими создана книга «Лабиринт души». В ней около семидесяти сказочных историй, которые направлены на решение определенных проблем. Они предназначены для дошкольников, младших школьников и подростков.

«Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Это замечательная книга создана Хухлаевой О. В. и Хухлаевым О. Е. Начинается она со сказки девочки Тани Шмидт, а уже после этого идет традиционное введение, основной раздел и заключение. Все истории, написанные авторами книги, являются проблемно-ориентированными. Некоторые из них направлены на решение какой-либо одной проблемы, другие же охватывают сразу несколько.

лабиринт души терапевтические сказки

Сказочные истории непременно помогут всем детям. Благодаря таким рассказам у ребенка вырабатывается «механизм самопомощи». Он самостоятельно сможет справляться со сложными ситуациями. Терапевтические сказки показывают, что выход есть всегда, а финал обязательно будет счастливым.

Истории предназначены для трех возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового.

Группы тем книги «Лабиринт души»

Перед каждой сказкой указывается ее направленность, очерчивается круг проблем. Очень удобно, что в конце книги содержится «проблемный указатель», где в алфавитном порядке перечисляются основные проблемы и номера соответствующих рассказов.

терапевтические сказки для дошкольников

Сказки детские (терапевтические) условно делятся на четыре группы тем:

  1. Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками). Каждому ребенку свойственны ссоры с друзьями, обиды на одноклассников, конфликты с родителями и прочие моменты.
  2. Чувство неполноценности.
  3. Различные страхи и тревоги. Здесь очень важно понять, как сильно боится ребенок. Это может быть определенный этап, который нужно перешагнуть. Но если страх препятствует развитию, то обязательно нужна помощь.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Как использовать сказочные истории?

Терапевтические сказки для детей нужно читать вслух, даже если ребенок прекрасно знает буквы и может самостоятельно прочитать историю. Следите за реакцией малыша. Его поведение подскажет вам актуальность выбранной истории и заинтересованность ребенка. Обсуждайте с ним прочитанные сказки, спрашивайте его мнение, возможно, он захочет что-то добавить. Однако сильно не затягивайте с разговорами. Если ваш сын или дочка ничего не хочет обсуждать, то не стоит заставлять.

Терапевтические сказки для детей можно иллюстрировать яркими картинками. Это повысит интерес к прослушиванию. Рисуйте картинки сами, а также предлагайте вашему малышу сделать собственный рисунок. Несложные сказки, которые очень понравятся ребенку, пробуйте сыграть.

сказки детские терапевтические

Это послужит развитием актерских талантов и усилит эффект той или иной истории.

Сказки для дошкольников

Терапевтические сказки для дошкольников должны быть написаны простым и понятным крохе языком. Лучше выбирать коротенькие истории, где главная проблема будет освещена завуалировано.

В книге «Лабиринт души» это сказки № 1-27. Вот некоторые из них.

  • «Как Кенгуреныш стал самостоятельным». Поможет малышу побороть страх расставания с мамой.
  • «Сказка о подсолнечном семечке». Направлена на преодоление страха самостоятельности и общей боязливости.
  • «Белочка-Припевочка». Если ваше чадо постоянно твердит: «Помоги, я сама не умею» — то эта сказка именно для вас.
  • «Случай в лесу». Поможет бороться с неуверенностью в себе.
  • «Сказка про ежика Витю». Ее главная направленность – трудности в общении со сверстниками, преодоление чувства неполноценности.

Сказки для младших школьников

терапевтические сказки для младших школьников

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. В книге «Лабиринт души» это сказки № 28-57. Каждая из них имеет яркое название и направлена на решение определенных проблем. Вот некоторые из них:

  • «Кенгуренок Вася». Поможет решить проблемы с учебой, которые вызваны страхом возникших трудностей, а также справиться с чувством неполноценности и неуверенности в себе.
  • «Цветик-семицветик». Если у вашего малыша возникли сложности с освоением школьной программы и конфликтные ситуации с учителем, то прочтение этой истории непременно поможет вашему ребенку.
  • «Медвежонок и Старый Гриб». Поможет справиться с такими трудностями, как неусидчивость и нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.
  • «Шустрик и Обжорик». Иногда дети настолько переживают из-за плохих оценок, что у них длительное время нет настроения, вследствие чего возникает депрессивное состояние. И появляется чувство вины: «Раз я плохо учусь, значит, я плохой». Эта сказка поможет справиться с этими чувствами и повысит интерес к учебе.
  • «Кораблик». Бывает так, что многократное получение негативных отметок «убивает» у ребенка желание учиться, у него появляется отрицательное отношение к учебе, так как он не видит в ней никакого смысла.

Сказки для подростков

терапевтические сказки для подростков

Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.

Большое количество сказок для подростков содержится в книге «Лабиринт души». Вот некоторые из них.

  • «Фламинго, или Скала Желаний». Поможет побороть неуверенность в себе, сомнения и чувство неполноценности.
  • «Повесть о настоящем … цвете». Иногда ребенок может посчитать, что он никому не нужен. Причины возникновения таких мыслей могут быть абсолютно разные. На фоне этого могут появляться депрессивные и суицидальные тенденции. Данная сказка поможет справиться с чувством неполноценности и ощущением того, что он не нужен никому.
  • «Щечка». Поможет избавиться от заниженной самооценки.
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном Синем Море». История направлена на решение проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками.
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Поможет справиться с равнодушием, неорганизованностью и неумением осознавать свое поведение.

Заключение

Таким образом, терапевтические сказки могут совершить настоящее волшебство с вашим чадом. Те проблемы, которые вы не можете решить благодаря обычным уговорам и разговорам, помогут преодолеть такие необычные и увлекательные истории. Они ничем не отличаются от обычных сказок, только в каждой из них содержится определенная проблема и ее решение. Главная идея – выход есть всегда, справиться можно с любой, даже самой сложной ситуацией. Многие авторы пишут такие сказки. Среди них: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Шкурина М. Сказки предназначены для разных возрастов: для дошкольников, для младших школьников и подростков.

fb.ru

у Теремка была заниженная самооценка, а Лягушка пережила с Иваном Царевичем «духовный развод»

Таблетки от всех бед, оказывается, пылятся на наших книжных полках. Это сказки. Русские народные или сочиненные психотерапевтами, а, может, даже написанные собственной рукой, сказки способны творить чудеса.

СКАЗКИ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Сказкотерапия для россиян – явление новое. Бурно развиваться этот метод психотерапии начал в Петербурге, а теперь «сказочники» в белых халатах есть по всей стране.

– Метод сказкотерапии завораживает, – объяснила «Комсомолке» начальник учебного и научного отделов Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов Минтруда, кандидат психологических наук Ника Травникова. – Можно использовать его отдельно или в комплексе, брать народные сказки или авторские, написать сказку для конкретного человека или его самого сделать сказочником. Работа эта очень деликатная, мягкая. Но через метафору мы можем подойти к самым болезненным аспектам жизни человека.

Условно здоровому человеку волшебные истории помогут взглянуть на проблему с другой стороны, найти выход. А людям, страдающим соматическими и психическими заболеваниями, инвалидам сказка облегчит страдания. Врачи уже подметили, что курс чудесных историй заметно усиливает эффект от традиционного лечения.

– Мы использовали сказки и для диагностики, – рассказала Ника Травникова. – Работали с детьми, оказавшимися в интернате. Зачастую они страдают из-за разлуки с теми, кто их бил, унижал. Замалчивать вопрос нельзя: это не даст ребенку нормально развиваться. А сами они говорить не хотят, плачут. Поэтому мы прочитали им коротенькую сказку о семье медведей.

Сказка о медведях предельно нейтральная и лаконичная, что дало простор фантазии. А после ребят попросили нарисовать эту семейку. Картинки получились разные, но каждая из них рассказывала о семье маленького художника. Кто-то изображал папу-медведя, который принес в берлогу курицу и ни с кем не поделился. Кто-то – грустную медведицу, глядящую в окошко на уходящего в лес супруга. А кто-то – черную страшную берлогу, в которой явно творится что-то ужасное.

ПРОБЛЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ

Главное в терапевтической сказке – ясная мораль и счастливый конец. Но простым прочтением не ограничиваются, ведь сеанс нужно закрепить. Для этого применяют другие психотерапевтические приемы: играют, лепят из пластилина, рисуют карту внутреннего мира, строят свою реальность из песка.

– Если неподготовленные родители решают вдруг сочинять сказки для своего ребенка, можно запустить такие процессы, которые приостановить сможет только специалист, – предупреждает преподаватель Международного института комплексной сказкотерапии, эксперт в области сказкотерапии Лариса Борисова. – Но в умелых руках сказкотерапия не навредит никому.

Правда, даже у лечебных сказок есть ограничения по возрасту. Это касается выбора героев: малышам ближе феи и золотые рыбки, а с взрослыми легко перейти и на отвлеченные понятия. Причем одну и ту же ситуацию всегда можно разыграть с другим «актерским составом».

– Родители обычно думают, что проблема в ребенке, а на самом деле работать нам больше приходится именно с ними, – объяснила Лариса Борисова. – Ведь у счастливых, добрых и любящих родителей и дети счастливые. А потом, поработав с папами и мамами, мы доверяет им самим работать с ребенком. Психологами родители могут быть сами, если захотят.

«ПАНДУСЫ ПОСТРОИЛИ, А ДУШИ НЕ ГОТОВЫ»

Чтобы для своего «проблемного» чада стать психологом на дому, можно использовать уже готовые методики. Международный институт комплексной сказкотерапии выпустил, например, «Радужные сказки» – короткие истории, сочетающие аудиоряд, визуальную картинку (она нарисована песком) и закрепляющее задание.

В программе собраны самые популярные «детские проблемы»: красная сказка – о непослушании, оранжевая – о зависти, желтая – о доброте, и далее по цветам радуги – о лени, дружбе и лести, самооценке, страхе темноты.

Родителям предлагают устраивать «радужные недели», по сказке на день. А после выполнять вместе с ребенком задания. К зеленой сказке, например, прилагается такое: попросить чадо припомнить, сколько раз за день он поленился, и столько же раз опутать его зеленой пряжей или зеленой туалетной бумагой. А потом предложить ему пройтись, заняться привычными делами. Когда ребенок освободится от пут, он поймет, что лениться – сковывать себя.

Еще один проект – «Крыло ангела». Это цикл сказок для родителей детей, страдающих страшными недугами: ДЦП, онкологией, синдромом Дауна, аутизмом. Для тех, кому тяжелее всех. Истории показывают мамам и папам особенных детей, что их жизнь продолжается: она просто другая. Они учат искать в себе силы и воспринимать ребенка не как проблемы, а как дар.

Подходят эти сказки и для школьников: после просмотра ребята перестают издеваться над особенными одноклассниками, становятся к ним добрее. Так, сказкотерапия лечит еще и само общество.

– Пандусы мы построили, – отметила Лариса Борисова. – А души принять отличающихся от нас людей не готовы.

О ЖЕНЩИНАХ – ИЗ УСТ ПЕТРОВИЧА

По словам экспертов, не бывает сказок для взрослых и детей: есть сказки мужские и женские. Взаимоотношение полов – это отдельное направление в сказкотерапии.

Уже разработали серию сказок для женщин. В них поднимают самые животрепещущие для дам вопросы: что такое сексуальность, почему мы разочаровываемся в мужчинах, как переживать трудные времена, есть ли у человек вторая половинка, могут ли супруги жить долго и счастливо. Советы излагаются от лица Бабушки, которая беседуют с взрослой Внучкой.

Готов и сборник сказок для мужчин. В виде житейских советов они излагаются физиком на пенсии, электриком Петровичем. Каждая сказка – обыгранный физический закон. Петрович объясняет представителям сильного пола, как общаться с загадочными женщинами.

Есть и сказки для совместного чтения. Они помогут паре понять, что не так, и перейти с бесполезной борьбе с последствиями к решению реальной проблемы.

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ – В ПОМОЩЬ

Кладезь мудрости – это русские народные сказки. Но это, кажется, и без сказкотерапевтов понятно. Вот только лишь специалист может рассказать привычный сюжет так, чтобы человек увидел в нем свою проблему. Примеры того, как адаптировать сказки, привела Лариса Борисова.

О Колобке

Эта сказка, по мнению психотерапевтов, не детская, а взрослая. Главными ее читателями должны быть родители подростков, особенно мальчиков (ведь сам Колобок – это самый что ни на есть молодой человек).

Слепили Колобка из чего попало, тяп-ляп – и на окошко, остывай себе. То есть особых усилий к его воспитанию не прикладывали. Потом для Колобка настал момент инициации: он покатился из дома в социум. И пока на своем пути он встречал «мужчин» – Зайца, Волка, Медведя, – все заканчивалось нормально.

Но стоило Колобку столкнуться с Лисой, как сказочке настал конец. Почему? Бабушка и дедушка просто не вложили в голову своего чада, как общаться с женщинами. Они даже не предупредили, что по лесу ходят лисицы.

Мораль: дети – не «колобки», делать из них людей надо внимательно, иначе последствия «недовоспитания» могут остаться с ними на всю жизнь.

О теремке

В этой сказке главный герой – не Мышка, не Медведь, а сам Терем. Его личность описывают следующая строчка: «Он не низок, не высок». Словом, ни то ни се. Самооценка у Теремка сильно заниженная, поэтому он пускает к себе всех подряд. И, в итоге, разваливается.

Мораль: если человек не умеет «фильтровать» (что бы то ни было), он, как и Терем, может просто рассыпаться.

О Царевне-лягушке

В любимой девочками сказке спрятан архетип возлюбленной. А у отношений между мужчиной и женщиной есть, как установили специалисты, три стадии. Первая называется «первичным браком»: люди встречаются, влюбляются, женятся.

Вторая стадия – «духовный развод»: возлюбленные снимают розовые очки, узнают друг друга ближе и понимают, что в супруги им «всучили» совершенно другого человека. Переживают эту стадию не все пары.

Но при грамотной позиции влюбленные не пытаются изменить друг друга, а изменяются сами. И тогда наступает третья стадия – «повторный брак». Прямо как у Ивана Царевича и Лягушки.

Мораль: объект любви обычно оказывается не такими, каков он есть на самом деле, но пережить столкновение с реальностью можно. И тогда влюбленные усовершенствуют себя сами и пойдут вперед.

www.spb.kp.ru

Сказкотерапия для школьников. Сказка «Чужак»

Чужак

Сказка о взаимоотношениях, о толерантности , способности человека понять, принять, простить, об умении увидеть и исправить свои ошибки.

Рекомендуемый возраст: младший и средний школьный возраст.

Сказка способствует:

— осознанию того, что каждый человек индивидуален ;

— умению принимать людей не похожих на других;

— осмыслению и исправлению своих ошибок.

В одной из квартир многоэтажного дома, на широком подоконнике, многие годы жили рядом комнатные растения: Пахучая Герань, Блестящий Фикус ,Нежный Бальзамин и Китайская Роза. Цветы не то что бы дружили, но и не ругались, так — соседи.

И всё было бы спокойно, и никто бы о них не узнал, если бы однажды, на их солнечном подоконнике не появился новый жилец. Выглядел он очень странно.

Сначала цветы молчали и присматривались, а затем завели разговор. «Ты кто?» — спросила Китайская Роза. «Я- Кактус,» – ответил смущённо новый сосед. «Фи, какой он толстый», -сказал Стройный Фикус и поморщился. «Ой,- удивлённо тряхнув красивой шапочкой цветов, воскликнула Пахучая Герань ,- у него противные колючки!» Нежный Бальзамин презрительно дёрнул своими листочками : «У него даже нет листьев! Какое уродство!»

А Китайская Роза, недружелюбно взглянув на него, заявила: «Он закрывает меня, и хозяйка не видит моих нежных бутонов. Убирайся, это наш подоконник, а ты чужак».

Можно прервать сказку и предложить детям ответить на вопрос. Как отреагировал на это кактус? Попадал ли кто из них похожую ситуацию?

Кактус обиделся, но промолчал, а про себя подумал: «Да, я чужой среди этих растений, но разве я сделал им что-то плохое. Я никого не обидел. Жаль, что я не умею ходить, иначе бы я ушёл от них подальше».

Но это были не все сюрпризы. В этот же день в квартире появилась…кошка. Она хищно посмотрела на солнечный подоконник и даже несколько раз попыталась на него запрыгнуть, но хозяйка её прогнала. А цветы шептались между собой: « Пусть кошка запрыгнет и уронит Кактус, и тогда хозяйка выбросит его на помойку!»

И вот наступила ночь. Цветы пожелали друг другу спокойной ночи и задремали. И вдруг, посреди ночи, раздалось громкое: « Мяу», и на подоконник запрыгнула кошка! Она подошла к Фикусу и начала покусывать его листья, махнула хвостом и сломала целую ветку у Нежного Бальзамина. А затем, лапкой, начала играть с цветами Пахучей Герани. Цветы заплакали, стали звать на помощь, но хозяйка крепко спала в соседней комнате.

И вдруг, раздался твёрдый голос: «Брысь, безобразница! Оставь в покое моих соседей!». Кошка замерла от неожиданности, оглянулась , увидела Кактус и зашипела: «Сейчас я тебе покажу, заступничек!» — и лапой стукнула Кактус, но тут же замяукала от боли, несколько колючек вонзились ей в лапу. Она разозлилась ещё сильней и хотела смахнуть его хвостом, но Кактус крепко вцепился в кошачий хвост своими колючками. И тогда кошка жалобно замяукала: «Отпусти меня, пожалуйста, мне больно!». «А ты не будешь обижать моих соседей?» — спросил строго Кактус. «Что ты, конечно нет! Только отпусти меня!» — промяукала кошка. « А ты не обманешь?» — уточнил Кактус. «Клянусь своей миской для еды!» — мяукнула кошка. Кактус отпустил пушистый кошачий хвост, и кошка, жалобно мяукая и прихрамывая, убралась восвояси.

На окне воцарилась тишина! А потом, вдруг, раздался тихий голос Блестящего Фикуса: «Спасибо, тебе Кактус! Ты нас спас!». «Спасибо, спасибо, ты смелый, ты герой!» — наперебой восклицали цветы. А гордячка Китайская Роза пристыженно молчала, ведь кактус закрыл её и она вообще не пострадала. И всё — таки, она тихо произнесла: «Прости нас за злые слова, ты не чужак, ты наш сосед и защитник! Добро пожаловать в нашу компанию!». «Добро пожаловать!» — вторили цветы, перебивая друг друга. И вот что удивительно, с тех пор цветы стали настоящими друзьями! А на Кактусе появились прекрасные цветы, и цветы-соседи ими любовались, но не завидовали. А кошка, хотя и посматривала на солнечный подоконник, но повторить ночное вторжение не решалась.

Возможные вопросы для анализа сказки:

  1. Как можно озаглавить сказку.

  2. Опишите характер каждого героя. Какие качества вы увидели в них?

  3. Какие чувства у цветов вызвало появление кактуса?

  4. Почему цветы не приняли кактус?

  5. Какие чувства испытал кактус после его обсуждения цветами?

  6. Как он отреагировал на слова, сказанные в его адрес? Почему?

  7. А правильно ли поступили цветы по отношению к новому соседу в начале сказки?

  8. Оказывались ли вы в похожей ситуации в роли цветов? В роли кактуса? Какие чувства испытывали?

  9. Кому вы симпатизируете в данной истории? Почему?

  10. Почему цветы изменили отношение к кактусу?

  11. Что случилось с кактусом после того, как цветы приняли его в свою компанию?

  12. Что можете сказать о качествах, которые проявили цветы в конце сказки?

  13. Какие качества позволили кактусу завоевать уважение цветов?

infourok.ru

Методы сказкотерапии, примеры методики, занятие с детьми

skazkoterapiya-mama-chitaet-skazkuskazkoterapiya-mama-chitaet-skazku

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. В сатье  рассмотрим различные методы сказкотерапии, а также варианты практического применения.

Методы сказкотерапии

Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.

mama-s-rebionkom-chitaut-skazkumama-s-rebionkom-chitaut-skazku

Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:

  1. Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
  2. Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
  3. Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
  4. Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.
Эффективность лечения сказками заключается в том, что большинство людей очень позитивно воспринимать сказку, не происходит отторжения и внутреннего конфликта. В тоже время идет глубокое воздействие на духовном и моральном уровне.

Направления в сказкотерапии

Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории . При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

chto-takoe-skazkachto-takoe-skazka

Диагностика с помощью сказки

Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

Для этого требуется соблюсти несколько условий:

  • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
  • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы с работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

metody-skazkoterapii-risovanie-skazkimetody-skazkoterapii-risovanie-skazki

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующему образцу:

  1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
  4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

Построение занятия:

  1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
  2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
  3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
  4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

prakticheskoe-primenenie-metodov-skazkoterapiiprakticheskoe-primenenie-metodov-skazkoterapii

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
  4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
  5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

mandala-molodosti-mandala-molodosti-Рекомендуем почитать интересную статью: Округляя результат: увлекательная мандалотерапия

Мандалотерапия считается безопасным и экологичным методом психокоррекции и психотерапии. В процессе творчества личность обретает целостность и укрепляет собственное «я»

Сказки для сказкотерапии

Сказки предоставлены сказочницей Ириной Караваевой. Большой багаж ребенок может накопить в душе, которые в последствии дадут хорошие всходы. Сказки укрепляют духовный стержень ребенка.

Сказка про ангела-хранителя  Skazka_pro_angela-_khranitelya

Исцеляющий солнечный зайчик istselyayuschiy_solnechny_zaychik

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми.
Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

Заключение

Как метод сказкотерапия появилась в конце шестидесятых годов XX века, она использовалась психологами с целью коррекции патологических состояний. Сказка – это своеобразный посредник между терапевтом и пациентом. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.

 

Статью прочитали: 14 516

naturopiya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *