Картотека схем (алгоритмов) составления рассказов-описаний по лексическим темам
Формирование умений детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Наш педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, значит, дошкольник может строить по ним свой рассказ.
Так, в качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа педагогам предлагаются графические планы – схемы, которые разрабатывались, уточнялись и применялись автором логопедом Ткаченко Т.А. на практике с 1983 года (первая публикация схем в журнале «Дошкольное воспитание» № 10 за 1990 год). С методикой Ткаченко можно познакомиться ЗДЕСЬ.
Использовать такие опорные схемы с нашими особенными детьми мы начали давно, раньше мы покупали специальные пособия, в которых предлагались готовые красочные схемы, затем мы находили их на просторах интернета, распечатывали и в нашей группе собралась огромная картотека таких схем на все случаи жизни так сказать.
Сегодня я решила создать страничку в помощь воспитателям, логопедам, дефектологам со схемами, это позволит нам сэкономить время при подготовке к организованной и игровой деятельности. А мне такая онлайн-картотека позволит сэкономить место на ноутбуке. Вы можете скачать и распечатать схемы дома, есть разные варианты- выбирайте по вкусу.
Я не создавала эти схемы-алгоритмы сама, я их только собрала на одной странице. Спасибо огромное тем, кто создавал эти так нужные всем в работе пособия.
nsportal.ru
«Составление предложений по сюжетным картинкам» («класс)
Государственное коррекционное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 6»
Конспект урока письма
во 2 «Б» классе на тему:
«Составление предложений по сюжетным картинкам».
выполнил учитель начальных классов:
Назарова Альфия Сафаралиевна
г. Благодарный 2016г.
«Составление предложений по сюжетным картинкам».
Цель: тренировать детей составлять предложения по схемам.
Задачи:
образовательная: выявить уровень состояния навыка составления предложений по схемам;
коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в выделении букв, развитие мелкой моторики;
воспитательная: воспитывать мотивацию к учению.
I. Организационный момент.
Доброе утро дети. У нас на уроке сегодня гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними.
1. Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся).Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Звуки с буквами пришли
Чтоб порядок навести
Внимание девочки,
Внимание мальчики
Приготовьте ваши ручки
Начинается урок!
Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.
— Каких целей мы должны достичь на уроке?
Хором все читают: — Я научусь … — Я сумею……- Я узнаю…
Какой сегодня прекрасный день за окном солнышко светит, в классе тепло и уютно.
Уточнение пространственно временных представлений:
Игра с мячом. Я буду задавать вам вопросы и тот, кому я брошу мяч, должен дать ответ и бросить мяч мне обратно. Готовы?
— Какое сейчас время года?
— Какие времена года ты знаешь?
— Какой сейчас месяц?
— Какой день недели?
— Какое сегодня число?
2.Повторение пройденного материала.
Мы с вами проходим тему «Предложение».
Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?
В конце предложения, что мы ставим?
— Что вы произнесли? (Слова.)
— Что можно составить из слов? (Предложения.)
— Составьте предложения по картине. (слайд №3)
II. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке письма и развития речи будем учиться составлять схемы предложений.
II. Гимнастика для пальцев и кистей рук (развитие мелкой моторики).
Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику:
На двери висит замок
Кто бы мог его открыть
Покрутили, постучали.
Разомкнули и открыли.
Как правильно надо сидеть при письме?
Я тетрадочку открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь
Запись даты в тетради. Сегодня 27 апреля.
На следующей строчке Классная работа
а) Минутка чистописания.
— Отгадай загадки, запиши отгадки.
1. Ни окошек, ни дверей-
Полна горница людей. (огурец)
2. Красна девица в темнице,
А коса на улице. (морковь)
3. Днём молчит, ночью ворчит.
Кто к хозяину идёт, ему знать даёт. (собака)
Проверьте правописание словарных слов по словарю.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа по сюжетной картинке (коллективное составление простого нераспространённого предложения).
— Кто это? (Мишка)
— Что делает Мишка? ( Поливает.)
— Что поливает? (Цветы)
— Что мы составили? (предложение)
— Составим схему этого предложения на доске.
— Из чего состоит предложение? (Из слов.)
— Сколько слов в этом предложении?
Составление схемы предложения индивидуально на партах.
2. Самостоятельное составление простых предложений (работа с сюжетными картинками).
У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений.
— Сколько слов может быть в предложении?
— Посмотрите каждый на свою картинку и составьте по ней предложение.
— Посчитайте, сколько слов в предложении и составьте схему предложения под картинкой.
Варианты предложений (Мальчик вешает шубу. Девочка качается на качели. Девочка пьет сок. Девочка кормит кур. Девочка ест сушки.)
IV. Работа по теме.
1. Работа по учебнику (стр. 148, упр. 1).
— Прочитайте задание.
— Какое задание нужно выполнить? (Рассмотреть рисунок. Перечисли предметы на первом рисунке. Расскажи, что изображено на втором рисунке.
-На какой строчке написано предложение?
— Запишите предложение в тетрадь. Начерти схему предложения.
V. ФИЗМИНУТКА
Мультзарядка.
VI. Игра « Кто какой звук издает? ».
— Прочитайте слова, записанные на карточках. (Рычит, мяукает, воет, мычит, лает)
— Назовите предметы, изображённые на картинках. (Медведь, волк, корова, собака, кошка. Какие они звуки издают?
— Подберите картинки-предметы к словам-действиям.
— Из скольких слов состоят предложения? (из 2-х)
— Составьте схемы в тетрадях.
VI. Работа по учебнику: упр. 3 стр.149.
Прочитай найди строку с предложением.Запиши предложение. Соблюдай правила записи преложения.
VII.Работа по карточкам.
Карточка №1. Расставить пропущенные буквы.Начертить схему первого предложения.
VIII. Оцените свою работу.
красным цветом – цель не достигнута.
желтым— цель достигнута, но не все получалось, было сложно, надо ещё поработать.
зеленым – цель достигнута, было интересно, все получалось.
Продолжите фразу:
« Сегодня я узнал…, научился….»
IX.Домашнее задание.
Объявляется и объясняется домашнее задание: стр. 149, упр.4.
V. Итог урока.
— Что составляли на уроке? (предложения.)
— Что использовали для этого? (Сюжетные картинки и схемы предложений.)
— Сколько слов может составлять предложение?
За работу на уроке учащиеся награждаются призами – наклейками.
-Подведём итоги урока:
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Что узнали нового?
-Что получилось лучше всего?
— Какие задания на уроке понравились?
-Что было трудно?
infourok.ru
Открытый по письму урок в коррекционном классе «Составление предложения по сюжетной картинке с опорой на схему»
Тема: Составление предложения по сюжетной картинке с опорой на схему.
Цель: формировать умение детей составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему.
Задачи: Образовательные:
1. Систематизировать знания учащихся о предложении.
2. Закрепить умение составления схемы предложения;
3.Формировать умение составлять предложение по сюжетной картинке с опорой на схему.
Коррекционные:
1.Развивать мелкую моторику.
2.Развивать и корригировать устную и письменную речь.
3.Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
1.Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
2.Воспитывать интерес к учебе.
Здоровьесберегающие:
1.закреплять навык правильной посадки;
2.чередовать различные виды деятельности.
Ход урока:
I.Организационный момент.
(звенит звонок)
Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся).
— Дети, вам тепло? — Да!
— В классе светло? — Да!
— Прозвенел уже звонок? — Да!
— Уже закончился урок? — Нет!
— Только начался урок? — Да!
— Хотите учиться? Да!
— Значит, можно всем садиться!
Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!
— Предлагаю вам повторить правила работы на уроке. Я буду проговаривать начало предложения, а вы будете его заканчивать:
— На уроках будь старательным, будь спокойным и … (внимательным)
-Говори четко, внятно, чтобы было все… (понятно)
-Если хочешь отвечать, надо руку … (поднимать)
Молодцы!
Девочки, ответьте на вопросы:
— Какое сейчас время года? (весна) — презентация
— Какие времена года ты знаешь?
— Какой сейчас месяц?
— Какой день недели?
— Какое сегодня число?
Умнички!
II. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний.
А путешествовать мы с вами будем на нашем корабле, который называется «Весенняя капель» (корабль картинка)
Я –ваш капитан, а вы мои матросы. (одеваю детям воротнички)
Итак, поднимаем парус и в путь! (звон рынды-презентация)
А куда же мы с вами поплывем? Я предлагаю вам вместе со мной определить цель нашего путешествия.
Посмотрите на доску, здесь перепутаны слоги одного очень важного слова, которое является ключиком к нашему уроку. Давайте попробуем вместе отыскать этот ключик, составив из слогов слово.( На доске слоги: пред – же – ло- ни – е)
Мы на прошедших уроках говорили с вами о предложении, составляли схемы предложений, а сегодня будем учиться составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему.
Это и есть тема нашего урока «Составление предложений по сюжетной картинке с опорой на схему.» ( на доске и в презентации)
IV.Минутка чистописания.
А отправляемся мы в наше путешествие из порта Чистописания.(Презентация)
Но для начала подготовим наши пальчики и руки к письму.
Пальчиковая гимнастика.
Идет матушка весна (шаги пальцами в воздухе)
Отворяй ворота (руки в стороны)
Первым март пришел (массируем указательный палец)
Белый снег сошел ( массируем тыльную сторону ладошки)
А за ним и апрель (массируем средний палец)
Отворяй окно и дверь (соединенные ладошки в стороны)
А уж как пришел май (массируем безымяный палец)
Солнце в дом приглашай (сжимание и разжимание пальцев)
Молодцы!
Вспомним правила работы при письме:
Я тетрадочку открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою — ручку я вот так держу.
Сяду ровно не согнусь, за работу я возьмусь.
Теперь откроем тетради, запишем число.
Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадях. (учитель пишет на доске, дети проговаривают вслух отгадки, прежде чем писать) картинки
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …— весна — (презентация и на доске напечатанное слово)
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый…— Ручей — (презентация и на доске напечатанное слово)
Нина выйдет к доске и поставит ударение в слове «весна».
Эвелина выйдет к доске и поставит ударение в слове «ручей»
Молодцы!
V.Актуализация знаний учащихся.
Девочки, а вы помните тему нашего урока? (ответ уч-ся) Чему мы будем учиться? Сегодня мы будем учиться составлять предложение по сюжетной картинке с опорой на схему.
Мы поплывем дальше на остров под названием «Предложение»
Именно на этом острове мы с вами повторим, что мы знаем о предложении.
— Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)
— Из чего состоит наша речь? ( Речь состоит из предложений)
— Для чего нужна речь? ( Чтобы общаться)
-Из чего состоит предложение? ( Из слов)
Правильно, всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.
Что же такое предложение?
Предложение –это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающее законченную мысль.
С какой буквы мы начинаем писать предложение?
Что мы ставим в конце предложения?
Прочитайте предложение( Нина): НАСТУПИЛА ТЕПЛАЯ ВЕСНА. (На доске напечатанное)
— Составьте схему этого предложения на доске.( Эвелина)
Что для этого надо сделать? (Посчитать, сколько слов в предложении? (3) Как обозначаем слово? (черточкой)
Как обозначаем на схеме начало предложения? Что ставим в конце предложения? Молодец!
(Эвелина работает у доски, Нина за партой составляет схему из полосок)
Что мы делали? –составляли схему к предложению.
Что это? (показываю на предложение)-предложение.
Что это?(показываю на схему)-схема предложения. Правильно!
VI.Выводы по повторению. Подготовка к восприятию нового материала.
Итак, мы кратко повторили с вами все, что изучали о предложении.
-Мы можем составить схему предложения? –Да
-А -предложение по схеме? –Да
Но сделать это будет гораздо легче, если у вас перед глазами будет не только схема предложения, но и сюжетная картинка, по которой его надо составить. Вы сами сейчас в этом убедитесь. Но сначала давайте проведем физминутку для глаз.
Физминутка для глаз «В пучине морской»
Чтобы ваши глазки отдохнули, проведем физминутку для глаз. Перед вами будут плавать морские обитатели, понаблюдайте за ними глазками.
VII.Составление предложений по сюжетной картинке с опорой на схему.
Посмотрите на картину. Какое это время года? (весна) Как вы узнали? ( текут ручьи, тает снег, легкие куртки, расстегнуты и.т.д) . Хорошо.
Я нарисую вам схему предложения, и опираясь на картинку, составлю предложение. ________ ________ .
Посмотрите на схему, сколько слов в предложении должно быть? ( два) Правильно! Я составляю предложение. Текут ручьи. Сколько в нем слов? (два) Подходит оно к нашей схеме? Да.
Теперь попробуйте сами.
________ ________ . ( Тает снег)
Сколько слов в схеме? (2) Сколько слов должно быть в предложении?(2) Составьте предложение по этой схеме. Молодцы! Эвелина, запиши его у доски.
.________ ________ ___________. Посмотрите на схему, сколько слов в предложении должно быть? ( три) Правильно! Составьте предложение.( помогаю вопросами)
Кто изображён на картине? Дети
Что делают дети? Пускают кораблики. Да, им , наверное, тоже хочется отправиться в путешествие на корабле! Составьте предложение по этой схеме о детях, которых мы видим на картине.
Кто? Дети
Что делают? Пускают кораблики. Дети пускают кораблики.
Получилось у нас предложение? Сосчитай, сколько в нём слов? Да, три , так же, как в схеме. Нина, запиши у доски это предложение. Записывают предложения в тетрадь.
Выводы по новому материалу:
Что мы сейчас с вами делали? Составляли предложение по сюжетной картинке с опорой на схему. Молодцы!
VIII.Закрепление нового материала.
Индивидуальная работа с карточками.
Наш корабль приплыл к острову «Закрепление»
Самостоятельное составление предложений по заданной схеме и сюжетной картинке, запись в тетрадь по 1 предложению .
У детей на партах лежат конверты с сюжетными картинками и схемами предложений. Сейчас вы попробуете самостоятельно составить предложения.
Посмотрите на картинку, что вы на ней видите? ( дом, птица, дерево, лопата, сажают и.т.д) Давайте посоревнуемся, кто из вас назовет больше слов о весне и ее признаках. Молодцы! А теперь, используя слова, которые вы называли, составьте предложения к схемам, которые лежат у вас на парте.
( Таня держит дерево. Коля копает лопатой яму) . Дети записывают предложения в тетрадь без схемы.
________ ____________ ______________.
___ __________ _____________ ____________.
Молодцы! Хорошо постарались.
IX.Музыкальная физминутка.
Вы хорошо поработали, теперь мы поплывем в бухту «Музыкальная пауза»
X. Работа по учебнику.
Внимание, наш корабль подплывает к острову «Работа по учебнику»
(упр. №2 стр. 156)
Молодцы, девочки!
XI. Итог урока. Рефлексия.
Ну что ж, мы подплываем к острову «Рефлексия»
О чем мы говорили на уроке? Говорили о предложении.
Что мы еще делали?
Мы закрепляли умение считать количество слов в предложении, делать схему предложений.
Чему мы учились на уроке?
Мы учились составлять предложения по сюжетной картинке с опорой на схему.
Как вы думаете, получилось у нас с вами?
Что получилось лучше всего?
Какие задания понравились?
Что для вас было трудно?
Какое задание хотелось бы еще раз сделать?
Я раздам вам вот такие кораблики.
Если вам понравился урок и вы успешно справились со всеми заданиями –раскрасьте флаг зеленым цветом;
Если вам на уроке было трудно, но вы смогли прийти к верному ответу – раскрасьте флаг желтым цветом;
Если вам было трудно справлятся с заданиями и вам требуется помощь учителя – раскрасьте красным цветом.
Молодцы!
Наше плавание подошло к концу.
И в заключении мне хотелось бы сказать, что мир знаний необъятен, человек должен совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно путешествовать.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Скажите, какое у вас настроение после нашего путешествия? У меня тоже хорошее настроение, вы сегодня хорошо поработали и порадовали меня. Спасибо вам! Каждой я вручаю маленький кораблик в память о нашем путешествии.
Счастливого вам плавания в море знаний!(звон рынды-презентация)
xn--j1ahfl.xn--p1ai