Классификация соли: Урок №37. Соли: классификация, номенклатура, способы получения. – Классификация солей — урок. Химия, 8–9 класс.

Классификация соли

По происхождению и способу получения различают поваренную соль каменную, выварочную, самосадочную и садочную.

Каменная соль — в зависимости от характера залегания пластов в недрах земли добывается шахтным и карьерным (открытым) способом. Каменная соль содержит мало примесей и воды, гигроскопичность ее минимальна, содержание чистого хлористого натрия высокое — 98- 99%. Наиболее крупные разработки сосредоточены на Украине, в Сибири, на Кавказе и в Средней Азии.

Выварочная соль — продукт упаривания естественных или искусственных рассолов, добываемых из недр земли. Естественные рассолы образуются при самопроизвольном растворении в воде подземных залежей каменной соли. При получении искусственных рассолов каменная соль растворяется в воде, нагнетаемой в пробуренные до солевого пласта скважины. Поданные на поверхность земли рассолы упаривают при обычном атмосферном давлении в открытых плоских чанах (чренах), получая так называемую чренную соль, или в вакуум-аппаратах (соль вакуумная сушеная).

По органолептическим и физико-химическим показателям вакуум-выварочная соль превосходит все другие виды соли. Это чисто-белый мелкокристаллический продукт с чистосоленым вкусом без посторонних привкусов и с минимальной гигроскопичностью. Содержание NaCl в вакуумной соли должно быть не менее 99,7%

Наиболее крупными предприятиями, вырабатывающими эту соль, являются Березниковское, Боровское (Пензенская область), Усольское (Иркутская область).

Самосадочную соль добывают со дна соленых озер. Добыча сосредоточена в основном в Астраханской и Волгоградской областях, Алтайском крае, на Урале, Кавказе и в Крыму. Из нескольких тысяч соленых озер самым крупным является озеро Баскунчак, со дна которого соль добывают уже несколько веков. Самосадочная соль содержит больше примесей (особенно кальциевых солей), чем каменная. Для удаления примесей соль промывают насыщенным раствором чистого хлористого натра или выдерживают 4-6 мес. в буртах на берегу озера для вымывания посторонних минеральных примесей. однако при этом теряется значительное количество хлористого натрия.

Садочную соль получают путем выпаривания воды океанов, морей, озер, отводимой в искусственно создаваемые бассейны, неглубокие, но обширные по площади, сообщающиеся между собой. Садочную соль вырабатывают из воды лиманов Черного, каспийского и Азовского морей, из воды Евпаторийского и Перекопского соленых морских озер. В процессе концентрирования рапы на первом году выдержки в бассейнах из нее выпадают в осадок наименее растворимые примеси — FeCO3, CaSO4. Для освобождения от выпавшего осадка рассол переводят (спускают) в другой (основной) бассейн, где при невысоком слое рапы (15-20см) на втором году выдержки выпадают кристаллы соли.

Садочная соль отличается повышенным содержанием минеральных примесей и высокой гигроскопичностью. Удельный вес производства садочной соли в общем объеме производства соли невелик.

По характеру обработки поваренную соль подразделяют на мелкокристаллическую, молотую, немолотую, йодированную.

Мелкокристаллической является очень мелкая выворочная (чренная или вакуумная) соль (полностью проходящая при просеивании через вито со стороной квадратного сечения 0,8 мм и на 95% — через сито с размером отверстий 0,5мм).

Молотая соль бывает разного происхождения (каменная, самосадочная, садочная) и различной крупности помола; она может быть сеяной и несеяной.

В зависимости от размола зерен молотую соль делят на номера помолов, устанавливаемых просеиванием. Для высшего и 1-го сортов — помолы №0, №1, №2, №3, для 2-го сорта — №№ 1,2,3.

Немолотая соль бывает нескольких видов: комовая (глыба), дробленка и зерновая (ядро). Глыба выпускается в виде кусков массой от 3 до 50 кг, допускается до 10% примеси мелочи и кусков до 3 кг. Дробленка и зерновая соль должны иметь зерно размером не более 40 мм.

Йодированная соль вырабатывается в лечебных и профилактических целях. Она реализуется в районах зобной эндемии, обусловленной недостатком йода в воде и почве. Для ее получения к мелкокристаллической соли (выварочной или тонкого помола) добавляют йодистый калий (KJ) из расчета 25 г на 1 т и тщательно перемешивают. Для более равномерного распределения KJ вносят чаще всего в виде 1%-го раствора. Для стабилизации легко сублимирующего из соли йодистого калия в соль вносят тиосульфат натрия в количестве 250 г на 1т.

Содержание йода в йодированной соли составляет 1,91мг на 100г. С учетом дневной нормы потребления поваренной соли человек, употребляющий йодированную соль, получает около 200 мкг йода в сутки.

Также вырабатывают для лечебных и профилактических целей фторированную и йодированно-фторированную соль в качестве добавок, в которых используют калий фтористый, натрий фтористый. Для стабилизации йодистого калия применяют тиосульфат натрия в количестве 25-г на тонну соли.

По качеству поваренная соль относится в одному из 4х сортов: экстра, высший, 1-й и 2-ой.

Приемку соли и отбор проб для контроля качества производят в соответствии с требованиями ГОСТ 13830-97. Подготовка проб и методы испытаний регламентируются ГОСТ 13685-84, определение токсичных элементов – ГОСТ 26927-86, ГОСТ 26930-86, ГОСТ 26934-86.

При оценке качества соли учитывают следующие показатели: влажность (не более 5%), содержание хлористого натрия, % в пересчете на сухое вещество (не менее 99,7), содержание нерастворимых в воде веществ, % на сухое вещество (не более 0,85). В йодированной соли содержание влаги должно быть не более 1%.

Водные растворы соли всех видов должны давать нейтральную реакцию. При определении качества соли большое внимание уделяется органолептическим свойствам. Цвет соли у сорта экстра должен быть чисто-белый, у всех других сортов — белым с оттенком (сероватым, желтоватым, розовым), что зависит от состава минеральных примесей. В соли не должно быть видимых на глаз механических включений.

Вкус 5%-ного раствора соли должен быть чистосоленым, без посторонних привкусов и запахов, а у йодированной соли допускается слабый запах йода. На органолептические свойства соли отрицательно влияет повышенное содержание минеральных примесей. Так, хлористые соли магния и кальция придают ей излишнюю гигроскопичность. Соль с высоким содержанием железа, применяемая при засолке жиросодержащих продуктов (масла, сыров, жирных видов рыб), образует ржавые или бурые пятна. Это является результатом окисления жиров при каталитическом воздействии железа. Кальций придает соли грубый щелочной привкус, магний сообщает ей горечь; при употреблении соли с повышенным содержанием калия наблюдается першение в горле (царапающий вкус), тошнота и головная боль.

Физико-химические показатели качества соли регламентируются требованиями ГОСТ 13830-97, ГОСТ Р 51574-2000 и приведены в таблице 5.1

Таблица 5.1

Основные классы неорганических соединений. Соли

солиТема урока – основные классы неорганических соединений. Соли, урок химии 5. Ранее прошли урок химии 4.

Соли – продукты замещения (полного или частичного) атомов водорода в молекулах кислот катионами металла (а также ионами аммония), либо гидроксо — групп в молекулах оснований кислотными остатками.

Классификация солей

Соли делятся на средние, кислые, основные, двойные,  смешанные,  комплексные, кристаллогидраты.

Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода кислоты атомами металла или  гидроксо – групп основания кислотными остатками. Средние соли образуют все кислоты и основания, независимо от их основности или кислотности. Состав средних солей можно представить общей формулой MexAny, x – число катионов металла, равное  заряду аниона, у – число анионов (кислотных остатков), равные заряду катиона металла.

Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах только многоосновных кислот катионами металла.

                      H2SO4 +NaOH   → NaHSO4          NaHSO4+NaOH   →

Na2SO4

двухосновная кислота                                         кислая соль                 средняя соль         

Основные соли – продукты неполного замещения гидроксо – групп в молекулах только многокислотных оснований кислотными остатками.

                                 Fe(OH)2 + HCl → Fe(OH)Cl           Fe(OH)Cl + HCl → FeCl2

   двухкислотное основание                                     основная соль             средняя соль

Двойные соли  — соли, содержащие два химически разных катиона и один тип аниона. Например: KAl(SO4)2 – сульфат алюминия-калия.

Смешанные соли – соли, содержащие один тип катиона, но два типа аниона.

Например: Ca(Cl)OCl – хлорид-гипохлорит кальция (хлорная известь).

Комплексные соли – это такие соли, которые диссоциируют с образованием комплесных ионов.

K

4[Fe(CN)6] – желтая кровяная соль.

K3[Fe(CN)6] – красная кровяная соль.

K4[Fe(CN)6] → 4K+ + [Fe(CN)6]4 –

Кристаллогидраты – это соли, связанные с молекулами воды.

    Nа2SO4 *10 H2O – глауберова соль.

    CuSO4*5h3O – медный купорос.

    FeSO4*7H2O – железный купорос.

Название соли строится по следующей схеме:

Название средней соли = название кислотного остатка + название металла

(род. падеж) + степень окисления металла

 Например: Fe2S3 – сульфид железа (III).

Для кислых солей добавляются приставки «гидро» или «дигидро», например: Mg(H2PO4)2 – дигидрофосфат магния.

Для основных солей добавляются приставки «гидроксо» или «дигидроксо», например: [Cu(OH)]

2CO3 – гидроксокарбонат меди (II).

Название комплексных солей строят так: название аниона, затем название катиона в родительном падеже. В названии сложного иона отражают количество и названия группировок (лигандов), окружающих центральный ион (комплексообразователь), и заряд центрального иона.

Например, Na2[Zn(OH)4] – тетрагидроксоцинкат (II) натрия.

Химические свойства солей

1) Почти все соли являются ионными соединениями, поэтому в расплаве и в водном растворе диссоциируют на ионы. При пропускании тока через раствор  или расплавы солей идет процесс эллектролиза.

2) Взаимодействие солей с металлами идет только в том случае, если более активный металл вытесняет менее активный металл из его солей:

CuSO4 + Fe → FeSO4+Cu

3)    Соли малорастворимых оснований взаимодействуют с растворимыми основаниями с образованием или свободного основания или основной соли (при недостатке основания):

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

2CuSO4 + 2NaOH → (CuOH)2SO4 + Na2SO4

4)    Взаимодействие солей с кислотами возможно только в случае образования:

а) более слабой кислоты;

б) труднорастворимой соли;

в) газа;

При этом, в зависимости от соотношения компонентов возможно образование как кислот, так и кислых солей:

а) Na3PO4 + 3HCl → H3PO4 + 3NaCl;

Na3PO4 + 2HCl → NaH2PO4 + 2NaCl

б) BaCl2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2HCl

в) Na2S(крист.) + 2HCl→ H2S↑ + 2NaCl

5)    Две растворимые соли вступают в реакцию обмена, если одна из образующих солей выпадает в осадок:

3CaCl2 + 2Na3PO4 → Ca3(PO4)2↓ + 6NaCl

6)    Средние, кислые и основные соли взаимосвязаны и могут быть превращены друг в друга:

 CaCO3 + H2CO3 → Ca(HCO3)2

Ca(HCO3)2 + 2NaOH → CaCO3 + Na2CO3 + 2H2O

7)    Соли, в состав которых входят остаток любого электролита, в водном растворе гидролизуются.

8)    При нагревании некоторые соли разлагаются:

              t                                                   t

CaCO3 → CaO + CO2;       2KClO3 → 2KCl + 3O2

Способы получения солей

Большая часть методов получения солей основана  на взаимодействии веществ противоположной природы – металлов с неметаллами, кислотных оксидов с основными, оснований с кислотами. Однако, при синтезе конкретной соли следует иметь в виду: а) не все предложенные методы могут быть использованы в данном случае; б) существуют специфические способы получений солей.

  1. Реакция металла с неметаллом: Mg + Br2 → MgBr2.
  2. Взаимодействие кислот с металлами: 2Na + H2S → Na2S + H2↑.
  3. Вытеснением менее активного металла более активным из раствора: Fe + CuSO4 → Cu + FeSO4.
  4. Реакция между основным и кислотным оксидом: К2О + СО2 → К2СО3.
  5. Реакция основного оксида с кислотой: BaO + 2HCl → BaCl2 + H2O.
  6. Кислотный оксид с основанием: SO3 + 2NaOH → Na2SO4 + H2O.
  7. Реакция кислоты и основания: H3PO4 + 3NaOH → Na3PO4 + 3H2O.
  8. Взаимодействие раствора основания с раствором соли:
  9. Ва(ОН)2 + К2SO4 → 2KOH + BaSO4↓.
  10. Взаимодействие соли с кислотой: CuCO3 +H2SO4 → CuSO4 + H2CO3.
  11.  Реакция растворов двух солей: АgNO3 + NaCl → AgCl↓ + NaNO3.

Это был урок химии 5 — основные классы неорганических соединений. Соли.

 

Share this post for your friends:

Friend me:

к нашему сайту.

Открытый урок по теме «Соли. Классификация солей»

Тема урока: Соли. Состав и классификация солей.

Цель урока: ознакомиться с составом, названиями солей, умение составлять формулы солей, обобщить сведения о физических свойствах солей.

Задачи:

1. Формировать представление о составе солей.

2. Формировать представления об алгоритме составления формул и названий солей

3. Формировать умения составлять формулы и называть соли

4. Повторить и закрепить знания о классификации солей и их физических свойствах.

Тип: обобщение знаний и систематизация знаний и умений.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы солей.

Ход урока

1. Организация начала занятия 

Прозвенел и смолк звонок. Вот и начался урок. Все за парты дружно сели, друг на друга посмотрели. А теперь улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов и хорошего настроения на уроке.

II Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы писали практическую работу. Давайте проведем анализ практической работы.

Давайте вспомним, какие классы неорганических веществ мы уже изучили: оксиды, кислоты, основания

— Сегодня мы с вами, ребята, совершим удивительное путешествие в страну «Химических соединений». На пути нас ждут самые разные приключения, и только тот, кто их преодолеет, станет победителем. Но прежде чем мы сделаем первую остановку, нам нужно пройти «таможенный контроль» и заполнить «таможенную декларацию». Работа в группах (по рядам). По сигналу учителя учащиеся, сидящие за первой партой, находят ошибки в первом пункте и передают учащимся второй парты. Те, в свою очередь, исправляют ошибки во втором пункте и передают «декларацию» дальше.

«Таможенная декларация»

1.Хлор, серебро, оксид серы(VI), азот

2. H2, O2, FeS, Zn

3. H2SO4, S, Ba, K

4. C, Mg, NaOH, Zn

1.Йод, оксид натрия, вода, кремний

2. Cu, Ag2O, Na2O, Ca(OH) 2

3. H2O, KOH, S, H2S

4. SO2, H2, Fe, FeCI2

— Молодцы! Все заполнили «декларацию» и в полном составе прибыли в «Страну оксидов, оснований и кислот»

Всё правильно, а теперь я предлагаю вам посмотреть внимательно на этот слайд. Здесь представлены формулы всех названных классов веществ.

Al2O3, SO3,  СаСОз,  Вa(OH)2 , Na2SO4, HCI, NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Mg(OH)2, Cu(OH)2,H2SO4,CO2, H2SiO3,KOH,N2O, FeCI2, NaNO3

Выберите из них оксиды, кислоты, основания…. Самопроверка со слайда. Всё правильно, молодцы! Но как вы видите, здесь остались ещё формулы каких-то неизвестных нам веществ. Это новый класс веществ, а чтобы немножко вам помочь я загадаю вам загадку

Загадка про соли.

Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли 
Объединю в класс..

Соли

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим новым классом неорганических соединений, который называли соли.

Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Эпиграф: Соль – всему голова, без соли и жито – трава.

Эта русская пословица свидетельствуют о большом значении солей в нашей жизни. Мы сегодня выясним, какие вещества называются солями, познакомимся с классификацией этих веществ, их применением.

Нашей задачей будет познакомиться с составом солей, и научиться составлять названия солей.

План изучения солей: ( слайд и карточка на парту)

  1. Определение

  2. Названия солей

  3. Составление химических формул.

  4. Классификация солей

  5. Физические свойства солей.

III. Изучение нового материала

Посмотрите на формулу, которая записана на доске и сформулируем самостоятельно определение этого понятия. Выслушиваются мнения учащихся и формулируется определение соли.

1. Определение

Соли— это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Запишите определение себе в тетрадь

2. Название солей

Название любой соли состоит из двух слов- название кислотного остатка и название металла. Если металл проявляет переменную валентность, то ее значения указываются в скобках.

Например: СaCO3 —карбонат кальция, 

Са3(РО4)2 — фосфат кальция

СuSO– сульфат меди (II)

Для закрепления сделаем задания на карточке:

КCl, NaNO3, AlCl3, AI2(SO4)3, Na3PO4,

Вам предложены следующие формулы солей, дайте названия соединениям :  СаSO4 , Na2CO3, Na3PO4, FeCl, MnCl4. Ребята самостоятельно дают названия

3. Составление химических формул

Теперь давайте вспомним правила составления формул солей.

Составьте формулы следующих солей: ( слайд и карточку) например нитрат алюминия

1. Напишем химический знак алюминия и обозначение кислотного остатка азотной кислоты, поставим валентность.

2. Найдем наименьшее общее кратное, выражающее валентность алюминия и валентность кислотного остатка. Наименьшее общее кратное этих чисел – 3

3. Найдем число атомов алюминия и число кислотных остатков.

А теперь для закрепления делаем задание 2 после параграфа

4. Классификация солей

По способности растворяться в воде все соли делятся на две большие группы- растворимые и нерастворимые.

1. Растворимые в воде это Na2CO3, NaCI, Na2SO4.

2. Нерастворимые в воде это CaCO3, CuSO3

Давайте проведем демонстрационный опыт по солям.

Все соли- твердые кристаллические вещества, имеющие различную окраску. Давайте посмотрим на некоторые соли.

4. Физические свойства солей.

Все соли- твердые кристаллические вещества, имеющие различную окраску. Давайте посмотрим на некоторые соли.

Давайте познакомимся с некоторыми видами солей.

Карбонат кальция. Одно из наиболее распространенных соединений на Земле. Минералы на моей основе покрывают около 40 млн кв. км земной поверхности. Мел, известняк, мрамор, жемчуг – это всё я! Мел- это не только известный вам зубной порошок и школьный мел, его используют в бумажной и резиновой промышленности. Мрамор и известняк используют в строительстве, а также при производстве стекла и керамики.

Гидрокарбонат натрия. Я принадлежу к семейству кислых солей. Я известна Вам под названием пищевая сода, хотя химики называют меня гидрокарбонат натрия. Раствор питьевой соды – составная часть заряда пенного огнетушителя. При использовании огнетушителя сода взаимодействует с серной кислотой, выделяется большое количество углекислого газа, который и образует большую пену. А ещё раствор пищевой соды используют в медицине, например при полоскании горла при ангине.

Физкультминутка.

Давайте ответим на несколько вопросов

1. Вода- пожми руку соседу.

2. Атом водорода- подпрыгни

3. Атом кислорода- подтянись

4. Метан- топни левой ногой

5. Углекислый газ- топни правой ногой

6. Молекула водорода- улыбнись

7. Молекула кислорода- садись

IV Закрепление материала (работа в парах)

Задание. Составить формулы солей и дать названия.

Проведите соответствие.

Na2SO4  нитрат железа(III)

K3PO4 силикат натрия

Fe(NO)3 сульфат натрия

AlCl3   хлорид алюминия

CaCO3  фосфат калия

Затем давайте сделаем задание 3 после параграфа

V Оценивание

Учитель:

– Какие моменты урока наиболее запомнились?

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Как оцените свою работу? Выставление оценок.

VI Рефлексия

hello_html_m131905bd.jpg

VI I Домашнее задание § 19, задание 4.

Соли их классификация и свойства

Соли: свойства, получение, применение   8 класс. УМК О. С. Габриелян

Соли:

свойства, получение, применение 8 класс. УМК О. С. Габриелян

Проверка домашнего задания 1 . Какие классы веществ вы знаете? 2 . Что такое оксиды? 3. Что такое основания? 4. Что такое кислоты ? 5. Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды)? Проверка дз

Проверка домашнего задания

1 . Какие классы веществ вы знаете?

2 . Что такое оксиды?

3. Что такое основания?

4. Что такое кислоты ?

5. Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды)?

Проверка дз

К какому классу соединений относятся формулы веществ? Назовите их. H 2 CO 3 Na 2 O H 2 SO 4 N 2 O 5 KOH Ba(OH) 2 СЛАЙД 3.

К какому классу соединений относятся формулы веществ? Назовите их.

H 2 CO 3

Na 2 O

H 2 SO 4

N 2 O 5

KOH

Ba(OH) 2

СЛАЙД 3.

О каком веществе идёт речь?  У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы ... Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу.

О каком веществе идёт речь?

У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы … Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу.

Цели урока: •  н аучить составлять формулы солей и давать им названия; •  узнать классификацию, свойства солей, способы получения и применение солей.

Цели урока:

• н аучить составлять формулы солей и давать им названия;

• узнать классификацию, свойства солей, способы получения и применение солей.

Задачи: Научить находить среди неорганических веществ формулы солей; составлять формулы солей; называть соли.

Задачи:

Научить

  • находить среди неорганических веществ формулы солей;
  • составлять формулы солей;
  • называть соли.
План урока: 1. Что такое соли? 6. Химические свойства. 2. Классификация солей. 3. Номенклатура солей. 4. Физические свойства. 5. Химические свойства. 6. Получение. 7. Применение. 8. Некоторые интересные факты.

План урока:

1. Что такое соли?

  • 6. Химические свойства.

2. Классификация солей.

3. Номенклатура солей.

4. Физические свойства.

5. Химические свойства.

6. Получение.

7. Применение.

8. Некоторые интересные факты.

Na Cl K 3 PO 4 Кислотный остаток Ион Ион Кислотный металла остаток металла Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

Na

Cl

K 3

PO 4

Кислотный

остаток

Ион

Ион

Кислотный

металла

остаток

металла

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

Найдите среди формул веществ-  формулы солей  CO 2 H 2 SO 4 CaO BaSO 4 K 2 SO 4 Fe(OH) 3 HCl MgCO 3 H 2 O

Найдите среди формул веществ- формулы солей

CO 2 H 2 SO 4 CaO

BaSO 4 K 2 SO 4 Fe(OH) 3

HCl MgCO 3 H 2 O

Классификация солей

Классификация солей

Средние (нормальные) соли  — все атомы водорода в молекулах кислоты замещены на атомы металла (KCl) Кислые соли  — атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично (NaHCO3) Осно́вные соли  — гидроксогруппы основания (OH−) частично замещены кислотными остатками. ( ( CuOH) 2 CO 3 )
  • Средние (нормальные) соли  — все атомы водорода в молекулах кислоты замещены на атомы металла (KCl)
  • Кислые соли  — атомы водорода в кислоте замещены атомами металла частично (NaHCO3)
  • Осно́вные соли  — гидроксогруппы основания (OH−) частично замещены кислотными остатками. ( ( CuOH) 2 CO 3 )
Двойные соли — в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами (KAl(SO 4 ) 2 х12H 2 O) Смешанные соли  — в их составе присутствует два различных аниона (Ca(OCl)Cl)
  • Двойные соли — в их составе присутствует два различных катиона, получаются кристаллизацией из смешанного раствора солей с разными катионами, но одинаковыми анионами (KAl(SO 4 ) 2 х12H 2 O)
  • Смешанные соли  — в их составе присутствует два различных аниона (Ca(OCl)Cl)
Номенклатура средних солей Название кислотного остатка Наименование металла в родительном падеже МgСL 2  магния хлорид

Номенклатура средних солей

  • Название кислотного остатка
  • Наименование металла в родительном падеже

МgСL 2

магния

хлорид

Номенклатура кислых солей Указать название кислотного остатка К названию кислотного остатка прибавить «гидро-» Наименование металла в родительном падеже NaHSO 4 сульфат гидро натрия

Номенклатура кислых солей

  • Указать название кислотного остатка
  • К названию кислотного остатка прибавить «гидро-»
  • Наименование металла в родительном падеже

NaHSO 4

сульфат

гидро

натрия

Номенклатура основных солей Указать название кислотного остатка К названию кислотного остатка прибавить «основной-» Наименование металла в родительном падеже MgOHCl хлорид основной магния

Номенклатура основных солей

  • Указать название кислотного остатка
  • К названию кислотного остатка прибавить «основной-»
  • Наименование металла в родительном падеже

MgOHCl

хлорид

основной

магния

Номенклатура двойных солей Название кислотного остатка Наименование металлов в родительном падеже NaTl(NO 3 ) 2  таллия (I) -натрия нитрат

Номенклатура двойных солей

  • Название кислотного остатка
  • Наименование металлов в родительном падеже

NaTl(NO 3 ) 2

таллия (I) -натрия

нитрат

Номенклатура смешанных солей Название кислотных остатков Наименование металла в родительном падеже CaCLOCL  кальция хлорид-гипохлорит

Номенклатура смешанных солей

  • Название кислотных остатков
  • Наименование металла в родительном падеже

CaCLOCL

кальция

хлорид-гипохлорит

Составить формулы солей:  нитрита магния,  силиката натрия,  фосфата кальция.

Составить формулы солей:

нитрита магния,

силиката натрия,

фосфата кальция.

Физические свойства Соли – кристаллические вещества, в основном белого цвета. Соли железа – желто - коричневого цвета. Соли меди – зеленовато-голубого цвета.  По растворимости в воде соли делят (смотри таблицу растворимости): Растворимые NaCl Поваренная соль Малорастворимые CaSO 4 Безводный гипс Нерастворимые CaCO 3 Мел, мрамор, известняк

Физические свойства

Соли – кристаллические вещества, в основном белого цвета. Соли железа – желто — коричневого цвета. Соли меди – зеленовато-голубого цвета.

По растворимости в воде соли делят

(смотри таблицу растворимости):

Растворимые

NaCl

Поваренная соль

Малорастворимые

CaSO 4

Безводный гипс

Нерастворимые

CaCO 3

Мел, мрамор, известняк

Химические свойства 1. Взаимодействие с металлами . Каждый левее стоящий металл в ряду напряжений вытесняет последующий из раствора его соли. Fe + CuCI 2 =Cu + FeCI 2  Fe° + Cu² + + 2CI = Cu° + Fe² + +2CI -  Fe° + Cu² + = Cu° + Fe² + или Fe° – 2e → Fe² + │ процесс окисления (восстановитель)  Cu² + + 2e → Cu° │ процесс восстановления (окислитель)

Химические свойства

1. Взаимодействие с металлами . Каждый левее стоящий металл в ряду напряжений вытесняет последующий из раствора его соли.

Fe + CuCI 2 =Cu + FeCI 2 Fe° + Cu² + + 2CI = Cu° + Fe² + +2CI — Fe° + Cu² + = Cu° + Fe² +

или Fe° – 2e → Fe² + │ процесс окисления (восстановитель) Cu² + + 2e → Cu° │ процесс восстановления (окислитель)

Химические свойства 2. Взаимодействие со щелочами: В результате обязательно должно образоваться нерастворимое основание.  3. Взаимодействие солей между собой:    2NaОН + CuSO 4 → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4        КСl + AgNO 3 → AgCl + KNO 3

Химические свойства

2. Взаимодействие со щелочами:

В результате обязательно должно образоваться нерастворимое основание.

3. Взаимодействие солей между собой:

2NaОН + CuSO 4 → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

КСl + AgNO 3 → AgCl + KNO 3

Химические свойства 4.Взаимодействие с кислотами:  CO 2   CaCO 3 + HCl → CaCl 2 + H 2 CO 3    H 2 O  Сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей!

Химические свойства

4.Взаимодействие с кислотами:

CO 2

CaCO 3 + HCl → CaCl 2 + H 2 CO 3

H 2 O

Сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей!

Химические свойства 5. Разложение при нагревании:      СаСО 3 = СО 2 + Н 2 О

Химические свойства

5. Разложение при нагревании:

СаСО 3 = СО 2 + Н 2 О

Способы получения   Основаны на химических свойствах оксидов, оснований, кислот 1. Кислота + основание = соль + вода  H 2 SO 4 +2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 2. Кислота + металл = соль + водород  2HCL +Zn = ZnCL 2 + H 2 3. Кислота + основный оксид = соль + вода  2HCL + CuO = CuCL 2 + H 2 O 4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль  H 2 SO 4 + BaCL 2 = 2HCL + BaSO 4  Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.

Способы получения

Основаны на химических свойствах оксидов,

оснований, кислот

  • 1. Кислота + основание = соль + вода

H 2 SO 4 +2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O

  • 2. Кислота + металл = соль + водород

2HCL +Zn = ZnCL 2 + H 2

  • 3. Кислота + основный оксид = соль + вода

2HCL + CuO = CuCL 2 + H 2 O

  • 4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль

H 2 SO 4 + BaCL 2 = 2HCL + BaSO 4

Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.

Способы получения   5. Основание + соль = новое основание + новая соль  2 КОН + СаSO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4  6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода  2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O 7. Кислотный оксид + основный оксид = соль  СО 2 + СаО = СаСО 3  8. Соль + соль = новая соль + новая соль   КСl + AgNO 3 → AgCl + KNO 3 9. Соль + металл = новая соль  + металл  CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu 10. Металл + неметалл = соль   Fe +S = FeS

Способы получения

  • 5. Основание + соль = новое основание + новая соль

2 КОН + СаSO 4 = Са(ОН) 2 + К 2 SO 4

  • 6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода

2NaOH + SO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O

  • 7. Кислотный оксид + основный оксид = соль

СО 2 + СаО = СаСО 3

  • 8. Соль + соль = новая соль + новая соль

КСl + AgNO 3 → AgCl + KNO 3

  • 9. Соль + металл = новая соль + металл

CuSO 4 + Fe = FeSO 4 + Cu

  • 10. Металл + неметалл = соль

Fe +S = FeS

Применение солей Соли соляной кислоты. Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия.   Хлорид натрия (поваренную соль) выделяют из озерной и морской воды, а также добывают в соляных шахтах. Поваренную соль используют в пищу. В промышленности хлорид натрия служит сырьём для получения хлора, гидроксида натрия и соды.   Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение.

Применение солей

  • Соли соляной кислоты. Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия. Хлорид натрия (поваренную соль) выделяют из озерной и морской воды, а также добывают в соляных шахтах. Поваренную соль используют в пищу. В промышленности хлорид натрия служит сырьём для получения хлора, гидроксида натрия и соды. Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение.
Применение солей Соли серной кислоты. В строительстве и в медицине широко используют полуводный гипс, получаемый при обжиге горной породы (дигидрат сульфата кальция). Будучи смешан с водой, он быстро застывает, образуя дигидрат сульфата кальция, то есть гипс.   Декагидрат сульфата натрия используют в качестве сырья для получения соды.

Применение солей

  • Соли серной кислоты. В строительстве и в медицине широко используют полуводный гипс, получаемый при обжиге горной породы (дигидрат сульфата кальция). Будучи смешан с водой, он быстро застывает, образуя дигидрат сульфата кальция, то есть гипс. Декагидрат сульфата натрия используют в качестве сырья для получения соды.
Применение солей Соли азотной кислоты. Нитраты больше всего используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Важнейшим из них является нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция и нитрат аммония. Обычно эти соли называют селитрами.

Применение солей

  • Соли азотной кислоты. Нитраты больше всего используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Важнейшим из них является нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция и нитрат аммония. Обычно эти соли называют селитрами.
Применение солей Соли угольной кислоты. Карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести.   Карбонат натрия (соду) применяют в производстве стекла и при варке мыла.   Карбонат кальция в природе встречается и в виде известняка, мела и мрамора.

Применение солей

  • Соли угольной кислоты. Карбонат кальция используют в качестве сырья для получения извести. Карбонат натрия (соду) применяют в производстве стекла и при варке мыла. Карбонат кальция в природе встречается и в виде известняка, мела и мрамора.
О соли  Мёртвое море

О соли Мёртвое море

 Розовое озеро в Сенегале   Это озеро имеет такой цвет из-за большого количества микроорганизмов и полезных ископаемых. Местные женщины проводят до 14 часов в день собирая там соль.

Розовое озеро в Сенегале Это озеро имеет такой цвет из-за большого количества микроорганизмов и полезных ископаемых. Местные женщины проводят до 14 часов в день собирая там соль.

Самое большое солевое озеро в мире расположено на юге пустынной равнины Альтиплано, в Боливии, на высоте около 3700 м. Его площадь составляет 10,5 квадратных километров. В центре толщина соли достигает 10 метров. Это озеро содержит более 10 миллиардов тонн соли. Когда Salar de Uyuni покрывается водой, в нем отражается каждое облако.

Самое большое солевое озеро в мире расположено на юге пустынной равнины Альтиплано, в Боливии, на высоте около 3700 м. Его площадь составляет 10,5 квадратных километров. В центре толщина соли достигает 10 метров. Это озеро содержит более 10 миллиардов тонн соли. Когда Salar de Uyuni покрывается водой, в нем отражается каждое облако.

  Химический диктант 1 вариант  1.соли металла 2. сульфат алюминия 3. белого 4. Cu(OH) 2  5. хлора, соды 2 вариант  1. ионов металла и кислотного остатка. 2. нитрат кальция. 3.растворимые, нерастворимые и малорастворимые. 4. CаCL 2 5. калийное Критерии оценки 5 правильных ответов — «5» 4 правильных ответов — «4» 3 правильных ответов — «3» Меньше 3 правильных ответов — «2»

Химический диктант

1 вариант

1.соли металла

2. сульфат алюминия

3. белого

4. Cu(OH) 2

5. хлора, соды

2 вариант

1. ионов металла и кислотного остатка.

2. нитрат кальция.

3.растворимые, нерастворимые и малорастворимые.

4. CаCL 2

5. калийное

Критерии оценки

5 правильных ответов — «5»

4 правильных ответов — «4»

3 правильных ответов — «3»

Меньше 3 правильных ответов — «2»

  Сиквейн  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).      2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).      3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).      4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.      5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

Сиквейн

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).     2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).     3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).     4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.     5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

  Сиквейн 1. Соль 2. Белая, кристаллическая 3. Солит, удобряет, растворяется 4. Соль наносит вред здоровью 5. Селитра

Сиквейн

1. Соль

2. Белая, кристаллическая

3. Солит, удобряет, растворяется

4. Соль наносит вред здоровью

5. Селитра

Домашнее задание §33, Упр.2, 3, 6 (письменно)

Домашнее задание

§33, Упр.2, 3, 6 (письменно)

 СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО

ЗА УРОК!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *