Климатические пояса 3 класс окружающий мир: Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему: Климатические пояса – Тема «Климат», окружающий мир 3 класс УМК Занкова

Тема «Климат», окружающий мир 3 класс УМК Занкова

Климат

Климат

Климат  - многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Климат

— многолетний режим погоды,

характерный для данной

местности.

Показатели климата Показатели погоды (в течение года) (в данный момент) Температура воздуха Среднегодовая температура воздуха Направление ветра Преобладающее направление ветра Атмосферные осадки Годовое количество  осадков

Показатели

климата

Показатели

погоды

(в течение года)

(в данный момент)

  • Температура воздуха
  • Среднегодовая

температура воздуха

  • Направление ветра
  • Преобладающее

направление ветра

  • Атмосферные осадки
  • Годовое количество

осадков

Климатические  пояса

Климатические пояса

Основные климатические  пояса Экваториальный пояс 2 тропических пояса 2 умеренных пояса 2 полярных пояса (арктический и антарктический)

Основные

климатические пояса

  • Экваториальный пояс
  • 2 тропических пояса
  • 2 умеренных пояса
  • 2 полярных пояса

(арктический и антарктический)

Факторы влияющие На климат:  близость  океана (моря) рельеф местности

Факторы влияющие

На климат:

  • близость океана (моря)
  • рельеф местности
Домашнее задание: стр.13 - 18

Домашнее задание:

стр.13 — 18

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: климат


Урок окружающего мира в 3 «Б» классе

Тема: климат

Дата проведения: 17.09.2018 г.

Учитель: Калмынина Г.И. МАОУ «СОШ № 7» г. Улан — Удэ

Цели: формировать представление о понятиях «климат», «климатические пояса»; дифференцировать понятия «погода» и «климат»; развивать мышление, речь, память; воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: учебник, схема «Климат», рабочая тетрадь, кроссворд, иллюстрации – разные виды домов, карты «Климатические пояса», «Физическая карта мира», «Тепловые пояса земли».

Ход урока

I. Организационный момент.

Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для работы, то и буду выполнять.

1. «Б ю р о п о г о д ы».

Сентябрь

Вот красная рябина, вот желтые опята.

И в сентябре корзина полным-полна, ребята!

В. Берестов

Сентябрь – не так жжет солнце, дни стали короче, ночи длиннее, и все чаще стали лить дожди. (В. Бианки.)

2. С о о б щ е н и е о температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках.

II. Проверка домашнего задания.

– Запишите словами в клетки кроссворда:

1) → – ветер;

2) ≡ – туман;

3) * – снег;

4) ▲ – град;

5) :: – дождь;

6) – гололед.

– Напишите с помощью условных знаков.

1) Пасмурно, мелкий дождь, ветер западный, температура воздуха – десять градусов тепла.

2) Пасмурно, ветер северный, снег, температура воздуха – пятнадцать градусов мороза.

3) t +20 °C.

Было опасение

Было опасение

С вечера вчера,

Что будет воскресенье

Хмурое с утра,

Что неба на рассвете

Не увидим синего,

Что будет дождь и ветер –

Умеренный до сильного.

Что возможны заморозки

(Береги посадки),

А к ночи эти самые…

По области осадки!

Но лучист и розов

Неба ясный купол.

Институт прогнозов,

К счастью, все напутал.

Светит солнце доброе,

Из дому маня:

– Здравствуй, утро бодрое

Выходного дня.

М. Ивенсен

– О какой особенности погоды упомянул автор стихотворения? (О неустойчивости и изменчивости погоды.)

– Что называют погодой?

– Даже само слово «погода» происходит от термина «по–годная запись» (хроника данного года).

– Какая погода характерна для нашей местности летом, зимой, весной, осенью? (Ответы детей.)

– Сравните с прошедшей зимой и с прошедшим летом, которые вы еще хорошо помните.

III. Работа по теме урока.

– Мы установили погодные условия, которые устойчиво повторяются из года в год в нашей местности, то есть климат своей местности.

Климат (по-греч. буквально – наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам) – это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у на с. 16.

– Сравните показатели погоды и показатели климата, укажите общие и отличительные признаки.

Показатели погоды

(в данный момент времени)

Температура воздуха

Направление ветра

Атмосферные осадки

Показатели климата

(в течение года)

Среднегодовая температура воздуха

Преобладающее направление ветров

Годовое количество осадков

– Прослушайте описание климатов. Сравните.

Средняя температура января –28°.

Зима долгая и лютая. До 150 суток длится полярная ночь. Лето короткое и холодное. Безморозный период с температурой выше 0 °С длится всего 10–20 дней. (Арктическая пустыня.)

Характерная особенность – сухость и обилие света. Летом температура достигает +80 °С днем, ночью – прохладно. Зима морозная, длится 2–3 месяца. Средняя температура –15 °С. (Пустыня.)

– Какое описание подходит для нашего климата? (Ответы детей.)

Сегодня мы определим главные причины образования на Земле разных типов климата.

2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 18 в рабочей тетради на с. 12.

3. С о в м е с т н о е о т к р ы т и е з н а н и й.

Первая причина образования климатов – это солнечное тепло.

Закрасьте на контурной карте:

 полярные пояса – синим цветом;

 умеренные пояса – зеленым цветом;

 тропический пояс – красным цветом;

 экваториальный пояс – желтым цветом.

– Почему на экваторе всегда жарко, а на полюсе холодно?

В полдень на экваторе Солнце стоит прямо над головой, но по мере того как оно перемещается к Северному или Южному полюсам, его лучи падают на землю все более косо.

Чем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они ее разогревают. Косые лучи должны обогревать большую территорию, что и приводит к большим потерям тепла. Следовательно, на экваторе воздух теплее, чем на полюсе (см. карту «Климатических поясов»).

– Как влияет угол наклона земной оси на климат?

– Что произойдет, если земная ось строго перпендикулярна плоскости орбиты?

На планете круглый год равноденствие. Каждый день Солнце совершает по небу один и тот же путь. В 6 часов утра точно на востоке оно восходит, в полдень поднимается на одну и ту же для данной местности высоту и в 6 часов вечера заходит строго на западе. Нет ни зимы, ни лета. Круглый год стоит одинаковая, без сезонных контрастов, погода.

Хорошо это или плохо?

В умеренных широтах природа и человек круглый год вынуждены были бы существовать при небольших положительных температурах от 2 до 7° С. Здесь не было бы зимних морозов, но не было бы и летнего тепла.

На огромных территориях Евразии и Северной Америки не было бы хвойных и широколиственных лесов: их заменила бы вечнозеленая тундра. На экваторе это бы никак не сказалось, там и сейчас день равен ночи, а лето и зима есть только в календаре.

Полярные области выглядели бы еще унылее, чем сейчас. Покрытые вечными снегами, они были бы лишены даже коротких всплесков жизни полярного лета.

Представьте, что наша Земля перестала получать тепло от Солнца. Какие будут для нее последствия? (Земля станет безжизненной.)

Правомерно ли утверждение, что рельеф местности влияет на климат?

Представьте, что на Земле нет ни людей, ни гор, ни материков. Вся поверхность планеты гладкая и однообразная, как резиновый мяч. Как расположились климатические пояса в этом случае? (Как тепловые пояса совпали.)

На нашей планете огромное разнообразие рельефов – это еще одна причина разнообразия климатов.

Сравните в конце учебника карту тепловых и климатических поясов мира. Границы тепловых поясов ровные, ими являются тропики и полярные круги. А границы климатических поясов очень неровные, волнистые. Значит, на их образование еще что-то влияет.

Представьте, что воздух вокруг нас не движется, что на Земле исчезли ветры. Как это скажется на нашей Земле? Тогда вода будет испаряться с океанов и туда же и выливаться. Ветер не будет распространять ее на сушу. Таким образом, суша не будет получать влаги, значит, она станет безжизненной.

Тепло и ветер, приносящий влагу, разделили Землю на пространства с близкими показателями климата – на климатические пояса. Чем отличаются климатические пояса от тепловых поясов? (У них разные границы, так как на образование климатических поясов помимо солнечного тепла влияют рельеф, ветры, влага, приносимая ветрами.)

Климатические пояса

Ах, как же прекрасна наша планета!

Вот – белая лента, вот – синего цвета,

А вот голубеет под ней полоса…

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в климатические пояса.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

Вы сразу полярный увидели пояс.

А что означает пояс полярный?

Там климат суровый и жутко коварный:

Холодные ветры летят, как ножи,

И мерзнут медведи и даже моржи.

Чуть ниже – пояс умеренный.

И климат в нем тоже нужный:

Не то чтобы очень северный,

Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже пояс тропический.

Там даже зимою тепло,

И снег видят люди практически

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе экваториальном,

Самом жарком из поясов,

Все ходят в костюме купальном,

А дети и без трусов!

Зачем же наш глобус так разрисован,

Располосован и распоясован?

Зачем? Чтобы было ясней для народа,

Где климат какой и какая природа!

– Используя карту «Климатические пояса», назовите основные климатические пояса. (Счет ведется от экватора.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Считалочка

Дети выполняют действия по тексту.

Раз – подняться, улыбнуться.

Два – повыше потянуться.

Три – наклон вперед, прогнуться.

На четыре – разогнуться.

Пять – поглубже всем вдохнуть,

Расправляем плечи, грудь.

Шесть – на пояс руки ставим,

Приседать мы не устанем.

Семь – отбросили заботы –

Вправо, влево повороты.

Восемь. А теперь прыжки,

Как пушинки мы легки.

Девять – дружно отдыхаем.

Десять – урок продолжаем.

4. Р а б о т а в г р у п п а х.

Учитель раздает иллюстрации – разнообразные жилища разных эпох, народов.

– Как вы думаете, в каких климатических поясах живут в этих жилищах?

1-я г р у п п а – изба.

(Умеренный пояс. Четкая смена четырех сезонов, холодная зима со снежным покровом и замирание многих процессов в природе, теплое лето. В океанах встречаются плавающие льды. Разнообразный ландшафт: хвойные, смешанные, широколиственные леса, лесостепи, степи, пустыни и полупустыни.)

– В каком климате живете вы? На что вы будете опираться в качестве доказательств? (Ответы детей.)

2-я г р у п п а – яранга.

(Субарктический пояс. Прохладное сырое лето с температурой +10, +12 °С. Суровая продолжительная малоснежная зима –40 °С; –50 °С, мало осадков.)

3-я г р у п п а – сакля.

(Область высокогорного климата.)

4-я г р у п п а – иглу.

(Арктический пояс. Весь год отрицательные температуры, мало осадков. С полюсов Землю, словно шапки, прикрывают полярные пояса, где нет почти ничего, кроме льда, крошащихся от мороза камней и вечных восточных ветров, которые то и дело усиливаются до бурь.)

5-я г р у п п а – бамбуковый дом.

(Экваториальный пояс. Лето влажное, жаркое. Зима сухая, около +20 °С, осадков нет.)

6-я г р у п п а – юрта.

(Тропический пояс. Сезонные различия: средняя температура зимой +20 °С, летом +30 °С…+35 °С, осадков мало.)

– Почему здесь сухо? Какая характерная особенность климата?

7-я г р у п п а – африканский дом.

(Экваториальный пояс, температуры весь год высокие, влажность воздуха большая, осадков много.)

8-я г р у п п а – японский дом.

(Дополняют сообщения 6-й группы.)

Вывод. Климат влияет на многие компоненты природы и на образ жизни человека. Люди вынуждены приспосабливаться к особенностям климата, в котором они живут. (Например, строя современные дома на севере, человек учитывает низкие температуры воздуха и дополнительно укрепляет жилье. Современные дома в жарком поясе должны иметь хорошую систему кондиционирования. В местностях, где выпадает много осадков, дома строят с покатой крышей, где осадков мало – с плоской. Или возьмем машины. Современные автомашины, которые легко передвигаются по асфальтированным дорогам, не могут двигаться по бездорожью. По глубокому снегу на севере или по пескам пустыни нужны другие машины.)

5. И г р а «Узнай по описанию».

1) 2/3 материка расположены в тропическом поясе. Средняя температура июля 12–20 °С, января – 20–30 °С и более. (Австралия.)

2) Эта страна расположена в умеренном влажном климате на Британских островах. Средняя температура января от 3 до 7 °С, июля – 11–17 °С. (Великобритания.)

– О каком погодном явлении идет речь в стихотворении?

Я с погодой не в ладу:

Поливать цветы иду,

Стоит клумбу мне полить,

Начинает ливень лить.

Сад в себя прийти не может,

Сад становится рекой…

Для чего же, для чего же

Поливала я левкой?

Я с погодой не в ладу,

Надо мне иметь в виду:

Чтобы ливень начал лить,

Побегу цветы полить…

Обилие осадков характерно для этой страны. Почему? (Ответы детей.)

3) На большей территории климат умеренный (на западе океанический, на востоке – континентальный, со снежной и морозной зимой), в Южной части – средиземноморский, на северных островах – арктический. (Европа.)

4) Этот полуостров граничит с теплым морем. На нем не бывает холодной зимы, летом потоки теплого воздуха приносят с моря обильные дожди. Эти ветры влияют на климат данной местности. Климат тропический муссонный. (Индия.)

Муссон

Есть на свете ветер странный

По фамилии Муссон.

В южных странах постоянно

С океана дует он.

Из-за этого Муссона

В Бирме только 2 сезона.

Там стоит полгода сушь,

А полгода льет, как душ.

Объявляется погода

Там примерно раз в полгода:

Завтра, мол, сезон дождей!

Вот погодка у людей!

А у нас – то жуткий холод,

То жара, то дождь, то град.

И погоду в день раз 40

Объявляют невпопад.

Все у нас непостоянно.

Сквозняки со всех сторон.

Даже слышать людям странно

Про какой-то там Муссон!

А. Усачев

Море, которое долго способно хранить тепло, в зимние месяцы постепенно отдает его суше. Если материк или остров граничит с теплым морем, то на нем не бывает холодной зимы.

Зимой материки холоднее моря. В эти месяцы более теплые океанические потоки, их называют муссонами, приносят потоки теплого воздуха и обильные дожди. Муссоны иногда очень сильно влияют на климат данной местности. Такой муссонный климат, с очень дождливым летом и засушливой зимой, существует в Индии.

Но есть места на Земле, до которых никакие муссоны не способны добраться. Вдали от океанов лето знойное, а зима очень суровая. Дождей выпадает здесь мало, а небо подолгу остается ясным и безоблачным.

Такой климат называют материковым, или континентальным. Этот климат характерен для нашей области.

Большое значение для формирования климата имеют горы. Всего лишь до 400 километров на восток от Калифорнийского залива находится суровая пустыня. Такая разница в климате объясняется тем, что морским ветрам очень трудно переносить свои влажные ветры через высокие горы.

Поэтому по одну сторону гор здесь климат морской, а по другую континентальный. Для жителя гор, чтобы попасть в другой климат, бывает достаточно пройти несколько километров через перевал, и он попадает в совершенно другие условия.

Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных северных ветров. Покажите на карте Черноморское побережье Кавказа. Солнце стоит здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается ниже нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море. Зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С побережья Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные дожди. Когда на Восточно-Европейскую равнину прорывается арктический воздух, он, не встречая преград, может дойти до Кавказских гор, но здесь его задерживает мощный Кавказский хребет. Вот почему в Предкавказье могут быть морозы, а за Кавказским хребтом тепло.

Учитель показывает на физической карте мира все объекты.

6. Р а б о т а в р а б о ч е й т е т р а д и на с. 13, задание 19.

1-й график – экваториальный климат, 2-й график – арктический климат, 3-й график – умеренный, 4-й график – тоже умеренный. Среднеиюльские температуры +24 °С, а среднеянварские температуры –10 °С.

– Почему 3-й и 4-й графики разные, если климат умеренный?

Есть понятие «местный климат», или «микроклимат». Это климат небольшой территории внутри обширного климатического пояса. Обладая общими для всего пояса основными чертами, климат такой ограниченной территории отличается некоторыми особенностями, которые свойственны только этой территории. Например, климат оазисов в безводных пустынях, где в тени пальм у родников всегда прохладно и в отличие от окружающей местности есть почва, на которой произрастает растительность. Своим микроклиматом обладают города, лесные полосы в степях. В последнее время вошел в обиход термин «микроклимат помещения», под которым подразумевают искусственно поддерживаемый режим метеорологических элементов внутри закрытых помещений, в том числе парников, теплиц, зимних садов.

Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат: более 300 тысяч видов растений населяют Землю. И они приспособились практически ко всем климатическим условиям: могут жить в пустыне, где почти не бывает дождей, а могут и в арктической зоне, где даже хорошо одетого человека пронизывает холод. А для того чтобы выжить в таких по-разному сложных условиях, растения научились «хитрить».

– Какие животные и растения приспособлены к условиям арктического и тропического климата?

– Почему у нас не растут пальмы, а в Сочи плохо растут березы?

– Где живут животные, которых мы видим в зоопарке?

– Почему они не живут у нас?

IV. Итог урока.

1. З а д а н и е, дифференцирующее понятия «погода» и «климат».

 Что в рассказе третьеклассника правильно, а что неправильно?

Я живу в Воронеже. Погода у нас умеренная. Сегодня было холодно, климат дождливый. К вечеру выглянуло солнышко, погода изменилась. Климат стал безоблачным, теплым и сухим.

2. Т е с т.

 Что такое климат?

а) это разнообразие погоды;

б) многолетний режим погоды, характерный для данной

местности;

в) осадки, ветер, тепло.

 Что из перечисленного является причиной образования климата?

а) особенности ветров;

б) наклон оси Земли;

в) расстояние отдельных районов Земли от Солнца;

г) количество тепла, получаемое от Солнца;

д) наклон Солнца к земному горизонту;

е) близость или отдаленность от ледникового покрова Земли.

– В старших классах вы продолжите изучение климата, тепловых поясов, только будете заниматься исследованием гор.

– Сколько же на Земле климатических поясов? А сколько климатов?

Общепринятой классификации климатов до настоящего времени еще не выработано, так как разновидностей климатов много и трудно установить точные границы между климатическими поясами. Но расположены они в основном в широтном направлении, друг над другом с юга на север.

– Сколько существует типов климата?

Климат – это комбинация показаний температуры, влажности, ветра и солнечного света в определенном месте за определенный период.

Климаты мира могут быть классифицированы по географической широте данной местности и по растениям, которые там растут. Разные виды растений требуют разного количества влаги и тепла для своего роста. Поэтому растительность определенной местности говорит нам о температуре и осадках в течение большого периода времени.

Выделяют 5 т и п о в к л и м а т о в: субтропические, тропические, среднеширотные, высокоширотные и высокогорные климаты.

Тропический климат находится в областях между 30° сев. и 30° юж. ш. В тропических влажных лесах круглый год тепло и влажно.

Субтропические климаты (30° и 40° сев. и юж. ш.): средиземноморский климат (жаркое сухое лето и мягкая влажная зима), влажный субтропический климат (жаркое лето и мягкая зима с достаточным количеством осадков).

Среднеширотный климат (40° и 60° сев. и юж. ш.): морской климат западного побережья Северной Америки; прохладный степной и прохладный пустынный климаты; влажные континентальные климаты (каждый характеризуется разной растительностью и разным количеством осадков).

Высокоширотные климаты (от 60° сев. и юж. ш. до полюсов) – зима холодная, лето прохладное. Расположены: таежный климат, тундровый и полярный климаты.

Высокогорный климат характерен для районов высоко в горах на всей территории Земли, включая экватор.

Э т о и н т е р е с н о!

Летописи и другие источники иногда содержат описание глобальных изменений климата. Так, в Египте в 1011 году замерз Нил, что никогда в последние столетия не случалось. В 1690 году зимой покрылась льдом большая часть Черного моря. Встречаются записи о необычайных засухах, наводнениях и других неординарных переменах погоды.

Глобальные изменения климата в разных частях Земли – явление очень редкое.

Более 2000 лет тому назад Юлий Цезарь составил описание климата Галии. В то время римляне так называли территорию Франции, Северной Италии, Бельгии, части Нидерландов и Швейцарии. Эти описания отличаются от современного описания климата Франции.

Исторический период в несколько тысяч лет только краткое мгновение в жизни нашей планеты.

Даже далеко за полярным кругом геологи находят залежи каменного угля. Мощные пласты этого ископаемого когда-то были роскошными, вечнозелеными лесами, которые росли на Земле многие миллионы лет назад.

В экваториальной части Африки геологи нашли следы ледников, по своей мощи подобные ледникам Антарктиды. Совсем недавно, около 10000 лет назад, огромные пространства Северной Америки и Европы были покрыты несокрушимым панцирем ледников.

Какие климатические пояса есть в россии 3 класс окружающий мир?

Пояс I

Для 1 климатического пояса характерны следующие показатели:
Зимняя температура: -9,7°С
Скорость ветра: до 5,6 м/c
Класс защиты: 1
Регионы, находящиеся в зоне 1 климатического пояса:
Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Республика Калмыкия, Ростовская область, Ставропольский край,
Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания,
Чеченская Республика, Краснодарский край

Пояс II

Для 2 климатического пояса характерны следующие показатели:
Зимняя температура:
-9,7°С
Скорость ветра:
до 5,6 м/c
Класс защиты:
1
Регионы, находящиеся в зоне 2 климатического пояса:
Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Ленинградская область, Липецкая область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Приморский край, Псковская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ульяновская область, Чувашская республика, Ярославская область

Пояс III

Для 3 климатического пояса характерны следующие показатели:
Зимняя температура:
-18°С
Скорость ветра:
до 3,6 м/c
Класс защиты:
2
Регионы, находящиеся в зоне 3 климатического пояса:
Республика Алтай, Амурская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Вологодская область, Иркутская область, Республика Карелия, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Красноярский край, Курганская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пермская область, Сахалинская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Томская область, Республика Тыва, Тюменская область, Удмуртская республика, Хабаровский край, Челябинская область, Читинская область, Республика Хакасия, Забайкальский край

Пояс IV

Для 4 климатического пояса характерны следующие показатели:
Зимняя температура:
-41°С
Скорость ветра:
до 1,3 м/c
Класс защиты:
3
Регионы, находящиеся в зоне 4 климатического пояса:
Архангельская область, Иркутская область, Камчатская область, Республика Карелия, Республика Коми, Красноярский край, Курильские острова, Магаданская область, Мурманская область, Республика Саха (Якутия,) Сахалинская область, Томская область, Тюменская область, Хабаровский край

Особый

Для особого климатического пояса характерны следующие показатели:
Зимняя температура:
-25°С
Скорость ветра:
до 6,8 м/c
Класс защиты:
4
Регионы, находящиеся в зоне особого климатического пояса:
Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Территория, расположенная севернее Полярного круга, Томская область, Тюменская область, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ

Климатические пояса 3 класс окружающий мир


Слайд 1

ГДЕ НА ЗЕМЛЕ КАКОЙ КЛИМАТ? Урок окружающего мира во 2 классе Составила учитель начальных классов Новикова М.В.

Слайд 2

Почему на различные участки Земли попадает разное количество солнечных лучей?

Слайд 3

Климатические пояса- области Земли, на которые падает одинаковое количество солнечных лучей. Жаркий пояс Холодный пояс Умеренный пояс

Слайд 4

Климатические пояса.

Слайд 5

Характеристика основных климатических поясов. ЖАРКИЙ ПОЯС А) Больше всего солнечных лучей Б) Тропические леса и пустыни В) Жарко и влажно.

Слайд 7

2 . ХОЛОДНЫЙ ПОЯС Арктика-север, Антарктида-юг. А) Полярная ночь, полярный день. Б) Высокое атмосферное давление; В) Холодно и сухо.

Слайд 9

3. УМЕРЕННЫЙ ПОЯС А) Тёплое лето, холодная зима Б) Ярко выражены времена года В) Тепло и влажно.

Слайд 12

Проверь себя Какой тепловой пояс на Земле только один? (холодный, умеренный или жаркий пояс) 2. Где на земле холоднее? ( в умеренном поясе, в жарком поясе, на Северном полюсе, на Южном полюсе) 3. В какое время года на Северном и на Южном полюсе круглые сутки светло? ( летом, зимой) 4.Какую одежду надо взять с собой, отправляясь в путешествие к экватору?

Слайд 13

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД и в рамке ты сможешь прочитать название месяца, когда жители Южного полушария ходят на пляж 1. Месяц подготовки к зиме у белок в наших лесах 2.Первый летний месяц в Северном полушарии 3.Последний летний месяц в северном полушарии 4.Время года в Южном полушарии, которое бывает в июне 5.месяц сбора урожая в Австралии 6.Зимний месяц в Южном полушарии

Слайд 14

1 4 5 6 2 3 Н А Р



Source: nsportal.ru

По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересны

Конспект урока окружающего мира 3 класс

Конспект урока

Педагог Осипова Мария Анатольевна

Предмет: окружающий мир 3 класс «А». Дата:

Тема урока: «Климат»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: формировать представление о понятии «климат», «климатические пояса»

Задачи: формирование учебно-познавательных компетенций: дифференцировать понятия «погода» и «климат»; дать представление о главных причинах образования на Земле разных климатов.

формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы,

обобщать;
развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в группах, речь учащихся, воссоздающее воображение;

Оборудование: — схема «Климат», листочки с тестом, кроссворд, иллюстрации разных видов домов;

— карты «Климатические пояса», «Физическая карта мира», «Тепловые пояса Земли»

— учебник «Мы и окружающий мир», 3 класс, Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, «Рабочая тетрадь», 4 класс Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о климате, климатических поясах; о главных причинах образования на Земле разных климатов.

Этапы работы

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методическое обоснование

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно для работы, то и буду выполнять.

— «Бюро погоды» сообщает …

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Сообщение учащихся о температуре воздуха,

направлении ветра, осадках, облачности.

Подготовка учащихся к данному уроку

Цель: проверка готовности учащихся к уроку и настрой на работу.

Метод: чтение литератур-ного произведения (стихотворения)

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Проверка домашнего задания:

— сейчас мы проверим с вами, что вы узнали о погоде на прошлых уроках.

1). Кроссворд «Условные знаки» (приложение 1)

2). Самостоятельная работа (приложение 2)

3). Послушайте стихотворение: (приложение 3)

— о какой особенности погоды упомянул автор стихотворения?

— что называют погодой?

— какая погода характерна для нашей местности летом, зимой, весной, осенью?

— сравните с прошлым летом, зимой, которые вы еще хорошо помните.

Выполнение работ

Ответы на вопросы

Дидактические задачи:

— выявить осуществ-ление выполнения домашнего задания;

— обнаружить пробелы;

— углубить знания по данной теме

Цель: проверить у уча-щихся сформированность представлений о погоде.

3

Работа по теме урока

Физ. Минутка

Мы установили погодные условия, которые повторяются из года в год в нашей местности, то есть климат нашей местности.

Климат (по – гречески буквально – наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам) – это многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности.

1). Работа по учебнику на стр.16

— сравните показатели погоды и показатели климата, укажите общие и отличительные признаки.

— послушайте описание климатов. (приложение 4).

О каких климатах идет речь в описаниях?

— какое описание подходит для нашего климата?

Сегодня мы определим главные причины образования разных климатов на Земле.

2). Выполнение задания 16 в рабочей тетради на стр. 10.

3). Работа с контурной картой в рабочей тетради и страница 17 учебника.

4). Как влияет угол наклона земной оси на климат?

Что произойдет, если земная ось будет строго перпендикулярна плоскости орбиты? (приложение 5)

Представьте себе, что Земля перестала получать солнечное тепло. Какие будут для нее последствия?

5). Правомерно ли утверждение, что рельеф местности влияет на климат?

Представьте, что на Земле не ни гор, ни материков, ни людей. Вся поверхность планеты гладкая и однообразная, как резиновый мяч. Как расположатся климатические пояса? (работа с картами климатических и тепловых поясов)

Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

6). Работа в рабочей тетради на стр. 13 задание 19

Чтение текста.

Работа с таблицей в учебнике.

Ответы учащихся

Проводит ученик

Цель: подведение детей к самостоятельному выводу

Методы обучения:

беседа, наблюдение, проблемное изложение материала, использование иллюстративного материала,

демонстрация

Цель: снятие утомления с мышц туловища

4

Закрепление учебного материала

Работа в группах с карточками (иллюстрации жилищ разных эпох и народов) (приложение 6)

— как вы думаете, в каких климатических поясах живут в этих жилищах?

Цель: проверка усвоения изученного материала

Формы и методы урока

— работа в группах

5

Итог урока

1). Что в рассказе третьеклассника правильно, что неправильно?

«Я живу в Воронеже. Погода у нас умеренная. Сегодня было холодно, климат дождливый. К вечеру выглянуло солнышко, погода изменилась. Климат стал безоблачным, теплым и сухим.»

2). Выполнение тестов (приложение 7)

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Методы: рефлексия, контроль

Приложение 1.

1

3

2

4

5

6

Задание:

  1. ветер

  2. туман

  3. снег

  4. иней

  5. дождь

  6. гололед

Приложение 2. Приложение 3.

Напишите при помощи условных знаков. «Было опасение»

1). Пасмурно, мелкий дождь, ветер западный, Было опасение А к ночи эти самые…

температура воздуха — 10 градусов тепла. С вечера вчера, По области осадки!

2). Пасмурно, ветер северный, снег, Что будет воскресение Что лучист и розов

температура воздуха – 15 градусов мороза. Хмурое с утра, Неба ясный купол.

3). Температура + 20 градусов. Что неба на рассвете Институт прогнозов,

Не увидим синего, К счастью все напутал.

Что будет дождь и ветер – Светит солнце доброе,

Умеренный до сильного. Из дому маня:

Что возможны заморозки — Здравствуй, утро бодрое

(Береги посадки) Выходного дня.

Приложение 4.

— Прослушайте описание климатов.

Средняя температура января -28 градусов. Зима долгая и лютая. До 150 суток длится полярная ночь. Лето короткое и холодное. Безморозный период с температурами выше 0 градусов длится всего 10 – 20 дней. (Арктическая пустыня)

Характерная особенность – сухость и обилие света. Летом температура достигает +80 градусов днем, ночью – прохладно. Зима морозная, длится 2-3 месяца. Средняя температура -15 градусов. (пустыня).

Приложение 5.

На планете круглый год равноденствие. Каждый день Солнце совершает по небу один и тот же путь. В 6 часов утра точно на востоке оно всходит, в полдень поднимается на одну и ту же для данной местности высоту и в 6 часов вечера заходит строго на западе. Нет ни зимы, ни лета. Круглый год стоит одинаковая, без сезонных контрастов, погода.

Хорошо это или плохо?

В умеренных широтах природа и человек круглый год вынуждены были бы существовать при небольших положительных температурах от 2 до 7 градусов. Здесь не было бы зимних морозов, но не было бы и летнего тепла.

На огромных территориях Евразии и Северной Америки не было бы хвойных и широколиственных лесов. Их заменила бы вечнозеленая тундра. На экваторе это бы никак не сказалось, там и сейчас день равен ночи, а лето и зима есть только в календаре.

Полярные области выглядели бы еще унылее, чем сейчас. Покрытые вечными снегами, они были бы лишены даже коротких всплесков жизни полярного лета.

Приложение 6.

Карточки с иллюстрациями жилищ разных эпох и народов (изба, яранга, сакля, иглу, бамбуковый дом, юрта, африканский дом, японский дом)

Приложение 7. Тест.

1). Что такое климат? а) разнообразие погоды

б) многолетний режим погоды, характерный для данной местности

в) осадки, ветер, тепло

2). Что из перечисленного является причиной образования климата?

а) особенности ветров

б) наклон оси Земли

в) расстояние отдельных районов Земли от Солнца

г) количество тепла, получаемое от Солнца

д) наклон Солнца к земному горизонту

е) близость или отдаленность от ледникового покрова Земли.

Климат и климатические пояса Земли

Климат

Климат

 Изучение нового материала Закрепление ОГЭ Домашнее задание Ресурсы

Изучение нового материала

Закрепление

ОГЭ

Домашнее задание

Ресурсы

Вы узнаете: Что такое климат. Чем он отличается от погоды. Как изображают климат на картах  Вспомните: Как вычисляют средние месячные и годовые температуры воздуха? Как нагревание земной поверхности связано с углом падения солнечных лучей?

Вы узнаете:

  • Что такое климат. Чем он отличается от погоды.
  • Как изображают климат на картах

Вспомните:

  • Как вычисляют средние месячные и годовые температуры воздуха?
  • Как нагревание земной поверхности связано с углом падения солнечных лучей?
Наблюдается ли в изменении погоды в разных частях земного шара определённый порядок (режим)? Приведите аргументы. Основные климатические пояса Арктический Умеренный  Тропический  Экваториальный  Тропический Умеренный Антарктический Арктический – всегда холодно; умеренный –сезоны; тропический – жарко, сухо; экваториальный – жарко и влажно.

Наблюдается ли в изменении погоды в разных частях земного шара определённый порядок (режим)? Приведите аргументы.

Основные климатические пояса

Арктический

Умеренный

Тропический

Экваториальный

Тропический

Умеренный

Антарктический

Арктический – всегда холодно; умеренный –сезоны; тропический – жарко, сухо; экваториальный – жарко и влажно.

Климатические пояса России У м е р е н н ы й А р к т и ч е с к и й С у б а р к т и ч е с к и й

Климатические пояса России

У м е р е н н ы й

А р к т и ч е с к и й

С у б а р к т и ч е с к и й

Сформулируйте определение понятия «климат». Климат  – характерный для территории многолетний режим погоды Используйте слова : территория, характерный, погода, режим, многолетний.

Сформулируйте определение понятия «климат».

Климат – характерный для территории многолетний режим погоды

Используйте слова : территория, характерный, погода, режим, многолетний.

Как изображают климат на картах . Стр.164 рис.133 Проанализируйте климатическую карту мира и выполните задания.

Как изображают климат на картах .

Стр.164 рис.133 Проанализируйте климатическую карту мира и выполните задания.

Климатообразующие факторы  Проанализируйте изменение температуры воздуха с юга на север по линии А-В. Температура воздуха по линии А-В изменяется от +11 на юге до -14 на севере европейской части России. Чем объясняется изменение температуры? Изменение связано с изменением географической широты, от которой зависит угол падения солнечных лучей и, в конечном итоге, температура местности. -14 В +11 А

Климатообразующие факторы

Проанализируйте изменение температуры воздуха с юга на север по линии А-В.

Температура воздуха по линии А-В изменяется от +11 на юге до -14 на севере европейской части России.

Чем объясняется изменение температуры?

Изменение связано с изменением географической широты, от которой зависит угол падения солнечных лучей и, в конечном итоге, температура местности.

-14

В

+11

А

Климатообразующие факторы  1.Назовите климатообразующий фактор, связанный с углом падения солнечных лучей. 1. Географическая широта Экватор Умеренные широты Полярные широты +25-26  0 + 10  - 10

Климатообразующие факторы

1.Назовите климатообразующий фактор, связанный с углом падения солнечных лучей.

1. Географическая широта

Экватор

Умеренные широты

Полярные широты

+25-26

0 + 10

10

2. Циркуляция воздушных масс (ВМ) Арктические ВМ – холодные и сухие Субарктический (лето УВМ, зима АВМ) УВМ – температура и влажность меняются по сезонам Субтропический (лето ТВМ, зима УВМ) ТВМ – жаркие и сухие Субэкваториальный (лето ЭВМ, зима ТВМ) ЭВМ – теплые и влажные Субэкваториальный ТВМ – жаркие и сухие Субтропический УВМ – температура и влажность меняются по сезонам Субантарктический Антарктические ВМ – холодные и сухие

2. Циркуляция воздушных масс (ВМ)

Арктические ВМ – холодные и сухие

Субарктический (лето УВМ, зима АВМ)

УВМ – температура и влажность меняются по сезонам

Субтропический (лето ТВМ, зима УВМ)

ТВМ – жаркие и сухие

Субэкваториальный (лето ЭВМ, зима ТВМ)

ЭВМ – теплые и влажные

Субэкваториальный

ТВМ – жаркие и сухие

Субтропический

УВМ – температура и влажность меняются по сезонам

Субантарктический

Антарктические ВМ – холодные и сухие

Климатообразующие факторы  3.Подстилающая поверхность  А) Близость или удаленность от океана Лето прохладное Зима теплая Много осадков Лето жаркое Зима холодная Мало осадков

Климатообразующие факторы

3.Подстилающая поверхность

А) Близость или удаленность от океана

  • Лето прохладное
  • Зима теплая
  • Много осадков
  • Лето жаркое
  • Зима холодная
  • Мало осадков
Климатообразующие факторы  Б)Океанические течения Воздух теплый и влажный Теплые течения Холодные течения Воздух холодный и сухой

Климатообразующие факторы

Б)Океанические течения

Воздух теплый и влажный

Теплые течения

Холодные течения

Воздух холодный и сухой

Климатообразующие факторы  В)Рельеф местности:  1.Барьерная роль гор Атлантический океан

Климатообразующие факторы

В)Рельеф местности:

1.Барьерная роль гор

Атлантический океан

Климатообразующие факторы  В)Рельеф местности:  2. Высота местности (горы-равнины) Температура ниже Количество осадков увеличивается с высотой Температура выше

Климатообразующие факторы

В)Рельеф местности:

2. Высота местности (горы-равнины)

  • Температура ниже
  • Количество осадков увеличивается с высотой
  • Температура выше
Вопросы Климат 1 Назовите климатообразующие факторы Назовите климатообразующие факторы 2 Какова закономерность распределения среднегодовых температур? Чем это объясните? Какова закономерность распределения среднегодовых температур? Чем это объясните? 3 Что такое климат? Что такое климат? 4 В каких климатических поясах находится Россия? В каких климатических поясах находится Россия? 5 Что называется воздушными массами? Что называется воздушными массами? 6 Как влияет на климат близость океана в умеренных широтах? Как влияет на климат близость океана в умеренных широтах? Географическая широта, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность Чем дальше от экватора тем меньше угол падения солнечных луче и ниже среднегодовая температура (влияет географическая широта) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности Арктический, субарктический, умеренный. Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами Лето – влажное и прохладное, зима мягкая, с осадками выход

Вопросы

Климат

1

  • Назовите климатообразующие факторы
  • Назовите климатообразующие факторы

2

  • Какова закономерность распределения среднегодовых температур? Чем это объясните?
  • Какова закономерность распределения среднегодовых температур? Чем это объясните?

3

  • Что такое климат?
  • Что такое климат?

4

  • В каких климатических поясах находится Россия?
  • В каких климатических поясах находится Россия?

5

  • Что называется воздушными массами?
  • Что называется воздушными массами?

6

  • Как влияет на климат близость океана в умеренных широтах?
  • Как влияет на климат близость океана в умеренных широтах?

Географическая широта, циркуляция атмосферы, подстилающая поверхность

Чем дальше от экватора тем меньше угол падения солнечных луче и ниже среднегодовая температура (влияет географическая широта)

Многолетний режим погоды, характерный для данной местности

Арктический, субарктический, умеренный.

Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами

Лето – влажное и прохладное, зима мягкая, с осадками

выход

 Выберите правильный ответ   правильно   неправильно   1 Климат – состояние атмосферы в данный момент в данном месте Да   Нет Экваториальные воздушные массы – жаркие и сухие 2 Климатические факторы: циркуляция атмосферы, географическая широта, подстилающая поверхность 3  Главный фактор, влияющий на климат территории – географическая широта  4 Территория России находится преимущественно в субарктическом климате 5 6 Климат более устойчив и постоянен, чем погода

Выберите правильный ответ

правильно неправильно

1

Климат – состояние атмосферы в данный момент в данном месте

Да

Нет

Экваториальные воздушные массы – жаркие и сухие

2

Климатические факторы: циркуляция атмосферы, географическая широта, подстилающая поверхность

3

Главный фактор, влияющий на климат территории – географическая широта

4

Территория России находится преимущественно в субарктическом климате

5

6

Климат более устойчив и постоянен, чем погода

ОГЭ 1.Установите соответствие между климатическими поясами и свойствами ВМ: 1.Экваториальный а) холодные, сухие 2.Тропический б)жаркие, сухие 3. Арктический в) жаркие, влажные Ответ 1в, 2б, 3а 2. В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте мира  среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее? 1 А 2 Б 3 В 4 Г Ответ 4Г

ОГЭ

1.Установите соответствие между климатическими поясами

и свойствами ВМ:

1.Экваториальный а) холодные, сухие

2.Тропический б)жаркие, сухие

3. Арктический в) жаркие, влажные

Ответ 1в, 2б, 3а

2. В каком из пунктов, обозначенных буквами на карте мира

среднегодовое количество атмосферных осадков наибольшее?

1 А

2 Б

3 В

4 Г

Ответ 4Г

 Домашнее задание Параграф 40 (читать и пересказывать) Составить в тетради 5 вопросов к параграфу (с ответами) Параграф 40 (читать и пересказывать) Составить в тетради 5 вопросов к параграфу (с ответами)

Домашнее задание

  • Параграф 40 (читать и пересказывать) Составить в тетради 5 вопросов к параграфу (с ответами)
  • Параграф 40 (читать и пересказывать)
  • Составить в тетради 5 вопросов к параграфу (с ответами)
Ресурсы: http://zemlyanin.info/wp-content/uploads/2011/08/atmosfera_zemly.jpg -  облака http://one_vision.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/522962-99410adeab.jpg  - климатическая карта мира http://gifok.net/images/2015/06/04/11270200_1040595799295427_7367049394068486646_o.jpg  - пейзаж http://sochiru.ru/images/banners/o-gorode/big/klimat-sochi.jpg  - пальмы http://u-f.ru/sites/default/files/imagecache/750x450/news/6_may_2014_-_1742/01_4.jpg  - пустыня http://tainy.net/wp-content/uploads/2011/01/pb-081026-climate2cannon.photoblog9001.jpg  - ледник http://www.oagb.ru/data/textimages/pics2015/ae3de51fcc8e2d007b665cd6e4a43037.jpg  - тундра http://www.viva-tr.ru/uploads/posts/2009-03/1238075407_1200481164_klimat.jpg  - зима в тайге http://www.viva-tr.ru/uploads/posts/2009-03/1238075081_1201768423_klim.jpg  - маки http://parnasse.ru/images/photos/medium/5fd32ccdc287ec497c49bf0e26520ab9.jpg  - солнце http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/05/17661439.gif  - солнце http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1174/d-1173534/img10.jpg  - Кавказские горы http://best-photos.ru/albums/userpics/10002/land1010.jpg  - равнины http://geografia52.ucoz.ru/_ld/0/71311549.png климаты  России https://ege.yandex.ru/media/G26.GIF  контурная карта мира

Ресурсы:

http://zemlyanin.info/wp-content/uploads/2011/08/atmosfera_zemly.jpg облака

http://one_vision.jofo.ru/data/userfiles/4988/images/522962-99410adeab.jpg — климатическая карта мира

http://gifok.net/images/2015/06/04/11270200_1040595799295427_7367049394068486646_o.jpg — пейзаж

http://sochiru.ru/images/banners/o-gorode/big/klimat-sochi.jpg — пальмы

http://u-f.ru/sites/default/files/imagecache/750×450/news/6_may_2014_-_1742/01_4.jpg — пустыня

http://tainy.net/wp-content/uploads/2011/01/pb-081026-climate2cannon.photoblog9001.jpg — ледник

http://www.oagb.ru/data/textimages/pics2015/ae3de51fcc8e2d007b665cd6e4a43037.jpg — тундра

http://www.viva-tr.ru/uploads/posts/2009-03/1238075407_1200481164_klimat.jpg — зима в тайге

http://www.viva-tr.ru/uploads/posts/2009-03/1238075081_1201768423_klim.jpg — маки

http://parnasse.ru/images/photos/medium/5fd32ccdc287ec497c49bf0e26520ab9.jpg — солнце

http://www.playcast.ru/uploads/2016/03/05/17661439.gif — солнце

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1174/d-1173534/img10.jpg — Кавказские горы

http://best-photos.ru/albums/userpics/10002/land1010.jpg — равнины

http://geografia52.ucoz.ru/_ld/0/71311549.png климаты России

https://ege.yandex.ru/media/G26.GIF контурная карта мира

Руководство по навигации

Дополнительные кнопки

Управляющие кнопки

Фотографии

Навигация

Завершить показ

Ответы

Возврат

Увеличение изображения

Следующий слайд

Задание

Ресурсы

Текстовая информация

При нажатии на объекты с подчеркиванием появляется дополнительная информация

максимальная t o

Урок окружающего мира, 3 класс

Актуализация знаний

-Ребята, кто мне ответит, что такое климат?

-А что такое погода?

-А чем отличается климат от погоды?

-Приведите пример климата и погоды?

-Что ещё вы помните с предыдущих уроков?

-Молодцы, вы верно ответили на все вопросы

-Многолетний режим погоды, характерный для данной местности, называется климатом.

-Погода-это состояние атмосферы в конкретном месте в конкретное время, а именно: влажность, температура, ветер, давление, и т.д.

-Климат постоянен для определенной местности. Погода же непостоянна, она может меняться в течение дня.

Отвечают

Личностные, познавательные, коммуникативные

Открытие новых знаний

-Давайте перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, но сначала послушаем не большое стихотворение:

Эта наша Планета в разноцветные ленты одета

Одна за другой, полоса показывает климатические пояса.

Зачем? Чтобы было ясней для народа, где, климат какой и какая природа.

-Как думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке?

-Молодцы, сегодня мы с вами будем разговаривать о климатических поясах нашей Земли.

-Мы с вами уже знаем, что поверхность нашей Земли нагревается….как?

-Правильно, в жарком тепловом поясе Земли, лучи Солнца падают отвестно и дают много тепла, чем ближе к поясам, тем больше становится угол наклона лучей к поверхности Земли и тем меньше тепла, это зависит не только от количества тепла, но и как вы думаете от чего?

-Умнички, важную роль играют ветры.

-Какие бывают ветры?

-Да, ветры, и в правду, бывают влажные и сухие. От них зависит количество влаги, которая выпадает на ту или территорию. Именно ветры вместе с теплом разделили поверхность Земли на климатические пояса.

-Прочитайте внимательно учебник на странице 15 и ответьте, сколько основных климатических поясов и назовите их?

-На Земле существует 7 климатических поясов, 4 из них являются основными, а 3 считаются переходными.

-Давайте, рассмотрим основные климатические пояса.

-Экваториальный климатический пояс характеризуется влажной жарой. Для этого типа климата характерно господство экваториальных воздушных масс в течение всего года. Солнце над экватором стоит в зените и сильно нагревает Землю. Температура воздуха в этом климатическом поясе всегда бывает постоянная, а вот количество осадков превышает испарение, поэтому почвы в экваториальном климате богаты влагой и на них растут густые и высокие влажные леса.

К северу и югу от экваториального климатического пояса находится два тропических климатических пояса. На этих территориях преобладают сухие ветры. Они несут мало влаги, как вы думаете, к чему это приводит?

-Верно, в некоторых пустынях дождей не бывает по несколько лет, зато постоянно дует раскаленный стремительно несущийся ветер. Днём поверхность земли раскаляется до 70 градусов, в таких условиях трудно выжить растениям и поэтому здесь можно встретить только большие жесткие кустики травы.

Умеренный климатический пояс сформировался под действием западных ветров, приносящих осадки весь год. Умеренный климат делится на морской и континентальный.

В умеренном морском климате часто наблюдается облачная дождливая погода. Зимой выпадают осадки в виде снега. Это связано с тем, что погода формируется под действием постоянных мощных циклонов, господствующих вблизи моря

Для континентального климата характерна погода, как правило, ясная и сухая. Летом погода жаркая, а зимой чаще всего морозная. Для всех типов умеренного климата характерна одна общая черта, в году наблюдается 4 сезона, как вы считаете, какие?

-Именно, лето, зима, весна, осень. В зоне умеренного климатического пояса последовательно сменяют друг друга хвойные, смешанные, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни.

-А как вы считаете, какой климатический пояс преобладает в России?

-Верно, умеренный климат преобладает в большей части России.

-Рассмотрим полярные климатические пояса: арктический и антарктический. Весь год здесь преобладают полярные ветры, в которых мало влаги, значит, и осадки здесь выпадают редко. Солнце несколько месяцев не появляется над горизонтом и несколько месяцев не уходит за горизонт и поэтому тепла на этой территории тоже мало. За длительную, полярную зиму земля промерзает очень сильно. Летом оттаивает только верхний слой. Влаги образуется мало, но и она не успевает испариться полностью.

-О климатических поясах нашей Земли

-неравномерно

-ветер

-Влажные и сухие

-Основных климатических поясов 7, к северу и югу от экватора: экваториальный, два тропических, два умеренных, два полярных: арктический и антарктический

-Выпадает мало осадков и это приводит к образованию пустынь

-Лето, зима, весна, осень

— Умеренный

Личностные, познавательные, коммуникативные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.