Когда младенцы начинают ползать: «Когда ребёнок начинает ползать?» – Яндекс.Кью – «Когда ребёнок начинает ползать?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Когда ребенок начинает ползать

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у  ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках.

Если ребенок  только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым —  важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение  для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений.  Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша,

тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе ( Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно  и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую  руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то  движение, которое  жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития.  Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания». Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится.  Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например,  подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить. 

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях.  В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

 С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей,  с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше,  т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы  и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному.

Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые  начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту.  Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

 В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем —  садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда  ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое  одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван).  Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

— Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям:

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

— На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

— Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится  на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

— Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

— После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

— Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием  достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

— Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова).  Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку.  Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику ( о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

 В продолжении этой статьи:

— Как научить ребенка ползать: система игр и упражнений, гимнастика для обучения ползанию и развития умения ползать.

— Как научить ребенка сидеть: рекомендации специалистов, игры и упражнения, гимнастика. 

— Ребенок не ползает: коррекционный комплекс гимнастики для малыша

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Когда малыш начинает ползать? Как его научить?

Сейчас большинство родителей хорошо осведомлены, когда малыш должен начать держать головку, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Но что стоит за этими нормами? Какие психические механизмы запускают или тормозят развитие малыша?

Развитие ребенка напрямую зависит от ожиданий, страхов и родительских установок в воспитании. Если активность малыша не радует маму и папу, а, наоборот, пугает, раздражает или оставляет их равнодушными, то интерес начинающего исследователя постепенно сворачивается. Не получающие родительского одобрения навыки (в частности, ползания) подавляются и за ненадобностью отсеиваются.

Ползать полезно!

Допустим, семья живет на первом этаже, в квартире с холодным полом. Чтобы малыш не простудился, ему не позволяют лежать на полу. Мама очень радуется, что в период бодрствования ребенок находится либо на руках, либо в чистой и теплой кроватке, либо в манеже. Но и в кроватке, и в манеже малыш может дотянуться до любого предмета, просто поворачиваясь на животе вокруг себя. У него нет необходимости ползти к чему-то.

Как только ребенок подрастет и окрепнет, он научится вставать около бортика кроватки или манежа и ходить вдоль него. А чуть позже будет гордо вышагивать по квартире с мамой за ручку и, таким образом, вообще минует фазу ползания. А ведь именно ползая, малыш изучает самого себя и экспериментально устанавливает границы своих возможностей.

Это умение прежде всего необходимо для формирования важных качеств личности ребенка, таких как:

* целеустремленность — т.е. оформление собственных желаний и намерений: "чего я хочу?";

* целесообразность — соизмерение желания достижения цели с реальными возможностями "что я могу?";

* самостоятельность в достижении цели — т.е. действия с опорой на реальные возможности: "я делаю сам". Вышагивая вдоль бортика манежа, малыш не преследует достижение какой-то конкретной цели. В самом деле: игрушки лежат рядом в манеже, а те, что далеко, все равно доступны лишь при помощи взрослого.

Для формирования гармоничной личности очень важно, чтобы ребенок вдоволь "наползался". Но иногда в силу некоторых причин движения ребенка могут быть ограничены, и родители должны обратить на это внимание.

* Тормозить развитие навыков ползания может рахит. Вызываемая им мышечная слабость делает процесс ползания неприятным и даже болезненным для ребенка. Если малыш "ленится", то стоит проконсультироваться с врачом по поводу рахита.

* Повышенный и пониженный мышечный тонус тоже может оттягивать фазу ползания. Консультация невролога и курс оздоровительного массажа помогут родителям разобраться и с этой проблемой.

* Если ребенок очень крупный, это тоже создает предпосылки для торможения двигательной активности. Чаще такое происходит с теми детишками, которые находятся на искусственном вскармливании (крупные естественники обычно начинают ползать вовремя). Стоит обратить внимание на питание ребенка и помочь ему укрепить мышечный аппарат посредством массажа и гимнастики.

* Бедность эмоциональных контактов взрослых с ребенком, формальное обращение с ним тормозят развитие исследовательского интереса. Такие детки часто сами не проявляют большого желания двигаться. Переломить ситуацию можно без особого труда, если родители сами "спустятся на пол" и какое-то время поползают вместе с ребенком, как бы "заражая" его своей активностью.

* Недостаток знаний у родителей об этапах психического развития ребенка иногда приводит к тому, что они просто не создают необходимых условий для новых достижений малыша.

Практикум для малыша

Как же организовывать условия для того, чтобы ребенок научился ползать? Здоровые детки начинают самостоятельно передвигаться в возрасте от 4 до 8 месяцев. Не имеет большого значения, в 4 или в 7 месяцев пополз малыш, но важно, чтобы до начала устойчивой ходьбы он проползал не менее 3 месяцев. За это время как раз успеют сформироваться необходимые функциональные связи между отделами головного мозга для развития целеустремленности и самостоятельности. Ползание — лучшая зарядка для ребенка в этом возрасте. Она укрепляет мышечный аппарат, улучшает координацию, повышает устойчивость нервной системы.

Большинство психоневрологов рекомендуют с 4 месяцев спускать малыша на пол. То есть большую часть периода бодрствования кроха должен проводить на полу. Если пол холодный или скользкий (например, линолеум или ламинат), то лучше выкладывайте малыша на пенопленовый (туристический) коврик. Легкая домашняя одежда, не стесняющая свободных движений, — лучший вариант для крохи. Если малышу мешают двигаться подгузники, а в доме тепло, то их можно на время снять.

Разложите на различном расстоянии игрушки (предметы). Их не должно быть слишком мало или слишком много, чтобы ребенок не потерял интереса к ним. Обычно 3-5 предметов вполне достаточно. Часть игрушек ребенок может достать, поворачиваясь вокруг своей оси, а часть — только при движении вперед.

Иногда взрослый как бы подманивает ребенка лежащей в отдалении игрушкой. Обстановка при этом должна быть доброжелательной. Сначала малыш будет тянуться за игрушкой, вращаться на животе вокруг себя и экспериментировать с переворотами с живота на спину и обратно. Затем он начинает раскачиваться, стоя на четвереньках, прицеливаясь к какому-то предмету, и иногда ему удается "нырнуть" вперед.

Следующим этапом освоения ползания является ползание назад. И, наконец, после нескольких месяцев упражнений малыш осваивает произвольное умение ползать в нужном ему направлении.

На этапе самостоятельного активного ползания ребенка родителям понадобится следить за чистотой пола и убирать все опасные и нежелательные объекты. Ну и, конечно, когда родители радуются появляющимся у крохи новым видам двигательной активности, это помогает подрастающему человечку учиться любить свое тело, управлять им, чувствовать себя красивым, сильным и здоровым.

Источник: Сайт для родителей Мамам и Папам

Когда ребенок начинает ползать и сидеть

ползание

С появлением ребенка у родителей прибавляется забот. Возникает много вопросов, и количество их возрастает по мере роста младенца.

Уже через несколько месяцев жизни, малыш становится более активным и проявляет первые признаки самостоятельности, пытаясь переворачиваться на животик и ровно держать голову.

В этот период многие мамы с нетерпением ожидают, когда ребенок начинает ползать и сидеть, задаются вопросом: а не пора ли уже ему помочь в этом деле?

Необходимый уровень развития

Для того чтобы ребенок мог сидеть или ползать, ему нужно не только набрать определенную массу тела, но и достаточно окрепнуть.

В первые 4-5 месяцев жизни, младенец “тренируется”, учась переворачиваться и приподнимаясь на руках – это развивает мышцы брюшного пресса и рук, укрепляет спину.

Все эти навыки необходимы, ведь для такой крохи процесс сидения – это огромная нагрузка на организм, особенно на позвоночник.

Готовность освоить навык сидеть определяется по следующим признакам:

  • Ребенок умеет переворачиваться с живота на спину и обратно.
  • Активно шевелит ручками, ловит пальцы родителей и хорошо удерживает погремушки и иные предметы.
  • Уверенно держит голову и уже предпринимает попытки приподнять верхнюю часть тела на руках.

Немалую роль в готовности самостоятельно сесть играет масса тела. Крупные, толстые дети начинают садиться позже, нежели более худые. Чем больше вес ребенка, тем сложнее ему держать его в вертикальном положении, ведь в таком случае позвоночник получает увеличенную нагрузку.

кроха ползает

Малыш ползает

Когда мышцы и кости малыша достаточно окрепнут, он начинает учиться сидеть. Обычно это происходит в 5-7 месяцев, а в возрасте 8 месяцев, большинство детей уже уверенно владеют этим навыком. Они могут повернуться за любимой игрушкой, потянуться к маме или папе из положения сидя, а также поддерживать свое тело вертикально, без опоры.

Любые показатели нормы весьма условны – каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе.

Нельзя сравнивать грудничков по степени развития так же, как и не стоит волноваться, если ребенок в установленный стандартами срок, не начал сидеть.

Если не садится сам

ребенок ползетИногда бывает, что по достижении шести месяцев ребенок не предпринимает никаких попыток сесть.

В этом случае родителям следует обратиться к врачу.

Если после обследования никаких патологий не выявлено, то такое апатичное поведение крохи свидетельствует о том, что родители не уделяют ему должного внимания, либо ребенок просто испытывает страх и не рискует менять привычное лежачее положение на неизвестное – вертикальное.

Любому младенцу необходимо помогать развиваться и, если этого не делать, то последствия могут быть не самыми приятными. Родителям следует выполнять массажи, заниматься с ребенком физическими упражнениями – все это поможет ему укрепить организм и подготовит к следующему шагу в развитии.

Если ребенком не заниматься, то он наберет лишний вес, мышцы станут дряблыми и рыхлыми, а значит, он попросту не сможет держать свое тело в положении сидя.

Для того чтобы помочь малышу научиться сидеть, необходимо обратиться за помощью к врачу. После осмотра ребенка он даст необходимые рекомендации, а именно:

  • Назначит курс ЛФК (лечебной физкультуры).
  • Научит родителей правильно делать с ребенком гимнастику и массаж.
  • Поможет откорректировать режим питания.

Как помочь ребенку освоить новый навык

зарядка с ребенкомЕсли младенец полностью здоров, активно развивается, но в свои шесть месяцев еще не умеет сидеть, то ему нужно просто немного помочь.

Возможно, ребенок просто пока не может сообразить, как это сделать – тут ему ненавязчиво поможет мама или папа.

Во время игры следует присаживать малыша к себе на колени, совмещая эту позу с физическими упражнениями.

Делать это нужно аккуратно и следить, чтобы каждое такое присаживание не длилось долго, иначе это может вылиться в проблемы с позвоночником.

Существуют также правила и упражнения, которые помогут малышу научиться подниматься и сидеть самостоятельно :

  • Регулярная зарядка. Это укрепит мышцы младенца, подготовит их к большой нагрузке.
  • Массаж после упражнений. Он позволит натруженным мышцам расслабиться, чтобы они могли расти и укрепляться в дальнейшем.
  • Плавание. Отличные тренировки для малыша, ведь в воде работают все мышцы, а значит, он сможет развиваться гармонично. Оптимальным вариантом станет общая ванна и специальные круги для купания грудничков.
  • Комфортная одежда. Не рекомендуется закутывать или пеленать ребенка – это ограничивает его движения, а значит, мешает и физическому развитию.

Каждое последующее занятие должно быть чуть длительнее предыдущего – это поможет ребенку постепенно адаптироваться к новому для него положению и нагрузкам. Необходимо увлекать его, разговаривать с ним в процессе занятий. Обычно уже через несколько таких упражнений малыш начинает садиться сам.

Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка на мягкое, а также использовать в качестве опоры подушку или любое другое рыхлое изделие.

Мягкие вещи проминаются и деформируются при нажатии, а значит, это грозит малышу искривлением позвоночника и неправильной осанкой в будущем.

Разница в развитии мальчиков и девочек

В большинстве случаев развитие детей обоих полов отличается. Девочки более “ранние” – раньше начинают говорить и сидеть, ползать и ходить. При отсутствии патологий и с нормальным уровнем развития, девочки к шести месяцам обычно умеют сидеть с поддержкой взрослых.

К семи месяцам сами держат спину прямо, а к восьми могут сесть самостоятельно из лежачего положения или позы на четвереньках. Мальчики в большинстве случаев осваивают все эти навыки на месяц позже, чем девочки.

сидение ребенка

Ребенок сидит опираясь на твердую поверхность

До полугода очень важно, чтобы ребенок не находился в вертикальном положении больше часа в день. Дело в том, что мышцы спины и позвоночник в таком возрасте еще недостаточно окрепли, а потому нагрузка больше часа в день, может оказаться для них непосильной.

Если ребенок предпринимает попытки сидеть раньше шести месяцев, препятствовать ему не стоит, просто следует ограничивать время, проведенное в сидячем положении.

Отклонение на 1-1,5 месяца от общепринятых норм для развития грудничков – считается допустимым.

Упражнения для развития ребенка

Всем детям необходимо помогать развиваться правильно, независимо от того, насколько активен малыш.

девочка научилась сидеть

Для это существуют простые упражнения, которые понравятся любому крохе:

  1. Следует протянуть руки ребенку и позволить ему ухватиться за них. Он будет пытаться приподняться или сесть. В приподнятом положении он будет находиться некоторое время, после чего нужно опустить ребенка обратно, чтобы мышцы спины и пресса расслабились. Данное упражнение повторяется несколько раз. Необходимо придерживать пальцами кисти рук младенца – не каждый может достаточно крепко ухватиться и держать свое тело в приподнятом положении (руки могут разжаться и ребенок упадет).
  2. Для этого упражнения необходимо перевернуть ребенка на живот и приподнять, удерживая его тело под грудью. Он начнет упираться руками в поверхность стола или пола, мышцы спины и ягодиц будут напрягаться, а голова приподнимется (малыш старается смотреть вперед). Повторять такую зарядку следует несколько раз.

Данные упражнения проводятся только на твердой поверхности. Каждая фиксация положения должна длиться несколько секунд, нельзя позволять ребенку перенапрягаться. После такой зарядки можно сделать массаж, чтобы натруженные мышцы расслабились. Данные упражнения рассчитаны на укрепление мышц спины и брюшного пресса, что позволит малышу вовремя набраться сил и научиться сидеть.

Существуют также общие рекомендации, которые помогут избежать возможных трудностей с освоением нового для малыша навыка.

  • При попытках ребенка садиться или встать на четвереньки, необходимо поддерживать его, иначе он может завалиться на бок. Это грозит формированием психологического барьера – ребенок долгое время будет отказываться присаживаться.
  • Следует хвалить его за любые начинания, улыбаться и веселить. В таком случае малыш будет воспринимать процесс обучения, как нечто позитивное, и станет гораздо охотнее тренироваться.
  • Необходимо показывать ребенку местонахождение различных вещей в доме, комментировать свои действия, нося его на руках. Любой кроха любознателен и в этом возрасте очень важно, чтобы он тянулся к вещам, узнавал, какие они наощупь, а также наблюдал за действиями взрослых.
  • Следует одевать ребенка в удобную одежду, которая не будет сползать с него и не станет ограничивать его движений.

Недоношенные дети и их развитие

недоношенные детиРожденные раньше срока, грудничкам гораздо сложнее адаптироваться к новому миру, а значит, развитие их тоже будет более трудным и, возможно, значительно поздним, нежели у детей, родившихся в срок.

Недоношенными считаются те малыши, которые родились с 21 по 36 неделю, весом не более 2,5 кг, а ростом 46-47 см.

Отставание в развитии у таких деток обычно пропорционально тому, насколько раньше они родились.

Зачастую такие малыши плохо кушают и быстро устают, потому родителям следует быть особенно осторожными во время занятий с ними.

Для того чтобы ребенок быстро догнал своих сверстников в развитии, родителям необходимо осуществлять грамотный уход:

  • общеукрепляющие упражнения;
  • массаж;
  • сбалансированное питание.

Если уделять достаточно времени и сил на все эти процедуры, то ребенок довольно быстро окрепнет и проблем в развитии не будет.

Но случается так, что чрезмерная подвижность суставов при недостаточной мышечной массе приводит к тому, что отдельные части тела ребенка принимают неправильное положение. Это значительно задержит малыша в развитии – сидеть и ползать он начнет гораздо позже своих сверстников.

Обычно недоношенные дети уверенно начинают сидеть лишь к году.

Это происходит потому, что рожденный раньше срока вынужден набирать недостающую массу тела в то время, как его сверстники уже готовят свой организм к освоению новых навыков.

Задача в разы усложняется, если при рождении скелет сформирован неправильно – в таком случае без помощи специалиста не обойтись.

Если же кости имеют правильное расположение, то за два года недоношенный малыш вполне способен догнать в развитии своих сверстников, и разница между ними к этому возрасту уже практически незаметна.

Для всех родителей рывок в развитии своего ребенка, является значимым и желанным. Многие с нетерпением ждут, когда их чадо начнет держать головку, встанет на четвереньки или будет уверенно сидеть. Для каждого нового навыка ребенку требуется поддержка, а порой и существенная помощь. Только вместе с родителями, ребенок сможет развиваться гармонично и правильно.

основные нормы и особенности этапа развития

Ребенок ползаетТолько родившись, кроха ограничивается лишь двумя наиболее важными для него делами — поесть и поспать. Первые несколько месяцев он довольствуется ролью пассивного наблюдателя и большую часть времени мирно спит у мамы на руках, в кроватке или в коляске.

Однако в один прекрасный день малышу откроется возможность начать познавать этот большой мир — научившись переворачиваться и ползать, он превращается в активного его исследователя. К тому же, педиатры в один голос говорят о несомненной важности этапа ползания для общего развития и совершенствования ребенка.

Давайте разберемся, почему этот навык настолько нужен и полезен, а также выясним, как именно все должно происходить.

В чем состоит важность этапа ползания для развития ребенка?

Малыш учится ползатьКак правило, приблизительно после третьего месяца жизни малыш учиться переворачиваться. Это новое открытие ему очень нравится, так как теперь можно увидеть гораздо больше, чем когда он просто лежал на спинке.

Но вот до всех этих интересных вещей и увлекательных предметов необходимо как-то добраться, сколько бы усилий не потребовалось. Тогда ребенок пытается освоить новый, очень нужный для него навык — ползание.

Однако иногда детки пропускают этот этап и, научившись сидеть, сразу же становятся на ножки, начиная ходить. Врачи же утверждают, что такая последовательность физического развития является неправильной и нежелательной, так как прямохождение в слишком раннем возрасте может стать сильной нагрузкой на неокрепший детский позвоночник.

В основном малыши сначала учатся сидеть, а потом из позы сидя становятся на четвереньки и пытаются ползти, передвигая конечностями. Но, согласно медицинским исследованиям, такие детки чаще оказываются беспомощными — перевернувшись на живот, они могут лежать безучастно, не поднимая головы и не выказывая никакого желания самостоятельно двигаться.

Тем не менее, хотя стандартная схема развития и предполагает именно такую последовательность двигательной активности: переворачивается-садится-ползет-встает-ходит, каждый ребенок индивидуален и может сначала поползти, а потом сесть, либо научиться сидеть и ползать практически одновременно.

Кстати, известно также и то, что детки, которые отказываются ползать, учатся ходить быстрее своих ползающих сверстников.

Положительное влияние процесса ползания на четвереньках на спину у мальчика и девочки

Вы хотите узнать, чем же так полезен этап ползания для физического и умственного развития крохи?

  • Прежде всего, рефлекс ползания считается одним из основных рефлексов, которые должны присутствовать у малыша, и которые проверяет педиатр или невролог.

Осуществляется проверка следующим образом: к стопам ребеночка подставляется любая опора, к примеру, ладонь руки, и он должен с силой пытаться от нее оттолкнуться. Чтобы со временем этот рефлекс не угас, продолжайте заниматься с малышом, стимулируя его раннее развитие.

  • Ползание работает на укрепление позвоночника и косвенно занимается его подготовкой к предстоящей нагрузке — переход на вертикальное положение при начале ходьбы.

Также способствует укреплению мышц спины и мышечной системы в целом, так как в за счет этого процесса начинают работать даже те мышцы, которые ранее задействованы не были.

  • Помимо положительного влияния на развитие опорно-двигательного аппарата, ползание еще и отвечает за формирование плечевого пояса, плюс — улучшение кровообращения, координации и синхронизации движений (они перестают быть произвольными, а становятся осознанными).
  • Благодаря передвижению на четвереньках, происходит активизация работы обоих полушарий мозга — как правого, так и левого.

За счет этого развивается и мышление (чтобы чередование ножек и ручек было слаженным), и мелкая моторика рук, и визуальное восприятие ребенка.

  • Еще один важный момент пользы такой двигательной активности — тренировка вестибулярного аппарата.

Как видите, ползание действительно является очень важным этапом физического и умственного развития в жизни малыша.

Поэтому врачи рекомендуют обязательно научить ползать ребенка, даже если он по каким-то причинам «пропустил» этот этап и начал сразу ходить или по каким-то причинам перестал. Ползание поможет крохе научиться управлять собственным телом и всесторонне развивать свой мозг.

Основные этапы ползания на животе и по пластунски. Какие средние нормы развития ребенка по месяцам?

Первые ползанияМногих родителей интересует вопрос, когда же именно их малыш поползет.

Кто-то пытается форсировать этот процесс и подгоняет ребенка, но хотя заниматься с чадом все же нужно, как и тренировать его рефлексы, однако организм каждого из них индивидуален.

Поэтому не нервничайте сами и не дергайте малыша, если в срок, указанный в книге, он и не подумает ползти.

Постарайтесь распознать, стремится ли к перемене двигательной активности ваш кроха, а поможет вам в этом определение основных этапов ползания, которые ему все придется пройти до того, как начать быстро «бегать» на четвереньках.

  • Первый этап наступает, когда малыш, перевернувшись на живот, пытается хоть как-то продвинуться вперед в этом положении.

Так что, по сути, он учится ползти на животике. Происходит такой процесс за счет того, что ребенок сучит ножками и ручками, потом опирается на ручки и подтягивает тем самым свое туловище. Так будут укрепляться локтевые суставы и сгибающие мышцы рук, поскольку на них и идет основная нагрузка. Такое ползание «по-пластунски» может быть направлено не вперед, а, к примеру, в сторону или даже назад — как уже будет получаться. Передвигаясь, словно маленький червячок, малыш пытается добраться до того, что ему интересно или нужно, задействовав минимум энергии.

  • Следующий этап является промежуточным.

Ребенок с медведемВ нем потихоньку начинают участвовать и ножки, которые сначала были каким-то непонятным балластом. Малыш может выставить вперед ручки и пытаться подтянуть ножки по одной, или же встать на четвереньки и раскачиваться какое-то время взад-вперед.

Есть детки, которые резко приставляют ножки и прыгают, будто неуклюжий лягушонок, могут отползать и в обратном направлении или передвигаться по кругу.

  • Очень скоро все эти забавные попытки перерастут в настоящее полноценное ползание.

Когда ребенок освоит перекрестное ползание, одновременно выдвигая с правой ручкой левую ножку, а потом слаженно и четко сменяя их на противоположные, это и будет третий и последний этап развития этой двигательной активности. Сумев преодолеть эту ступеньку, малыш уже уверенно и быстро передвигается на четвереньках, полностью контролируя координацию своих движений.

Тем не менее, и эти этапы, и сами сроки ползания являются скорее примерными, ведь ваш ребенок может развиваться совершенно по-своему и поползти не в положенное время, а немного позже или раньше, пропустить какой-то из этапов и т. д.

А средние нормы вы можете знать, чтобы иметь возможность просто на них ориентироваться, наблюдая за развитием своего малыша:

  • считается, что ребенок должен перевернуться на живот приблизительно в четыре месяца;
  • к пятому месяцу он будет уже уверенно и высоко поднимать верхнюю часть туловища, стараться опереться на ручки и ползти по-пластунски;
  • на пятом-шестом месяце малыш обычно проходит промежуточный этап ползания;
  • а к седьмому-восьмому осваивает ползание на четвереньках.

Не расстраивайтесь, если ваш ребенок немного отстает от этих норм, но при этом является здоровым и активным малышом. Обратите внимание на то, что девочки всегда немного опережает мальчиков в развитии, а для недоношенных деток нормы будут сдвигаться минимум на два месяца.

Что предпринять, если ваш малыш не начинает ползать в положенном возрасте: эффективные рекомендации

Ползающий ребенокЕсли по достижению десятимесячного возраста ребенок не научился ползать и не делает никаких попыток, чтобы поползти, встать на четвереньки или подняться на ножки, тогда вам лучше обратиться к доктору и провести тщательное обследование на предмет развития опорно-двигательного аппарата малыша.

К тому же, у ребенка могут быть и другие проблемы со здоровьем, среди которых можно назвать рахит, недоразвитость мышц, какие-то травмы. Иногда бывают проблемы по причине длительного злоупотребления ходунками или из-за долгой иммобилизации конечностей (возможно, накладывался гипс). Нередко запаздывают в развитии детки со спокойным темпераментом, а также те, кто страдает от избыточного веса.

В целом же вы можете просто стараться помогать ребенку и заниматься с ним. Для этого существует много интересных мероприятий, среди которых одну из наиболее важных ролей играют физические упражнения и зарядка с малышом.

  • Как вы знаете, гимнастику крохе полезно и нужно делать с самого рождения.

Занятия с ребенкомНекоторые упражнения могут помочь и в развитии навыка ползания. К примеру, положите его на спинку и поочередно сгибайте ему ручки и ножки.

Затем дайте малышу ухватиться ручками за большие пальцы ваших рук и плавно поднимайте и опускайте ему их, разводите в стороны, а потом скрещивайте у крохи на груди.

Медленно старайтесь приподнять ребенка и кладите его обратно. Попробуйте положить малыша на животик и поднять его за ножки, чтобы он начал переставлять ладошки, словно идя на руках. Так вы будете укреплять мышцы спинки.

  • Помогайте малышу делать перевороты в одну и другую сторону.

Для этого снова дайте ему в ладошку большой палец своей руки и крепко поддерживайте его еще за кисть. Понемногу направляйте корпус крохи на переворот (можете другой рукой взяться за ножку ребенка и помочь ему повернуть таз).

  • Регулярно делайте упражнение под названием «лягушка».

Сначала пусть малыш лежит на спинке, а вы сгибайте и разгибайте ему ножки в позу лягушонка, а потом переверните его на животик и тоже сложите ножки, а он пусть отталкивается ступнями от вашей ладони и старается продвинуться вперед.

  • Поставьте ребенка на четвереньки и покажите ему, как нужно подтягивать ножки и координировать их с ручками.

Положите ему под грудь валик, чтобы он быстрее учился (коленки согните и поставьте их на пол, а потом понемногу тяните валик или подушку на себя — ребенок должен будет переставлять коленки, чтобы поспеть за движением своего туловища).

  • Также очень эффективными являются упражнения на фитболе.

Положите кроху животиком на мяч и придерживайте его (можно подмышками). Плавно покачивайте мяч туда-сюда, а ребенок в это время будет учиться выгибать спину и задействовать необходимые для ползания мышцы. Оставьте на полу возле мяча яркую игрушку и, придерживая малыша за спинку, понемногу опускайте его на мячике таким образом, чтобы он пытался до нее дотянуться, передвигая ручками.

Учится ползтиМассаж тоже может помочь малышу, укрепит его мышцы и подготовит их к новым нагрузкам. Однако если вам назначили специальный лечебный массаж, то самостоятельно его делать ни в коем случае нельзя.

Для этого придется обращаться к квалифицированному медработнику. Если же вы можете ограничиться только общеукрепляющим массажем, то воспользуйтесь этой возможностью.

Для выполнения такой процедуры выделите одно и то же время один раз в день. Рассчитывайте так, чтобы массаж проводился не менее, чем через полчаса-час после кормления или незадолго до него.

Обязательно снимите кольца или другие украшения, обратите внимание на то, что ваши ногти должны быть коротко острижены, чтобы не поцарапать кожу. Можете взять легкое детское молочко или масло.

Просто поглаживайте ребенка: сначала ручки — от кистей к предплечью снаружи и внутри, потом ножки — от стоп к бедрам (обходите коленные суставы), переверните малыша на животик и погладьте ему вверх и вниз спинку. Затем легонько разомните мышцы в той же последовательности и снова вернитесь к поглаживаниям. Ребенок при этом должен быть в хорошем настроении.

Должны ли родители Стимулировать малыша к ползанию и если да, то как?

Врачи утверждают, что ребенок начнет ползать лишь тогда, когда действительно сам этого захочет и сам будет готов к новому этапу в своей жизни.

Тем не менее, вы можете мотивировать его к ползанию различными способами.

  • Наиболее популярный способ — положить перед малышом новую яркую или старую любимую игрушку либо просто какой-то интересный предмет, чтобы ему захотелось дотянуться до этого.

Мама ползает с малышомНе все педиатры советуют делать так, ведь если ребенок не сможет достать игрушку, то наверняка очень расстроится. Проводя подобный эксперимент, постарайтесь максимально помочь крохе: положите ему под грудку валик, сложите ножки «лягушкой», подставляйте ладони, чтобы малыш мог отталкиваться, ну и, конечно, поставьте игрушку как можно ближе к нему. Когда его действительно тяжелый труд увенчается успехом, обязательно похвалите ребенка, расскажите ему, какой он у вас молодец и умница, что у него все получается и получится в дальнейшем.

  • Ползите рядом с ним — нет ничего лучше наглядного примера.

Очень хорошо, если у вас есть подруги с такими же детками — можно собираться вместе, чтобы малыши смотрели друг на дружку и повторяли за своими сверстниками.

  • Также деткам нравится преодолевать препятствия.

Положите ему на пути подушку или валик из полотенца, формируя невысокие барьеры, позже можете делать проходы под стульчиками, использовать наклонные поверхности (даже матрас / стиральную доску, по которой можно съезжать вниз, или же трек для ползания, который устанавливается, как горка под наклоном), либо приобрести специальную детскую дорожку с такими препятствиями.

Правила безопасности

Ползет к игрушкеОчень часто родители сами сдерживают порывы ребенка к движению, руководствуясь его безопасностью.

Чтобы малыш мог спокойно и безопасно ползать, нужно просто подготовить для этого пространство, а не ограничивать его и держать, обкладывая подушками на диване или в манеже.

Вот что понадобится сделать:

  • позаботьтесь о той поверхности, по которой будет ползать ребенок — если ковер ворсистый, то он может поранить нежную кожу крохи, а на деревянном полу легко загнать занозу или простудиться (не должно быть сквозняков), поэтому постелите на пол большое покрывало, пододеяльник, простынь или плед, но следите, чтобы оно не сбивалось в один ком при движении ребенка;
  • на полу не должно валяться никаких мелких предметов — ничего такого, что малыш может схватить и сунуть в рот или пораниться, — обязательно следите за чистотой и регулярно делайте влажную уборку, чтобы кроха не дышал пылью;
  • если вы живете в своем доме, и там есть лестница, приобретите специальные ворота и поставьте их в начале и конце, чтобы уберечь ребенка от падения;
  • закройте все острые углы силиконовыми накладками;
  • купите и поставьте на все розетки заглушки;
  • уберите с зоны досягаемости ребенка электрические шнуры и домашние растения в горшках, закройте от него горячие батареи отопления;
  • все ящики с мелкими или острыми предметами должны быть плотно закрыты (желательно на задвижку), а предметы, которые могут завалиться и упасть (напольные большие вазы, неустойчивые стойки и т. д.), — убраны;
  • на нижних полочках или тумбочках не должно стоять ничего, тем более, бьющихся или ценных предметов;
  • старайтесь сделать на всех дверцах шкафчиков и тумбочек (не важно, что внутри них — посуда, обувь или одежда — если малыш доберется до этого, то все окажется на полу) плотные задвижки, некоторые родители даже завязывают дверцы веревками или заклеивают их скотчем;
  • подберите с пола длинные занавески, чтобы ребенок не дернул их случайно и не сорвал карниз;
  • никаких моющих средств или другой бытовой химии, порошков или лекарств и близко не должно быть в пределах досягаемости малыша;
  • если у вас в доме есть домашние животные, лучше старайтесь не пускать их туда, где ползает кроха.

И не забудьте: одевайте малышу для занятий только удобную и легкую одежду, не сковывающую его движений.

Ползание ребенка на ноге, попе, назад, гусеницей, головой вперед. Что узнать, что ребенок ползает неправильно?

Любая мамочка всегда готова найти повод для переживаний. К примеру, нередко детки могут передвигаться совершенно необычными способами.

  • По-пластунски.

Навыки ползанияКак уже говорилось, это один из этапов ползания, поэтому ничего страшного в этом нет. Занимайтесь с крохой и показывайте ему, к чему он должен в результате прийти. Создавайте препятствия, чтобы он учился поднимать туловище, чтобы не затягивать «пластунский» этап на несколько месяцев.

  • Малыш ползает на попе.

Может быть и такой вариант: усевшись на попу, кроха старается подогнуть под себя одну ножку, а второй в это время отталкивается. Передвигается при этом он очень быстро.

  • Ползание на одной ноге.

Иногда малыш может ползти не симметрично, отталкиваясь только одной ногой или рукой. Присмотритесь — это может быть разовая неудача, а может и сигнал о том, что одна сторона туловища ребенка почему-то слабее. Возможно, понадобится дополнительный массаж, упражнения или консультация врача.

  • Ползание назад.

Малыш в памперсеЕще один нестандартный, но вполне нормальный способ. Дело в том, что малышу совершенно все равно, как правильно — ему первоначально главное, чтобы было удобно.

Вот он и ищет, как можно перемещаться, обучаясь владеть своим телом и координировать свои движения. Просто пока, видимо, у него еще не очень получается, но ничего страшного или патологического в этом нет.

  • Ребенок ползет, как гусеница.

Тоже вариант из начальных, так сказать, пробных, когда малыш передвигается, поднимая по очереди то головку, то попу, или уткнувшись носом в пол, ползут, подняв кверху попу. Пройдет совсем немного времени, и он освоит классическое ползание.

  • Ползание на спинке головой вперед.

Нередко можно увидеть, как малыш скользит на спинке головкой вперед, отталкиваясь ножками и приподнимая попу. Скорее всего, он раз попробовал и у него получилось. Теперь он считает этот способ передвижения очень удобным и несложным. Покажите ему, как нужно — почаще выкладывайте его на животик и занимайтесь с ним, и тогда этот временный и необычный способ ползания быстро останется в прошлом.

Помните, что все детки разные. Пускай ваш малыш развивается своевременно и радует вас каждый день своими успехами и достижениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск