Когда ставится тире в бессоюзном сложном предложении – Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении » О жизни виртуальной и реальной

Воскресенье, Июль 19, 2015, 2:05 | Русский язык | 123 214 просм. | Нет комментариев

Довольно часто возникает вопрос, какой знак препинания лучше использовать между частями сложного бессоюзного предложения — точку, двоеточие или, не мудрствуя лукаво, ограничиться запятой. А правил на этот счет много, и хорошо бы их все держать в памяти, если вы часто имеете дело  с написанием сложных предложений.

Начнем с тире.

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в следующих случаях.

1. Если во второй части содержится указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и).

Примеры.

Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Н. Гоголь).

Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (И. Тургенев).

Игнат спустил курок ружье дало осечку (А. Чехов).

Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Горький).

Метелица был уже совсем близко от костра вдруг конское ржанье раздалось во тьме (А. Фадеев).

Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (В. Шукшин).

2. Если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а).

Примеры.

Прошла неделя, месяц он к себе домой не возвращался (А. Пушкин).

До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу нет зверя (М. Лермонтов).

Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать

ноги не повиновались (И. Гончаров).

В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав они усугубляют свои; народ умирает с голоду они сыты, народ вооружается и идет громить врагов они выгодно поставляют сукна, провиант (А. Герцен).

На дворе палил летний зной в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (И. Бунин).

В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (М. Паустовский).

Смелые побеждают трусливые погибают (пословица).

3. Если вторая часть заключает в себе следствие или вывод из того, о чем говорится в первой части

(между частями можно вставить слова поэтому, тогда).

Примеры.

Я умираю мне не к чему лгать (И. Тургенев).

Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (А. Фадеев).

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие.

Примеры.

Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец… (А. Пушкин).

Мы ехали сзади: никто не видал (М. Лермонтов).

Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (И. Тургенев).

Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью

(Л. Толстой).

Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен… (Ф. Достоевский).

4. Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда)

Примеры.

Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят (М. Пришвин).

Обветренное лицо горит, а закроешь глаза вся земля так и поплывёт под ногами (И. Бунин).

Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле

все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед все двигались вперед; покажет назад все медленно пятились назад (В. Катаев).

Пашню пашут руками не машут (пословица).

5. Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если».

Примеры.

Будет дождик будут и грибки; будут грибки будет и кузов (А. Пушкин).

Что нужно будет скажите Павлу или Татьяне (И. Тургенев).

Пропади ты совсем плакать о тебе не будем (А. Чехов).

Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Горький).

Нравится рисовать рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова).

Это правило весьма актуально для пословиц:

Назвался груздем полезай в кузов.
Любишь кататься
люби и саночки возить.
Упустишь огонь
не потушишь.
Взялся за гуж
не говори, что не дюж.
Волков бояться
в лес не ходить.
Лес рубят
щепки летят.
Пожалеешь лычка
отдашь ремешок.
Смерти бояться
на свете не жить.

6.  Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части

(перед второй частью можно добавить союзы словно, будто).

Примеры.

Молвит слово соловей поет (М. Лермонтов).

…Посмотрит рублем подарит (Н. Некрасов).

7.  Если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта.

Примеры.

Овца же говорит она всю ночь спала (И. Крылов).

Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось раздайся хоть один только резкий звук и в природе произойдет что-то страшное: смерч, ураган, землетрясение (В. Катаев).

Вчера на соседнем зимовье рассказывали

медведь человека задрал (А. Арбузов).

8. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении.

Примеры.

На стене ни одного образа дурной знак (М. Лермонтов).

Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально это бросилось Клебе в глаза (К. Федин).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Кривые улицы, маленькие деревянные дома такой была Москва в начале века.

Иногда перед тире как авторский знак возможна постановка запятой. Примеры:

Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских

, это неоспоримо (М. Горький).

Если вам писать противно, скучно, не пишите, это все равно получится скверно, фальшиво (А. Н. Толстой).

Широкий подъезд был совершенно пуст, – это показалось мне странным (В. Каверин).

9. Тире в сложноподчиненных предложениях.

При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире.

Примеры.

Буде спросит кто о чем молчи… (А. Пушкин).

Как он добрался сюда уж этого никак не мог он понять (Н. Гоголь).

Что она натура честная это мне ясно… (И. Тургенев).

Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут я воли своей не отдам (М. Салтыков-Щедрин).

Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя и в сердце свет какой-то загорится (А. Фет).

Кто весел тот смеется, кто хочет тот добьется, кто ищет тот всегда найдет! (В. Лебедев-Кумач)

Мне выслали какие-то книги, но какие именно не знаю.

Источник: Д. Э Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Похожие записи:

aprikablog.com

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тема урока «Тире в БСП».

Сегодня мы продолжим знакомство с БСП; рассмотрим БСП со значением времени, условия, следствия, сравнения; выясним, в каких случаях в БСП ставится тире.

Мы помним, что БСП –это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации ( без помощи союзов и союзных слов).

В БСП отношения, возникающие между частями, тесно связаны со знаками препинания между частями. Эта связь достаточно прочна.

Мы помним, например, что при отношениях перечисления между частями БСП ставится запятая или точка с запятой. А при отношениях причины, пояснения, дополнения между частями ставится двоеточие.

Наибольшее разнообразие отношений наблюдается при постановке тире в БСП.

Тире ставится при отношениях:

  1. противопоставления;

  2. времени;

  3. условия;

  4. следствия;

  5. сравнения;

  6. когда происходит резкая смена событий.

А) В некоторых БСП происходит неожиданное присоединение, то есть во второй части происходит неожиданная, резкая смена событий. По отношению к первой части события во второй являются своеобразным сюрпризом. Перед вторым предложением, в таком случае, можно вставить и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно. Значит, между частями ставится тире.

-[ Прозвенел звонок] – [все подпрыгнули от неожиданности]. (мы можем подставить между частями и сразу. Значит, между частями ставится тире).

-[Дунул ветер] – [стая уток снялась с болота и поднялась в небо]. (события во второй части случаются внезапно, можно подставить и вдруг. Между частями ставится тире).

-[Грохнул выстрел] – [кто-то схватился за сердце и завопил]. (и опять всё происходит внезапно, мы можем подставить и неожиданно. Между частями ставится тире).

-[Водитель посигналил] – [пешеход торопливо отпрыгнул с дороги]. (и здесь есть эффект внезапности, мы можем подставить и сразу. Между частями ставится тире).

Б) БСП со значением противопоставления. Вторая часть резко противопоставляется первой. В таком случае, перед вторым предложением можно вставить а, но.

-[Я учитель] – [ты ученик]. (можно подставить а. Между частями ставится тире).

-[Летом мы активно путешествуем] – [зимой уделяем внимание чтению]. (можно подставить а. Между частями ставится тире).

-[Он оптимист] – [его сестра смотрит на мир пессимистично]. (можно подставить а. Между частями ставится тире).

-[Я и рад бы поехать] – [времени нет]! (можно подставить но. Между частями ставится тире).

В) БСП со значением времени. В первой части указывается время. Перед первым предложением мы можем вставить когда.

-[Прозвенит звонок] –[ пойдёте в класс]. (в 1-ой части указывается время, мы можем подставить когда перед 1-ым предложением. Между частями ставится тире).

-[Наступает декабрь] – [мы начинаем готовиться к Новому году]. (в 1-ой части указывается время, мы можем подставить когда перед 1-ым предложением. Между частями ставится тире).

-[Изучим синтаксис] – [поговорим о стилистике]. (в 1-ой части указывается время, мы можем подставить когда перед 1-ым предложением. Между частями ставится тире).

-[Сходишь в магазин] – [я приготовлю обед]. (в 1-ой части указывается время, мы можем подставить когда перед 1-ым предложением. Между частями ставится тире).

Г) БСП со значением условия. Условие выражается в первой части предложения. Перед первым предложением можно вставить если.

-[Будете внимательны] – [получите хорошие отметки]. (мы можем подставить перед частью если, поэтому между частями ставится тире).

-[Не будете мыть руки] – [заболеете]. (мы можем подставить перед частью если, поэтому между частями ставится тире).

-[Пойдёт дождь] – [отовсюду полезут грибы]. (мы можем подставить перед частью если, поэтому между частями ставится тире).

-[Не возьмёшься за ум] – [потратишь жизнь впустую]. (мы можем подставить перед частью если, поэтому между частями ставится тире).

Обратите на то, что БСП со значением времени и БСП со значением условия похожи. Поэтому в некоторых случаях можно выделить и временное, и условное значение.

-[Закончите домашнюю работу] – [можете идти в кино]! (скорее всего, между частями возникают временные отношения. Имеется в виду «когда закончим». А если работы очень много? Имеется в виду «если закончим». Тогда отношения, скорее, условные).

Д) БСП со значением следствия. В первой части предложения указывается причина, а во второй – следствие. Не перепутайте позиции частей! Между частями можно подставить поэтому, тогда, в результате.

-[Будильник сломался] – [я опоздал]. (в первой части указывается причина, а во второй – следствие. Можно подставить поэтому. Между частями ставится тире.)

-[Прошёл сильный град] – [вся трава на лугу полегла]. (в первой части указывается причина, а во второй – следствие. Можно подставить поэтому. Между частями ставится тире.)

-[Ему очень понравилась эта книга] – [он рекомендовал её всем знакомым]. (в первой части указывается причина, а во второй – следствие. Можно подставить поэтому. Между частями ставится тире.)

В таких предложениях очень важна позиция частей! Дело в том, что если поменять части местами, то поменяется и знак препинания.

-[Будильник сломался] – [я проспал]. (сначала называется причина, а потом следствие. Между частями можно вставить поэтому. Между частями ставится тире.)

-[Я проспал]: [будильник сломался]. (теперь причина указывается не в первой, а во второй части предложения, между частями можно вставить потому что, поэтому между частями ставится двоеточие).

Е) БСП со значением сравнения. Действия в первой и второй частях сравниваются между собой. Между частями можно вставить будто, словно, как будто.

-[Песню он запоёт] – [соловей разливается]. (между частями можно вставить будто, поэтому между частями ставится тире).

— [Посмотрит] – [рублём подарит]. (между частями можно вставить словно, поэтому между частями ставится тире).

-[Мимо пройдёт] – [солнцем озарит]. (между частями можно вставить словно, будто, поэтому между частями ставится тире).

БСП с отношениями сравнения встречаются обычно в поэтических текстах.

Итак, между частями БСП тире ставится, если:

ОТНОШЕНИЯ В БСП

СЛОВА — ПОДСКАЗКИ

  1. противопоставления;

а, но

  1. времени;

когда

  1. условия;

если

  1. следствия;

поэтому, тогда, в результате

  1. сравнения;

будто, словно, как будто

  1. когда происходит резкая смена событий.

и вдруг, и неожиданно, и сразу, и внезапно

3

videouroki.net

Тире в бессоюзном сложном предложении: правило и пример

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, которое состоит из двух или более частей, причем эти части связаны только при помощи интонации и различных знаков препинания. Какие знаки препинания в бессоюзном сложном предложении можно встретить? На этот вопрос можно ответить следующее: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. В данной статье мы рассмотрим случаи и примеры постановки тире в БСП.

Примеры БСП

Для начала рассмотрим примеры сложных предложений. Смысловые отрезки (части) таких предложений состоят в определенном смысловом соотношении, именно поэтому можно встретить как тире в бессоюзном сложном предложении, так и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые сложные предложения, части которых не связаны союзами или союзными словами. Например:

  • На улице было тепло, дул легкий ветер, вечерело.
  • Он вышел на улицу и увидел: все вокруг было в ужасном беспорядке, будто над городом пронесся смертоносный ураган.
  • Она сегодня хотела остаться дома: слишком она устала.
  • Он лег – перина провалилась под его грузным телом.
  • Я всмотрелся в толпу, пестрящую яркими нарядами и веселыми лицами, и увидел ее; она проходила неподалеку и одарила меня ласковой улыбкой, полной скрытой любви и материнской нежности.
  • За ночь погода переменилась – сегодня прогуляться не получится.
  • Он встал, подошел к столу, взял перо и чернильницу; к вечеру письмо было готово.
  • Сегодня Мария встала с постели и увидела цветы – вечером их не было.

Итак, каковы же правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении? Попробуем в этом разобраться.

Знак препинания – тире

Тире в БСП

Правила постановки данного знака препинания, встречающегося достаточно часто, состоят из нескольких важнейших пунктов. Так, тире в БСП ставится, если:

  1. Первая часть предложения указывает на время события второй части.
  2. Первая часть содержит условие события.
  3. Вторая часть — это следствие или вывод, относящийся к первой части бессоюзного сложного предложения.
  4. Вторая часть имеет в своем составе сравнение, относящееся к событию первой части.
  5. Вторая часть является противопоставлением первой.
  6. В частях БСП содержится быстрая смена событий.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Время

В первую очередь тире в бессоюзном сложном предложении можно поставить при опускании подчинительного союза «когда». То есть подобную конструкцию БСП можно с легкостью заменить сложноподчиненным предложением с придаточной частью времени. Рассмотрим примеры предложений, в которых первая часть указывает на время события, произошедшего (или происходящего) во второй части.

  • Я проходила по парку – сгустились тучи.

Данное БСП, которое состоит из двух частей, можно заменить сложноподчиненным предложением: Когда я проходила по парку, сгустились тучи.

  • Ехали издалека – познакомились с иностранцами.

Эквивалент: Когда ехали издалека, познакомились с иностранцами.

Дети - будущие космонавты
  • «Дети вырастут – станут отважными космонавтами», – предположила мать.

Данное предложение состоит из слов автора и прямой речи, которая и представляет собой пример с тире в бессоюзном сложном предложении. Заменить ее можно следующим сложноподчиненным предложением: Когда дети вырастут, станут отважными космонавтами.

Условие

Данный случай очень похож на предыдущий. Единственное отличие заключается в том, что образец с постановкой тире в бессоюзном сложном предложении можно заменить на сложноподчиненное предложение с союзом «если». Рассмотрим некоторые примеры.

  • Была б хорошая погода – пошли бы мы с тобой гулять.

Заменим данное предложение на его сложноподчиненный эквивалент: Если бы была хорошая погода, мы бы пошли с тобой гулять.

Отец и сын
  • Много будет спрашивать – ничего не узнаешь.

Сложноподчиненное предложение: Если будешь много спрашивать, ничего не узнаешь.

  • Не найдешь потерянную книгу – будешь наказан.

Данное предложение – яркий пример тире в бессоюзном сложном предложении. Подставим союз «если»: Если не найдешь потерянную книгу, будешь наказан.

Следствие, вывод

Такие бессоюзные сложные предложения часто заменяют сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия, которая присоединяется к главной при помощи союза «так что».

Прилетевшие соловьи
  • Весна наступила рано – в марте уже прилетели соловьи.

Сложноподчиненное предложение: Весна наступила рано, так что в марте уже прилетели соловьи.

  • Мальчик поссорился с родителями – получил в школе плохую оценку.

Мальчик поссорился с родителями, так что получил в школе плохую оценку.

  • Случилось ужасное землетрясение – многие дома серьезно пострадали.

Эквивалент: Случилось ужасное землетрясение, так что многие дома серьезно пострадали.

Сравнение

Также тире в бессоюзном сложном предложении ставится в таком случае, если вторая часть данного предложения содержит в себе сравнение. Как правило, подобную конструкцию можно заменить союзным СПП, в котором зависимая часть является придаточной обстоятельственной частью со значением сравнения.

Чтобы заменить БСП на сложноподчиненное предложение, между частями данного предложения можно подставить союзы «словно», «будто», «точно», «как», «подобно тому как» и некоторые другие.

Рыжая лиса в лесу
  • Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост – маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

Подставим один из возможных союзов: Бдительный охотник заметил вдалеке рыжий лисий хвост, точно маленький огонек мелькнул среди темных деревьев.

  • Сегодня шел очень сильный дождь – кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Сложноподчиненное предложение: Сегодня шел очень сильный дождь, словно кто-то невидимый обливал каждого прохожего ледяной водой из большого ведра.

Противопоставление

Противопоставление двух частей часто вызывает затруднения при выполнении упражнений на тире в бессоюзном сложном предложении. На самом же деле данный случай не отличается от других повышенной сложностью. В чем же его суть?

В таком БСП присутствует явное противопоставление второй части первой. То есть смысл первой части противоречит смыслу второй. Отличительная особенность данного вида предложений состоит в том, что его конструкцию можно заменить сложносочиненным предложением, части которого связаны при помощи интонации и одного из сочинительных противительных союзов («а», «но», «да» — в значении союза «но», «зато», «однако», иногда «же»).

Примеры бессоюзных сложных предложений с противопоставлением его частей:

  • Я решила сделать все сама – ничего у меня не получилось.

Заменяем: Я решила сделать все сама, но у меня ничего не получилось.

Ребенок и котенок
  • Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть – вернуть его к жизни мне не удалось.

Сложносочиненное предложение: Заметив на улице бездыханное тело котенка, я забрала его домой и попыталась отогреть, но вернуть его к жизни мне не удалось.

  • Поставленные задачи осуществить не удалось – помог сестре решить ее проблему.

Эквивалент: Поставленные задачи осуществить не удалось, зато помог сестре решить ее проблему.

  • Ничего страшного не случилось – он все равно ужасно перепугался.

Замена: Ничего страшного не случилось, а он все равно ужасно перепугался.

Быстрая смена событий

Данная ситуация – это особый пункт, выделяемый при изучении правила о тире в бессоюзном сложном предложении. Такое предложение нельзя заменить ни сложносочиненным, ни сложноподчиненным эквивалентом. Основное его отличие от остальных БСП с тире заключается в значении составляющих его частей. Тире между частями бессоюзного предложения ставится в том случае, когда действие второй части происходит сразу после события первой части. Для лучшего понимания данного правила рассмотрим примеры.

  • Я вышел во двор – первый снег захрустел под моими подошвами.

Снег захрустел сразу после того, как герой рассказчик вышел во двор. То есть события БСП сменяются моментально.

Мужчина открывает занавески
  • Василий поднял занавески – в глаза ему ударил яркий солнечный свет.
  • Я стал думать о нашей проблеме – она сразу предложила оригинальное решение.
  • Он все-таки решился сесть на эту ненадежную скамейку – она незамедлительно разрушилась.

Постановка тире в БСП – достаточно сложная тема при изучении русского языка, так как в ее состав входят несколько важнейших пунктов. Но помимо тире и не вызывающей затруднений запятой, в таком предложении ставятся и другие знаки препинания. Рассмотрим некоторые особенности их постановки.

Двоеточие

Изучив постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, можно с легкостью выполнять соответствующие задания. Когда же в БСП ставится двоеточие?

В данной ситуации также можно выделить отдельные пункты, однако, в отличие от правил постановки тире, таких пунктов всего три.

1. Вторая часть БСП указывает на причину события, произошедшего в первой части. В таком случае между частями предложения можно поставить союз «потому что», превратив его в сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины. Примеры:

  • Я решил сегодня остаться один: слишком тягостно мне было чье-либо присутствие.
  • Мы не знали, как поступить: все наши идеи оказались ничтожными.

2. Вторая часть предложения поясняет смысл одного или нескольких слов из первой. Между частями такого БСП можно подставить союз «что». Помимо этого, первую часть можно дополнить глаголом, выражающим чувственное восприятие (увидел, заметил, ощутил, услышал, почувствовал). Примеры таких БСП:

  • И повторял он: нет никому спасенья.
  • Я выглянул в окно: на улице мела страшная метель.
Детские игры
  • Мать зашла в комнату к детям: Павлуша читал книгу о мореплавателях, Наденька строила макет военного истребителя.

3. Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части. В данном случае между его частями можно вставить устойчивое сочетание «а именно». Например:

  • Ее рисунок показался мне слишком пестрым. На нем не было пустого места: всюду летали чайки, играли дети и росли ярко-красные тюльпаны.
  • От него я узнал много нового: сведения о многих ученых, научные факты и подробности важных исторических событий.

Точка с запятой

При постановке данного знака препинания, в отличие от двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, нельзя руководствоваться конкретными правилами. В данном случае необходимо обращать внимание на смысл предложения (пользуясь принципом «здесь запятой — мало, а точки — много») и на состав частей сложного предложения. Так, если части БСП осложнены различными причастными/деепричастными оборотами, однородными членами и т. д. (то есть содержат дополнительные знаки препинания), их необходимо отделять друг от друга при помощи точки с запятой.

Девушка играет на виолончели
  • В тот вечер она, в красивом платье, сидя на сцене и забыв обо всем, играла любимую мелодию на виолончели; зал слушал ее, затаив дыхание.
  • Миша, подбоченившись, стоял рядом с матерью и грозно глядел на прохожих; мужчина, заметив серьезный взгляд пятилетнего мальчика, едва заметно улыбнулся.
  • Стоя в толпе, среди сотен или, может, тысяч встречающих, она ждала только его; как она и надеялась, он заметил ее сразу же.

Примеры БСП в художественной литературе

Классическая литература

Знак препинания — запятая:

С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. (М. Шолохов «Тихий Дон»)
Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

Тире в бессоюзном сложном предложении:

Мы долго грели лягушонка своим горячим дыханием — он все не оживал. (М. Пришвин «Лягушонок»)

Хочу к нему — вы тащите с собой. (А. Грибоедов «Горе от ума»)

…я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Двоеточие в БСП:

В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени: он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. (Л. Толстой — «Война и мир»)
Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. (Л. Толстой — «Война и мир»)

Точка с запятой:

Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь. (Л. Толстой — «Война и мир»)

Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. (Ф. Достоевский — «Преступление и наказание»)

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать. (Ф. Достоевский — «Преступление и наказание»)

Итак, мы изучили конкретные случаи, когда ставится тире в бессоюзных сложных предложениях, состоящих чаще всего из двух частей. Использование сложных предложений в речи — показатель грамотности и богатства языка человека. Поэтому набирайтесь знаний и приобретайте умение правильно писать и говорить, которое является основой качественного образования.

fb.ru

Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении

ДвоеточиеТире
1)Если вторая часть (одно или несколько предложений) раскрывает содержимое первой части (можно вставить «а именно»)
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

Примечание: Двоеточие обязательно,если в первой части имеются слова «так», «такой», «таков»,»одно» и пр.
Одно было несомненно: назад он не вернется.

Но: если «одно» в простом предложении или разъясняется пояснительным глаголом,а не целым предложением, то пунктуация иная
В отношениях с посторонними он требовал одного — сохранения приличия.

1)Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно вставить союз «когда»)
Победим — каменный дом построишь.

2)Перед словами так,таков, такой во второй части,которые начинают собой присоединительные предложения
Приказ есть приказ — так его воспитал фронт.

Но: если логические отношения между частями носят самостоятельный характер, то ставится запятая и тире.
Колониальные народы угнетались в течение столетий,- так дальше продолжаться не может.

2)Если в первой части есть глаголы видеть,смотреть, слышать, знать, понимать,
чувствовать и т.п., посредством которых делается предупреждение, что
далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание
(можно вставить союз «что»)
Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
3)В этом же
случае при отсутствии интонации предупреждения о последующем изложении
какого-нибудь факта ставится тире,нередко вторая часть представляет из
себя неполное предложение (между частями можно вставить союз «что»)
Слышу — опять стонет.
Примечание:

Если оттенок предупреждения отсутствует и первая часть нераспространена или малораспространена, то ставится запятая
Слышу, земля задрожала.

3)Если вторая часть указывает основание или причину того,о чем говорится в
первой (можно вставить союзы «потому что», «так как», «поскольку»)
Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного.
4)Если вторая часть содержит следствие,результат,вывод из первой (можно вставить союз «поэтому», «тогда»)
Я умираю — мне не к чему лгать.
4)Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения
Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20-30 лет.
5)Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий
Дунул ветер — все дрогнуло,ожило,засмеялось.
5)Особый случай постановки двоеточия в газетных заголовках
национальный вопрос: проблемы, суждения.
6)Если первая часть обозначает условие совершения действия,о котором говорится во второй (можно вставить союз «если»)
Случится грех — не проси милости.

Примечание: если вторая часть начинается с частицы «так», то ставится запятая
Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь.

6)Изредка
в бессоюзном сложном предложении,состоящем из трех частей встречается
постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же)
Про
весеннюю пору и говорить нечего: дружно цветет черемуха,белым-бело,
слегка закружется голова,и растеряешься на мгновение: как же так?

Обычно в таких случаях,чтобы избежать скопления двоеточий, одно из них заменяют тире
Есть в этой книге одна особенность — сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи,сцены,людей.

7)Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (можно вставить союзы «будто»,»словно»)
Молвит слово — соловей поет.
8)При наличии оттенка противопоставления (можно вставить союз «а»)
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.

j-tonic.livejournal.com

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока русского языка в 9 классе

«Тире в БСП»

Цели урока: 

Образовательные

  • повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;

  • познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;

  • формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.

Воспитательные — воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Развивающие — развитие речи и позновательного интереса учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, таблица « Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Взаимопроверка домашнего задания

Проверка домашних упражнений ( упр. 196, 198, составленные предложения по таблице «Знаки препинания в БСП»).

III. Актуализация знаний

1. Выполним синтаксический разбор предложения.

(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

2. Работа со “слепой схемой”.

http://festival.1september.ru/articles/530851/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/530851/img2.gif

–  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.

–  Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?

— Какое предложение мы называем бессоюзным?

— Какое основное средство связи в БСП?

IV.  Объяснение новой темы

1. Определение темы и целей урока.

На доске записаны предложения.

            Повторенье – мать ученья.

            Азбука – к мудрости ступенька.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

  Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

 Задания:

— Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

— Что такое пословица?

Пословица — меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

— Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

— Есть ли различия в постановке тире в этих предложениях? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)

— Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

— Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

— Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

— Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила

На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.

Заполнить таблицу (оценивание знаний).

Умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия, при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в БСП.

Я знаю условия, при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.

 

 

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

 

 

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

 

 

Я умею ставить правильный знак в БСП

 

 

2. Открытие нового знания.

Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.

Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

Учитель

Ученики

Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире

 

Какие у вас будут версии?

Нужно определить смысловые отношения между частями

Согласны?

Да

Что вам поможет в этом?

Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное

Попытайтесь. Что получилось?

В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью

Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире

Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части

Откройте учебник на с.135 и прочитайте текст упр.216

Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям

 

 

Читают предложения, которые соответствуют названным положением

Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире

Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью

 

3.  Работа с учебником.

    Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.135-136

— Прочитайте текст в рамке

— Все ли условия вы назвали?

Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)

— Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)

— На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения.

V. Практическая работа.

1. Упр.199 (устно) – по цепочке.

Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки

Образец рассуждения:

Лето припасает — зима поедает.

(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):

Лето припасает, а зима поедает.

( смысловые отношения — противопоставление;)

2.  Упр. 200 (письменно).

Развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака.

3. Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире.

— Не трудиться – так и хлеба не добиться.

— Будешь трудиться – будешь и кормиться.

— Ноги носят – руки кормят.

— Напишешь пером – не вырубишь топором.

— Любишь кататься – люби и саночки возить.

— Молвит слово – соловьём поёт.

— Лето припасает – зима поедает.

— Недруг поддакивает – друг спорит.

— Не спеши языком – торопись делом.

— Волков бояться – в лес не ходить.

— Поспешишь – людей насмешишь и тд.

4. Графический слуховой диктант.

— Начертить схемы предложений текста.

Хороши хлеба – душа спокойна: будут все сыты.

[ ] – [ ]: [ ].

Плохи хлеба – горя не миновать. [ ] – [ ].

Так было исстари. [– = ].

Так и теперь. [ – ].

Хлеб – всему венец. [ ] – [ ].

И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [– =, = ].

Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос.

[ ],(что ).

Знали: кем бы ты ни был – тебе нужен хлеб.

[ ]: [ ] – [ ].

VI. Самостоятельная работа.

Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

  1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.

  2. Любишь кататься люби и саночки возить.

  3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.

  4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

VII. Подведение итога урока.

— Что мы сегодня вспомнили на уроке?

— Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Упр. 200 ( 7- 19), 201.

Приложение.

BSP1

BSP2

Самостоятельная работа.

Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.

2. Любишь кататься люби и саночки возить.

3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.

4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

Заполнить таблицу (оценивание знаний).

Умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия, при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в БСП.

Я знаю условия, при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.

 

 

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

 

 

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

 

 

Я умею ставить правильный знак в БСП

 

 

infourok.ru

Конспект «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»



В бессоюзном сложном предложении ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Запятая ставится между частями БСП, которые невелики по объёму и тесно связаны между собой по смыслу. Составные части такого бессоюзного сложного предложения обозначают одновременность или последовательность действий, явлений: Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, надо мною и мне навстречу неслись длинные облака. ракиты тревожно шевелились и лепетали.

 

Точка с запятой ставится, когда части БСП не так тесно связаны по смыслу, значительны по объёму, распространены, внутри хотя бы одной из частей имеются другие знаки препинания: Круглые, низкие холмы. распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозняками сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами… 

 

Двоеточие ставится между частями БСП, если вторая часть дополняет первую, поясняет её или раскрывает причину того, о чём говорится в первой части. Обычно после первой части такого предложения можно вставить союзы так как, потому что, что и др.

Двоеточие. Примеры

Значение

Можно ввести слова

Лес точно ожил: везде начали раздаваться разные весёлые восклицания, ауканье, звонкий смех и одиночные голоса многих песен.пояснениеа именно, как-то
Найти место старых сосен было трудно: от них не осталось даже пней.причинапотому что, так как, ибо
Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает.дополнениечто
Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.добавочноеи увидел, что

 

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если:

  • а) они передают быструю смену событий, явлений;
  • б) во второй части дано противопоставление;
  • в) когда первая часть указывает на время или условие действия, о котором говорится во второй части;
  • г) когда вторая часть заключает в себе результат, следствие того, о чём говорится в первой части;
  • д) когда вторая часть содержит сравнение.

После первой части такого предложения обычно можно вставить союзы но, если, когда, поэтому, как.

Тире. Примеры

Значение

Можно ввести слово

Проснулся — пять станций убежало назад.быстрая смена явлений
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи — мороз-воевода дозором обходит владенья свои.противопоставлениеа, но
Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй… условиеесли
Придёт счастливый май-чудесник — зацветёт твой черешневый сад.времякогда
Солнце дымное встаёт — будет день горячий.следствиепоэтому
Молвит слово — соловей поёт.сравнениекак, словно


Таблица «Знаки препинания
в бессоюзном сложном предложении»

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Схема «Пунктуация
в бессоюзном сложном предложении»

пунктуация в бессоюзном сложном

 


Конспект урока «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Следующая тема: «Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью».

uchitel.pro

Тире в бессоюзном сложном предложении.

C:\Users\TIMUR-USER\Desktop\мама\20150320_113857.jpgЖурумбаева Елена Николаевна учитель русского язяка и литературы ГКУ «Юбилейненская средняя школа

Тема: БСП с отношением противопоставления, отношением времени, условия, следствия. Тире в БСП.

Цели урока.

Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.

Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание уважение к ветеранам; воспитание уважение друг к другу.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение, методика «Шесть шляп», «Термометр»

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов, рисунки шляп.

Ход урока

1 Организационный момент

Психологический настрой учащихся «Круг радости»

Сегодня встретились мы в который раз

Но от меня вы можете не прятать

Сияние ваших глаз.

Пусть будут поиски, сомненья.

Но как ни краток встречи срок

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведём урок.

Ребята! Прежде чем пройти на места, попрошу вас выбрать скипетры того цвета, которые вам понравились.

Сегодня на нашем уроке мы будем работать в группах, консультантом 1 группы будет Айсулу, второй группы Алина.

(Консультантам раздаются таблицы, для оценивания группы)

Прежде чем начать наш урок, я хочу обратить ваше внимание на доску.

Эпиграфом нашего урока я взяла, высказывание Александра Пашковского

«Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

Как вы думаете, почему я взяла эпиграфом урока это высказывание?

Совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) одним словом называется – этикетом. Запишите в словари новое слово, которое пришло к нам из французского языка. Соблюдения этикета имеет значение не только сегодня на уроке, но и в повседневной жизни.

2. Проверка домашнего задания

Блиц-опрос

  1. Что такое БСП?

  2. Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?

  3. Когда ставится двоеточие в БСП

  4. 3. Проверка ЗУН

Мозговой штурм

Работа по карточкам у доски.

1. Определить тип сложного предложения , расставить знаки препинания, указать вид , выполнить схему

На площади выстроились: все солдаты офицеры ветераны. ( Пояснение 🙂

2. Подчеркнуть грамматическую основу.

Войны сражались и верили в победу.

3. Определить тип сложного предложения, расставить знаки препинания, указать вид, выполнить схему

Протяжно свистели, падали снаряды; вздыхая, скорбела земля. (одновременности)

4. Полный синтаксический разбор БСП.

В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

С остальными учащимися проводится устный опрос.

1. Что такое сложное предложение?

2. На какие типы делится сложное предложение?

3. Что такое ССП?

4. Что такое СПП?

5. На сколько видов делится СПП?

6. Что такое БСП?

Краткая беседа на тему 70 летию Добеды.

4. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим изучать СБП, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

5. Сообщение новых знаний

Консультанты, руководствуясь инструкцией, объясняют тему группе и составляют совместно с группой кластер.

(Учитель ведет работу по индивидуальной программе)

Консультанты знакомят с работой группы (кластерами).

Вывод: В каких случаях ставится тире в СБП?

6. Закрепление

1. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. (противопост.)

2. Попробовал идти пешком – ноги подкосились. (противопост.)

3. Замела метель дорожки – пробираться нелегко (следствие)

4. Ехал сюда – рожь начинала цвести (время)

5. Родители узнают – не похвалят ( условия)

7. Вторичное закрепление

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение.

Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки. (противопоставления, отношением времени, условия, следствия) Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей.

1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.

2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.

4) Азбуку учат – на всю избу кричат.

5) Есть терпение — будет и умение.

6) С глупым водиться – сам поглупеешь.

7) С умным поговорить – воды напиться.

8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

10) Не ищи безупречного друга – останешься один.

11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.

12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.

13) Обидит друг — ляжет камнем слово.

14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.

15) Будешь книги читать – будешь всё знать.

16) Утром не встанешь – день пропал.

17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.

18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.

19) Ручка беленька – душа чёрненька.

20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.

21) Нет умного соседа — беседуй с книгой.

22) Вершины достигаются не сразу — мастерство приобретается постепенно.

Противопоста

вление

условие

время

следствие

1,2,3,10,11,14,17,

18,19,20,22.

5,6,7,8,12,13,15,

16,21

4

9

8. Итог урока.

Методика «Шесть шляп»

Оценки за урок сегодня доверяю выставить консультантам.

Домашнее задание правило стр 203-204, упр 269 (2)

Рефлексия « Термометр»

Ребята! Вы, изучая физику, знаете, что температуру воздуха измеряют термометром. Я вас хочу, попросит, чтобы вы все сейчас оставили свои впечатления о нашем уроке на вот этом термометр, У нас погода сейчас очень изменчивая, как и настроение: хорошее — выше ноля, плохое- ниже ноля.

Спасибо всем, досвидание!

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение.

1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.

2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.

4) Азбуку учат – на всю избу кричат.

5) Есть терпение — будет и умение.

6) С глупым водиться – сам поглупеешь.

7) С умным поговорить – воды напиться.

8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

10) Не ищи безупречного друга – останешься один.

11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение

12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.

13) Обидит друг — ляжет камнем слово.

14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.

15) Будешь книги читать – будешь всё знать.

16) Утром не встанешь – день пропал.

17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.

18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.

19) Ручка беленька – душа чёрненька.

20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.

21) Нет умного соседа — беседуй с книгой.

22) Вершины достигаются не сразу — мастерство приобретается постепенно.

Инструкция по изучению новой темы Алина

1. Прочитайте параграф самостоятельно.

2. Прочитайте внимательно пункт 1 -4 параграфа

3. Ответьте на вопросы:

  • На сколько частей можно разделить БСП? Разделите БСП на части.

  • Замените БСП синонимичным СПП.

  • Какой союз можно подставить между простыми предложениями в БСП?

  • Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

  • 4. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.

Инструкция по изучению новой темы Айсулу

1. Прочитайте параграф самостоятельно.

2. Прочитайте внимательно пункт 3 параграфа .

3. Ответьте на вопросы:

  • На сколько частей можно разделить БСП? Разделите БСП на части.

  • Замените БСП синонимичным СПП.

  • Какой союз можно подставить между простыми предложениями в БСП?

  • Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

4. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.

Противопоста

вление

условие

время

следствие

Противопоста

вление

условие

время

следствие

Противопоста

вление

условие

время

следствие

Противопоста

вление

условие

время

следствие

Противопоста

вление

условие

время

следствие

Противопоста

вление

условие

время

следствие

Противопоста

вление

условие

время

следствие

Противопоста

вление

условие

время

следствие

1. Определить тип сложного предложения , расставить знаки препинания, указать вид , выполнить схему

На площади выстроились все солдаты офицеры ветераны.

2. Подчеркнуть грамматическую основу.

Войны сражались и верили в победу.

3. Определить тип сложного предложения, расставить знаки препинания, указать вид, выполнить схему

Протяжно свистели падали снаряды вздыхая скорбела земля.

4. Полный синтаксический разбор БСП + схема.

В глазах у меня потемнело голова закружилась.

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение.

1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.

2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.

4) Азбуку учат – на всю избу кричат.

5) Есть терпение — будет и умение.

6) С глупым водиться – сам поглупеешь.

7) С умным поговорить – воды напиться.

8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

10) Не ищи безупречного друга – останешься один.

11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение

12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.

13) Обидит друг — ляжет камнем слово.

14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.

15) Будешь книги читать – будешь всё знать.

16) Утром не встанешь – день пропал.

17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.

18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.

19) Ручка беленька – душа чёрненька.

20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.

21) Нет умного соседа — беседуй с книгой.

22) Вершины достигаются не сразу — мастерство приобретается постепенно.

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение.

1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.

2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.

4) Азбуку учат – на всю избу кричат.

5) Есть терпение — будет и умение.

6) С глупым водиться – сам поглупеешь.

7) С умным поговорить – воды напиться.

8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

10) Не ищи безупречного друга – останешься один.

11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение

12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.

13) Обидит друг — ляжет камнем слово.

14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.

15) Будешь книги читать – будешь всё знать.

16) Утром не встанешь – день пропал.

17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.

18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.

19) Ручка беленька – душа чёрненька.

20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.

21) Нет умного соседа — беседуй с книгой.

22) Вершины достигаются не сразу — мастерство приобретается постепенно.

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение.

1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.

2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.

4) Азбуку учат – на всю избу кричат.

5) Есть терпение — будет и умение.

6) С глупым водиться – сам поглупеешь.

7) С умным поговорить – воды напиться.

8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.

9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.

10) Не ищи безупречного друга – останешься один.

11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.

Тестовое задание

Запишите номера предложений и значение

12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.

13) Обидит друг — ляжет камнем слово.

14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.

15) Будешь книги читать – будешь всё знать.

16) Утром не встанешь – день пропал.

17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.

18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.

19) Ручка беленька – душа чёрненька.

20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.

21) Нет умного соседа — беседуй с книгой.

22) Вершины достигаются не сразу — мастерство приобретается постепенно.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *