Соли химия 9 класс – Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме «Соляная кислота» с использованием технологии образовательной ситуации

Соли — методическая рекомендация. Химия, 8–9 класс.

1. Химические формулы солей 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Знание классификации неорганических веществ. Уметь распознавать, какое из веществ, формулы которых приведены, является солью.
2. Номенклатура средних солей 1 вид — рецептивный среднее 2 Б. Знание названий средних солей (галогенидов, сульфидов, сульфитов, сульфатов, нитритов, нитратов, ортофосфатов, карбонатов, силикатов).
3. Составление названий средних солей 1 вид — рецептивный среднее 3 Б. Знание названий средних солей (галогенидов, сульфидов, сульфитов, сульфатов, нитритов, нитратов, ортофосфатов, карбонатов, силикатов).
4. Классификация солей 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Знание названий классификации солей.
5. Составление химических формул средних солей 1 вид — рецептивный сложное 4 Б. Знание названий и формул средних солей (галогенидов, сульфидов, сульфитов, сульфатов, нитритов, нитратов, ортофосфатов, карбонатов, силикатов).
6. Составление названий кислых, основных и комплексных солей 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Знание названий классификации и названий комплексных, основных и кислых солей.
7. Составление названия кристаллогидрата соли 2 вид — интерпретация сложное 1 Б. Знание названий кристаллогидратов.
8. Составление химических формул кислых, основных и комплексных солей 2 вид — интерпретация среднее 3 Б. Знание формул средних солей, развитие навыка написания формул химических соединений.
9. Распознавание соли по её внешнему виду 3 вид — анализ среднее 3 Б. Знание внешнего вида и названий средних солей.
10. Растворимость солей 1 вид — рецептивный лёгкое 1 Б. Понимание таблицы растворимости.
11. Составление уравнений реакций по химическим свойствам солей 3 вид — анализ
среднее
4 Б. Знание химических свойств солей и классификации химических реакций.
12. Уравнения реакций по химическим свойствам солей 3 вид — анализ среднее 4 Б. Знание химических свойств солей и классификации химических реакций.
13. С чем может реагировать соль? 3 вид — анализ среднее 4 Б. Знание химических свойств солей.
14. Применение солей 2 вид — интерпретация лёгкое 1 Б. Знания о применении солей.
15. Способы получения средних солей 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Знания о способах получения средних солей.
16. Образование солей в реакциях обмена 3 вид — анализ среднее 5 Б. Знание способов получения средних солей, тренировка навыка написания уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов.
17. Способы получения кислых, основных и комплексных солей 2 вид — интерпретация сложное 5 Б. Знание способов получения кислых, основных и комплексных солей, навыки написания уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов.
18. Расчёт по уравнению реакции, если исходное вещество содержит примеси 3 вид — анализ среднее 5 Б. По уравнению реакции вычислить массу или объём вещества, если известна масса или объём газообразного вещества, участвующего в реакции.
19. Расчёт формулы кристаллогидрата и составление его названия 3 вид — анализ сложное 5 Б. Знание темы «Массовая доля», проверка навыков нахождения правильной формулы соединения кристаллогидрата, если известна массовая доля безводного вещества.
20. Соли в природе. Названия минералов и горных пород 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Определение традиционных названий минералов по формуле.
21. Названия солей, встречающихся в природе 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Знания о составлении систематических (международных) названий минералов по формуле.
22. Распространение солей в природе 3 вид — анализ лёгкое 3 Б. Проверить знания обучающихся о понятии образования формул и расстановки индексов.

Соли аммония. Нитраты — урок. Химия, 8–9 класс.

Соли аммония

Соли аммония — сложные вещества, образованные катионом аммония Nh5+ и кислотным остатком.

Nh5Cl — хлорид аммония, (Nh5)2SO4 — сульфат аммония, Nh5NO3 — нитрат аммония. 

 

Соли аммония по свойствам похожи на соли натрия или калия. Они имеют ионное строение и представляют собой твёрдые белые вещества, хорошо растворяющиеся в воде.

 

amiachnaja_selitra-1024x1024.jpg

Нитрат аммония

 

Образуются соли аммония при взаимодействии аммиака с кислотами:

 

Nh4+HCl=Nh5Cl,

 

2Nh4+h3SO4=(Nh5)2SO4.

 

Солям аммония характерны как общие для всех солей свойства, так и особые.

 

К общим свойствам солей можно отнести способность вступать в реакции обмена с кислотами и другими солями, если образуется газ или осадок:

 

(Nh5)2CO3+2HCl=2Nh5Cl+h3O+CO2↑,

 

(Nh5)2SO4+BaCl2=BaSO4↓+2Nh5Cl.

 

Особые свойства солей обусловлены неустойчивостью иона аммония и его способностью разлагаться с образованием аммиака:

 

1. Соли аммония разлагаются при нагревании:

 

Nh5Cl=Nh4↑+HCl↑.

 

2. Соли аммония при нагревании реагируют со щелочами с выделением аммиака:

 

Nh5Cl+NaOH=Nh4↑+h3O+NaCl.

 

Применяются соли аммония в качестве удобрений. Карбонат аммония используется кондитерами как разрыхлитель теста. Хлорид аммония находит применение при паянии для очистки поверхности металла.

Нитраты — соли азотной кислоты.

NaNO3 — нитрат натрия, Cu(NO3)2 — нитрат меди(\(II\)), Nh5NO3 — нитрат аммония. Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония называют ещё селитрами: Ca(NO3)2 — кальциевая селитра, Nh5NO3 — аммиачная селитра.

 

market_rwDAlSixV3rt1aTgdQkNAQ_1x1.jpg

 

Все соли азотной кислоты хорошо растворяются в воде. При нагревании они разлагаются с выделением кислорода, поэтому взрывоопасны.

 

2KNO3=2KNO2+O2↑.

 

Используются нитраты в качестве удобрений, а также для изготовления взрывчатых смесей. Нитрат серебра используется в медицине в качестве прижигающего средства.

Тренировка по теме «Соли» — тест. Химия, 8–9 класс.

1. Химические формулы солей 1 Б.
2. Исторические названия солей 1 Б.
3. Составление названий кислых, основных и комплексных солей 3 Б.
4. Составление уравнений реакций по химическим свойствам солей 4 Б.
5. Способы получения кислых, основных и комплексных солей 5 Б.

Тренировка по теме «Соли II» — тест. Химия, 8–9 класс.

1. Классификация солей 1 Б.
2. Составление названия кристаллогидрата соли 3 Б.
3. Применение солей 1 Б.
4. Распространение солей в природе 3 Б.
5. Названия минералов и горных пород 2 Б.

Азотная кислота и ее соли. Видеоурок. Химия 9 Класс

Наиболее важное с практической точки зрения соединение азота – это азотная кислота. Данный урок посвящен изучению особых свойств азотной кислоты и ее солей. В ходе урока вы также познакомитесь с основными областями применения азотной кислоты.

В зависимости от степени разбавления водой, т. е. от концентрации, физические свойства азотной кислоты будут различны.

Безводная свежеполученная азотная кислота – бесцветная, похожая на воду жидкость с едким запахом, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. При хранении под воздействием света или температуры азотная кислота частично разлагается с выделением оксида азота (IV) – бурого газа:

4HNO3 = 4NO2 + O2 + 2H2O

Из-за выделяющегося кислорода тлеющая лучинка над нагретой азотной кислотой вспыхивает. Бурый газ растворяется в кислоте и окрашивает ее в желтый цвет. Вещества, содержащие белок, при попадании на них концентрированной азотной кислоты окрашиваются в желтый цвет. Поэтому на коже рук азотная кислота оставляет желтые пятна. Чтобы этого избежать, следует работать с концентрированной азотной кислотой в резиновых перчатках.

Азотная кислота относится к сильным неорганическим кислотам. Поэтому для нее характерны все общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями. Но азотная кислота – еще очень сильный окислитель, поэтому по-особому реагирует с металлами.

Характер взаимодействия азотной кислоты с металлами достаточно сложен. Эти окислительно-восстановительные реакции не относятся к типу замещения, и состав продуктов таких реакций очень разнообразен. Причем, азотная кислота, даже разбавленная, способна взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду активности правее водорода.

Только золото, платина, осмий, иридий и тантал не взаимодействуют с азотной кислотой ни при каких условиях.

Некоторые активные металлы, например алюминий, не реагируют с азотной кислотой из-за плотной оксидной пленки, образующейся на поверхности металла. Для того чтобы показать активность алюминия, опустим алюминиевую проволоку в раствор соляной кислоты. Алюминий энергично взаимодействует с соляной кислотой с выделением водорода.

2Al + 6HCl = 3H2↑ + 2AlCl3

Затем эту же проволоку опускаем в концентрированную азотную кислоту. Тотчас же на поверхности алюминия образуется тончайшая оксидная пленка, которая препятствует взаимодействию металла с кислотой.

В большинстве реакций концентрированной азотной кислоты с металлами продуктом восстановления азотной кислоты будет оксид азота (IV). Например, при взаимодействии железа с концентрированной азотной кислотой при нагревании образуются нитрат железа (III), оксид азота (IV) и вода:

Fe + 6HNO3 (конц.) = Fe(NO3)3 + 3NO2↑ + 3H2O

Коэффициенты в подобных реакциях расставляют с помощью метода электронного баланса.

Проведем эксперимент. Пронаблюдаем, как реагирует разбавленная и концентрированная азотная кислота с металлами. Приготовим две пробирки с раствором азотной кислоты. Положим в первую цинк, во вторую – медь.

Цинк реагирует с сильно разбавленной азотной кислотой с выделением аммиака.

4Zn + 9HNO3 = NH3 ↑ + 4Zn(NO3)2 + 3H2O

Влажная лакмусовая бумажка синеет у горлышка пробирки, указывая на присутствие аммиака. Медь реагирует с раствором азотной кислоты с выделением монооксида азота.

3Cu + 8HNO3 = NO ↑ + 3Cu(NO3)2+ 4H2O

Концентрированная азотная кислота – еще более сильный  окислитель. В пробирки с концентрированной азотной кислотой поместим цинк и медь. Цинк и медь бурно реагируют с концентрированной азотной кислотой с образованием растворимых солей и выделением бурого газа – диоксида азота (рис. 1).

Zn + 4HNO3 = 2NO2↑ + 2H2O + Zn(NO3)2

Cu + 4HNO3 = 2NO2↑ + 2H2O + Cu(NO3)2

Рис. 1. Взаимодействие меди (слева) и цинка (справа) с концентрированной азотной кислотой

При взаимодействии с большинством металлов концентрированная азотная кислота восстанавливается до диоксида азота.

Соли азотной кислоты называются нитратами. Кроме того, соли азотной кислоты со щелочными металлами, кальцием и ионом аммония называются селитрами. Например, NH4NO3 – аммиачная селитра.

Все нитраты хорошо растворимы в воде и термически неустойчивы. Все они разлагаются при нагревании с выделением кислорода. Причем, в зависимости от катиона, продукты разложения могут различаться.

При термическом разложении нитрата калия преимущественно образуются нитрит калия и кислород:

2KNO3 = 2KNO2 + O2

При термолизе нитрата меди (II) образуются оксид меди (II), диоксид азота и кислород:

2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2

Азотная кислота – многотоннажный продукт химической промышленности. Она находит широкое применение для получения красителей, взрывчатых веществ, азотных удобрений и лекарств.

В лабораторной практике азотная кислота и особенно ее смесь с соляной (так называемая царская водка) используются для перевода в растворимое состояние металлов, не растворимых в других кислотах.

 

Список литературы

  1. Оржековский П.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 9 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§ 37)
  3. Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013. (§ 24)
  4. Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  5. Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
  6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник).
  2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).

 

Домашнее задание

  1. с. 160 №№ 5, 7 из учебника П.А. Оржековского «Химия: 9-й класс» / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013.

Сведения о составе минералов и горных пород — урок. Химия, 8–9 класс.

Соли в составе минералов

Минералом называют однородное природное тело, состоящее из вещества природного происхождения.

Подавляющее большинство минералов имеет кристаллическое строение.


Исторически сложилось так, что единый подход к присвоению названий минералам отсутствует. Какие-то из них получили название по месту открытия, какие-то — в честь исследователей, их открывших, в названиях некоторых минералов отображён их состав или какие-то существенные свойства и т. п.

 

Сведения о солях, образующих некоторые минералы, а также о названиях этих минералов, приведены в таблице.

 

Формула соли

Название минерала

\(BaSO_4\) барит
\(Ca_5(PO_4)_3(Cl, F, OH)\)

 апатит (соответственно — хлорапатит, фторапатит, 

 гидроксиапатит)

\(Ca_3(PO_4)_2\cdot Ca(OH)_2\) фосфорит
\(CaCO_3\) кальцит
\(CaCO_3\cdot MgCO_3\) доломит
\(CaF_2\) флюорит
\(CaSO_4\) ангидрит
\(CaSO_4\cdot 2H_2O\) гипс, селенит
\(Cu_2S\) халькозин
\(2CuCO_3\cdot Cu(OH)_2\) азурит
\(CuCO_3\cdot Cu(OH)_2\) малахит
\(CuFeS_2\) халькопирит
\(FeCO_3\) сидерит
\(FeS_2\) пирит
\(Hg_2Cl_2\) каломель
\(HgS\) киноварь
\(KCl\) сильвин
\(KCl\cdot MgCl_2\cdot 6H_2O\) карналлит
\(KCl\cdot NaCl\) сильвинит
\(MgCl_2\cdot 6H_2O\) бишофит
\(MgCO_3\) магнезит
\(MgSO_4\cdot 7H_2O\) эпсомит
\(3NaF\cdot AlF_3\) криолит
\(Na_2B_4O_7\cdot 10H_2O\) бура
\(Na_2CO_3\cdot 10H_2O\) сода
\(Na_2SO_4\cdot 10H_2O\) мирабилит
\(NaCl\) галит
\(PbS\) галенит
\(ZnS\) сфалерит

Соли в составе горных пород

Горные породы — плотные или рыхлые природные тела, слагающие земную кору и состоящие из одного или нескольких минералов (или органических веществ).

Горные породы образуются в результате процессов, протекающих в природе.


Как и в случае минералов, названия горных пород слагались исторически. В таблице приведены сведения о составе и названиях некоторых горных пород, главными образующими соединениями которых являются соли.

 

Формула соли

Название горной породы

\(Ca_3(PO_4)_2\) фосфорит
\(CaCO_3\) известковые сланцы
\(CaCO_3\) известняк
\(CaCO_3\) мрамор
\(CaCO_3\) мел
\(CaCO_3\cdot MgCO_3\) доломит
\(CaSO_4\cdot 2H_2O\) гипс
\(NaCl\) каменная соль

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

1. Типы электролитов. Кислоты

Сложность: лёгкое

1
2. Типы электролитов. Основания

Сложность: лёгкое

1
3. Типы электролитов. Соли

Сложность: лёгкое

1
4. Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД

Сложность: лёгкое

1
5. Диссоциация слабых многоосновных кислот

Сложность: среднее

2
6. Диссоциация солей

Сложность: среднее

2
7. Ионы, образующиеся при диссоциации солей

Сложность: среднее

2
8. Ионы, образующиеся при диссоциации одноосновных кислот

Сложность: среднее

2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *