1. | Химические формулы солей | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Знание классификации неорганических веществ. Уметь распознавать, какое из веществ, формулы которых приведены, является солью. |
2. | Номенклатура средних солей | 1 вид — рецептивный | среднее | 2 Б. | Знание названий средних солей (галогенидов, сульфидов, сульфитов, сульфатов, нитритов, нитратов, ортофосфатов, карбонатов, силикатов). |
3. | Составление названий средних солей | 1 вид — рецептивный | среднее | 3 Б. | Знание названий средних солей (галогенидов, сульфидов, сульфитов, сульфатов, нитритов, нитратов, ортофосфатов, карбонатов, силикатов). |
4. | Классификация солей | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Знание названий классификации солей. |
5. | Составление химических формул средних солей | 1 вид — рецептивный | сложное | 4 Б. | Знание названий и формул средних солей (галогенидов, сульфидов, сульфитов, сульфатов, нитритов, нитратов, ортофосфатов, карбонатов, силикатов). |
6. | Составление названий кислых, основных и комплексных солей | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Знание названий классификации и названий комплексных, основных и кислых солей. |
7. | Составление названия кристаллогидрата соли | 2 вид — интерпретация | сложное | 1 Б. | Знание названий кристаллогидратов. |
8. | Составление химических формул кислых, основных и комплексных солей | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Знание формул средних солей, развитие навыка написания формул химических соединений. |
9. | Распознавание соли по её внешнему виду | 3 вид — анализ | среднее | 3 Б. | Знание внешнего вида и названий средних солей. |
10. | Растворимость солей | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Понимание таблицы растворимости. |
11. | Составление уравнений реакций по химическим свойствам солей | 3 вид — анализ | среднее | 4 Б. | Знание химических свойств солей и классификации химических реакций. |
12. | Уравнения реакций по химическим свойствам солей | 3 вид — анализ | среднее | 4 Б. | Знание химических свойств солей и классификации химических реакций. |
13. | С чем может реагировать соль? | 3 вид — анализ | среднее | 4 Б. | Знание химических свойств солей. |
14. | Применение солей | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 1 Б. | Знания о применении солей. |
15. | Способы получения средних солей | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Знания о способах получения средних солей. |
16. | Образование солей в реакциях обмена | 3 вид — анализ | среднее | 5 Б. | Знание способов получения средних солей, тренировка навыка написания уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов. |
17. | Способы получения кислых, основных и комплексных солей | 2 вид — интерпретация | сложное | 5 Б. | Знание способов получения кислых, основных и комплексных солей, навыки написания уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов. |
18. | Расчёт по уравнению реакции, если исходное вещество содержит примеси | 3 вид — анализ | среднее | 5 Б. | По уравнению реакции вычислить массу или объём вещества, если известна масса или объём газообразного вещества, участвующего в реакции. |
19. | Расчёт формулы кристаллогидрата и составление его названия | 3 вид — анализ | сложное | 5 Б. | Знание темы «Массовая доля», проверка навыков нахождения правильной формулы соединения кристаллогидрата, если известна массовая доля безводного вещества. |
20. | Соли в природе. Названия минералов и горных пород | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определение традиционных названий минералов по формуле. |
21. | Названия солей, встречающихся в природе | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Знания о составлении систематических (международных) названий минералов по формуле. |
22. | Распространение солей в природе | 3 вид — анализ | лёгкое | 3 Б. | Проверить знания обучающихся о понятии образования формул и расстановки индексов. |
Соли аммония. Нитраты — урок. Химия, 8–9 класс.
Соли аммония
Соли аммония — сложные вещества, образованные катионом аммония Nh5+ и кислотным остатком.
Nh5Cl — хлорид аммония, (Nh5)2SO4 — сульфат аммония, Nh5NO3 — нитрат аммония.
Соли аммония по свойствам похожи на соли натрия или калия. Они имеют ионное строение и представляют собой твёрдые белые вещества, хорошо растворяющиеся в воде.
Нитрат аммония
Образуются соли аммония при взаимодействии аммиака с кислотами:
Nh4+HCl=Nh5Cl,
2Nh4+h3SO4=(Nh5)2SO4.
Солям аммония характерны как общие для всех солей свойства, так и особые.
К общим свойствам солей можно отнести способность вступать в реакции обмена с кислотами и другими солями, если образуется газ или осадок:
(Nh5)2CO3+2HCl=2Nh5Cl+h3O+CO2↑,
(Nh5)2SO4+BaCl2=BaSO4↓+2Nh5Cl.
Особые свойства солей обусловлены неустойчивостью иона аммония и его способностью разлагаться с образованием аммиака:
1. Соли аммония разлагаются при нагревании:
Nh5Cl=Nh4↑+HCl↑.
2. Соли аммония при нагревании реагируют со щелочами с выделением аммиака:
Nh5Cl+NaOH=Nh4↑+h3O+NaCl.
Применяются соли аммония в качестве удобрений. Карбонат аммония используется кондитерами как разрыхлитель теста. Хлорид аммония находит применение при паянии для очистки поверхности металла.
Нитраты — соли азотной кислоты.
NaNO3 — нитрат натрия, Cu(NO3)2 — нитрат меди(\(II\)), Nh5NO3 — нитрат аммония. Нитраты щелочных металлов, кальция и аммония называют ещё селитрами: Ca(NO3)2 — кальциевая селитра, Nh5NO3 — аммиачная селитра.
Все соли азотной кислоты хорошо растворяются в воде. При нагревании они разлагаются с выделением кислорода, поэтому взрывоопасны.
2KNO3=2KNO2+O2↑.
Используются нитраты в качестве удобрений, а также для изготовления взрывчатых смесей. Нитрат серебра используется в медицине в качестве прижигающего средства.
1. | Химические формулы солей | 1 Б. |
2. | Исторические названия солей | 1 Б. |
3. | Составление названий кислых, основных и комплексных солей | 3 Б. |
4. | Составление уравнений реакций по химическим свойствам солей | 4 Б. |
5. | Способы получения кислых, основных и комплексных солей | 5 Б. |
1. | Классификация солей | 1 Б. |
2. | Составление названия кристаллогидрата соли | 3 Б. |
3. | Применение солей | 1 Б. |
4. | Распространение солей в природе | 3 Б. |
5. | Названия минералов и горных пород | 2 Б. |
Азотная кислота и ее соли. Видеоурок. Химия 9 Класс
Наиболее важное с практической точки зрения соединение азота – это азотная кислота. Данный урок посвящен изучению особых свойств азотной кислоты и ее солей. В ходе урока вы также познакомитесь с основными областями применения азотной кислоты.
В зависимости от степени разбавления водой, т. е. от концентрации, физические свойства азотной кислоты будут различны.
Безводная свежеполученная азотная кислота – бесцветная, похожая на воду жидкость с едким запахом, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. При хранении под воздействием света или температуры азотная кислота частично разлагается с выделением оксида азота (IV) – бурого газа:
4HNO3 = 4NO2 + O2 + 2H2O
Из-за выделяющегося кислорода тлеющая лучинка над нагретой азотной кислотой вспыхивает. Бурый газ растворяется в кислоте и окрашивает ее в желтый цвет. Вещества, содержащие белок, при попадании на них концентрированной азотной кислоты окрашиваются в желтый цвет. Поэтому на коже рук азотная кислота оставляет желтые пятна. Чтобы этого избежать, следует работать с концентрированной азотной кислотой в резиновых перчатках.
Азотная кислота относится к сильным неорганическим кислотам. Поэтому для нее характерны все общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями. Но азотная кислота – еще очень сильный окислитель, поэтому по-особому реагирует с металлами.
Характер взаимодействия азотной кислоты с металлами достаточно сложен. Эти окислительно-восстановительные реакции не относятся к типу замещения, и состав продуктов таких реакций очень разнообразен. Причем, азотная кислота, даже разбавленная, способна взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду активности правее водорода.
Только золото, платина, осмий, иридий и тантал не взаимодействуют с азотной кислотой ни при каких условиях.
Некоторые активные металлы, например алюминий, не реагируют с азотной кислотой из-за плотной оксидной пленки, образующейся на поверхности металла. Для того чтобы показать активность алюминия, опустим алюминиевую проволоку в раствор соляной кислоты. Алюминий энергично взаимодействует с соляной кислотой с выделением водорода.
2Al + 6HCl = 3H2↑ + 2AlCl3
Затем эту же проволоку опускаем в концентрированную азотную кислоту. Тотчас же на поверхности алюминия образуется тончайшая оксидная пленка, которая препятствует взаимодействию металла с кислотой.
В большинстве реакций концентрированной азотной кислоты с металлами продуктом восстановления азотной кислоты будет оксид азота (IV). Например, при взаимодействии железа с концентрированной азотной кислотой при нагревании образуются нитрат железа (III), оксид азота (IV) и вода:
Fe + 6HNO3 (конц.) = Fe(NO3)3 + 3NO2↑ + 3H2O
Коэффициенты в подобных реакциях расставляют с помощью метода электронного баланса.
Проведем эксперимент. Пронаблюдаем, как реагирует разбавленная и концентрированная азотная кислота с металлами. Приготовим две пробирки с раствором азотной кислоты. Положим в первую цинк, во вторую – медь.
Цинк реагирует с сильно разбавленной азотной кислотой с выделением аммиака.
4Zn + 9HNO3 = NH3 ↑ + 4Zn(NO3)2 + 3H2O
Влажная лакмусовая бумажка синеет у горлышка пробирки, указывая на присутствие аммиака. Медь реагирует с раствором азотной кислоты с выделением монооксида азота.
3Cu + 8HNO3 = NO ↑ + 3Cu(NO3)2+ 4H2O
Концентрированная азотная кислота – еще более сильный окислитель. В пробирки с концентрированной азотной кислотой поместим цинк и медь. Цинк и медь бурно реагируют с концентрированной азотной кислотой с образованием растворимых солей и выделением бурого газа – диоксида азота (рис. 1).
Zn + 4HNO3 = 2NO2↑ + 2H2O + Zn(NO3)2
Cu + 4HNO3 = 2NO2↑ + 2H2O + Cu(NO3)2
Рис. 1. Взаимодействие меди (слева) и цинка (справа) с концентрированной азотной кислотой
При взаимодействии с большинством металлов концентрированная азотная кислота восстанавливается до диоксида азота.
Соли азотной кислоты называются нитратами. Кроме того, соли азотной кислоты со щелочными металлами, кальцием и ионом аммония называются селитрами. Например, NH4NO3 – аммиачная селитра.
Все нитраты хорошо растворимы в воде и термически неустойчивы. Все они разлагаются при нагревании с выделением кислорода. Причем, в зависимости от катиона, продукты разложения могут различаться.
При термическом разложении нитрата калия преимущественно образуются нитрит калия и кислород:
2KNO3 = 2KNO2 + O2↑
При термолизе нитрата меди (II) образуются оксид меди (II), диоксид азота и кислород:
2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2↑
Азотная кислота – многотоннажный продукт химической промышленности. Она находит широкое применение для получения красителей, взрывчатых веществ, азотных удобрений и лекарств.
В лабораторной практике азотная кислота и особенно ее смесь с соляной (так называемая царская водка) используются для перевода в растворимое состояние металлов, не растворимых в других кислотах.
Список литературы
- Оржековский П.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 9 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007. (§ 37)
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013. (§ 24)
- Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник).
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).
Домашнее задание
- с. 160 №№ 5, 7 из учебника П.А. Оржековского «Химия: 9-й класс» / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013.
Сведения о составе минералов и горных пород — урок. Химия, 8–9 класс.
Соли в составе минералов
Минералом называют однородное природное тело, состоящее из вещества природного происхождения.
Подавляющее большинство минералов имеет кристаллическое строение.
Исторически сложилось так, что единый подход к присвоению названий минералам отсутствует. Какие-то из них получили название по месту открытия, какие-то — в честь исследователей, их открывших, в названиях некоторых минералов отображён их состав или какие-то существенные свойства и т. п.
Сведения о солях, образующих некоторые минералы, а также о названиях этих минералов, приведены в таблице.
Формула соли | Название минерала |
\(BaSO_4\) | барит |
\(Ca_5(PO_4)_3(Cl, F, OH)\) | апатит (соответственно — хлорапатит, фторапатит, гидроксиапатит) |
\(Ca_3(PO_4)_2\cdot Ca(OH)_2\) | фосфорит |
\(CaCO_3\) | кальцит |
\(CaCO_3\cdot MgCO_3\) | доломит |
\(CaF_2\) | флюорит |
\(CaSO_4\) | ангидрит |
\(CaSO_4\cdot 2H_2O\) | гипс, селенит |
\(Cu_2S\) | халькозин |
\(2CuCO_3\cdot Cu(OH)_2\) | азурит |
\(CuCO_3\cdot Cu(OH)_2\) | малахит |
\(CuFeS_2\) | халькопирит |
\(FeCO_3\) | сидерит |
\(FeS_2\) | пирит |
\(Hg_2Cl_2\) | каломель |
\(HgS\) | киноварь |
\(KCl\) | сильвин |
\(KCl\cdot MgCl_2\cdot 6H_2O\) | карналлит |
\(KCl\cdot NaCl\) | сильвинит |
\(MgCl_2\cdot 6H_2O\) | бишофит |
\(MgCO_3\) | магнезит |
\(MgSO_4\cdot 7H_2O\) | эпсомит |
\(3NaF\cdot AlF_3\) | криолит |
\(Na_2B_4O_7\cdot 10H_2O\) | бура |
\(Na_2CO_3\cdot 10H_2O\) | сода |
\(Na_2SO_4\cdot 10H_2O\) | мирабилит |
\(NaCl\) | галит |
\(PbS\) | галенит |
\(ZnS\) | сфалерит |
Соли в составе горных пород
Горные породы — плотные или рыхлые природные тела, слагающие земную кору и состоящие из одного или нескольких минералов (или органических веществ).
Горные породы образуются в результате процессов, протекающих в природе.
Как и в случае минералов, названия горных пород слагались исторически. В таблице приведены сведения о составе и названиях некоторых горных пород, главными образующими соединениями которых являются соли.
Формула соли | Название горной породы |
\(Ca_3(PO_4)_2\) | фосфорит |
\(CaCO_3\) | известковые сланцы |
\(CaCO_3\) | известняк |
\(CaCO_3\) | мрамор |
\(CaCO_3\) | мел |
\(CaCO_3\cdot MgCO_3\) | доломит |
\(CaSO_4\cdot 2H_2O\) | гипс |
\(NaCl\) | каменная соль |
1. |
Типы электролитов. Кислоты
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Типы электролитов. Основания
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Типы электролитов. Соли
Сложность: лёгкое |
1 |
4. |
Кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД
Сложность: лёгкое |
1 |
5. |
Диссоциация слабых многоосновных кислот
Сложность: среднее |
2 |
6. |
Диссоциация солей
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Ионы, образующиеся при диссоциации солей
Сложность: среднее |
2 |
8. |
Ионы, образующиеся при диссоциации одноосновных кислот
Сложность: среднее |
2 |