сколько падежей в русском языке
В русском языке изменение слов по падежам называется склонением. Падеж — это определенная форма данного слова. В русском языке различают шесть падежей.
Именительный падеж единственного числа — это начальная форма существительного, прилагательного, местоимения, числительного или глагольной формы — причастия. У существительных в именительном падеже мы зададим вопросы кто? или что? : мальчик, дерево. Именительный падеж принадлежит, как правило, подлежащему в предложении.
Родительный падеж отвечает на вопросы кого? или чего? , нет мальчика, нет дерева.
Дательный падеж отвечает на вопросы кому? или чему? дам мальчику, дам дереву.
Винительный падеж отвечает на вопросы кого? ** или **что? вижу мальчика, дерево.
В творительном падеже существительных мы зададим вопросы кем? или чем? , любуюсь мальчиком, деревом.
В предложном падеже правомерны вопросы к существительному о ком? или о чем? , думаю о мальчике, о дереве.
Падеж, в русском языке — это категория грамматики, которая осуществляет взаимодействие существительных с другими словами, в тексте или предложении. Падежи, напрямую зависят от склоняемого существительного в той или иной мере, при этом, как правило, окончание у этих слов меняется. Всего в русском языке насчитывается шесть падежей, а именно:
1) именительный (отвечает на вопросы: кто? или что?)
2) родительный (отвечает на вопросы: кого? или чего?)
3) дательный (отвечает на вопросы кому? или чему?)
4) винительный (отвечает на вопросы: кого? или что?)
5) творительный (отвечает на вопросы: кем? или чем?)
6) предложный (отвечает на вопросы: о ком? или о чем?)
В русском языке падеж — это грамматическая категория, с помощью которой выражают отношение к предмету, обозначаемого существительным. В современном русском языке 6 падежей. Здесь приведена таблица, где можно посмотреть все падежи, а также их окончания для различных родов в единственном и во множественном числе.
Падеж — это грамматическая категория, характерная для имен существительных и прилагательных. Слова могут изменяться по падежам и это их изменение называется склонением. То есть имена существительные (и прилагательные) склоняются по падежам. Это их склонение зависит от других слов, которые стоят рядом с данным словом и определяют его падеж.
Всего в русском языке 6 падежей:
Именительный — кто?/что? — друг, сумка
Родительный — кого?/чего? — друга, сумки
Дательный — кому?/чему? — другу, сумке
Винительный — кого?/что? — друга, сумку
Творительный — кем?/чем? — другом, сумкой
Предложный — о ком?/о чм? — о друге, о сумке
Падеж в русском языке представляет собой отдельную грамматическую категорию, посредством которой выражается отношение к какому-либо предмету. Вообще имеется есть падежей, определяемых на основе задаваемых вопросов, а вот и таблица:
Обратите внимание на вспомогательные слова, помогающие определить падеж.
Представленная ниже, позволит хорошо изучить и запомнить такую важную тему в русском языке как падеж.
Падежом называют форму слова, когда слово изменяется по падежам — склоняется.
Но не все части речи могут иметь падеж и склоняться по падежам.
Например, мы можем просклонять существительные, прилагательные, местоимения, но не склоняем по падежам глаголы.
Падежей в русском языке всего шесть, каждый падеж имеет свои вопросы к одушевленным и не одушевленным предметам, а также имеет разные окончания для единственного и множественного числа.
Таблица падежей русского языка с вопросами и примерами ниже:
Падеж это форма слова, в которой оно употребляется в русском языке. В русском языке шесть падежей и для каждого из них характерна своя постановка вопроса на который она отвечает. Вот таблица падежей с используемыми предлогами и окончаниями —
Падеж это грамматическая основа слова, показывает синтаксическую роль слова и связывает слова в предложения. Изменять по падежам значит склонять слово.
Чтобы предложения были логически связанны и легко могли восприниматься существительные, прилагательные числительные должны принять необходимую форму. Для этого нужно уметь правильно склонять и вот здесь мы обращаемся за помощью к ПАДЕЖу.
Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.
В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.
Понятие склонения: склонение в русском языке
Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.
Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.
Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к
Название падежа | Вопрос | Предлоги | Окончания 1 склонения | Окончания 2 склонения | Окончания 3 склонения | Окончания множественного числа |
Именительный | кто? что? | -а, -я | -о, -е | -ы, -и, -а, -я | ||
Родительный | кого? чего? чей? чья? чьё? | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | -, -ов, -ев, -ей |
Дательный | кому? чему? | к, по | — |
Кого, чего — какой падеж? Падежи и их вопросы
Достаточно часто при выполнении того или иного морфологического разбора необходимо указывать падеж разбираемого слова. Падеж – одна из самых сложных категорий, существующая сегодня в русском языке, но ее необходимо знать, чтобы научиться разбираться в сложнейших вопросах и выполнять разборы грамотно.
Падежи в русском языке
Словоизменительная категория падежа обычно указывает на отношение существительного или прилагательного к другим словам в предложении или словосочетании, которое оно образует вместе с данными словами. На данный момент в русском языке существует только 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Ранее в русском языке существовало намного больше падежей, которые со временем упразднились, так же как и двойственное число. Отголоски данных явлений в русском языке можно наблюдать до сих пор, некоторые слова были образованы от форм звательного падежа существительных и прилагательных.
Именительный и все-все-все
Существительное в именительном падеже противопоставляется всем остальным, поскольку обладает самостоятельным грамматическим положением в языке, иногда его называют прямым падежом. Остальные 6 падежей являются косвенными, они постоянно находятся в зависимости от других слов и могут выражать различные синтаксические отношения к другим словоформам.
Определение падежей осуществляется по вопросам. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? — какой падеж?», вы можете сразу же сказать, что это родительный падеж, ведь именно он отвечает на эти вопросы. У каждого падежа есть собственные вопросы, которыми удобно пользоваться для определения положения слова в речи.
Как выражаются падежи?
Определять падеж можно не только по вопросам, но и по окончаниям. Некоторые падежи обладают практически фиксированными окончаниями, которые зависят от рода, числа и склонения (для существительного). Так, для слов в женском роде, единственном числе, именительном падеже 1 склонения будут актуальными окончания «а», «я».
Если вы столкнулись с омонимией, можно попытаться определить падеж синтаксическим способом (с помощью согласуемых слов и предлогов или же по порядку слов в предложении). Используются и другие способы, например, часто применяется методика подстановки, когда вместо имеющегося слова подставляется существительное «лиса» или «Маша». Для определения падежей также рекомендуется использовать оба падежных вопроса.
Падежи и их вопросы
Каждый падеж обладает определенными вопросами. Именительный падеж отвечает на вопросы «кто? что?», родительный падеж – «кого? чего?», дательный – «кому? чему?», винительный – «кого? что?», творительный — «кем? чем?», предложный – «о ком? о чем?». Данные вопросы можно использовать для определения падежей существительных и прилагательных.
Некоторые падежи также обладают дополнительными предлогами, с помощью которых можно определить, какое место слово занимает в предложении, и как именно его следует разбирать. Для определения падежей можно перед определяемым словом подставлять дополнительные конструкции, например, для родительного падежа – «нет» (нет кого? чего?), для дательного – «дать», винительного – «виню», творительного – «творю», предложного – «говорю».
Формы падежей в русском языке
Лексическое значение падежей составляется, исходя из той роли, которую они играют в предложении. Если падежная форма способна существовать только лишь при одном слове, ее именуют присловной. Если падежная форма относится сразу же ко всему предложению, ее называют детерминантной.
Детерминантная форма обычно находится в начале предложения, она не включается в словосочетания, и задает тон всему предложению. Вопрос к ней следует задавать либо от основы всего высказывания, либо от всего предложения сразу. Разглядеть ее в предложении достаточно легко, с этим обычно проблем не возникает ни у школьников, ни у студентов.
Общие лексические значения падежей
Значения падежей могут быть частными и общими, их выделение из предложения играет огромную роль для синтаксиса, с его помощью удается в дальнейшем осуществлять анализ имеющихся предложений и определять их грамматическую структуру. Отвечая на вопрос «Кого? Чего? – какой падеж?», важно помнить о двух возможных значениях.
Объектное значение падежа означает то, как предмет относится к действию, которое на него направлено. При субъектном значении падежа действие совершается самим предметом, который выражает отношение к нему. Определительное значение может выразить отношение между несколькими предметами. С помощью обстоятельственного значения удается определить характеристику состояния предмета с точки зрения обстоятельственных отношений. Вне данной категории находится информативно-восполняющее значение, которое может потребовать от обоих слов в сочетании иметь одинаковые падежные формы.
Частные значения падежей: именительный
Помимо основных значений падежи способны иметь и частные, которые можно уточнить, только обладая информацией вузовского уровня. В школе учеников просят определить падеж только в его общем значении, иногда из-за этого возникают ошибки, которые разрешить не в силах даже сам преподаватель, давно забывший вузовскую программу.
Именительный падеж способен обладать центральным, объективным, предикативным, аппозитивным, определительным, информативно-восполняющим и обстоятельственным значением. Также здесь существует именительное представление, когда слово, находящееся в данном падеже, формирует тему для дальнейшего продолжения повествования.
Частные значения косвенных падежей: родительный
Слыша вопрос «Кого? Чего? — какой падеж?», мало кто сомневается в том, что это родительный. Частное значение родительного падежа подразделяется на приименное и приглагольное, семантика в данном случае достаточно ясна, первое характерно в сочетании Р. п. с именем, а второе – с глаголом.
Родительный приименный обладает частным значением принадлежности, отношения, целого, оценки качества, носителя признака, объекта. Также здесь имеется дополнительное значение субъекта состояния или действия, и наличие информативно-восполняющего значения в виде партитивного рода.
Родительный приглагольный также отвечает на вопросы «кого? чего?», какой падеж здесь, определить не составит никакого труда. Он обладает значением прямого объекта при указании на вещество или отрицание, а также значением ожидания (при соответствующих глаголах: просить, желать, добиваться и т. д.).
Частные значения косвенных падежей: дательный
Дательный падеж обладает приглагольными и приименными частными значениями. В первом случае речь идет о значении стороннего объекта, на который направлено определенное действие, указанное глаголом. Также приглагольный дательный может обладать субъектным значением в безличных предложениях, когда называет лицо, испытывающее состояние или совершающее действие.
Дательный приименный редко употребляется в современном русском языке и, по сути, повторяет лексическое значение дательного падежа прилагательного. В некоторых случаях он способен иметь определительное значение, обладающее оттенком назначения: корм рыбкам.
Частные значения косвенных падежей: винительный
Винительный приименный в современном русском языке практически не встречается, поэтому в основном используется приглагольный, означающий выражение объекта рядом с переходными глаголами, или же значение меры, пространства, времени.
Частные значения косвенных падежей: творительный
Творительный падеж чаще всего обладает приглагольным значением орудия действия, субъектным, содержания, и обстоятельственным значением. Все они так или иначе указывают на совершение действия. Информативно-восполняющее и творительно-предикативное значения достаточно близки друг к другу и употребляются с глаголами «считаться, быть, казаться» и т. д. Творительный приименный – редкость в языке, он обычно повторяет приглагольные значения.
Частные значения косвенных падежей: предложный
Предложный падеж в основном обладает приглагольными объектными и обстоятельственными значениями, которые связаны либо с состоянием, чувствами, мыслями или речью, а также местами, рядом с которыми будет происходить действие.
Предложный приименный используется редко и обладает аналогичными приглагольному значению. Чаще всего он употребляется при значениях признака предмета, качества, свойства и носит определительный характер.
Заключение
Падежи и их вопросы могут помочь определить не только форму слова, но и его положение внутри предложения, что играет важную роль при проведении морфологического и синтаксического разборов. При необходимости можно консультироваться с литературой справочного характера, которая подскажет, к какому именно падежу следует отнести то или иное слово.
Русские падежи — это… Что такое Русские падежи?
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.
Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).
В языках, в которых падежи отсутствуют, имеются альтернативные способы указания роли слова в предложении: порядок слов, использование предлогов и послелогов. В ряде языков, в том числе и в русском, сочетаются падежи и другие способы.
Падежная система русского языка
Основные падежи
Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей:
Дополнительные падежи
Есть мнение, что в русском языке можно выделить несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются при обучении в школе. Это:
- Звательный (вокатив, он существует и в других славянских языках) — его формы используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня — звательный: Ань!). Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. Также старый звательный падеж (в отличие от нового, приведённого в качестве примера) сохранился в словах «Боже», «Господи», «старче», «отче» и других. Третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п. Однако, как минимум некоторые лингвисты[кто?] трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму. Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения. Обращения между тем членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.
- Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный) — в этом падеже ставится существительное, означающее целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).
- Местный (локатив, или второй предложный) — падеж, в котором ставится существительное, означающее место действия, например: «стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).
- Исходный (аблатив) — падеж, в котором ставится существительное, означающее место начала движения, например: «вышел и́з лесу» (отличается от местного падежа ударением).[1]
Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский[2], А. А. Зализняк[3]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.
Пример винительного, предложного и звательного падежей показывает, что для определения падежа существительного недостаточно характеризующего вопроса. Для винительного нет ни одного уникального вопроса, для предложного нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного вопросов нет вообще.
Мнемоника
Мнемоника для падежей русского языка:
- «Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку».
- «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».
- «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
- «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
- «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
- «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».
- «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».
Падежные категории в других языках
Ниже приведён список падежей, выделяемых в различных языках (вопросы приведены для подходящих по смыслу русских эквивалентов). Некоторые падежи в некоторых языках могут частично или полностью пересекаться между собой по функциональности и/или морфологическим признакам.
Латинское название | Русский эквивалент, или пояснение | Характеризующие вопросы | Функция | Примеры языков, в которых употребляется |
---|---|---|---|---|
Номинатив | Именительный падеж | Кто? Что? | Подлежащее | Практически все агглютинирующие и флективные языки |
Генитив | Родительный падеж | Кого? Чего? | Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание | арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, турецкий, японский |
Посессив | Притяжательный падеж | Чей? | Только принадлежность | Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках |
Датив | Дательный падеж | Кому? Чему? | Объект передачи, адресат речи, экспериенцер | Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык |
Локатив | Местный падеж | В чём? | Местонахождение | Финно-угорские, балтийские языки, турецкий, узбекский, этрусский, украинский |
Аллатив | Направительный падеж | Куда? Во что? | Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие | финно-угорские языки |
Аккузатив | Винительный | Кого? Что? | Объект действия | Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных |
Аблатив | Исходный | Откуда? С чего? От чего? | Исходная точка действия | финно-угорские языки, древние индоевропейские языки |
Эллатив | Точного аналога нет | Из(нутри) чего? | Исходная (внутр.) точка действия | финно-угорские языки |
Иллатив | Точного аналога нет | Куда? Во что? | Конечный (внутр.) пункт действия | финно-угорские языки |
Квазипадежи
Примечания
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Падеж — это… Что такое Падеж?
Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.
Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).
В языках, в которых падежи отсутствуют, имеются альтернативные способы указания роли слова в предложении: порядок слов, использование предлогов и послелогов. В ряде языков, в том числе и в русском, сочетаются падежи и другие способы.
Определение
Первое научное определение падежа, по мнению В. А. Успенского, дал А. Н. Колмогоров[1].
Падежная система русского языка
В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Склонение выражается окончанием.
Основные падежи
Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей:
Русское название | Латинское название | Вспомогательные слова | Характеризующий вопрос |
Именительный | Номинатив (Nominative) | Есть | Кто? Что? |
Родительный | Генитив (Genitive) | Нет | Кого? Чего? |
Дательный | Датив (Dative) | Давать | Кому? Чему? |
Винительный | Аккузатив (Accusative) | Винить | Кого? Что? |
Творительный | Аблатив (объединяет инструментатив [Instrumental], локатив и аблатив) | Доволен/Сотворён | Кем? Чем? |
Предложный | Препозитив (Prepositional) | Думать | О ком? О чём?; В ком? В чём? |
Дополнительные падежи
Существует устойчивое мнение[1][2][3], что в русском языке можно выделить несколько падежей, которые не упоминаются при обучении в школе. Это:
- Звательный (вокатив, он существует и в других славянских языках)
- Его формы используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня; звательный: Ань!). Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. Также старый звательный падеж (в отличие от нового, приведённого в качестве примера) сохранился в словах «Боже», «Господи», «старче», «отче» и других. Третья форма звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п. Название этой формы «падежом» условно, так как в строго грамматическом смысле звательная форма падежом не является.[4] В отличие от русского, вокатив сохранился до сих пор в украинском: «Добре єси, мій кобзарю, Добре батьку, робиш!» (Тарас Шевченко, «Кобзарь») — в звательной форме, «кобзарь» превращается в «кобзарю», а «батько» превращается в «батьку». Кроме того, для ограниченного числа слов вокатив существует в белорусском.
- Количественно-отделительный (партитив, или второй родительный)
- В этом падеже ставится существительное, означающее целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этот падеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний: например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо он заметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путать с дательным) и др. В контексте можно проследить разделение родительного и данного падежа: «нет сахара» и «положить сахару». В общепринятой школьной системе все эти формы относятся к родительному падежу.
Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущих быть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качестве прямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе. (Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного). - Местный (локатив, или второй предложный)
- Предложный падеж совмещает изъяснительное значение (о чём?) и местное (где?). У большинства слов формы совпадают: «говорить о столе» — «находиться в столе». Однако у ряда слов фактически две формы предложного падежа: «о шкафе» — «в шкафу», что позволяет выделить особый местный падеж. Из-за небольшого количества слов, у которых формы не совпадают (их чуть более ста), в академической традиции в русском языке такой падеж не выделяется.
- Исходный (аблатив)
- Падеж, в котором ставится существительное, означающее место начала движения, например: «вышел и́з лесу» (отличается от местного падежа ударением)[5].
Кроме этих падежей специалисты (например, В. А. Успенский[1], А. А. Зализняк[6]) иногда выделяют ещё несколько (ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количество выделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.
Пример винительного, предложного и звательного падежей показывает, что для определения падежа существительного недостаточно характеризующего вопроса. Для винительного нет ни одного уникального вопроса, для предложного нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога в предложении), для звательного вопросов нет вообще.
Мнемоника
Мнемоника для падежей русского языка:
- «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
- «Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку».
- «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».
- «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
- «Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное».
- «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
- «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».
- «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».
- «Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать».
- «Иван Родил Девочку Валю Толстенькую, Пузатенькую».
- «Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».
Падежные категории в других языках
Ниже приведён список падежей, выделяемых в различных языках (вопросы приведены для подходящих по смыслу русских эквивалентов). Некоторые падежи в некоторых языках могут частично или полностью пересекаться между собой по функциональности и/или морфологическим признакам.
Латинское название | Русский эквивалент, или пояснение | Характеризующие вопросы | Функция | Примеры языков, в которых употребляется |
---|---|---|---|---|
Номинатив | Именительный падеж | Кто? Что? | Подлежащее | Практически все агглютинирующие и флективные языки |
Генитив | Родительный падеж | Кого? Чего? | Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание | арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский |
Посессив | Притяжательный падеж | Чей? | Только принадлежность | Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках |
Датив | Дательный падеж | Кому? Чему? | Объект передачи, адресат речи, экспериенцер | Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык |
Аккузатив | Винительный | Кого? Что? | Объект действия | Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных |
Эргатив | Именительный падеж | Кто? Что? | Субъект действия | Языки эргативного строя |
Абсолютив | Именительный падеж | Кто? Кого? Что? | Объект действия или состояния | |
Аффектив | Дательный падеж | Кто? Кому? | Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства | |
Комитатив или Социатив | Совместный падеж | С кем? | Второстепенные субъекты действия | Финский, баскский, японский |
Инструменталис | Творительный падеж | Кем? Чем? | Орудие действия; иногда субъект действия | Монгольские, сербский |
Партитив | Частичный падеж | Чего? | Действие переходит только на часть объекта | |
Вокатив | Звательный падеж | Обращение | Литовский, латышский, боснийский, польский, белорусский (тарашкевица), сербский, хорватский, чешский, украинский, румынский | |
Эссив | Какой? Как? | Нахождение в каком-либо состоянии | финский | |
Транслатив | Во что? Кем/чем стал? | Изменение состояния или местонахождения | финский | |
Каритив | Лишительный падеж | Енисейские | ||
Пространственные падежи | ||||
Локатив | Местный падеж | Где? В чём? | Местонахождение | Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский |
Адессив | Где? Около чего? | Место (внешн.) нахождения | Финно-угорские | |
Абессив | Лишительный падеж | Отсутствие чего-либо, нахождение вне чего-либо | финский | |
Инессив | Где? В чём? | Место (внутр.) нахождения | финский | |
Аллатив | Направительный падеж | Куда? К чему? | Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие | Финно-угорские, тюркские языки |
Иллатив | Точного аналога нет | Куда? Во что? | Конечный (внутр.) пункт действия | Финно-угорские языки |
Аблатив | Исходный | Откуда? С чего? От чего? | Исходная точка действия | Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки |
Элатив | Точного аналога нет | Из(нутри) чего? | Исходная (внутр.) точка действия | Финно-угорские языки |
Пролатив | Точного аналога нет | Вдоль чего? | Только к протяжённым объектам | Монгольские, финский |
Просекутив | Продольный падеж | Вдоль чего? | Енисейские | |
Терминатив | Точного аналога нет | До уровня чего? (по куда?) | Указание высоты/глубины | Монгольские |
Квазипадежи
См. также
Примечания
Ссылки
![]() | |
---|---|
Основные понятия | Морфема • Корень • Аффикс: суффикс, префикс (приставка), циркумфикс, инфикс, трансфикс, дисфикс • флексия • Нулевой аффикс • Форматив • Морфемика • Словообразование • Словоизменение • Формообразование • Грамматическая форма • Грамматическое значение • Грамматическая категория: аспект, залог, актантная деривация, время, лицо, наклонение, таксис; определённость, одушевлённость, падеж, согласовательный класс, род, именной класс, число • Граммема • Парадигма • Лексема • Словоформа • Часть речи |
Персоналии | Ф. Ф. Фортунатов • Дж. Гринберг • И. А. Мельчук • А. А. Зализняк |
Связанные темы | Уровни языка • Грамматика • Синтаксис • Грамматическая семантика • Морфонология • Лингвистическая типология |
Фонетика и фонология • Синтаксис • Портал:Лингвистика |