Кому на руси жить хорошо проблемы народного счастья в поэме – Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение по теме

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: проблема народного счастья

Вершину творчества Некрасова – поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1877) – называют эпопеей, энциклопедией народной жизни, которая отражает перемены, произошедшие в стране после отмены крепостного права.

Центральной проблемой поэмы становится проблема счастья, которая объединяет разнородные образы и отдельные эпизоды произведения.

Некрасов Кому 1Композиционный прием путешествия главных героев дает возможность широко представить в поэме жизнь различных слоев населения пореформенной России: крестьян, духовенства, чиновников, дворян, помещиков.

Уже в начале поэмы Некрасов отмечает, что для «счастливцев» понятие «счастье» выходит далеко за пределы материальной стороны; счастье – нечто большее, нежели еда и кров – даже для нищих путешественников из деревень с «говорящими» названиями «Заплатово», «Дырявино», «Горелово» и др.

После рассказа попа о тяжелой жизни крестьян его прихода понятие «счастье» расширяется  понятиями «покой» и «честь». Образ Якима Нагого – народного правдолюбца – убеждает странников в необходимости чувства собственного достоинства, уважения народа. Ермил Гирин, имеющий и богатство, и честь, и уважение окружающих, стремится к душевному спокойствию и согласию со своей совестью. У «губернаторши» Некрасов Кому 2

Матрены Тимофеевны нет самого главного – семейного счастья. Нет этого счастья и у богатыря Савелия, на котором лежит вина в смерти Матрениного ребенка.

Пройдя много деревень и выслушав многих людей, странники собирают воедино развернутое представление о счастье: это и достаток, и покой, и честь, и чувство собственного достоинства, и семейное благополучие, и свобода, и равноправие. Вместе с тем, по Некрасову, счастье и личная категория, поэтому у каждого оно свое.

В конце поэмы странники убеждаются и в том, что счастливых нет и среди богачей, а ведь у них есть достаток, которого нет у крестьян. В свете нового представления о счастье странники находят истинно «счастливым» Гришу Добросклонова: у него нет богатства и покоя, но есть цель, которая делает его не просто уверенным, а счастливым. По Некрасову, счастлив тот, кто идет «дорогой честною», кто встал на путь борьбы за счастье народа.

Успешного изучения литературы!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” 👍

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности. Родине и народу посвящены его многие стихотворения. Николай Алексеевич сердечно изображал деревню, избы, русский пейзаж, он был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, “Коробейники”, например.

Поэт очень хорошо изображал и проблемы народного счастья. Это отчетливо видно

в произведении “Кому на Руси жить хорошо”.
Реформой 1861 года Некрасов остался недоволен, так как люди хоть и были освобождены, но все равно находились в тяжелом положении – голодали, бедствовали, заливали все горе алкоголем. О состоянии той России в поэме говорит все: и мрачный, грязный пейзаж, и внешний вид людей, и описания их жизни в песнях и даже в названиях деревень – Несытово, Неелово, Дырявино, Голодухино и другие.
Нет у народа счастья, хоть и представляют они его по-разному. Для Матрены счастье – хороший муж и лад в семье. Но погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, но она выстояла, вынесла все эти испытания.

Яким же живет как обыкновенный крестьянин, для него хлеб духовный выше хлеба земного, а во всех бедах винит “дольщиков народного добра”. Всю ярость, все то, что могло бы выплеснуться в революцию, он заливает вином. Но если Нагой заступается за крестьян, произнося речь, то Ермила Гирин помогает мужикам конкретными делами: “он и посоветует, и справку наведет, где хватит силы – выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмет.” За 7 лет правления он ни разу никого не обокрал.

Но тяжело и ему – хотел повеситься из-за того, что пожалев брата отдал вместо него в армию другого, потом проблемы с мельницей, затем острог… Савелий же – богатырь святорусский – одним из условий счастья считает свободу. За 20 лет катогрги он не был сломлен. Такие люди – золотой фонд русской нации.

В душе бунтарь, но пока он терпит. Но больше нет ему наджды на царя и бога – свободу нужно добывать топором.
Но все таки у человка есть выбор, как ему получить счастье – либо пойти по дороге, где “громадная, к соблазну жадная, идет толпа”, на которой тысячи людей, подставляющих друг друга, либо по честной дороге, финал которой – чахотка, слава и смерть. Поэт, конечно, выбирает вторую, осмеивая первую. Ведь “тесная” дорога – путь славного заступника, борца за народное счастье.

По ней могут пойти только смелые люди.
Люди не смогут долго терпеть голод, нищету и разруху. Они бросят пить, воспрянут духом и воспротивятся власти, попробуют сами сделать страну! Ведь никто не сможет остановить миллионы богатырей русских.

«Как в поэме «Кому на руси жить хорошо?» описывается проблема счастья?» – Яндекс.Знатоки

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же такое счастье, по мнению Некрасова, и как он отвечает на вопрос, поставленный еще в «Элегии»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»?

Использование автором фольклора и сказочных элементов позволяет связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью, также делает поэму понятной для народа. Главные герои поэмы семеро мужиков, семь временно обязанных крестьян. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании.

Первым на их пути встречается поп. Поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Но так же говорит, что счастье одного человека в отрыве от всех остальных невозможно.
    Многих они встречают на пути. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив, старуха счастлива, так как у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде, для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке. Крестьянка Матрена Тимофеевна, которая пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность. Ермил Гирин — любимый односельчанами за честность, ум и бескорыстную преданностью интересам крестьян — бурмистр. Ермила за семь лет справедливой службы один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он», а вместо Митрия отдал в солдаты сына вдовы. От угрызений совести хотел Гирин повеситься. Но благодаря князю, сына вдовы все же вернули, а Митрия отправили служить. Так же, он встал на сторону бунтующих крестьян за это его посадили в острог. Счастье для него в помощи народу.
     Вопрос о том кто счастлив, плавно перетек в вопрос о том, что же такое Счастье.
     Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Из-за тяжелой жизни он с самого детства решает, что будет бороться за счастье народа. Он верит в счастливое будущее своего родного края, и именно в этом — счастье самого Гриши. В его образе Некрасов показал свое отношение к счастью.
    Некрасов хотел сказать, что счастье не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг. Народ же, обретет его тогда, когда начнет бороться за него, научится «быть гражданином». Я полностью согласен с эти мнением. Именно так поступал герой романа И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Иванович Штольц, он считал себя счастливым и пытался сделать таковым своего друга Обломова. В этом и состоит идея счастья в поэме. Счастье в одиночестве — неполное счастье.

Проблема народного счастья в поэме М. О. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” 👍

Поэму ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли.

Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду свободы и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народным рассказам о поисках

счастья и правды. Крестьяне – символ России пробуждающейся.

Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это семь мужиков. Их главная цель – найти “счастье мужицкое.

И пока его не найдут, решили мужики, что домой не вернутся. Не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами… Но и кроме них в поэме встречаются искатели народного счастья.

Один из них изображен Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагоя. В его внешности, языке, ощущается внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением.

Яким спорит с “умным господином Павлусем Веретенниковым. Он защищает мужиков от упреков в том, что они “пьют до очумления”. Яким умный, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью.

В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение: “У каждого крестьянина Душа, что туча черная, гневная, грозная…”. В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике – Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания иска героя с купцом Алтынниковым из-за сиротский мельницы.

Ермила обращается за помощью к народу.

Ермила наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “с рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.

Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это “спокойствие, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами.

В поисках богатства, власти “огромная, до соблазна жадная идет толпа”, пишет Некрасов. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка Среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, чувством собственного достоинства.

На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрена Тимофеевны – собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать путешественникам от имени всех русских женщин:

“Ключи от счастья женского, От нашей свободной воли, заброшены, потеряны У Бога самого!”.

Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он – сын дьячка, жившего “беднее обнищавшего последнего крестьянина”, и “батрачки бессловесной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. “..

Лет пятнадцати Григорий твердо знал, что будет жить для счастья бедного и темного родного уголка”. Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье – в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила “Путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”.

Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается: “Рать поднимается бесчисленная, сила в ней скажется несокрушимая”. И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом – счастье самого Григория.

На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье: “Быть бы нашим путешественникам под родными крышами, если бы знать могли они, что творилось с Гришей. Слышал он в груди своей силы необъятные, радовали слух его звуки благодатные, звуки лучезарные гимна благородного пел он воплощение счастья народного”.

Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова

Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.

Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?

И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.

Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом…  Работать на благо народа, того самого народного счастья.

Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.

Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем. 

А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.

И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!

Мне бы тоже было интересно пройтись по России с друзьями, провести такой «соцопрос». И не заботиться о быте, а искать правды всем на благо. Класс!    

Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?

Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:

«Народ освобождён,
Но счастлив ли народ?»

Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» — пишет автор.

Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко — становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.

Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.

Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» — заявляет Матрена.

По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.

Другие сочинения:

Проблема народного счастья в Кому на руси жить хорошо

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Кафки Процесс

    Автор «Процесса» Франц Кафка жил в мире, где игнорировали его настоящего. Семья старалась навязать ему свой образ мыслей, общество не понимало его, поэтому он все время ощущал себя как под арестом. Сформировавшееся в таких условиях

  • Сочинение по произведению Полтава Пушкина 7 класс

    В данном великолепном произведении, написанным гениальным писателем Александром Пушкиным, лежат события, которые затрагивают одни из самых важных моментов в истории России

  • Сочинение-рассуждение Моя идеальная школа

    Так уж устроена жизнь, что каждый человек должен быть образованным. И поэтому, мы ходим в школу. Раньше в России богатых детей учили на дому учителя и гувернёры, а дети из бедных семей были вообще без образования.

  • Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.

  • Сочинение Какой опыт дает человеку война?

    Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди и только в самой тяжелый момент понимает, как он был счастлив ранее

«Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

1861 год ознаменовал себя годом отмены крепостного права. Но счастливы ли стали крестьяне, стали ли он богаты и жили ли они на широкую ногу? Ответ: нет. Сделался народ свободным, но тут же он погряз в долгах и снова пошел работать на своего старого барина. Крестьяне теперь назывались не «Крепостные», а «Временнообязанные».

Н. А. Некрасов вошел в историю писателем, который описывал жизнь народа, и один из примеров его творчества про русский народ — «Кому на Руси жить хорошо».

Откровенно говоря, Некрасов был против реформы 1861 года, он остался недоволен ею. Для этого у него были причины: народ голодал, пил, бедствовал. Некрасов описывает весь пейзаж послереформенной Руси: деревни, народ (их внешний вид, манеры, идеалы). В главе «Пьяная ночь» можно увидеть то, чем занимался народ почти целыми днями. Но Н. А. Некрасов не только описывает тогдашнее состояние страны, но и пытается найти счастливого человека. Но удалось ли ему это?

После отмены крепостного права появилось много искате¬лей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на по¬иски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Но все же на пути им попадаются по-своему «счастливые» люди.

Яким Нагой. Духовный мир для него ценнее, чем материальные ценности. Доказательством этому служит тот случай, когда дом у Якима горел, а он спасал иконки да картиночки. И, честно говоря, не жалеет об этом и по сей день: спас картинки, которые ничего не стоят, а не деньги. Якин заступается за крестьян, но не делам, а словами. Но нельзя назвать Якима счастливым, потому что он бедный, живет как попало, да и горе своё вином любит заливать.

Ермила Гирин. Он считает, что словами человеку не помочь — только делом. И от своих принципов он и не отступает: «он и посоветует, и справку наведет, где хватит силы — выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмет». За 7 лет правления он ни разу никого не обокрал. Но тяжело и ему — хотел повеситься из-за того, что пожалев брата, отдал вместо него в армию другого, потом проблемы с мельницей, затем острог… Его уважают, любят простые мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю.

Гриша Добросклонов. Пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, — это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Сам Гриша — сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья. Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается. И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория.

Матрёна Тимофеевна. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины.

Во все времена человек искал счастье: в чём оно заключается, что это, и как его достичь. И существуют да пути достижения счастья: либо пойти по дороге, где «громадная, к соблазну жадная, идет толпа», на которой тысячи людей, подставляющих друг друга, либо по тесной дороге — «честной». Н. А. Некрасов, конечно же, выбирает тесную дорогу. Ведь по этой дороге идут борцы за свободу народа, за его счастье, смелые люди.

Люди не смогут долго терпеть голод, нищету и разруху. Они бросят пить, воспрянут духом и воспротивятся власти, попробуют сами сделать страну! Ведь никто не сможет остановить миллионы богатырей русских.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *