Конспект урока по химии 10 класс классификация органических соединений: Разработка урока «Классификация органических соединений» – Презентация к уроку по химии (10 класс) по теме: Классификация органических соединений.

Конспект урока «Классификация органических соединений»

Середина урока

Изучение нового материала. Продвинутая лекция учителя.

На прошлом занятии мы говорили, насколько велико число известных органических соедине­ний. В этом безбрежном океане легко утонуть даже опытному химику. Поэтому ученые всегда стремятся классифи­цировать какое-либо множество «по полочкам», навести порядок в своем хозяйстве. Кстати, не мешает это делать и каждому из нас со своими вещами, чтобы в любой момент знать, где что находится.

Классифицировать вещества можно по разным признакам, на­пример, по составу, строению, свойствам, применению — по столь привычной логической системе признаков. Т. к. в состав всех органи­ческих соединений входят атомы углерода, то, очевидно, важнейшим признаком классификации органических веществ может служить по­рядок их соединения, т. е. строение. По этому признаку все органи­ческие вещества разделены на группы в зависимости от того, какой остов (скелет) образуют углеродные атомы, включает ли этот остов какие-либо иные атомы, кроме углерода.

Давайте рассмотрим более подробно данную классификацию, используя следующую схему:

(Г) «Чего не хватает?». Учащимся предлагается постер с перепутанной информацией, которую они должны систематизировать.

Классы соединений

Особенности строения

Общая формула

Название соединения

Алканы

Ациклические соединения. Атомы углерода связаны одинарными связями и находятся в sр3— гибридизации.

СnH2n+2 общая формула алканов.

Метан

Этан
Пропан и др.

Алкены

Ациклические соединения Атомы углерода имеют кроме одинарных связей, одну двойную связь.

СnH2nобщая формула алкенов.

Этен

Пропен

Бутен и др.

Алкадиены

Ациклические соединения Атомы углерода имеют кроме одинарных связей, две двойные связи.

СnH2n-2 общая формула алкадиенов

Пропадиен

Бутадиен

Алкины

Ациклические соединения Атомы углерода имеют кроме одинарных связей, одну тройную связь.

СnH2n-2 общая формула алкадиенов

Пропин

Бутин

Циклоалканы.

Циклические соединения – соединения, в которых углеродные атомы образуют циклы

СnH2nобщая формула циклоалканов

Циклобутан.

Циклогексан и др.

Арены.

Циклические соединения, имеющие в молекуле систему чередующихся одинарных и двойных связей.

СnH2n-6 общая формула аренов

Бензол

Нафталин

Оценивание (группами)

Конспект лекции по теме «Классификация органических соединений»

Химия — 9

Лекция № 19

Тема: Классификация веществ и реакций в органической химии.

План

1. Классификация органических веществ.

2. Классификация органических реакций.

1. Классификация органических веществ

I. Углеводороды. Алифатические и циклические углеводороды (карбоциклические).

Линейные УВ:

1). предельные УВ — алканы,

2). непредельные УВ – алкены, алкадиены, алкины,

Циклические УВ:

1). циклоалканы,

2). ароматические УВ – арены.

II. Кислородсодержащие органические вещества:

1). спирты и фенолы,

2). Альдегиды и кетоны,

3). карбоновые кислоты,

4). сложные эфиры, жиры, мыла,

5). углеводы.

III. Азотсодержащие органические соединения:

1). амины,

2). аминокислоты,

3). белки,

4). гетероциклические соединения,

5). нуклеиновые кислоты – ДНК и РНК.

Атомы водорода в углеводородах могут быть замещены на атомы или группы атомов других элементов, называемые функциональными группами.

Функциональная группа – это атом или группа атомов, определяющая характерные химические свойства данного класса органических соединений.

Такими заместителями могут быть атомы галогенов, группы атомов, включающие в свой состав кислород, азот, углерод, например:

— ОН — NO2 — СООН — NH2

гидрокси- нитро- карбокси — амино-

(в спиртах) (в нитросоединениях) (в кислотах) (в аминах)

Номенклатура. Отличительной особенностью органической химии является огромное число соединений, которые может образовывать углерод. Во избежание путаницы, возникающей из-за неточных названий,

в настоящее время пользуются систематической (международной) номенклатурой ИЮПАК (IUPAC — Международный союз теоретической и прикладной химии). С ее помощью можно отобразить в названии структуру соединения и, наоборот, по названию однозначно представить структуру. Особенно важна номенклатура предельных углеводородов, поскольку многие органические соединения представляют собой продукты замещения водорода в алканах и обычно называются сходным образом. Номенклатура алканов — основа для названия многих органических соединений. По систематической номенклатуре все предельные углеводороды называют алканами. Название любого алкана оканчивается на -ан.

Первые четыре члена гомологического ряда имеют исторически сложившиеся названия: метан, этан, пропан, бутан. Далее названия углеводородов с нормальной (неразветвленной) углеродной цепью составляют от соответствующих греческих числительных с добавлением окончания

-ан. Так, греческое название числительного 5 — «пента», отсюда углеводород С5Н12 называется пентан и т. д. Чтобы подчеркнуть, что алкан имеет нормальную (неразветвленную) цепь, используют приставку н-. Однако, как правило, и в отсутствии этой приставки углеводород рассматривается как нормальный. Например: СН3-СН2-СН2-СН2-СН3 При названии углеводорода с разветвленной

пентан или н-пентан цепью углеводород рассматривают как продукт

замещения атомов водорода в алкане с самой длинной неразветвленной углеродной цепью. Заместитель — это атом или группа атомов, замещающих атом водорода в родоначальной структуре. В алканах замещающие группы называют углеводородными радикалами.

Вещества, сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу молекул на одну или несколько групп СН

2, называются гомологами.

гомологи

Н3С — СН3 Н3С — СН2 — СН3

этан пропан

2. Классификация реакций в органической химии

Органические реакции можно классифицировать по тем же признакам, что и неорганические, только с использованием в ряде случаев специфических названий. Так, реакции соединения в органической химии называют реакциями присоединения, реакции разложения — реакциями отщепления (элиминирования) и т. д.

1. Реакции радикального замещения

а) Галогенирование – реакция замещения атомов водорода в молекуле алкана на атомы галогенов с образованием галогенопроизводных.

Галогенопроизводные углеводородов – это соединения, содержащие атомы галогенов, связанные с углеводородным радикалом.

СН4 + Cl2 —» СН3Сl + HCl

б). Фтор реагирует с алканами очень энергично (как правило, со взрывом), при этом рвутся все С – Н и С – С связи, и в результате образуются соединения CF4 и HF.

СН4 + F2 —» СF4 + HF

2. Реакции присоединения

Гидрогалогенирование – присоединение галогеноводородов. Эта реакция сопровождается образованием галогеналканов.

H2C = CH2 + HBr —» CH3 — CH2Br

этен бромэтан (этилбромид)

3. Гидратация – присоединение воды с образованием спиртов. Эта реакция протекает при нагревании в присутствии серной или фосфорной кислот:

СН2 = СН2 + Н – ОН t

, H2SO4 СН3 – СН2ОН

этиловый спирт

4. Гидрирование – присоединение водорода к алкенам.

В результате этой реакции происходит насыщение атомов углерода водородными атомами до предела; образуются предельные углеводороды. Реакция гидрирования протекает при умеренном нагревании, повышенном давлении и в присутствии металлических катализаторов (Pt, Pd, Ni):

H2C = CH2 + H2 p,t, Ni H3C- CH3

этен этан

При более высокой температуре на тех же катализаторах могут протекать процессы дегидрирования:

H2C = CH2 + H2 p,t, Ni HC = CH + Н2

5. Дегидрирование – отщепление молекулярного водорода.

Реакция дегидрирования алканов протекает при 300-5000 С (при этой температуре крекинг еще не идет) в присутствии катализаторов (чаще всего (Cr2O3) и сопровождается образованием преимущественно алкенов:

H3C — CH3 t, Cr2O3 H2C = CH2 + H2

этан этен

6. Изомеризация – превращение алкана нормального строения при нагревании в присутствии катализатора (AlCl3) в разветвленный его изомер (этот же процесс происходит в условиях каталитического крекинга):

CH3 – CH2 — CH2 – CH2 — CH3 t, AlCl3 CH3 – CH — CH2 – CH3

н-пентан CH3 2-метилбутан

7. Гидрирование (гидрогенизация) – присоединение водорода к органическим соединениям по кратным связям.

Гидрирование непредельных углеводородов происходит в присутствии катализатора (Pt, Ni, Pd), при нагревании и повышенном давлении:

этилен CH2 = CH2 + H2 t, Ni, p CH3 – CH3 этан

8. Реакция Вюрца – действие на галогенопроизводные алканы натрием. При нагревании галогеналканов с металлическим натрием атомы металла отщепляют от молекул галогенопроизводного алкана атомы галогена, образовавшиеся при этом радикалы соединяются между собой, образуя молекулы нового углеводорода с удвоенным (четным) числом атомов углерода в цепи:

2 CH3 – CH2 – Br + 2 Na CH3 – CH2 – CH2 – CH2 + 2NaBr

бромэтан бутан

9. Реакция дегидратации – отщепление молекул воды происходит при нагревании спирта с концентрированной серной кислотой (водоотнимающее средство). В зависимости от условий реакции возможна:

а) межмолекулярная дегидратация – отщепление молекулы воды от двух молекул спирта. Реакция протекает при нагревании смеси до 1400С с использованием избытка спирта. В результате межмолекулярной дегидратации образуется простой эфир.

CH3 – ОH + Н О — С2Н5 H2SO4, 140 С2Н5 – О – С2Н5 + Н2О

диэтиловый эфир

б) внутримолекулярная дегидратация (реакция элиминирования) — отщепление одной молекулы воды от одной молекулы спирта. Эта реакция протекает при нагревании смеси до более высокой температуры с использованием избытка серной кислоты. Продуктом реакции является алкен:

CH3 – СH2 — ОН H2SO4, 140 CH2 = СH2 + Н2О

10. Гидрогалогенирование. С достаточной скоростью реакция присоединения галогеноводородов протекает только в присутствии катализаторов – солей ртути и др. Присоединение галогеноводородов к алкинам происходит в две стадии, согласно правилу Марковникова. При присоединении хлороводорода к одной из — связей образуется газообразное вещество хлорвинил:

СН = СН + HCl t, HgCl2 CH2 = CHCl хлорэтен (хлорвинил)

которое используют для получения полимера – полихлорвинила:

n CH2 = CH ( — CH2 – CH – ) n полихлорвинил

Cl Cl

Методическая разработка по химии (10 класс) по теме: «Основы номенклатуры органических соединений»

Данная презентация предлагается для проведения урока в 10 классе по теме:

«Основы номенклатуры органических соединений» или « Предельные углеводороды. Структурные формулы и названия предельных углеводородов.»


Цель: Познакомить учащихся с определением понятия «номенклатура». Дать общее представление об основных принципах формирования названий органических соединений по международной номенклатуре; продолжить формирование знаний об органических веществах. Познакомить школьников с классификацией и правилами: составления структурных формул по названию органического соединения, составления названий органических соединений по структурной формуле.

Задачи урока :

Обучающие:

  1. Продолжить формирование знаний об органических веществах.
  2. Сформировать у учащихся общее представление о том, как и зачем классифицируют органические вещества.
  3. Начать формировать умения давать названия алканам по номенклатуре ИЮПАК.

Развивающие: 

  1. Совершенствовать умения сравнивать вещества, выявлять общие черты и различие в составе и строении алканов.
  2. При составлении формул алканов учить анализировать эти формулы в соответствии с основными правилами номенклатуры, делать выводы и умозаключения.

3.  Развивать умения грамотно называть радикалы заместители  и названия органических веществ в устной и письменной речи.

Воспитательные:

1.На примере класса алканов формировать представление о единичном, особенном и общем

2.Совершенствовать знания о многообразии веществ в природе

Оборудование: Компьютерное оборудование. Интерактивная доска. Таблица: «Номенклатура органических соединений».

                                                   Этапы урока:

  1. Организация
  2. Мотивация и целеполагание
  3. Этап усвоения новых знаний
  4. Закрепление новых знаний через самостоятельную работу по определению названий органических веществ и составлению формул.
  5. Рефлексия
  6. Информация о домашнем задании

План урока.

1.Организационный момент.

2. Мотивация и целеполагание:

Учитель: Современная органическая химия располагает сведениями о 10 млн. органических соединений, количество которых ежегодно увеличивается на 250–300 тыс. наименований. Такое огромное количество органических веществ относится к сравнительно небольшому числу классов органических соединений. Без знания номенклатуры органических соединений не может обойтись ни один химик, причем не только химик-органик, но и химики других специальностей, поскольку органические соединения давно стали объектами исследования различных отраслей химии, биологии и др. наук. Химическая номенклатура — это язык, необходимый для общения исследователей органических соединений друг с другом.

Огромное число органических соединений, сложность и разнообразие их строения обусловливает сложность их номенклатуры.

Цель нашего урока — научиться составлять правильные названия органических соединений данного строения и обратной операции восстановления структурной формулы по названию. Кроме того, вы должны научиться «ориентироваться» в разнообразии номенклатур, понять, почему одно и то же соединение может иметь несколько правильных названий и какое из них целесообразней использовать.

Вопрос: Что обозначает термин «номенклатура»?

Слайд 3

Переходя от простого к сложному, мы будем рассматривать принципы составления названий органических соединений важнейших классов, включая ациклические и циклические углеводороды, гетероциклические соединения.

3. Этап усвоения новых знаний

Первая номенклатура, возникшая в начале развития органической химии, когда не существовало классификации и теории строения органических соединений. Органическим соединениям давали случайные названия по источнику получения (щавелевая кислота, яблочная кислота, ванилин), цвету или запаху (ароматические соединения), реже — по химическим свойствам (парафины). Многие такие названия часто применяются до сих пор. Например: мочевина, толуол, ксилол, индиго, уксусная кислота, масляная кислота, валериановая кислота, гликоль, аланин и многие другие.  Это тривиальная (историческая) номенклатура.

Рациональная номенклатура — по этой номенклатуре за основу наименования органического соединения обычно принимают название наиболее простого (чаще всего первого) члена данного гомологического ряда. Все остальные соединения рассматриваются как производные этого соединения, образованные замещением в нем атомов водорода углеводородными или иными радикалами (например: триметилуксусный альдегид, метиламин, хлоруксусная кислота, метиловый спирт). В настоящее время такая номенклатура применяется только в тех случаях, когда она дает особенно наглядное представление о соединении.

Систематическая номенклатура — номенклатура IUPAC — международная единая химическая номенклатура. Систематическая номенклатура основывается на современной теории строения и классификации органических соединений и пытается решить главную проблему номенклатуры: название каждого органического соединения должно содержать правильные названия функций (заместителей) и основного скелета углеводорода и должно быть таким, чтобы по названию можно было написать единственно правильную структурную формулу.

Процесс создания международной номенклатуры был начат в 1892 г. (Женевская номенклатура), продолжен в 1930 г. (Льежская номенклатура), с 1947 г. дальнейшее развитие связано с деятельностью комиссии ИЮПАК по номенклатуре органических соединений. Публиковавшиеся в разные годы правила ИЮПАК собраны в 1979 г. в “голубой книге” [Nomenclature of Organic Chemistry, Section A, B, C, D, E, F and H, Oxford Pergamon Press, 1979]. Своей задачей комиссия ИЮПАК считает не создание новой, единой системы номенклатуры, а упорядочение, “кодификацию”, имеющейся практики. Результатом этого является сосуществование в правилах ИЮПАК нескольких номенклатурных систем, а, следовательно, и нескольких допустимых названий для одного и того же вещества. Правила ИЮПАК опираются на следующие системы: заместительную, радикало-функциональную, аддитивную (соединительную), заменительную номенклатуру и т.д.

В настоящее время для точного обозначения состава и строения органических соединений используют рациональную и систематическую номенклатуры.

Мы рассмотрим с вами основные принципы систематической номенклатуры. Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) (IUPAC) рекомендовал для использования номенклатуру, получившую название номенклатура ИЮПАК. Следует отметить, что эти правила крайне сложны даже для специалиста. Номенклатура ещё не «устоялась» и в неё постоянно вносятся изменения. Самые последние данные были опубликованы в «Nomenclature of organic chemistry» (Sect. A. — H., Oxford, Pergamon Press, 1979); Кан Р., Дермер О. «Введение в химическноменклатуру» (М., Химия, 1983).

Слайд 4

Номенклатура ИЮПАК составлена по заместительному принципу.  Представляется, что структурная формула состоит из основной цепи и заместителей.

При этом название состоит из следующих блоков:

Ключевым моментом в составлении названия является выбор основной цепи.

Алгоритм выбора основной цепи :

1) В основную цепь должна входить старшая характеристическая группа,
2) В нее должны максимально быть включены кратные связи,
3) Основная цепь должна быть максимально длинной,
4) Выбирают самую разветвленную цепь.
4) Цепь нумеруется так, чтобы сумма номеров заместителей была наименьшей.

Правило с меньшим номером имеет приоритет над правилом с большим номером.

Чтобы уметь пользоваться этой номенклатурой, нужно хорошо знать названия первых представителей гомологического ряда алканов и несколько простейших радикалов.

Слайд 6

Органические соединения рассматривают как продукты замещения части атомов водорода в главной углеродной цепи (родоночальная структура) на различные характеристические группы.

Названия неразветвленных алканов

Значение n в формуле
Cnh3n+2

Название вещества

Молекулярная формула

1

Метан

СН4 

2

Этан

С2Н6 

3

Пропан

С3Н8 

4

Бутан

С4Н10 

5

Пентан

С5Н12 

6

Гексан

С6Н14 

7

Гептан

С7Н16 

8

Октан

С8Н18 

9

Нонан

С9Н20 

10

Декан

С10Н22 

К данной структуре названия можно обращаться каждый раз при изучении номенклатуры конкретного класса веществ, а для начала, принципы номенклатуры разбирают на примере названий предельных углеводородов.

Слайд 8,9

Для предельных углеводородов можно предложить следующий алгоритм составления названий:

1. В структурной формуле выбирают основную цепь. Для алканов такая цепь содержит максимально возможное число атомов углерода. Если существует несколько цепей максимальной длины, то выбирают самую разветвленную из них.

2. Основную цепь нумеруют так, чтобы углеводородные заместители (боковые цепи) получили наименьшие номера.

3. Перечисляют заместители с их номерами в алфавитном порядке, затем записывают корень названия, отвечающий числу атомов углерода в основной цепи и добавляют суффикс -ан.

4. Если в молекуле несколько одинаковых боковых цепей, то употребляют приставку, обозначающую их число ( ди -, три- , тетра-, пента-, гекса — и т.д.). Числа в названиях отделяют дефисами, между числами ставятся запятые.   Слайд 10,11,12,13,14.15

  1. Закрепление новых знаний через самостоятельную работу по определению названий органических веществ и составлению формул.

1.Назовите по правилам номенклатуры ИЮПАК следующие соединения:

Слайд 16  17  18

5. Рефлексивно-оценочный этап

При работе по закреплению полученных знаний возможны разные варианты, одним из которых является организация индивидуальной работы. Учащиеся на местах самостоятельно выполняют тренировочную работу, обращаясь в случае необходимости за помощью к преподавателю, проверяя себя по контрольному слайду.

Самостоятельная работа

Слайд 19  20  21  22

Если вы усвоили номенклатуру алканов, то сможете самостоятельно назвать каждый из них. Перепишите в тетрадь структурные формулы алканов, приведенные в заданиях и назовите эти вещества. В случае необходимости обращайтесь к правилам систематической номенклатуры или преподавателю. После выполнения задания проведите проверку по контрольному слайду.

6.Домашнее задание: Выучить общие правила номенклатуры и

Слайд 23

Литература:

1А.Ф.Хлебников М.С.Новиков «Современная Номенклатура.

2. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/mendeleeva/lesson7.html

3. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/082/485.htm

4. http://ru.wikipedia.org

5. http://festival.1september.ru/articles/313961/

6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г.. Настольная книга учителя химии, 10 класс. Учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. Блик. Москва, 2001.

7.Номенклатурные правила ИЮПАК по химии. М., 1979, т.2, полутома 1,2

8.Справочник химика. Л., 1968

9.Бенкс Дж. Названия органических соединений. М., 1980

 

План урока по теме Классификация и номенклатура органических соединений. 10 класс. УМК Кузнецовой. Профильный уровень


Урок 7
Классификация и номенклатура органических соединений
Цели урока:
1. Ввести понятия «гомологический ряд», «радикал», познакомить с принципами классификации органических соединений, типами номенклатуры, изучить правила составления названий органических соединений (обучающая).
2. Продолжить формирование научного мировоззрения (воспитывающая).
3. Способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, обобщать, делать выводы) (развивающая).
Оборудование: видеопроектор, ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Ход урока
Подготовка к восприятию нового материала (10 мин)
Опрос учащихся по домашнему заданию.
Изучение нового материала (15 мин).
В зависимости от строения углеродного скелета органические соединения бывают:
1. ациклические (алифатические) – содержат незамкнутые углеродные цепи. Примеры: алканы, алкены, алкины и т.д.
2. циклические – соединения с замкнутой углеродной цепью. Примеры: циклогексан, бензол.
В зависимости от природы атомов в цикле:
1. карбоциклические – в цикле находятся только атомы углерода. Примеры: циклогексан, бензол.
2. гетероциклические – в цикле находятся еще атомы других элементов. Примеры:

Фуран Тиофен Пиридин
Гомологический ряд – ряд соединений одного структурного типа, отличающихся друг от друга по составу на определенное число повторяющихся структурных единиц – «гомологическую разность –Ch3–». Гомологи обладают сходными химическим свойствами и изменяющимися физическими свойствами.
Классификация органических веществ по строению углеродного скелета и кратности связи:
I. Ациклические:
1. Предельные (алканы, парафины).
2. Непредельные: алкены, алкадиены, алкины.
II. Циклические:
1. Циклоалканы (циклопарафины).
2. Ароматические (арены): одноадерные, многоядерные.
Классификация по функциональной группе: углеводороды, галогенопроизводные углеводородов, спирты, фенолы, простые и сложные эфиры, спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, амины, нитросоединения и т.д.Углеводородный радикал – остаток молекулы углеводорода, из которой удалены один или несколько атомов водорода.
Молекула Первый радикал Второй радикал
СН4 метан Сh4– метил –Ch3– метилен
С2H6 этан С2H5– этил Сh4–Сh3– этилиден
С3H8 пропан С3H7– пропил С2H5–СH= пропилиден
С6H6 бензол С6H5– фенил Типы номенклатур:
1. Тривиальная (историческая) номенклатура. Названия сложились исторически, чаще всего по источнику происхождения: яблочная, уксусная, кофейная, хинная, сиреневая молочная, лимонная кислота.
2. Рациональная номенклатура. Применяется для коротких углеводородов с разветвленной цепью. Все предельные УВ рассматриваются как производные метана.

3. Систематическая номенклатура (IUPAC). В основе названия алканов.

Закрепление нового материала (12 мин)
Решение задач по: Боровских Углеводороды, с.15.

Подведение итогов учебного занятия, рефлексия (3 мин).
Домашнее задание: §8, с. 66 №5.

«Классификация и номенклатура кислородсодержащих органических соединений. Спирты. Классификация спиртов.» 11 класс

Сабақтың конспект- жоспары/ План- конспект урока по химии пәні

Сынып/ Класс: 11

Тақырыбы/ Тема: Классификация и номенклатура кислородсодержащих органических соединений. Спирты. Классификация спиртов.

Насыщенные одноатомные спирты: гомологический ряд, общая формула, номенклатура и изомерия, способы получения.

Сабақтың типі/ Тип урока: комбинированный

Сабақтың мақсаты/ Цели урока:

Білімділік _учащиеся познакомятся с отдельными представителями спиртов, изучат их классификацию, номенклатуру, изомерию и способы получения

Дамытушылық_накопление знаний для белее углубленного усвоения понятий

Тәрбиелік создавать условия для развития логического мышления учащихся, умение анализировать, сравнивать, обоснованно высказывать свою точку зрения, делать выводы

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

Проверка посещаемости создание коллаборативной среды

1. Решим задачу: Определите молекулярную формулу соединения содержащего

углерода- 52,2%

водорода -13%

кислорода-34,8% ( Решают задачу ответ С2Н6О)

2. Составьте структурную формулу вещества которое имеет такой состав.

Напоминание:

валентность углерода IV,

валентность водорода I ,

валентность кислорода II

Н Н Н Н

| | | |

Н–С–С–О–Н Н–С–О–С–Н

| | | |

Н Н Н Н

Этиловый Диметиловый

спирт эфир

Кем приходятся эти вещества друг другу (изомеры)

Это межклассовая изомерия

/Самопроверка (Слайд)

3. Работа над темой урока нового материала

Итак тема нашего урока: «Одноатомные спирты, классификация. Насыщенные одноатомные спирты: гомологический ряд, общая формула, номенклатура и изомерия, способы получения. «

  • Что вы знаете о спиртах?

  • Что бы вы еще хотели о них узнать?

  • Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (по ОН группе)

Какое определение спиртов вы можете предложить? 
Вместе с учащимися формулируется определение спиртов:
Спирты – органические вещества, производные углеводородов, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксогрупп (-ОН), соединенных с углеводородным радикалом. 

(-ОН) — функциональная группа.
Ответ:
Функциональная группа — атом или группа атомов, от которых зависят свойства вещества. 
Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов. 
Работа с учебником/

Остановимся на классификации спиртов.

1. К каким классам соединений могут относится вещества, имеющие в составе гидроксильную группу. (спирты и фенолы).

2. Как классифицируют спирты в зависимости от количества гидроксильных групп (одноатомные и многоатомные).

3. В зависимости от природы атома углеродв, связанного с гидроксильной группой? (первичные, вторичные, третичные)

4. Подумайте, что означают названия насыщенные одноатомные спирты и ненасыщенные одноатомные спирты. (одна (-ОН)-группа, а радикал: если все связи все одинарные — насыщенный, если есть двойные и тройные ненасыщенные.) /работа со схемой №2 изучение правил и с.163 уч-ка/

Итак, мы остановимся на насыщенных одноатомных спиртах.

Общая формула R — ОН или СnH2n+1 OH

СН3 – ОН (метанол, древесный спирт)

СН3 – СН2 – ОН (этанол, винный спирт)

СН3 – СН2 – СН2  – ОН (пропанол) и т.д.

Изомерия спиртов

/изомерия демонстрация видов изомерии/ (слайд)

1) межклассовая изомерия

2) по положению ( -ОН) — группы

3) структурная изомерия

Номенклатура спиртов Работа в парах

1. Изучают правила составления названий спиртов

2. Изучение правил составления названий спиртов по международной номенклатуре (нумерация с того конца к которому ближе функциональная группа) (пример на слайде бутанол)

Получение

Знаете ли вы, что еще в IV в. до н. э. люди умели изготавливать напитки, содержащие этиловый спирт? Вино получали сбраживанием фруктовых и ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились значительно позже. В XI в. алхимики уловили пары летучего вещества, которое выделялось при нагревании вина. 

Учитель знакомит с информацией на слайде:

В настоящее время спирты получают различными способами как в промышленности, так и в лаборатории:
1). Метанол синтезируют из синтез-газа на катализаторе (ZnO, Сu) при 250C и давлении 5-10 МПа:
СО + 2Н2  СН3ОН
Ранее метанол получали сухой перегонкой древесины без доступа воздуха.
2). Этанол получают: (учащиеся сами предлагают известные им способы получения этанола)
1.гидратацией этилена (Н3РО4; 280C; 8 МПа)
СН2=СН2 + Н2О  СН3–СН2–ОН
2. гидролиз галогенпроизводных:
С2Н5Cl + KOH  С2Н5ОН + КCl
Как в природе образуется этанол?
3. брожением крахмала (или целлюлозы):
крахмал  С6Н12О6(глюкоза) ––ферменты2С2Н5ОН + 2СО2
(источник крахмала – зерно, картофель)
этот процесс используется в виноделии

4. Закрепление

1. Запишите изомеры разных видов состава для

СН3 – СН2 – СН2  – СН2 – СН2 — ОН

назовите их

/На листочках все учащиеся

1. составляют по 1 изомеру разного вида

2. называют изомеры

Разноуровневые задания

3. отличники все изомеры пишут и называют/

2. Даны утверждения (на слайде), поставить «+», если вы с ним согласны.

Проверка усвоения материала

1) Общая формула спиртов (Сnh3n+1OH; Сnh3n-2OH; Cnh3n)?

2) Гидроксильная группа – ОН является функциональной группой (алкинов, альдегидов, спиртов)?

3) В состав спиртов кроме углерода и водорода входит (кислород, сера, азот)?

4) Какая из формул отображает этиловый спирт (СН3-СН2-ОН; СН3-СН2-СН3; СН3СН2-СН2-СН3)?

5) Этанол можно получить (гидратацией этилена, при взаимодействии карбида кальция с водой, выделением из древесины)?

6) Молярная масса этанола:

М (С2Н5ОН)=46 г/моль;

М (С2Н5ОН)=124 г/моль;

М (С2Н5ОН)=49г/моль.

5. Рефлексия

Что было особенно интересно?

Где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями

6. Подведение итогов По результатам проверки Самооценивание

«5»- 6 «4»- 5 «3»- 4 «2»- 3-1

Поставьте себе оценку за урок!

Если с изомерами вы считаете что справились хорошо ставите эту оценку, если нет на балл ниже усвоения материала поставьте себе оценку

7. Домашнее задание: §- стр. 160, §3.1, §3.2, упр.5, з-чи 8, 9 с. 165

Приложение 1

Карточка к уроку

ТЕМА : «Одноатомные предельные спирты»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Задание №1

Составьте структурные формулы и назовите вещества, подчиняющиеся молекулярной формуле С5Н12О.(определите где первичные, вторичные и третичные спирты)

Задание №2

Составить формулу пропанола-1 и двух его ближайших гомологов. Назвать гомологи по систематической номенклатуре.

Задание №3

Составить формулу 2,2- диметилбутанола-1. построить формулы его изомеров: а) по положению функциональной группы; б) по строению углеродной цепи. Изомеры назвать.

Задание № 4

Дано вещество:

СН3-СН-СН2-СН2-СН2-СН3

ОН

Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *