Корень это часть слова 2 класс правило: что такое корень? полное правило русский язык 1- 2 класс – корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова

Консультация по русскому языку (2 класс) на тему: Правила по русскому языку за курс 2 класса

                           Правила по русскому языку за курс 2 класса.

1.Предложение.

  • Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
  •  Слова в предложении связаны по смыслу.
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  •  Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
  • В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.
  • Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
  • Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
  • Подлежащее. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?
  • Сказуемое. Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
  • Подлежащее и сказуемое-  грамматическая основа предложения.
  • Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.

2. Звуки и буквы.

  • На письме звуки обозначаются буквами.
  • Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.

3. Гласные звуки.

  • При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
  • Произносится только с голосом.
  • Гласный звук образует слог.
  • В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
  • В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
  • Буквы а,о,и, ы,у,э обозначают гласные звуки.
  • Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука:

         -в начале слова

         -после гласных звуков

         -после ъ и ь знаков

-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.

4.Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове.

  • Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
  • Остальные слоги в слове безударные.

5. Обозначение гласных звуков.

  • Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
  • Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
  • Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

6. Родственные слова.

  • Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.
  • Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
  • Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.

7. Безударные гласные в корне.

Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.

8. Согласный звук.

  • При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
  • Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
  •  Слог образует только с гласным звуком.
  • [ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки
  • [ч`] и [щ`]-мягкие согласные звуки

9.   Сочетания ЖИ и ШИ

  • В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.
  • В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.

10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.

  • Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.
  • В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.

11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.

Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.

12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.

  • Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э
  • Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь

13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.

  • На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
  • В середине слова мягкость согласного звука [л`]-всегда обозначается мягким знаком.
  • Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.

Запомни слова в которых в середине не пишется ь:

ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ,  ГОСТЬ, Настя

14.Разделительный мягкий знак.

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я, если в этих словах слышится звук [й`]

15. Алфавит или азбука-это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.

А-а

Б-бэ

В-вэ

Г-гэ

Д-дэ

Е-е

Ё-ё

Ж-жэ

З-зэ

И-и

Й-и краткое

К-ка

Л-эль

М-эм

Н-эн

О-о

П-пэ

Р-эр

С-эс

Т-тэ

У-у

Ф-эф

Х-ха

Ц-цэ

Ч-че

Ш-ша

Щ-ща

Ъ-твёрдый знак

Ы-ы

Ь-мягкий знак

Э-э

Ю-ю

Я-я

16.Слово и слог.

  • Это части слова, на которые оно делится при произношении.
  • В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слог может состоять:

  • из одного гласного звука
  • из гласного и одного согласного
  • из гласного и нескольких согласных

17. Перенос слов.

  • Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
  • Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
  • Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
  • Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.
  • При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .

Нельзя переносить:

-Слова из одного слога

-Слог из одной буквы

18. Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
  • Глухие согласные состоят только из шума.

      Парные согласные.

                             твёрдые

         звонкие  [ б]  [в] [г]  [д]  [ж] [з].

         глухие    [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].

                               мягкие

         звонкие  [ б`]  [в`]   [г`]  [д`]   [з`].

        глухие    [ п`] [ф`] [к`] [т`]  [с`].

               

             Непарные согласные

                         твёрдые

      звонкие  [ л]  [м] [н]  [р]  

      глухие [ х]  [ц]

                      мягкие

    звонкие [ л`]  [м`]   [н`]  [р`]   [й`].

      глухие [ х`]  [ч`]   [щ`]

  • Слова с парным согласным звуком в корне  нужно проверять.
  • Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.
  • Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так лил подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.

19. Двойные согласные.

В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы. Их надо запомнить.

Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.

20. Имя существительное.

  • Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?.
  • Слова называют людей, животных отвечают на вопросы: КТО?  КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ?
  • Слова, которые называют все остальные  предметы, отвечают на вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЁМ?

21. Заглавная буква.

Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.

22. Глагол.

  • Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
  • Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
  • Если слово обозначает действия двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?

23. Имя прилагательное.

  • Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
  • Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
  • Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос КАКИЕ?
  • Противоположные по смыслу слова называются Антонины
  • Близкие по смыслу слова называются синонимами.

24. Предлог.

Слова К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С пишутся раздельно с другими словами в предложении одинаково, не зависимо от произношения.

25. Словарные слова.

Берёза, быстро, вдруг, ветер, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, работа, рабочий, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, учительница, хороший, хорошо, ягода, язык.

презентация по русскому языку «Корень слова» (2 класс)

Средняя школа – гимназия № 12

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по

русскому языку

 

2 класс

Тема: «Корень слова. Родственные слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Провела: Романчук О. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Талдыкорган 2012 г.

Предмет: русский язык.

Класс : 2

Тема: Корень слова. Родственные слова.

Цель: Сформировать знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.

Задачи:

1. Совершенствовать умения выделять корень в слове; развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

2. Развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь; умения анализировать и обобщать;

3. Воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, исследовательские.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1.      Проверка готовности к уроку.

2.      Психологический настрой.

                               Громко прозвенел звонок –

                               Начинается урок.

                               Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

                               Работаем старательно, слушаем внимательно.

3.      Запись числа, классной работы.

4.       

—    Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

            Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1.      Минутка чистописания.

— Отгадайте загадку:  «Весной веселит, летом холодит,

                                  Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)

— Объясните смысл загадки.

— Пропишите  буквенные сочетания.

         Дд      до    дя      

 

        2. На доске написано предложение:     ЗРИ В КОРЕНЬ.

— Как называется такое выражение? ( крылатая фраза или фразеологический оборот).

— Какие  еще фразеологические обороты вы знаете? ( ответы детей)

— Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.

— Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)

— Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)

— Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”? (В корень смотреть – вникать в самую суть дела).

 -Какие значения имеет слово «корень»:

   *подземная часть растения,

   *часть волоса, зуба, ногтя,

   *начало, источник чего-либо.

  * корень уравнения.

— Если у слова не одно, а несколько значений, как мы называем такие слова? (многозначными)

2.    Прочитайте пословицу:

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

— Что это за высказывание? (Пословица)

  — Как вы её понимаете? (ответы детей)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

—  Вы уже догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о корне)

— Сегодня на уроке вы узнаете, что корень есть не только у зубов, деревьев и цветов,  но и у слов, мы научимся находить их в словах и выделять, а также узнаем, что у слов есть родственники.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСВИЙ.

 -Что же такое корень?    Выделите главное.

       Послушайте сказку:

 

                   Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. ( учитель показывает условное обозначение корня)

 

 

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».

 

 Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень».

 

   -Как вы думаете, когда так говорят?

 

   Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова.

 

Задание 1.

Слайд № 5: «Как растут слова»:

 

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым –

    Был он только словом.

    Это слово – слово-корень,

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    Вот из сада

    Вам рассада.

    Вот еще посадки рядом.

    А вот садовод.

    С ним садовник идет.

    Очень интересно

    Гулять в саду словесном.

 

— Назовите однокоренные слова. Выделите корень.

  Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

 

— Посмотрите, какое необыкновенное дерево выросло в саду. На нем выросли не яблоки, а части слов. Давайте соберем урожай и составим слова.

Слайд № 6.

 

Задание 2.

Слайд № 7

 

 — Шли мы с вами по лесу и вышли к реке. Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?

 

Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом «рыба». Назовите одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя корень.

 

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

 

Рыбная ловля. (Рыбалка)

 

Ловить рыбу. (Рыбачить)

 

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбачить)

 

Задание 3.

Слайд № 8.

 

— Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

 

—  Кто же оказался чужаком среди родственников воды? 

 

 — Почему гости не сразу приметили чужака?

 

 — Не поможете ли вы ему найти родственников?

 

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

 

—  Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

— Как пишутся корни в однокоренных словах?  (Одинаково.)

 

— Какое значение в жизни человека имеет вода?

 

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.

Задание 4.

Слайд № 8.

«Какое слово лишнее?»  Списать однокоренные слова, выделить корень.

    Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

    Гора, гореть, горный, пригорок.

    Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

    Гриб, грибок, грибной, грибница.

 

 

Задание 5

Слайд № 9.

 Выписать однокоренные слова, выделить корень.

 

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.    

Гусята,  гуськом,  с  гусаком.

 

             -Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

 

 ПРИМЕНЕНИЕ

Задание 6.

Слайд № 10.

 Найти семью родственных слов.

 

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж

И его ежиха.

 

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них —

Очень тихий ежик.

 

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

 

ИТОГ УРОКА

 

— Какие слова называются родственными?

 

— Что такое корень слова?

 

— Какие слова называются однокоренными?

 

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК.

Интернет-урок по русскому языку «Состав слова»

Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Убери мысленно непарные согласные, тогда ты прочитаешь главное слово нашего интернет- урока.

Когда строители строят дом, она возводят его по частям: фундамент, стены, крыша. Так и слова состоят из частей.

Только в русском языке это называется не стройка, а словообразование.

Например, слово ДОМ, добавим частичку -ИК, получилось ДОМИК.

Итак, познакомимся с частями слов….

Посмотри на слова: подруга, о подруге, с подругой, подруги. Какая часть слова изменяется? Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. ПодругА, о подругЕ, с подругОЙ, подругИ.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым.

ВАЖНО!

  1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
  2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

Основа — часть слова без окончания.

Посмотри на слова… Какая у них общая часть?

  • Свет, светлый, светит
  • Звон, звонкий, звонит
  • Шум, шумный, шуметь.
  • Мороз, морозный, морозит.
  • СВЕТ, СВЕТлый, СВЕТит
  • ЗВОН, ЗВОНкий, ЗВОНит
  • ШУМ, ШУМный, ШУМеть.
  • МОРОЗ, МОРОЗный, МОРОЗит, МОРОЗильник.

Корень слова, как корень растения: нет его – нет и слова.

Слова, которые имеют общий корень, это слова – родственники. В русском языке слова-родственники называются однокоренные.

Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотри, под деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.)

Корень — общая часть всех однокоренных слов.

Общая часть слова — это не единственный признак однокоренных слов. Смотри: «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными. Догадался почему? Верное, эти слова не связаны по смыслу.

Скажите, родня ли Гусеница Гусю?

1. Отметь строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

ВАЖНО! Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова!

Посмотри: садовник — сад — садовый (однокоренные слова); — садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).

2. Назови лишнее слово.

  • Желток, железо, жёлтый
  • Белый, белка, белить.
  • Циркач, циркуль, цирк.
  • Гром, громкий, громадный.
  • Вода, водитель, подводный.

3. Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Лекарство стекло с ложечки.

2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.

3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.

4. Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Вода в реке была уже холодная.

2. Водитель остановил автобус.

3. Водяной распевал песни .

5. Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Белой краской бабушка покрасила стул.

2. На ветке сидела белка.

3. Стены в классе пришлось перебеливать.

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Порядок разбора

  1. Часть речи
  2. Окончание
  3. Основа
  4. Корень
  5. Приставка
  6. Суффикс

     Корень дерева и корень слова

 

Что такое корень

 

Как правильно выделить корень в слове

 

Однокоренные слова

 

Что такое суффикс

 

Значение суффиксов

 

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением

 

Найди в слове суффикс

Потренируйся по теме «Разбор слов по составу»:

Задание 1. Задание 2. Задание 3.  Задание 4. Задание 5. Задание 6.  Задание 7.  Задание 8. Задание 9. Задание 10. Задание 11. Задание 12.

 

 

Словарь: разбор слов по составу. 1-4 класс

Пройди тест…

1. Как правильно?

  1. Корень — это …
  2. Приставка — это …
  3. Суффикс — это …
  4. Окончание — это …
  5. Основа — это…

1) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

2) изменяемая  часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

3) часть слова, которая является общей для родственных слов;

4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;

5) часть слова без окончания.

2. Какое слово — “лишнее”?

1)  1. Гром     2. Громадный    3. Громкость     4. Громкий

2)  1.  Мышь    2. Мышка    3. Мышонок    4. Смышлёный

3)  1. Выспаться    2. Сыпь    3. Сыпучий    4. Сыпать

4)  1. Вспоминать    2. Заминка    3. Запоминать    4. Напоминать

5)  1. Легонько    2. Легковой    3. Залегать    4.облегчать

6)  1. Жалость    2. Жалоба    3. Жалкий    4. Жалить

7)  1. Закалка    2. Закапывать    3. Закалить    4. Накал

8)  1. Толкатель    2. Подталкивать    3. Столкнуть    4. Толковый

9)  1. Токарь    2. Приток    3. Токарный    4. Токарничать

10)  1. Нечаянно    2. Чай     3. Чайник    4. Чайный

3. Отыщи слова с суффиксом -ИК-:

1. Дворник                    6. Пикать

2. Носик                        7. Мячик

3. Дикий                        8. Облик

4. Крик                          9. Столик

5. Сникнуть                 10. Мальчик

 4. Укажи слова с суффиксом  -ОК-:

1. Жесток                    6. Урок

2. Молоко                    7. Дерзок

3. Дружок                    8. Петушок

4. Бережок                   9. Крокодил

5. Пушок                    10. Рынок

 5Укажи слова с суффиксом — К-:

1. Побудка                     6. Полковой

2. Чайка                         7. Внучка

3. Прогулка                    8. Кружка

4. Риск                           9. Рык

5. Свечка                      10. Пекарь

 6. Найди слова с приставками:

1. Принести                   6. Растить

2. Катать                        7. Обрадоваться

3. Спрятать                    8. Рассмеяться

4. Вести                         9. Помогать

5. Печь                         10. Научиться

 7. Укажи приставку, с помощью которой можно придать слову противоположное значение:

1. Выезд                         1)  под-

3. Выиграть                   2)  в-

2. Приезжать                 3)  за-

4. Отбежать                   4)  про-

5. Открыть                     5)  у-

8. Укажи слова с приставкой С-:

1. Спелый                      6. Сломать

2. Сделать                      7. Слово

3. Спрыгнуть                 8. Скатать

4. Скользкий                 9. Сдать

5. Слепить                    10. Смешной

 9. Укажи слова, в которых  ЗА-  является частью корня:

1. Забота                        6. Завтра

2. Затвердеть                 7. Замычать

3. Заря                            8. Задний

4. Затрубить                   9. Залп

5. Задержать                10. Загадка

 10. Укажи слова, в которых  НА-  является частью корня:

1. Надежда                    6. Наивный

2. Наломать                   7. Наружный

3. Набат                         8. Наземный

4. Наглость                    9. Напрямик

5. Напоминать             10. Начистить

11. Найди слова с приставками:

1. (за)брать                    6. (в)окно

2. (у)летать                    7. (за)грибами

3. (с)правиться              8. (с)другом

4. (на)правлять              9. (до)бежать

5. (до)дороги               10. (на)родину

12. Перечисли слова с окончанием -А(Я):

1. Ёлка                           6. Улыбка

2. Солнце                       7. Вода

3. Сказка                        8. Слово

4. Озеро                          9. Гора

5. Волшебство              10. Село

 13Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:

1. Зима                           6. Румянец

2. Дорожка                    7. Весна

3. Картинка                   8. Домишко

4. Пригородный            9. Корзинка

5. Лужок                      10. Подбородок

 14Назови слова, у которых корень совпадает с основой:

1. Хлеб                         6. Страна

2. Радуга                       7. Подъём

3. Загар                         8. Скала

4. Ромашка                   9. Орёл

5. Улов                       10. Подарок

15. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание

16. К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?

1. К приставке

2. К корню

Урок по русскому языку для 2 класса «Понятие о корне, родственных и однокоренных словах»

Урок русского языка 2 класс

« Понятие о корне, родственных и однокоренных словах »

Предмет:  Русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: Понятие о корне, родственных и однокоренных словах.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне  слова,  умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи (для учителя):

— создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

  — создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

— создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Задачи (для учащихся):

— учиться ставить учебные задачи;

— решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;

— узнать, что такое корень слова и как его выделять;

— учиться подбирать однокоренные слова;

— учиться проводить рефлексию собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. 

Средства ИКТ:  презентация  в Smart.

Ход урока.

Организационный момент. 

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

На парте у каждого листок успеха.

1

2

3

4

5

результат

Будете оценивать свою деятельность на уроке: + удовлетворены работой, +_- могло быть лучше, — не удовлетворены.

Актуализация знаний

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
ПРОВЕРКА

— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, посмотрите внимательно на слова и     прочитайте их.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль.

— На какую тему все эти слова?

А теперь внимание, учебная задача!!!

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.  Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

— А есть те, кто  выписал все слова ( или можно было выписать все слова ? ) .

— Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию.   Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). 

— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а февраль– зимний месяц.

— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

— Назовите эту общую часть. (зим- ).

— Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

— А кто из вас знает, как называется  такая общая часть  у  слов? (корень)

Открытие нового знания.

-Попробуйте найти ответ на этот вопрос в учебнике русского языка.

-Сформулируйте тему урока

-Какова цель нашего урока

— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

 -Заполните карточку зелёного цвета

Корень слова — это_____________ часть ________________ слов.

 

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

        Корень:

подземная часть растения;

часть волоса, зуба, ногтя;

часть слова.

— Наше слово  «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

 — Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка?                  (часть слова). 

3. Грамматическая сказка.

ДВА КОРНЯ

Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, – говорит один. – Я – корень, а ты кто?

– А я тоже корень, – отвечает другой.

– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?

– А я живу в словах, – ответил второй.

– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

– Не хвастайся, – отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.

– Подумаешь! – не унимался первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь.

– А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! – не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

– Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно!

Первичное закрепление.

— Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

( Общая часть родственных слов )

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Карточка красного цвета

1. На доске записана рифмовка:

Лес, лесок, лесной, лесник,

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт,

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил,

Род, родители, родил.

– Выделите корни у этих слов.

Проверка

    4 . Понятие об однокоренных словах.

 

— Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

— Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова  с одним и тем же корнем ?         (однокоренные слова)

— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

 

-родственные слова,

-корень слова,

-однокоренные слова

  5. Физминутка .

(Физкультминутку проводят дети.)

Включение нового знания в систему знаний.

— Ребята, после того как вы узнали новые  понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

Закрепление полученных знаний стр 61 упр 9

(ученик у доски) с комментированием.

Выделить корень, поставить ударение.

  6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

 

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

 

Игра называется «Засели домики».

 Оранжевая карточка

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас — это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились

Лиса, лист, лисонька, лисий.

 

Морской, моряк, море, мороз.

                                                                               

Вода, водичка, водный, водитель.

 

— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и вычеркните лишнее слово выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

 

— Проверяем, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

 

  8.  Проверочное   задание-тест.

— У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны обвести в кружок номера однокоренных слов

     Так же как и у кустов,

      Корень есть у разных слов.

     Будь внимателен к словам

     И проверь-ка ты все сам:

     Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим ,

1) 1,  2,  3.

2) 1,  2,  3.

3) 1,  2,  3.

4)  1,  2,  3.

5)  1,  2,  3.

6) 1, 2, 3.

7) 1, 2, 3 .

 

— Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

  Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр№ 10) с.62 -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.

  Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит  к концу.

Какие новые понятия  вы узнали на нашем уроке?

— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили? ( в пословице есть родственные слова).

Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

     Рефлексия.

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

   (Сидят за партами – плохо, слабо;

  Просто стоят – хорошо;

  Стоят,  руки вверх – отлично).

Консультация (2 класс) на тему: Памятка. Как найти корень слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но…

Конспект урока и мультимедийное сопровождение урока русского языка в 3 классе по теме «Как найти корень в слова».

Презентация поможет учащимся третьего класса свободно разобраться и понять как найти корень в слове.Познакомиться с признаками родственных слов,выделять общую часть родственных слов, развивать умение …

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся….

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся….

Конспект урока по русскому языку на тему: «Как найти в слове корень?»

Конспект урока для 3 класса по русскому языку. Тема : «Как найти в слове корень?»…

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?…

Открытый урок «Что такое корень слова? Как найти в слове корень?» 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова….

Конспект урока русского языка, 2 класс «Школа России», Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Образовательные цели:

— помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,

— закрепить умение выделять у слова состав и признаки;

— закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;

— формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

— формирование УУД

1.Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическоое моделирование.

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Воспитательные:

— формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно и в группе, работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные и предметные)

  • Видеть орфограммы корня, применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, анализировать лексическое значение слова.

  • Писать грамотно, уметь анализировать вид орфограммы , оценивать правильность хода рассуждения.

  • Формулировать доказательство своей позиции.

  • Вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.

  • Овладение учащимися общеучебными навыками, формирование умения применять знания и умения на практике, развитие аналитических способностей, формирование навыков совместной познавательной деятельности.

Оборудование урока:

  • компьютер

  • принтер

  • презентация урока

  • демонстрационный раздаточный материал

  • «Гора грамоты»

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа ,групповая работа.

Методы обучения:

Ход урока:

  1. Организационный момент 3 мин

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

— И гостям сказать нам надо?

-Видеть Вас мы очень рады!

-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Чистописание. 5 мин.

— — Определите, какой согласный звук часто повторяется в песенке Водяного из мультфильма.

(Видеоролик) сл.№1

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

 Он имеет парный глухой согласный звук — т ?

— Это звук д . какая орфограмма связана с этой буквой? Как проверить?

— Дайте характеристику этому звуку.

— Какой буквой он обозначается на письме? — Эту букву мы будем писать .

(Учитель показывает образцы на доске, дети прописывают в тетрадях) сл.№2

— Оцените себя.

3. Определение темы урока. Постановка учебных целей. 3 мин

— Что еще объединяет эти слова из песенки? На экране сл№3 (воляной, водица, водиться)

(Они близки по смыслу- имеют отношение к воде) Согласны? Какое чужое слово?

— Можно ли к ним добавить слова с общим значением?

Сл.№ 4 Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.

— Что еще одинаково в словах?

(Часть слов записана одинаковыми буквами- вод…) на слайде выделение.

— Как называется общая часть родственных слов?(корень)

— Кто назовет нам тему сегодняшнего урока? (Корень слова)

— Верно, ребята, посмотрите на экран , тема нашего урока: сл.№5 Корень слова. Однокоренные (родственные) слова.

— Какие знания нам необходимо усвоить сегодня на уроке? (

  • ? Мы должны закрепить, что такое корень слова,

  • ? как он выделяется,

  • ? какие слова называются однокоренными.

4. Основной этап урока.5 мин

— Давайте, вспомним о чём говорили на прошлом уроке?

— Что такое корень? Сл.№6 Корень слова — общая часть родственных слов

— Какие слова называются однокоренными? Сл. №7 Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными

а) Применение знания.10 мин

Прочитайте цепочки слов на экране..Запишите однокоренные слова. Обоснуйте ответ.( один комментирует у доски)

а) нос, носильщик, носик, носатый;

б)час, часок, часть, часовщик;

в) гусь, гусята, гусеница, гусыня;

— Какие слова называем однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием

5. Физминутка 2 мин

-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес -лесник , стена- гвоздь

река- плот , кот — котик

сад — садовый, поле — полюшко

дом — домашний, дом — дым

— Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов? Сл.№8

. Признаки однокоренных слов:

 имеют общую часть

— близки по смыслу

6. Работа с учебником. Выполнение упр. 90. 7 мин.

Откройте учебники , на какоё странице подскажите? Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка Сл.№9.

Оценили себя.

  • Физминутка для глаз

  • Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь

  • Сядьте прямо, держите голову ровно

  • За движущимися предметами на слайде следите только глазами

  • При мерцании огня на маяке часто моргайте

  • По завершении физминутки опять прикройте глазки ладошками, закройте глаза на несколько секунд, затем откройте

  • Вот вы и отдохнули!

в) . Работа в парах Упр. 86 5 мин. Первую пару слов вместе с учителем с показом на доске.

Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд):

Сл. №10 В корне заключён главный смысл всех родственных слов

Оценили себя.

Групповая работа.

Игра «Копилка русского языка».

— Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

1 группа — сад

2 группа – лес

3 группа – корм

4 группа — ход

5 группа – лист

6 группа — дом

— Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.

Та группа, которая за пять минут запишет больше слов — выиграла.

— Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

Вывод: Сл. №11 Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.

Самостоятельная работа

— зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; — выделить корень в однокоренных словах.- Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок,

Где слова родные (однокоренные)?

Самопроверка. Эталон на экране сл. №12.

Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

— Какая цель была на уроке?

Достигли ли мы её? Замена карточек.

— Что такое корень слова?

— Как правильно определить корень в слове?

— Как выделяется корень?

— Какие слова называются однокоренными?

Сегодня на уроке активно работали и показали хорошие результаты…

— Получили оценки…

15. Домашнее задание.

-Творческое задание. Составить цепочки («семейки») из большего количества слов к одному выбранному слову, объяснить лексическое значение этого слова.

А сейчас оцените свои силы, как вы поработали на уроке.

На доске изображена «Гора грамоты» . Где правильно описаны ваши возможности, поставьте там магнитик. — Спасибо за работу. Урок окончен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *