Консультация по русскому языку (2 класс) на тему: Правила по русскому языку за курс 2 класса
Правила по русскому языку за курс 2 класса.
1.Предложение.
- Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
- В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо спокойно сообщается.
- Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
- Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
- Подлежащее. Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО?ЧТО?
- Сказуемое. Главный член предложения, который обозначает. Что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
- Подлежащее и сказуемое- грамматическая основа предложения.
- Распростанённым называется предложение, где кроме главных членов есть и второстепенные.
2. Звуки и буквы.
- На письме звуки обозначаются буквами.
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.
3. Гласные звуки.
- При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
- Произносится только с голосом.
- Гласный звук образует слог.
- В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
- В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
- Буквы а,о,и, ы,у,э обозначают гласные звуки.
- Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука:
-в начале слова
-после гласных звуков
-после ъ и ь знаков
-Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласных звуков и гласный звук.
4.Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове.
- Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным.
- Остальные слоги в слове безударные.
5. Обозначение гласных звуков.
- Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
- Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
- Буквы А,О,Е,И,Я в безударных слогах нужно проверять. Для этого изменяют слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
6. Родственные слова.
- Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными.
- Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
- Общая часть родственных слово (корень) пишется одинаково.
7. Безударные гласные в корне.
Безударный гласный в корне проверяй ударными. Для этого измени слово или подбери однокоренное так, чтобы на этот гласный падало ударение.
8. Согласный звук.
- При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
- Произносится с голосом и шумом или только с шумом.
- Слог образует только с гласным звуком.
- [ж] и [ш]- твёрдые согласные звуки
- [ч`] и [щ`]-мягкие согласные звуки
9. Сочетания ЖИ и ШИ
- В ударном слоге буква и пишется после ж, ш без проверки.
- В безударном слоге букву после ж и ш надо проверять.
10. Сочетания ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
- Звуки -[ч`] и [щ`]- мягкие, но в сочетаниях ЧА,ЩА пишется буква А.
- В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква У.
11. Сочетания ЧН,ЧК,НЩ,РЩ.
Звук [ч`] и [щ`]- мягкий звук.В сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий знак не пишется.
12. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
- Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами А,О,У,Ы,Э
- Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е,Ё,И,Ю,Я и Ь
13. Мягкий знак- служащий для смягчения согласного.
- На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
- В середине слова мягкость согласного звука [л`]-всегда обозначается мягким знаком.
- Мягкость других согласных может и не обозначаться мягким знаком.
Запомни слова в которых в середине не пишется ь:
ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, Настя
14.Разделительный мягкий знак.
Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,И,Ю,Я, если в этих словах слышится звук [й`]
15. Алфавит или азбука-это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.
А-а | Б-бэ | В-вэ | Г-гэ | Д-дэ | Е-е | Ё-ё | Ж-жэ | З-зэ | И-и | Й-и краткое |
К-ка | Л-эль | М-эм | Н-эн | О-о | П-пэ | Р-эр | С-эс | Т-тэ | У-у | Ф-эф |
Х-ха | Ц-цэ | Ч-че | Ш-ша | Щ-ща | Ъ-твёрдый знак | Ы-ы | Ь-мягкий знак | Э-э | Ю-ю | Я-я |
16.Слово и слог.
- Это части слова, на которые оно делится при произношении.
- В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять:
- из одного гласного звука
- из гласного и одного согласного
- из гласного и нескольких согласных
17. Перенос слов.
- Слово переносится с одной строки на другую по слогам.
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
- Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
- Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.
- При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят .
Нельзя переносить:
-Слова из одного слога
-Слог из одной буквы
18. Звонкие и глухие согласные звуки.
- Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
- Глухие согласные состоят только из шума.
Парные согласные.
твёрдые
звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з].
глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].
мягкие
звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].
глухие [ п`] [ф`] [к`] [т`] [с`].
Непарные согласные
твёрдые
звонкие [ л] [м] [н] [р]
глухие [ х] [ц]
мягкие
звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].
глухие [ х`] [ч`] [щ`]
- Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять.
- Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными.
- Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так лил подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.
19. Двойные согласные.
В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы. Их надо запомнить.
Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.
20. Имя существительное.
- Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?.
- Слова называют людей, животных отвечают на вопросы: КТО? КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ?
- Слова, которые называют все остальные предметы, отвечают на вопросы: ЧТО? ЧЕГО? ЧЕМУ? ЧЕМ? О ЧЁМ?
21. Заглавная буква.
Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.
22. Глагол.
- Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
- Если слово обозначает действие одного предмета, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Если слово обозначает действия двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЮТ?
23. Имя прилагательное.
- Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
- Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
- Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос КАКИЕ?
- Противоположные по смыслу слова называются Антонины
- Близкие по смыслу слова называются синонимами.
24. Предлог.
Слова К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С пишутся раздельно с другими словами в предложении одинаково, не зависимо от произношения.
25. Словарные слова.
Берёза, быстро, вдруг, ветер, весело, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, машина, медведь, медведица, молоко, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, посуда, работа, рабочий, ребята, русский, сапоги, скоро, собака, сорока, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, учительница, хороший, хорошо, ягода, язык.
презентация по русскому языку «Корень слова» (2 класс)
Средняя школа – гимназия № 12
Открытый урок по
русскому языку
2 класс
Тема: «Корень слова. Родственные слова»
Провела: Романчук О. И.
г.Талдыкорган 2012 г.
Предмет: русский язык.
Класс : 2
Тема: Корень слова. Родственные слова.
Цель: Сформировать знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.
Задачи:
1. Совершенствовать умения выделять корень в слове; развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
2. Развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь; умения анализировать и обобщать;
3. Воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, исследовательские.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
3. Запись числа, классной работы.
4.
— Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Минутка чистописания.
— Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)
— Объясните смысл загадки.
— Пропишите буквенные сочетания.
Дд до дя
2. На доске написано предложение: ЗРИ В КОРЕНЬ.
— Как называется такое выражение? ( крылатая фраза или фразеологический оборот).
— Какие еще фразеологические обороты вы знаете? ( ответы детей)
— Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.
— Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)
— Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)
— Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”? (В корень смотреть – вникать в самую суть дела).
-Какие значения имеет слово «корень»:
*подземная часть растения,
*часть волоса, зуба, ногтя,
*начало, источник чего-либо.
* корень уравнения.
— Если у слова не одно, а несколько значений, как мы называем такие слова? (многозначными)
2. Прочитайте пословицу:
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
— Что это за высказывание? (Пословица)
— Как вы её понимаете? (ответы детей)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
— Вы уже догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о корне)
— Сегодня на уроке вы узнаете, что корень есть не только у зубов, деревьев и цветов, но и у слов, мы научимся находить их в словах и выделять, а также узнаем, что у слов есть родственники.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСВИЙ.
-Что же такое корень? Выделите главное.
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. ( учитель показывает условное обозначение корня)
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень».
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова.
Задание 1.
Слайд № 5: «Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
— Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
— Посмотрите, какое необыкновенное дерево выросло в саду. На нем выросли не яблоки, а части слов. Давайте соберем урожай и составим слова.
Слайд № 6.
Задание 2.
Слайд № 7
— Шли мы с вами по лесу и вышли к реке. Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?
Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом «рыба». Назовите одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя корень.
Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)
Рыбная ловля. (Рыбалка)
Ловить рыбу. (Рыбачить)
Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбачить)
Задание 3.
Слайд № 8.
— Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
— Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
— Почему гости не сразу приметили чужака?
— Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
— Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
— Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
— Какое значение в жизни человека имеет вода?
ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.
Задание 4.
Слайд № 8.
«Какое слово лишнее?» Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
Задание 5
Слайд № 9.
Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
ПРИМЕНЕНИЕ
Задание 6.
Слайд № 10.
Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
ИТОГ УРОКА
— Какие слова называются родственными?
— Что такое корень слова?
— Какие слова называются однокоренными?
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК.
Интернет-урок по русскому языку «Состав слова»
Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.
Убери мысленно непарные согласные, тогда ты прочитаешь главное слово нашего интернет- урока.
Когда строители строят дом, она возводят его по частям: фундамент, стены, крыша. Так и слова состоят из частей.
Только в русском языке это называется не стройка, а словообразование.
Например, слово ДОМ, добавим частичку -ИК, получилось ДОМИК.
Итак, познакомимся с частями слов….
Посмотри на слова: подруга, о подруге, с подругой, подруги. Какая часть слова изменяется? Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. ПодругА, о подругЕ, с подругОЙ, подругИ.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым.
ВАЖНО!
- Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
- Неизменяемые слова окончаний не имеют.
Основа — часть слова без окончания.
Посмотри на слова… Какая у них общая часть?
- Свет, светлый, светит
- Звон, звонкий, звонит
- Шум, шумный, шуметь.
- Мороз, морозный, морозит.
- СВЕТ, СВЕТлый, СВЕТит
- ЗВОН, ЗВОНкий, ЗВОНит
- ШУМ, ШУМный, ШУМеть.
- МОРОЗ, МОРОЗный, МОРОЗит, МОРОЗильник.
Корень слова, как корень растения: нет его – нет и слова.
Слова, которые имеют общий корень, это слова – родственники. В русском языке слова-родственники называются однокоренные.
Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотри, под деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.)
Корень — общая часть всех однокоренных слов.
Общая часть слова — это не единственный признак однокоренных слов. Смотри: «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными. Догадался почему? Верное, эти слова не связаны по смыслу.
Скажите, родня ли Гусеница Гусю?
1. Отметь строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
ВАЖНО! Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова!
Посмотри: садовник — сад — садовый (однокоренные слова); — садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).
2. Назови лишнее слово.
- Желток, железо, жёлтый
- Белый, белка, белить.
- Циркач, циркуль, цирк.
- Гром, громкий, громадный.
- Вода, водитель, подводный.
3. Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Лекарство стекло с ложечки.
2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.
3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.
4. Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Вода в реке была уже холодная.
2. Водитель остановил автобус.
3. Водяной распевал песни .
5. Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Белой краской бабушка покрасила стул.
2. На ветке сидела белка.
3. Стены в классе пришлось перебеливать.
Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Порядок разбора
- Часть речи
- Окончание
- Основа
- Корень
- Приставка
- Суффикс
Корень дерева и корень слова
Что такое корень
Как правильно выделить корень в слове
Однокоренные слова
Что такое суффикс
Значение суффиксов
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением
Найди в слове суффикс
Потренируйся по теме «Разбор слов по составу»:
Задание 1. Задание 2. Задание 3. Задание 4. Задание 5. Задание 6. Задание 7. Задание 8. Задание 9. Задание 10. Задание 11. Задание 12.
Словарь: разбор слов по составу. 1-4 класс
Пройди тест…
1. Как правильно?
- Корень — это …
- Приставка — это …
- Суффикс — это …
- Окончание — это …
- Основа — это…
1) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;
2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;
3) часть слова, которая является общей для родственных слов;
4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;
5) часть слова без окончания.
2. Какое слово — “лишнее”?
1) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий
2) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный
3) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать
4) 1. Вспоминать 2. Заминка 3. Запоминать 4. Напоминать
5) 1. Легонько 2. Легковой 3. Залегать 4.облегчать
6) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить
7) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал
8) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый
9) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать
10) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный
3. Отыщи слова с суффиксом -ИК-:
1. Дворник 6. Пикать
2. Носик 7. Мячик
3. Дикий 8. Облик
4. Крик 9. Столик
5. Сникнуть 10. Мальчик
4. Укажи слова с суффиксом -ОК-:
1. Жесток 6. Урок
2. Молоко 7. Дерзок
3. Дружок 8. Петушок
4. Бережок 9. Крокодил
5. Пушок 10. Рынок
5. Укажи слова с суффиксом — К-:
1. Побудка 6. Полковой
2. Чайка 7. Внучка
3. Прогулка 8. Кружка
4. Риск 9. Рык
5. Свечка 10. Пекарь
6. Найди слова с приставками:
1. Принести 6. Растить
2. Катать 7. Обрадоваться
3. Спрятать 8. Рассмеяться
4. Вести 9. Помогать
5. Печь 10. Научиться
7. Укажи приставку, с помощью которой можно придать слову противоположное значение:
1. Выезд 1) под-
3. Выиграть 2) в-
2. Приезжать 3) за-
4. Отбежать 4) про-
5. Открыть 5) у-
8. Укажи слова с приставкой С-:
1. Спелый 6. Сломать
2. Сделать 7. Слово
3. Спрыгнуть 8. Скатать
4. Скользкий 9. Сдать
5. Слепить 10. Смешной
9. Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:
1. Забота 6. Завтра
2. Затвердеть 7. Замычать
3. Заря 8. Задний
4. Затрубить 9. Залп
5. Задержать 10. Загадка
10. Укажи слова, в которых НА- является частью корня:
1. Надежда 6. Наивный
2. Наломать 7. Наружный
3. Набат 8. Наземный
4. Наглость 9. Напрямик
5. Напоминать 10. Начистить
11. Найди слова с приставками:
1. (за)брать 6. (в)окно
2. (у)летать 7. (за)грибами
3. (с)правиться 8. (с)другом
4. (на)правлять 9. (до)бежать
5. (до)дороги 10. (на)родину
12. Перечисли слова с окончанием -А(Я):
1. Ёлка 6. Улыбка
2. Солнце 7. Вода
3. Сказка 8. Слово
4. Озеро 9. Гора
5. Волшебство 10. Село
13. Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:
1. Зима 6. Румянец
2. Дорожка 7. Весна
3. Картинка 8. Домишко
4. Пригородный 9. Корзинка
5. Лужок 10. Подбородок
14. Назови слова, у которых корень совпадает с основой:
1. Хлеб 6. Страна
2. Радуга 7. Подъём
3. Загар 8. Скала
4. Ромашка 9. Орёл
5. Улов 10. Подарок
15. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:
1. Приставка
2. Корень
3. Суффикс
4. Окончание
16. К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?
1. К приставке
2. К корню
Урок с презентацией на тему «Корень как общая часть родственных слов» (2 класс)
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»
Бийского района Алтайского края
Тема урока:
Корень как общая часть родственных слов
2 класс (1-4)
УМК «Перспективная начальная школа»
(Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»)
Автор:
учитель начальных классов
I категории
Молчанова Наталья Николаевна
с. Первомайское, 2016 год
Пояснительная записка
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Предлагаемый на уроке материал соответствует возрасту учащихся и их жизненному опыту. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Урок русского языка был проведен во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Корень как общая часть родственных слов»
Это третий урок по разделу: «Родственные слова. Слово и формы этого слова». На предыдущих уроках дети познакомились с тем, что такое родственные слова и формы одного слова. На данном уроке учащиеся знакомятся с корнем родственных слов, составляют алгоритм, упражняются в нахождении корня слова. В учебнике по данной программе, по моему мнению, мало упражнений на отработку данных навыков. Поэтому при планировании урока, я взяла дополнительный материал.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данный урок проведен в компьютерном классе.
На данном уроке использована компьютерная презентация. Включение в структуру урока презентации делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету, позволяет сэкономить время учителя для индивидуальной работы с теми учениками, кто в ней нуждается.
Кроме презентации, на уроке использован тренажер на этапе закрепления.
Закрепление проходит в форме групповой работы с использованием ИКТ, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению, а также быстрой проверке усвоения материала. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, каждый ученик вносит свою «лепту» в общую работу. На этом этапе стоит отметить умение ребят работать в группе, выполнять действия по алгоритму, выбирать главное, оценивать свою деятельность и деятельность сверстников.
Результаты дают возможность учителю сразу выявить вопросы, вызывающие у детей затруднения, и скорректировать как свою деятельность, так и деятельность учащихся, направленную на усвоение математического содержания. Работа на уроке с использованием ИКТ дает возможность проверить не только предметные знания, умения, навыки, но и сформированность общеучебных умений: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать.
Важным показателем считаю то, что за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспективная начальная школа»
Корень как общая часть родственных словТип урока
Открытие новых знаний (ОНЗ)
Цель:
Задачи:
Создание условий для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.
формирование понятия о родственных словах, о значении слова в группе родственных слов.
развитие умения находить проверочное слово из группы родственных слов.
развитие устной и письменной речи, содействие обогащению словарного запаса; развитие у детей высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения.
воспитание доброжелательности, трудолюбия.
Планируемый
результат
Предметные умения
Универсальные учебные действия (УУД)
сформировать умение находить однокоренные слова, выделять корень,
расширить словарный запас учащихся
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое;
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
освоение умения однокоренные слова и выделять корень слова;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
формирование умения слушать и слышать;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия
корень слов, родственные слова, форма слова
Ресурсы:
— основные
-дополнительные
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 2 класс: учебник в 3 ч.(1 часть) – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
дифференцированные карточки, ноутбуки, рисунок березы, листочки березы желтого, красного и зеленого цвета, проектор, компьютер, презентация MicrosoftPowerPoint
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии
технология системно — деятельностного подхода
технология интеллектуального развития (Бакулиной Г.А.)
ИКТ-технология
здоровьесберегающая технология
технология оценки образовательных достижений
Методы обучения:
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельностиЦель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включиться в учебный процесс.
Я желаю вам старанья
Пониманья и желанья.
Много нового узнать,
Чтобы грамотно писать!
— Сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.
Проверяют готовность к уроку.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений
2.1.Минутка чистописания
Цель: совершенствование графического навыка, развитие речевых и аналитико-синтетических способностей, внимания, мышления
2.2.Словарно – орфографическая работа
Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний
— Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2)
— Прочитайте слова.
— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква.
— На какие две группы она может разделить данные слова? (слайд 3)
— Дайте рекомендации друг другу по написанию строчной и заглавной буквы
е Е (слайд 4, 5)
— Пропишите.
-Определите закономерность последовательности букв во втором ряду: ера ерб ерв ер… (слайд 6)
— Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
-Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?
— Какую букву нам нужно запомнить?
— Почему?
Назовите существенные признаки дерева березы.
Береза на Руси — самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.
— Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 7)
-А как бы вы назвали ласково березу?
— Как называется гриб, который растет под березой?
— Как называется лес, в котором растут только березы?
— Сравните эти слова по значению.
— Сравните эти слова по написанию.
Буква е
в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,
в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й’ ] и [э]
строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита
береза
лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка
березонька, березка
подберезовик
березняк
близкие по значению
общая часть – берез
Регулятивные:
высказывать свое предположение;
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
Познавательные:
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
3.Постановка учебной задачи
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока
—Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?
— А, может быть, кто-то знает, как называется эта общая часть родственных слов?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Какова будет тема урока?
— Прочитайте в оглавлении тему урока, откройте нужную страницу.
-Какова цель нашего урока?
— Спланируем свою деятельность на уроке:
— Где может об этом узнать?
— Начнем с учебника.
Открывают учебник. Определяют тему урока. Ставят для себя учебную задачу.
Планируем деятельность на уроке.
У учителя, в учебнике, …
Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;
— организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.
Работа с учебником.
— Прочитайте правило в учебнике на
с. 96 (Чуракова Н.А.) (Приложение 2)
(слайд 9)
— Как называется общая часть родственных слов?
— Как иначе называются родственные слова?
— Графически корень выделяется дугой (показ)
— Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.
Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 10)
— Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?
Упр. 68 с. 96 (Приложение 2)
— Какие слова будут являться родственными?
— Какие слова оказались «лишними»?
Ученик читает правило
Корень
Однокоренные
Отвечают
Регулятивные:
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
5.Реализация построенного проекта
Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
— Как определить, являются ли слова родственными? Давайте составим алгоритм.
Составляется алгоритм:(слайд 11)
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть – корень.
Работают в соответствии с составленным планом
Регулятивные:
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
Познавательные:
создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
6.Физминутка
Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.
Упражнение для глаз
Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы делаете наклоны вправо, влево. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес — лесник, река – плот, стена – гвоздь, кот — котик, сад – садовый, обед – стол, дом – домашний, дом- дым, гриб – грибной. (слайд 12)
Дети выполняют упражнения
Регулятивные:
формирование умения контролировать и оценивать свои действия
7.Первичное закрепление учебного материала
Работа в группах на ноутбуках.
Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.
Задание будете выполнять по алгоритму на ноутбуках в группах.
Инструкция:
Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Если фон слова окрасится в красный цвет, то вы допустили ошибку, если в зеленый- то ответ верный.
тренажер «Однокоренные слова»
— Что наблюдали в этом задании?
— Назовите два признака однокоренных слов.
Повторение правил работы в группе.
Повторение правил работы на ноутбуках.
Работают в группах на ноутбуках по ЭОР учебному тренажеру «Однокоренные слова»
Дети выполняют, учитель контролирует.
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Познавательные:
освоение умения однокоренные слова и выделять корень слова;
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Включение новых знаний в систему
Самостоятельная работа
Индивидуальные дифференцированные задания Приложение 1
Выполнение самостоятельной работы
Регулятивные:
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
8. Итог урока.
Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке.
— Над какой темой урока мы работали?
-Назовите цель урока?
-Мы ее достигли?
— Назовите два признака родственных слов.
— Как иначе называются родственные слова?
— Повторите алгоритм.
— Что интересного было?
— Для чего нам надо знать эти правила?
— На полях поставьте себе оценку за урок.
(слайд 13)
Отвечают
Оценивают свою работу на уроке, свои знания по теме
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Регулятивные:
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность Коммуникативные:
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
9.Рефлексия.
Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.
Д/З
-Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха»
Зелёный листик прикрепляют те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.
уч. с. 96 упр. 69
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Литература:
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва: Владос, 1999 г.
Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. Екатеринбург, 2003г.
Чуракова Н.А.. Русский язык. 2 класс, часть1, Москва, Академкнига/Учебник, 2012 г
Приложение 1
I уровень Рассуждай так:
Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый
(корень). корень — хлеб. У них есть общее значение:
хлебница —
это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому
Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».
цветы – цветник, свет – светильник.
II уровень
Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.
Мы построили скворечню
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день скворцы кричат:
— Мы хотим добавку –
Муху и козявку!
III уровень
Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.
Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.
Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д…брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.
Образец: синий – синева.
Приложение 2
Консультация (2 класс) на тему: Памятка. Как найти корень слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но…
Конспект урока и мультимедийное сопровождение урока русского языка в 3 классе по теме «Как найти корень в слова».Презентация поможет учащимся третьего класса свободно разобраться и понять как найти корень в слове.Познакомиться с признаками родственных слов,выделять общую часть родственных слов, развивать умение …
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся….
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся….
Конспект урока по русскому языку на тему: «Как найти в слове корень?»Конспект урока для 3 класса по русскому языку. Тема : «Как найти в слове корень?»…
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?…
Открытый урок «Что такое корень слова? Как найти в слове корень?» 3 классФормировть правильное представление о понятии корень слова….
Конспект урока русского языка, 2 класс «Школа России», Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Образовательные цели:
— помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,
— закрепить умение выделять у слова состав и признаки;
— закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;
— формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
— формирование УУД
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• использовать знаково-символическоое моделирование.
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Воспитательные:
— формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно и в группе, работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)
Видеть орфограммы корня, применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, анализировать лексическое значение слова.
Писать грамотно, уметь анализировать вид орфограммы , оценивать правильность хода рассуждения.
Формулировать доказательство своей позиции.
Вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.
Овладение учащимися общеучебными навыками, формирование умения применять знания и умения на практике, развитие аналитических способностей, формирование навыков совместной познавательной деятельности.
Оборудование урока:
компьютер
принтер
презентация урока
демонстрационный раздаточный материал
«Гора грамоты»
Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа ,групповая работа.
Методы обучения:
Ход урока:
Организационный момент 3 мин
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
— И гостям сказать нам надо?
-Видеть Вас мы очень рады!
-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.
— Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
Чистописание. 5 мин.
— — Определите, какой согласный звук часто повторяется в песенке Водяного из мультфильма.
(Видеоролик) сл.№1
Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня водица.
Ну что с таким водиться!
Он имеет парный глухой согласный звук — т ?
— Это звук д . какая орфограмма связана с этой буквой? Как проверить?
— Дайте характеристику этому звуку.
— Какой буквой он обозначается на письме? — Эту букву мы будем писать .
(Учитель показывает образцы на доске, дети прописывают в тетрадях) сл.№2
— Оцените себя.
3. Определение темы урока. Постановка учебных целей. 3 мин
— Что еще объединяет эти слова из песенки? На экране сл№3 (воляной, водица, водиться)
(Они близки по смыслу- имеют отношение к воде) Согласны? Какое чужое слово?
— Можно ли к ним добавить слова с общим значением?
Сл.№ 4 Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.
— Что еще одинаково в словах?
(Часть слов записана одинаковыми буквами- вод…) на слайде выделение.
— Как называется общая часть родственных слов?(корень)
— Кто назовет нам тему сегодняшнего урока? (Корень слова)
— Верно, ребята, посмотрите на экран , тема нашего урока: сл.№5 Корень слова. Однокоренные (родственные) слова.
— Какие знания нам необходимо усвоить сегодня на уроке? (
? Мы должны закрепить, что такое корень слова,
? как он выделяется,
? какие слова называются однокоренными.
4. Основной этап урока.5 мин
— Давайте, вспомним о чём говорили на прошлом уроке?
— Что такое корень? Сл.№6 Корень слова — общая часть родственных слов
— Какие слова называются однокоренными? Сл. №7 Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными
а) Применение знания.10 мин
Прочитайте цепочки слов на экране..Запишите однокоренные слова. Обоснуйте ответ.( один комментирует у доски)
а) нос, носильщик, носик, носатый;
б)час, часок, часть, часовщик;
в) гусь, гусята, гусеница, гусыня;
— Какие слова называем однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием
5. Физминутка 2 мин
-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
лес -лесник , стена- гвоздь
река- плот , кот — котик
сад — садовый, поле — полюшко
дом — домашний, дом — дым
— Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов? Сл.№8
. Признаки однокоренных слов:
— имеют общую часть
— близки по смыслу
6. Работа с учебником. Выполнение упр. 90. 7 мин.
Откройте учебники , на какоё странице подскажите? Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка Сл.№9.
Оценили себя.
Физминутка для глаз
Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь
Сядьте прямо, держите голову ровно
За движущимися предметами на слайде следите только глазами
При мерцании огня на маяке часто моргайте
По завершении физминутки опять прикройте глазки ладошками, закройте глаза на несколько секунд, затем откройте
Вот вы и отдохнули!
в) . Работа в парах Упр. 86 5 мин. Первую пару слов вместе с учителем с показом на доске.
Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд):
Сл. №10 В корне заключён главный смысл всех родственных слов
Оценили себя.
Групповая работа.
Игра «Копилка русского языка».
— Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:
1 группа — сад
2 группа – лес
3 группа – корм
4 группа — ход
5 группа – лист
6 группа — дом
— Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.
Та группа, которая за пять минут запишет больше слов — выиграла.
— Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?
Вывод: Сл. №11 Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.
Самостоятельная работа
— зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; — выделить корень в однокоренных словах.- Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок,
Где слова родные (однокоренные)?
Самопроверка. Эталон на экране сл. №12.
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.
— Какая цель была на уроке?
Достигли ли мы её? Замена карточек.
— Что такое корень слова?
— Как правильно определить корень в слове?
— Как выделяется корень?
— Какие слова называются однокоренными?
Сегодня на уроке активно работали и показали хорошие результаты…
— Получили оценки…
15. Домашнее задание.
-Творческое задание. Составить цепочки («семейки») из большего количества слов к одному выбранному слову, объяснить лексическое значение этого слова.
А сейчас оцените свои силы, как вы поработали на уроке.
На доске изображена «Гора грамоты» . Где правильно описаны ваши возможности, поставьте там магнитик. — Спасибо за работу. Урок окончен.
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Корень как часть слова
1. Проверка готовности к уроку
2. Повторение правил посадки и подготовки руки к письму
А) упражнение для кистей рук
Б) упражнение для пальцев рук
1. Определение темы минутки чистописания:
— Букву, которую мы будем писать сегодня, вы определите сами, отгадав загадку:
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква …- две.
Что это за буква? (В)
2. Определите последовательность букв в данном ряду:
3. Контроль и оценка выполнения работы
— Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.
Знакомство с новым словарным словом «корзина».
1. Логическое задание
— Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, если прочтете написанное через одну букву:
К П О Е Р Г З В И Б Н М А
2. – Что такое «корзина»?
Этимологическая справка.
3. – Найдите слово в словаре, запишите в тетради. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную
4. – Скажите, как можно использовать корзину в жизни?
— Придумайте примеры фантастического характера, как можно использовать пальто. (Можно создать корзину-холодильник и т.д)
1. Работа с загадкой.
— Какое слово состоит из 7 букв «я»? (семья)
— Каково значение слова?
— Прослушайте стихотворение:
Возле школьного крыльца посадили деревца:
Петя – клен, ольху – Олег,
Роман Иванович – орех,
А бабушка Нина – березу и калину.
— О какой семье идет речь в стихотворении? (о семье деревьев)
— Назови членов семьи. (Клен, ольха, орех, береза, калина)
— Без чего не может жить семья людей? А семья деревьев? (Без корней).
— Получается без корня деревце жить не сможет. Так и в русском языке у слова есть часть слова, которое называется корень. Без него слово не сможет существовать.
— Как вы думаете, как будут называться слова, имеющие одинаковы корень? (Однокоренные)
2. Звукобуквенный анализ слова «корень»
к — [к] согласный, твердый, глухой;
о — [о] гласный, ударный;
р — [р’] согласный, звонкий, мягкий;
е — [э] гласный, безударный;
н — [н’] согласный, звонкий, мягкий;
ь — [-]
6 букв, 5 звуков.
3. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности на урок.
— Откройте учебники на странице 74 и сформулируйте цели урока.
1. Работа с учебниками.
— Прочитайте слова под картинками на странице 74. Одинаковое ли значение у этих слов? (Нет, домик – это маленький дом, а домище – очень большой)
— Что их объединяет? Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? Объясните, почему.
2. Уточнение представлений о корне слова.
— Как называется часть слова, которую мы сегодня изучаем? (Корень)
— Одинаковый ли корень у слов «ворона» и «воровка»?
— Прочитайте информацию на странице 75.
— Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? В какой части слова содержится основное значение? Как обозначается корень?
3. Выполнение упр.1.
— Найдите и назовите общую часть в группах слов. Как она называется? Как называются эти слова? Запишите слова в тетрадь.
Гриб – грибок – грибник (Общая часть – гриб, это корень слов. Слова являются родственными.)
Город – городок – пригород (Общая часть – город, это корень слов. Слова являются родственными.)
Правда – правдивый – неправда (Общая часть – правд, это корень слов. Слова являются родственными.)
Лес – лесной – лесок (Общая часть – лес, это корень слов. Слова являются родственными.)
Бросить – бросок – выбросить (Общая часть – брос, это корень слов. Слова являются родственными.)
Трава – травяной – травушка (Общая часть – трав, это корень слов. Слова являются родственными.)
Рыба – рыбак – рыбный (Общая часть – рыб, это корень слов. Слова являются родственными.)
Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?
Под слова речовки «Хомка»
1. Выполним упр.3.
1 ученик находит однокоренные слова
Еловый – ельник, трава – травушка, поле – полевой, осень – осенний, туча – тучка, ветер – ветерок, паук – паутинка.
2 ученик находит формы одного и того же слова
Дождик – дождиком, желтый – желтому, птица – птицы, земля – земли.
Прочитайте внизу упражнения задание. Кто готов доказать свою точку зрения?
Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?
2. Выполним упр.4
— Рассмотрите картинки. Что на них изображено? Чем отличается вторая и третья картинка от первой? Какие слова являются однокоренными, а какие формами одного и того же слова? Обоснуйте свою точку зрения. Запишите пары слов в тетрадь.
— Дети, вы заметили, что сегодня ночью был мороз? Подберите к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы: какой? что сделал? (морозный, заморозил)
— Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему?
— Следующее задание: составьте из предложенных слов предложение:
заморозил В морозный Мороз Ленивицу день. (В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.)
— Из какой сказки эти герои?
— Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы? (Это имя героя)
— Запишите это предложение в тетрадь. Выделите корень в однокоренных словах.
Вашим домашним заданием будет выполнить упр.2.
Продолжите фразы:
Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .
Я научился (-лась)…, потому что … .
Мне было интересно…, потому что… .
Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .