Корень это правило 3 класс: Урок 30. что такое корень слова? как найти в слове корень? — Русский язык — 3 класс – Правила на части слова. 3 класс

Урок «Что такое корень слова» (3 класс)

Обеспечение урока: Учебник Русский язык 3 класс, часть1, интерактивная доска, проектор, ноутбук, плакат «Дерево», картинки осенних листьев с заданиями, картинки солнечной и пасмурной осени.

Дидактичская структура

(этапы урока), время

Смысловой блок

(содержание)

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Словесный.

Фронтальная.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность

-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– В природе есть солнце, оно всех нас любит и согревает. Я хочу, чтобы у нас сегодня в классе было свое солнышко (слайд), и оно радовало вас и придавало сил на протяжении всего урока. Но я не хочу, чтобы вы забывали о сложностях, которые нас ждут, поэтому в гости пригласила и тучку. (слайд) Я верю, что в конце урока тучка от нас уйдет. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и с таким замечательным настроением мы начнем наш урок.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Постановка учебной задачи

Выявление темы урока.

Формулирование целей, задач урока.

Метод случайных ассоциаций.

Фронтальная. Словесный.

Приём «яркое пятно»

-Закройте глаза и скажите слово «детектив»

-Какие ассоциации у вас возникли?

Какими качествами он должен обладать?

Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. И если мы с вами детективы, наш кабинет будет называться «Детективное агентство». (слайд)

В наше детективное агентство пришла посылка. (достаю корень)

-Ребята, что это такое?

-Уместно было бы это показывать на окружающем мире, а у нас с вами урок русского языка. Как это связано с темой урока, кто может предположить?

-Тема сегодняшнего урока «Что такое корень слова?»(слайд)

В соответствии с темой, какую цель мы поставим перед собой?

-Чему должны будем научиться на сегодняшнем уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

-Иметь зоркий глаз, быть внимательным, уметь слушать и слышать

-Вспомнить что такое корень.

-Писать без ошибок однокоренные слова.

Извлекают необходимую информацию из сведений учителя. Осознают и принимают учебную задачу

Минутка чистописания

Чистописание.

Пальчиковая гимнастика.

Работа с пословицей.

Практический

Индивидуальная.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает.

Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе, это ваши тетради. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать.

Почему?

Чтобы потом самому не запутаться в своих записях.

Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.

-Но прежде давайте наденем перчатки, чтобы не оставить следов.

(число, классная работа).

-Ребята, что такое «семья»?

-Как вы думаете, какое слово мы пропишем в минутке чистописания? (слайд)

-Приступайте к выполнению задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами.

-Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.

-Объясните пословицу «Вся семья вместе, так и душа на месте. (слайд)

Будьте внимательны к своим родным, не заставляйте их переживать.

-Запишите пословицу с новой строки с большой буквы.

-Первый ряд выписывает словосочетание из данного предложения; второй ряд делит слово «душа» на слоги для переноса.

-Что у вас получилось?

-Я знаю, что вы закончили изучение темы «Разделительный мягкий знак». Что произойдет со словом «семья», если из него сбежит мягкий знак? (слайд)

-Что обозначает слово «семя»?

Отвечают на вопросы, выполняют письмо
по образцу

Высказывают свои предположения

-Семья

-Когда все члены семьи в сборе, то душа спокойна и человек не волнуется.

-Изменится смысл, получится слово семя

Владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Выведение правила.

Работа с правилом в учебнике.

Проблемное задание

Метод конструирования правил

Эвристическая беседа 

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Из семени появляется корень и росток. (видео). Так и в русском языке рождаются из корня новые слова.

Ребята, нам необходимо составить фоторобот.

-Что мы уже знаем о корне?

Ребята, жители Волшебной страны прислали нам свой фоторобот.

Письмо

Лес, ник, ая

Вы поняли, что означает 1 слово?

— А попробуйте прочитать оставшиеся части.

— Ясен ли смысл слов?

— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

(слайд)

-Что нам поможет узнать, правы мы или нет?

-Открываем учебник на с.74. Находим правило. (работа с правилом)

-Как обозначается корень?

Ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения. Строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Осознают и принимают учебную задачу.

Слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета, осознают границы своего знания и «незнания».

Первичное закрепление.

Работа по учебнику, в тетради.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.

Метод «если бы…»

Формулирует задание упражнения, организую его выполнение.

-Найдите упражнение 130.

Катя, прочитай задание.

-Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? (по правилу)

-Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень.

-Ребята, а что бы случилось, если бы корня слов вообще не было? (слайд)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. выполняют задания. Применяют новые знания. Записывают однокоренные слова

Владеют логическими действиями, строят речевое высказывание, используют различные способы поиска информации.

Осознают и принимают учебную задачу.

Слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Работа по учебнику, в тетради.

Словесный,
практический. Фронтальная, индивидуальная.

Организует работу с учебником.

А сейчас мы проведем следственный эксперимент.

-Находим упражнение 126. Я читаю задание, а вы внимательно следите.

Саша, прочитай предложения.

-Найдите однокоренные слова.

-Объясните их лексическое значение.

-Какая часть во всех словах общая?

-Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

-Можно все выписанные слова назвать родственными?

-Значит они тоже семья, семья слов. В каждой семье родственники похожи чем-то друг на друга.

— Все они похожи, но и своё в каждом есть.

-Наши слова отличаются чем-то?

-Выписанные слова отличаются другими частями слова, о которых вы узнаете на следующих уроках.

Физкультминутка

Физкультминутка

Практический Коллективная

Проводит физкультминутку под музыку

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику, в тетради.

игра-тренажер

Словесный,
практический. Фронтальная, индивидуальная.

-В наше детективное агентство поступило еще одно задание. Нужно спасти братьев Лосей, а для этого необходимо…

(игра-тренажер)

Обобщают способы действия по правилу, применяют их на практике.

Планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах по карточкам

Словесный,
практический.

Фронтальная, индивидуальная.

-Ребята, жители Волшебной страны прислали для вас последнее задание, чтобы проверить, как вы усвоили тему «Что такое корень слова?».

-Сейчас вы будете работать в парах. Каждой паре даются картинки осенних листьев, на обратной стороне задание. Прочитайте задания внимательно.

-Кому не понятно, что делать?

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.

-Приступайте к выполнению.

-Сравните свою работу с образцом. (образцы на партах)

-Какая пара не допустила ни одной ошибки?

-Кто выполнил задание, может выходить и вешать свои листочки на наше дерево. (иллюстрация дерева)

-Вот и усвоили вы, что такое корень слова, дело закрыто и отправляется в архив.

Обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в паре, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление отметок

Словесный.

Фронтальная.

Метод

самооценки

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам.

Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Почему?

-Ушла от нас тучка?

-Ребята, у нас с вами получилась солнечная и красивая осень, но я же тоже детектив и я узнала, что осень может быть и другой – пасмурной, грустной.

-У вас на столах лежат картинки солнечной осени и осени пасмурной. Подумайте, какое настроение вызвал у вас сегодняшний урок. Если радостное, солнечное и веселое, то прикрепите картинку такой осени к дереву настроения, а если у вас урок вызвал грустные эмоции, то прикрепите картинку печальной осени.

Продолжите фразы:

— На уроке мне было (трудно, легко), потому что …

— Я работал …

— Мне надо …, чтобы …

-За урок я себе поставил(а) бы…, потому что…

-Вы замечательно поработали, и я вручаю вам удостоверение настоящих детективов.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

Домашнее задание: Стр. 75 упр. 132. Правило.

Записать 5 однокоренных слов*

(по желанию)

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

Фронтальная. Словесный.

Проговаривает и объясняет домашнее задание, дает сопутствующие комментарии.

Проверяет соответствующие записи в дневниках.

-Спасибо за внимание!

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают и сохраняют учебную задачу, продумывают поиск средств ее достижения

Конспект урока по русскому языку 3 класс- » Что такое корень слова?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Методическая разработка

урока по русскому языку

в 3 в классе

«Что такое корень слова?»

Разработала:

учитель начальных классов

Киселева И.Ю.

20.10.2016

Жуковка 2016

Русский язык. 3в класс

Тема урока: « Что такое корень слова?»

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель:

Образовательные: ознакомление с понятием «корень»; содействие в формирование умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам; ознакомление с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.

Развивающие: принятие различных точек зрения других людей; формирование умений задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.

Воспитательные: формирование положительного отношения к уроку русского языка, к школе; мотивирование к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.

Тип урока: Уроки «открытия» нового знания

Форма урока: традиционная.

Формы организации учебной деятельности: работа в группах, самостоятельная работа обучающихся, совместная работа с классом, фронтальный опрос.

Методы обучения и технологии: используются деятельностный подход в обучении, применяются ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; доска, карточки с самостоятельной работой, толковый словарь, кроссворд со словарными словами, карточки для обучающихся с заданиями, карточки для игры с однокоренными словами «Царь».

Учебные универсальные действия

Предметный результат: знать, что такое корень, уметь выделять его в словах; группировать однокоренные слова по отличительным признакам.

Личностные УУД: устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»; интерес к собственному миру чувств; этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.

Метапредметные результаты:

умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.

принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.

Структура урока.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

СЛАЙД 1. «Поприветствуем гостей,

Не забудем про друзей:

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

На столах у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки?

Приготовили все в срок,

Начинаем наш урок!»

СЛАЙД 2.

Учитель: Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок. Давайте посмотрим, у вас на партах лежат листочки. Выберите тот листочек ближе к вашему настроению. Покажите его.

ЗЕЛЕНЫЙ – если у вас отличное настроение.

ЖЕЛТЫЙ — если у вас хорошее настроение.

КРАСНЫЙ – если у вас плохо настроение.

Учитель: Ребята у вас на парте лежат карточки. Соберите предложение.

СЛАЙД 3.

Ум да разум надоумят сразу.

СЛАЙД 4.

-Прочтите что получилось. Что это? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием).

Пусть эта пословица послужит девизом нашего урока.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

  1. Словарная работа

Учитель: — Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. А кто такие исследователи?

А вот что говорится в толковом словаре  С. И. Ожегова.

СЛАЙД 5.

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

Учитель: — Вот сегодня мы на уроке будем исследователями, а что исследовать мы с вами докажем в ходе урока. И так, исследования проходят в какой-то лаборатории, вот наша лаборатория это наш класс. Исследования записываются в научных дневниках. Научный дневник это наша с вами рабочая тетрадь.

Учитель: — Напоминается посадка при письме и положение тетради.

-Откройте научный дневник и запишите дату исследования и место проведения работы. ( Отступили две линейки вниз и записываем).

2) Минутка чистописания

Двадцатое октября

Классная работа

Учитель: Записали, положили ручки.

Учитель: Внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на буквенное поле.

СЛАЙД 6.

Учитель: В каждой строчке присутствует та буква, которую мы будем писать. Эта буква повторяется только один раз. Посмотрите внимательно.

Определитесь какую букву мы будем писать.

Ответы детей: это буква К.

Учитель: Мы будем писать букву К, звук [к].

Дайте характеристику этому звуку. Он согласный, парный, глухой. Найдите пару этому звуку, это звук [ г].

Перед тем как писать приготовьте свои пальчики, проведем для них гимнастику.

СЛАЙД 7. Гимнастика для пальчиков.

Этот пальчик большой

Это дедушка.

Это пальчик указательный

Это бабушка.

Средний пальчик

Это папа.

Безымянный пальчик

Это мама.

А мизинчик это Я.

А вот вся моя семья.

Учитель: Ручки наши готовы. И так, посмотрите на доску, я пропишу, а вы найдите, пожалуйста, закономерность.

На доске:

Кк Ккк Ккк

Ответы детей: Каждый раз, когда пишем, прибавляется строчная буква к.

Т.е. следующее соединение будет с четырьмя строчными буквами.

Учитель: Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

Пропишите строчку до конца.

Учитель: Оцените свою работу. Если вы написали соединение букв красиво и аккуратно, поставьте на полях «+», если вам самим не нравится, как вы написали, работа выглядит неаккуратно, поставьте «-».

Дети оценивают свою работу.

СЛАЙД 8. Групповая работа.

Напоминаются правила работы в группе.

Уважайте мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!

Учитель: Вы разделены на группы, у каждой группы на столах стоят таблички с номером. У каждой группы есть на столе кроссворд. Посмотрите, пожалуйста.

— Мы с вами начинаем наше исследование, а тему нашего исследования вам поможет узнать кроссворд, который лежит у каждой группы на столах. Вам нужно разгадать кроссворд, и то слово, которое у вас получиться по вертикали и будет темой.

-Слова записываем по горизонтали.

СЛАЙД 9. Работаем быстро. Это наши словарные слова.


1. Как по-другому называется школьная комната.(КЛАСС)

2.Тарелка, ложка, вилка- это ……. (ПОСУДА).

3.Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге.

( КАРТИНА).

4.Профессия человека, который учит детей? (УЧИТЕЛЬ).

5.Тонкая палочка грифа вделанная в деревянную оболочку (КАРАНДАШ)

6.Последний осенний месяц (НОЯБРЬ).

Учитель: Давайте проверять.

И так, 1 группа — Как по-другому называется школьная комната.

Ответ детей: КЛАСС. Произнеси, как записали это слово.

-Кто не согласен?

2 группа — Тарелка, ложка, вилка — это. (ПОСУДА). Как вы записали это слово?

3 группа- Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге.

( КАРТИНА). Произнесите это слово.

4 группа — Профессия человека, который учит детей? (УЧИТЕЛЬ). Как записали?

5группа- Тонкая палочка грифа вделанная в деревянную оболочку (КАРАНДАШ).

Учитель: Произнеси, как записали это слово. Что на конце пишем? (Буква ш без мягкого знака).

-Почему? ( т.к. это м.род то на конце после шипящих мягкий знак не пишется).

6 группа- Последний осенний месяц (НОЯБРЬ).

Учитель: Произнеси, как записали слово.

-Какая здесь орфограмма встретилась? ( мягкий знак на конце слова, служит для мягкости предшествующего согласного звука.)

Учитель: Так давайте посмотрим, у нас по вертикали получилось слово. Какое слово? (КОРЕНЬ).

Учитель: Оцените работу. Если ваша группа отгадала все слова, то поставьте на полях «+», если угадали не все слова, то «-».

Учитель: Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение.

Учитель: Предположите, что мы будем исследовать сегодня на уроке?

(Что такое корень слова?)

СЛАЙД 10.

На доске появляется тема урока КОРЕНЬ

-Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока.

III. Этап выявления места и причины затруднения

Учитель: И так, слово « Корень», это просто слово. Давайте поговорим об этом слове.

Учитель: Ребята, скажите в жизни, где вообще у нас встречается корень?

Ответы детей: Корень — это многозначное слово. ( у деревьев и растений, у зубов, у волос, у слов).

СЛАЙД 11.

Учитель: Так скажите вот для чего нужен корень растениям?( Чтобы они росли и получали питательные вещества).

-А зачем корень зубу? У вас сейчас молочные зубки, а что будет, происходит по мере вашего взросления?( корень нужен, что б он держался).

— А вот представляете акулу, у нее оказывается, нет корней и зубы выпадают, а потом вырастают новые.

— Вот вы сказали, что корень есть у волос, зубов, у растений и у слов.

Учитель: Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим.

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь.

4) В языкознании: основная, значимая часть слова.

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).

Учитель: Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.

— Мы будем исследовать корень у слов. Мы с вами уже с 1 класса говорили о корне.

Учитель: Я вам расскажу небольшую историю. Люди шли по улице, вдруг к ним навстречу бежит маленькое словечко. Такое печальное, грустное. Это словечко и говорит: «Люди, возьмите меня, пожалуйста. Посадите в землю, полейте, покормите». Люди так сделали. Жалко им стало словечко. И это слово росло, росло и выросло в большое дерево. А словечко то было какое? (ХОД).

СЛАЙД 12.

Учитель: Смотрите, какие ростки пустило дерево. От одного слова образовались разные слова.

Учитель: — Давайте прочтем, какие слова у нас получились.

Ход — ходить, уходить, выходил, поход, выход

Учитель:— От маленького слова у нас получилось много слов, при помощи чего они образовались ( приставок и суффиксов).

— а что такое –ход-? (корень). А если мы этот корень-ход- возьмем и уберем, будет смысл у этих слов?(нет). Прочтите что получится. Т.е. смысла нет.

— Что ж такое корень? ( корень-это главная значимая часть слова)

— Запишите, пожалуйста, в тетради первое слово ход, выделили корень и каждый запишет по три слова.

СДАЙД 13. Физкультминутка

Игра «Царь».

«Царь» предлагает нам поиграть в игру.

Прошу выйти к доске «Царя». Наша задача назвать корень. Что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)

Прошу выйти детей, у которых на карточках записаны однокоренные слова к слову «царь». Докажите что все слова однокоренные.( Царевна, царица, царство, царствовать)

Прошу встать ученика со словом «Кипятильник».

А теперь встанут однокоренные слова к данному слову. (Кипячёный, кипяток, вскипеть.) Назовите корень в этих словах.

Попрошу присесть ученика у которого слово «Сахар», а теперь присядьте однокоренные ( сахарок, сахорочек).

Кружиться ученик, у которого слово «Лук », а теперь покружитесь однокоренные (Луковый, луковица, луковка). Поднимите руки вверх тот ученик, у которого слово «Парус», а теперь однокоренные (парусный, парусник, парусина).

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель: Будь внимательней к словам,

Отыщи в них корень сам.

-Мы с вами исследуем корень. Корень, где мы исследуем (в словах).

— и так задание такое. Записать слова выделить корень в каждом слове. А пока записываете, подумайте, являются ли эти слова однокоренными (родственными).

СЛАЙД14. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ.

Рис — рисунок

Гора-горе

Делить — дело

Соль — солист

-Эти слова не являются однокоренными, так как имеют разное лексическое значение.

Учитель: и так, сделаем вывод, что для нахождения корня нужно внимательно подбирать однокоренные слова.

V.Этап реализации построенного проекта

Учитель: ребята давайте составим алгоритм, как правильно выделить корень.

СЛАЙД15. Составляется алгоритм:

  1. Определить значение слова.

  2. Подобрать родственные слова.

  3. Найти общую часть – корень.

— Давайте подберем однокоренные слова к слову МОРЯК по алгоритму.

СЛАЙД 16-20. Физкультминутка для глаз

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

СЛАЙД 21.

Учитель: Ребята, а теперь давайте выполним еще несколько исследований, но с помощью учебника, открываем страничку 74 ,Упр. 130.

-Прочитайте текст.

— Найдите в тексте однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные. ( Осиновый, осинник, осинки осины, подосиновики).

— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение).

— Как называется общая часть? ( Корень).

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— Выполните письменные задания к упражнению.

Упр.131. с. 74.

hello_html_m3b76fb7f.png

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

СЛАЙД 22. Работа в парах.

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поработаем по парам.

— Вам нужно подобрать однокоренные слова и записать на листочке.

1 — «След»

2- «Дом»

3 — «Белка»

4 — «Река»

5 — «Час»

Проверка.

Учитель: Посмотрите, какое большое исследование мы с вами провели.

-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель: Мы с вами исследовали слово « корень», сказали, что корень есть у зубов, у волос, у растения и главное у слов.

— Так что же такое корень?

Учитель: Вам сейчас расскажет группа наших исследователей, которые самостоятельно провели свое исследование.

СЛАЙД 23. Дети исследовали слово корень

« Семья слов»

Интересная семья-

В ней живут одни слова.

Корень во главе идет.

Всем значенье придает.

И в семействе все слова

Смыслом связаны всегда.

— Это однокоренные слова.

СЛАЙД 24. -Основное значение слова заключено в корне. Корень слова, как и у растений, нет его нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом.

Например: хлеб, хлебный, хлебец.

СЛАЙД 25.- А послушайте еще одну историю.

— Вы кто такие?

— Я гусь, это — Гусыня, а это наши дети — Гусята.

-А ты кто? А я ваша родственница — Гусеница!

(по С. Иванову)

-Права ли Гусеница назвав себя родственницей гусей. Почему? Давайте

докажем.

-Назовите однокоренные слова, которые нам встретились в этой

истории. Выделите корень.

-Подберите однокоренные слова к слову «гусеница».

Что нужно сделать, чтобы определить в слове корень?

Вывод — И так, мы с вами знаем, что слова, как и люди, живут семьями. У слова есть корень, и есть родня — слова с таким же корнем. Слова-родственники.т.е. однокоренные.

СЛАЙД 26. Учитель: Ребята, помните, в начале урока мы с вами говорили о пословице. Прочтите ее еще раз и скажите, что вы заметили в словах?

Ум да разум надоумят сразу.

(Однокоренные слова — ум, разум, надоумят).

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

СЛАЙД 27.hello_html_254fc896.jpg

Дерево успеха. Ребята в начале урока у многих из вас было хорошее настроение. А давайте посмотрим, какое сейчас у вас настроение от урока, оправдались ли ваши ожидания.

Выберите себе листочек

ЗЕЛЕНЫЙ – если вам на уроке было все понятно.

ЖЕЛТЫЙ — если было задание, которое вызывало трудность

КРАСНЫЙ – если вам многое было непонятно.

— Ребята, а сейчас по очереди парами выходите к доске и прикрепляете листочек.

СЛАЙД 28.

Дз.

Задание по выбору:

1.Выполнить упр. 132 с. 75.

2.Создать свою модель семьи родственных слов

3.Сочинить сказку о корне

4.Составить кроссворд или другое занимательное задание для одноклассников по теме «Корень»

Оценки за урок

СЛАЙД 29.Спасибо за работу! Наш урок окончен.

Конспект урока «Корень слова» (3 класс. Школа России. ФГОС)

Предмет: русский язык

Класс: третий

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: уточнение представления о признаках родственных слов, формирование умения выделять корень в словах.

Задачи: научить находить корень в слове и графически обозначать, формировать умение подбирать и образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас детей посредством изучения нового материала, формировать умения сотрудничать друг с другом.
Планируемые результаты:

Предметные результаты:

— знать понятие корень слова;

— уметь находить корень слова и графически обозначать;

— уметь подбирать и образовывать однокоренные слова.

Метапредметные:

Познавательные:

— умение применять свои знания при выполнении заданий.

Регулятивные:

— самостоятельно формулировать тему урока;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

— умение согласовывать позиции и находить общее решение, сотрудничать друг с другом.

Личностные результаты:

— определять правила поведения при совместной работе.

Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; мультимедийный проектор;  доска, экран; карточки с заданиями; тетради; бумага А5 – 4 листа, карточки, фломастеры.

Ход урока

Этап 1. Мотивационный момент (1 мин)

Учитель:

Доброе утро!

А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит.

Он умножит счастливые дни.

Ребята, закройте глаза. Представьте себе улыбку. Улыбнитесь. Раз на лице улыбка – значит, есть настроение, если есть настроение, значит, есть вера в себя, а если есть вера в себя, значит будет результат! Вы согласны со мной? Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем!

Этап 2. Актуализация знаний (3 мин)

Учитель:  А для того, чтобы у нас всё получилось, нужно быть внимательными.

Давайте поработаем в парах и определим тему нашего урока. Возьмите карточки и выполните задание.

Прочитайте группы слов.

В какой группе (1, 2 или 3) находятся однокоренные слова?

Обведите нужную цифру.

1 группа – ягода, ягодка, ягодный;

2 группа – город, города, городом;

3 группа – товарищ, друг, приятель.

— Назовите группу родственных слов. (1-я)

— Почему вы так считаете? Докажите. (Слова имеют общую часть — корень и сходны по смыслу)

— Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

Этап 3. Постановка темы урока. (2 мин)

Учитель: 

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(Об однокоренных словах, о корне слова)

— Правильно, ребята. На уроке мы будем работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова».

А что вы уже знаете об однокоренных словах?

(Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково).

— А теперь давайте продолжим работу по карточке.

— Что вы можете сказать о второй группе слов? Почему эти слова не являются однокоренными? (Формы одного и того же слова).

— Что вы можете сказать о третьей группе слов? Это родственные слова? (Нет. Только близкие по значению)

Этап 4. Открытие нового знания. (6 мин)

Учитель: Откройте тетради. Перед тем как писать вспомним стихотворение.

Учащиеся хором:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу (показываем). 
Сяду ровно, не согнусь
За работу я возьмусь.
 (Выполняют задание)

Учитель: Запишите дату.

Минутка чистописания.

Учитель: Давайте оценим своё настроение в начале нашего урока с помощью букв русского алфавита.

Если у вас грустное настроение, вы пишите всю строчку буквы Г г

Если у вас весёлое настроение, то вы пишите всю строчку буквы В в

Если у вас просто хорошее настроение, то вы пишите всю строчку буквы Х (Ха) х

(образец на доске)

Однако, несмотря на то, какое у вас настроение, пишем буквы красиво и правильно.

Учитель:

Словарная работа:

— Запишем слова первой группы в тетрадь.

Ягода, ягодка, ягодный.

Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, выделите корень в словах.

— Как пишется корень в однокоренных словах?

Учитель: Давай выясним, какое же значение еще имеет слово «Корень».
— Какое лексическое значение имеет слово «корень»?

Работа по слайду.

  • — подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ; 

  • — внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя;

  • — начало, источник чего-либо; 

  • В языкознании: основная, значимая часть слова.

— Какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Основная, значимая часть слова)

4.1 Первичное закрепление. Работа по учебнику. (7 мин)

Учитель:

Откройте учебник на стр.74.

— Найдите упражнение 130

— Прочитайте задание.

(Читает хорошо читающий ученик)

— Найдите в тексте однокоренные слова.

— ОсИновый, осИнник, осИнки, осИны, подосИновики.

— Как вы определили, что это родственные слова?

— Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)

— Как называется общая часть? (Корень.)

— Все ли слова вам понятны?

— Выполните письменное задания к упражнению.

4.2. Изучение новой темы (продолжение) (2 мин)

Работа с правилом.

Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте правило.

— Чтение правила про себя.

— Чтение хорошо читающим учеником.

— Дополните предложение.

— Корень – это главная … значимая часть слова.

— В корне заключено общее …лексическое значение всех однокоренных слов.

Физминутка (2мин.)

ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинку.

4.3. Продолжение работы по теме урока. Работа в группах. (5 мин)

Учитель: Сейчас мы с вами распределимся по группам и выполним задание. Но для начала вы должны ответить на мой вопрос и отгадать загадку.

— Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Осень)

— А теперь отгадайте загадку.

Желтые крылья осины, березы,
Красные — ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет.

Отгадка (ответ): Листопад

Распределение по группам по цвету.

Учитель: — У нас в классе, как вы заметили, тоже листопад. (На шторах, стенах заранее развешиваются осенние листочки). Каждый из вас по моей команде должен будет снять один листик и пересесть за другой стол в соответствии с выбранным цветом.

(Дети снимают листики и пересаживаются).

(На столах выставляются литеры соответствующего цвета)

Итак, у нас получилось 4 группы.

1 группа: группа зелёных листиков.

2 группа: группа жёлтых листиков.

3 группа: группа красных листиков.

4 группа: группа оранжевых листиков.

(Уберите листики в лоток, чтобы они вам не мешали).

Учитель: Перед началом работы, давайте вспомним правила работы в группах.

Ученики совместно с учителем формулируют правила работы в группах:

  • уважать мнение товарищей;

  • обращаться друг к другу только по имени;

  • один говорит, другие слушают;

  • не обижать и не обижаться;

  • если не понял, переспроси;

  • участвовать всем.

Учитель:

Давайте выполним задание, которое называется «Сажаем деревья». (5 мин.)

Первое дерево мы «посадим» коллективно, а затем вы будете самостоятельно работать в группах.

( На доске вывешивается плакат с изображением дерева. Там, где нарисован корень, написано лес. Вокруг дерева находятся карточки со словами: лесник, лесной, лесоруб, леска, лесок, ельник. Дети подбирают однокоренные слова к слову лес, распределяют их на ветках и выделяют корень. Лишние слова убирают).

Учитель:

Сейчас я вам раздам конверты со словами и лист с изображением дерева. Вам необходимо отобрать однокоренные слова, выделить корень, наклеить их в виде веток.

(Образец уже есть на доске)

1 группа:

Гриб — грибок, грибник, грибница, гребёт, осина, грибной.
2 группа:

Бел — белка, бельчонок, белый, белочка, беличий, заяц, грибок.

3 группа:

Вод – вода, водяной, водичка, водитель, речка.

4 группа:

Сор — сор, сорвать, соринка, сорный, трава.

Учитель:

— Когда группа готова отвечать – возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Проверка (выходят ведущие или желающие, объясняют, что выбрали).

Этап 5. Релаксационная пауза. (2 мин)

Учитель:

— Давайте немного отдохнём и поиграем. Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то сидите тихо….

лес – лесник

стена – степь

сад – садовый

гриб – грибной

река – озеро

дом – домашний

дом – дым

кот – котик

обед – стол

чистота – чистый

Этап 6. Закрепление. (5 мин.)

Учитель:

— Поработаем снова в парах. Возьмите карточку розового цвета.

— На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.

Можно пользоваться словарем на стр. 149 при выполнении 3-го задания.

1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:

лес

вода

море

садовый

боль

дерево

сад

больной

деревянный

лесной

водичка

моряк

2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.

Лес, лесок, лестница, лесник, лесной

Мед, медик, медведь, медовый, сладкий.

3 Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

Цвет — _______________________________________________________

Боль — ______________________________________________________

Проверка. (На доске или слайде правильные ответы)

Учитель:

— Проверьте, правильно ли вы выполнили задания.

— Поднимите руку, кто все выполнил правильно? Молодцы!

Этап 6. Работа с электронным приложением к учебнику. (3 мин)

Этап 9. Итог урока. Рефлексия (3 мин)

ИТОГ: (на слайде). Найди правильное определение:

  • Корень – это главная часть предложения.

  • Корень – это общая часть однокоренных слов.

  • Корень – это общая часть всех слов.

Назовите признаки однокоренных слов.

Рефлексия:

Учитель: Наш урок подошёл к концу.

Давайте оценим своё настроение с помощью пейзажа. Определим, какая картина соответствует вашему настроению. (грустная или весёлая)

Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине.

Слайд: Пейзаж грусти

Встаньте те ребята, чье настроение соответствует этой картине.

Слайд: Пейзаж радости

Как изменилось твоё настроение по сравнению с началом урока? Почему? =

Этап 10. Домашнее задание на слайде. (2 мин)

Выбери для себя задание 1 или 2, выполни его:

1) напиши по 2-3 слова с корнями берёз- и дуб-;

2) напиши текст на тему «Осень», употребив, любые однокоренные слова.

Слово учителя

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло,

За ваши мысли и молчанье

Русский язык 3 класс. Корень слова

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Русский язык»

Студентки 4 «В» группы

Идрисовой Асель Амировны

Класс 3 «А» МБОУ «СОШ №36» г. Астрахани

Допуск к проведению урока:

Студентка: Идрисова А.А.

________________(Подпись)

Методист: Степаненко Е.А.

________________(Подпись)

Учитель: Ильенкова Н.Г.

________________(Подпись)

Оценка за урок_______________

Астрахань, 2019

УМК: «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 3 А

Тема: Корень слова. Однокоренные слова

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Выполнила: Идрисова Асель Амировна

Целевая установка: 1. Формировать умение находить в словах корень, выделять и образовывать однокоренные слова.  

Учебные задачи, направленные на достижение

— предметных результатов:

  • формулировать определение однокоренных слов и корня слова;

  • выделять в них корень;

  • подбирать примеры однокоренных слов.

— метапредметных результатов:

  • Формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;

  • Развивать умение работать с разными источниками информации

— личностных результатов:

  • Формировать ценностное отношение к русскому языку;

  • Воспитывать доброжелательность, терпимость;

Оборудование: учебник 3 класс «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, листочки с текстом.

(Слайд 1) Учитель:

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Мы путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Асель Амировна и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я.

Учащиеся:

(Ученики проверяют готовность к уроку)

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место Личностные: Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

II. Минутка чистописания

Целеполагание

Словарная работа

III. Актуализация знаний

Постановка учебной проблемы

-Посмотрите на доску. Расположите правильно тетрадь, возьмите ручку. Запишите число, классная работа.

Я прочитаю загадки, а вы должны будете записать ответ.

В нём живёт моя родня,

Без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый…

— Запишите это слово красиво у себя в тетради (на доске эти слова написаны каллиграфически, постепенно открываю).

— Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? —

Это добрый … ?

— Каким прилагательным называют человека, который большую часть времени любит проводить дома?

— Есть такая пословица «В гостях хорошо, а дома – лучше»

— Как вы понимаете смысл данной пословицы?

— И вправду, ребят, как бы хорошо не было на чужбине, за границей, родные места и дом не заменят никакие другие страны.

— Приведите пример из жизни.

— Спишите эту пословицу с доски

— Чем схожи все эти слова?

— Назовите общую часть.

— Как мы называем такие слова?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока: о каких словах мы будем говорить?

— Какую цель урока мы поставим?

— Какие личные цели вы хотите поставить?

(Слайд 2) Напишите с красной строки Словарь:

— На слайде появились слова, в каждой строчке найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

З..вод, з..водить, з..водной.

— Почему?

Платить, зарплата, пл…ток.

— Почему?

Рак, р..кета, раковый.

-Почему?

— Молодцы! Что общего в написании этих словарных слов?

— Составьте предложение с любым из слов.

Отгадайте загадку:

В высоту, к теплу и свету,

Без усилий лезут ветки,

И настойчивей, упорней

Прорастают в землю …

-Ребята, что вы знаете о корне? Что это?

— Хорошо, молодцы! И правда, корень – главная часть растения. Она осуществляет почвенное питание растения, он всасывает воду и минеральные вещества. Поэтому чем лучше у растения развита корневая система, тем оно лучше его почвенное питание.

— Какое значение корень имеет для слов в русском языке?

— дом

— домовой

— домашний

— как бы не было в гостях хорошо, но дома намного комфортнее и лучше.

— Когда уезжаешь отдыхать в другие города и страны, всё равно рано или поздно хочется домой, в родные края.

— общей частью и значением

— дом

— однокоренные родственные

— об однокоренных родственных словах

— научиться выделять корень, находить однокоренные слова

(Выходит по одному ученику)

— завод. Два других слова произошли от слова водит.

— платок

— два других – от слова платит

— ракета

— два других – от слова рак

— безударная гласная в корне

— корни

— Корень — это важный орган растения. Он выполняет ряд жизненно необходимых функций, и ими определяется его значение для растений.

— важное значение

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: умение ставить перед собой цель

Регулятивные:

 — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

IV. Выявления места и причины затруднения

V. Построения проекта выхода из затруднения

(Слайд 3) Ребята, посмотрите на слайд. Здесь изображено дерево. Какое? Вам поможет слово, написанное у корня самого дерева.

-Правильно! Какие же ветки выросли из от это дерева, иными словами, какие слова у нас получились из слова дуб?

— Какая часть слова общая? Какие они?

— Значит, мы можем сделать вывод, что корень — это какая часть слова?

— Что заключено в корне?

— Получается корень — это главная часть слова, в которой хранится его значение.

— Как мы можем назвать слова, у которых общий корень и значение?

— Молодцы!

— дуб

— дубок, дубравушка, дубина, дубинка, дубинушка, дубочек, дубрава.

— Дуб, однокоренные, родственные

— корень является общей частью для всех родственных слов.

— значение

— однокоренные, родственные

Познавательные:

— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные: — составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкультминутка

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. 

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. 

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. 

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. 

(Дети садятся за парты.)

(Выполняют физкультминутку за учителем)

Работа над правилом

— Давайте с вами откроем учебник на странице 74. Прочитаем правило.

— Так что такое корень?

— Что находится в корне?

— Перейдём к упражнению 132.

Прочитайте. В какие группы можно объединить слова?

— Давайте найдём однокоренные слова и выпишем их. Назовите первую группу слов. Запишите их в строчку. Выделите во всех словах корень. Какой?

— Остальные группы найдите самостоятельно. Не забудьте выделить корень.

— Давайте проверим, какие группы у вас получились? (Слайд 4)

Сказывать, сказка, сказочный (сказ)

Масло, масляный, маслить, маслице (масл)

Побелка, белить, белый (бел)

Звонить, звонкий, звон, звонок (звон)

— Какие слова мы называем однокоренными родственными? (Слайд 5)

— Молодцы! Хотите ребус?

(Вам нужно прочитать слово, расставляя буквы в порядке убывания)

— Давайте попробуем выделить корень в этом слове. А чтобы нам это сделать, нужно прочитать правило на странице 75.

— Так что нам нужно сделать, чтобы выделить корень в этом слове?

— От какого слово произошло такое название дерева?

— Правильно, дерево назвали так потому, что у него липкий сок.

— Какие однокоренные родственные слова мы можем подобрать к слову липа?

— Какой же корень у всех этих слов?

— Молодцы!

— Как же выделить корень?

(Читают правило)

— Корень слова – это главная значимая часть слова.

— общее лексическое значение всех однокоренных слов

— в группы с однокоренными словами

— чистота, чистить, чистый, чистенький.

— чист

— слова, имеющие общую часть (корень) и значение

— да

— липа

(читают правило)

— подобрать однокоренные слова и выделить общую часть

— липкий

— липовый, липкий, липнуть

— лип

— везде одинаково

Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

VI. Закрепление

Работа в парах

Сейчас мы поработаем в парах. Перед этим вспомним правила работы в парах.

(Слайд 6) Задание: Спишите текст. Найдите однокоренные родственные слова. Выделите в них корень.
Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.

— Ребята, будет ли слово «подосиновик» родственным однокоренным? Это ведь гриб!

(Выполняют работу в парах)

— грибов, грибное, грибников. Корень – гриб.

— нет, потому что нет общего корня

Коммуникативные: — работа в парах, распределение ролей; 

Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации;

Личностные: — готовность к сотрудничеству.

Итоги урока

Итак, ребята, подведём итоги. Что такое корень? — Как его найти? — Какие слова называют однокоренными?

— общая часть родственных слов

— подобрать однокоренные слова и выделить общую часть

— образованные от одного слова, то есть имеют одинаковый корень и значение

Регулятивные:

 — умение адекватно воспринимать оценки;

— умение контролировать рез-ты своей деятельности

Рефлексия

— Ребята, кто на ваш взгляд сегодня активно работал на уроке. Кого из класса вам бы хотелось отметить? А как вы оцениваете себя? Поднимите зелёный карандаш те, кто сегодня понял тему, а красный карандаш — кто не усвоил новую тему.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему «Как найти корень слова?» по ФГОС

Урок русского языка

по теме

«Как найти корень в слове»»

(УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3 класс)

Тип урока: ОНЗ.

Результаты деятельности :

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях , способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;

коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: — распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель: Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, научиться находить корень в слове.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности:

Прозвенел звонок для нас.

Мы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо,

Мы начнем урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Учитель: Я как всегда желаю вам успехов в работе, чтобы вы радовали полученными знаниями себя и своих родителей.

— С чего вы начнете работать? (С повторения необходимых знаний.).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Учитель: Откройте тетради и запишите число.

1) На какие две группы можно разбить слова. Слайд 1.

Сказка,чистый , сказать,чистота, почистить, сказочный, подсказка,чистюля.

-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)

-А какие слова называются однокоренными?

— Приведите пример своих однокоренных слов.

— А что такое корень слова?

— Итак, что же мы сегодня повторили? (Однокоренные слова, корень слова)

— Почему я выбрала именно эту тему? (Это поможет нам сегодня узнать новое.)

2) Пробное действие.

— Какое задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)

— А что это за задание? (Задание, в котором будет что-то новое.)

— Для чего вам предлагается это задание? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

-Какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)

На доске предложение «Перелетные птицы потянулись в теплые края» Слайд 2.

Я предлагаю вам найти корень в слове потянулись.

Учащиеся выполняют пробное действие.

— Итак, у кого появилось затруднение?

Учащиеся поднимают руки.

— А у кого есть варианты ответа? ( Учащиеся выходят к доске, записывают слово , выделяют корень и объясняют полученный результат) . (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)

3.. Выявление места и причины затруднения.

— Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)

— В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)

— Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (найти способ нахождения корня в слове.

-А кто сформулирует тему урока. (Как найти корень в слове?)

5. Реализация построенного проекта

-Какие средства нам помогут в достижении цели урока (учитель, учебник)

— Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.

(Один из учащихся озвучивает правила работы в группах.)

Каждая группа получает разрезанную на части карточку с планом нахождения корня.

  • Прочитай слово и пойми его смысл.

  • Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.

  • Проверь, близки ли они по смыслу.

  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

  • Лес , лесник, лесной

Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои проекты.

Учитель сравнивает с планом на доске , что и будет являться эталоном к уроку . Слайд 3.

Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)

— А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове потянулись.(- тя – (тягать , растяжка))

Физминутка. Слайд 4-9.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться.)

Упр. №135 в парах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы научились находить корень слова.)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание №99 тетрадь .

Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд 10.

— Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

— У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

— Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще тренировать.)

— У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем находить корень слова.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Где нам могут пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова?

( разбор слова по составу, проверка безударных гласных в корне слова)

Разбор слова по составу загадка, огоньки ,покос.

Работа с доской . Записать картинки словами. Слайд 11- 15.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какова была цель сегодняшнего урока? (научиться находить корень в слове..)

— Достигли ли вы цели? Докажите.

— Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. — Оцените свою работу сигнальными картами.

— Где вы можете поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)

Домашнее задание: Упр. 137(У) Слайд 16.

«Как найти в слове корень?» 3 класс

Урок русского языка в 3 «А» классе

Тема: Как найти корень в слове?

Тип урока: Урок объяснения новых знаний.

Планируемые результаты деятельности:

а) личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения различной деятельности , осознание значения русского языка как носителя национальной культуры. б) метапредметные

-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.

— познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;

— коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: — распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель

Уточнить представление о том , что корень в однокоренных словах пишется одинаково; научить находить корень в словах.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах (УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3 класс)

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности:

Учитель: Я как всегда рада вас видеть и уверена, что вы порадуете меня своими успехами в работе — С чего вы начнем свою деятельность? (С повторения необходимых знаний.).

2. Актуализация опорных знаний Учитель: Откройте тетради и запишите число.

1) На какие две группы можно разбить слова. Слайд 1.

Вода,цет , водный,цветной, цветочный, подводный, водичка ,цветник.

-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)

-А какие слова называются однокоренными?

— Приведите пример своих однокоренных слов.

— А что такое корень слова?

— Итак, что же мы сегодня повторили? (Однокоренные слова, корень слова)

— Почему я выбрала именно эту тему? (Это поможет нам сегодня узнать новое.)

2) Пробное действие.

— Какое задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)

— А что это за задание? (Задание, в котором будет что-то новое.)

— Для чего вам предлагается это задание? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

-Какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей)

На доске предложение «Перелетные птицы потянулись в теплые края» Слайд 2.

Я предлагаю вам найти корень в слове потянулись.

Учащиеся выполняют пробное действие.

— Итак, у кого появилось затруднение?

Учащиеся поднимают руки.

— А у кого есть варианты ответа? Учащиеся выходят к доске, записывают слово , выделяют корень и объясняют полученный результат) . (Урок показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и спрашивает:)

3.. Выявление места и причины затруднения.

— Что же нужно делать? (Нужно остановиться и подумать.)

— В чем возникло затруднение? (Мы не можем выделить корень)

— Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа нахождения корня слова)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (найти способ нахождения корня в слове.

-А кто сформулирует тему урока. (Как найти корень в слове?)

5. Реализация построенного проекта

-Какие средства нам помогут в достижении цели урока (учитель, учебник)

— Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.

(Один из учащихся озвучивает правила работы в группах.)

Каждая группа получает разрезанную на части карточку с планом нахождения корня.

  • Прочитай слово и пойми его смысл.

  • Подбери к слову родственные (однокоренные ) слова.

  • Проверь, близки ли они по смыслу.

  • Сравни родственные слова и выдели в них общую часть.

  • Это и будет корень слова. Выдели его знаком .

  • Лес , лесник, лесной

Учащиеся наклеивают готовый план на лист бумаги, и командиры групп представляют свои проекты.

Учитель сравнивает с планом на доске , что и будет являться эталоном к уроку . Слайд 3.

Учитель: Что позволяет делать этот план? (находить корень слова.)

— А теперь вернемся к нашему пробному заданию и выделим корень в слове потянулись.(- тя – (тягать , растяжка))

Физминутка. 

Отдохнём с тобой дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу

Сядем тихо мой дружок,

И продолжим наш урок!

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться.)

Упр. №135 в парах.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы научились находить корень слова.)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание №99 тетрадь .

Проверка проводиться по эталону для самопроверки . Слайд 10.

— Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

— У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

— Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще тренировать.)

— У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем находить корень слова.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Где нам могут пригодиться сегодняшнее умение находить корень слова?

( разбор слова по составу, проверка безударных гласных в корне слова)

Разбор слова по составу магазин, ветер ,здоровый.

Работа с доской . Записать картинки словами. Слайд 11- 15.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какова была цель сегодняшнего урока? (научиться находить корень в слове..)

— Достигли ли вы цели? Докажите.

— Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. — Оцените свою работу сигнальными картами.

— Где вы можете поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)

Домашнее задание: 

Стр.75 упр.174

Спасибо за внимание!

 

Приложение

hello_html_m2383cd4e.jpg

hello_html_m2b6d11c8.jpg

hello_html_4d82f19a.jpg

hello_html_68e0c8ca.jpg

hello_html_m1a507635.jpg

План-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме: Русский язык 3 класс «Корень слова»

Работа учителя

Работа учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Организационный момент.

Здравствуйте! Начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Чистописание.  СЛАЙД 2

БББ // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

-Найдите сходные по смыслу слова.Назовите в них общую часть.

Сообщение темы урока.

-Можем мы сказать, что эти слова- родственники?

-Как называется общая часть родственных слов?

-Тема нашего сегодняшнего урока КОРЕНЬ СЛОВА.

Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД 3-4

-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова.

Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение.

Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой.

-Проверьте, у вас так же?

Работа по теме урока.

-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать два секрета. Давайте их откроем сегодня на уроке.

СЛАЙД 5

РОДИНА   НАРОД  РОДНИК

-Что объединяет эти слова? Что общего у них?

Запишем эти слова в тетрадь.

-Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского.

СЛАЙД 6

-Какие слова из текста можно добавить к словам в тетради?

-Запишите их в тетрадь.

-Откройте учебник на стр. 56 Упр. 118

Прочитайте текст упражнения.

-Какие слова мы можем добавить ещё к нашим словам?

-Запишем и эти слова в тетрадь.

-Что общего во всех этих словах?

В какой части заключён общий смысл?

-Как вы считаете, что же такое корень?

СЛАЙД 7

Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов.

-Выделите корень в записанных словах.

-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.

-Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное.

-А ещё корень подсказывает нам , как пишутся все эти слова.

-Как же написаны корни в наших словах?

-Это и есть второй секрет.

СЛАЙД 8

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Наблюдение за родственными словами.

-Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?»

СЛАЙД 9

-Вы кто такие?

-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка Гусеница.

-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?

-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

-Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово.

-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»

-Вы согласны с Петей? Почему?

Физкультминутка. СЛАЙД 10

-Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз.

Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник.

Работа с родственными словами.

СЛАЙД 11

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй!

Речка, реченька, речушка,

Рис, рискует, рисковать,

Рисовать, нарисовать.

Лень,лениться и ленивый,

Труд, трудиться и трусливый.

-Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень.

СЛАЙД 12-15

 Составь слова.

1 ряд с корнем   -гриб-

2 ряд с корнем  –дом-

3 ряд с корнем  –лист-

Работа с учебником.

 Стр. 56 упр.119

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

СЛАЙД 16   проверка

Итог урока.

-Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет-то красный.

Учить, школьник, ученик

Сила, силач, спортсмен

Лень, ленивый лентяй

 Вода, подводный, водяной

-Давайте подведём итог урока, начиная со слов

-Я УЗНАЛ (А)…

-Я ПОНЯЛ (А)…

-Молодцы! Урок закончен.

БББ // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

Корень

Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай.

У них есть общая часть

РОДИНА  НАРОД  РОДНИК

РОДИТ   РОДНЯ

РОДИЛСЯ   РОДНАЯ

В корне

Одинаково

Речка, реченька, речушка

Рискует, рисковать

Рисовать, нарисовать

Лень, лениться, ленивый

Труд, трудиться

Грибок, грибной, грибница

Домик, домашний, домище

Листик, листок, лиственница

Водитель, водит

Водник, воде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *