этапы и схема гидрологического цикла, схематический рисунок испарения
В биосфере Земли водяные массы постоянно перемещаются, образуя замкнутый цикл. Данный процесс получил название круговорот воды в природе, схема которого часто встречается в учебниках по естествознанию. Если вам необходимо написать доклад на тему «Гидрологический цикл в природе», то данный материал будет вам полезен, поможет глубже познать природу и ее свойства.
…
Вконтакте
Мой мир
Основные понятия
Гидрологический цикл – это процесс регулярного перемещения жидкости в мировом пространстве, а его изучение позволило понять механизм действия: энергия Солнца воздействует на поверхность земли и океана, влага, нагреваясь, преобразуется в пар, молекулы которого поднимаются в атмосферу и концентрируются в виде облаков. Попадая в зоны с холодной температурой, молекулы конденсируются и выпадают вниз в виде осадков
Главные этапы и процессы
Как происходит круговорот воды в природе? Полный гидрологический цикл включает в себя несколько важных этапов:
- испарение;
- конденсация пара в атмосферных слоях;
- выпадение его же в виде осадков на землю;
- фильтрация через почву;
- попадание жидкости в подземные потоки;
- всасывание растениями жидкости из почвы;
- участие в биохимических реакциях живых организмов.
Этапы круговорота иногда сводятся к минимуму:
- вода испаряется;
- концентрируется в атмосферных слоях;
- выпадает в виде жидкой, твердой или парообразной субстанции.
Такой круговорот часто бывает над поверхностью большого водоема, например, океана. Гидрологический цикл кругообразный – это означает, что все этапы постоянно повторяются, обеспечивая таким образом непрерывное движение жидкости в природе.
Для него также характерны следующие процессы:
- осадки – это выпадение воды на землю в виде дождя, снега, града и тумана;
- перехват осадков – это процесс выпадения осадков не в почву или водоемы, а на деревья и другие растения. Такая влага сразу испаряется, не попадая в почву;
- сток – это способ, с помощью которого вода передвигается по земле;
- инфильтрация – это попадание жидкости внутрь почвы и ее фильтрация;
- подземные потоки — это потоки под землей, которые располагаются в зоне аэрации;
- испарения воды – это переход молекул из жидкого состояния в парообразное;
- сублимация — переход молекул из твердого состояния в парообразное;
- отложение – переход молекул из парообразного состояния в твердое;
- адвекция – это перемещение водяных молекул (в любом состоянии) сквозь атмосферу;
- конденсация – формирование пара в тучи и облака;
- испарение – перемещение паров под воздействием солнечной энергии из почвы и растений в атмосферу;
- просачивание – перемещение воды сквозь почву под действием гравитации.
Гидрологический цикл – это сложный процесс, который занимает от нескольких суток до нескольких лет. Океан полностью обновляется за 3200 лет – это значит, что вся вода в нем испаряется и возвращается обратно за тот же срок.
Интересно! Если всю воду, которая ежегодно испаряется, распределить равномерным слоем по всей поверхности Земли, получится слой толщиной в метр!Гидрологический цикл
Разновидности циклов
Ученые разделяют гидрологический цикл на несколько типов, по их масштабу и территории. Существует 5 основных типов:
- Мировой круговорот воды – жидкость из океанов испаряется и выпадает в форме осадков над материковой сушей, а позже с помощью рек и стоков возвращается в океан;
- Малый – жидкость с поверхности моря, испарившаяся под действием солнца, возвращается обратно осадками;
- Внутриконтинентальный цикл — происходит только над сушей;
- Геологический цикл осуществляется внутри суши, когда океан сообщается с подземными потоками;
- Глобальный –открытый, включающий в себя все типы круговоротов.
Как происходит круговорот воды в природе и каковы особенности каждого цикла. Это уникальное природное явление, благодаря которому все живое на Земле имеет доступ к питательным веществам.
Интересно! За год с поверхности Земли испаряется до 520 000 жидкости и выпадает обратно в виде осадков.
Мировой круговорот в природе
Значение
Почему знать гидрологический цикл и его принципы действия действительно важно? Значение круговорота воды в природе сложно недооценить, потому что он:
- является связующим звеном для всей гидросферы;
- жизненно важные вещества все время перемещаются по Земле, достигая нужных мест, питают почву, растения и микроорганизмы;
- очищает и фильтрует мировой океан;
- регулирует климат.
Нерациональное использование воды может привести к нарушению гидрологического цикла и стать причиной возникновения непоправимых последствий для всей Земли и ее жителей.
Как объяснить данное понятие детям
Круговорот воды в природе для детей объяснить несложно, используя простые понятия или преподнося все в виде сказки. Можно показать им простой схематический рисунок и рассказать в доступной форме о каждом изображенном процессе:
- Вода, которую мы пьем, употребляют также растения с животными, ведь она содержит в себе много полезных веществ;
- Вода живет в океане и реках, а также под землей;
- Солнце сильно греет океан, и он начинает сердиться. Когда вода в чайнике долго стоит на огне, она тоже сердится и выходит через носик. Так и часть жидкости в океане превращается в пар;
- В небе пар чувствует себя одиноко и сбивается в кучки. И получаются облака и тучи, которые летают над землей, гонимые ветром;
- Солнышко ночью не греет, поэтому пар перестает сердиться и снова превращается в жидкость, которая выпадает из тучи на землю, где пополняет реки, впадающие в океан;
- Все повторяется сначала.
Круговорот воды в природе
Круговорот воды в природе
Вывод
Объясняя круговорот воды в природе для детей, не стоит забывать о наглядных пособиях и использовать кипящий чайник, кубики льда и пар. Самое важное – показать, что жидкость — важный ресурс, и к ней необходимо относится бережно. В итоге, чтобы понять, усвоили дети урок или нет, стоит задать им вопрос «Что такое круговорот воды в мире?» и послушать их ответы. Если вы все хорошо объяснили, то получите правильный ответ.
Круговорот воды в природе — Википедия
Круговоро́т воды́ в приро́де (гидрологи́ческий цикл), влагооборо́т — процесс циклического перемещения воды в земной биосфере. Состоит из испарения воды, переноса паров воздушными течениями, их конденсации, выпадения в виде осадков (дождь, снег и т. д.) и переноса воды реками и другими водоёмами. Вода испаряется с поверхности суши и водоёмов (рек, озёр, водохранилищ и т. д.), однако бо́льшая часть воды испаряется с поверхности Мирового океана[1]. Круговорот воды связывает воедино все части гидросферы[2].
Первые представления о круговороте воды появились в Китае, затем в Индии, где стали использовать дождемеры — приборы для определения количества осадков, то есть там, где установили связь между осадками и стоком воды в реках. В Древней Греции, Древнем Египте, на Ближнем Востоке эта связь не осознавалась, поскольку дожди, питавшие, например, Нил, выпадали где-то в его верховьях, а использовалась вода в засушливых низовьях — в Древнем Египте. На Ближнем Востоке дожди и талые воды Тигра и Евфрата также формировались далеко в горах. В Греции распространен карст, и поэтому Аристотель (384—322 гг. до н. э.) считал, что реки образуются в подземных пустотах.
В Европе о круговороте воды узнали только 500 лет назад, и первые соображения по этому поводу высказал Леонардо да Винчи (1452—1519). В некоторых своих сочинениях он высказал мысли, которые созвучны современным научным представлениям о круговороте воды. Он указывал на значение водопроницаемых геологических пород, образующих водоносные слои в Альпах, объяснял, как происходит восполнение подземных вод и как низинные источники питаются водой. Другие учёные значительно расширили его идеи, но это произошло гораздо позже. Более полные представления о круговороте изложил в книге, изданной в 1580 году во Франции, Бернар Палисси. Он впервые указал на дождевые осадки как основной источник питания рек.
Основоположником учения о круговороте воды считают француза П. Перро (1611—1680), который более известен как строитель водопровода для Лувра — королевского дворца в Париже. Гораздо позже Эразм Дарвин (1731—1802), дед Чарльза Дарвина, объяснил механизм круговорота воды и доказал, что атмосферные осадки обеспечивают ток воды в реках и часть влаги поступает на сушу с моря. Сущность же и значение большого круговорота воды в природе впервые понял знаменитый английский астроном Эдмунд Галлей (1656—1742), дав ему название «Великое явление природы». Он первым рассчитал величину испарения с поверхности океана.
Большой вклад в изучение круговорота воды внёс российский учёный Александр Иванович Воейков (1842—1916), слова которого «реки можно рассматривать как продукт климата» стали признанным положением.
Моря теряют из-за испарения больше воды, чем получают с осадками, на суше — положение обратное. Около 84 % общего испарения происходит с поверхности океанов, а над океанами выпадает около 74 % общего количества осадков
[3]. Вода непрерывно циркулирует на земном шаре, при этом её общее количество остаётся неизменным.Три четверти поверхности земного шара покрыты водой. Водную оболочку Земли называют гидросферой. Большую её часть (97 %) составляет соленая вода морей и океанов, а меньшую — пресная вода озер, рек, ледников, грунтовые воды и водяной пар. В круговороте задействовано менее 1 % всей воды, а большая часть остальной сохраняется в виде льдов и снега[3]. Общая сумма осадков, выпадающих на поверхность Земли, примерно равна испарению — 519 тыс. км3 воды[4]. Вынос влаги, испарившейся с поверхности суши, воздушными массами в океан незначителен[1].
На земле вода существует в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Без воды невозможно существование организмов. В любом организме вода является средой, в которой происходят химические реакции, без которых не могут жить организмы. Вода является самым ценным и самым необходимым веществом для жизнедеятельности живых организмов.
Постоянный обмен влагой между гидросферой, атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процессов испарения, передвижения водяного пара в атмосфере, его конденсации в атмосфере, выпадения осадков и стока, получил название круговорота воды в природе. Атмосферные осадки частично испаряются, частично образуют временные и постоянные водоемы, частично — просачиваются в землю и образуют подземные воды[1].
Круговорот воды происходит под влиянием солнечной радиации и сил тяжести[2]. Солнце нагревает воду в океанах и морях, и она испаряется, преобразуясь в водяной пар. Параллельный процесс происходит и на суше: вода испаряется с нагретой Солнцем поверхности Земли или испаряется растениями в результате транспирации. В процессе адвекции водяной пар перемещается с воздушными массами, пока в конце концов не оказывается в зоне с низкой температурой. Это вызывает конденсацию влаги в облаках. Облака продолжают перемещаться вместе с воздухом, в то время как сконденсированные капельки воды в них перемешиваются, слипаются и растут в размерах. В итоге вода выпадает в виде осадков над сушей или океаном; при этом океан испаряет больше влаги в атмосферу, чем приобретает от осадков, а суша — наоборот, получает с осадками больше, чем с неё испаряется.
Некоторые осадки выпадают в виде снега или града, дождя со снегом, и могут накапливаться в ледяных шапках и ледниках, которые хранят замороженную воду в течение от нескольких месяцев до десятков тысяч лет. Но даже в таком виде незначительный обмен льдов с атмосферой сохраняется: действует сублимация. В то время, когда температура в зоне отложений повышается, начинается таяние, и вода активно исходит из этих источников.
Большая же часть воды возвращается из атмосферы в виде дождя. Часть выпавших осадков перехватывается листвой растений, не достигнув почвы. Попав на сушу, вода перетекает по земле в виде рек, двигаясь к океанам.
Часть из этой воды впитывается в грунт в результате инфильтрации, проникает глубоко в землю и пополняет водоносные горизонты грунтовых вод, которые также аккумулируют в себе пресную воду в течение длительного времени. Под землёй, как и на её поверхности, тоже существует движение водяных масс, и вода движется, меняя своё местоположение. Грунтовые воды обмениваются водой с поверхностью в виде родников и артезианских скважин (разгрузка грунтовых вод). Эта, а также небольшая часть впитавшейся в землю, но не достигшей уровня водоносных горизонтов воды, попадает назад в поверхностные водные объекты и океан.
Доля воды отводится из почвы, опять же, растениями.
Со временем вода возвращается в океан, чтобы продолжить круговорот.
Виды образования от разных изменений[править | править код]
Различают два вида круговоротов воды в природе[1]:
- Большой круговорот — водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан и распределяется по трем основным направлениям: одна часть идет на поверхностный сток; вторая часть просачивается в грунт (подземный сток), а третья часть испаряется в атмосферу[4].
- Малый (океанический) круговорот — вода, которая испарилась над поверхностью суши или океана, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков[4].
Кроме того, различают местный, или внутриматериковый, круговорот, при котором испарившаяся с поверхности суши вода выпадает на сушу в виде атмосферных осадков[5]. Для замкнутых межгорных котловин характерен внутренний круговорот влаги[1]. В конце концов, осадки в процессе движения опять достигают Мирового океана.
Скорость[править | править код]
Среда | Среднее время обновления |
---|---|
Океаны | 3 200 лет |
Ледники | от 5 до 10 лет |
Сезонный снежный покров | от 2 до 6 месяцев |
Почвенная корка | от 1 до 2 месяцев |
Грунтовые воды: паводоковые | от 100 до 200 лет |
Грунтовые воды: глубинные | 10 000 лет |
Озера | от 15 до 17 лет |
Реки | от 17 до 19 дней |
Атмосфера | 10 дней |
Скорость переноса различных видов воды изменяется в широких пределах, так и периоды расходов, и периоды обновления воды также разные. Они изменяются от нескольких часов до нескольких десятков тысячелетий. Атмосферная влага, которая образуется при испарении воды из океанов, морей и суши, и существует в виде облаков, обновляется в среднем через восемь дней.
Воды, входящих в состав живых организмов, восстанавливаются в течение нескольких часов. Это наиболее активная форма водообмена. Период обновления запасов воды в горных ледниках составляет около 1 600 лет, в ледниках полярных стран значительно больше — около 9 700 лет.
Полное обновление вод Мирового океана происходит примерно раз в 2 700 лет.
- ↑ 1 2 3 4 5 Круговорот воды // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 Круговорот воды // География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина.
- ↑ 1 2 Круговорот воды // Научно-технический энциклопедический словарь.
- ↑ 1 2 3 Круговорот воды // Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И. И. Дедю. 1989.
- ↑ Круговорот воды (влагооборот) в природе // Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978.
Круговорот воды в природе
Вода — это сок жизни… Так сказал всем известный Леонардо да Винчи. И здесь нет смысла спорить, потому что вода является основой для всего живого на планете. А что же такое вода? Это прозрачная жидкость, которая не имеет ни вкуса, ни запаха. Вода в чистом виде является связью двух молекул водорода и одной молекулы кислорода.
Химическая формула воды читается как Н2О. Вроде бы ничего сложного и удивительного. Но вот если копнуть глубже, то начинаешь понимать, насколько серьезна роль воды в нашем мире и зарождении жизни на планете! Одной из важных функций воды для поддержания жизни на Земле, является ее беспрерывный круговорот в природе.
Общие сведения о воде
- Вода занимает 2/3 (около 71%) площади нашей планеты. И если каждому известно, что вода есть в море, в озерах и реках, то такой интересный факт, который говорит о том, что человеческое тело на целых 70% состоит из воды, известен немногим. Человеку для нормальной жизнедеятельности ежедневно нужно употреблять около 3 литров воды. А при условии потери более 7 % жидкости организм начинает погибать.
- Вода является отличным растворителем за счет того, что молекулы воды имеют очень высокую полярность. Поэтому если вода контактирует с какими веществами, то они обязательно растворятся в ней. Исключением являются минеральные соединения, а также жиры.
- Идеально очищенная или как ее еще называют — дистиллированная вода — то есть вода, из состава которой были удалены все примеси солей, не проводит электрического тока. Но необходимо отметить, что исходя из предыдущего пункта, в природе при естественных условиях такая вода не существует. Воду искусственно дистиллируют.
- Вода может пребывать в трех агрегатных состояниях: «жидком» — вода, «твердом» — лед, «газообразном» — водяной пар.
Круговорот воды в природе
Вода никуда не исчезает с планеты, а осуществляет непрерывный круговорот в природе. Приведем простейший пример: поливаете вы дерево из ведра. Казалось бы, что когда вода в ведре заканчивается, то ее просто нет уже. Но все не так просто. Вода закончилась в ведре, но она ведь оказалась в земле. И теперь, когда дерево «напьется», эта самая вода, которая была использована для полива, испариться с листочков дерева и поднимется к небесам, но только уже в другом состоянии. Если выразиться более научным языком, то круговоротом воды в природе является постоянное и непрерывное перемещение водных масс в, которое происходит под воздействием силы тяжести и энергии Солнца (то есть тепла).
Благодаря круговороту воды на планете происходит беспрерывное обновление водных масс. Обновление вод происходит в любой из частей географических оболочек. Процесс этот постепенный и довольно продолжительный. К примеру, для того чтобы полностью обновилась вода Мирового океана понадобиться около 3 тысячи лет. Антарктические ледники обновляют свои водные массы вообще десятки миллионов лет. А вот пары облаков меняют воду в своем составе всего за одну неделю, а вода в живых организмах (и людей в том числе) полностью обновляется уже за несколько часов.
Такой феномен, как круговорот водных масс в природе состоит из испарения вод с поверхностей морей, озер, рек и сухих территорий планеты. Испаренная вода при помощи воздушных потоков стремится вверх, превращаясь в пар. За счет того, что на высоте, там где находятся облака, температура существенно ниже, чем у поверхности земли, происходит конденсация паров, то есть пар превращается обратно в воду, такую воду, которую мы встречаем чаще всего — жидкую. И вновь вода попадает на землю в виде дождя или снега.
Львиная доля так называемого «поставщика» влаги в атмосферу земли приходится на океан. Благодаря энергии солнца вода в океане прогревается и за счет этого испаряется. Примечателен тот факт, что вода в океане хоть и является соленой, но все таки испаряется она в виде пресных парообразных масс. Если взять все количество испарений с поверхности земли, то на океан придется более 85%. Оставшиеся 15% испаряются уже с суши, за счет «дыхания» растений и животных, а также испарений воды с рек, озер, болот и грунтовых вод.
Вот так за счет постоянного движения водных масс на земле происходит круговорот воды. То есть вода испаряется с поверхности океана, затем выпадает на сушу в виде твердых или жидких осадков, просачивается в землю, встречается на своем пути с грунтовыми водами, которые так или иначе найдут выход к Мировому океана, а океан вновь отдаст воду в атмосферу. Этот цикл бесконечен и чрезвычайно важен для всего живого.
Схемы круговорота воды в природе
Представляем вашему вниманию несколько схем-рисунков с иллюстрацией круговорота воды в природе. Для отображения схемы в полном размере, кликнете по ней левой кнопкой мышки.
Значение воды в природе
Об этом можно сказать очень коротко: вода в природе имеет огромное значение! Она стала первоисточником жизни на нашей планете. Без воздуха на Земле жизнь возможна (анаэробные организмы), а вот без воды нет. Вода — это основа всего живого. Научно доказано, что даже межпланетные кометы в своем составе имеют воду. Бедуины говорили: «Вода дороже золота». И они были правы, потому что странствующему путнику без воды не обойтись и трех дней. И если водные запасы иссякнут, то смерти не миновать. Какое уж тут золото?!
Агрегатные состояния воды в природе
Вода является уникальным и единственным веществом, которое может в природе находиться в трех различных состояниях: в виде жидкости, в виде пара и в виде льда. Ни одно вещество на планете, на такое больше не способно! За счет того, что вода постоянно меняет свое агрегатное состояние и происходит ее круговорот в природе.
Свойства воды в природе
Вода уникальна. Вот несколько фактов, которые это доказывают:
1. В момент перехода воды из жидкого состояния в твердое, иными словами при замерзании, она уменьшает свою плотность, хотя все остальные вещества в мире замерзая ее увеличивают. За счет этого лед поднимается на поверхность и схватывается ледяной коркой, которая не пропускает воздух, что дает возможность даже при чрезвычайно низких температурах сохранить тепло в воде, которая находится подо льдом. Поэтому живые организмы не погибают. Представьте, что было бы, если вода вела себя по другому: все живые организмы, обитающие в толщах вод морей, озер и океанов, в мороз бы уже все погибли.
2. Значение поверхностного натяжения у воды гораздо выше, чем у какого либо другого вещества, что влияет на образование капель дождя. А это, несомненно, оказывает огромное влияние на круговорот воды в природе.
3. Вода имеет самую высокую температуру кипения среди всех остальных жидких веществ в природе. Это замедляет процессы испарения, что дает возможность меньшей потери влаги.
Видео: Круговорот воды в природе
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
что это такое, описание процесса
Кругооборот воды в природе – это сложный процесс, при котором происходит видоизменение физического состояния воды и ее циркулирование между различными экосистемами. Каждый год с поверхности Земли испаряется вода в количестве, равная кубу, каждая грань которого составляет 80 км. Затем в виде снега и дождя она возвращается на поверхность планеты. Благодаря этому развивается жизнь на Земле.
Особенности кругооборота
Большая часть всех запасов воды Земли находится в океанах, поэтому 97,5% водных запасов нашей планеты – это соленая жидкость. Оставшаяся часть – это пресная вода, и распределена она следующим образом:
- Ледники и постоянные снежные покровы – 68,9%.
- Грунтовые воды (влага почвы, болото, вечная мерзлота) – 30,8%.
- Озера и реки – 0,3%
Круговорот воды в природе являет собой процесс, при котором между океаном, сушей, литосферой и атмосферой происходит постоянный водообмен. В ходе этого обмена вода пребывает то в жидком, то в твердом, то в парообразном виде. Она не только движется, но и несет с собой огромное количество полезных элементов, без которых жизни на Земле попросту б не было.
Вода постоянно перемещается по планете, при этом количество жидкости за миллионы лет не изменилось, хотя и трансформировалось. В прежние времена вода в виде жидкости была в значительно меньшем количестве, чем сейчас, поскольку основные её запасы сосредоточивались в ледниках. Поэтому 20 тыс. лет назад можно было без труда попасть по суше из Аляски в Азию или из Франции в Великобританию.



Как происходит кругооборот
Оборот воды проходит очень активно. В течение суток на нашу планету выпадает 306 млрд. литров жидкости, и такое же количество возвращается в атмосферу.
Основные пункты кругооборота выглядят следующим образом:
- С поверхности водоемов (морей, океанов, озер и рек) вода испаряется, конденсируется, собирается в облака и выпадает в форме осадков.
- Испаряясь с растений, вода проходит те же стадии – испарения (транспирация), конденсацию, выпадение на землю.
- Процесс испарения с ледников называется сублимацией (переход из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости).
- Осадки, которые выпали в горах, а также таяние снега и льда, приводят к образованию горных потоков, которые стекают на поверхность, насыщая водой различные водоемы и землю.
- Грунтовые воды могут насыщать водой все наземные источники воды и растения. Пополняются грунтовые воды в процессе инфильтрации (проникновение в почву) и перколяции (протекание жидкости через пористую поверхность) воды.
Движущей силой кругооборота является энергия Солнца, которая нагревает океан и другие водные поверхности. Это приводит к испарению воды, которая превращается в газообразную форму и уходит в атмосферу в виде пара.
Через некоторое время пар в атмосфере конденсируется в облака, а затем снова возвращается на землю в виде осадков – дождя, снега или града. Когда осадки достигают земной поверхности, они могут снова перейти в форму пара, перемещаться в форме водного течения по поверхности планеты или впитаться землей (перколяция).
В земных экосистемах капли дождя, прежде чем достигнут грунта, в первую очередь ударяются о листья деревьев, кустарников или травы. Какая-то часть воды сразу же испаряется с поверхности растений, не достигнув земли. Остальная часть жидкости впитывается грунтом, – и большая ее часть уходит под землю.
Как правило, вода начинает двигаться по поверхности земли только в том случае, если грунт насыщен водой. Это бывает, когда осадки дождя очень сильные или поверхность не в состоянии впитывать воду. Такой поверхностью могут быть камни в натуральной экосистеме или асфальт и цемент в среде города или населенного пункта.
За сколько времени происходит кругооборот
Движение воды в природе происходит с разной скоростью. Поверхностная движется очень быстро, тогда как в глубине океанов, под землей и в форме льда проходит кругооборот чрезвычайно медленно. Время движения воды в главных водных резервуарах планеты выглядит следующим образом:
- Водообмен живых организмов – 1 неделя.
- Атмосфера – 1,5 недели.
- Реки – 2 недели.
- Влага в грунте – от 2 недель до 1 года.
- Болотная вода – от 1 до 10 лет.
- Озера и водоемы – 10 лет.
- Океаны и моря – 4 тыс. лет.
- Подземные воды – от 2 нед. до 10 тыс. лет.
- Ледники и вечная мерзлота – от 1 тыс. до 10 тыс. лет
В верхних слоях грунта корни частично всасывают воду для потребностей растений, которые используют молекулы воды в процессе обмена веществ. Вода, находящаяся в тканях растений, в дальнейшем может перемещаться в организм животных, которые их поедают. Несмотря на это, большая часть воды, поступающая в растения через корневую систему, возвращается в процессе транспирации. Этот термин биологии означает поступление воды из грунта в корни, перемещение по системе каналов растения, образованных из омертвевших клеток и испарение через поры в листьях (стомы).
Если вода не поступает в растения через корневую систему, она проникает в органические и минеральные слои почвы, образуя грунтовые воды, которые расположены между частицами песка, гравия, трещин в камнях.
Это очень важная часть запасов пресной жидкости. Грунтовые воды медленно передвигаются через поры земли и расщелины и в итоге обычно попадают в ручей, реку или озеро. При этом грунтовая вода снова становится поверхностной.
Некоторая часть грунтовых вод может оставаться очень глубоко в минеральных слоях почвы и пребывать там тысячелетия. Резервуары грунтовой воды (аквиферы, водоносный горизонт) – это источник питьевой воды, который поступает в распоряжение людей через колодцы. В наши дни вода в колодцах зачастую используется гораздо быстрее, чем происходит ее пополнение из аквиферов.



Почему вода необходима
Вода играет важную роль в жизни нашей планеты с первых дней своего появления на Земле. Поначалу наша планета являла собой раскаленный шар. Но постепенно в её атмосферу изнутри Земли стали проникать газы, в т.ч. и водяной пар. Это привело к охлаждению земной коры и способствовало развитию жизни, поскольку вода – исключительно важное вещество для всех живых существ. Например, тело человека больше чем наполовину состоит из воды, и если посмотреть на клетки организма под микроскопом, можно увидеть, что больше чем на 70% они состоят из воды. Поэтому люди, как и все наземные организмы, нуждаются в постоянном и бесперебойном снабжении пресной водой для выживания.
Недостаток пресной воды может иметь самые серьезные последствия для различных экосистем нашей планеты. Поэтому люди постоянно изобретают новые технологии, направленные на увеличение эффективности применения водных ресурсов. К ним относятся рытье колодцев для использования грунтовых вод, сбор дождя в коллекторах, удаление соли из соленой воды, чтобы получать пресную воду из океанов и морей. Несмотря на эти достижения, чистая, безопасная для здоровья жидкость далеко не всегда доступна во многих частях земного шара.
Кругооборот воды важен как сам по себе, так и является движущей силой для других видов кругооборота. Например, осадки и поверхностное течение воды играют огромную роль в цикле различных элементов. К ним относятся углерод, азот, фосфор и сера. Течение поверхностных вод помогает перемещению элементов из земных (террестриальных) экосистем в водные (акватические). Кругооборот воды является составляющей различных биогеохимических циклов. Так называют процессы, во время которых происходит многоразовое участие различных элементов в процессах, что происходят в гидросфере, атмосфере, литосфере и биосфере.
План-конспект урока окружающего мира «Вода-путешественница. Круговорот воды в природе»
БЕЗ ВКУСА
СВОЙСТВА БЕЗ ЗАПАХА
ВОДЫ: ПРОЗРАЧНАЯ
БЕСЦВЕТНАЯ
ТЕКУЧЕСТЬ
ИСПАРЯЕМОСТЬ
РАСТВОРИТЕЛЬ
ЖИДКОЕ
СОСТОЯНИЯ ТВЕРДОЕ
ВОДЫ
ГАЗООБРАЗНОЕ
ВОДА
ИСПАРЕНИЕ ( ПАР )
КОНДЕНСАЦИЯ
(ПЕРЕХОД ИЗ ГАЗООБРАЗНОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИДКОЕ)
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Открытый урок
по окружающему миру
Тема: «Вода – путешественница. Круговорот воды в природе»
Составила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 37
Лапина А.А.
г. Братск
Цели урока: формировать понятие о круговороте воды в природе; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы.
Ход урока
Организационный момент
Повторение изученного
— Вспомните, на какие части мы делим природу? (живая, неживая)
— Что относится к неживой природе? (воздух, вода, звезды, горы и т.д.)
— Что относится к живой природе? (люди, растения, животные)
— О чем же мы будем говорить на уроке, вы мне ответите , отгадав загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
_ Люди говорят:»Там, где есть вода, есть жизнь». Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные. А почему встречаются растения в горах, на лугах, пустынях, в местах далеких от водоемов?
(высказывания детей: — потому что растения растут везде.
— В земле есть вода.
-Откуда в земле вода?
— Из глубин Земли.
— Ты, что, там же высокая температура. Там
Ядро. Там все расплавлено.
— От дождей.)
_ Действительно, мы видим, по всей Земле растут растения. Значит есть вода. Как вода оказывается в разных районах? Это мы должны узнать.
— Прочитайте тему урока. (Вода – путешественница)
— Как вы понимаете слово «путешественница»?
— Можно ли отнести это слово к воде и почему?
— Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом Капля-Капитошка.
Проверка домашнего задания
— Но прежде ответьте на несколько вопросов.
— На предыдущих урока и дома мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода-волшебница, Перечислите их. (учитель постепенно открывает таблицу, а дети называют свойства воды)
На доске схема:
Свойства воды: без вкуса
Без запаха
Прозрачная
Бесцветная
Текучесть
Испаряемость
Растворитель
-Вода о себе говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
— Как вы это понимаете? (вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном)
На доске схема:
Состояния воды: жидкое
Твердое
газообразное
— Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги)
— Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)
— Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, океаны, озера, ручьи ит.д.)
— Составьте схему перехода воды из одного состояния в другое. Укажите, при каких условиях это происходит. (работа в группах. Используется набор карточек:
Нагревание охлаждение водяной пар
Жидкая вода лед, снег
— Проверяем:
1 вариант: водяной пар жидкая вода лед, снег
Нагрев. Охлажден.
2 вариант: жидкая вода водяной пар лед, снег
Нагрев. Охлажден.
Путешествие воды
— Сейчас мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет о своих путешествиях.
— У вас на парте текст «Рассказ Капитошки», найдите его.
— Я от лица Капитошки начну читать историю путешествия, а вы внимательно слушайте.
Рассказ Капитошки.
Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.
Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.
Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу.
И приземлился я в речку, и снова встретился со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.
Рассказ Капитошки.
Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.
—О чем сейчас рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? (вода испарилась)
Схема: Вода
Испарение (пар)
Конденсация
Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.
— Какой процесс описывает Капитошка? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли)
— Во что они превращаются зимой? (в льдинки)
— Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется КОНДЕНСАЦИЕЙ.
Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали
падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу.
— В виде чего, выпала на землю капля? (в виде осадков)
И приземлился я в речку, и снова встретился со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.
— Воспроизведите последовательность путешествия капли.(Испарение, конденсация, осадки и снова испарение.) Как помощь можете использовать ТЕКСТ №3.
— Что ВЫ ЗАМЕТИЛИ? Как происходит путешествие капли? (по кругу)
Защита рисунков «Путешествие Капитошки»
— Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Вывешивается схема «Круговорота воды»
-Как вы думаете круговорот воды в природе прерывается? (Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.)
— Как вы думаете, что было бы в природе Земли без круговорота воды? Опишите такую Землю и обоснуйте свою точку зрения.
— Перед вами текст № 2. Подтвердите, что круговорот воды в природе важен.
Текст №2
Круговорот воды в природе.
Круговорот воды в природе происходит постоянно: день за днем, год за годом, столетие за столетием. Мы пьем воду, которую пили динозавры, дышим воздухом, которым дышали мамонты.
Почва получает воду из атмосферы и передает рекам, животным и растениям. Почва способна долго сохранять воду, поэтому растения, растущие на ней, не гибнут. Если вода окажется недалеко от корня растения, он втянет ее в себя, пропустит по сосудам до листьев, а может, и до плодов. По «дороге» растение отберет из воды все необходимые ему вещества. Растения получают воду из почвы, животные или пьют воду из рек и озер, или поедают растения,
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Под землей могут образовываться реки и целые озера. Проходя через грунт, вода очищается, поэтому она считается самой хорошей и чистой питьевой водой. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
Круговорот воды создает на земле реки, озера, вообще все водоемы. Вместе с водой появляются растения. А с речкой и растениями безжизненный рельеф превращается в ландшафт. Из под земли вода попадает в реки и пополняет их влагой в любое время года.
4. Итог урока
— Еще раз прочитайте тему урока. (Вода – путешественница. Круговорот воды в природе.)
— Докажите, что вода – действительно путешественница.(Вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде осадков – дождя и снега, возвращается на землю.)
ВОДЯНОЙ ПАР
ЖИДКАЯ ВОДА
ЛЕД, СНЕГ
НАГРЕВАНИЕ
ОХЛАЖДЕНИЕ
ТЕКСТ № 3
Календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему: Круговорот воды в природе
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №1161
Конспект
Открытого занятия по ИЗО в детском саду
Старшая группа
Тема: «Зимушка — зима»
Провела: воспитатель старшей группы
Матвеева Александра Михайловна
2018 год
Конспект открытого занятия по ИЗО в детском саду «Зимушка – зима». Старшая группа
Цель:
— Продолжать формировать представление детей о пейзаже
— Учить детей выполнять работу на одну и ту же тему в различных вариантах – используя разные технические приёмы
— Знакомить с техникой «насыпка», используя клей и манную крупу.
— Продолжать учить передавать в рисунке перспективу – линия горизонта, высокие, большие деревья на переднем плане, маленькие на заднем
— Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть, замечать необычное в обычном
Оборудование:
— Альбомные листы, предварительно тонированные в тёмные цвета (или листы черного картона)
— клей обойный + ПВА, разведённый до консистенции сметаны
— кисти клеевые
— манка сухая + цветной блеск декоративный
— работы детей с предыдущих занятий, выполненные в различных техниках изображения.
— три мольберта с работами детей, выполненные в разных техниках
Ход занятия:
- Организационный момент
Дети на ковре, в кругу. Звучит аудиозапись динамической паузы «Мороз», дети выполняют движения, сопровождая их текстом.
Затем загадываем загадки,
Воспитатель:
Ни ведерка, ни кисти, ни рук,
а побелит все крыши вокруг
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
Правильно, ребята, это зима!!!Мы с вами уже несколько раз рисовали зимние пейзажи в разных техниках. А кто мне скажет – что такое «пейзаж»? Расскажите, как мы его рисовали вот на этих рисунках, а на этих? В группе три мольберта – на одном рисунки детей с зимним пейзажем, выполненные пластилином, на другом в технике «граттаж», на третьем – белой гуашью на тёмном фоне, с применением кусочка губки «тычок». И просто иллюстрации зимнего пейзажа.
Зимой бывает очень красиво!!! Особенно, когда все деревья покрыты изморозью, инеем. Многие поэты воспели красоту зимы в своих стихах. Вот, послушайте стихотворение С. Есенина, которое приготовила нам Вероника:
БЕРЕЗА
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Сегодня мы ещё раз с вами нарисуем зимний пейзаж. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места.
Ребята, а вы любите манную кашу? А я предлагаю вам сегодня нарисовать зимний пейзаж именно, манной кашей!!! Не самой кашей, конечно, а манной крупой! Ведь манка удивительным образом похожа на крупинки снега! Ведь недаром в народе говорят – «манна небесная сыпется», а на снег говорят — «крупа» Я добавила в манную крупу чуть – чуть разноцветного блеска – ведь снег так красиво искрится, что бы работы у нас получились просто волшебные!
Сам пейзаж мы будем рисовать клеем — обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем всю картинку – /воспитатель рисует на мольберте, сопровождая свой рисунок объяснением/ линию горизонта, стволы деревьев – сверху вниз, на переднем плане деревья большие, высокие, вдалеке маленькие, кроны деревьев, можно добавить ёлочки, сугробы, дорожки, падающий снег. Рисовать нужно быстро – что бы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей – крупинки манки с блёстками останутся на листе именно там, где был клей. лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Наш зимний пейзаж готов!
2.Физминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(Наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)
– Молодцы! Присаживайтесь!
3. Практическая часть
А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, что рисовать нужно быстро, что бы клей не успел высохнуть. Вспоминайте – как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте «снег» Готовые работы мы поместим на доске. Посмотрите – как сказочно получилось! Снег на наших зимних пейзажах искрится и переливается – как настоящий!!! Я думаю – что самое время сюда позвать Зимушку – Зиму – пусть и она полюбуется нашими пейзажами. Давайте громко позовём – Зимушка – Зима!!! Приходи!!!
В группу входит «Зима»
— Здравствуйте, ребята! Вы меня звали?
Воспиталь: Да, Зимушка – зима, звали! Наши ребята научились рисовать замечательные зимние пейзажи, и мы хотим их тебе показать – посмотри!
Зимушка: – Как красиво!!! Ребята, какие вы молодцы! /рассматривает детские работы/ Мне очень нравится! А это вы как рисовали? А это чем? А мои художники – морозы только на стекле умеют рисовать… А вы, такие молодцы! Мне очень понравились и работы пластилином, и в технике граттаж, и белой гуашью, а работы, выполненные манкой – такие красивые, настоящие! и «снег» на них никогда не растает!!! Думаю мне нужно вас угостить!!! Вот тут у меня есть волшебный снежок, а в нём для вас леденцы!!! Угощайтесь! До новых встреч!
Зимушка уходит.
На этом наше занятие заканчивается.