Лексическая сочетаемость соблюдать бюджет – Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их. Наладить производство, наладить контроль, наладить выпуск продукции, наладить сотрудничество; Назначить встречу, назначить репетицию…

4. Стандартизация лексической сочетаемости:

контроль возлагается

сделка заключается

платеж производится

счет выставляется(или оплачивается)

право предоставляется

5. Стандартизация синтаксических единиц (предложения, словосочета-ния), которые не составляются, а как формула воспроизводятся в тексте документа, закрепляющего соответствующую ситуацию социально-правовых отношений:

в установленном порядке;

в соответствии с принятой договоренностью;

в порядке оказания технической помощи;

в случае невыполнения долговых обязательств.

Договор вступает в силу со дня его назначения. Права квартиросъемщика определяются действующим законодательством. Жалобы подаются в установленном законом порядке. Отгрузка производится автотранспортом.

6. Развитие собственно канцелярских значений в словосочетаниях:

эти правила – настоящие правила;

сегодняшние расценки – действующие расценки;

адекватные меры – надлежащие меры;

бережное отношение – надлежащее отношение;

достаточную компенсацию –соответствующую компенсацию;

в законном порядке – в установленном порядке.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие черты официально-делового стиля являются основными и как они проявляются?

2. Какие языковые средства, характерные для научного стиля, используются в официально-деловом стиле?

3. Назовите основные особенности официально-делового стиля, проиллюстрируйте примерами.

Рекомендуемая литература

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Камаева. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005.

2. Колтунова, М. В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. для вузов / М. В. Колтунова, А. И. Дунев, М. Я. Дымарский и др.

// под ред. В. Д. Черняк. – М.,: Изд-во «Высшая школа» – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

Задания

1. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

Возместить ущерб, возместить кредит; возместить предмет аренды; соблюдать правила, соблюдать законы; погашать ссуду, погашать кредит, погашать задолженность; представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги.

2. Проанализируйте данные словосочетания и укажите на разницу в значении паронимов:

типичный – типовой

              1. Типичный восточный город. Типичный ученый. Типичный случай.

2. Типичный персонаж. Типичный образ.

3. Типовой бланк. Типовая модель. Типовой договор.

статус – статут

  1. Иметь высокий статус.

  2. Уважать статус.

  3. Иметь статус научного работника.

  4. Принять университетский статут.

исполнительный – исполнительский

  1. Исполнительная власть, комиссия.

  2. Исполнительный служащий.

  3. Исполнительская дисциплина.

3. Учитывая разницу в значении приведенных пар слов, составьте с ними словосочетания.

Гарантийный — гарантированный, адресат – адресант, жилищный – жилой, экономичный – экономический, практичный – практический, предоставить – представить, освоить – усвоить.

4. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1) Решение было принято без (согласованности – согласования) с общественностью. 2) Проект получил (признание – признательность). 3) (Командировочный – командированный) в Пензу сотрудник должен подготовить отчет о командировке. 4) На общем собрании сотрудников был принят (статус – статут) университета. 5) Все рабочие цеха (усвоили – освоили) новую технологию. 6) На предприятии резко снизилась (исполнительная – исполнительская) дисциплина. 7) Гарантийный отпуск сотруднику не был (предоставлен – представлен).

виды лексической сочетаемости слов ???

Можно выделить четыре типа сочетаемости: 1) семантическую (смысловую), 2)грамматическую, 3) стилистическую, 4) лексическую.

Лексическая сочетаемость слова — это его способность вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса, а только с некоторыми. Так, существует класс слов, объединяемых общим значением ‘множество, совокупность’: стадо, табун, стая, рой, косяк, отара и т. п. Если надо обозначить множество каких-нибудь животных, мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов. Мы говорим: стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк рыбы (но не «стая рыб», «стадо пчел», «рой лошадей»). Лексическая сочетаемость — закон языка, соблюдение ее обязательно. Это одно из важных условий стилистической грамотности. Однако нарушения лексической сочетаемости в журналистской практике, вообще в речи, к сожалению, довольно часты. Распространенные ошибки: «повысить кругозор» (вместо расширить), «беседа прочитана» (вместо проведена’, беседа проведена, доклад прочитан), «большинство времени» (вместо большая часть времени): «Большинство времени заседания аграрии высказывали свое возмущение бюджетом» (Из газет). Но было бы глубоким заблуждением видеть в нарушении лексической сочетаемости только источник ошибок. Хотя лексическая сочетаемость — закон языка и ее соблюдение обязательно, однако отступления от традиционно принятой сочетаемости могут быть и осознанным приемом выразительности. Неожиданное сочетание традиционно несоединяемых слов — весьма действенный прием экспрессии, если это соединение влечет за собой новый оттенок смысла, образность, действенность. Обновление лексической сочетаемости широко используется и в публицистике, в газете: «Как власти натянули явку до 30%, сказать сложно. Но запланированное чудо произошло» (Из газет). «Уже глубоким юношей, семь лет назад он принес в клуб свои поздние стихи, тем не менее они увидели свет» (Из газет). Необычное словосочетание «глубокий юноша» удачно, шутливо и иронично. Избирательность языка в словесных сочетаниях порождает идиоматичность, национальную самобытность и выразительность. <a rel=»nofollow» href=»<a rel=»nofollow» href=»http://www.konspektov.net/question/2090230

Задание 26. Прокомментируйте ошибки, допущенные в выражениях. — МегаЛекции

Хронометраж времени, криминальное преступление, свободная вакансия, памятный сувенир, ошибочное заблуждение, габаритные размеры, повторяющийся рецидив, прогул без уважительной причины.

 

Задание 27. Раскройте скобки и выберите правильный вариант из паронимов.

 

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем – предоставляем).

2. Прошу (оплатить – заплатить – проплатить) мне расходы по командировке.

3. Фирма строит печи с (гарантийной – гарантированной) теплоотдачей.

4. (Командированные – командировочные) должны зарегистрировать свои документы.

5. Совет директоров потребовал (гарантийных – гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков.

6. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономичными – экономическими) методами.

 

Задание 28. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях и исправьте их:

 

– играть роль, играть значение;

– разрешить ситуацию, разрешить вопрос, решить задачу;

– представлять интересы, представлять фирму, представлять итоги;

– рассмотреть вопрос, рассмотреть дело, рассмотреть случай;

– погашать кредит, погашать задолженность, погашать ссуду;

– внести предложение, внести вопрос, внести резолюцию;

– соблюдать правила, соблюдать бюджет, соблюдать законы;

– возместить ущерб, возместить кредит, возместить предмет аренды.

Задание 29. Выберите высказывание без нарушения лексических норм.

1.

1. Я уже два раза была на этом вернисаже.

2. Славу Николаю Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова.

3. Резюмируя, выступающий кратко обобщает: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу фирму.

4. После слияния компания станет самой большой в мире.

2.

1. У него хорошая кардиограмма сердца.

2. Гайто Газданов эмигрировал за границу в начале 20-х годов ХХ века.

3. Лейтмотив этого произведения не вызывает сомнений.

4. Она недавно женилась.



3.

1. Фигурист получил за технику исполнения оценки, почти равные с победителем.

2. Большим достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык.

3. Эта газета представляет собой интересы крупного капитала.

4. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

Задание 30. Вспомните орфографические и пунктуационные нормы.

Текст 3

Болезнь языка

Наш язык боле…т. Об этом с тревогой пишут сегодня и учёные и социологи и педагоги и журналисты. Бурная против…речивая обществе(н,нн)ая жизнь отр…зилась и на состоянии языка. Его наполнили арготизмы элементы уголовного жаргона варваризмы (не)уклюжие похожие на протезы заимствования. Конечно язык что(бы) оставаться средством общения должен постоя(н,нн)о р…звиваться и появление новых слов расширение семантических полей это естестве(н,нн)ый проце(с,сс). Плохо другое. Плохо когда этот естестве(н,нн)ый проце(с,сс) оборач(е,и)вается разрушением.

Представ(-,ь)те себе реку в которую завод сл(е,и)вает отходы производства. Количество этих отходов строго реглам…нтируется спец…альным контрольным ведомством оно строго следит (за)тем что(бы) загрязнение (не)превышало допустимые пр(е,и)делы в противном случае может произойти эк…логическая к…т…строфа.

Но в один прекрасный день это ведомство распустили больше (не)запреще(н,нн)о загрязнять реку вредными веществами да и кто сказал что они вредные теперь это «сопутствующие основному производству продукты». Лей эти «продукты» сколько душа пожелает. Чем окончит(-,ь)ся такая безответственность? Гибелью реки!

Понимаю что всякое в том числе и это сравнение хромает дескать река это тебе (не)язык… Но ведь язык как и река представляет собою сложную (много)уровневую систему где каждый элемент выполняет определе(н,нн)ую функцию занимает определе(н,нн)ое место.

Систему ра…рушает хаос. Так например всякому человеку понятна разница между словами «мужчина», «мужик», «чувак». Но если в совреме(н,нн)ом языке эти слова нач…нают активно функц…онировать звучат в печати их говорят герои (теле)фильмов тогда они нач…нают во…приниматься как (равно)правные синонимы то есть всё равно как назвать человека: «мужик» или «чувак». А вот это и есть разрушение согласова(н,нн)ых языковых отношений: ваше речевое действие уже (не)возможно ад…кватно понять и правильно оценить. Вы (на)пример хотите искре(н,нн)е попр(е,и)ветствовать человека а он ваше обращение во…принимает как оскорбительный выпад. Язык т…ряет надежность и универсальность средства общения и начинает функц…онировать со сбоями как компьютерная програ(м,мм)а заражё(н,нн)ая вирусом (По А. Корнилову).

Текст 4

Я р…з…скиваю книгу которая называется «Национальные образы мира». Ее написал (н…) кто иной как извес…ный культуролог Георгий Гачев. Пред…стория этой книги такова еще 40 лет назад Гачев стал изучать м…нт…литет этносов населяющих (С,с)еверную (Е,е)вразию.

(Не) без…нтересно было бы прочитать и книгу «(У,у)правление финансами» в которой автор пред…гает предпр…н…мателям во избежани… банкротства предприятия сократить продолжительность ком…ерческого ц(и,ы)кла, наладить работу дил…ерской сети и (во) обще искать выход из кризиса (за) счет рес…урсов производства. Кажется она вышла в издательстве «(П,п)росв…щение».

Писатель А. Битов говорит: «Слово кар…ера раньше считалось (не)приличным. Я имею (в)виду что слова кар…ера, час…ник, д…с…идент имели «отрицательный» оттенок. Сейчас все изменилось но для меня слово кар…ера (по)прежнему имеет (то) же значение, я отношусь к нему (так) же как и раньше».

 

ТЕСТОВЫЙ ТРЕНИНГ


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

УРОК 2_Лексическая сочетаемость: litwrite — LiveJournal

УРОК 2_Лексическая сочетаемость


Семантика — смысловая сторона языковых единиц

Семантическая несочетаемость слов — несочетаемость слов по смыслу.

Нельзя сказать: фиолетовый апельсин, стеклянный суп, ехать пешком, оглянуться вперед, прислониться к ветру.
Можно сказать «круглый год», но не «круглый месяц» или «глубокая ночь» но не «глубокий день».

Ограничения семантической сочетаемости
не распространяются на переносное словоупотребление: черные мысли, годы летят, щёки горят.

1. Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняется употреблением их в особых значениях.

Рассмотрим, к примеру, слово «круглый».
Основное значение: «напоминающий форму круга, кольца, шара»
В этом значении слово свободно сочетается со словами соответствующей тематической группы: стол, коробка, башня, луна, лицо…

Второе значение
: «весь, целый, без перерыва (во времени)»
В этом значении слово сочетается только со словами «год» и «сутки».

2. Ограничения лексической сочетаемости также может объясняться тем, что слово закреплено за устойчивым выражением.
Нр, «бархатный сезон» (осенние месяцы — сентябрь, октябрь — на юге).
Но нельзя сказать: «бархатная осень», к примеру.

Контаминация — объединение похожих словосочетаний.

Неправильно: «удовлетворять современным потребностям»
Правильно: «удовлетворять требования » и «отвечать потребностям»

Неправильно: «завершить обязательства»
Правильно: «завершить план» и «выполнить обязательства»

Упр.1   

Исправьте ошибки
(Если некоторые предложения вызывают сложности, можно выполнить сначала Упр. 2)


1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
8. Контрольную работу нам предложили написать устно.
9. В конце романа Павел Власов — это уже закоренелый революционер.
10. Это не играет никакого значения.
11. Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
12. Учащиеся сегодня работали как самые отъявленные отличники.
13. В нашем классе надвигались радостные события.
14. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях артистов.
15. В кружок пришли ребята, удрученные опытом.

(И еще одно упр. на закрепление. Это уже от меня, не из учебника, так что проверяйте на ошибки, на всякий случай.  Тип упражнения очень популярный в учебниках анг.яз. и, кстати, выполнять его приятно (правда, не на компе, а на бумаге, где просто обводишь в кружок правильный ответ :)) и полезно. После выполнения, рекомендуется еще проговорить вслух все правильные словосочетания )

Упр.2    Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)

1. КРУГЛЫЙ год \ месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина
6. УДОВЛЕТВОРЯТЬ требования \ потребности
7. ОТЪЯВЛЕННЫЙ негодяй \ курильщик
8. ЗАКОРЕНЕЛЫЙ друг \ преступник

9. склонить \ преклонить ГОЛОВУ
10. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
11. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ
12. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ
13. завершить \ выполнить ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
14. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ
15. уделить \ придавать ВНИМАНИЕ

Лексические нормы

Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию. Нельзя не согласиться с А. Франсом, который сказал: «Нет магии сильней, чем магия слов».

Нормы лексики — это правильный выбор слова и уместность применения слова в общественном значении, с учетом стилистической окраски, сочетаемости с другими словами. Нарушение хотя бы одного из этих критериев может привести к речевым ошибкам.

Непонимание значения слова Употребление слова в несвойственном ему значении

Такие ошибки встречаются как в устной речи, так и в письменной. Особенно неприятно видеть их на страницах газет, журналов, книг.

Например, не следует путать глаголы ошвартоваться (стать у причала) и отшвартоваться (отойти от причала), наречия ничком (вниз лицом) и навзничь (вверх лицом), существительные эмигрант (человек, выехавший в чужую страну) и иммигрант (человек, поселившийся в чужой стране).

Неразличение конкретной и отвлеченной лексики

Такие ошибки встречаются в школьных сочинениях.

Дворянство числом в двести человек вышли ему навстречу.

Дворянство — в феодальном и, позднее, капиталистическом обществе: привилегированный господствующий класс (из помещиков и выслуживающихся чиновников).

В данном предложении нужно употребить слово дворяне (дворянин — «лицо, принадлежащее к дворянству»), так как не сам класс, а только его представители встречали гостя.

Лексическая сочетаемость

При употреблении слов в речи необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости, т.е. их способности соединяться друг с другом. Так слова смелый, храбрый, отважный, мужественный сочетаются со словом человек, но со словом мысли слово храбрый не сочетается.

Примеры нарушения лексической сочетаемости нередко встречаются в печати:

«Большинство времени» — слово большинство сочетается со словами, обозначающими предметы, которые поддаются счету: большинство писателей, большинство голосов; а также: большинство населения, или группы, поскольку в собирательном значении заключено понятие о каком-то количестве однородных единичных предметов; этому условию не удовлетворяет слово время, поэтому следует сказать: большая часть времени.

«Увеличение уровня благосостояния» — уровень может повышаться или понижаться, но не увеличиваться или уменьшаться, поэтому можно сказать: повышение уровня благосостояния.

Употребление многозначных слов

Включая в свою речь многозначные слова, нам следует быть очень внимательными, мы должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации.

При употреблении многозначных слов очень важен контекст. Именно в контексте ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает иначе: Он уже распелся.

И непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *